Спишите расставляя пропущенные запятые найдите сравнения с помощью каких языковых средств выражены

§ 27. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными

В каждом из них поставьте и запишите вопрос от главного к придаточному.

Назовите средства связи между главным и придаточным предложениями.

В каком придаточном раскрывается образ, способ действия, в каком указывается на степень или меру действия; какое из них имеет сравнительное значение?

  1. После войны в Пушкинских Горах нужно было восстановить всё так, как это было при Пушкине.
  2. Язык прозы Пушкина так точен, что его способен понять каждый.
  3. Как эта лампада бледнеет пред ясным восходом зари, так ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бессмертным ума. (А. Пушкин.)

Придаточные образа действия раскрывают образ, способ действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы как? каким образом?

Придаточные меры и степени обозначают меру или степень действия, признака, обозначенного в главном предложении, и отвечают на вопросы как? насколько? до какой степени? сколько?

Придаточные предложения образа действия, меры и степени присоединяются к главному при помощи союзов что, чтобы, как, будто, как будто, словно и союзных слов как, насколько.

В главном предложении, как правило, содержатся указательные слова: местоимения такой (таков), наречия настолько, столько, так. Указательные слова образуют с союзами пары: так — что, такой — что, до того — что, настолько — что.

156. Прочитайте. Определите, какой теме посвящены эти высказывания. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните в сложноподчинённых предложениях с придаточными образа действия союзы, союзные и указательные слова. Поставьте вопросы к придаточным образа действия.

1. Надо писать так что(бы) из сетки ч..рных строк глядел(бы) живой образ. 2. Нужно учиться писать о людях и жизни так что(бы) каждое слово пело св..тилось. (М. Горький.) 3. (Не, ни)когда (не, ни)выкладывай в рассказе своих намерений в самом начале. Представь дело так что(бы) читатель (не, ни)за что (не, ни)догадался, как распутывается событие. Запутывая и запутывая заб..рай читателя в руки. (Не, ни)давай ему отдохнуть (не, ни)на минуту. (По А. Куприну.) 4. Герои действуют так как соответствует их характерам. (К. Паустовский.)

157. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните придаточные образа действия, меры и степени. Союзы заключите в овал, союзные и указательные слова подчеркните.

1. Ахматова была совершенно лишена чувства собственности. Не любила и не хранила вещей ра..тавалась с ними удивительно легко. Подобно Гоголю. Аполлону Григорьеву и другу своему Мандельштаму, она была бе..домной к..чевницей и до такой степени не ц..нила имущества что освобождалась от него, как от тяготы.

2. Стихотворение Ахматовой («Пред..стория») короткое — всего пятьдесят с чем (то) строк. Но оно так густо насыщено бытовыми реалиями той эпохи в нём столько её мельчайших примет в каждом слове такая бездна пространства что кажется — прочитал целый том.

3. . Боюсь что у читателя составился пр..вратное мнение будто я пытаюсь изобразить Ахматову, (на)перекор всем фактам её биографии, жизн..радостной беспечно-весёлой. Конечно я далёк от подобных намерений. Я так часто видел её изнурё..ой бе..со..ицами болезнями бедностью тяжким трудом что мне захотелось напомнить себе и людям её улыбку её юмор её радостный смех.

(По К. Чуковскому.)

Сравнительное придаточное предложение поясняет (обозначенные в главном действия, состояния, предметы, признаки через сравнение с другими действиями, предметами, признаками. Придаточные сравнительные отвечают на вопрос как?, а в некоторых случаях подобно чему? и присоединяются к главному при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы.

Придаточные сравнительные: как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, как бы, будто бы, и др.

Например: Восторг его гас (как?), как гаснет свеча от сильного порыва ветра. (А. Чехов.)

158. Прочитайте. Определите стиль текста. Укажите его языковые приметы. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Составьте схему сложноподчинённого предложения с придаточным сравнительным. Какова роль этого предложения в тексте?

Атом водорода состоит из положительно заряже..ого ядра-протона и вращающегося (во)круг него электрона имеющего такой(же) заряд но противоположного знака. Две частицы обладающие разными по знаку зарядами притягиваю..ся друг к другу электростатической силой. (По)этому электрон (не)ул..тает от ядра он вращается вокруг него как вращается Земля вокруг Солнца притягиваемая к нему силой гравитации.

Читайте также:  Происхождение языка как средства коммуникации

159. Представьте себе, что вам нужно рассказать ученикам младших классов о каком-то интересном физическом или химическом открытии, процессе или явлении. О чём бы вы хотели рассказать? Для наглядности используйте в своём рассказе сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными.

160. Прочитайте стихотворение Н. Рубцова «Берёзы». Найдите сравнения. Каким языковым средством они выражены?

Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
Слушаю — и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.

Всё очнётся в памяти невольно,
Отзовётся в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза.
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же берёза
Над могилой матери моей.

Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.

Придаточные сравнительные сближаются по значению и средствам связи со сравнительными оборотами.

Сравнительный оборот — член простого предложения — имеет значение приблизительного сходства, образного сравнения. Средством связи сравнительного оборота с остальной частью предложения служат союзы как, будто, как будто, словом, точно, что.

В предложении сравнительный оборот чаще всего является обстоятельством образа действия. Например: Как часто, часто, словно птица, душа тоскует по лесам. (Н. Рубцов.)

Сравнительный оборот, являющийся обстоятельством образа действия, выделяется запятыми.

161. Спишите, подчёркивая сравнительные обороты как члены предложения. Расставьте пропущенные запятые. В каких предложениях сравнительные обороты более точно помогают нам представить действия аиста?

1. Круглое гнездо аиста как большая серая ватрушка лежит на дереве. 2. Вот аист как самолёт над аэродромом сделал два плавных круга и пош..л на посадку. 3. Теперь аист повис над гнездом в воздухе как вертолёт выб..рает место куда(бы) лучше поставить ноги. 4. Наконец он в гнезде и стучит одной половинкой клюва по другой словно линейкой по парте.

162. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Найдите сравнения. С помощью каких языковых средств они выражены?

Родничок

Из(под) каменистого берега реки б..ёт родник. В том месте река не заиливается не зар..стает не образует омутов. Уже наверное сотни лет жители села берут из омутка воду а обн..жить родничок почему(то) (не)додумались.

Вскрыли его пр..езжие охотники. Вырыли лунку обложили камнем. Родничок наполнил лунку и потёк как прежде в реку. Теперь черпают воду из лунки как из к..лодца.

163. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Сравнительные обороты подчеркните как члены предложения. Определите вид придаточного в сложноподчинённых предложениях.

1. Свет луны ночами тонок
Берег светел по ночам
Море тихо как котёнок
Всё скребётся о причал.

2. Беспомощно в бухте качается флот,
Как будто дитя в колыбели.

3. Мелькнёт покоя сельского страница
И вместе с чувством древности земли
Такая радость на душе струится
Как будто вновь поёт на поле жница
И дни рекой зеркальной потекли.

4. Легко в упряжке скачут кони
А по дороге меж полей
Как стая белых голубей
Взлетает снег из-под саней.

1. Сочинения Пушкина, где дышит у него русская природа, так же тихи и беспорывны, как русская природа. Их только может понимать тот, чья душа так нежно организована и развилась в чувствах, что способна понять неблестящие с виду русские песни и русский дух. Потому что чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное и чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина. 2. В мелких своих произведениях, этой прелестной антологии, Пушкин разносторонен необыкновенно и является ещё обширнее, виднее, нежели в поэмах. Некоторые из этих мелких сочинений так резко ослепительны, что их способен понимать всякий. Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, всё просто, всё прилично, всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт. 3. Но, увы, это неотразимая истина, что чем более поэт становится поэтом, чем более изображает он чувства, знакомые одним поэтам, тем заметней уменьшается круг обступившей его толпы и наконец так становится тесен, что он может перечесть по пальцам всех своих ценителей.

(Н. Гоголь. «Несколько слов о Пушкине».)

165. Прочитайте стихотворение В. Набокова. О чём написал поэт в своём произведении, какие чувства выразил в нём? Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Прокомментируйте последнюю строфу. Найдите сложноподчинённые предложения. Разберите их.

Читайте также:  Какие народные средства при варикозе вен

Родина

Бессмертное счастие наше
Россией зовётся в веках.
Мы края не видели краше,
А были во многих краях.

Но где бы стезя ни бежала,
Нам русская снилась земля.
Изгнание, где твое жало,
Чужбина, где сила твоя?

Мы знаем молитвы такие,
Что сердцу легко по ночам;
И гордые музы России
Незримо сопутствуют нам.

Спасибо дремучему шуму
Лесов на равнинах родных,
За ими внушённую думу,
За каждую песню о них.

Наш дом на чужбине случайной,
Где мирен изгнанника сон,
Как ветром,как морем, как тайной,
Россией всегда окружён.

166. Сочинение. Рассмотрите картину В. П. Фельдмана «Родина». Почему она так называется? Ведь есть близкие по значению слова: отечество, отчизна, страна. Да, эти слова звучат более торжественно, а на картине — солдат, который возвращается домой, в то место, где он родился. Слово родина имеет и это значение.

Что же представляет собой родина солдата? Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня? Почему остановился у берёзки, обняв её? Куда устремлён его взгляд? О чём говорит его одежда и поза? О чём он думает, что чувствует?

А теперь представьте себе, что это ваш родной дед (или дядя, сосед, друг вашей семьи) рассказывает о том, как он после войны возвращался домой.

Возможное начало: Я лежал в госпитале, когда в начале мая объявили: «Война закончилась!» Все, кто может,— по домам! Настал и мой черёд. И вот я еду. Думаю: как там мой родимый край.

Источник

Спишите, расставляя пропущенные запятые. Найдите сравнения. С каких языковых средств они выражены? Родничок

Ответы

ответ к вопросу по русскому языку:

Им­пе­рат­ри­ца хо­тела еди­нолич­но ру­ково­дить про­цес­сом на­писа­ния за­конов

Се­нат прев­ра­тил­ся в глав­ный су­деб­ный и ад­ми­нис­тра­тив­ный ор­ган в ре­зуль­та­те раз­де­ления на 6 де­пар­та­мен­тов, каж­дый из ко­торых от­ве­чал за оп­ре­делен­ные фун­кции

Ос­лабле­ние цер­ковно­го вли­яния, уве­личе­ние на­лого­об­ла­га­емой ба­зы, по­выше­ние эф­фектив­ности ис­поль­зо­вания зе­мель

2 млн. мо­нас­тыр­ских кресть­ян и око­ло 9 млн. гек­тар цер­ковных зе­мель пе­реш­ли в вла­дение го­сударс­тва.

Зак­ры­ты 567 из 954 мо­нас­ты­рей

Сти­мули­рова­ние эко­номи­ки, лик­ви­дация не­дос­татка фи­нан­сов, ре­шение проб­ле­мы тран­спор­ти­ров­ки тя­желых мед­ных де­нег

Соз­да­ны бан­ки в Пе­тер­бурге и Мос­кве для вы­пус­ка ас­сигна­ций и их об­ме­на на эк­ви­валент мед­ных де­нег

Лик­ви­дация За­порож­ской Се­чи

Яв­ля­ет­ся частью во­ен­ной ре­фор­мы

Ре­ог­ра­низа­ция во­ен­ных ин­сти­тутов, уп­раз­дне­ние сво­бод­ных во­ен­ных фор­ми­рова­ний

Пос­ле лич­но­го ука­за Ека­тери­ны II Сечь бы­ла рас­форми­рова­на, часть ка­заков уш­ли в Тур­цию и ос­но­вали там За­дунай­скую Сечь. Часть ос­тавших­ся впос­ледс­твии бы­ла ор­га­низо­вана в Вой­ско вер­ных За­порож­цев и за зас­лу­ги в рус­ско-ту­рец­кой вой­не 1787-1791 вос­ста­нов­ле­на в пра­вах и наг­ражде­на зем­ля­ми на тер­ри­тории Ку­бани

Уси­ление вер­ти­кали влас­ти пос­ле вос­ста­ния Пу­гачё­ва, соз­да­ние вы­бор­ных дол­жнос­тей, раз­де­ление фун­кций ад­ми­нис­тра­тив­ных и су­деб­ных ор­га­нов

В те­чении 10 лет про­ис­хо­дило ра­зук­рупне­ние тер­ри­торий на на­мес­тни­чес­тва (гу­бер­нии) и у­ез­ды по прин­ци­пу чис­леннос­ти на­лого­об­ла­га­емо­го на­селе­ния (из 23 ста­рых гу­бер­ний к кон­цу прав­ле­ния Ека­тери­ны II бы­ло вы­деле­но 51 но­вая). Часть су­деб­ных и ад­ми­нис­тра­тив­ных дол­жнос­тей ста­ли вы­бор­ны­ми, го­рода — вы­дели­лись в от­дель­ную ад­ми­нис­тра­тив­ную еди­ницу

Сти­мули­рова­ние эко­номи­ки, лик­ви­дация вол­не­ний пос­ле кресть­ян­ской вой­ны 1773-1775, на­чало пра­вово­го оп­ре­деле­ния ку­печес­тва и ме­щан

От­ме­на на­логов на про­мыс­лы, мо­нопо­лий (от­ку­пов) на до­бычу не­кото­рых ре­сур­сов, раз­ре­шено кус­тарное про­из­водс­тво. Ку­печес­тво ос­во­бож­де­но от по­дат­но­го на­лога и раз­де­лено на гиль­дии по объ­ему ка­пита­ла

Уси­ление вер­ти­кали влас­ти, пре­дот­вра­щение вол­не­ний в го­родах

Рег­ла­мен­ти­рова­ние и­ерар­хии и фун­кций по­лиции в го­родах. Соз­да­ние Уп­рав Бла­гочи­ния. Раз­де­ление го­родов на час­ти и квар­та­лы

Ре­гуля­ция внеш­не­эко­номи­чес­ких от­но­шений. Борь­ба с кон­тра­бан­дой

От­ме­на тор­го­вых мо­нопо­лий и су­щес­твен­ное сни­жение пош­лин. Уч­режде­на Та­можен­ная пог­ра­нич­ная Цепь. Пос­ле 1793 — пол­ный зап­рет на ввоз то­варов из Фран­ции (из-за ре­волю­ции)

Яв­ля­ет­ся частью сос­ловной ре­фор­мы

Оп­ре­деле­ние пра­вово­го ста­туса на­селе­ния

го­родов ку­печес­тва и ме­щанс­тва

Раз­де­ление на­селе­ния го­рода на 6 раз­ря­дов, вве­дение на их ос­но­ве вы­бор­ных ор­га­нов — об­ще­город­ской и шес­тиглас­ной ду­мы

Жа­лован­ная гра­мота дво­рянс­тву

Яв­ля­ет­ся частью сос­ловной ре­фор­мы

Зак­репле­ние ста­рых и пре­дос­тавле­ние но­вых при­виле­гий дво­рянам

Ос­во­бож­де­ние дво­рян от на­логов и во­ин­ской служ­бы, пре­дос­тавле­ние не­ог­ра­ничен­но­го пра­ва вла­дения иму­щес­твом и кре­пос­тны­ми. Раз­ре­шение на про­веде­ние дво­рян­ских соб­ра­ний и ве­дение ро­довых книг

По­пуля­риза­ция об­щес­твен­но­го об­ра­зова­ния

Соз­да­ние ма­лых и глав­ных на­род­ных учи­лищ

Источник

§ 27. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными (окончание)

Придаточные сравнительные сближаются по значению и средствам связи со сравнительными оборотами.

Сравнительный оборот — член простого предложения — имеет значение приблизительного сходства, образного сравнения. Средством связи сравнительного оборота с остальной частью предложения служат союзы как, будто, как будто, словно, точно, что.

Читайте также:  Как быстро снять побелку со стен в домашних условиях народными средствами

В предложении сравнительный оборот чаще всего является обстоятельством образа действия. Например: Как часто, часто, душа тоскует по лесам. (Н. Рубцов)

Сравнительный оборот, являющийся обстоятельством образа действия, выделяется запятыми.

161. Спишите, подчёркивая сравнительные обороты как члены предложения. Расставьте пропущенные запятые. • В каких предложениях сравнительные обороты помогают нам более точно представить действия аиста?

1. Круглое гнездо аиста как большая серая ватрушка лежит на дереве. 2. Вот аист как самолёт над аэродромом сделал два плавных круга и пош..л на посадку. 3. Теперь аист повис над гнездом в воздухе как вертолёт выб..рает место куда(бы) лучше поставить ноги. 4. Наконец он в гнезде и стучит одной половинкой клюва по другой словно линейкой по парте. 5. Походка у него лёгкая и бесшумная словно крадущаяся. 6. Соловей пел рядом, звуки падали из горлышка чистыми как будто хрустальными каплями. 7. Вратарь замер в воротах как огромный краб с поднятыми клешнями.

162. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Найдите сравнения. С помощью каких языковых средств они выражены?

Из(под) кам..нистого берега реки б(?)ёт родник словно маленький фонтан. В том месте река не заиливается не зар..стает не образует омутов. Уже наверное сотни лет жители села берут из омутка воду а обн..жить родничок почему(то) (не)додумались.

Вскрыли его пр..езжие охотники. Вырыли лунку обл..жили камнем. Родничок наполнил лунку и потёк как прежде в реку. Теперь черпают воду из лунки как из к..лодца.

163. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Сравнительные обороты подчеркните как члены предложения. Определите вид придаточного в сложноподчинённых предложениях.

1. Свет луны ночами тонок
Берег светел по ночам
Море тихо как котёнок
Всё скребётся о причал.

2. Беспомощно в бухте качается флот
Как будто дитя в колыбели.

3. Мелькнёт покоя сельского страница
И вместе с чувством древности земли
Такая радость на душе струится
Как будто вновь поёт на поле жница
И дни рекой зеркальной потекли.

4. Легко в упряжке скачут кони
А по дороге меж полей
Как стая белых голубей
Взлетает снег из-под саней.

(Н. Рубцов)

164. Диктант.

1. Сочинения Пушкина, где дышит у него русская природа, так же тихи и беспорывны, как русская природа. Их только может понимать тот, чья душа так нежно организована и развилась в чувствах, что способна понять неблестящие с виду русские песни и русский дух.

2. В мелких своих произведениях Пушкин разносторонен необыкновенно и является ещё обширнее, виднее, нежели в поэмах. Некоторые из этих мелких сочинений так резко ослепительны, что их способен понимать всякий. Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё.

(Н. Гоголь. «Несколько слов о Пушкине»)

165. Прочитайте стихотворение В. Набокова. О чём написал поэт в своём произведении, какие чувства выразил в нём? Какое впечатление вызывает у вас это стихотворение? Прокомментируйте последнюю строфу. Найдите сложноподчинённые предложения. Охарактеризуйте их синтаксическую структуру.

Бессмертное счастие наше
Россией зовётся в веках.
Мы края не видели краше,
А были во многих краях.

Но где бы стезя ни бежала,
Нам русская снилась земля.
Изгнание, где твоё жало,
Чужбина, где сила твоя?

Мы знаем молитвы такие,
Что сердцу легко по ночам;
И гордые музы России
Незримо сопутствуют нам.

Спасибо дремучему шуму
Лесов на равнинах родных,
За ими внушённую думу,
За каждую песню о них.

Наш дом на чужбине случайной,
Где мирен изгнанника сон,
Как ветром, как морем, как тайной,
Россией всегда окружён.

166. Сочинение. Рассмотрите картину В. Фельдмана «Родина». Почему она так называется? Ведь есть близкие по значению слова: отечество, отчизна, страна. Да, эти слова звучат более торжественно, а на картине — солдат, который возвращается домой, в то место, где он родился. Слово родина имеет и это значение.

Что же представляет собой родина солдата? Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня? Почему остановился у берёзки, обняв её? Куда устремлён его взгляд? О чём говорят его одежда и поза? О чём он думает, что чувствует?

А теперь представьте себе, что это ваш родной дед (или дядя, сосед, друг вашей семьи) рассказывает о том, как он после войны возвращался домой.

Я лежал в госпитале, когда в начале мая объявили: «Война закончилась!» Все, кто может, — по домам! Настал и мой черёд. И вот я еду. Думаю: как там мой родимый край.

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector