Здоровый образ жизни картины художников

Культ тела: спорт в искусстве СССР и современной России

Георгий Гурьянов, «Гребцы» (1957)

Самым спортивным искусство стало в Советском союзе. Молодое государство создавалось под лозунгом «в здоровом теле – здоровый дух». Спорт стал культом и идеологическим ядром СССР, фундаментом новой страны, который были нужны свои супергерои.

Именно на такую группу художников был запрос, потому в 20-х и 30-х годах в лидеры вырвалась объединение ОСТ (Общество художников-станковистов), прославляющих культ тела молодых рабочих и спортсменов.

Самым видным из них стал Александр Дейнека, чьи работы на эту тему вошли в золотой фонд советского искусства и выделяются на фоне мертвого и официозного соцреализма. Спорт у Дейнеки — это философия, мечта и метафора. Здесь еще не пахнет пропагандой и госзаказом, а правит настоящий арт, который просто совпал с духом и запросом времени, а потому пришелся ко двору. Футболисты, пловцы, культуристы — вот основные сюжеты его картин. Взять, к примеру, огромное полотно «Вратарь» 1934 года из собрания Третьяковской галереи, где запечатлен парящий в воздухе голкипер, протягивающий руки за летящим в ворота мячом. Помимо художественной ценности, игры с перспективой, подобно художникам итальянского Возрождения, и движением, здесь заложены важные смыслы: вратарь, по мнению многих искусствоведов, предстает не иначе как божественным существом, титаном, который зависает в условном космическом пространстве, где сам мяч скорее напоминает планету. То есть вратарь, человек спортивный и подтянутый, становится центром вселенной. Но это не просто холодный образ советского победителя, Дейнека все-таки романтизирует своего персонажа, устремленного в прекрасное будущее, на которое в те годы еще была надежда. Футбольные образы завораживали художника с самого начала — стадион превращался в его пленэр. Он водил знакомства со спортсменами, да и сам занимался боксом. За 10 лет до «Вратаря» Дейнека написал другое свое великое произведение — «Футбол», а потом еще несколько десятков похожих рисунков.

«Писал футбол. Игру любил, знал ее, как тысячи моих сверстников, как десятки тысяч взволнованных зрителей. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину», — так объяснял свои увлечения сам автор. Кстати, в «качалке» Дейнека и познакомился с другим спортсменом-художником — Георгием Нисским, чья выставка в этом году открылась в Институте русского реалистического искусства. В итоге, Нисский слишком много воспринял от своего наставника, потому в его работах мы опять же можем рассмотреть уклон к спорту. К примеру, он увлекался яхтингом, часто ходил под парусом, выигрывал несколько соревнований, стал чемпионом Москвы, потому картина «Регата» занимает особое место в его творческой судьбе. Здоровый образ жизни для Нисского также стал источником вдохновения. Известно его изречение про то, что если бы у художников, как у спортсменов, были бы, условно, свои Лужники, возможно, они бы иначе мыслили и развивались.

Александр Дейнека, «Девушка, завязывающая ленту на голове» (1951)

В этом же стиле запомнились работы других художников того времени — Юрия Пименова, Александра Самохваловаи Сергея Лучишкина. Всего можно насчитать десятки тысяч таких произведений, ценность которых подчеркивается их актуальностью. Пять лет назад в лондонском отделении аукционного дома Sotheby’s прошла запоминающаяся и популярная выставка «Советское искусство. Советский спорт», где как раз выставили картины всех этих художников. Одна из самых ярких среди них — «В физкультурном зале» — принадлежит женщине, Ольге Ваулиной. На ней мы видим юношу и девушку в спортзале, которые явно застигнуты в перерыве между повторами. По ней можно изучить, в чем было принято выходить на тренировку в ту эпоху. Эти работы и сегодня представляют интерес как для российских, так и для зарубежных коллекционеров, особенно американских, ведь в США находится самое внушительное на сегодняшний день собрание русского реалистического искусства.

Читайте также:  Динамика здорового образа жизни

Тоталитарному режиму свойственна эстетизация сильного тела, потому часто возникают разговоры об этических моментах в этом эстетическом превосходстве, ведь образ сверхчеловека иногда отдает фашистскими нотками. Потому в Третьем рейхе практически одновременно с дейнековским вратарем выявили своего типичного нацистского выносливого супергероя, что особенно отчетливо проявилось в брутальных и мускулистых скульптурах того времени. Однако это было монументальное и холодное искусство, в котором уже не было никакой романтики, а царила сплошная идеология, потому в данном случае отделить одного от другого чрезвычайно сложно.

В современном искусстве художники тоже уловили запрос на ЗОЖ, уже более свободный и очищенный от диктатуры строя и социально-политических реалий. Тело становится таким же объектом товарно-денежных отношений, как и все вокруг, — этот факт умело подхватывают и художники. Люди тренируются, чтобы нравиться себе и окружающим.

На эту тему отчетливее всего несколько лет назад высказалась российский художник Мария Агуреева на своей персональной выставке «Citius, Altius, Fortius! Commodification», к которой она пришла после занятий фитнесом. На ее картинах мы видим обнаженных спортивных девушек, которые выполняют простые физические упражнения с узнаваемыми атрибутами. При том что спортивная одежда на них нарисована, а сама фотография перенесена на кафельную плитку, которая напоминает о бассейнах и душевых кабинках фитнес-клубах.

Кстати, тема бассейнов — одна из самых популярных среди представителей арт-сообщества. Стоит хотя бы взглянуть на знаменитую работу двух российских художников — Александра Виноградова и Владимира Дубосарского — «Ночный фитнес». Это пара в ироническом смысле довольно успешно возрождает традиции советского реалистического искусства и переводит его на язык нашего времени, потому тема спорта возникла сама собой, как призрак из прошлого. В этой работе вместо традиционных для СССР футболистов и волейболистов у художественного тандема появляется простой посетитель бассейна — девушка, которая во время занятий аквааэробикой как будто улетает в космос, подобно выдуманному герою Кабакова, вылетающего из коммуналки. Вот он новый супергерой — человек, заботящийся о своем теле, который настоящий оргазм может получить только в спортзале.

Сергей Лучишкин, «Парад на стадионе «Динамо»» (1936-1976)

Виноградов и Дубосарский стали одними из самых дорогих российских художников последнего времени, как и Григорий Гурьянов, барабанщик группы «Кино» и участник легендарной Новой академии Тимура Новикова, которая возродила классическую эстетику и утвердила неоакадемизм как ключевое художественное направление в современном искусстве, а следовательно и возродила интерес на натренированным телам. Он тоже в какой-то степени переосмыслил соцреализм, впитал в себя лучшее традиции 30-х, от Дейнеки до Рифеншталь, а потом уже самостийно сосредоточился на героических образах спортсменов, возрождая того самого супергероя из советских мифов. В 1998 году его гомоэротичная картина «Гребцы» стала официальным символом Олимпийских гей-игр в Амстердаме, а серия моряков может стать украшением любого спортивного клуба и послужит мотивацией для его посетителей. Два года назад на торгах Sotheby’s его спортивный и величественный «Автопортрет» ушел за 143 тысячи фунтов стерлингов. Не менее известный «Прыжок», где мы видим юношу, прыгающего в воду с вышки, ранее был продан за 122 тысячи. Гурьянов, пожалуй, больше всех из современных художников, сделал для культа тела: он тиражировал свои работы, как любой коммерчески успешный художник, одних «Боксеров» можно насчитать десятки штук, а отличаются они лишь цветом полос на трусах или позой спортсменов.

Читайте также:  Титульный лист по теме здоровый образ жизни

Прошедший чемпионат мира по футболу в России вновь проявил интерес художественных институций к теме спорта. В одной Москве в игру включились известные галереи и музеи. Самая показательная выставка в тему прошла в галерее «Триумф» и называлась Football Prayers. Современный итальянский художник Алекс Фолла, вдохновившись изречением режиссера Пазолини про то, что спорт – это зрелище, заменившее театр, ритуал и бегство от действительности. В итоге, он создал свои образы, в которых тренировки приравниваются к религиозному культу: игроки известнейших команд мира у него запечатлены с характерными для каждого религиозными жестами. Мы видим перекрещивающегося католика, мусульманина в поклоне и т.п. Таким образом, человеческое тело, по мнению художника, становится храмом новой религии: «Без идеально натренированного тела, обеспечивающего безукоризненную физическую форму, невозможно выразить талант, который является чем-то неосязаемым, невозможно вызвать эмоции и чувственно вовлечь зрителя в своеобразное живое общение». Так что выходит, что фитнес – это и есть сегодняшняя дорога, которая ведет к храму.

Источник

Презентация к уроку по изобразительному искусству на тему «Красота движений человека. ЗОЖ в картинах художников»

В презентации рассмотрены все составляющие ЗОЖ на примерах плакатов и картин художников.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по изобразительному искусству на тему «Красота движений человека. ЗОЖ в картинах художников»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «Горки-Х»

Здоровый образ жизни в картинах художников

Каширина Наталья Павловна

учитель ИЗО и технологии

Здоровье – незаменимая ценность нашей жизни! Только здоровый человек может в полной мере стать счастливым!

Здоровье – это не только хорошее самочувствие, но и хорошее настроение, человек легко и радостно общается с другими людьми, способен хорошо и активно учиться и работать и не слишком устает при этом.

Всем известно и понятно,

Что здоровым быть приятно.

Здоровый образ жизни

Образ жизни – вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения людей.

Здоровый образ жизни

К здоровому образу жизни относятся:

  • правильное питание;
  • физическая активность;
  • соблюдение режима дня;
  • закаливание;
  • отдых и работа на свежем воздухе;
  • отсутствие вредных привычек;
  • хорошее настроение.

Натюрморты. Аппетитные, сочные и вкусные овощи и фрукты. Их так и хочется съесть!

Красивые и рельефные тела являются идеальной натурой для художника. Застывший на холсте маслом образ спортсмена позволяет мастеру передать целую гамму эмоций: от восхищения до желания подражать. Спорт на картинах художников может выглядеть разнообразно, но при этом всегда поражать воображение.

Читайте также:  Зож это не пить

Быстро встали, улыбнулись.

Вправо, влево повернитесь.

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

Соблюдение режима дня

Соблюдение режима дня

Отдых и работа на свежем воздухе

Отдых и работа на свежем воздухе

Отдых и работа на свежем воздухе

Отсутствие вредных привычек

Ведите Здоровый Образ Жизни!

Источник

parashutov

parashutov

СПОРТ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 13 — 10 АВГУСТА — ДЕНЬ ФИЗКУЛЬТУРНИКА!)

День физкультурника отмечается в нашей стране с 1939 года. Этот праздник получил широкое распространение в первые десятилетия Советской власти в 1920-1930-х годах, когда был внедрён лозунг, взятый у Ювенала: «В здоровом теле — здоровый дух!».
18 апреля 1923 года было создано Московское пролетарское спортивное общество «Динамо». 19 апреля 1935 года Постановлением СНК СССР было создано Всесоюзное профсоюзно-кооперативное добровольное спортивное общество «Спартак». Спорт начал стремительно развиваться. Кстати, День физкультурника входил в число праздников, по которым военнослужащим Красной армии выдавались так называемые «наркомовские 100 грамм» водки.
В СССР праздник отмечался во вторую субботу августа на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» от 1 октября 1980 года.
Российская Федерация успешно продолжает эту традицию! Поэтому сегодняшняя галерея будет посвящена спорту!

С Днем физкультурника!
В здоровом теле — здоровый дух!
Мы верим твердо в героев спорта!

Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971) Советская физкультура (панно). 1936 г. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Свердловская обл.

Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971) На стадионе. 1931 г.

Луппов Сергей Михайлович (1893-1977) Водная станция. 1937 г. Таганрогский художественный музей

Дейнека Александр Александрович (1899-1969) Эстафета по кольцу «Б». 1947 г.

Лучишкин Сергей Алексеевич (1902-1989) Соревнования. Гимнастика. 1970 г.

Витинг Николай Иосифович (1910-1991) Юные гимнастки. 1950-е гг.

Ройтер Михаил Григорьевич (1916-1993) Велогонщики. 1976 г.

Ройтер Михаил Григорьевич (1916-1993) Разминка. 1970 г.

Кузнецов-Казанский Михаил Иванович (род. 1946) Движение. Бег. 2013 г.

Лукашонок Анатолий Дмитриевич (род. 1946) Тяжелая атлетика. 1988 г.

Лукашонок Анатолий Дмитриевич (род. 1946) Гимнастика. 1988 г.

Говорков Иван Владиславович (род. 1949) Спортивная весна. 1979 г.

Боровик Виталий Львович (род. 1949) Легкая атлетика. 1988 г.

Борисова Александра Павловна (род. 1963) Баскетбол. 2017 г.

Борисова Александра Павловна (род. 1963) Футбол. Опасный момент. 2017 г.

Оконечников Александр Юрьевич (род. 1973) Олимпийцы. 2006 г.

Уткин Евгений Александрович (род. 1981) Двенадцать раундов.

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) На старт.

Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971) Теннис. 1968 г.

Дейнека Александр Александрович (1899-1969) Футбол. 1927 г.

Дейнека Александр Александрович (1899-1969) Теннис. 1923 г.

Дейнека Александр Александрович (1899-1969) Баскетбол. 1962 г.

Титов Ярослав Викторович (1906-2000) Тренер. 1994 г.

Титов Ярослав Викторович (1906–2000) Высота, прыжок с шестом. 1949 г.

Ройтер Михаил Григорьевич (1916-1993) Жанна Хрусталёва. Упражнения на брусьях. 1964 г.

Ройтер Михаил Григорьевич (1916-1993) Гимнасты. Монотипия. 1965 г.

Скрябин Пётр Дмитриевич (1923-2008) «Динамо» принимает поздравления. В раздевалке. 1957 г.

Яркин Владимир Петрович (род. 1939) Бассейн. 1988 г.

Яркин Владимир Петрович (род. 1939) Борьба 1988 г.

Лукашонок Анатолий Дмитриевич (род. 1946) Первый урок. 2018 г.

Карасева Вера Владимировна (род. 1980) Гимнастки. 2013 г.

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector