Меню

Спорт как средство социализации ребенка



Роль детского спорта в процессе социализации личности

Дата публикации: 16.10.2014 2014-10-16

Статья просмотрена: 2990 раз

Библиографическое описание:

Мальгин, В. Е. Роль детского спорта в процессе социализации личности / В. Е. Мальгин, В. П. Заварин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 515-517. — URL: https://moluch.ru/archive/76/13050/ (дата обращения: 24.04.2021).

В статье представлены подходы к изучению социальной роли детско-юношеского спорта как фактора социализации личности. Детский спорт рассматривается как социальное явление интеграции человека в социальную систему общества. Особое положение в материале уделяется спортивной деятельности детей в учреждениях дополнительного образования детей.

Ключевые слова:социализация, образовательная среда учреждения, личность, общественная деятельность, спорт, социокультурные факторы.

Человек рождается как биологическое существо и его основной целью является достижение физического комфорта. Постепенно в процессе жизни он становится личностью с присущим только ему комплексом установок и ценностей, а также индивидуальным видением мира. У человека формируются симпатии и апнтипатии, привычки и пристрастия и все это происходит в результате социализации.

Посредством процесса социализации человек включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему общества.

В современной западной социологии, прежде всего благодаря трудам Т. Парсонса, утвердилось представление о социализации как о наиболее важной части общего процесса становления личности — той его части, которая «ответственна» за формирование наиболее общих, наиболее значительных, наиболее распространенных и устойчивых черт личности. Эти черты проявляются прежде всего в социально организованной деятельности индивида и реализуются через те или иные конкретные социальные роли. Контактируя с разнообразными партнерами по социальному общению или виду деятельности, индивид непроизвольно отбирает тех, кто в его глазах в наибольшей степени является носителем общезначимых социокультурных ценностей и стандартов поведения, интенсивно «впитывая» в себя эти ценности и стандарты [1, с. 57].

Другим важнейшим элементом процесса социализации ребенка является выполнение им определенных ролей. Ознакомление и вживание в роль может происходить под влиянием социализирующих агентов (родственников, тренеров, сверстников и др.), в различных социальных институтах (в семье, школе, спортивной команде). Известно, что последние характеризуются определенной системой норм и ценностей, отраженных в социальных моделях поведения.

Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности подростков и молодежи не только больших городов, но и ЗАТО. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок. Придя в спортивную секцию детско-юношеской спортивной школы, юный спортсмен попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив — это новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен. Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Среди агентов первичной социализации далеко не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходя щую позицию. Для юного спортсмена тренер также играет одну из ведущих ролей. Ровесники, напротив, равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители и тренер. В каком-то смысле, с одной стороны — ровесники, а с другой — родители и тренер воздействуют на юного спортсмена в противоположных направлениях. Тренер в данном случае усиливает позиции родителей в формировании базисных ценностей, а также регулирует сиюминутное поведение, ориентируя юного спортсмена на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов [4, с. 981].

Спорт как вид деятельности, включает ребенка в социальные группы и общественные организации как полноправного члена общества и может включать его в определенные социальные отношения.

Спортивная деятельность как один из социализирующих факторов как бы прорисовывает альтернативу современной культуры, формирует и укореняет сущностные процессы социально-культурной жизни ребенка и, перемещаясь в составляющие субкультуры, определяет его как социально компетентную личность. Спорт как вид активной деятельности, ставит и разрешает и вопрос о течении процессов самореализации, самоопределения и самоутверждения личности ребенка.

В процессе жизни у ребенка открываются большие возможности для самостоятельного практического самоутверждения. Спорт, как социальный институт, все больше и больше приобретает значение в жизни ребенка и становится общественно важным явлением. Система взаимоотношений в спорте предоставляет ребенку возможность осмыслить свое отношение к окружающей среде и через эти отношения оценить свое место в современном обществе. Спортивная деятельность способна воспроизводить определенные базовые механизмы человеческого самосознания и самоопределения, располагая специфически воспитательными возможностями называться полноценным видом социальной деятельности, сферой утверждения и обретения культуротворческого смысла личности.

Рассматривая взаимосвязь механизмов человек-спорт-общество, можно также отметить, что физическая активность является основой, а спортивная деятельность предполагает рассмотрение его в качестве совокупности специфических отношений между людьми. Любая деятельность, а особенно спортивная, устанавливает определенные правила, создает внешние отношения и раскрывается в них. Взаимосвязь отношений создают условия для выбора различных форм совместной деятельности и формируют социализационную основу. Вследствие этого мы рассматриваем спортивную деятельность неотделимо от системы общественных взаимоотношении, которая создается ею и детерминирует ее.

Всякое отношение есть форма выражения связи между предметами и явлениями. А через эту связь проявляются отдельные свойства предметов и сам предмет. Следовательно, анализ спорта в связи с общественными отношениями позволяет раскрыть важные свойства личности, а затем и сущность его социальности. Спорт утратил бы свой социокультурный смысл, если бы не рассматривался как микромодель общества, которая формирует определенные отношения, воспроизводится на разных, достаточно многочисленных уровнях и определяется как типовое поведение [1, с. 55].

Многочисленные исследования теоретиков и практиков спорта показали, что спортивная деятельность в большей мере, чем другие виды, является базой особенных общественно-социальных отношений, так как в ней, как и в обществе в целом, можно различить своих специфических агентов социализации, определенные модели поведения и социальные взаимодействия. Ребенок, занимаясь спортивной деятельностью, общаясь с людьми, имеющими с ним общие интересы, являясь членом определенной группы и носителем определенной субкультуры, не может избежать влияния принятых в этой группе норм поведения. В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации.

Главный и непосредственный накопитель механизмов социальных отношений — спортивная деятельность. Эти взаимоотношения реализуются в процессе становления и формирования личностных характеристик ребенка. Спортивная деятельность является предметно выраженной сферой общих социальнозначимых процессов и непосредственным условием, укрепляющим целостность общества, говорит в пользу социальной природы спорта как специфически воспитательного фактора формирования личности ребенка.

Спортивная деятельность и возникающие в ее процессе отношения формируют личность ребенка в совокупности и характеризуют спорт как хорошую социокультурную среду. Особенности этих отношений состоят в том, что они возникают и, проходя предварительно через сознание людей (общественное, индивидуальное и коллективное), затрагивают сферу ценностных отношений личности и строятся в соответствии с системой воспитания в интересах общества.

Рассматривая процесс социализации через социально-культурный срез спортивной деятельности и среды физической активности, мы можем также отметить, что спорт в силу своего специфического характера создает конкретные условия для социальной адаптации и интеграции человека, формируя определенный тип поведения [5].

Новый круг общения, первая проба сил, первые победы и неудачи создают условия для формирования спортивного характера. Немногие дети могут успешно пройти этап спортивной подготовки. Более одной трети прекращают занятия спортом еще в детском возрасте. Однако оставшиеся в спорте юные спортсмены, совершенствуясь в спортивном мастерстве, вступают в новую фазу социальных отношений. Выезды на соревнования в другие города и страны, получение первых гонораров, спортивные победы позволяют спортсмену активно интегрироваться в общественную жизнь, усваивать образцы и нормы поведения, формировать социальные установки. Этот этап, как правило, связывается со второй стадией социализации спортсмена [4, с. 982].

Успешная социализация кроме всего прочего обусловлена определением социальной нормы, что позволяет оценить реальное поведение как приемлемое и обязательное, терпимое, нежелательное и т. д. Эта оценка поведения связана с соответствием или несоответствием реального поведения идеалу или нормативу и выделяет следующие типы норм:

Читайте также:  За счет каких средств формируется компенсационный фонд саморегулируемой организации

— реальные, отражающие реальное поведение, как оно должно проявляться в статистическом большинстве случаев;

— должные, т. е. стандарты поведения, определяющие, каким оно должно быть в действительности;

— идеальные, т. е. правила и стандарты ожидаемого поведения как идеала [1, с. 60].

Процесс социализации должен создавать условия для постоянного личностного роста ребенка, а результатом социализации будет успешная адаптация подростка в обществе, обучение и образование. Но стоит заметить, что этот процесс не всегда бывает успешным, а результат может иметь отклонение, выражающееся в деструктивном поведении. А спортивный фактор как социальный институт сглаживает и облегчает процесс отклоняющей социализации.

В формировании концепции субъект-субъектных отношений участников образовательного процесса в детско-юношеской спортивной школе, необходимо понимть человека как субъекта жизнедеятельности. В упрощенном варианте субъект образовательного процесса понимается как творец или активный реформатор своей собственной жизни. Человек как субъект может направлять собственную жизнедеятельность в русло определенного, качественного преобразования среды, оценивать различные варианты деятельности, анализировать ее ход и результаты [3, с. 119].

Таким образом, исследуя проблемы социализации в спортивной деятельности, мы увидели, что социализация личности является непрерывным процессом и наиболее интенсивно осуществляется посредством спорта. Социализация через спорт выражается главным образом в изменении отношения к окружающей социальной среде и формировании социальной компетентности личности, определяя модели поведения и влияя на конкретные базовые ценностные ориентации [1, с. 77].

Социализация допускает, что спорт морально и этически развивает человека, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни. Она является важным фактором овладения человеком определенными социальными и физическими навыками, формируя мотивационную установку на социальную активность, развивая физические кондиции и главное — физическую активность [2, с.164].

Все это формирует тип и норму поведения личности и приближает ее к «идеалу». Все эти аспекты со своей стороны идентифицируют личность в обществе и облегчают процесс интеграции.

1. Апциаури Л. Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности. Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал № 1- 2003 г.

2. Апциаури Л. Ш. Система современного спорта как фактор социализации личности. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. Научно-теоретический журнал № 6–2008 г. с. 164–166

3. Мальгин В. Е., Мокроусов С. В. Психологическая безопасность образовательной среды детско-юношеской спортивной школы. Журнал «Молодой ученый» № 7 (66) май-2 2014 г.

4. Мальгин В. Е., Рожкова Г. Ю. Социальная роль спорта в условиях закрытого административно-территориального образования. Журнал «Молодой ученый» № 16 (75) октябрь-1 2014 г.

Источник

Значение спорта как фактора социализации подростков

Раздел 1. Особенности формирования личности в подростковом возрасте……………………………………………………………………………………………….13

Раздел 2. Межличностные отношения в подростковом возрасте как фактор социализации……………………………………………………..………………22

Раздел 3. Физическое и личностное развитие подростков в спортивной деятельности……………………………………………………………………..28

Раздел 4. Влияние межличностных отношений в команде в процессе социализации на спортивную мотивацию подростков………………….……42

Социализация подростков в спорте…………………………………………….48

Представления подростков о спорте……………………………………………57

Интерес к феномену социализации личности значительно возрос в середине прошлого века. Понятие социализации является предельно широким и включает процессы и результаты становления, формирования и развития (на протяжении всей жизни) личности. Социализация – это процесс и результат диалектического взаимодействия личности и общества, процесс двусторонний, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Социализация – одна из важных частей общего процесса становления личности — та часть, которая «ответственна» за формирование наиболее общих, наиболее значительных, наиболее распространенных и устойчивых черт личности. Эти черты проявляются прежде всего в социально организованной деятельности индивида и реализуются через те или иные конкретные социальные роли. Контактируя с разнообразными партнерами по социальному общению или виду деятельности, индивид непроизвольно отбирает тех, кто в его глазах в наибольшей степени является носителем общезначимых социокультурных ценностей и стандартов поведения, интенсивно «впитывая» в себя эти ценности и стандарты.

Известно, что другим важным элементом социализации являются выполняемые личностью роли. Изучение и освоение каждой конкретной роли происходит под влиянием социализирующих агентов (родителей, учителей, сверстников и т.д.), в различных социальных институтах (в семье, школе, спортивной команде), каждая из которых характеризуется определенной системой норм и ценностей, отраженных в социальных моделях поведения.

Влияние семейного воспитания на социализацию современного подростка

. на формирование личности подростка, его поведенческие тенденции и определенна воспитательная функция родителей в процессе социализации подростка. Практическая значимость работы состоит в теоретическом обосновании и практической разработке программы деятельности социального педагога .

В свою очередь, спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. Политики рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе.

При формирования личности спорт может выступать как среда физической активности и специфически воспитательный фактор, так как он является социальной технологией с четко организованной системой заранее известных правил и моделей поведения. А как социальный институт он воздействует на формирование определенных «профессиональных статусов», в которых каждая личность, занимаясь спортивной деятельностью, получает свое место с высокой степенью однозначности.

Спорт как деятельность, воспроизводящая определенные базовые механизмы формирования личности, включает индивида в социальные общности и общественные организации как полноправного члена общества и формирует определенные социальные отношения.

Характер спорта резко меняет социокультурный смысл формирования личности в зависимости от «модели поведения» человека до «смысла успеха», которую он выбирает в тех или иных социальных отношениях и игровых ситуациях, приближенных к реальным поведенческим образам.

Спорт как социальный фактор как бы модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. Далее спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. И по этому признаку спорт глубоко проникает в субкультуру в качестве социального института, определяя личностное становление индивида и формируя стили жизни.

В последние десятилетия XX века и в начале XXI века одной из основных задач ученых, работающих во всех областях науки, стала задача разработки комплекса мер, которые бы позволили сохранить и укрепить здоровье человека, продлить его активную жизнь, преодолеть различного рода болезни. Но одни только достижения в области медицины, генетики, экологии не способны сделать человека здоровым. Решение такой задачи невозможно без повышения социальной значимости физической культуры и спорта, без достижения понимания населением важности физической активности, без формирования взгляда на спорт, как на фактор здорового образа жизни.

Сегодня можно указать ряд мировых тенденций развития в области физического воспитания и спорта: постоянный рост числа занимающихся физической культурой, в том числе и молодежи, которое в европейских странах, США, Японии, Австралии, Канаде и ряде других стран достигло половины или более половины их населения; опережающее развитие массового спорта по отношению к спорту высших достижений; изменение мотивов занятия спортом: все более теряет свою значимость мотив достижения успеха и самоутверждения и в то же время усиливаются такие мотивы, как получение удовольствия, укрепления здоровья, хорошая фигура и другие; создание условий для совместных занятий спортом всей семьей, использование этих занятий для решения проблемы взаимопонимания в семье, для укрепления здоровья, для профилактики социально-негативных явлений.

Актуальные проблемы современного физкультурного образования

. и постепенно занимал в социальной жизни общества собственную нишу. Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализации человека в развитии .

К сожалению, приходится признать, что ни одна из перечисленных положительных мировых тенденций развития физической культуры пока не стала характерной для Российской Федерации. Так в физкультурно-спортивную деятельность сегодня вовлечено всего 10-15% российских граждан.

Читайте также:  Лишай у теленка как лечить народными средствами

В России сохраняется преобладание спорта высших достижений над массовым спортом, что сдерживает привлечение широких слоев населения к занятиям физической культурой и спортом. Практика показывает, что возможности физической культуры и спорта не используются в полной мере.

Причины такого положения вещей кроются в целом ряде факторов: недостаточном финансировании сферы физической культуры и спорта, как следствия недооценки роли человеческого фактора в развитии общества; разрушении с распадом СССР старой системы физкультурно-спортивного движения; сокращении физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, вызванное экономическим трудностями; увеличения стоимости физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, что сделало недоступными их для населения; недостаточной пропаганде здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта.

Это привело к тому, что сейчас фактически не сформирован идеал физического здоровья, как важнейшей составляющей образа жизни и общественного престижа страны. Здоровый образ жизни людей не приобрел нравственной ценности и меры в качестве одного из направлений государственной политики и воспитательной функции общественных организаций, профессиональных и творческих союзов, средств массовой информации. Неслучайно президент Российской Федерации в своем докладе «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» на заседании Государственного Совета Российской Федерации 30 января 2002 года отметил, что необходимо сформировать общенациональную модель физкультурно-спортивного движения и пробудить у граждан России новую движущую силу—стремление к здоровому образу и высокому качеству жизни. В 2005 году была начата работа в рамках национального проекта «Здоровье».

В настоящее время стало общепризнанным фактом, что приоритет во всей работе, связанной с развитием физкультурно-спортивного движения, должен быть отдан физическому воспитанию, спорту и формированию здорового образа жизни дошкольников, учащихся образовательных школ и ПТУ, студенческой и рабочей молодежи. Необходимо преодолеть весь комплекс нерешенных вопросов, которые определяют низкую физкультурно-спортивную активность молодежи, среди которых слаборазвитая материально-техническая база; ограниченный объем учебного времени, отведенного на обязательные занятия по физическому воспитанию; издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, в содержании и формах физкультурно-оздоровительной работы; ориентация педагогической деятельности на количественные показатели; отсутствие традиций семейного физического воспитания; несогласованность действий органов народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта.

Спорт и молодежь

. развития молодежного спорта в Республике Беларусь . Исследование влияния спорта на жизнь современной молодежи .1 Цель, задачи исследования .2 Результаты исследования Заключение Литература Приложение Введение Спорт — это . курсовой работы являются: Изучить роль спорта в жизни молодежи в Республике Беларусь. Провести исследование влияния спорта на жизнь современной молодежи. Курсовая работа состоит из .

В значительной степени облегчить решение этой задачи может изучение процесса социализации личности молодого человека средствами спорта. Фрагментарность существующих теоретических разработок и ограниченность эмпирического материала по проблемам, связанным с социализирующим воздействием спорта и сведения его преимущественно к реализации воспитательной функции, существенно снижает эффективность практических мероприятий в сфере спорта, что обуславливает необходимость и актуальность данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Исследования процесса социализации имеют многолетнюю историю. К настоящему времени разработано значительное количество теоретико-методологических подходов к пониманию процесса социализации и утвердилась точка зрения, что дальнейшее развитие может идти только по пути контаминации теоретических подходов.

В арсенале социологической науки находятся исследования социализации в рамках таких научных направлений, как структурно-функциональный анализ, понимающая социология, психоаналитическая и психосоциологическая традиции, этико-субъективная школа, бихевиоризм, символический интеракционизм, феноменологическая социология.

Ряд важных достижений в этой области имеют современные российские социологические школы (московская и петербургская школы социологии молодежи и др.).

Здесь необходимо отметить работы Андреенковой Н.В., Гилинского Я.И., Здравомыслова А.Г., Хайруллиной Ю.Р.

Кроме того, накоплен большой пласт работ посвященных исследованиям жизненного пути личности (Титма М.Х., Мартынюк И.О.) , психологическим основам формирования личности (Божович Л.И., Залесский Г.Е., Кон И.С., Леонтьев А.Н.) , проблемам воспитания и развития личности (Зиятдинова Ф.Г., Харчев А.Г., Хузиахметов А.Н.) .

Большое место занимают и работы посвященные исследованиям молодежи. Так, например, в отечественной науке в силу традиций преобладает социально-философский и культурно-исторический подходы к изучению общественных явлений и процессов, определению места и роли молодежи как особой социально-демографической группы. Это работы Иконниковой С.Н., Ильинского И.М., Лисовского В.Т.

С 90-х годов усилился интерес российских исследователей к научному осмыслению проблем адаптации молодежи в условиях трансформирующегося общества, когда закладываются основы и формируются стратегические жизненные установки и ценностные ориентации различных социальных групп общества. Анализу этих проблем посвящены исследования ряда авторов , в которых рассматриваются проблемы отбора и функционирования ценностей.

Важным аспектам социализации молодежи посвящены исследования (Абульханова-Славская К.А., Асмолов А.Г., Эльконин Д.Б.) , в которых затронуты социально-психологические аспекты воспитания и образования подрастающего поколения и различных категорий молодежи.

Состояние духовно-культурной сферы молодежного досуга, проблемы социальной адаптации молодежи в современных условиях анализируются в целом ряде работ (Даниленко О.И., Кобляков В.П., Ракова Л.В., Уледов А.К., Флиер А.Я, Запесоцкий А.С., Лисовский В.Т.) .

Социализация личности 18

. личности ведут к формированию расходящихся концепций социализации. Тема моей контрольной работы: «Социализация личности». Объектом исследования является личность как социальное существо. Предмет исследования: социализация личности, основные этапы и особенности. Целью данной работы является изучение социализации личности: .

В западной социологии видную роль в изучении процессов социализации сыграли труды Т. Парсонса. В работах Т. Парсонса детально изучены механизмы социализации личности (познавательные, защитные, приспособительные), рассмотрены дополнительные факторы, воздействующие на личность в процессе социализации .

Но вместе с тем приходиться констатировать, что сегодня теория социализации молодежи находится в стадии развития и совершенствования концептуальных и методологических положений. Одним из направлений развития теории социализации могло бы стать изучение различных факторов социализации молодежи, в частности, средствами спорта.

Влияние спорта на социализацию личности является ее слабоизученным аспектом. Это можно объяснить как сложностью системы спорта и физической культуры в целом как социально-культурного феномена, так и отсутствием единого подхода к ее анализу, что приводит к высокой степени разрозненности имеющихся исследований.

Данное исследование посвящено одному из недостаточно изученных вопросов социализации личности – вопросу о влиянии спорта на процесс социализации подростков.

Цель данной работы – определить значение спорта как фактора социализации подростков.

Объектом исследования является социализация подростков в ходе занятий спортом.

Предмет исследования: место и роль спорта как фактора социализации подростков.

В задачи исследования входило:

1. Раскрыть особенности межличностных отношений подростков в процессе социализации.

2. Рассмотреть особенности социализации подростков в спорте.

3. Определить основные социальные мотивы, позволяющие привлечь младших подростков к занятиям спортом.

4. Выявить роль родителей, тренеров, учителей в формировании у младших школьников привычки к регулярным занятиям спортом.

5. Определить наиболее популярные среди подростков виды спорта и совокупность причин этой популярности.

Эмпирическая база исследования.

Эмпирическая база работы включает авторское исследование, состоящие из двух этапов. В ходе первого этапа автор анализировал роль спорта и занятий спортом в социализации подростков на основании мнений родителей и тренеров. Исследование проводили методом интервьюирования.

В ходе данного исследования было опрошено 30 респондентов: 15 родителей и 15 тренеров. Отбор респондентов производился в спортивных секциях до или после занятий для тренеров, и во время занятий для родителей.

Группу тренеров составили мужчины и женщины от 25 до 43 лет, имеющие стаж тренерской работы не менее 2-х лет. Большинство из них имеют профессиональное образование и спортивные разряды по своему виду спорта.

Опрос тренеров проводился непосредственно на месте работы. Большинство опрошенных тренеров проявили позитивное отношение к данному исследованию, охотно отвечали на задаваемые вопросы, интересовались его результатами.

Родители (в основном женщины, матери детей, посещающих спортивные секции, в возрасте от 30 до 47 лет) отвечали на вопросы нашего интервью в ожидании детей после занятий в секции. Беседа происходила в доверительной обстановке, без ограничений во времени и посторонних помех, при согласии родителей принять участие в данном исследовании. Уровень образования и доходов респондентов не выяснялся.

Психологические особенности социализации современных подростков

. диагностика стрессоустойчивости и социальной адаптации; о психологических особенностях социализации современных подростков. Объектом исследования являются ученики девятых и одиннадцатых классов в количестве . в обеспечении условий не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка. Подростковый возраст (отрочество) – это пора достижений, стремительного наращивания .

Читайте также:  Астеническое средство что это такое

Интервьюрование родителей в процессе ожидания завершения тренировок их детей нам представляется наиболее благоприятным моментом для проведения интервью. Родители с удовольствием отвечали на наши вопросы и имели достаточно времени для формулирования своей позиции.

В ходе второго этапа исследования автор анализировал отношение детей-подростков к спорту и к занятиям спортом как к факторам социализации. Исследование проводилось методом анкетирования . В ходе опроса подросткам было предложено завершить суждения, представленные в форме неоконченных предложений.

Выборку составили подростки и юноши от 13 до 18 лет, с преобладанием лиц мужского пола, было опрошено 30 человек……….

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991.

2. Агафонов А. Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем.//Автореф. дис. канд. психологич. наук. Казань – 2000.

3. Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения. Материалы сайта i-u.ru

4. Андреенко Н.В. Проблема социализации личности // Социологические исследования. – 1980. — №3.

5. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М., 2002.

6. Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я. // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста под. ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. — М.: Педагогика, 1988.

7. Бернс Р. Развитие Я — концепции и воспитание. — М., 1986

8. Биспен Е.Р. Воспитание смелости и решительности в процессе спортивной тренировки футболистов 13-15 лет: Канд. дис. — СПб., 1991.

9. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – Л., 1965 г.

10. Бодалев В.В. «В мире подростка». – М., 1982 г.

11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995.

12. Божович Л.И. Развитие воли в онтогенезе // Проблемы формирования личности — М., 1995. – С. 325 — 332

13. Бойко И. В. Мотивация достижения у подростков спортсменов и её развитие в процессе проявления коррекционно-тренинговых занятий. — Иркутск. 2006.

14. Боцманова М.Э., Захарова А.В. Роль общения в формировании личности подростка. Материалы сайта www.vospitay.ru

15. Вишневский В. «Такие простые сложные истины. Заметки журналиста о становлении личности подростка». М., 1984г.

16. Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание. — Л., 1989.

17. Драгунова Т.В. «Подросток». — М., 1976г.

18. Дельцова Т.Ю. Институт спорта в системе формирования ценностных ориентаций молодежи. // Автореферат канд. диссертации. – Пенза, 2007.

19. Иванова Л.Ф. Психологические аспекты обществоведческого образования // Общая методика преподавания обществознания в школе. – М., 2008.

20. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. — М., 2001.

21. Канатов А. В.Формирование спортивной мотивации у юных баскетболистов на этапе углубленной специализации. – Тобольск, 2004.

22. Келишев И.Г. Спортивная направленность личности: Личность и спорт. – М., 1975.

23. Козина Г.Ю. Физкультурно-оздоровительная деятельность как социальный фактор формирования здоровья современной студенческой молодежи. // Автореферат канд. диссертации. — Пенза, 2007.

Объектом исследования являются особенности социализации подростков

. влияют деньги на подростков в ходе социализации. Объектом исследования являются особенности социализации подростков Предмет исследования деньги как средство социализации подростка Задачи исследования: Проанализировав научную литературу, . и без самоуничижения. 1.2. Факторы социализации и Формирования личности Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным ко­личеством .

24. Кон И.С. «Психология старшеклассника», М., 1982.

25. Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М., 1989.

26. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. — Л., 1977.

27. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. — Л., 1972.

28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 2004.

29. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М., 1976.

30. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. — 1998. — №5. – С. 98-104.

31. Лубышева Л.И. «Социальная роль спорта в развитии общества и социализация личности» // Теория и практика физической культуры. — 2001. — №4. На сайте lib.sportedu.ru

32. Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М., 1991.

33. Малейченко Е.А. Формирование установок на здоровый образ жизни в профессиональной подготовке студентов-юристов. // Автореферат канд. диссертации. — Волгоград, 2007.

34. Мартынюк И.О. Проблема жизненного самоопределения молодежи. — Киев., 1993.

35. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. — М., 1979

36. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии).

37. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. М., 1959.

38. Пуни А.Ц. Проблема личности в психологии спорта. — М., 1980.

39. Стамбулов А.В. Исследование некоторых особенностей динамики и взаимосвязей физического, психомоторного и интеллектуального развития в подростковый период: Канд. дис. Л., 1981.

40. Стамбулова Н.Б. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8-12 лет: Канд. дис. Л., 1978.

41. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М., 2002.

42. Титма М.Х. Молодое поколение./ Титма М.Х., Саар Э.А. — М., Мысль. 1986.

43. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: проблемы методологии исследования. М., 1980.

44. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. // Вопросы психологи. – 1988. — №6. – С. 31-41

45. Фролова Л.В. Социокультурные отношения студенческой молодежи к физической культуре. // Автореферат канд. диссертации. – Саратов, 2006.

46. Хайруллина Ю.Р. Социализация личности в условиях трансформации российского общества. — Казань., 1980.

47. Хвацкая Е.Е. Психологическая помощь юным спортсменам на этапе начальной спортивной специализации: Канд. дис. СПб., 1997.

48. Хузиахметов А.Н. Формирование личности школьника: проблемы социализации и индивидуализации. — Казань., 1997.

49. Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути. — Спб., 2004.

50. Щеголев В.А. Физическая культура и спорт в воспитании студентов. — Великие Луки, 1999.

51. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского).

Задание по психологии детского спорта

. психологии детского спорта». 2. Виды отношения к детскому спорту. 3. Психологические особенности этапа начальной спортивной специализации. 4. Ранняя спортивная специализация (РСС) как объективная тенденция развития современного спорта. . данной темы; 2) требования вида спорта к психическим процессам и личности спортсмена в избранном виде спорта; 3) представление «батареи» психодиагностических методик .

52. Ярцев Д.В. Особенности формирования самооценки подростков с высоким уровнем умственных способностей// Прикладная психология. — №4. – 1999г..

Примеры похожих учебных работ

Психологические особенности социализации современных подростков

. Проблема социализации была актуальна вчера, актуальна сегодня и будет актуальна завтра. Наша обязанность создать ребенку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, адаптировать подростков к современным условиям жизни, .

Спорт и молодежь

. спорта в жизни молодежи в Республике Беларусь .1 Общая характеристика спорта .2 Развитие молодежного спорта в Европе .3 Факты и перспективы развития молодежного спорта в Республике Беларусь . Исследование влияния спорта на жизнь современной молодежи .

«Общее понятие о физических способностях. Принципы развития физических способностей».

. спорт без движения? — Кто знает, что изображено на рисунке? — Девиз Олимпийских игр. А возможны Олимпийские игры без движения ? Без побед? Физическое развитие . Проходят века. Жизнь торжествует. Ты живешь, не подвластный времени, спорт! 2. О, СПОРТ! ТЫ .

Влияние семейного воспитания на социализацию современного подростка

. формирование личности подростка, его поведенческие тенденции. 3. Провести исследование влияния семейного воспитания на социализацию современного подростка . и физического развития; — . сексуальное воспитание молодежи» (Материалы . политической жизни .

Половое воспитание. Подготовка молодежи к семейной жизни.

. совместной жизни, не обладают необходимым уровнем развития супружеской зрелости. Земска М. выделяет несколько компонентов супружеской зрелости под которой понимается – совокупная характеристика физической, психической и социальной зрелости личности .

«Теория и методика физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного .

. возможности для всестороннего развития ребенка. Оно помогает ему раскрыть свои двигательные способности, мобилизовать психические и физические силы. Физическое воспитание в детском саду направлено на своевременное формирование у дошкольников .

Источник

Adblock
detector