Меню

Тестовая технология как средство развития



Применение тестовых технологий в рамках реализации требований ФГОС

Актуальность исследования. Одной из главных задач, определенных в

Концепции модернизации российского образования, является повышение его качества на всех уровнях системы образования. Решение этой задачи требует внедрения новых эффективных методов управления педагогическим процессом. Педагогическое тестирование на сегодняшний момент — один из эффективных инструментов контроля уровня знаний обучаемых.

Выход за рамки знаниевой парадигмы, расширение содержания образования в качественном отношении отразились в разработке новых образовательных стандартов и новых обучающих технологий, способствующих повышению качества подготовленности обучающихся; перехода на методы личностно ориентированного и развивающего обучения; расширения использования компьютерной техники и информационных технологий. Принимая концепцию качества образования и его обеспечения, педагогическая наука вступает в новую фазу своего развития. Знаниевая парадигма образования все более вытесняется парадигмой компетентностного, информационного и профессионально ориентированного образования. Центральной задачей становятся проектирование образовательных систем и учебного процесса, управление ими и оценка их качественного уровня, ориентация образовательного процесса на развитие личностной сферы обучающихся. Речь идет о новых, более эффективных педагогических технологиях, новых поколениях учебной литературы и других средств обучения, рассчитанных на повышение эффективности обучения в массовой аудитории.

В компетентностном подходе (Е.Я. Коган, В.В. Лаптев, О.Е. Лебедев, Е.А. Ленская, А.А. Пинский, И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин и др.) отражен такой вид содержания образования, который предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций. При этом предметное знание не исчезает из структуры образованности, а выполняет базовую и ориентировочную роль.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность выпускника, а умения разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях: в познании и объяснении явлений действительности, при освоении современной техники и технологии; во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков; в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению, при необходимости разрешать собственные проблемы и находить способы разрешения конфликтов [4].

Новизна опыта

Процедура тестирования довольно давно используется в процессе

преподавания, однако предлагаемый опыт оригинален. Дело в том, что в образовательной практике тестирование используется только как вид контроля: входного, текущего, тематического, рубежного, итогового.

Наряду с неоспоримыми преимуществами тестовая технология имеет в свете требований ФГОС и ряд недостатков:

-данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов;

— тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания;

— в тестировании присутствует элемент случайности. Например, обучающийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе;

— контрольное тестирование недостаточно влияет и на сам процесс обучения.

А поэтому и основная задача контроля знаний обучающихся — выявление уровня правильности, объема, глубины усвоенных обучающимися знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне их самостоятельности и активности в учебном процессе, не может являться в полной мере объективной.

В контексте моего педагогического опыта лежит более широкое использование обучающего потенциала тестовых заданий для организации учебного процесса.

В своей педагогической практике наряду с классическим применением тестовых заданий для контроля знаний и умений я использую метод тестовых заданий с целью изучения нового материала путем самостоятельного составления их самими студентами. Создание системы применения такого метода является одним из главных вопросов в определении эффективности методов, форм и способов моей педагогической практики.

Применяемый мною метод тестовых заданий способствует:

— развитию у обучающихся познавательного интереса к изучаемым дисциплинам,

— более эффективному и качественному проведению занятий,

— глубокому и интегрированному изучению дисциплин до уровня сознанного восприятия,

— формированию структурированных теоре­тиче­ских и фактических знаний,

— развитию навы­ков учеб­ного труда,

— развитию образ­ного и логического мыш­ления,

— развитию самостоятельного мыш­ления,

— развитию памяти и речи,

— развитию воли и эмоций,

а в рамках требований ФГОС формированию и развитию таких общих компетенций как

«…ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Читайте также:  Как списывают средства при аресте карты

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности».

Цель моего опыта: использование обучающего потенциала тестовых заданий при изучении общепрофессиональных дисциплин.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Выделить особенности отбора содержания учебного материала для самостоятельного составлении тестов обучающимися.

2.Показать роль составления тестовых заданий в активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

3.Способствовать достижению обучающимися высокого качества знаний, умений, навыков по дисциплинам «Техническая механика» и «Материаловедение».

4. Способствовать формированию и развитию общих и профессиональных компетенций при изучении общепрофессиональных дисциплин.

Технология опыта

Переход всего человечества к информационному обществу ставит перед образовательной средой глобальную проблему — увеличение количества и повышение качества учебной информации при оставшемся прежнем учебном времени, за которое должна быть усвоена эта информация. Одним из путей, обеспечивающих разрешение этого противоречия, является инновационный метод в применении тестовой технологии.

В своей педагогической деятельности для проведения занятий по «Технической механике» и «Материаловедению» я использую разнообразные виды, типы и формы проведения занятий с применением метода составления тестов на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.

Выдавая задания студентам для самостоятельного составления тестового задания по изученному материалу, необходимо сразу оговорить предъявляемые требования к их форме и содержанию, демонстрируя на примере тестовых заданий для контроля знаний. На этом этапе трудностей не возникает, так как обучающиеся уже адаптированы к тестовому контролю.

Выполнение первых таких заданий необходимо проводить на аудиторных занятиях, так как даже у «сильных» студентов возникают трудности в подборе слов, составлении фраз, формулировке ответов. Можно ограничиться составлением одного-двух заданий с вариантами ответов по конкретной смысловой дидактической единице в рамках одного занятия. По мере прохождения новых тем можно увеличивать количество заданий, более глубоко и разносторонне рассматривать одну дидактическую единицу или охватить тему лекции. Важно отметить, что выполнение первых заданий вызывает у обучающихся много вопросов и бурные обсуждения. В этот момент необходимо оказать психологическую поддержку и помочь им в составлении теста, при этом внимательно выслушав и поняв мысль, которую хочет выразить студент, своевременно скорректировав и указав на неточности. Для облегчения выполнения заданий можно разбить обучающихся на малые группы.

Дальнейшее планомерное и систематическое выполнение заданий по составлению тестов у студентов трудностей не вызывает: формулировки заданий приобретают лаконичную форму, варианты ответов представляются кратко и однозначно, что говорит о развитии способности грамотно и четко выражать свои мысли, внимательности, о глубоком и структурированном усвоении материала. Этому способствует сосредоточенность и внимание при восприятии нового материала, развитие возможности выражения словами своей мысли, применяя специальную терминологию, желание самостоятельного, а не группового составления теста, внесение в задание и ответы самостоятельно полученной дополнительной информации (в рамках изучаемой дисциплины) межпредметных и профессионально направленных связей, индивидуального видения новой информации, возможность самовыражения.

Данный метод позволяет организовать индивидуальный оптимальный уровень трудности выдаваемых контрольных заданий, формируя индивидуальные стратегии контроля по отдельной теме, разделу или курсу в целом.

Инновационный подход в применении тестовой технологии способствует

— обеспечению оптимальных условий для самостоятельной работы;

— повышению вариативности и доступности образовательного процесса для обучающихся путем индивидуализации и дифференциации;

самостоятельности, актуализирующей внутренние возможности, желания, интересы и переводящей их в сферу интеллектуальной, поведенческой и предметной деятельности;

любознательности как свойство личности интересоваться окружающим миром;

восприимчивости к новому знанию, поиску новых смыслов и представлений обретенной информации;

целеустремленности и настойчивости при выполнении поставленных задач;

критического мышления, ориентированного на обоснование и доказательность тех или иных утверждений;

вербального мышления (речь), связанного с возможностью выразить словами мысль;

памяти как средство хранить информацию длительное время;

воображения как способа воспроизведения образов объектов в сознании;

выносливости – продуктивно трудиться длительное время;

внимательности как сосредоточенности на выделенном объекте;

способности приводить разрозненные объекты в систему;

ответственности как способность принимать решения, делать выбор, отвечать за свои поступки и действия.

Стало очевидным фактом то, что тесты, самостоятельно составленные обучающимися позволяют получить достаточно объективные оценки уровня знаний, умений, практического опыта, предъявляемых ФГОС, так как направлены на формирование общих и профессиональных компетенций.

Основные критерии оценки результативности:

— качество знаний по дисциплинам за три года

— результаты промежуточной аттестации по профессиональным модулям

Методы оценки:

анкетирование на выявление у обучающихся оптимального и объективного вида проверки и оценки знаний;

Читайте также:  Чем лечить рубцы народные средства

анализ показателей успеваемости;

наблюдение за результатами обучающихся по итогам разного вида контроля (входной, текущий, промежуточный);

Наличие подобных характеристик у обучающихся позволяет им эффективно усваивать содержание учебных дисциплин, качественно выполнять задания педагога и самостоятельно продвигаться по пути самосовершенствования и саморазвития. Использование знаниевых компонентов в процессе применения инновационного метода тестовой технологии обучения способствует реализации требований ФГОС по формированию общих и профессиональных компетенций при изучении дисциплин общепрофессионального блока.

Данный опыт может быть использован учителями общеобразовательных предметов и педагогами, работающих по профессиональным стандартам, при различных формах обучения. Универсальность применяемого мною метода делает опыт технологичным и востребованным, а возможность реализации требований ФГОС – актуальным.

Список литературы

Источник

Консультация «Тестовая технология»

Татьяна Николаевна Никитина
Консультация «Тестовая технология»

Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению, использованию новшеств, осуществлению нововведений.

Педагогическая технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежат определенные ценностные ориентации и целевые установки автора или коллектива, которые должны воплотиться ожидаемом результате.

Понятие «тестирование» в русском языке имеет значение «испытания с использованием тестов», в английском «тестирование» может использоваться как эквивалент экзамена, любого испытания. «Тест» в переводе с английского — испытание, проверка, проба.

Для психолого-педагогической области существует несколько определений понятия «тест». Эти определения близки между собой и определяют тест как проверку, испытание.

Тест – стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Преимущества тестирования перед другими формами контроля

Цель тестирования: метод контроля усвоения учащимися знаний, умений и навыков.

Имеет ряд преимуществ перед традиционными методами контроля,а именно:

1. Обеспечивает объективность контроля.

Исключает субъективный фактор (за одну и ту же работу ученики получают разные оценки, как к кому относимся). Объективен только в том случае, если тест составлен качественно. Предлагается много вариантов, что тоже обеспечивает объективность проверки.

2. Легкая обработка результатов.

Проверять гораздо легче, чем контрольные работы. Экономия времени учителя.

3. Развивает логическое мышление учащихся, внимательность.

Тест как метод изучения индивидуальных различий возник сравнительно недавно. Временем его возникновения считается конец XIX — начало XX веков, когда для определения физических, физиологических и психических особенностей человека психологи попытались применить различные способы измерения.

Из истории тестирования

Развитие тестологии связано с деятельностью видного французского психолога Альфреда Бине (Binet A.; 1857-1911). А. Бине может считаться родоначальником современных тестов, предназначенных для диагностики уровня развития интеллекта. В 1904 году А. Бине вошел в состав комиссии по созданию в Париже специальных школ для умственно неполноценных детей. Требовалось отделить детей, способных к учению, но ленивых и не желающих учиться, от детей страдающих врожденными дефектами. А. Бине и Теодор Симон разработали серию заданий для детей от 3 до 11 лет. Первоначально серия состояла из 30 тестов-заданий, расположенных по мере возрастания трудности таким образом, что вероятность успешного выполнения повышалась с хронологическим возрастом. Уровень трудности был определен в результате обследования 50 нормальных детей этих возрастов и незначительного числа слабоумных. Слабоумные дети не могли решить задачи труднее определенного уровня сложности. Фактически применение этого теста было первой попыткой определить индивидуальные различия между детьми с помощью измерения их умственного развития.

Разработка первого педагогического теста принадлежит американскому психологу Эдуарду Ли Торндайку. Он считается основоположником педагогических измерений. Э. Торндайку принадлежат первые настоящие педагогические тесты. Первый стандартизованный педагогический тест, вышедший под руководством Э. Торндайка, был тест Стоуна на решение арифметических задач, впервые снабженный «нормами».

Особым путем шло проникновение тестов в Россию. До 1917 года вопросам тестирования уделялось недостаточное внимание. Фактически свое практическое значение тесты получили после 1925 года, когда была создана особая тестовая комиссия. Тестовая комиссия существовала при педагогическом отделе Института методов школьной работы.

Однако вскоре положение кардинально изменилось. Метод тестов был признан буржуазным орудием для дискриминации учащихся и изгнан из советской школы. В России снова стали применяться тесты в 1997 – 1998 гг.

Лексические особенности понятия теста в образовании отмечает В. С.Аванесов: «Понятие «педагогический тест»нужно рассматривать в двух существенных смыслах:

— как метод педагогического измерения;

— как результат применения теста, как метода измерения, состоящего из ограниченного множества заданий.

Тесты оказываются значительно более качественным и объективным способом оценивания и проверки показателей качества заданий;

показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков.

Фактор времени в тестировании

При создании тестов школьных достижений одним из фундаментальных по значимости факторов является время.

Читайте также:  Средства индивидуальной защиты органов дыхания стандарт

Время определяет качество всего инструментария и получаемых в процессе тестирования результатов.

Одно из соображений, положенных в основу создания тестов, — необходимость иметь инструмент быстрого и относительно точного оценивания больших контингентов испытуемых.

Каждый тест имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. Время в тестировании многоаспектно, учет временного фактора требуется на нескольких этапах создания и использования теста.

Почему время, выделяемое на выполнение тестовой работы, должно быть ограничено?

Связь между качеством теста и продолжительностью тестирования следующая. С одной стороны, чем больше количество заданий, тем более надежный инструмент мы можем получить; с другой, — чем больше количество заданий, тем более продолжительной становится процедура тестирования. Увеличение времени тестирования при определенных условиях может привести к утомлению испытуемых, что, в свою очередь, увеличит количество случайных ошибок.

Влияние утомления на результаты тестирования

Утомление — временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Время от начала процедуры тестирования до момента наступления утомления и можно считать оптимальным временем для выполнения данного теста.

Время наступления момента утомления зависит от целого ряда причин.Основными из этих причин являются:

1) возраст детей.

Чем меньше возраст детей, тем раньше наступает утомление.

Взаимосвязь мотивации и времени наступления утомления несколько сложнее. Слишком высокая мотивация, так же как и слишком низкая, приводит к уменьшению времени продуктивной работы испытуемого, то есть к более раннему наступлению момента утомления.

3) монотонность выполняемой работы.

Монотонность, однообразие работы в значительной мере влияют на утомление. Чем однообразнее работа, тем раньше наступает утомление.

4) индивидуальные особенности испытуемых, связанные с высотой порога усталости.

Состав тестовых заданий

Исторический опыт и практика создания тестовых заданий говорят о том, что в самом общем виде тестовые задания должны:

— быть составлены с учетом соответствующих правил;

— соответствовать содержанию учебного материала;

— быть проверены на практике (апробированы);

— иметь приемлемые, соответствующие целям тестирования показатели качества — трудность и дискриминативность;

— быть краткими, ясными испытуемому;

— не вызывать трудности у проверяющих при оценке правильности их выполнения.

Требования к составу тестовогозадания состоят в наличии трех частей:

2) текста задания (вопроса);

3) правильного ответа.

1. Инструкция должна содержать указания на то, что испытуемому следует сделать, каким образом выполнять задание, где и как делать пометки и записи, как дописывать, что ученик должен «сделать руками» и т. д.

• ответ запишите в рамку, которая находится ниже задания, для промежуточных вычислений используйте место слева от вопроса. ;

• в третьем столбце, над строчками впишите цифры, соответствующие понятиям, обозначенным буквами в этой же строке. ;

• ответ запишите в бланке, в строке, соответствующей номеру вопроса.

Отметки при выполнении заданий

Наиболее универсальным, четким, понятным и однозначным является вариант обведения кружком цифры (буквы, соответствующей правильному ответу. Перечисленные три составных части тестового задания являются минимально необходимыми для составления тестов.

Основное требование к тестовым заданиям —

Тестовое задание должно иметь однозначный правильный ответ.

Консультация для родителей «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология» Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования.

Консультация «Синквейн — новая технология критического мышления для дошкольников» Синквейн – нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам: 1 строка — тема — называется одним словом, 2.

Консультация для педагогов «Технология группового сбора» «Групповой сбор – как способ создания условий для социальной ситуации развития детей». Современный образовательный процесс в ДОУ должен.

Консультация для родителей «Технология рисования песком» Каждому взрослому известно, что малыши имеют разнообразный круг любимых занятий. Но зачастую дети живут в условиях многочисленных ограничений,.

Консультация для воспитателей «Педагогическая технология как модель образовательной деятельности» Тема: «Педагогическая технология как модель образовательной деятельности» Система образования, требует существенных изменений в педагогической.

Консультация для воспитателей «Технология «лэпбук» и ее применение в работе с детьми раннего возраста» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области познавательного развития детей на основе использования технологии лэпбук.

Консультация «Кейс-технология в работе с дошкольниками» «Кейс – технологии как один из инновационных методов образовательной среды» Одной из новых форм эффективных технологий обучения является.

Консультация «Технология проведения массажа и самомассажа» Массаж — способ лечебно-терапевтического и профилактического воздействия на организм совокупностью приемов, производимый руками или специальной.

Технология ТРИЗ — технология развития творчества Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место. ТРИЗ — теория решения.

Технология «Творческие мастерские». Консультация для педагогов Технология «Творческие мастерские» С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагогический.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector