Тема для самообразования здоровый образ жизни дошкольников

Доклад по самообразованию «Формирование здорового образа жизни у дошкольников».
методическая разработка на тему

Доклад по самообразованию

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_u_doshkolnikov.docx 41.7 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по самообразованию

«Формирование здорового образа жизни у дошкольников».

Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Сегодня в связи с экологическим и социальным неблагополучием отмечается нарастающее ухудшения здоровья детей. Большинство детей приходящих в начальную школу не достаточно готовы к обучению, с точки зрения психофизического и социального здоровья. Наметилась явная тенденция качества здоровья, увеличивается число детей с отклонениями со стороны центральной нервной системы, сердечно — сосудистой системы, заболеваниями верхних дыхательных путей. Это приводит к тому, что при условиях школьных нагрузок большинство детей с традиционной организационной системой воспитания оказываются в числе не успевающих учеников. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. У детей с ослабленным здоровьем возрастает уровень тревожного ожидания «неуспеха», усугубляющего поведенческие и нервно-психические отклонения, а это в свою очередь приводит к асоциальным формам поведения. Следовательно, возникает необходимость создания системной работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности — в образовательную. А это в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Тема «Формирования навыков здорового образа жизни у дошкольников» направлена на здоровый образ жизни дошкольников, включает в себя систему оздоровительных мероприятий, предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, различную двигательную деятельность. Целью ДОУ является формирование у детей основы здорового образа жизни, осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих, Воспитание психофизически здорового, интеллектуально развитого, социально активного ребёнка. В процессе формирования основ здорового образа жизни дошкольника лежат следующие задачи:

— охрана и укрепление физического, психического и социального здоровья детей;

— формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;

— совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, прогулок и игр на свежем воздухе, закаливания;

— формирование правильной осанки, гигиенических навыков;

— прививать навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников

— формирование у детей адекватное представление о строении собственного тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле;

— научить » слушать» и «слышать» свой организм; — учить осознавать ценность своей и ценность жизни другого человека;

— формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

— создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

— выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему оздоровительной работы.

— воспитание потребности в здоровом образе жизни;

— выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

— расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире;

— воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности;

— формирование правильного поведения ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

Деятельность по развитию здорового образа жизни ребёнка можно условно разделить на два этапа: подготовительный и образовательный.

— ознакомить с ежедневными правилами здорового образа жизни;

— раскрыть индивидуальность и способности каждого ребёнка;

— закрепить интерес к здоровому образу жизни через разнообразие игр;

— развить основы коллективных отношений.

Результатом данного этапа будет являться:

-знание и применение ежедневных навыков личной гигиены;

— активное участие в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, зарядка после сна, игры на улице, физ.минутка во время пассивных занятий);

— навыки совместной коллективной деятельности.

2. Общеразвивающий этап.

— продолжить работу по развитию здорового образа жизни, и формированию навыков здоровье сбережения;

— обучать детей основным техникам физкультуры;

— совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности;

— развивать у детей интерес к различным видам спорта;

— воспитывать потребность в здоровом образе жизни и в правильном питании;

— учить «слушать» и «слышать» свой организм.

К концу общеобразовательного этапа дети должны:

— уметь пользоваться навыками здоровьесбережения, культурно-гигиеническими навыками;

— активно участвовать во всех физически-развивающих мероприятиях;

— уметь самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество;

— понимать, что плохо влияет на организм, а что идет на пользу. Различать здоровую пищу и вредную организму .

— различать свое состояние, здоров или болен;

— иметь навыки совместной коллективной деятельности;

— ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

Главными задачами по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из важных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Задача педагогов научить детей правильному выбору только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за своё здоровье. Для успешного решения поставленных задач требуется выполнение условий:

— организационные условия — ежедневное проведение мероприятий режимных моментов. Организация спортивно-массовых мероприятий, раз в две недели;

— научно-методические условия — разработка планов работы на учебный год, обеспечение методической литературой;

— материально-технические условия — спортивный зал, физкультурный уголок в группе, спортивная площадка на улице, разнообразный спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, музыка для сопровождения занятий (игр), настольные игры;

— мотивационные условия — создание комфортных и благоприятных условий. Комплекс оздоровительных мероприятий: соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН; режим дня; утренняя гимнастика; зарядка после сна; физкультурные минутки в течения дня; пальчиковая гимнастика; закаливание; массажные дорожки; создание условий для полноценного сна; мытье прохладной водой рук по локоть; прогулки на свежем воздухе; соблюдение сезонной одежды детей

— три раза в неделю дети посещают физкультурные занятия, в том числе один раз (в соответствии с погодными условиями) занятия физкультурой проводятся на улице (на специально оборудованной спортивной площадке);

— подвижные игры, игры с элементами соревнования, эстафеты, спортивные игры (с элементами различных видов спорта), групповые упражнения, в том числе на свежем воздухе;

— рациональное, сбалансированное питание;

— соблюдение правил личной гигиены;

— применение народных средств (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций;

— медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение медицинских рекомендаций;

— дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить;

— бережное отношение к окружающей среде, к природе.

2. В стране здоровья, программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников; В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова

3. От рождения до школы, примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

4. От рождения до школы, примерная общеобразовательная программа дошкольного образования; под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

5. В стране здоровья, программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников; В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова

6. Сборник подвижных игр; Э. Я. Степаненкова

7.Подвижные и дидактические игры на прогулке; Н. В. Нищева.

8. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3–7 лет; Л. А. Уланова, С. О. Иордан.

9 Нескучная гимнастика; Е. А. Алябьева

10. Пальчиковые игры; Е. А. Ульева.

11. Физкультурные занятия в детском саду, старшая группа; Л. И. Пензулаева.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формировать привычку к здоровому образу жизни необходимо с самого раннего возраста. Предложенный цикл валеогических .

Обобщение педагогического опыта на тему: Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии.

Для чего нужно формировать навыки здоровый образ жизни у дошкольников?И почему именно в период дошкольного детства считается наиболее эффективным формирование ЗОЖ.

Опыт работы по валеологическиму воспитанию.

Выдающийся педагог Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили б.

В данном выступлении описывается работа школы-интернат для детей с ОВЗ г.Альметьевска по формированию здорового образа жизни детей. Подробно описаны напрвления данной работы.

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека.

Источник

Самообразование «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»
статья (младшая группа) на тему

«Здоровье — это вершина, которую каждый должен покорить сам» ( восточная мудрость.)

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Скачать:

Вложение Размер
samoobrazovanie.docx 24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»

«Здоровье — это вершина, которую каждый должен покорить сам» ( восточная мудрость.)

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью.

Для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка, необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, обеспечить достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности — в образовательную. А это в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Мы, педагоги, должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него Поэтому, особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

1. Занятия физкультурой, прогулки

2. Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий

для полноценного сна .

3. Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать

4. Бережное отношение к окружающей среде, к природе.

5. Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение медицинских рекомендаций.

6. Формирование понятия «не вреди себе сам».

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. Когда я задавала им вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают — нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать причины угрозы здоровью со стороны внешней среды: холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях: есть мороженое, мочить ноги и т. д.

Изучая методический материал по теме самообразования, я пришла к выводу, что для воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни необходимо наличие четырех условий. Гигиенически организованная социальная среда нахождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении является:

Первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.

Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям. Дело в том, что многие потребности связаны с привычками. Например, человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности, не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит.

Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях – занятиях по ОБЖ.

Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.

Поэтому, выбрав тему самообразования «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников», я поставила перед собой следующую цель и задачи.

Цель: Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Задачи: 1. Сформировать у детей адекватное представление о строении собственного тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле.

2. Научить » слушать» и «слышать» свой организм.

3. Осознать ценность своей и ценность жизни другого человека.

4. Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом

5. Привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные

для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.

6. Развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека,

умение сочувствовать, сопереживать чужой боли

7. Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами.

8. Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

Работу я проводила в течение года по следующим направлениям:

  1. Работа с детьми.
  2. Взаимодействие со специалистами.
  3. Работа с родителями.
  4. Взаимодействие с руководством ДОУ.

Использованы методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

Формы работы: утренняя гимнастика (ежедневно); физкультурные занятия; музыкально – ритмические занятия; прогулки с включением подвижных игр; пальчиковая гимнастика (во время режимных моментов); зрительная, дыхательная гимнастика на занятиях; оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно); физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях); употребление кислородных коктейлей; спортивные досуги, развлечения, праздники; беседы, консультации.

Работа с детьми проводилась по следующим направлениям:

1. Проводились развивающие занятия на темы: «Полезная и вредная пища», «Строение тела»,

«Какими бывают люди?», «Почему ты растешь?», «Зачем нужна еда?», «Что охраняет наш

глаз?», «Зачем нам нужен нос?», «Мои верные помощники».

2. Дидактические игры: « Что такое дружба?», «Услышь меня», «Покажи части тела», «Разложи по

порядку», «Витаминные домики», «Вода — наша помощница», «Вода это хорошо или плохо?»

«Как надо заботиться о своем младшем друге?», «От грядки до обеденного стола

3. Индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно- гигиенических навыков, строению

своего тела, знанию витаминов.

  1. Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, зарядка после сна, физкультминутки, прогулка, ходьба по массажным коврикам; полоскание горла холодной кипяченой водой; мытье рук прохладной водой; облегченная форма одежды; соблюдение режима проветривания; применение луково–чесночной терапии;

Взаимодействие со специалистами.

На протяжении всего года медицинские работники совместно с воспитателями следили за состоянием здоровья детей, приглашались на родительские собрания для своевременного информирования родителей о профилактике заболеваний, об охране здорового образа жизни, проводили беседы с детьми на тему здоровья. Психолог в индивидуальных беседах с детьми также разъясняла важность и пользу здорового образа жизни.

Работа с родителями осуществлялась с помощью:

индивидуальных консультаций на тему здорового образа жизни: гигиена полости рта, профилактика ОРЗ, необходимость зарядки по утрам, дневного сна (так как почти все дети не приучены дома, спать днем, необходимость здоровой пищи), необходимость соблюдения режима дня в выходные и праздничные дни

Итог работы по теме самообразования

В целом, по моим наблюдениям дети к концу учебного года стали бережнее относиться к своему здоровью, лучше следить за культурно- гигиеническими навыками, стали делать друг другу замечания в неправильном поведении или отношении к чему-либо. Более тщательно стали соблюдать режим дня, некоторые стали дома делать утреннюю гимнастику. Также ребята улучшили показатели в гибкости, быстроте бега, параметрах на физкультурных занятиях. Прогулки стали более интересными: ребята стали задавать много вопросов о том, как устроены деревья, цветы, чем питаются насекомые, о погоде, стали проводить больше опытов, чтобы узнать о каком-либо явлении. К концу года ребята лучше изучили строение тела, они без труда могут показать расположение основных органов в теле человека, а также рассказать об их функциях. Развивающие занятия с детьми по ОБЖ, социальному миру расширили представления детей по данной теме

В дальнейшем я планирую продолжать такие занятия, но больше внимания, на мой взгляд, необходимо уделить работе с родителями, которые очень часто ссылаются на сильную занятость и порой не хотят замечать проблемы в жизни и здоровье своего ребенка. А чтобы работа с родителями проходила более плодотворно, необходимо более тесное взаимодействие со специалистами. Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев

Источник

Читайте также:  Проект по зож будь здоров
Поделиться с друзьями
Adblock
detector