Фактура как средство в рисунке

Урок 6. Фактура. Как рисовать еду

В предыдущих уроках мы разбирали, как передавать объем штриховкой. Еще одной ее функцией является передача материала, фактуры предмета: гладкий он или шероховатый, пористый, с трещинами, с волокнистой структурой, покрытый листвой или шерстью. Чтобы передать все это разнообразие, не обойтись лишь классическим штрихом.

Содержание:

Тут на помощь приходит декоративная штриховка: волнистые линии, крючки, зигзаги, точки, фигуры. Годится все, что сможет лучше раскрыть характер предмета. В рисунке «Кипарисы» Ван Гог создает ощущение ветра короткими закручивающимися линиями в листве, волнистыми – в траве. А в работе «Лодки на берегу в Сен-Мари» художник использует для песка точки и короткие штришки, движение воды передает завитками и дугами.

Декоративная штриховка используются самостоятельно или в сочетании с классической. При этом в зависимости от стиля и задачи, которую ставит перед собой художник, фактура может намечаться условно или же подробно и реалистично. Обычно детали дальних объектов изображаются схематичнее, более бегло, для ближних – с большим вниманием.

При этом, если художник не ставит перед собой целью фотореализм, то работа будет выглядеть живее, если прорисовывать не все элементы фактуры подряд, а лишь часть. Воображение зрителя дорисует недостающие детали.

Средства достижения разнообразных фактур

Средство 1. Форма штриха, его размер и направление. Например, плавные параллельные штрихи напоминают более гладкую фактуру, а мелкий перекрестный штрих с выраженной сеткой вызывает в воображении более рыхлые поверхности.

Средство 2. Твердость карандаша. Более рыхлым графитом мягких карандашей проще создавать природные шероховатые фактуры.

Средство 3. Изменение угла наклона карандаша к бумаге. Более гладкий эффект получается при работе карандашом под острым углом (например, можно использовать в портрете для передачи мягкости кожи лица). Если расположить карандаш почти плашмя, то эффект будет более рыхлым. Сточенный о наждачку кончик грифеля дает более широкий штрих (почти как мазок кисти), который может использоваться для изображения фактуры кирпича, черепицы, коры деревьев.

Средство 4. Клячка и ластик. Меняя форму первой, можно провести тонкую линию или выбелить облака на заштрихованном небе. Ластик удобно разрезать на треугольники, чтобы острым кончиком рисовать траву, фактуру коры дерева.

Средство 5. Обработка края предмета тоже говорит о материале. Выступающие за границу штрихи могут использоваться для изображения шерсти животного, покрытого травой холма, еловых веток.

Средство 6. Для создания интересных фактур можно использовать необычные карандаши. Например, утолщенным плоским грифелем легко создать зернистую фактурную поверхность. Можно найти размываемый водой графит, эффект от него напоминает акварель или тушь.

Средство 7. И сама бумага может применяться для лучшего раскрытия материала предмета. На фактурной проще изображать неровные поверхности, например, кору дерева или шерсть животного. Гладкая бумага хороша для портретов.

Упражнение. Создаем фактуру

Нет универсального рецепта изображения разнообразия фактур. Художник, присматриваясь к элементам ее узора, старается повторить их схематично или более реалистично. Что общего и различного между этими элементами: форма, размер, направление, тон? Создавая узор, важно отразить в нем и сходства, и отличия. Давайте потренируемся в изображении фактуры еды.

Для начала попробуем сделать это схематично. Ниже приведены четыре фактуры: спагетти, хлеб, листья салата и брокколи. Давайте изобразим их линиями, точками, пятнами. В процессе стараемся повторять изгибы и направления линий. Здесь не требуется стопроцентная точность. Однако чтобы узор выглядел более живым и лучше раскрывал характер, рисуя, сверяемся с натурой и помним о сравнении (ищем сходства и отличия). Например, изображая поверхность среза хлеба, делаем поры разными по тону, размеру, форме. При этом в одном пятне тон может быть неравномерным: темнее с одной стороны, светлее – с другой.

Теперь создадим фактуру более реалистично и подробно. Давайте и здесь порисуем на глаз, больше внимания уделим фактуре.

Наметим контур малины. Затем легко заштрихуем правую освещенную часть и более насыщенно – левую затененную. От тени к свету сделаем плавный переход. Накладываем штрихи плотно, чтобы рыхлость штриховки не отвлекала внимания от фактуры.

Читайте также:  Какие средства относятся пав

Без нажима на карандаш наметим ее округлые частички, меняя их форму и размер, обращая внимание на общий порядок расположения. Не в точности копируем, а стараемся уловить и передать характер узора, закономерности. Затем частички, расположенные на освещенной стороне ягоды, заштрихуем слева и снизу, создавая на них тень. Некоторые из них можно при этом пропускать. Для частичек, расположенных слева, усилим тень с правой стороны. Левая часть будет немного светлее – тут рефлексы. Мягким карандашом кое-где усилим тени, чтобы добиться большей объемности.

Некоторые частички можно отделить друг от друга короткими линиями. Продолжаем работать мягким карандашом. Затем острым кончиком клячки высветлим мелкие блики. Чтобы они выглядели более ярко, можно немного темнее заштриховать область вокруг блика.

По необходимости в целом немного затемним полутень справа и тень слева и снизу. Последние штрихи – наметим короткие усики по бокам, меняя их форму и наклон. Рисунок готов!

Рисуем еду

Давайте нарисуем выпечку. Вновь по традиции предлагаем поработать с натуры с боковым освещением. Если рисуете с фотографии, то в ней должна быть хорошо видна светотень. При изображении фактурных объектов очень важно не забыть уделить достаточно внимания объему, светотени. Проработка фактуры не должна быть первостепенной.

Шаг 1. Замеряем общие пропорции выпечки (высота к ширине). Переносим на бумагу, оставляя место для падающей тени. Определяем, как соотносятся между собой передняя и боковая поверхности, сколько раз высота верхней плоскости укладывается во всей высоте. Ставим соответствующие метки. Проверяем, равны ли верхняя и нижняя половинки выпечки, а затем измеряем углы наклона основных линий, образующих контур. Намечаем их. Находим направление и положение падающей тени.

Шаг 2. Уточняем форму выпечки. Сглаживаем контур, не увлекаясь, чтобы не потерять важного. Добавляем в него деталей. Убираем лишние линии. Намечаем границы собственной и падающей тени. Чем определяется форма тени на боковой поверхности выпечки? Обратите внимание, что сбоку, справа, есть не только собственная тень, но и падающие. Сверху – от горки сахарной пудры над срезом. А на нижней половинке выпечки — от верхней.

Шаг 3. Слегка затонируем собственную и падающую тень. Будем усиливать тон постепенно. Здесь важно не перетемнить тень на сахарной пудре.

Шаг 4. Очень легко твердым карандашом заштрихуем полутень на верхней плоскости. Сделаем темнее некоторые участки собственной тени.

Шаг 5. Затемним еще падающую тень. Слегка заштрихуем освещенную переднюю плоскость выпечки – тесто. Тонкую полосу сахарной пудры сверху оставим белой. Поработаем с фоном. Горизонтальная плоскость здесь темнее вертикальной. Наполним первую горизонтальными штрихами. Для стены можно использовать вертикальное и близкое к нему диагональное направление.

Шаг 6. Прорисуем фактуру передней плоскости. Наметим изюм, разломы и другие детали, передающие неоднородность теста.

Шаг 7. Кое-где затемним элементы фактуры теста. Сделаем темнее поверхность стола. В целом усилим собственную тень, при этом учитываем присутствие более светлых участков (сахарная пудра) и более темных (корочка теста). Выделим сбоку тоном самые темные пятнышки складок, ямок. Линию, которая отделяет верхнюю половинку от нижней, делаем неоднородной по темноте и толщине, варьируя степень нажима на острие мягкого карандаша. При этом на мягкий карандаш стоит давить с осторожностью. Его грифель более рыхлый и хрупкий. Аналогично можно создать трещинки на верхней плоскости, но в целом светлее и тоньше. Усилим падающую тень.

Шаг 8. Точками и разными по тону мелкими пятнами передадим рыхлую фактуру теста. Усилим собственную тень сбоку.

Шаг 9. Сделаем рисунок еще более контрастным и выразительным. Выделим наиболее темные участки теней. Их проще заметить, прищурив глаза. Падающую тень ближе к выпечке сделаем темнее. Кое-где тонкой прерывающейся линией, неравномерной по тону, подчеркнем тень под передней плоскостью. Рисунок готов!

При работе в тоне с фактурными предметами, очень важно прищуривать глаза, чтобы детали не отвлекали внимание. Также тональная неоднородность предмета создает определенную сложность в работе со светотенью. Помогает периодически отходить от рисунка и смотреть на него на расстоянии. А еще время от времени хорошо откладывать работу, отдыхать от нее, чтобы потом увидеть свежим взглядом. Когда завершаешь работу на одном дыхании, то проще что-то упустить.

Читайте также:  Эффективное средство для очищения крови

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

Понятие фактуры и материальности в учебном рисунке

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине «Рисунок»

Передача материальности и фактуры

Предмета средствами рисунка

050100 Педагогическое образование

Профиль «Изобразительное искусство и технологии»

Д.п.н., профессор Бадаев В.С.

Студент 451 группа ОДО

Набережные Челны, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. История передачи материальности и фактуры в учебном рисунке…………………………………………………………………………….5

1.1. Понятие фактуры и материальности в учебном рисунке………………….5

1.2.История отражения материальности и фактуры в учебном рисунке…………………………………………………………………………….8

Глава 2. Материальность и фактура как средства выразительности учебного рисунка…………………………………………………………………………. 10

2.1. Передача фактуры металла средствами рисунка………………………….10

2.2. Выразительные возможности карандаша в передаче фактуры дерева……………………………………………………………………………..11

2.3. Отражение фактуры ткани и передача ее материальности………………12

2.4. Особенности рисования стеклянных предметов………………………….13

2.5. Изображение поверхности воды карандашом…………………………….14

ВВЕДЕНИЕ

Главной задачей учебного рисования является достоверная передача изображаемых объектов на плоскости с помощью линейной перспективы и тональной моделировки.

В академическом рисунке результаты познания выражаются в художественных образах, которые отражают объективную действительность с позиций определенного эстетического мировоззрения художника, его понимания сути изображаемого явления и профессионального мастерства. Особую роль для передачи художественного замысла играют фактура и материальность.

Передача материальности и фактуры предметов является важной задачей учебного рисунка. Когда художник передает кроме объема формы и материальность (фактуру поверхности) – выразительность рисунка повышается.

Выполняя рисунок, художник должен научиться передавать фактуру таких материалов, как стекло, дерево, камень, вода ткань, кожа, листва, трава, облака и др. Если вы рисуете каменную стену, она должна выглядеть тяжелой и прочной, листва должна трепетать, вода выглядеть влажной, зеркальной, облака мягкими и легкими.

Четких правил передачи фактуры нет. Путь к успеху проходит через экспериментирование с техникой и материалами рисунка, через изучение и наблюдение натуры.

Наибольшая выразительность достигается тогда, когда в рисунке возникает необходимый ритм штрихов.

Практическая ценность курсового исследования состоит в изучении этапов выполнения фактурного рисунка начинающими художниками (студентами). Также данная работа окажет информационную помощь в изучении техники графитного карандаша и основных понятий материальности учебного рисунка.

Объект исследования: передача материальности и фактуры в учебном рисунке.

Предмет исследования: способы передачи фактуры и материальности как ведущего средства выразительности учебного рисунка

Цель работы: изучить способы передачи фактуры и материальности в учебном рисунке графитным карандашом.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Провести обзор теоретического материала, с целью раскрытия понятий «материальность» и «фактура»;

2. Изучить опыт художников в передаче материальности и фактуры в академическом рисунке;

3. Выполнить академический рисунок с характерной передачей материальности и фактуры предмета.

Для решения поставленных задач используются теоретические методы:

· Анализ литературы по проблеме исследования

· Систематизация полученных данных

· Эмпирический метод исследования: выполнение учебного рисунка.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПЕРЕДАЧИ МАТЕРИАЛЬНОСТИ И ФАКТУРЫ В УЧЕБНОМ РИСУНКЕ

Понятие фактуры и материальности в учебном рисунке

Фактура – характерные особенности материала, поверхности предметов в натуре и их изображение в произведениях искусств; а также особенности обработки материала, в котором выполнено произведение. Фактура во многом зависит от свойств используемого художественного материала, от особенностей натуры, которую он изображает, а также от поставленной задачи и манеры исполнения. Фактура – это характер поверхности: гладкость, шершавость, рельефность. Она несет в себе определенные черты композиционного средства. Фактура — одно из художественных средств, способствующих эмоциональному воздействию произведения. (см.Приложение 1, рис.1)

Читайте также:  Как сделать расчет амортизационных отчислений основных средств

Выполняя учебный рисунок на стадии проработки деталей, студент с первых работ сталкивается с проблемой выявления фактуры модели, передачей материальности предмета (гипс, ткань, стекло, керамика, дерево). Умение передавать материальность и фактуру предметов приходит постепенно, в процессе упражнений. Чтобы научиться профессионально справляться с поставленной задачей, необходимо получить ряд навыков в данной области, изучить различные материалы и техники рисунка, а также ознакомиться с основными понятиями.

К основным свойствам фактуры относятся рельефность, блеск и рисунок неровностей. Свойствам фактуры может быть дана как количественная, так и качественная характеристики. Качественно характеризуя свойства фактуры разных материалов, выделяют различные ее типы. Так по рельефности фактуры материалов делят на два основных типа – ровные и рельефные, и подразделяют каждый из типов на гладкие и шероховатые. По признаку блеска можно выделить – зеркальную, глянцевую и матовую фактуры. Отдельную группу составят типы фактурных материалов: шелковистая, бархатистая, перламутровая и т.д.

Чтобы передать в рисунке фактуру поверхности предмета, следует разнообразить технику тушевки. Карандаш — очень гибкий инструмент, он допускает различные приемы: если рисовать острием — получатся тонкие линии, если придать карандашу сильный наклон и проводить по бумаге не острием, а ребром графита — он дает широкий мягкий штрих. Густо положенные параллельные штрихи дают тоновое пятно. Изменяя нажим карандаша, направление штрихов, их размеры (то длинные, то короткие), рисуя ребрам графита или его острием, можно передать самую разнообразную фактуру.

Материальность – передача материальных качеств предмета его тональными и цветовыми отношениями, характером светотени, бликами и рефлексами.

Основными выразительными средствами рисунка являются: линия, штрих и пятно, или светотень.

Линия в зависимости от назначения выполняет различные функции: вспомогательные — при компоновке и линейно- конструктивном построении форм предметов; пространственные — для передачи пространственного положения формы в условиях освещения и пространственной среды; плоскостные — в декоративно-прикладном искусстве и графике. Отсюда и разнообразный характер линий. Пространственную линию выполняют то энергичным нажимом карандаша, акцентируя выступающие, участки формы, то легким касанием, помечая уходящие в глубину плоскости.

Штрих — это относительно короткие линии, с помощью которых в тоновом рисунке подчеркивают характер формы. Выразительность штриха зависит от мастерства рисовальщика и его вкуса. Техника штриха, особенно штрихов по форме, играет особую роль в выявлении поверхностей предмета, его конструкции, объема . Положенные рядом штрихи воспринимаются тоновым пятном. Плотность тона достигается сближением одних штрихов с другими, повторным нанесением ряда штрихов на поверхность листа бумаги.

Светотень – градация светлого и темного, соотношение света на форме. Светотень является одним из средств композиционного построения и выражения замысла произведения. Благодаря светотени зрительно воспринимаются и передаются в произведении пластические особенности натуры. В натуре характер светотени зависит от особенностей формы и материала предмета. В произведениях искусства светотень подчиняется общему тональному решению. Градация светотени: свет, тень, полутень, рефлекс, блик.

Художники независимо от тематики изображения стремились сделать зрительную иллюзию осязаемой. Задача воспроизведения материальности и фактуры открывала перед художниками обширное поле деятельности. Она толкала их на эксперименты с материалами и заставляла показывать все, на что они способны. Более того, тема выявления фактуры и свойств поверхности объекта никогда не отожествлялась с различными академическими взглядами или течениями в искусстве. Она существовала сама по себе.

Художники, все они без исключения придавали предметам поверхностные качества, хотя и не с равной степенью интенсивности. Кто-то показывал тончайшие фактурные нюансы, а кто-то ограничивался простым намеком на эти качества, используя минимум изобразительных приемов. Каким бы ни был подход, иллюзия фактуры может быть равно привлекательной для художника, создающего произведение, и для зрителя, рассматривающего картину.

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector