Меню

Здоровый образ жизни в китае доклад



О пропаганде здорового образа жизни в Древнем Китае

В этой статье мы расскажем вам о том, как древние китайские медики советовали использовать Цигун для оздоровления, заявляя о том, что он гораздо эффективнее медикаментозных препаратов. При этом много внимания уделялось профилактике и тому, что мы сейчас называем «пропагандой здорового образа жизни».

…Не следует слишком долго сидеть и долго ходить, долго смотреть и долго слушать. Не следует есть, когда нет сильного голода; не следует пить, когда нет сильной жажды… Телу надо побольше трудиться, а есть надо поменьше; но труд не должен истощать, а уменьшение пропитания не должно вызывать голод… Когда на сердце ясно, истинный дух [шэнь] обретает свое место. Когда ци умиротворено, то вредоносные силы бегут от тела… Когда человек безразличен к славе и выгоде и сконцентрирован на себе самом, его тело пребывает в покое, беды не действуют на него… Таковы принципы, которых следует придерживаться для взращивания жизни.

Древние китайские врачеватели активно использовали цигун в своей практике. Многие в открытую заявляли, что упражнения цигун могут быть более эффективными, чем таблетки или препараты. Такие возможности цигун как восстановление здоровья, излечение многих недугов, а также продление жизни вызывали интерес среди аристократии и состоятельных горожан. Популярность цигун в древнекитайском обществе была поразительной.

Традиция медицинского цигун насчитывает несколько тысячелетий. Так, в начале периода Чуньцю (770-476 гг. до н.э.) в Китае уже использовали цигун для лечения болезней и сохранения здоровья. В письменных памятниках мы встречаем упоминания об этом. В самом раннем классическом сочинении Китая – «Каноне о внутреннем Желтого императора» («Хуанди нэй цзин») – была предложена следующая концепция:

высшее искусство лечения – не допустить болезни.

Так становится понятно, что в китайской медицине на первом месте всегда стояли вопросы профилактики. А ведь идея о том, что самое верное лечение болезни – это не допускать ее проявления – весьма популярна и в современном мире.

Китайские врачи говорили о том, что большинство заболеваний связаны с нездоровым образом жизни. Отсутствие физических нагрузок, разнообразная, часто тяжелая, пища, нежелание заниматься собственным физическим телом… кажется, что это написано о современных людях – офисных работниках, которые не находят времени для утренней пробежки. Удивительно то, что много тысяч лет назад проблемы были «все те же». В главе «О следовании необычным способам» («И фа фан илунь») сказано:

Эти люди разнообразно питаются, но не работают, поэтому болезни в основном связаны с атрофией и закупоркой, с чередованием холода и жара: лечить их следует методами даоинь и аньцяо.

Вместе с тем, встречались люди, которые сделали здоровый образ жизни собственным девизом. Они много практиковали цигун и могли сознательно не допустить болезнь в свое тело, выполняя это методом тренировки ума или же использованием специальных упражнений. Так, Чжан Чжунцзин в сочинении «Краткое содержание золотого сундука» («Цзинь куй яолюэ») писал о них:

Некоторые люди могут воспитывать в себе осмотрительность, не позволяют вредным влияниям воздействовать на каналы и коллатерали, распространяться по каналам и коллатералям, не дают им циркулировать по внутренним органам и таким образом вылечиваются.

Много медицинских рецептов связаны с использованием упражнений цигун. Так, с помощью цигунотерапии рекомендовали лечить заболевания почек. В главе «О методах иглоукалывания» («Цы фа лунь») содержится такое указание:

Если у кого-либо долго болят почки [шэнь], то ему следует в пятую стражу (с 3 до 5 часов утра) повернуться лицом на юг, очистить дух и не допускать сумятицы мыслей, затем следует запереть ци и не дышать, при этом вытянуть шею и одновременно втягивать ци, как если бы приходилось глотать очень твердое вещество. Выполнить так семь раз, после чего проглотить слюну из-под языка. Предписывается без ограничения количества.

Древний медик Ли Гао применял комплексное использование препаратов и цигун для излечения нервных расстройств и переутомления. Очевидно, в Древнем Китае также встечался «синдром хронической усталости», который не давал аристократам возможности в полной мере наслаждаться жизнью. Симптомы, которые описыает Ли Гао, хорошо передаются любимым выражением нашей современности – «все плохо!». Итак, что рекомендует Ли Гао в таком случае? В сочинении «Тайны, хранимые в орхидейных покоях» («Лань ши ми цзан») Ли Гао пишет:

…Если настроение неровное, повседневная жизнь не имеет распорядка, наличествуют расстройства от переутомления, то все это наносит ущерб ци, ослабление ци приводит к расцвету [стихии] огня, а расцвет [стихии] огня умножает [стихию] земли селезенки… [появляется] расслабленность в речах и движениях, одышка, поверхностный жар, потливость, раздражительность. Во время болезни необходимо успокоить сердце и сесть спокойно, чтобы питать ци; также использовать сладкое и холодное, чтобы ослабить огонь; использовать кислое, чтобы собрать рассеянное ци; использовать сладкое, чтобы тонизировать ци.

Как видно из этого отрывка, во время страданий можно излечиться, «успокоив сердце и сев спокойно». В этой цитате мы видим комплексное использование цигун и лекарственных средств.

Читайте также:  Буклеты шаблоны здоровый образ жизни

Многие медики признавали примущества цигунотерапии перед использованием медикаментов, например, «с помощью этих четырех способов можно кратчайшим путем достигнуть излечения, оставив далеко позади лечение лекарствами, получаемыми из трав, деревьев, металлов и минералов».

Одним из сторонников медицинского употребления цигун был Чэнь Цзижу. В соответствии с опытом лечения он заключил:

Корень лечения болезней в способе движения. Болезни пустоты требуют специального связывания, укрепления воли; концентрируемое внутри воздействие используется для наполнения. Болезни заполненности требуют массажа и даоинь, вдыхать надо сильно и фиксированно; направленное наружу воздействие используется для рассеивания. Все болезни с жаром требуют выдыхать старое и вдыхать новое, чтобы входило через рот, а выходило через нос, что способствует охлаждению; болезни холода требуют сохранения ци и задержки дыхания, чтобы сознанием породить огонь, что способствует согреванию. С помощью этих четырех способов можно кратчайшим путем достигнуть излечения, оставив далеко позади лечение лекарствами, получаемыми из трав, деревьев, металлов и минералов.

Вместе с тем, понимая всю эффективность цигунотерапии, врачи Древнего Китая говорили о том, что для излечения необходимо первое – встать и пойти заниматься. В главе «О разном» («Цза ин пянь») сказано:

Те, кто взращивает жизнь в строгом соответствии с принципами, неустанно практикуют цигун, утром и вечером занимаются даоинь, овладевают движениями и достигают совершенства в защите [здоровья]… могут избегать болезней… Те же из больных, которые не соберут свою волю специально [на выполнение цигуна], никогда не излечатся.

Таким образом, все говорит о мощных восстанавливающих возможностях цигун. Как в древности, так и сейчас цигун может вылечить множество болезней, продлить жизнь, и дать энергию на все желаемые действия. Но для этого нужно сделать самую простую в мире, и подчас сложную вещь – отлипнуть от кровати, стула, кресла, и начать заниматься. Без этого ничего не произойдет.

Источник

Доклад: Образ жизни и обычаи Китая

На протяжении длительной истории у каждой национальности Китая сложился свой образ жизни, отражающийся в питании, одежде, жилище, обычаях, обрядах и т.п., на который наложили отпечаток природные, социальные, экономические и другие факторы. Так, на юге страны основным продуктом питания является рис, тогда как жители северных районов предпочитают мучные продукты. У уйгуров, казахов и узбеков любимые блюда — шашлык из баранины, плов и жареные лепешки «нан»; монголы предпочитают поджаренный рис, жаренные курдюки и чай с молоком; у корейцев в почете пудинг «дагао», холодная лапша и квашеная капуста; тибетцы едят дзамбу — поджаренную на масле ячменную муку и пьют чай с топленым маслом; люди народности ли, цзин, дай используют в качестве жвачки листья арековой пальмы. Что касается одежды, то маньчжурки предпочитают ходить в халатах «ципао», монголы носят национальные халаты и сапоги; тибетцы надевают запахивающиеся длиннополые кафтаны «чуба»; женщины национальностей мяо, и, яо носят юбки с многочисленными сборками; среди уйгуров популярны вышитые тюбетейки; корейцы носят обувь с загнутым носком, напоминающую по форме корабли; женщины мяо, и, тибетки любят украшения из золота и серебра; монголы , тибетцы, ачаны носят на пояс украшенные серебром кинжалы «дяодао». Традиционное жилище ханьцев — дом с двором, окруженный стеной. Кочевники Внутренней Монголии, Синьцзяна, Цинхая и Ганьсу живут в юртах. Народности дай, чжаун, буи и многие другие нацменьшинства Южного Китая строят из бамбука двухэтажные дома на сваях, называемые «ганьлань».

В районах, где компактно проживают ханьцы, обычаи просты. В день рождения нет особого ритуала, многие предпочитают есть «шоумянь» — лапшу, символизирующую долголетие. А бывает, что в городских семьях в этот день подается на стол европейский торт. В Китае установлен «Закон о браке», согласно которому мужчины, достигшие 22 лет, и женщины не моложе 20 лет имеют право вступить в брак и получить брачное свидетельство в соответствующем компетентном органе. Так и устанавливаются их законные супружеские отношения. Свадьба не представляет собой обязательную процедуру с юридической точки зрения. Свадьба — это праздник, когда новобрачные принимают поздравления от своих родных и близких. Свадебные обряды у нацменьшинств проходят по-разному: они иногда пышны и торжественны, а иногда просты и скромны. В этот день у одних принято радоваться и петь песни, у других невестам положено рыдать перед уходом из родного дома. У одних парни выбирают невесту, у других, наоборот, — девушки в мужья берут парней. У одних народностей принято намазывать щеки встречающих черным гримом, у других — балагурить с новобрачными, у третьих — подшучивать над свекром, и все это забавно и интересно. Похоронный обряд в Китае тоже несложный. Обычно устраивается прощание с покойным или траурный митинг в знак скорби. В городах распространена кремация, а в деревнях — погребение умершего. Традиционный похоронный цвет в Китае — белый, но теперь в случае похорон горожане надевают и черную траурную повязку. Исповедующие ислам нацменьшинства погребают умершего, а представители национальности и, проживающие в горах Ляншань(пров. Сычуань), национальностей лаху и пуми, проживающие в Юньнани, кремируют покойников.

Праздники. Официальными праздниками в Китае являются Новый год (Он празднуется по всей стране 1 января), праздник Весны(Новый год по лунному календарю), Международный женский день(8 марта), День древонасаждений(12 марта), День международной солидарности трудящихся(1 мая), День молодежи Китая(4 мая), Международный день защиты детей (1 июня), День создания Народно-освободительной армии Китая(1 августа), День учителя(10 сентября), Национальный праздник КНР(1 октября).

Праздник Весны. Каждый год в конце зимнего сезона, в преддверии весны китайский народ по традиции торжественно и радостно отмечает первый в году традиционный праздник — праздник Весны(Новый год по лунному календарю). Праздник Весны сопровождается расклеиванием парных бумажных надписей по обеим сторонам входа в дом, помещение украшается внутри лубочными новогодними картинами. В ночь накануне праздника Весны, именуемую «чуси», вся семья собирается вместе. Устраивается обильный праздничный ужин, после которого смотрят выступление известных артистов по телевизору, ведутся беседы на разные темы, игры. Во многих семьях молодые не ложатся спать всю ночь, это называется «шоусуй» — ожидание Нового года. Утром следующего дня во многих семьях кушают пельмени «цзяоцзы». После завтрака полагается обходить дома родственников и близких с поздравлениями и пожеланием всех благ. В дни праздника Весны устраиваются массовые выступления: танцы львов, пляски драконов, хороводы «сухопутных лодок», представления на ходулях.

Праздник Юаньсяо. Он приходится на 15-й день первого месяца по лунному календарю, его еще называют праздником Фонарей. Он совпадает с первым полнолунием в новом году. В этот день едят «юаньсяо» и любуются праздничными фонарями. Юаньсяо готовят из клейкого риса со сладкой начинкой. Они имеют форму шарика и символизируют счастье дружной семьи. Обычай любования фонарями, появившийся в I веке, и теперь сохранятся во многих районах страны. Вечером в праздник Юаньсяо во многих городах открываются ярмарки фонарей, где выставляются самые красочные фонари — произведения искусных мастеров. Они поражают разнообразием форм и сюжетов. В деревнях по обычаю устраиваются фейерверки, шествия на ходулях, танцы драконов, хороводы «янгэ», катание на качелях и другие мероприятия.

Праздник Цинми. Приходится на один из дней 4 — 6 апреля. Издревле в этот день поминали своих предков. А ныне в праздник Цинмин стали устраивать мероприятия в память о павших революционерах и погибших героях. В этот день приводятся в порядок их могилы. В Цинмин уже становится тепло, природа рацветает, и люди отправляются в загородные прогулки, запускают бумажные змеев, любуются весенней природой, поэтому праздник Цинмин еще называют «Тацинцзе» — день прогулок по первой зелени.

Праздник Дуаньу. Отмечается 5-го числа пятого месяца по лунному календарю. Считается , что возникновение его связано с памятью о китайском древнем поэте-патриоте Цюй Юане. Поэт жил в царстве Чу в эпоху Воюющих царств. Не раз обращался к чускому царю с предложениями о реформах, направленных против политической деградации и коррупции. Но тот, поверив наветам сановников, умышленно оговоривших Цюй Юаня, выслал последнего из столицы. В 278 г. до н.э. войска царства Цинь ворвались в столицу царства Чу. Цюй Юань, узнав о таком национальном позоре, 5-го числа пятого месяца покончил с собой, бросившись в реку. Согласно преданию, после его смерти люди, охваченные глубоким горем, сели в лодки и долго искали тело поэта в реке. С тех пор каждый год 5-го числа пятого месяца в память о великом поэте люди стали устраивать на реках гонки лодок, по форме напоминающих дракона. Одновременно с этим они бросалм в реку для Цюй Юаня бамбуковые коленца, наполненые вареным рисом. Но однажды, как гласит легенда, им встретился на берегу Цюй Юань и сказал: «Весь рис, который вы даете мне, съедает дракон. Завертывайте рис в тростниковые листья и перевязывайте его цветной ниткой, потому что дракон больше всего боится этих двух вещей». После этого стали делать «цзунцзы», завертывая рис в листья тростника. Сегодня «цзунцзи» стали традиционной пищей, которые едят не только в день Праздника Дуаньу, но и в будни.

Праздник Чжунцю. Его отмечают 15-го числа восьмого месяца по лунному календарю. Этот день считается серединой осени и в древности его назвали «Чжунцю». Издавна каждый год в Чжунцю люди готовили из муки пряники и приносили их в дар богу Луны. По окончании обряда пряники ела вся семья, что символизировало благополучие в семье. Этот обычай сохранился и до наших дней. В этот день луна особенно ярка. Под ярким светом луны вся семья собирается вместе, любуется луной и ест лунные пряники. Яркий свет луны вызывает воспоминания о родных, и в памяти всплывают строки из стихотворения Ли Бо, великого поэта династии Тан:

Голову вверх подняв,

Я взор к луне обращаю,

О родине вспоминаю.

Наряду с общими праздниками многие национальные меньшинства сохранили свои традиционные праздники. У дайцев — это «Праздник воды», у монголов — «Надом», ияне отмечают «Праздник Факела», яотяне справляют «Праздник Дану», байцы устраивают «Мартовский базар», чжуане — песенные соревнования, тибетцы отмечают тибетский Новый год и праздник урожая «Ванго» и т.д.

Источник

Китайские представления о здоровом образе жизни: чем они отличаются от нас

Тема Китая и здоровья сейчас на слуху. И эту страну обвиняют во всяких грехах: и едят они кого попало, и руки не моют, и плюются во все стороны. Все это есть, отрицать не приходится. Еще они очень много курят, это тоже реальность. Однако, в целом китайцы довольно здоровая нация. Почему?

Решила посмотреть на то, как китайцы себе представляют здоровый образ жизни, и чем их представления отличаются от привычных нам.

Китайцы огромное внимание уделяют своему телу, они за тело, в первую очередь, дух у них где-то на последних местах. Здесь очень многие занимаются разными видами активности: молодежь много бегает, пенсионеры занимаются на уличных тренажерах и много ходят пешком. Еще тут в большом почете разные виды гимнастик, как традиционных, вроде у-шу, так и новомодных, типа йоги. Тут между ними и нами есть сходство, хотя у них это более популярно, чем у нас.

Кроме того китайцы делают много упражнений на растяжку и обожают массаж. Это не часть лечения, а именно часть образа жизни. Еще китайцы очень много занимаются разными дыхательными и энергетическими практиками. Они считают, что важно регулировать потоки энергии в организме. А это обеспечивается дыханием, употреблением воды и управлением волнами энергии в теле.

Я уже писала о том, что китайцы очень много пьют горячей воды, это важнейшая часть их национального образа жизни. Они убеждены, что именно так они могут бороться с болезнями и поддерживать здоровым свой организм. Ни одна нация в мире больше не пьет столько воды, и в этом, похоже, есть китайский секрет.

Цигун – это самая известная и популярная энергетическая гимнастика, но есть и другие традиции. Но цигун – это не комплекс упражнений, а тоже образ жизни, который охватывает и физическое, и психическое состояние человека. Они считают, что спокойствие и малая эмоциональная вовлеченность в окружающую жизнь – это тоже залог здоровья, поэтому они мало что принимают близко к сердцу. И этим они сильно отличаются от нас. Мы на все слишком активно реагируем и тем самым расходуем свою энергию попусту.

Здоровый образ жизни не мыслим без правильного питания. По-китайски это значит, что нужно есть свежие продукты, много овощей и фруктов, не подвергать продукты долгой термической обработке (это их до вируса и довело, видимо). При этом в их традиционном рационе совсем нет сладкого и очень мало дрожжевых продуктов, в отличие от нашего рациона. Поэтому китайцы все худые, хотя молодежь пьет газировку и ест разные сладкие снэки и полных среди них уже много.

Китайцы не склонны считать калории и ограничивать себя в еде, это не в их стиль. Едят они много. Но так как в пище обычно преобладают овощи и рис, животных жиров не очень много, то можно сказать, что их диета вполне здоровая, для них во всяком случае.

Стоит ли пытаться перенять их образ жизни? Я не уверена, что нужно. Однако, кое-что можно у них и позаимствовать, и прежде всего это дыхательные практики и отказ от сахара. Мне кажется, что это поможет значительно улучшить свое здоровье.

А как вы думаете, у китайцев здоровый образ жизни? И нам есть чему у них поучиться?

Если вам интересно больше узнавать о моих китайских впечатлениях, то подписывайтесь на мой канал .

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ЗОЖ © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению. Обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!

Adblock
detector
Название: Образ жизни и обычаи Китая
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: доклад Добавлен 06:15:33 23 февраля 2004 Похожие работы
Просмотров: 1646 Комментариев: 18 Оценило: 9 человек Средний балл: 4.8 Оценка: 5 Скачать