Вопрос уточнение по теме социальная среда как средство воспитания

«Социальная среда как средство воспитания и развития личности ребёнка».
статья

«Социальная среда как средство воспитания и развития личности ребёнка».

Скачать:

Вложение Размер
sots.sreda_kak_sredstvo_razvitiya_lichnosti_rebyonka.docx 20.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Социальная среда как средство воспитания и развития личности ребёнка».

В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия: человек в определенной степени влияет на среду, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

Их может быть несколько одновременно и каждая характеризуется определенными правами и обязанностями, т. е. имеет разный социальный статус.

Статусы бывают врожденными (пол, национальность, место рождения, фамилия и др.) и приобретенными (достигнутыми благодаря собственным усилиям).

Статус определяет поведение личности в обществе, т. е. человек ведет себя в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. В процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные. К позитивным относят роли члена семьи, члена коллектива, потребителя, гражданина и др. К негативным относятся роли бродяги, ребенка-попрошайки, воришки и т. д.

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

По мнению М. А. Галагузовой, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконова, социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общении и сознании.

В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

В сфере общения происходит расширение круга взаимодействия, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.

В сфере сознания — формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации у ребенка проявляется объективная потребность человека быть «как все», параллельно с которой формируется другая потребность — проявить себя, свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация.

Таким образом, социальное развитие ребенка, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности).

Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой — вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум.

Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.

Социализация — непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Различают макро- (от греч. makros «большой»), мезо- (mesos «средний») и микро- (mikros «малый») факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы — экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.

К мезофакторам относятся формирование этнических установок, влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок, тип поселения, средства массовой коммуникации и др.

К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников и многое-многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и вступает в непосредственный контакт. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом.

Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет микросоциум.

Микросоциум — это ближайшее пространство и социальное окружение, в которых протекает жизнь человека и которые непосредственно влияют на его развитие.

Влияние микросоциума на процесс социализации человека на различных этапах его жизни зависит от объективных характеристик микросоциума и субъективных характеристик самого человека.

К объективным характеристики микросоциума можно отнести:

  • пространственные характеристики;
  • архитектурно-планировочные особенности (открытость —замкнутость, исторически сложившаяся или индустриальная застройка, соотношение малоэтажной и высотной застройки, наличие, количество и качество малых архитектурных форм и т. д.);
  • благоустроенность и развитость коммунального хозяйства на его территории, а также насыщенность сферы обслуживания и ее качеств;
  • культурно-рекреационные возможности (наличие и качество работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, клубов, спортзалов, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек);
  • демографическую ситуацию (состав жителей: их этническую принадлежность, однородность или неоднородность; социально-профессиональный состав и степень его дифференцированности; особенности половозрастного состава; состав семей);
  • социально-психологический климат, который определяется соотношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни, наличием криминогенных семей и групп, криминальных структур, а также мерой активности участия населения в жизни микросоциума.

Микросоциум включает такие факторы социализации как семья, институты воспитания, группы сверстников.

Семья — важнейший институт социализации, т. к. являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. Социально-экономи-ческий определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, учебе. Технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, гигиенических особенностей образа жизни. Наконец, демографический определяется структурой семьи.

Родительская семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни и является ведущим фактором социализации в дошкольном возрасте.

Институты воспитания — это специально создаваемые обществом и государством организации, основной функцией которых является целенаправленное планомерное создание условий для развития людей определенного возраста и (или) определенного социально-профес-сионального слоя.

С течением времени увеличивается многообразие институтов воспитания в связи с усложнением социально-экономических и культурных потребностей общества, меняются их роль и соотношение в процессе социального воспитания.

Через систему институтов воспитания общество и государство, с одной стороны, стремятся обеспечить равные возможности для воспитания всех своих членов, а с другой, создать условия для реализации каждым своих возможностей, удовлетворения потребностей и развития способностей и интересов.

В процессе социализации человека институты воспитания играют двоякую роль. С одной стороны, именно в них осуществляется социальное воспитание как социально-контролируемая часть социализации.
С другой — они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно. Это связано с тем, что в любом институте воспитания в процессе общения их членов происходит взаимовлияние, которое по своему характеру может не совпадать с целями и нормами, культивируемыми в институтах их организаторами.

Группа сверстников является важным фактором социализации. Потребность в общении со сверстниками существует в любом возрасте. Уже в раннем возрасте ребенок особым образом относится к сверстникам. О том, что у ребенка сложилась потребность к общению со сверстниками можно судить посредством следующих критериев, выделяемых М. И. Лисиной:

  • внимание и интерес к другому человеку;
  • эмоциональное отношение к партнеру;
  • стремление ребенка вступить во взаимодействие с другим ребенком;
  • желание и умение ребенка отвечать на адресованные ему действия.

Отличительная особенность контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности, отсутствии жестких норм и правил общения, преобладании инициативных высказываний над ответными, функциональном разнообразии.

Ребенок, лишенный общения со сверстниками, теряет в своем коммуникативном развитии. Хотя языку дети учатся в основном у взрослых, какие-то интуитивно-коммуникативные способности формируются лишь в общении со сверстниками.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольн.

презентация раскрывает основные аспекты интеграции нод, условия планирования и организации интегрированных педагогических мероприятий.

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека. .

Дошкольный возраста — фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить доброе и светлое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их бо.

В презентации представлена вся работа с детьми по проекту.

Встреча с родителями в клубе — итог работы над проектом «Народное творчество как средство духовно-нравственного развития ребёнка».

Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образованияопределил требования к развивающей предметно-пространственной среде,заложил обеспечение максимальной реализации образовательн.

Источник

Тема 17. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

Факторы, влияющие на выбор форм и средств воспитания

Выбор средств и форм воспитания — это серьезная задача, которая стоит перед воспитателем, и от ее решения зависит эффективность любой воспитательной деятельности.

При выборе средств и форм необходимо, чтобы они реа-лизовывали образовательную, развивающую и воспитательную функции, инициировали духовную активность, мыслительную деятельность, самостоятельность взаимодействия с предметами окружающей реальности.

В каждом отдельном случае в воспитательной деятельности принимают участие разные воспитанники со своими особенностями, интересами, возможностями. Взрослый участник также неповторим, как и дети. Исходя из этого строит:, работу по чужим сценариям нецелесообразно, формы работы не должны быть однотипными. Следует использовать отдельные идеи, элементы уже созданных, апробированных на практике форм воспитательной работы. Предпочтительно, когда рождение формы происходит в процессе сотрудничества воспитателя и коллектива воспитанников.

Выбирая форму воспитания, нужно учитывать конкретные воспитательные задачи на данном этапе и основные виды деятельности, в которые целесообразно включить воспитанников; принципы организации воспитательного процесса, подготовленность воспитанников, их интересы и потребности; материальную базу, внешние условия, возможности педагогов и родителей.

Каждая форма воспитания требует определения конкретных способов, приемов, методов организации деятельности, что целесообразно осуществлять вместе с участниками этой деятельности. Часто бывают ситуации, когда воспитатель сам продумывает и выстраивает форму воспитательной работы. Это зависит от ее особенностей, цели, возможностей воспитанников (кто является организатором, какова ее длительность и т.д.).

Семья, школа и учреждения дополнительного образования, детские и юношеские объединения, улица, средства массовой информации — это те воспитатели, которые оказывают формирующее влияние на развитие личности. Семья воспитывает под девизом «Делай как я!»; школа стремится формировать правильное поведение, правильные взгляды; детские и юношеские организации ликвидируют дефицит общения; улица заполняет то пространство, которое не занимают ни семья, ни школа, ни объединения. Ребенок делает выбор в пользу той среды, которая оказывает более сильное влияние.

Поэтому воспитание изучают во взаимодействии влияющих на личность компонентов.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Тема: Социальная среда как средство воспитания

Задание №1прочитайте текст, выделяя на полях, знаю «+», новое «-», думал иначе «!», возник вопрос «?».

Семья для ребенка – это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности. Семья является хранителем традиций, установок, мировоззрения, образов поведения. семья выполняет ряд функций: · Репродуктивную ( продолжение рода) · Хозяйственно-экономическую ( материальное обеспечение) · Воспитательную (формирование гражданской позиции) · Коммуникативную ( взаимодействие с другими социальными институтами) · Рекреативную ( сохранение здоровья, организация досуга) Семьи классифицируются по разным признакам: · По количеству членов семьи ( однодетные, многодетные, двухдетные, бездетные, полные, не полные, искаженные) · По условиям жизни (благополучные и неблагополучные) · По стилю воспитания ( гиперопекой, гиполпекой, авторитарные, либеральные, демократические) Существуют правила эффективного воспитания в семье: · Люби ребенка таким, какой он есть · Знай, особенности возрастных периодов и подбирай соответствующие методы воспитания · Умей выслушать · Быть примером во всем · Наказывать нужно не личность, а поступок ( не ребенок плохой, а то что он сделал плохо), объясняй как исправить ситуацию. · Не используй тотальный контроль · Будь заботлив в меру · Не унижай · Помни, от ошибок не застрахован никто · Больше разговаривай о жизни · Помогай решать трудности · Верь, что все получиться · На нарушай территориальных свобод · Оставляй право самому принимать решения. По мнению ученых, развитие и формирование личности может быть реализовано только в системе коллективного воспитания. В современной литературе под коллективом понимают: 1. любая организованная группа людей 2. только высокоорганизованная группа. В педагогике под коллективом понимают, объединение воспитанников, для которого характерны следующие признаки: · общая социально значимая цель · общая совместная деятельность · отношения ответственной зависимости · общий выборный руководящий орган. т.о. школьный коллектив это – группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, при выполнении социально значимой деятельности и управляющая выбранным органом, при безусловном равенстве всех членов коллектива. Воспитанник может быть членом учебного, трудового, общественного, спортивного, художественно-творческого, клубного и др. объединений. Проблеме воспитания личности в коллективе посвящены исследования И.П.Иванова, В.М. Короткова, Л.И. Новиковой и др. Одним из разработчиков развития коллектива является А.С. Макаренко. Учение А.С.Макаренко содержит технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение это форма жизни коллектива, остановка – смерть. А.С.Макаренко определил принципы развития коллектива: · гласность · перспектива · ответственность · параллельность действия Стадии развития коллектива ( А.С. Макаренко) · формирование актива · влияние актива · высокий уровень организованности всех членов коллектива Между стадиями развития коллектива нет четких границ. На всех стадиях развития коллектива большую роль играют традиции коллектива,которые направлены на развитие общих норм и правил поведения, развивают общие переживания, развивают эмоционально- нравственные стороны, формирует мотивацию. А.С.Макаренко выделял, необходимость четко выбора практической цели, он назвал ее перспективой( близка, средняя и далекая перспектива): · близкая перспектива ( « завтрашняя радость» — выдвигается перед коллективом на любой стадии, и должна быть интересной для всех членов) · средняя перспектива ( перспектива события) · далекая перспектива ( дальняя цель развития) по мере достижения цели надо выдвигать новые перспективы. Признаки сформированности коллектива (А.С.Макаренко) · мажор · дружеское единение · защищенность · ощущение собственного достоинства · такт · социально- психологическая зрелость членов коллектива. На основе теории А.С.Макаренко, в современной педагогике, сложился другой подход к стадиям развития коллектива, его основателями считают Л.И. Новикову, А.Т.Куракина и др. · низкий уровень развития – группа – конгломерат ( например дети едущие в лагерь) это номинальная группа, объединенная условиями среды. Необходимо принять меры для сплочения например игры на знакомство. Как только произошло объединение, группа переходит на новую ступень. · Группа – ассоциация. Закладываются основы формирования актива. Для этого необходимы игры на выявление лидера. Организация совместной деятельность например составления коллажа. Следующая ступень · Группа – кооперация ( высокий уровень сотрудничества) межличностные отношения носят деловой характер направленный на достижения высокого результата. Возможна организация КТД. · Группа – автономия ( внутренне единство) на этом уровне происходит сплоченность группы, которые становятся основой для появления коллектива. Однако следует отметить, что часто на этой стадии происходит расслоение группы на группировки, микрогруппы, по интересам. И появляется группа – корпорация. Это приводит к изолированности. Замкнутости, борьбе внутри группы. Необходима сложная работа по сплочению коллектива. · Коллектив пути сплочения коллектива: · Совместная деятельность · Традиции · Соревнования · Самоуправление ( совет класса, староста, учком, советы дела, штаб, трудовые советы и т.п.) · Осведомленность · Выработка общего стиля · Тон и такт · Игра · Викторины · КВН · Туризм Детские и юношеские объединения. данные организации направлены на социализацию ребенка. значимость данных организаций в формировании новых устремлений, удовлетворении потребностей, формирование нового мировоззрения, осуществление воспитательной и коррекционной работы. принято различать объединения: · По содержанию ( трудовые, досуговые, общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные и др.) · По времени существования ( постоянные и временные ( лагеря, инструктивные сборы)) · По форме управления ( неформальные, клубные) Выбор объединения дело добровольное и носит вариативный характер. Существуют различные детские объединения « Союз друзей» ( г.Обнинск), « Юные патриоты», « Юная Россия», « Родники» , « Алые паруса» и др. Современными исследователями разработана модель детского объединения: · Мотивация · Адаптация · Освоение новых видов деятельности · Самореализация · Готовность к применению знаний и умений в жизненных ситуациях Принципы деятельности: · Гармонизация общечеловеческих ценностей · Включение воспитанников в социально- значимые отношения · Взаимосвязь детского самоуправления и педагогического руководства. образцы социального поведения, которые раскрываются перед воспитанниками в деятельности детского объединения благодаря взрослым и сверстникам, дают ему возможность поставить себя на их место и реализовать усвоенные нормы, раскрыв самобытность личности.

Задание №2заполни таблицу ( кратко)

Задание №3запиши тему в тетради, составь план изучения темы и сделай опорный конспект.

Задание №4составь вопросы по теме

Задание №5 составте логическую схему ответа на вопрос.

Персоналии

А.С.Макаренко

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери.

Тема: Индивидуально-дифференцированный подход в образовании.

Источник

Читайте также:  Чистящие средства для лака
Поделиться с друзьями
Adblock
detector