Власть как основное средство публичного администрирования

Т.5.1. Феномен власти. Публичная власть и публичное администрирование

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной мере всегда сопутствовать его развитию. Власть является атрибутом, неотъемлемым элементом любой общественной системы, необходимым средством ее функционирования и развития. Власть рассматривается как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства — авторитета, права, насилия. Для понимания сущности власти необходимо выделить основные составляющие данного феномена: 1. Источник власти (авторитет, сила, закон).
2. Субъект власти. Субъект власти воплощает в себе активное, направляющее начало. Им может быть личность, opган, организация, социальная общность, государство и др. Субъект определяет содержание властного отношения через: — приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; — подчинение, как подведение частной воли под всеобщую волю власти; — наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли;
— нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.3. Объект власти — тот, на кого направлены усилия со стороны субъекта власти. Объектом может быть личность, а так же общество, класс, группа.4. Функции власти:
— интегрирующая (направлена на объединение, сплочение народа в целом);
— регулятивная (направляет энергию масс на создание механизмов, регулирующих жизнедеятельность общества);
— мотивирующая (формулируется приоритетными мотивами политической деятельности);
— репрессивная (предназначена для поддержания порядка и законности);
— стабилизирующая функция способствует устойчивому развитию общества.Философский анализ феномена власти предполагает также выделение видов власти по сферам её функционирования, при этом выделяются следующие виды власти:
— экономическая; — военная; — семейная; — политическая и др.

Публичная власть связана с двумя факторами: общие интересы, которые на определенном этапе становятся общественными и социальная асимметрия (неравенство). Публичная власть – явление в известной мере статическое. Для того чтобы она была использована как динамическое отношение, т.е. для управления, необходим, во — первых какой-то факт (событие, действие и др.), имеющий общественное значение. В этом случае субъект управления действует как власть, применяя власть в определенных целях. Возникает управленческое отношение: действующий субъект, объект и управленческая связь между ними. Во – вторых, необходимо, как правило, совершение соответствующего юридически значимого факта. Такой акт необходим и в том случае, если для управления используются институты непосредственной демократии, ибо порядок использования таких институтов заранее урегулирован законом. В результате возникает публичное управленческое решение: определенная связь между субъектом и объектом управления.
Публичное администрирование – это управление в публичной сфере социальной жизни общества, т.е. деятельность, осуществляемая посредством народа. Под публичностью понимается такая характеристика администрирования, которая связана с определенной территориальной общностью людей, ориентирована на рынок общественных интересов, отличается открытостью общему доступу.Выполняя функцию посредника между государством и обществом, публичное администрирование вторгается в социальную ткань совместной жизни людей и в то же время испытывает ответную реакцию социума, определяется общественными отношениями. Научное объяснение социальной сущности администрирования предполагает его рассмотрение как системы и как процесса.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 14 ; Нарушение авторских прав

Источник

Понятие публичного администрирования

У истоков исследования публичного управления, как отдельного научного и образовательного направления, стоял Вудро Вильсон, будущий президент США. Именно он впервые ввел понятия «публичное управление» (public governance) и «публичная администрация» (public administration).

Для того, чтобы как можно лучше раскрыть содержание понятия «публичное администрирование», обратимся к этимологии слов «администрирование» и «публичный».

Администрирование (от лат. administro – управляю, заведую) – деятельность органов управления и их должностных лиц. Администрирование также определяют как деятельность непосредственно связанную с реализацией управленческих решений. Администрирование это функция исполнительных органов власти.

Понятие «публичный» происходит от латинского слова publica — общество, народ, люди и publicus — общественный, народный. «Словарь иностранных слов» определяет понятие «публичный» как открытое, гласное, общественное. В. Даль выводит содержание термина «публичный» из термина «публика» и определяет его как всенародный, общенародный, объявленный, явный, известный.

Таким образом, публичное администрирование – деятельность органов управления и их должностных лиц применительно к решению проблем всего общества в целом.

В глоссарии Программы развития ООН термин «публичное администрирование» имеет два тесно связанных значения:

1) целостный государственный аппарат (политика, правила, процедуры, системы, организационные структуры, персонал и тому подобное), который финансируется за счет государственного бюджета и отвечает за управление и координацию работы исполнительной ветви власти;

2) управление и реализация разных правительственных мероприятий, которые связаны с выполнением законов, постановлений и решений правительства по предоставлению публичных услуг.

Исходя из данного выше определения понятие «публичное администрирование связано с таким понятием как государственное управление. Другое понятия, которое имеет отношение к публичному администрированию это публичное управление. Таким образом, мы имеем три понятия которые касаются управления обществом.

Однако при этом между этими понятиями есть общее и отличия.

Во-первых, в западной науке понятие «Публичное управление» пришло на смену понятию «Публичное администрирование». Термин «публичное управление» (англ. public management), который заменил термин «публичное администрирование» (англ. public administration), впервые использует английский государственный служащий Десмонд Килинг в 1972 г. Смена этих понятий была вызвана демократическими преобразованиями в этих странах и возрастанием роли гражданского общества в управлении общественными процессами и в контроле над государственной властью. Публичное администрирование делает акцент на властных, командных, нормативных методах управления. Публичное управление делает акцент на участии общества в управлении и принятии решений.

Во-вторых, публичное управление шире, чем государственное управление. Государственное управление являет собой публичное управление, так как представляет собой воздействие государства на общество, на общественную и личную жизнедеятельность с целью обеспечения целостности, суверенитета и развития общества. Однако государство не единственный субъект, который оказывает такое воздействие на социальные процессы. В публичное управление входит также такие виды управления как местное управление и самоуправление, которое не является государственным управлением, а также другие виды публичного управления – например деятельность различных общественных организаций, которые также оказывают воздействие на общественные процессы.

В-третьих, использование понятия «публичное» управление означает, что управления происходит публично – гласно и основным аспектом управления является народ. В то время как ключевым аспектом государственного управления является государство. Считается, что основными чертами государственного управления являются его властный характер, подчинение общества государственной воле. Из истории хорошо известно, что государственное управление может осуществляться не во благо народа и не публично, а осуществляться, например партийной номенклатурой или властной верхушкой без привлечения народа. Но в современных демократических обществах роль государства не тотальная, есть и другие субъекты, которые имеют право воздействия (т.е. управления) общественными процессами.

Конечно, в системе публичного управления определяющую роль играет государственное управление, которое осуществляет управленческое влияние на все сферы общественной жизни. В то же время в условиях развертывания демократических преобразований растет активность и общественных структур в управлении не только общественными, но и государственными делами, в решении общественных проблем.

В Украине очень часто два разных термина public administration (публичное администрирование) и public management (публичное управление) переводятся с английского как «государственное управление».

Однако все чаще применяются понятие, «публичное управление», которое отвечает современным тенденциям и практике функционирования институтов демократического общества.

В широком смысле понятия публичное управление, публичное администрирование часто используются как синонимы. В узком смысле эти понятия используются с учетом указанных выше особенностей.

Государственная и муниципальная власть являются публичными, т.к. возникают в публичном коллективе, члены которого связаны не родственными или иными персональными, а общественными отношениями.

Публичная власть связана с двумя факторами: общие интересы, которые на определенном этапе становятся общественными и социальная асимметрия (неравенство). В силу указанных причин государственная власть возникает в обществе страны, муниципальная – первоначально в коллективе людей, осевших на месте для общей жизни.

Публичная власть – явление, в известной мере, статическое. Для того чтобы она была использована как динамическое отношение, т.е. для управления, необходим, во-первых какой-то факт (событие, действие и др.), имеющий общественное значение. В этом случае субъект управления действует как власть, применяя власть в определенных целях. Возникает управленческое отношение: действующий субъект, объект и управленческая связь между ними. Во-вторых, необходимо, как правило, совершение соответствующего юридически значимого факта. Такой акт необходим и в том случае, если для управления используются институты непосредственной демократии, ибо порядок использования таких институтов заранее урегулирован законом. В результате возникает публичное управленческое решение: определенная связь между субъектом и объектом управления.

Публичное управление – это воздействие субъекта, обладающего публичной властью, на объект в целях каких-либо общественных интересов. Бывают, конечно, случаи, когда орган управления, а чаще – чиновник, давая распоряжения, преследует не общественные, публичные, а своекорыстные интересы, но это уже правонарушение, выходящее за пределы публичного управления. Государственное и муниципальное управление – разновидность публичного управления. Это общественные отношения, складывающиеся в процессе воздействия органов и должностных лиц государственной и муниципальной власти на сознание, поведение и деятельность населения в определяемых этими органами и лицами целях и корректируемых с учетом обратных связей населения с управляющими.

Государственная власть имеет республиканский (федеральный) и региональный уровни и состоит из 3-х ветвей: законодательной, исполнительной и судебной. Муниципальная власть имеет только местный уровень (муниципальное образование) и состоит из 2-х ветвей: законодательной и исполнительной.

В реальной жизни осуществление публичной власти и публичного управления специализировано, направлено на регулирование определенных общественных отношений. Различные органы государства, местного самоуправления имеют свой круг прав, обязанностей, подлежат различным формам ответственности. Для обозначения этого в законодательстве имеются различные понятия: разделение властей (ветвей власти), вопросы государственного и местного значения, полномочия (права и обязанности), компетенция (сфера деятельности и права определенных органов, должностных лиц), ответственность и т.д.

1.3. Объект, цели и задачи дисциплины «публичное администрирование»

Объектом публичного администрирования являются управленческие отношения между участниками публично-административной системы, направленные на достижение национальных целей и соблюдения интересов народа.

В качестве предмета публичного администрирования могут выступать следующие направления научного исследования:

• организации управления на разных уровнях: национальном, региональном и местном;

• структурные элементы системы администрирования;

• организация управленческой деятельности, в том числе законодательных, исполнительных и судебных органов и органов местного самоуправления;

• механизм управления публичной системой;

• техника государственного администрирования;

• принципы, методы управления;

• механизм самоорганизации и саморегулирования публичной системы;

• координация и субординация общественных связей

Целью изучения дисциплины является овладение теоретическими знаниями по вопросам публичного администрирования и приобретения практических умений и навыков относительно применения законов, принципов, методов, технологий и процедур в управлении субъектами публичной сферы.

Основные задачи:

• обобщить основные понятия публичного администрирования;

• изучить различные формы организации публичного администрирования;

• изучить механизм публичного администрирования;

• исследовать технологии и процедуры публичного администрирования;

• сформулировать научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления.

Вычленение объекта и предмета теории управления позволяет дать определение данной отрасли знания. Публичное администрирование – этонаука, изучающая управленческие процессы, принципы, содержание и формы управленческих отношений в публично-административной системе.

Основными понятиями и категориями публичного администрирования являются: администрирование, управление, система, управленческие отношения, публичная власть, ветви власти, государство, формы правления, коррупция, лоббизм, публичная информация, гражданское общество, бюрократия.

Источник

2 Публичное администрирование как системное явление в обществе

Модуль 1. Публичное администрирование как системное явление в обществе

Тема 1. Публичное администрирование: понятие и научные основы. Принципы и законы публичного администрирования.

Предметная область теории публичного администрирования

Деятельность государства — широкий объект, который изучается многими научными дисциплинами: теорией государства и права, административного права, политологией, социологией, социологией управления, конфликтологией и т.д.

Например, политология рассматривает сущность и закономерности политической деятельности государства. Политическая социология изучает социальные основы государственных институтов и социальную обусловленность принципов, форм и методов их функционирования. Юридические науки исследуют правовые аспекты функционирования государственной власти. Социология управления позволяет выявить универсальность саморегуляции социальной системы [9].

Публичное администрирование это многоплановое образование. Предметная область публичного администрирования очерчена основными понятиями: государство, политика, публичное управление и власть. В связи с этим теория публичного администрирования является наукой политической и правовой.

Определение теории публичного администрирования как науки политико-юридической было бы неполным, если не учитывать социальный аспект [9]. Ведь публичное администрирование воплощает в себе взаимодействие государства и общества, а также взаимодействие с различными элементами социальной системы.

Государство — институт публичной (политической) власти и общественный институт, высшая форма организации современного общества.

Предметом публичного управления являются: функциональный анализ государства, деятельность его органов власти как политико-правового института управления обществом и образованных соответствующих политико-правовых и социальных отношений.

Понятие и виды публичного администрирования

Управление — это целенаправленное воздействие, необходимое для согласованной совместной деятельности людей. Развитие общества, отдельных его сфер невозможно без установления и реализации законов, правил, норм, алгоритма его поведения [8].

Управление создано людьми для сознательной саморегуляции своей жизнедеятельности и имеет такое же важное значение как семья и собственность, мораль и право, способ производства и государство, знания и информация и тому подобное. Управление зависит от состояния общества, идеалов и ценностей.

Общество — целостная, сложная, динамичная самоуправляемая система, развитие которой подчинен объективно действующим законам. Как сложная система общество состоит из подсистем различного рода (классы и нации, профессиональные, возрастные и другие социальные группы и слои, трудовые коллективы, общественные организации и т.д.) и развивается под влиянием механизмов социальной регуляции.

Социальная регуляция заключается в том, что каждая подсистема находится в поле упорядоченных, организующих воздействий, стихийных и сознательных, со стороны общества в целом (его государственных и других институтов) и воздействий собственных механизмов саморегуляции (например, орган управления общественной организации).

Цель управления состоит в организации совместной деятельности людей, их отдельных групп и организаций, обеспечении координации и взаимодействия между ними, а его суть — в осуществлении управляющего воздействия на определенные объекты.

Социальное управление — это целенаправленное воздействие на общество для его благоустройства, сохранения, совершенствования и развития. Оно состоит из двух типов: саморегулирование общества и публичного администрирования.

Управление является целенаправленным, организующим и регулирующим воздействием людей на собственную, общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, которое осуществляется как непосредственно (в формах самоуправления), так и с помощью специально созданных структур (государства, общественных объединений, партий, союзов, ассоциаций, фирм тому подобное).

Термин – публичное управление (англ. Public management) впервые использует английский государственный служащий Десмонд Килинг в 1972г.: «Публичное управление» — это поиск лучшим образом использовать ресурсы для достижения приоритетных целей государственной политики.

Для того чтобы лучше раскрыть содержание нового понятия «Публичное управление» обратимся к этимологии слов «публичное» и «управление». Понятие — «публичное» происходит от латинского слова publicus — общественный, народный.

«Словарь ииностранных слов» определяет понятие – «публичный» как открытый, гласный, общественный.

«Новый толковый словарь украинской речи» подает несколько значений слова «публичный»:

1. Который происходит в присутствии публики, людей; публичный, гласный, открытый.

2. Предназначен для широкого посещения, пользования; общественный, общий, общедоступный.

Английское слово to manage (управлять) происходит от латинского слова manus (рука). В новом толковом словаре украинской речи слово – «управлять» имеет следующее толкование:

1. Направлять деятельность, работу кого, чего-либо; быть во главе кого-то, чего-то; управлять.

2. Направлять ход какого-то процесса, влиять на развитие, состояние чего-либо. Специфика публичного управления:

1. Публичное управление опирается на государственную власть, подкрепляется и обеспечивается ней.

2. Публичное управление распространяется на все общество и за его пределы в сфере проведения государственной международной политики. Именно государство путем законодательной деятельности устанавливает основные, общие и типичные правила (нормы) поведения людей.

3. Государство наделяет публичное управление системным качеством.

4. Публичное управление отличается от государственного тем, что оно осуществляется в пределах господства верховного права, благодаря законодательно-регулируемому и практически действующему механизму контроля общества над всеми органами государственной власти и местного самоуправления [9].

Публичное управление — это организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения, опираясь на собственную силу, которую ограничивает действенный общественный контроль.

Публичное администрирование — регламентированная законами и другими нормативно-правовыми актами деятельность субъектов публичного администрирования, направленная на осуществление законов и других нормативно-правовых актов путем принятия административных решений, предоставления установленных законами административных услуг.

Администрирование — это прерогатива исполнительных органов власти или чиновника (государственный служащий) [9].

Публичная власть предоставляет руководителю возможность в рамках закона и собственных полномочий принимать любые управленческие решения. Осуществляя эти полномочия, органы исполнительной власти издают подзаконные акты (например, акты правительства или акты органов исполнительной власти и органов местного самоуправления).

Публичная администрация — система общественных институтов и их деятельности. При этом ядром понятия «публичное» является «общее, доступное для всех, которое служит всем». А слово «администрация», которое происходит от латинского ministrare ( «служить»), указывает на подчиненность политической власти и служения общественным интересам.

Публичная администрация представляет собой совокупность государственных и негосударственных субъектов публичной власти, ключевыми структурными элементами которой являются, во-первых, органы исполнительной власти и, во-вторых, исполнительные органы местного самоуправления.

Необходимость проведения реформирования публичной администрации обусловлена ​​несоответствием существующей системы органов исполнительной власти и местного самоуправления принципам демократии, европейским стандартам и их чрезмерной централизацией. Причинами такого положения являются:

— неэффективная организация деятельности министерств; малорациональна система органов исполнительной власти на центральном уровне;

— Неэффективная организация публичной власти на региональном и местном уровнях;

— Неэффективное местное самоуправление; отсутствие паритетных начал в отношениях лица с такими органами.

Среди основных задач проведения реформы публичной администрации можно выделить следующие:

— формирование стабильной и эффективной организации и деятельности исполнительной власти;

— Организации профессиональной, политически нейтральной и открытой публичной гражданской службы (службы в органах исполнительной власти и местного самоуправления);

— Создание системы способного местного самоуправления;

— Укрепление статуса гражданина в отношениях с органами публичной администрации;

— Обеспечение подконтрольности публичной администрации политической власти и обществу.

Функции публичной администрации:

1) управление обществом в целом;

2) управление в сфере экономики (обеспечение материальных и духовных потребностей всех членов общества)

3) управление в сфере социальных отношений (социальная сфера жизни общества включает в себя труд, здравоохранение, образование, науку, культуру, национальные и религиозные взаимоотношения, социальное и пенсионное обеспечение);

4) управление в сфере административно-политической (внутренняя и внешняя политика)

5) управление в области культуры и идеологии (к ней относят конституционные нормы о свободе слова, печати, информации, научной, творческой и преподавательской деятельности, защита памятников истории и культуры)

6) управление в сфере личной жизни человека (регулирование личной жизни человека государством минимальное и возможно лишь в тех пределах, когда оно получает общественное значение (воспитание детей, нравственных норм).

Механизмы публичного администрирования — это специальные средства, которые обеспечивают осуществление регулирующего воздействия публичных администраций на социально-экономические территориальные системы различных уровней общества (села, поселки, районы в городах, города, области, вся страна) с целью обеспечения достойных условий жизнедеятельности людей, проживающих в государстве, и граждан Украины, которые временно проживают за ее пределами [6].

Комплексный механизм публичного администрирования состоит из таких видов механизмов:

— экономического (механизм публичного администрирования банковской, денежно-валютной, инвестиционной, инновационной, кредитной, налоговой, страховой деятельностью и т.п.);

мотивационного (совокупность командно-административных и социально-экономических стимулов, побуждающих государственных служащих к высокоэффективной работе);

организационные (объекты, субъекты публичного администрирования, их цели, задачи, функции, методы управления и организационные структуры, а также результаты их функционирования);

политического (механизмы формирования экономической, социальной, финансовой, промышленной политики и т.п.);

правового (нормативно-правовое обеспечение: законы, постановления Верховной Рады Украины, указы Президента Украины, постановления и распоряжение Кабинета Министров Украины, а также методические рекомендации, инструкции и т.д.) [9].

Публичное администрирование состоит из:

1) государственного управления, где субъектом выступает государство в лице соответствующих структур;

2) общественного управления, где субъектами являются негосударственные образования.

В условиях административной реформы и рыночных преобразований в экономике возрастает активность негосударственных формирований и структур, которые берут все большее участие в управлении не только общественными, но и государственными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных проблем.

Государственное и общественное управление в своей деятельности не противостоят друг другу. Как разновидности публичного администрирования они имеют много общего. Это обусловлено единством публичных интересов, целей и задач.

Государственное управление — это систематически осуществляемое целенаправленное воздействие государства на общественную систему в целом или на отдельные ее звенья, на состояние и развитие общественных процессов, с целью реализации государственной политики, выработанной политической системой и законодательно закрепленной, в интересах оптимального функционирования и развития государства [8].

Органы государственной власти, как субъекты государственного управления, действуют в пределах компетенции, определенной для них в соответствующих нормативных актах, и наделены необходимыми государственно-властными полномочиями.

Система государственного управления по своей структуре охватывает такие составляющие:

— субъекты управления (управляющую систему);

— взаимодействие и взаимовосприятие (управленческую деятельность / процесс);

— общественную систему (объекты управления), то есть сферы и отрасли общественной жизни [8].

Государственное управление должно отражать запросы и потребности общества, должно быть ориентировано на качественное и эффективное предоставление населению государственных услуг.

Субъектами общественного управления выступают негосударственные образования. К ним относятся различные самоуправляющиеся структуры (общественные организации, объединения) и их органы. Они выступают как субъекты публичного управления исключительно от своего имени только для решения вопросов, определены их уставными документами.

Общественное управление в публичной сфере осуществляют также органы самоорганизации населения (домовые, уличные, квартальные комитеты, комитеты микрорайонов, районов в городах, сельские, поселковые).

Они образуются и функционируют в соответствии с Законом Украины «Об органах самоорганизации населения » от 11 июля 2001 и является одной из форм участия членов территориальных громад сел, поселков, городов, районов в городах в решении отдельных вопросов местного значения.

Общественная организация — объединение граждан, которое создается для совместной реализации общих интересов (культурных, экономических, возрастных, гендерных, региональных, религиозных, профессиональных, социальных и т.д.).

Закон Украины «Об общественных объединениях» определяет общественную организацию как «общественное объединение, учредителями и членами (участниками) которого являются физические лица», то есть это одна из организационно-правовых форм общественных объединений в Украине.

Общими для всех общественных организаций признаками являются принципы добровольного членства, равноправия, самоуправления, законности и гласности.

Общесистемные методологические принципы публичного администрирования

Принципами в научной теории называют основные положения, с помощью которых выстраивается теория, и объясняются факты, анализируются.

В системе публичного администрирования принципы — основные положения управленческой деятельности. Это руководящие правила, отражающие содержание законов и закономерностей и должны быть закреплены в нормативно-правовых документах и

использоваться в научной и практической деятельности специалистов по управлению.

Существенной особенностью принципов публичного администрирования является закрепленность их в большинстве правовых норм. Правовое закрепление принципов предоставляет им большую конкретность и устойчивость в управленческих отношениях, некоторые принципы закрепляются в ряде форм: в виде политических и правовых норм, традиций и идеологических ценностей.

Общесистемные методологические принципы публичного администрирования

1) Приоритет государственной политики. В этом контексте понятие политики означает направление деятельности государства, определения принципов, ее целей, задач, основных форм и методов управленческой деятельности. Политика служит формой обобщения и выражения интересов и воли представителей отдельных социальных групп или общества в целом. Разработанный выше органами власти и управления политический курс (стратегия) является важнейшим фактором согласования деятельности субъектов управления всех уровней. Сформулированные центральными органами государства экономическая, социальная, культурная, научно-техническая и другие виды политики служат основой административно-государственного управления во всех его аспектах.

2) Система управления — информационная система, ее деятельность напрямую зависит от того, какая информация используется управляющим субъектом. Управлять обществом и государством – значит действовать, обладая достоверной объективной информацией. Принцип объективности — один из ведущих в системе публичного управления. Придерживаться этого принципа — значит исходить из реального положения дел, а не из условных предсказаний; постоянно анализировать управленческие действия, принимать решения на предмет их соответствия задачам государства, закона и интересов населения.

3) Принцип экономии энтропии. Понятие энтропии в теории социального управления обозначает степень неопределенности ситуации. Принцип экономии энтропии характеризует условия упорядочения системы. Чем меньше измерение энтропии, тем выше упорядоченность общественной системы.

4) Принцип наименьшего действия. Его суть в способности отбирать из возможного арсенала управленческих воздействий те, в результате которых прослеживается минимальный измерение энтропии. Иначе говоря, переход объекта управляется, в планируемое состояние осуществляется с наименьшими разрушениями. Ориентация на эволюционное развитие общественной жизни (Исключаются революции и перевороты).

5) Публичное администрирование — целенаправленная деятельность. Он также означает рациональное использование времени одного из основных объективных факторов общественной жизни.

6) Публичное администрирование — не всеобъемлющая деятельность. Его сфера ограничена самоорганизацией гражданского общества.

7) Принцип обратной связи — один из главных элементов управленческого субъективно-объективного отношения. Принцип требует от управляющего субъекта постоянного контроля над тем, как объект управления реагирует на его действия [9].

Принципы, регулирующие администрирование как социально-политический процесс:

1. Изучение опыта государственного строительства передовых стран мира. Опираясь только на национальный опыт невозможно решить современные проблемы государственного строительства. Опыт передовых стран мира в области организации системы публичного управления — важный источник изучения и обогащения практики руководства. При этом обязательна адаптация зарубежных структур, форм и методов управления к своеобразным социально-политическим, экономическим и социально-культурным условиям в стране. Целесообразна идея критического осмысления и использования достижений Запада с учетом особенностей страны.

2. Демократия — политическая система, в которой власть осуществляется согласованию тех, кем управляют. Принцип демократизма заключается в реализации теми, кем управляют, свое право непосредственно или через избираемые ими органы участвовать в управлении государством и обществом. Для этого им нужно:

первое — доступ к соответствующей информации;

второе — реальную возможность свободно выражать свое мнение по обсуждаемым проблемам;

третье — владеть средствами контроля над деятельностью управляющих на всех уровнях системы, которые обеспечили бы выполнение власти и функций управления в рамках правил, установленных по соглашению общества;

четвертое — представители общества должны быть защищены государством от любых форм принуждения при исполнении ими гражданских властных функций.

Деятельность управляющего субъекта не должна быть скрыта от общества. Гласность и открытость — неотъемлемая часть демократии, политической жизни свободного общества.

3. Принцип плюрализма — характерная черта современных политических режимов. Понятие плюрализма означает признание участия в государственной жизни различных взаимосвязанных и вместе с тем автономных социальных и политических групп, партий, организаций, интересы, идеи которых находятся в постоянном сопоставлении, соревновании и конкурентной борьбе. Плюрализм исключает монополизм в любой его форме. Этот метод обосновывает свободную борьбу мнений между участниками управления при выборе целей, альтернативных проектов и принятия управленческих решений, при определении средств и методов их осуществления.

4. Законность и признание обществом, то есть легитимность структур, правил, форм и методов деятельности публичных организаций и поведения тех, кем управляют.

5. Демократизм предусматривает широкое развитие общественного самоуправления — не как противовес публичному администрированию, а его дополнению. Любой субъект управления не может охватить все многообразие общественных явлений. Объективно оптимальный вариант — сочетание управления с саморегуляцией общества, с его самоорганизацией и самодеятельностью, то есть с общественным самоуправлением.

6. Системный подход — фундаментальный принцип организации публичного администрирования как системы и обеспечения ее функционирования и развития. В иерархии исполнительной власти нарушение любой цепи органов подчинения по вертикали неизбежно разваливает систему. Общая цель является общегосударственной целью, которая отражает национально-государственные интересы.

7. Одним из основных организационных принципов публичного управления является централизм на демократической основе. Централизм — воплощение единства государства, его общих интересов и целей; без него не может быть целостной системы публичного управления. Однако централизм несет в себе тенденцию чрезмерной концентрации властных полномочий и сосредоточение управления в одном высшем органе. Демократия же выражает противоположные группы интересов, стимулирует центробежные силы, многополюсность центров управления, не вписывается в единую иерархическую систему. В децентрализации власти и управления речь должна идти о механизме делегирования властных и управленческих полномочий на основании разделения центров власти и принятия решений, а также разграничения предметов ведения и полномочий между общегосударственным центром и субъектами регионального уровня.

Делегирование — основной аспект демократического принципа представительства, определяет основной механизм формирования органов власти и управления на высшем и последующих уровнях.

Содержание принципа включает комплекс требований:

1) концентрация власти и управленческих полномочий, делегированных обществом центральным органам власти, в рамках закона определенных компетенций;

2) децентрализация власти в форме делегирования полномочий сверху вниз, необходимых для управления объектами, которые составляют предметы ведения органов регионального и местного уровней системы, самостоятельность их в пределах своей компетенции с соответствующими уровнями ответственности;

3) формирование и деятельность территориальных межрегиональных организаций, которые решают по поручению центра или ряда регионов комплексные проблемы, которые затрагивают интересы соответствующих обществ.

8. Принцип единства отраслевого и территориального управления является конкретным требованием реализации принципа централизма и демократии. Отраслевой подход, как проявление централизма, неотделим от территориального, как воплощение горизонтальной демократии.

9. Принципы принятия государственных решений. К ним относятся принципы: поэтапного процесса принятия решений; единство целей, направлений, задач, методов и средств управленческой деятельности; необходимость соблюдения установленных норм и единых процедур принятия решений; сочетание коллективного обсуждения и принятия решения с единоначальной ответственностью руководителя и т.д. [9].

Принципы, регулирующие администрирования как социально-экономический процесс

1. Концепция социального рыночного хозяйства в экономической сфере предусматривает свободу рынка как независимую ценность. Государство же ответственно за создание необходимых условий для развития рыночных процессов. Государственное вмешательство рассматривается как неизбежный и необходимый инструмент исправления негативных последствий рыночных процессов. Здесь решающую роль играет социальная политика государства, призванная гарантировать людям минимальный жизненный уровень.

2. Производственная конкуренция и социальное обеспечение должны быть одновременными и взаимодополняющими факторами. Государство рассматривается как важный инструмент коррекции социальных расходов и негативных последствий рыночной экономики и свободной конкуренции. Главная цель социального государства состоит в том, чтобы добиться синтеза экономической свободы, социальной защищенности и справедливости.

3. Социальные программы становятся неотъемлемой частью правового государства. В условиях правового государства и рыночной экономики на первый план выходит социальная защищенность человека в обществе, предполагает гарантию его прав на определенный уровень жизненных благ, она защищает ее от жизненных невзгод и неурядиц.

4. Определяющее значение имеет социальное партнерство. Социальное партнерство — перерастание границ собственно экономики в сферу социальных отношений: продавцы и покупатели рабочей силы договариваются об условиях социального контракта как равноправные его участники. Одной из главных целей социального контракта должна стать забота о предотвращении безработицы и ее сокращение. С точки зрения интересов всего общества безработица является фундаментальным нарушением основного принципа социального выравнивания всех членов общества.

5. Конкуренция должна быть организована таким образом, чтобы исключить социальную напряженность. Ничем не ограниченный рынок может стать фактором социальной напряженности и разного рода конфликтов в обществе. Именно поэтому рынок подлежит ограничению во имя реализации более высоких целей, в частности обеспечение социальной справедливости, охраны окружающей среды, высокого уровня занятости населения и т.д. [9].

Принципы, регулирующие администрирования как социально-культурный процесс

1. Главным принципом организации социально-рыночных отношений является сочетание принципа свободы предпринимательства с принципом социальной помощи бедным слоям населения. С этой точки зрения одним из важнейших направлений деятельности государства является осуществление программ поддержки на нужном уровне совокупного спроса населения, обеспечения высокого уровня занятости, обслуживание социальной сферы, предоставление специальных налоговых льгот и гарантий инвесторам и тому подобное.

Нужно отметить, что к общественным благам, предоставляемым государством, относят услуги по национальной обороне, органы безопасности, структуры по профилактике и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природно-климатического и техногенного характера. К ним присоединяются услуги, предоставленные автомагистралями, учреждениями здравоохранения, образования, культуры, хотя и могут предоставляться при посредничестве рыночных механизмов, однако не способны в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей в них. К ним относятся товары и услуги, которые рыночная система вообще не намерена предоставлять.

2. Социальная справедливость, обеспечение которой является одной из главных функций государства, предусматривает не только справедливое распределение доходов, но и более или менее равномерное распределение услуг, прав и обязанностей. Именно государственное регулирование рынка, ограничение конкуренции пределами закона и порядка способны обеспечить социальную справедливость и заложить основу более или менее надежной системы социальной защищенности людей.

3. Высокая технологичность конечной продукции, как и технологичность производства страны в целом, в основном определяется общенациональным уровнем подготовки специалистов всех без исключения отраслей общественного хозяйства. Но достижение этой цели возможно лишь при условии координации подготовки и повышения квалификации рабочей силы в масштабах всей страны, фактически неосуществимо без соответствующего государственного воздействия. Особенно важна роль государства в формировании человеческого капитала и развития новейших технологий.

4. В демократическом правовом государстве, по крайней мере, в теории, идеалом является полная свобода и независимость творческой сферы от государства и государственных органов. Но реальность свидетельствует обратное, поскольку государство, особенно в кризисных ситуациях, применяет комплекс мероприятий по оказанию финансовой, материальной, организационной поддержки творческой сфере и представителей творческой интеллигенции. Более того, при определенных обстоятельствах демократическое государство просто обязано принимать соответствующие меры по поддержке и содействию развития культуры и искусства и обеспечивать благоприятные условия для развития творческих способностей личности.

5. В последние десятилетия на передний план вышли экологические проблемы, в решении которых ключевую роль должен играть государство. Рынок и гражданское общество, даже если осознается экологическая опасность разрушения окружающей среды, не способны в полной мере справиться с этой проблемой. Поэтому задача государства состоит в том, чтобы вместе с экономической системой и гражданским обществом, другими государствами нести бремя расходов и прилагать усилия к решению этой проблемы.

6. Государство должно заниматься защитой потребителей на законодательном и регуляторном уровне. Главные усилия в этой области она должна направлять на контроль над безопасностью лекарственных средств, продуктов питания и т.д. [9].

Объективные законы публичного администрирования есть не что иное, как общие законы социального управления. Законы публичного администрирования являются аккумуляцией опыта политической управляющей и административно-государственной деятельности [9].

1) Отправным пунктом в анализе объективных законов общественного администрирования является общий закон социального управления — зависимость управляющего воздействия от состояния системы и внешней среды, а именно: закон зависимости управляющего воздействия субъекта на объект от состояния системы публичного администрирования и социальной среды.

Любая система публичного администрирования функционирует в конкретной социальной среде, то есть в пределах конкретного общества и присущих ему экономических отношений, социальной структуры, культурной среды, социально-психологической атмосферы. Эти факторы непосредственно и косвенно влияют на характер деятельности управляющей системы. Особенность субъективно-объективных отношений, выбор доминирующей модели влияния правящей власти на общество в значительной степени зависит от конкретно-исторического лица общества данного государства, его исторических традиций. На протяжении исторического развития общества и государства политические и административные структуры усложняются, становятся более разнообразными. Значительно возрастает объем информации, перерабатывается системами социального публичного управления.

2) Закон необходимости усиления регулирования и управления общественными процессами

Растущее разнообразие общественной жизни и государственных институтов, их деятельности вызывает необходимость усиления регулирования и управления общественными процессами. Происходят изменения, связанные с усилением регулирования в публичном администрировании:

1) осложнения и усиление взаимосвязи проблем и расширение круга факторов, которые необходимо учитывать в процессе разработки управленческих решений;

2) рост масштабов и сложности проектов и программ, которые реализуются, значимости и стоимости стратегических решений и соответственно цены возможных ошибок;

3) рост размеров, сложности и стоимости самого управленческого аппарата;

4) повышение требований к решению вопросов эффективности использования ресурсов, имеющихся в распоряжении органов власти и управления.

3) Закон «необходимого разнообразия» Им определяются объективные возможности (границы) управляющего воздействия на общество, исторической тенденцией которого является растущее многообразие общественной жизни.

4) Закон разграничения центров власти и управления (разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную)

Закон разграничения центров власти и управления означает:

— необходимость формального и фактического размежевания функций публичной власти в управлении по горизонтали и вертикали на относительно самостоятельные ветви и уровни власти, которые должны осуществлять различные, независимые друг от друга органы (учреждения).

— требование взаимного сдерживания властей, взаимного ограничения и взаимного контроля. Распределение властей и центров управления не исключает единства публичной власти и необходимости одного верховного субъекта управления.

5) Закон централизации и децентрализации власти

Для публичной власти и управления иерархическая структура организации объективно необходима, общей формой ее бытия и функционирования.

Централизация является концентрацией полномочий и ресурсов в руках единого центрального органа.

Децентрализация, наоборот, — передача полномочий сверху вниз и образование относительно самостоятельных организаций, самообеспечиваются необходимой информацией для реализации полномочий, переданных им высшим органом.

6) Закон системности организации публичного администрирования [9] Закон системности публичного управления находит свое выражение в таких закономерностях:

— единство основных функций управления: прогнозирование и планирование, информирование, организации, координации и регулирования, активизации, контроля, обобщения и оценки результатов — на всех уровнях публичного управления.

— единство уровней публичного управления: центрального, регионального, местного самоуправления; взаимодополняемость публичного управления и самоуправления; взаимодействие в едином процессе субъектов управления, разделенных вертикально и горизонтально;

— единство общей и отдельных систем публичного управления.

7) Закон саморазвития системы публичного администрирования

Перестраиваются государственные структуры власти и управления в соответствии с потребностями политической и общественной рациональности. Состоят оптимальные схемы распределения полномочий между центральными, региональными и местными органами [9].

К основным законам социального управления ученые относят и следующие:

1. Закон единства системы социального управления

Система — это совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства, которые отсутствуют в ее элементах.

Система социального управления состоит из следующих компонентов:

механизм управления — это совокупность целей, принципов, методов, приемов, форм и стимулов менеджмента, взаимосвязанный влияние которых обеспечивает наиболее эффективное развитие социальной группы, организации и общества в целом.

Субъект управления — система, управляющая.

Объект управления — система, которой управляют.

Функции управления — особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности социума и управления им.

Организационная структура, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней социального управления.

Кадры управления — работники, осуществляющие функции управления или способствуют их совершению, то есть профессионально участвуют в процессе управления и входят в аппарат управления. Базовой классификации кадров управления является классификация руководителей с их участием в процессе принятия и реализации управленческих решений. По этому признаку кадры управления подразделяются на три основные группы: руководители, специалисты и вспомогательный персонал (технические исполнители);

Процесс управления — влияние органов и кадров управления на объект управления с помощью выбранных методов для достижения запланированных целей.

2. Закон необходимой пропорциональности управляемой и управляющей подсистем

Каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. Размер и границы управляющей системы зависят от масштабов и особенностей управляемой системы. То есть функционирование субъекта управления определяется в основном особенностями объекта.

3. Закон оптимального сопоставления централизации и децентрализации управления 4. Закон участия населения в социальном управлении, повышении его эффективности и ответственности [9]

Основными способами осуществления настоящей демократии и эффективного общественного контроля являются: постоянное повышение культуры населения, его подъем на более высокий образовательный уровень; практическое самовоспитания народа через участие его в решении конкретных политических задач на различных уровнях власти; организация «прозрачной» избирательной системы, обеспечивающей настоящие всенародные выборы. Законы социального управления носят объективный характер и не зависят от воли людей, наоборот, определяют их волю, сознание.

Соответствие законов и принципов управления

Источник

Читайте также:  Каким средством промывать радиатор печки
Поделиться с друзьями
Adblock
detector
Читайте также:
  1. D) совокупность социальных институтов и норм, посредством которых реализуется политическая власть.
  2. VIII. ПУБЛИЧНАЯ ЗАЩИТА СОЧИНЕНИЯ
  3. Абсолютизм в Германии. Императорская власть. «Княжеский абсолютизм».
  4. Администрирование БД и защита данных
  5. Администрирование как вид управления. Функции и ответственность администратора.
  6. Администрирование системы
  7. Анализ феноменов переноса, контрпереноса и сопротивления в динамике терапевтического процесса
  8. Арабские страны под властью Турции
  9. Билет № 84 Судебная власть РФ: специфика и функции
  10. Билет №57 Функции и полномочия руководителя. Стили руководства. Власть.