Валеология зож в доу

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии
консультация на тему

Консультация для педагогов

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_u_doshkolnikov.docx 16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии

Подготовила воспитатель Нугманова О. В.

«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье —

важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости

детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы. »

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач страны и общества. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно выросло. Культура здоровья – это прежде всего умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущей личности. Дошкольное учреждение является первой ступенью формирования у детей здорового образа жизни посредством валеологии. Что такое валеологии? Термин «валеология» происходит от латинских слов «вале», что означает «быть здоровым» и «логос» — «наука». Таким образом, валеология – наука о здоровье. Применительно к дошкольным учреждениям, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

Основная цель валеологического воспитания – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника; профилактика заболеваний.

— Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать умственную работоспособность детей;

— Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью;

— Воспитывать в детях и родителях потребность в здоровом образе жизни;

— Приобщать детей к спорту;

— Развивать основные физические возможности;

— Способствовать усвоению правил гигиенических норм и культуры быта;

— Профилактика и устранение вредных привычек;

— Создание оптимального режима дня;

— Квалифицированная диагностика состояния здоровья.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую предметно – развивающую среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.

Многолетний опыт оздоровительной работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребенка, необходимо сформировать у дошкольников новый «пласт» знаний по валеологии. Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей, а также имеет упор на основные принципы психологии и педагогики. Формирование культуры здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду. А совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, создает фундамент культуры здорового образа жизни, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.

Вся система работы по валеологическому развитию детей состоит из шести блоков:

  1. Знай свое тело: на занятиях по этому блоку дети получают элементарные представления о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др., кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.
  2. Соблюдай правила гигиены: особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.
  3. Вредные привычки: в работе по данному блоку широко используются психологические приемы.
  4. Занимайся физкультурой и спортом: совместно с детьми выявляется значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.
  5. Соблюдай режим дня: воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов.
  6. Настроение: дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье.

Формы и методы работы:

— Непосредственная образовательная деятельность.

— Чтение художественной литературы и познавательных книг.

— Изо деятельности и творчество.

— Экскурсии и целевые прогулки.

— Дидактические и сюжетно-ролевые игры.

— Экспериментальная и опытническая деятельность.

— Взаимодействие со специалистами.

— Работа с родителями.

— Взаимодействие со спортивными учреждениями.

— Анкетирование и диагностика.

Сверхзадача этой работы – пропаганда здорового и творческого образа жизни, формирование у ребенка желание «сделать себя лучше, сильнее, умнее; создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность». И нам с вами (детским садам) следует быть очагами, методическими центрами по внедрению здорового образа жизни в каждую семью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на тему: Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии.

Опыт работы по валеологическиму воспитанию.

Задача моей работы — пропоганда здорового образа жизни, формирование у ребенка желание «сделать себя лучше, сильнее, умнее», научить его фантазировать и делать дело, иными словами — «создать свой собс.

«Мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают об устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри их собственного организма» Тревор Уэнстон.

На этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Между тем в существующих программа.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии.

Источник

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии

Елена Химюк
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии

Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, сформировать полезные привычки, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и укреплении здоровья.

Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.

Произошедшие в нашем обществе перемены отразились на состоянии здоровья всех возрастных групп. Наибольшую тревогу вызывает здоровье детей и подростков. По официальным данным ежегодно общий уровень отклонения в здоровье возрастает на 6,7%. Появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, нарушениями осанки, излишним весом. Причин множество, но одна из них – малоподвижный образ жизни. Существует факт, что двигательная активность полезна для организма человека, это бесспорно.

Новая социально-экономическая действительность диктует необходимость формирования культа здоровья в сознании подрастающего поколения. Подписание В. В. Путиным Постановления “О повышении роли физической культуры спорта в формировании здорового образа жизни населения” показывает беспокойство государства за будущее страны.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) направлен на решение многих задач, но одна из них – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Одно из направлений развития и образования детей (образовательная область)«физическое развитие». Физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, овладение подвижными играми, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Реализация опыта осуществляется в процессе специально организованного обучения, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей.

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования, праздники.

Применение данного опыта позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению навыкам здорового образа жизни, вовлекать дошкольников в разнообразные виды деятельности, учитывать их интересы, склонности, уровень развития. Новизна опыта состоит в познавательной активности ребенка по изучению основ культуры здоровья в процессе разных видов деятельности, как совместной с педагогом и родителями, так и самостоятельной. Дошкольнику даются «живые» знания о ЗОЖ, которые получены практически, «чувственно»,которые можно уже сейчас применить в жизни, ощутить на деле их значимость. С ними можно поэкспериментировать, в них можно поиграть, их можно нарисовать, слепить, придумать рассказ. Такие знания гораздо естественнее и эффективнее приобретать в повседневной жизни, в конкретной жизненной ситуации.Именно в процессе своей практической деятельности ребенок должен узнавать: почему определенным образом надо умываться, чистить зубы, после каждого загрязнения мыть руки? Зачем делать зарядку, проветривать комнату, быть на воздухе? Почему надо днем спать, сидеть прямо, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот? Научиться рассуждать о своем здоровье ребенок должен не со слов взрослого, а на основе собственного (конечно, пока элементарного) опыта. Знание ребенком основ гигиены, элементарных медицинских сведений, правил безопасности жизнедеятельности составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и семье.

Идея моей работы заключается в том, чтобы создать такую «среду здоровья»,где любая деятельность: учебная, спортивная, досуговая – будет способствовать формированию у детей привычек и потребностей к здоровому образу жизни, становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормам и правилами.

Считаю,что опыт моей работы может быть использован:

воспитателями детских садов,

педагогами дополнительного образования,

инструкторами по физическому воспитанию,

родителями дошкольников,

а так же теми, кто хочет видеть своего ребенка активным, успешным, крепким, жизнерадостным и любознательным, а значит ЗДОРОВЫМ!

В работе с детьми использовала следующие здоровьесберегающие технологии:

• воздушные ванны (облегчённая одежда, сон без маек)

• полоскание полости рта и горла кипячёной водой комнатной температуры (после приема пищи)

• босохождение во время подготовки ко сну, бодрящей гимнастики, на прогулке в летний период

• упражнения для коррекции осанки

• гимнастика для глаз

• гимнастика для ног, профилактика плоскостопия

• массаж биологически активных точек

• самомассаж Приложение №1 фото приложение №2

Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ использовала наглядные, словесные и практические методы.

В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени, поэтому качество всей окружающей среды и обстановки в детском саду имеет большое значение для правильного развития дошкольника. Основа здоровой среды — это прежде всего создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки в группе. Здоровьесберегающая и развивающая среда способствует укреплению здоровья детей, закреплению знаний, умений и навыков. Для удобной работы были созданы картотеки дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, самомассажа, упражнений для профилактики плоскостопия, релаксационных упражнений, опытов по валеологии. Приложение №3

Ни у кого не вызывает сомнения, что в одиночку педагогу добиться решения всех задач, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое воспитание, практически невозможно. Поэтому, одним из основных направлений оздоровительной работы с детьми является совместная работа с семьей в решении вопросов укрепления здоровья.

Для этого использовала различные формы и методы:

• анкетирование «Здоровье вашего ребенка», «Семья и ЗОЖ».

совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья.

• индивидуальные консультации, рекомендации по организации режима дня, развитию двигательных навыков.

• памятки, буклеты из серии «Ступеньки здоровья»

• выставки детских работ по изодеятельности на тему ЗОЖ. Пр. №4

Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.

Работая в детском саду, и организуя с детьми занятия и различные виды деятельности по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, я поняла насколько важно и актуально это сегодня. Главная задача состоит в том, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья ребенка. Выполнить его можно лишь при наличии четко продуманной системы, включающей оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов.

Об эффективности разработанных мероприятий по воспитанию здорового образа жизни свидетельствует положительная динамика в валеологическом развитии дошкольников:

Дошкольники овладели навыками самооздоровления: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж.

У детей сформировались представления о своем организме, повысился интерес к оздоровлению собственного организма.

Осознание детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.

Здоровый ребенок – активный, жизнерадостный, любознательный. Значит, не зря мы шли по ступенькам здоровья,доказывая народную мудрость: «Всяк человек своего здоровья кузнец».

Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста посредством культурно-досуговой деятельности Реагируя на все изменения социальных условий и требований общества, педагогика создает новые подходы к осуществлению образовательного процесса.

Индивидуальный план работы воспитателя «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» Индивидуальный план работы воспитателя МБДОУ №7 «Ляйсан» на 2014 – 2017 учебные г. Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни у.

Формирование здорового образа жизни у детей младшего возраста с ОВЗ посредством использования природных факторов (опыт работы) Тема:«Формирование здорового образа жизни у детей младшего возраста с ОВЗ посредством использования природных факторов». РЕСУРСНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Консультация для родителей Формирование здорового образа жизни у дошкольников Фундамент активного здорового долголетия закладывается в.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии» Консультация для родителей на тему: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии» Выполнила воспитатель гр.

Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии» «Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Консультация «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» БДОУ «Детский сад №8 г. Тары» Старший воспитатель: Наумова Евгения Викторовна «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» «Идеал.

Образец отзыва о использовании методического материала «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» ОТЗЫВ об использовании методического материала при работе с родителями по теме: «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников».

Опыт работы по теме «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется.

Тема самообразования «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» Тема самообразования: «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» «Здоровье — это вершина, которую каждый должен покорить.

Источник

Читайте также:  Содержание работы с детьми по здоровому образу жизни
Поделиться с друзьями
Adblock
detector