Заметка по зож в школе

«Формирование здорового образа жизни школьников как один из аспектов здоровьесберегающей деятельности в воспитании»
статья по зож на тему

Здоровье — одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. В работе рассматриваются проблемы здоровья обучающихся и использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников.

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Мещерякова Любава Борисовна,

учитель начальных классов

средняя общеобразовательная школа

Омского муниципального района

«Формирование здорового образа жизни школьников

как один из аспектов здоровьесберегающей деятельности в воспитании »

Здоровье — одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.

В сложившихся условиях социально-экономических преобразований в стране обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и катастрофически ухудшающимся здоровьем детей. Вопрос сохранения здоровья подрастающего поколения приобретает глобальный характер общегосударственной комплексной проблемы, не только медицинской, но педагогической и социальной. Не случайно задачам по сохранению и укреплению здоровья школьников уделяется внимание на самом высоком уровне. Сохранение укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны.

Сегодня ни для кого не секрет, что существующая система обучения не только не способствует улучшению здоровья учащихся, но зачастую приводит к его нарушению. Чтобы образовательный процесс приносил удовлетворение и радость для всех, надо чтобы и обучающиеся и педагоги были здоровы. Каким образом от нас зависит здоровье обучающихся и что мы, педагоги, можем сделать для его сбережения? На чем сегодня необходимо сосредоточить усилия, чтобы повысить эффективность деятельности школы, учителя по сохранению здоровья учащихся? Как дать качественное образование не в ущерб здоровью ребенка?

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.

Использование здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании помогает предупреждению социальных отклонений в образе жизни школьников, в профилактике девиантного поведения, в предупреждении вредных и формировании полезных привычек, повышению качества образовательных услуг.

На сохранение здоровья влияет комплекс различных факторов: биологических, экологических, экономических, социальных и т.п.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни», под которым следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

  • оптимальный двигательный режим (культура движений);
  • закаливание организма;
  • личная гигиена;
  • рациональное питание;
  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
  • положительные эмоции.

Физическая нагрузка является одним из важнейших средств укрепления здоровья. Даже небольшая каждодневная 20-минутная гимнастика приносит огромную пользу. Гимнастика, атлетика, подвижные игры очень полезны для сердечно-сосудистой системы, лёгких, укрепления опорно-двигательного аппарата. Физические упражнения очень важны для школьников, так как умеренные нагрузки позволяют расти организму, способствуют правильному обмену веществ в организме. Кроме того, регулярные физические нагрузки дисциплинируют и способствуют соблюдению распорядка дня. Занятия каким-либо видом спорта дают молодому растущему организму стимул для правильного развития и ограждают детей от вредных привычек.

Физические нагрузки трудно отделить от такого важного компонента здорового образа жизни как закаливание. Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются. Водные процедуры должны обязательно стать вполне естественными и регулярными для любого школьника.

Личная гигиена также является одной из важной составляющей здорового образа жизни, ведь не соблюдение этого важного компонента является прямым путем к всевозможным заболеваниям. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены. Перед родителями и воспитателями задача привить соблюдение таких правил является крайне важным.

В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранения здоровья. Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности. Такое питание должно соответствовать возрасту, желательно четырех-пяти разовым, сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу и полностью обеспечивать энергетические затраты организма. Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.

Такое понятие как распорядок дня всё реже встречается в жизни современного человека, но этот фактор тоже имеет немаловажную роль в сохранении здоровья. Формирование здорового образа жизни у школьников неотделимо от соблюдения правильного режима дня. Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и любых других видов деятельности в течение суток. Его значение состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма, что способствует укреплению здоровья.
Для выбора оптимального режима дня, необходимо составить распорядок занятий таким образом, чтобы максимально эффективно чередовать работу и отдых. Режим дня школьников обычно разделяется на следующие компоненты: — учебные занятия в школе; — выполнение домашних заданий; — сон; — питание; — занятия физическими упражнениями; — отдых; — занятия в свободное время. Нахождение правильного распределения времени на эти занятия способствуют сохранению физического и психического равновесия ребенка.

Что же касается вредных привычек, то оградить школьника от курения, употребления алкоголя или наркотиков, на сегодняшний день является крайне важным, хотя и очень непростым занятием. Бесчисленная недобросовестная реклама негативных привычек, которая атакует школьников с телеэкрана или сети Интернет, легко проникает в еще не окрепшие умы. Желательно оградить школьника от влияния такой рекламы, и наоборот – значительную часть усилий направить на пропаганду здорового образа жизни и рассказу о негативных последствиях таких вредных привычек. Самым лучшим способом для этого является личный пример родителей и воспитателей.

Говоря о положительных эмоциях, следует помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.

Для того, чтобы сформировать у школьника здоровый образ жизни, необходим комплексный подход по отношению к детям. Совместная работа родителей, учителей, социальных педагогов, психологов и медицинских работников может дать реальный положительный результат.

Необходимо научить детей самим заботиться о своем здоровье, формировать установки на поддержание здорового образа жизни.

Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьесберегательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.

Для эффективности внеклассной работы в этом направлении в нашей школе на протяжении многих лет действует кружок «Полезные привычки», который способствует формированию у обучающихся начальных классов ЗОЖ и отрицательного отношения к вредным пристрастиям.

Принципы ЗОЖ формируются и при проведении тематических классных часов-тренингов, бесед, викторин, экскурсий, спортивно-оздоровительных мероприятий и других формах внеурочной деятельности.

классные часы проводились по следующим направлениям:
— здоровье и здоровый образ жизни;
— режим дня, учебы и отдыха;
— основы правильного питания;
— личная гигиена;
— значение физкультуры и закаливания;
— вредные привычки;
— чувства и эмоции человека;
— нравственное и половое воспитание;
— безопасность в доме, на улице, на дорогах;
— детский травматизм;
— профилактика заболеваний;
— террористические акты.

Помимо классных часов развитие физического потенциала происходит в различных организованных культурных мероприятиях и самостоятельной двигательной деятельности, а закрепление и демонстрация приобретенных знаний, двигательных умений и навыков на спортивных праздниках, развлечениях, проводимых во внеурочное время.

Немаловажное место в сохранении и укреплении здоровья имеет занятость учащихся в различных спортивных секциях и кружках.

В классе действует уголок здоровья «Страна Здоровей-ка». Куда помещается полезная информация, работы учащихся (рефераты, сообщения по темам «Правильное питание», «Режим дня», «Рецепты здоровья»; книжки самоделки, стихи собственного сочинения). Содержание уголка постоянно меняется.

Родители являются нашими первыми помощниками. Принимают участие в спортивных праздниках, конкурсах, соревнованиях.

Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников в различных оздоровительных мероприятий определяется не столько качеством используемых приемов и методов, сколько их грамотной встроенностью в общую систему, направленную на благо здоровья учащихся и педагогов и отвечающую единству целей, задач, идеологии.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников формирует у них представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствуют успешной социальной адаптации, помогают сделать осознанный выбор здорового стиля жизни, повышает качество образовательных результатов.

Здоровье — бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. При встречах и расставаниях с близкими нам людьми мы всегда желаем им хорошего здоровья, потому что это — главное условие полноценной и счастливой жизни.

В заключение вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.Ж. Руссо хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Источник

Статья » Здоровый образ жизни школьников»
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)

В стаье » Здоровый образ жизни школьников» я уделяю внимание основным принципам ЗОЖ.

Скачать:

Вложение Размер
statya_zdorovyy_obraz_zhizni_shkolnika.docx 21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровый образ жизни школьника

Здоровый образ жизни – важнейшее условие здоровья любого человека. Соблюдение здорового образа жизни особенно актуально в детском возрасте, когда психика и тело человека еще только формируются.

В статье «Здоровый образ жизни для детей» я делаю акцент на критериях здорового образа жизни детей дошкольного возраста, когда нагрузка на ребенка еще относительно невелика и родитель играет определяющую роль в установлении поведения своего малыша. В период школьного обучения ребенок попадает в совершенно иные условия жизни, к тому же он становится все более самостоятельным, поэтому здоровому образу жизни школьника я решила посвятить отдельную статью.

На здоровье человека оказывает влияние целая группа различных факторов – это и наследственность, и экологическая обстановка, и уровень развития медицины. Однако наиболее существенным фактором является тот образ жизни, которого придерживается человек. К счастью, это именно та область, которую мы в силах регулировать сами. Игнорирование вопроса здорового образа жизни, как правило, приводит к самым плачевным результатам, когда даже самый мощный запас здоровья ребенка истощается и человек становится заложником различных недугов.

Как показывает статистика, за время обучения в школе около половины детей приобретают то или иное хроническое заболевание и только 10% выпускников полностью здоровы. Уберечь своего ребенка от заболеваний и сохранить его здоровье на максимально высоком уровне вполне по силам родителям и педагогам – нужно лишь понимать важность этой проблемы и действовать грамотно и продумано. О подходе к воспитанию здорового образа жизни мы поговорим в отдельной статье, а пока определимся, какими критериями определяется здоровый образ жизни школьника.

В чем особенность школьного периода жизни?

Говоря о здоровом образе жизни школьника, мы должны четко представлять, какие особенности его жизни могут представлять опасность для нарушения гармоничной схемы поведения. Попробуем сформулировать основные моменты.

1.Возрастающая учебная нагрузка в школе.

2.Занятия в учреждениях дополнительного образования.

3.Уменьшение контроля со стороны родителей.

4.Становление личности ребенка и формирование собственных взглядов на правильный образ жизни.

5.Влияние сверстников на поведение, предпочтения и устремления.

6.Половое созревание и связанное с ним поведение.

7.Психологическая ранимость ребенка в критические переходные периоды, в том числе в подростковом возрасте.

Здоровый образ жизни школьника: основные принципы

В вопросе здорового образа жизни школьника задача родителей и педагогов подразумевает три основных направления:

1.создание оптимальных внешних условий (питание, одежда, подходящая мебель и т.п.);

2.составление гармоничного режима труда и отдыха;

3.воспитание правильных представлений о здоровом образе жизни и его важности, а также формирование здорового стереотипа поведения.

Здоровый образ жизни формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет все прочие усилия.

Питание школьника должно быть полноценным и сбалансированным. Энергии и питательных веществ должно хватать на рост и ежедневную активность, при этом избыток и недостаток калорийности и питательной ценности одинаково вредны.

Рациональный режим дня

Сюда входит режим труда, подразумевающий рациональную учебную нагрузку, а также достаточный объем качественного отдыха, в том числе сна.

Оптимальная физическая нагрузка

Любой ребенок, даже самый «неспортивный», должен заниматься физкультурой или спортом. Учитывая, что уроки физкультуры не в состоянии обеспечить достаточную физическую нагрузку, в свободное время школьнику рекомендуется посещать спортивную секцию и выделять время на подвижные игры на свежем воздухе.

Закаливание является отличным средством повышения сопротивляемости организма: человек становится менее подверженным простудным заболеваниям, он реже болеет вирусными инфекциями даже во время эпидемий.

Соблюдение гигиенических норм

В эту группу входят все основные гигиенические мероприятия: поддержание чистоты полости рта и тела, гигиена половых органов, чистота постельного и нательного белья, использование только личных предметов гигиены и т.п.

Отказ от вредных привычек

Курение, алкоголь, любая форма наркомании несовместимы со здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития, формированием различных заболеваний и даже смертью.

Благоприятная психологическая обстановка в семье

Добрые дружеские отношения между всеми членами семьи являются основой психического здоровья школьника.

Более подробно о каждом из компонентов здорового образа жизни читайте в нашей статье «Основы здорового образа жизни школьника» .

Здоровый образ жизни школьника: советы родителям

Знание общих принципов здорового образа жизни само по себе не дает ничего позитивного: здоровье не улучшится до тех пор, пока не будут приняты достаточные меры в этом направлении. Общие принципы мало приемлемы для конкретного человека: «стричь всех под одну гребенку» неполезно, да и просто невозможно.

Как составить индивидуальный план здорового образа жизни для школьника?

Надеемся, наши советы помогут вам.

Учитывайте возраст ребенка

Это касается практически каждого аспекта здорового образа жизни: питание, продолжительность сна, допустимая учебная нагрузка, характер физической активности строятся на основе потребностей и возможностей определенного возраста.

Помните о разном исходном запасе здоровья, физической выносливости и индивидуальных особенностях психики школьника

Не секрет, что есть дети с разной потребностью в движении, общении, отдыхе – обязательно стройте распорядок дня своего школьника с учетом этих особенностей.

Корректируйте образ жизни в зависимости от критических периодов жизни и возникновения острых заболеваний

Если в один из переходных периодов вы заметили, что ребенок стал больше уставать – по возможности снизьте учебную и дополнительную нагрузку.

Не переусердствуйте: постарайтесь не давить на ребенка

Действуйте больше убеждением и собственным примером. Выбирая способ закаливания, посоветуйтесь с ребенком. Не заставляйте его есть, например, «такую полезную» цветную капусту, если он ее не любит – возможно, он предпочтет другой вид капусты или свеклу с морковью. Не заставляйте его ходить непременно в секцию борьбы – пусть он сам выберет вид спорта, который ему больше нравится.

В ограничении вредных факторов будьте разумны

Ничего страшного не случится, если, например, в день рождения или в гостях ребенок поест не совсем полезную пищу.

Будьте последовательны и постоянны

Образ жизни только тогда будет здоровым, когда он будет регулярным. Эпизодические занятия физкультурой, обливания холодной водой по понедельникам и чередование питания на пару с поеданием большого количества гамбургеров могут только навредить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание здорового образа жизни школьника Образ жизни школьника до поры до времени поддается родительскому контролю: лет до 10-12 многим родителям вполне удается устанавливать свои .

Статья «Здоровый образ жизни — одно из основных направлений развития личности ребенка».

Статья о здоровом образе жизни.

Статья «Здоровый образ жизни – одно из основных направлений развития личности ребенка&raquo.

Как показывает статистика, за время обучения в школе около половины детей приобретают то или иное хроническое заболевание и только небольшое количество выпускников полностью здоровы. Уберечь своего ре.

Источник

Читайте также:  Здоровый образ жизни у детей младшей группы доклад
Поделиться с друзьями
Adblock
detector