- Консультация «Формирование здорового образа жизни дошкольника» консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Статья «Создание условий для формирования воспитанников представлений о здоровом образе жизни» статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Создание условий для формирования здорового образа жизни у дошкольников
Консультация «Формирование здорового образа жизни дошкольника»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Сохранение здоровья и укрепление иммунитета ребенка в дошкольном возрасте являются важным условием формирования здоровой личности. Это обязанность и родителей и дошкольного учреждения, где пребывает ребенок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация «Формирование здорового образа жизни дошкольника» | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровый образ жизни в детском саду и дома
Сохранение здоровья и укрепление иммунитета ребенка в дошкольном возрасте являются важным условием формирования здоровой личности. До 7 лет человек проходит большой этап своего развития, который больше не повторится за всю его жизнь никогда. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от которого, по сути, зависит дальнейшая жизнь маленького человека. Поэтому ведение ЗОЖ в детском саду играет важнейшую роль в развитии ребенка.
Формирование любви к здоровому образу жизни, к полезным привычкам, сохранение и укрепление здоровья — одни из основных задач учреждения, где ребенок проводит максимальное количество времени, — детского сада. Оздоровление в детском саду предусматривает целый ряд мероприятий: утренняя гимнастика, прогулки и экскурсии, продуманное питание, разнообразные дидактические игры, способствующие познаванию основ ЗОЖ и его составляющих, а также множество повседневных занятий, приучающих ребенка заботиться о своем здоровье. Но формирование здорового образа жизни должно проводиться не только силами педагогов, воспитателей, психологов. Это большая цепочка, в которую обязательно должны быть включены родители. Что же они могут сделать для этого? Обеспечить необходимые условия здорового образа жизни.
- Пребывание на свежем воздухе. Прогулка является одним из существенных компонентов режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.
- Разнообразие питания. В рационе ребенка должны присутствовать овощи, фрукты, каши, молочные продукты. При этом любое принуждение недопустимо. Необходимо включать в рацион продукты, богатые витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Немаловажное значение имеет режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.
- Соблюдение личной гигиены. Ребенку необходимо усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. Лучше всего подать личный пример (уход за зубами дважды в день, мытье рук, подмывание, купание, смена белья).
- Регулярное закаливание. Необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.
- Соблюдение режима дня. Рациональный режим помогает работать всем органам также согласно режиму. Правильно организованный режим дня оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
- Спокойствие и любовь. Здесь можно выделить 2 аспекта: спокойствие должно царить в семье и сохраняться в детском саду. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье. Он должен знать, что дома его ждут и любят, тогда он сможет справиться с любой задачей. Что касается дошкольного учреждения, то поддержание мира и покоя обеспечивает в первую очередь воспитатель. Кроме того существует психолог, который помогает разрешить сложные ситуации.
- Формирование интереса к оздоровлению . Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Необходимы развивающие игры, интересные рассказы о хорошем и плохом с подведением итогов.
Родителям следует помнить о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровый образ жизни дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни».
Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл.
Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка.
О здоровом образе жизни ребенка дошкольного возраста.
laquo;«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»Уважаемые родители!В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящ.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Наша эпоха — эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье челове.
Источник
Статья «Создание условий для формирования воспитанников представлений о здоровом образе жизни»
статья на тему
Приобщение ребенка к здоровому образу жизни является приоритетным направлением в деятельности образовательных организаций и каждого педагога. Для того, чтобы реализовать деятельность по ЗОЖ необходимо сформировать в дошкольной организации здоровьесберегающую среду, способную стать содержательно-насыщенной, вариативной, доступной и главное безопасной. Поделившись своим опытом деятельности по созданию условий в группе по формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни, хочется заинтересовать других педагогов творчески подходить к данному вопросу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о создании условий по формированию представлений о ЗОЖ | 63.96 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Автор: Скоробогатова Елена Александровна — воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 87 «Ладушки»
г. Нижневартовск ХМАО – Югра
Здоровье является истинно человеческой ценностью. По словам А. Шопенгауэра, именно «здоровье превышает все блага человеческой жизни». Несмотря на систему мероприятий в нашей стране по охране здоровья, состояние его, постоянно ухудшается, что вызывает большую тревогу. Из года в год растет число детей с ослабленным здоровьем, этому способствуют различные факторы: экологические, наследственные, социальные, а так же психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения.
Неслучайно, именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Поэтому усилия работников дошкольной организации направлены на оздоровление воспитанников, культивирование здорового образа жизни среди подрастающего поколения.
Приобщение воспитанника к здоровому образу жизни является приоритетным направлением в деятельности образовательных организаций и каждого педагога. В Федеральном государственном образовательном стандарте одной из важных задач, стоит задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. Полученные дошкольниками представления о здоровом образе жизни, позволят им в дальнейшей жизни находить способы укрепления и сохранения своего здоровья. Желание быть здоровым есть у каждого человека, но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, одного желания мало. Нужно хорошо знать свой организм, иметь представление о том, что полезно и что вредно, а главное – активно о нем заботиться.
Дошкольный возраст самый благоприятный период для становления ценностей здорового образа жизни, поэтому в дошкольной образовательной организации необходимо создать условия, которые гарантируют охрану и укрепление здоровья воспитанников, и будут способствовать формированию привычки вести здоровый образ жизни. Здоровому образу жизни нужно учиться, а обучение дошкольников должно проходить в деятельности.
Для того, чтобы решить комплекс задач по здоровьюсбережению и созданию здоровьесберегающей среды применяем различные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья — динамические паузы, подвижные и спортивные игры, гимнастика для глаз и пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, самомассаж и т.д.
Технологии обучения здоровому образу жизни — игровые занятия с использованием методической литературы Г.К. Зайцева «Уроки Знайки», «Уроки Айболита», «Познай себя», «Уроки здоровья для дошкольников» (Л.В. Гаврючина программа «Здоровый малыш») и др., проблемные ситуации, игротерапия и т.д.
Медико – профилактические технологии — бассейн, закаливание, лечебно-оздоровительные мероприятия, профилактика ОРВИ и гриппа и др.
Для того, чтобы реализовать работу по ЗОЖ необходимо сформировать в дошкольной организации здоровьесберегающую среду, способную стать содержательно-насыщенной, вариативной, доступной и главное безопасной. Здоровьесберегающая среда – это, прежде всего комплекс социально- гигиенических, психолого-педагогических, морально – этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, которые обеспечивают ребенку психическое и физическое благополучие. Данная среда должна удовлетворять потребности воспитанника и способствовать формированию у него представлений о здоровом образе жизни, помогать, лучше узнать свой организм, научиться бережно, относиться к своему здоровью и здоровью других людей. Все пособия, атрибуты, игры в дошкольной организации должны быть красочными, яркими, интересными, чтобы привлечь внимание детей и желание с ними действовать.
В ходе моей работы по формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни, возникла идея о создании в группе многофункционального уголка «Страна здоровья» . В каждой стране есть свой герб, такой герб появился и в нашей «Стране здоровья. В центре Солнце, как источник жизни на земле. В каждом цветовом секторе символы, составляющие основу нашего здоровья, это — спорт, гигиена и здоровое питание. Для ознакомления воспитанников с темой «Мой организм», в группе появился человечек — Кирюшка, который помог привлечь внимание к изучению человеческого организма. Информация на стенде «Советы Аскорбинки» постоянно обновляется, и размещается с помощью цветных картинок, из которых дошкольники узнают о способах закаливания, сохранения зрения и слуха, предупреждения плоскостопия и сколиоза, полезных и вредных привычках, а так же другая полезная информация по формированию представлений о здоровом образе жизни. В Стране Здоровья воспитанники получают представления о витаминах, правильном питании, знакомятся фруктами, овощами и продуктами, учатся классифицировать их, определяя их пользу и вред. Здесь дошкольники знакомятся с зубами, их ролью в жизни человека, полезных и вредных продуктах, наглядно видят, как выглядят здоровые и больные зубы, а так же учатся правилам ухода за зубами. Данный уголок помогает при проведении непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работе с детьми по разделам «Человек», «Витамины и здоровая пища», «Здоровье наших зубов», «Культурно-гигиенические навыки». Для формирования привычки вести активный и здоровый образ жизни помогает оборудованный спортивный уголок с наличием стандартного и нестандартного физкультурного оборудования.
Чтобы привлечь внимание воспитанников, используем сказочные персонажи: Доктор Айболит, Аскорбинка и ее друзья, Королева зубная щетка, Микробы, Старуха Простуда и другие. Дошкольники любят, когда им читают книги, рассматривать картинки, поэтому возникла необходимость создать библиотеку художественной литературы и иллюстративного материала по здоровому образу жизни. Наличие развивающей здоровьесберегающей среды и системная деятельность в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении способствует формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни и подводит к осознанию вести такой образ жизни с детства.
На состояние здоровья дошкольников, благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни, как в детском саду, так и дома. Ориентируясь на своих родителей, ребенок развивается соответственно «картине» увиденного. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни должно проходить с малых лет не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Поэтому наши родители, стали активными участниками и помощниками, в деле оздоровления своих детей. Создание клуба «Здоровый дошкольник», цель которого, пропагандировать здоровый образ жизни и оказывать консультативную помощь, привлекло родителей, которые явились не только слушателями, но и активными участниками всех оздоровительных мероприятий. Созданный уголок здоровья, помогает представить родителям информацию по вопросам здорового образа жизни, проводить опросы и анкетирование. Традицией стало проведение совместных оздоровительных мероприятий, ведение альбомов «Здоровички»
Поделившись своим опытом работы в данном направлении, хочется заинтересовать других педагогов творчески подходить к созданию условий по формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни.
- Приказ Минобрнауки Р.Ф. от 17.10.2013 N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании»
- Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях.– М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 112 с.
- Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2001.-№1.-с.114
- Гаврючина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера 2007. – 160 с.
- Здоровьесберегающее пространство ДОУ/Под ред. Н.И. Крыловой.- Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.
- Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Оверчук Т.И. «Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных ОУ: проблемы и пути оптимизации». М.-2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье — это состояние п.
Вопросы сохранения и укрепления здоровья дошкольников на сегодняшний день являются приоритетными при решении задач развития и воспитания детей в ДОУ. Их решение требует совместного участия педаг.
Статья о воспитании в детях желание быть здоровыми.
Опыт работы по сохранению здоровья дошкольников.
laquo;Педагогические условия формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у детей 5-6 года жизни».
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для 5-6 лет по теме «Чтобы всем здоровым стать, надо носом нам дышать». Данный материал будет полезен воспитателям старше.
Источник
Создание условий для формирования здорового образа жизни у дошкольников
татьяна соловьёва
Создание условий для формирования здорового образа жизни у дошкольников
Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровьядетей регламентируется рядом нормативно- правовых документов: Закон РФ «Об образовании», «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения в РФ», областная целевая программа «Физическое воспитание — здоровье нации» и др.
Социально-гигиенические, эпидемиологические, социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека зависит от: образа жизни, экологии, наследственности, здравоохранения.
Под «образом жизни» мы понимаем активную деятельность людей, направленную в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.
Ребенок по своей природе деятель, а деятельность выражается прежде всего в движении. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет интеллектуальное развитие. Развитие движений — один из главных показателей нормального нервно-психического развития детей.
На повышение двигательного статуса детей оказывает большое внимание двигательный режим. Вся физкультурно — оздоровительная работа в детском саду строится с учетом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей дошкольного возраста. Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формировании всех систем и несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребенка.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и со-стояние здоровья ребенка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, вос-приятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребенка, который составляет его двигательный статус. В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям.К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия после сна. Они являются основой тренировки организма.
Формирование навыка здорового образа жизни — длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, можно давать позитивные формулировки и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение. Лучше всего чаще играть в игры на развитие того или иного навыка.
Второе место в двигательном режиме детей занимают образовательные занятия по физической культуре — как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности и приобращения детей к ЗОЖ.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Деятельность, возникшая по инициативе самого ребенка это проявление его интереса, его выбор, а значит, и результат будет более благоприятным, в том числе и для взрослых. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, после дневного сна, во время прогулок. При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек). Педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их, таким образом, поддерживая потребность в спонтанной двигательной активности детей по созданию условий для переживания «мышечной радости».
Немаловажное значение, при формировании ЗОЖ, отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям. К таким занятиям относится неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно — спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования.
Программа деятельности ДОУ по расширению двигательного статуса детей предусматривает взаимодействие с социумом. В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы и т. д. Удачно проходят спортивные досуги с родителями. Широко используется информация в родительских уголках,в папках-передвижках: «В каком возрасте лучше начинать заниматься спортом», «Как выработать у детей правильную осанку», «Формирование основ ЗОЖ» и т. д.
Все эти формы взаимодействия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно- гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.
Таким образом, двигательный режим в дошкольном учреждении включает в себя всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. Его содержательная сторона направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей.
При разработке рационально двигательного режима учитывается не только биологическая потребность детей в двигательной активности, но и предусматривается ее рациональное содержание основанных на оптимальном режиме разных видов занятий, подобранных с учетов возрастных и индивидуальных особенностей.
Сознательное отношение ребенка к своему здоровью, использование доступных средств для его укрепления, стремление к расширению двигательного опыта — это и есть положительный результат в работе.
Таким образом, работа по здоровьесбережению позволит качественно ре-шать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональность насыщенность образовательной деятельности, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело — все это дает положительный эффект в работе.
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.
Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.
Образовательная среда по формированию здорового образа жизни В этом учебном году наш педагогический коллектив поставил перед собой ряд задач. Одна из них : «Формировать навыки здорового образа жизни.
Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни» Консультация для родителей. «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ».Приоритетной задачей дошкольного воспитания и образования является.
Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.
Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.
Лэпбук «Основы здорового образа жизни» Воспитатель Сафонова В. А. СП «Детский сад» МАОУ ООШ с Комсомольское Балаковского района Саратовской области. Добрый день, уважаемые коллеги,.
Формирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизни Доклад на тему: «Формирование у детей старшей группы знаний о себе и своем организме в направлении здоровья и здорового образа жизни. » Воспитатель.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.
Презентация «Территория здорового образа жизни» В настоящее время огромное внимание уделяется физическому воспитанию подрастающего поколения. Это касается и дошкольного образования. Физические.
Источник