Трус умирает много раз храбрец только однажды какое средство выразительности

Словарь художественно-изобразительных средств
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
Словарь художественно-изобразительных средств 27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Словарь средств выразительности

Аллегория – иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа (весы – а. правосудия, крест – а. веры, сердце – а. любви).

Аллитерация – усиление выразительности художественной речи повтором согласных звуков, один из видов звукописи.

Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой. (А. Пушкин)

Аллюзия – употребление ходового выражения в качестве намека на хорошо известный факт, исторический или бытовой.

«Семейство – вздор, семейство – блажь»,- Любили здесь промолвить гневно.
А в глубине души все та ж «Княгиня Марья Алексевна». (А. Блок)

Алогизм – умышленное нарушение в литературном произведении логических связей с целью подчеркнуть внутреннюю противоречивость данного положения (драматического или комического).

Если б был я маленький как великий океан, на цыпочки б волн встал.

Анафора – единоначатие, повторение сходных звуков, слов, синтаксических конструкций в начале стихов, строф, абзацев.

Как ни гнетет рука судьбины
Как ни томит людей обман
Как ни браздят чело морщины. (Ф. Тютчев)

Антитеза – противопоставление, резкий контраст понятий, положений, образов, состояний и т.п. в речи. Они сошлись: вода и камень,

Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)

Антонимы – слова, имеющие противоположные значения (добро и зло).

Архаизм – устаревшее слово или оборот речи.

Отверзлись вещие зеницы ,
Как у испуганной орлицы. (А. Пушкин)

Ассонанс – созвучие, повтор гласных, преимущественно ударных, один из видов звукописи.

Взлож у на тетив у т у г ую
Посл у шный л у к согну в д у г у . (А. Пушкин)

Афоризм – изречение, выражающее с предельной лаконичностью в отточенной форме какую-либо оригинальную мысль.

Мысль изреченная есть ложь. (Ф. Тютчев)

Бессоюзие – отсутствие союзов, соединяющих во фразах слова и предложения, вследствие чего речь приобретает большую сжатость.

Швед, русский колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет. (А. Пушкин)

Вульгаризмы – грубые, не принятые в литературе слова или неправильные по форме выражения, вставленные в текст художественного произведения.

К любым чертям с матерями катись любая бумажка. (В. Маяковский)

Гипербола – средство выразительности, основанное на преувеличении.

Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (В. Маяковский)

Градация – последовательное нагнетание или ослабление (обратная градация) сравнений, образов, эпитетов, метафор.

Ни слов, ни слез, ни вздоха – ничего Земля и люди недостойны. (З. Гиппиус)

Гротеск – один из видов комического, сочетающий в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. («Нос» Н.В. Гоголя)

Диалектизмы – слова, характерные для местного говора.

Поднялись прихожане у чащи,
Лихоманную грусть затая.
Загузынил дьячишка ледащий:
«Спаси, господи, люди твоя». (С. Есенин)

Жаргонизмы – слова, употребляемые социальной группой (студенческий жаргон, воровской).

Вышел на арапа. Канает буржуй. (И. Сельвинский)

Инверсия – расположение слов в предложении в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики.

И долго милой Мариулы
Я имя нежное твердил. (А. Пушкин)

Прямая последовательность: И я долго твердил нежное имя милой Мариулы.

Ирония – тонкая насмешка, прикрытая внешней учтивостью.

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (спрашивают осла) (И.А. Крылов)

Каламбур – стилистический оборот или самостоятельное произведение, основанное на комическом использовании одинакового или сходного звучания слов или групп слов, либо – разных значений одного слова или словосочетания, видов омонимов.

И так, И сяк, Иссяк. (А. Раскин)

Контекстуальные синонимы и антонимы — слова, вступающие в синонимические (антонимические) отношения только в определенном тексте.

Не жалею, не зову, не плачу… (С. Есенин) – синонимы.

Что Троя вам одна, ахейские мужи? (О. Мандельштам) – антонимы.

Литота – средство выразительности, основанное на преуменьшении.

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С. Грибоедов)

Метафора – скрытое сравнение, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

В темнице мира я не одинок. (О. Мандельштам)

Мои слова – жемчужный водомет. (А. Белый)

Реализация метафоры – возвращение известной метафоре прямого смысла.

сидят людей половины.

Где же половина другая? (В. Маяковский)

Метонимия – переименование, переносное значение слова, возникающее на основе смежности, связи предметов или явлений.

Не то на серебре, на золоте едал. (А.С. Грибоедов)

Многосоюзие – построение фразы, при котором все (или почти все) однородные члены предложения связаны между собой одним и тем же союзом.

Ох! Лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б ни зной, да пыль, да комары, да мухи… (А. С. Пушкин)

Неологизм – слово, вновь образованное в связи с возникновением в жизни нового понятия (электорат, сисадмин).

Авторский неологизм (окказионализм) – новое слово, придуманное писателем в произведении.

По морям, играя, носится с миноносцем миноносица. (В. Маяковский)

Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Лермонтов)

Олицетворение – вид метафоры, изображение неодушевленного предмета как одушевленного.

Боролася заря с последними звезда’ми (В. Соловьев)

Омонимы – слова, одинаковые по написанию или звучанию, но разные по значению.

Нет, лучше му’кой. (М. Цветаева)

Парадокс – суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению.

Трус умирает много раз, Храбрец – только однажды. (В. Шекспир)

Парцелляция – разделение фразы на части и даже на отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию.

Эй, синеблузые!
Рейте!
За океаны! (В. Маяковский)

Перенос поэтический – несовпадение интонационно-фразового членения в стихе, фраза, начатая в одном стихе, переносится в следующий стих.

Здравствуй! Не стрела, не камень: Я! – живейшая из жен: Жизнь… (М. Цветаева)

Период – длинное сложное предложение, интонационно распадающееся на две части: повышение тона – пауза – понижение тона.

И все, что на душе берег,
С чем в этот год заснуть не мог,
С чем утром встал, а на ночь лег,
С чем ел не впрок

И пил не прок, — //
Все вновь обдумал Моргунок… (А. Твардовский)

Перифраз (перифраза, перефраз) – описательный оборот, в котором указываются признаки неназванного прямо предмета.

Смотрите, первенцы свободы:
Мороз на берегах Невы! (З. Гиппиус)
Речь идет о декабристах.

Просторечие – народно-разговорные выражения, применяемые в художественном произведении.

Что там думать, что там ждать:
Дунуть, плюнуть – наплевать:
Наплевать да растоптать:
Веселиться, пить да жрать. (А. Белый)

Реминисценция – воспроизведение поэтом фразовой или образной конструкции из другого художественного произведения.

Прощай, свободная стихия (А. Пушкин)

Прощай, немытая Россия (М. Лермонтов)

Риторические обороты (риторические фигуры ) – стилистические обороты, усиливающие выразительность речи.

Риторический вопрос – не требует ответа, имеет эмоциональное значение.

Мне нынче труден мой урок.
Куда от странной грезы деться? (Н. Гумилев)

Так много тайн хранит любовь,
Так мучат старые гробницы! (Н. Гумилев)

О, пожелтевшие листы,

Шагреневые переплеты! (Н. Гумилев)

Сарказм – злая насмешка, используется с откровенно обличительным, сатирическим смыслом, в сарказме главное – крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование.

Как баранов, надо стричь и брить их.
Чего стесняться в своем отечестве? (В. Маяковский)

Символ – многозначное иносказание, предметный образ, условно выражающий суть какого-либо явления.

Парус в стихотворении М. Ю. Лермонтова – символ романтического героя, одиночества.

Алые паруса в феерии А. Грина – символ счастья, любви, сбывшихся желаний.

Синекдоха – вид метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе количественных отношений (часть – целое, единственное – множественное).

И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз. (М. Лермонтов)

Синонимы – слова, различные по написанию, но близкие по значению. Могут различаться стилистической принадлежностью (успех – удача).

Синтаксический параллелизм – сходное, «параллельное» построение смежных фраз, стихотворных строк или строф.

Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит. (Я. Полонский)

Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим. Наступило прохладное лето,

Словно новая жизнь началась. (А. Ахматова)

Отрицательное сравнение – вид сравнения в форме отрицания.

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои. (Н. Некрасов)

Троп – поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образом смысле. К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, эпитет, аллегория, перифраз, символ, сарказм.

Умолчание – прерывание начатой речи в расчете на догадку читателя.

Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что? моей судьбой
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен. (М. Лермонтов)

Фигура речи (стилистическая фигура) – обороты речи, применяемые в целях создания художественной выразительности. К фигурам относятся: антитеза, оксюморон, градация, синтаксический параллелизм, эллипсис, анафора, эпифора, умолчание, инверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, парцелляция, период, парадокс.

Фразеологизм – устойчивый оборот речи, сочетание слов (рукой подать = близко, язык проглотил = онемел)

Эллипсис (эллипс) – пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.

Откуда дровишки? (Н. Некрасов) Пропущены слова «ты везешь».

Эпитет – художественное, образное определение.

А ночью слушать буду я
Неяркий голос соловья… (А. Пушкин)

Постоянный эпитет – эпитет, постоянно сопровождающий определенное существительное, характерен для народного творчества.

(Добрый молодец, поле чистое, солнце красное…)

Экспрессивная лексика – слова, чаще разговорного стиля, показывающие авторское отношение.

Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне мира в тихом доме
Возле мирного огня. (А. Блок)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр предназначен для отработки навыков определения вида тропов. (Задание В-8 ЕГЭ)Использованные материалы:шаблон презентации Павлова Е.Г. .

Данную презентацию можно рассматривать как своеобразное пособие по стилистике, в котором содержатся краткие теоретические сведения об основных словесных средствах художественной изобразите.

Данный материал содержит особенности работы с языковыми средствами.

Содержит планирование работы.

Урок с точки зрения деятельностного метода.

Повторение и обобщение знаний учащихся о художественно-изобразительных средствах и стилистических фигурах речи; подготовка к выполнению задания №24 ЕГЭ по русскому языку; развитие ключевых компетенций.

Источник

Средства выразительности

Аллегория— иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ: трусость и беззащитность – Заяц; тупость – Осёл; хитрость — Лиса; деспотизм – Лев.

Аллитерация– повторение одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи. «Пусть сильнее грянет буря»; «Дремлет чуткий камыш, тишь, безлюдье вокруг. ».

Анафора -единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или нескольких стихотворных строк: Как ни гнетёт рука судьбины, Как ни томит людей обман. ;

Уже купил он сукна такого. Уже приобрёл он отличную пару.

Антитеза— противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающих эффект резкого контраста «Чёрное и белое», «Война и мир», «Преступление и наказание», пословицы — «Мал золотник, да дорог». Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли.

Антонимы— слова, имеющие противоположенные значения: «Коварство и любовь», «Белей лишь блеск, чернее тень».

Архаизм — устаревшее слово или оборот речи. Используется для воссоздания исторического колорита, речи героев, для придания произведению возвышенного характера: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился.

Ассонанс— повторение одинаковых гласных звуков: Взложу на тетиву тугую, Послушный лук согну в дугу, А там пошлю наудалую. И горе нашему врагу.

Афоризм— обобщённая, глубокая мысль автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор. «У сильного всегда бессильный виноват»

Гипербола — образ выражения, содержащий непомерное преувеличение размера, силы, значение и т.д. какого — либо предмета, явления «В сто сорок солнц закат пылал».

Градация— расположение перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (восходящая градация) или в порядке убывания значений (нисходящая градация). Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть.

…Он сам в своей камере ощущает,воспринимает,чувствует,жаждети о чёммечтает.

Диалектизмслово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм). Петух – кочет, верх — овраг, курушка — наседка, рогач — ухват, корчик- ковшик, скородить — разравнивать граблями

Жаргонизмы— речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений. Различаются жаргонизмы: салонный, мещанский, воровской, студенческий, школьный, армейский, спортивный, и т.д. «Чуять» — из жаргона охотников, «амба»- из морского.

Звукописьподбор звуков в стихотворной речи (реже прозаической), имеющий художественно — выразительное значение в соотнесении с содержанием текста. Дремлет чуткий камыш Тишь безлюдье вокруг.

Инверсия – обратный порядок слов нарушение общепринятой последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей новый, особый оттенок выразительности: он пришёл – пришёл он; Досадно было, боя ждали; И курганов зеленеетубегающая цепь

Ирония – скрытая насмешка, перенос значения по противоположности. Отличительный знак — двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположенный ему, подразумеваемый. «Отколе, умная, бредёшь ты, голова»?

Композиционный стык –это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его: Все сделала для меня Родина. Родинаменя выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь,которой я горжусь.

Контекстные синонимыслова или сочетание слов, которые приобретают близкое значение лишь в определённом контексте. «Ничегонеделание» — пассивный отдых,см. Синонимы контекстуальные.

Лексический повторнамеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.

Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака.

Литота — образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить.

«Мальчикс пальчик», «мужичок с ноготок», тише воды, ниже травы.

Метафора— перенесение значения по сходству. Это средство выразительности очень близко к сравнению. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов: сонное озеро города, взлетающий бубен метели, слов моих сухие листья, моих слов соловьи, вранья холодный дым, ручей улыбки, серебряная ложка луны.

Луковки церквей, золото волос, теплый прием, цепь гор, хвост поезда, пить чашу жизни.

Метафорический эпитетсоединяет в себе признаки метафоры (перенос значения с одного понятия на другое на основании сходства) и эпитета (образное, необычное, неожиданное определение, обычно выраженное прилагательным или наречием образа действия). Например:

«Ненавязчиво и ненастойчивотворения прошлого. входят в человека, становясь мерилом прошлого»

Метонимияупотребление слова в переносном значении, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, как в метафоре (см.), с тем отличием от последней, что замещение это может производиться лишь словом, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т.д.) связи с предметом (явлением), который обозначается замещаемым словом. «Все флагив гости будут к нам», где флаги замещают страны. Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке; Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева; Читая Белинского

Многосоюзиестилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления, усиливается выразительность речи. «Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду»

Морфемный повторповторение окончаний, суффиксов, приставок, корней.

Неологизм — слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий (в науке, технике, культуре, в быту). Неологизм подчёркивает выразительность речи. Например, «бездарь» вместо «бездарность».

Оксюморон — необычное соединение слов, сочетание противоречащих друг другу слов, логически исключающих друг друга. «Мёртвые души», «невольник чести», «невозможное возможно», «живой труп», «горячий снег».

Олицетворениеперенос признака с живого предмета на неживой: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.«О ком ты воешь, ветер ночной, о чём сетуешь безумно?»

Оценочная лексика –прямая авторская оценка событий, явлений, предметов: Пушкин – это чудо.

Параллелизм— сравнение в форме сопоставления. Параллелизм бывает прямой: «Травой зарастают могилы — давностью зарастает боль» и отрицательный, в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений: То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит- То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит.

Парадокссуждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению («Трус умирает много раз, храбрец — только однажды»). Парадокс может быть средством разоблачительного, сатирического изображения действительности. Парадокс может ставить суждение на грань нелепости («Торопись медленно», «Чем хуже, тем лучше»), но это лишь придаёт парадоксу особую яркость.

Парцелляция— стилистический приём, расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Цель парцелляции — придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками: Губители карманов и сердец; Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок!

Период— лингвистический термин, означающий длинное сложное предложение, в первой части которого интонация идёт на повышение, а во второй — на понижение. Например, стихотворения А.С.Пушкина «Когда порой воспоминанье. », М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива. ».

Перифраз1)Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова: Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора).

2)Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты: Царь зверей вместо «лев», Туманный Альбион вместо «Англия», Северная Пальмира вместо Санкт-Петербург.

Повторсознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.: Пушкин был страдалец, страдалецв полном смысле этого слова.

Присоединительные конструкциипостроение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса текста: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слезы. И горечь утрат.

Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение— специальные приёмы, которые используются для усиления выразительности речи. Риторический вопрос может выражать вопросительное содержание, но задаётся не с целью дать или получит на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя. Риторическое восклицание усиливает в тексте выражение чувств, а риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения. Мечты, мечты! Где ваша сладость!

Знакомые тучи! Как вы живёте? Кому вы намерены нынче грозить?

Простят ли честные герои? Мы их завет не сберегли.

Синекдоха— один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого. Пример: белеет парус ( = лодка).Эй, борода!(ему в глаза первой бросилась борода человека J)

Синонимы1)Слова, различные по написанию, но близкие (или одинаковые) по значению: победить-одолеть (врага); бежать — мчаться; красивый — прелестный; бегемот — гиппопотам. 2)Контекстуальные синонимы — это слова или словосочетания, сближающиеся по значению в условиях одного контекста, эти слова носят индивидуальный, ситуативный характер: игла — Останкинская игла (башня); говор (ропот) волн; шум (шелест, шорох, шёпот) листвы.

Синтаксический параллелизм — повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с оной и той же синтаксической структурой с однотипным порядком слов, однотипным сказуемым: Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской.

Алмаз шлифуется алмазом, Строка диктуется строкой.

Скрытый диалогразговор автора с самим собой.

Сравнениеизобразительный приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. Чаще всего сравнение в речи оформляется в виде сравнительных оборотов. Состоит сравнительный оборот их слова или словосочетания с одним из сравнительных союзов (как, точно, словно, будто, как будто, что). Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.

Сравнительный оборотсм. сравнение

Тропы — поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле. К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония, литота, отчасти эпитет, аллегория, перифраз.

Умолчаниеоборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляет читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось невысказанным. Но слушай: если я должна Тебе. кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена.

Фигура речи (фигура риторическая, фигура стилистическая) — оборот речи, синтаксические построения, используемые для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространённые фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эпифора.

Фразеологизмлексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Различаются:

1.Фразеологические сокращения (идиомы) —фр. обороты с абсолютной семантической спаянностью частей, целостное значение которых не выводится из значений составляющих их слов (нередко устарелых, сохраняющих архаическую, грамматическую форму и неоправданную современными правилами синтаксическую связь). Бить баклуши, диву даваться, из рук вон, как пить дать, остаться с носом, точить балясы, собаку съесть, положа руку на сердце и т.д.

2.Фразеологические единства —фр. обороты, целостное значение которых (обычно образное) в той или иной степени мотивировано отдельными значениями составляющих их слов: вылететь в трубу, держать камень за пазухой, довести до белого каления, закинуть удочку, зарыть талант в землю, заткнуть за пояс, играть в прятки, красная смородина, ломиться в открытую дверь.

3.Фразеологические сочетания —фр. обороты, в состав которых входят слова со свободными и фразеологически связанным значением, причём целостное значение вытекает из значения отдельных слов: воздушный замок, восклицательный знак, задеть самолюбие, закадычный друг, заклятый враг, затронуть чувство чести, кромешный ад, насупить брови, одержать победу, потупить голову, расквасить нос, сгорать от стыда, скалить зубы, скоропостижная смерть, тоска берёт, трескучий мороз, утлый челн, щекотливый вопрос, щекотливое положение.

Экспрессия— выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими словообразовательными и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами, фигурами).

Экспрессивная лексикаслова выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д.: дурочка, сыночек, глупышка, копун, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач.

Эпитеткрасочное, образное определение, подчёркивающее наиболее существенный, в данном контексте, признак предмета. Часто содержит в себе элемент сравнения и потому граничит с метафорой. Парусодинокий, весёлыйветер, мороз — воевода. болтушка сорока, роковые часы. жадно всматривается; слушает замерев, взоры полусонные, нежные, влюбленные.

Постоянный эпитетэпитет, часто встречающийся в народном поэтическом творчестве, переходящий из одного произведения в другое: море синее, поле чистое, солнце красное, тучи чёрные, добрый молодец.

Эпифора— одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.: я всю жизнь шел к тебе.Я всю жизнь верил в тебя.Я всю жизнь любил тебя.

Источник

Читайте также:  Для чего используют средство атлет
Поделиться с друзьями
Adblock
detector