Современные информационные технологии как средство социальной работы

Информационные технологии в социальной сфере

Сущность и предназначение современных информационных технологий, их применение и место в исследовании социальной сферы. Описание свойств информационных технологий. Специфика формирования информационного общества, его возможные перспективы и развитие.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.10.2015
Размер файла 18,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере

В 50-70-е годы XX века стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом.

В настоящее время вся деятельность человека немыслима без использования компьютера. Компьютер оказался полезен во многих делах человека. Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает. К числу наиболее актуальных проблем относится развитие и внедрение новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в социальную работу.

Развитие компьютерных технологий позволило обществу подойти к глобальной проблеме информатизации, связанной с быстро возрастающими интеграционными процессами, проникающими во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство, управление.

Эффективное управление различными социальными организациями и системами немыслимо без использования информации. Такая ситуация предопределяется тем, что управление в своей сущности есть подготовка, принятие и осуществление цепи последовательных решений управляющей системой на основе информации, отражающей состояние управляемого объекта и окружающей среды, а также степень исполнения (или невыполнения) принятых управленческих решений.

Появление и развитие компьютеров — это необходимая составляющая процесса информатизации общества и образования. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — это класс областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработкой огромного потока информации с применением вычислительной техники.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, Информационные Технологии (ИТ) — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных наук, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические применение, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Информационные технологии (ИТ) — это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Составляющие информационной технологии.

Используемые в производственной сфере такие технологические понятия, как норма, норматив, технологический процесс, технологическая операция и т.п., могут применяться и в информационной технологии. Прежде чем разрабатывать эти понятия в любой технологии, в том числе и в информационной, всегда следует начинать с определения цели. Затем следует попытаться провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный инструментарий.

Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям:

1. обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;

2. включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;

3. иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.

Современные информационные технологии с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости в рамках, как отдельных корпораций, так и общества в целом. Спектр таких возможностей значительно расширяется — нововведения воздействуют на все сферы жизни людей, семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей и т. д. Сегодня информационные технологии могут внести решающий вклад в укрепление взаимосвязи между ростом производительности труда, объемов производства, инвестиций и занятости.

Освоение информационной технологии и дальнейшее ее использование должны свестись к тому, что нужно сначала хорошо овладеть набором элементарных операций, число которых ограничено. Из этого ограниченного числа элементарных операций в разных комбинациях составляется действие, а из действий, также в разных комбинациях, составляются операции, которые определяют тот или иной технологический этап. Совокупность технологических этапов образует технологический процесс (технологию). Он может начинаться с любого уровня и не включать, например, этапы или операции, а состоять только из действий. Для реализации этапов технологического процесса могут использоваться разные программные среды.

Социальная сфера — это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние; потребление. К социальной сфере относят, прежде всего, сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

Читайте также:  Как избавиться от гиперплазии эндометрия народными средствами

Социальная сфера жизнедеятельности людей выступает также одной из всеобщих сфер общества при анализе его с системных позиций. Однако понимание ее сущностных сторон остается на сегодняшний день довольно запутанным и противоречивым, вызывающим большие споры.

Принято считать, что социальную сферу образуют устойчиво существующие большие группы людей (социальные общности) и отношения между ними, поскольку каждая из таких групп преследует свои цели и защищает свои интересы. Среди таких групп наряду с классами и трудовыми коллективами выделяются народ, нация и даже человечество как социальная общность. Такая интерпретация социальной сферы представляется в общем правильной, но недостаточно точной.

Социальная сфера — это область возникновения и функционирования взаимосвязей людей друг с другом.

Социальная сфера понимается в двух смыслах — широком и узком — и в зависимости от этого охватывает разные объемы социального пространства.

Социальная сфера общества в широком значении — это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В этом случае сюда включаются магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание (ЖЭКи и химчистки), общественное питание (столовые и рестораны), здравоохранение, связь (телефон, почта, телеграф), а также учреждения досуга и развлечения (парки культуры, стадионы). В этом значении социальная сфера охватывает почти все слои и классы — от богатых и средних до бедных. Социальная сфера в узком значении подразумевает только социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения (включая и социальное страхование) как местного, так и федерального подчинения.

Социальная система состоит из социальных групп, социальных связей, социальных институтов, социальных норм, ценностей социальной культуры.

Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям.

Информационные технологии упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг.

Свойства информационных технологий:

1. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.

2. Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества.

3. Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов.

Формирование в стране информационного общества неразрывно связано с образованием в данном обществе. В истории человечества было, по крайней мере, две революции по улучшению качества и расширению доступности образования. Две предыдущие революции одновременно расширили возможности образования как системы, добавив новые средства и изменив ее структуру. информационная технология социальный

Именно специалисты социальной сферы должны первыми реагировать на данные изменения в обществе. Социальные педагоги и социальные работники как специалисты различных социальных служб дополняют и развивают многоплановую деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, общественных организаций, взаимодействуют с ними, выполняя интегративную функцию во взаимосвязи государственно-общественных структур с семьей, личностью. Появление таких специальностей как «социальная педагогика» и «социальная работа» позволяет решить несколько взаимосвязанных задач: формирование мировоззрения, адекватного данному этапу социального и экономического развития нашей страны и мира в целом, осознание каждым человеком своего места в жизни, включая профессиональное самоопределение; осуществление социальной адаптации, основанной на способности к принятию решений в условиях неопределенности; выработку коммуникативных навыков и умений строить свои отношения с различными социальными структурами. Социальному педагогу приходится работать с самыми разнообразными категориями населения: детьми, инвалидами, пожилыми людьми, что предъявляет к его профессиональной подготовке высокие требования. Существенную помощь при этом могут оказать современные информационные технологии, без которых ему сегодня просто не обойтись. И чем раньше «подружатся» социальный педагог и компьютер, тем эффективнее будет его педагогическая деятельность.

Умение применять в своей деятельности современные информационные технологии становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и специалиста социальной сферы.

Информационные технологии вошли во все сферы нашей жизни. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения, участвует во всех видах человеческой деятельности, незаменим для социальной сферы.

Функционирование и развитие социальной сферы невозможно без обмена информацией. Внедрение современных компьютерных информационных технологий в социальную сферу определяется усложнением социально-экономических процессов в обществе, все большей их зависимостью от информации и организованных информационных потоков, невозможностью в современных условиях решать социальные, экономические, управленческие и иные задачи при обработке информации вручную. Автоматизированная обработка, хранение и распространение социальной информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств позволяет повысить качество социальной информации, ее точность, объективность, оперативность и, как следствие этого, возможность принятия эффективных и своевременных управленческих решений. Появление, развитие и функционирование информационных технологий сопровождается процессом информатизации, который представляет собой «организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

Читайте также:  Дезинфицирующие средства ооо вива трейд

Анализируя роль и значение информационных технологий для современного этапа развития общества, можно сделать вполне обоснованные выводы о том, что эта роль является стратегически важной, а значение этих технологий в ближайшем будущем будет быстро возрастать. Именно этим технологиям принадлежит сегодня определяющая роль в области технологического развития государства. Аргументами для этих выводов является ряд уникальных свойств информационных технологий, которые и выдвигают их на приоритетное место по отношению к производственным и социальным технологиям.

1. Оносова Н.П. Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере

2. Михайлов В.А., Михайлов С.В. Место и роль новых информационных технологий в современном социально-экономическом развитии

3. Ядов Г.Б. Информация и общество// Вокруг света. — 2004. — № 2.

Источник

Применение информационных технологий в социальной сфере

Рубрика: Информационные технологии

Дата публикации: 23.05.2015 2015-05-23

Статья просмотрена: 15146 раз

Библиографическое описание:

Григорьева, Д. Р. Применение информационных технологий в социальной сфере / Д. Р. Григорьева, А. С. Попченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 177-179. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19119/ (дата обращения: 25.04.2021).

В настоящее время одной из проблем современного мира является совершенствования социальной системы. Эта проблема актуальна, поскольку без эффективного функционирования этой системы стабильность и прогресс не имеют места в социальной среде.

Применение информационных технологий в социальной сфере — это наиболее эффективный метод решения этой проблемы. Эти технологии обладают эластичностью, ликвидностью и приспосабливаемостью к воздействиям внешней среды. В ходе модернизации социальной среды информационные технологии представляют собой основной фундамент общества, так как с их помощью можно улучшить и автоматизировать процессы обработки данных информации, которые в последние годы занимают значимое место в жизненном процессе человеческого общества.

Настало такое время, когда человек без современных технологий уже не может обойтись ни дня и даже просто выйти из дома, так как в повседневной жизни люди получают большое количество информации за один день, которую записывают и носят с собой в телефонах, ноутбуках и т. п.

Информационные технологии представляют перед грядущим поколением множество перспектив, например таких как: широкое применение знаний, различных данных и материалов. Людям приходится адаптироваться в усовершенствованной социальной среде. Её потенциальность и тенденцию саморазвития в основном представляют с помощью двух факторов — это информация и научные знания.

Введению информационных технологий в образование, например в формировании общего образовательного участка, увеличивается нужда людей в коммуникации, и приобретении доступа к общим невещественным резервам, осознании и обработке немалого количества информации, этому способствуют объединенные мировые информационные системы.

Современное общество называют информационным, так как большая часть населения занимается разработкой, сохранением, обработкой, реализацией информации и знаний.

Информационное общество — это высокоразвитое общество, использующее информационные технологии, с улучшенными инфраструктурами, которые способствуют производству информационных ресурсов и обеспечивают доступ к информации.

В ХХ века (середина 60-х годов) в Японии возник сам термин «информационное общество», на котором была основана работа специализированной группы по научным, техническим и экономическим анализам. Эта группа создавалась правительством страны «восходящего солнца» для того, чтобы выработать методы усовершенствования экономики в Японии. Спецгруппа, сформулировавшая и предложившая это название, истолковала, что оно даёт точное определение социума, в разнообразии которого распространяется информация высшего качества, и имеются все надлежащие средства для ее сохранения, перераспределения и реализации. [1] Люди и организации, заинтересованные какой-либо информацией, могут требовать получения для себя сведений. Эти сведения распространяются очень легко, а главное быстро и каждый может получить их в удобной для себя форме. Пользоваться информационными услугами сейчас может каждый, так как их стоимость невысока и доступна.

Информационные технологии в социальной среде на сегодняшний день предоставляют:

1) сбор, накопление событий и статистической информации об общественных связях и развитии, социальном составе населения, возможности социальной инфраструктуры, результативности предоставляемых мер общественной охраны, классах и слоях населения нуждающихся в особом внимании;

2) сохранение данных в таком виде, который предоставлял бы легкое и быстрое нахождение, своевременное обновление и предъявление данных по мере надобности;

3) сопоставление показателей действительных социальных процессов с показательными образцами общественного воспроизведения населения, учитывая скорость их преобразований;

4) взаимодействие общегосударственных, общеотраслевых и областных составов исследований развития деятельности социальной среды; эффективное, своевременное и полное предоставление данных и информации в положенном виде управляющим различных уровней. [2]

Роль элемента и функции информационного общества играют информационные технологии. Функция в основном направлена на хранение, оптимизацию, стабилизирование и усовершенствование системы регулирования общества новых сетей. Долгое время с помощью традиций и обычаев, культурных образцов и норм, на основе правил и предписаний передавались из поколения в поколение информация и знания. На данный момент мы предоставляем эту работу технологиям. Они ранжируют большое количество информации на всемирном, областном и местном уровнях, а также имеют огромное значение в формировании техники и её структуры, в увеличении значения прогресса и динамично охватывают огромные области социальной, политической и культурной жизни, в том числе домашний быт, развлечения и досуг. [3]

Читайте также:  Какое средство от мошки эффективнее всего

В современном мире всю жизнедеятельность человечества невозможно представить без использования компьютерной техники. Эти технологии стали продуктивны во всех жизненных процессах человека. Человеческое общество неизбежно входит в информационную эру. Вес информационной экономики постоянно увеличивается. Особенно к значительным проблемам относится прогресс и введение новейших информационных технологий во все области общественной жизни людей.

Усовершенствование компьютерных технологий позволило человеку подойти к всемирной проблеме информатизации, связанной с интеграционными процессами, которые быстро возрастают и проникают во все сферы жизнедеятельности. [4]

На данный момент информационные технологии группируют по нескольким показателям:

1. По способам построения компьютерной сети:

а) Локальные (несколько компьютеров связаны между собой);

б) Многоуровневые (сети разных уровней подчинены друг другу);

в) Распределенные (сети автоматизированных банков данных, например, банковские, налоговые и др. службы).

2. По виду технологии обработки информации (в программном аспекте):

а) Текстовая обработка;

б) Электронные таблицы;

в) Автоматизированные банки данных;

г) Обработка графической информации;

д) Мультимедийные системы;

е) Другие системы (экспертные, системы программирования, интегрированные пакеты).

3. По типу пользовательского интерфейса (т. е. с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам):

а) С командным интерфейсом — пользователь подает команды компьютеру, а тот выполняет их и выдает результат пользователю. Командный интерфейс реализуется в виде пакетной технологии и технологии командной строки.

б) С WIMP-интерфейсом (Window — окно, Image — картинка, Menu — меню, Pointer — указатель) — ведение диалога с пользователем с помощью графических образов — меню, окон, других элементов. Примером информационных технологий с WIMP интерфейсом является операционная система MS Windows.

в) С SILK-интерфейсом (Speech — речь, Image — картинка, Language — язык, Knowledge — знание). Он наиболее приближен к обычной, человеческой форме общения. В рамках этого интерфейса идет «разговор» человека и компьютера. Разновидности SILK — интерфейс на основе речевой (команды подаются голосом путем произнесения специальных зарезервированных слов — команд) и биометрической технологии (для управления компьютером используется выражение лица человека, направление его взгляда, размер зрачка, рисунок радужной оболочки глаз, отпечатки пальцев и другая уникальная информация). Изображения считываются с цифровой видеокамеры, а затем с помощью специальных программ распознавания образов из этого изображения выделяются команды.

4. По области управления социально-экономическим процессом:

— управления производством и т. д. [5]

На сегодняшний день обнаруживается направление к соединению разных видов информационных технологий в целую компьютерно-технологическую совокупность, которой присвоили термин интегрированной системы. Значимую роль в ней играют средства телекоммуникации, которые обеспечивают не только чрезмерно обширный технологический потенциал автоматизирования административной деятельности, но и являются фундаментом основания самых различных общесетевых разновидностей информационных технологий.

Телекоммуникационные технологии обеспечивают электродистанционное предоставление информации на базисных сетях и новейших технических методах коммуникации.

Важную тенденцию в их прогрессе составляют: процессы соединения местных, региональных и всемирных компьютерных сетей. Эти процессы оказывают значительное влияние на объёмы экономического развития, деятельность организаций и фирм. Это объединение происходит благодаря распространению технологии сети Интернет как наиболее удобного средства взаимодействия различных информационных систем.

Современный период развития современного общества характеризует процесс информатизации. Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. [6, с.190]

Развитие мировой науки показало, что в настоящее время человечество живёт в период так называемого информационного взрыва, когда объём знаний, накапливаемый цивилизацией в ходе своего развития, удваивается каждые 10 лет, а по некоторым оценкам, уже в самое ближайшее время это удвоение будет происходить каждые 5 лет. Это означает, что становится невозможным за относительно короткий период обучения ознакомить обучаемого даже с малой частью информации, необходимой ему в процессе будущей деятельности.

Разумеется, образование в постиндустриальном обществе и не может ставить своей целью только чистую передачу некоторого объёма информации. Для решения определенных проблем, испытываемых организацией при переходе к новой информационной системе управления или введении оной в эксплуатацию, уже разработана методика преодоления, позволяющая сравнительно легко осуществлять внедрение ИТ.

Сейчас общество остро нуждается в специалистах, способных постоянно обновлять свои знания и самостоятельно овладевать новыми навыками, а также умеющих не только искать, но и создавать новые рабочие места в условиях динамичного рынка труда.

1. Интернет-ресурс: http://propozitiv.ru/news/informacionnoe-obshhestvo.html

2. Интернет-ресурс:http://federalbook.ru/files/SVAYZ/saderzhanie/Tom %2010/VI/ Chechenov.pdf

3. Интернет-ресурс: http://tsput.ru/res/informat/Uchebnik/lk1.htm

4. Интернет-ресурс:http://wiki.uspi.ru/index.php/Роль_и_место_информационных_ технологий_в_современной_социальной_сфере

5. Интернет-ресурс: http://chaliev.ru/ise/lections-comp-tech-zo.php

6. Романова Ю. Д. Информатика и информационные технологии.- М: Эксмо, 2008 г. — 592 с.

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector