Меню

Современные информационные технологии как средство социальной работы



Информационные технологии в социальной сфере

Сущность и предназначение современных информационных технологий, их применение и место в исследовании социальной сферы. Описание свойств информационных технологий. Специфика формирования информационного общества, его возможные перспективы и развитие.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.10.2015
Размер файла 18,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере

В 50-70-е годы XX века стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом.

В настоящее время вся деятельность человека немыслима без использования компьютера. Компьютер оказался полезен во многих делах человека. Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает. К числу наиболее актуальных проблем относится развитие и внедрение новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в социальную работу.

Развитие компьютерных технологий позволило обществу подойти к глобальной проблеме информатизации, связанной с быстро возрастающими интеграционными процессами, проникающими во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство, управление.

Эффективное управление различными социальными организациями и системами немыслимо без использования информации. Такая ситуация предопределяется тем, что управление в своей сущности есть подготовка, принятие и осуществление цепи последовательных решений управляющей системой на основе информации, отражающей состояние управляемого объекта и окружающей среды, а также степень исполнения (или невыполнения) принятых управленческих решений.

Появление и развитие компьютеров — это необходимая составляющая процесса информатизации общества и образования. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — это класс областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработкой огромного потока информации с применением вычислительной техники.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, Информационные Технологии (ИТ) — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных наук, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические применение, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Информационные технологии (ИТ) — это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Составляющие информационной технологии.

Используемые в производственной сфере такие технологические понятия, как норма, норматив, технологический процесс, технологическая операция и т.п., могут применяться и в информационной технологии. Прежде чем разрабатывать эти понятия в любой технологии, в том числе и в информационной, всегда следует начинать с определения цели. Затем следует попытаться провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный инструментарий.

Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям:

1. обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;

2. включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;

3. иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.

Современные информационные технологии с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости в рамках, как отдельных корпораций, так и общества в целом. Спектр таких возможностей значительно расширяется — нововведения воздействуют на все сферы жизни людей, семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей и т. д. Сегодня информационные технологии могут внести решающий вклад в укрепление взаимосвязи между ростом производительности труда, объемов производства, инвестиций и занятости.

Освоение информационной технологии и дальнейшее ее использование должны свестись к тому, что нужно сначала хорошо овладеть набором элементарных операций, число которых ограничено. Из этого ограниченного числа элементарных операций в разных комбинациях составляется действие, а из действий, также в разных комбинациях, составляются операции, которые определяют тот или иной технологический этап. Совокупность технологических этапов образует технологический процесс (технологию). Он может начинаться с любого уровня и не включать, например, этапы или операции, а состоять только из действий. Для реализации этапов технологического процесса могут использоваться разные программные среды.

Социальная сфера — это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние; потребление. К социальной сфере относят, прежде всего, сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

Социальная сфера жизнедеятельности людей выступает также одной из всеобщих сфер общества при анализе его с системных позиций. Однако понимание ее сущностных сторон остается на сегодняшний день довольно запутанным и противоречивым, вызывающим большие споры.

Читайте также:  Как получить разрешение с опеки для снятия денежных средств несовершеннолетнему

Принято считать, что социальную сферу образуют устойчиво существующие большие группы людей (социальные общности) и отношения между ними, поскольку каждая из таких групп преследует свои цели и защищает свои интересы. Среди таких групп наряду с классами и трудовыми коллективами выделяются народ, нация и даже человечество как социальная общность. Такая интерпретация социальной сферы представляется в общем правильной, но недостаточно точной.

Социальная сфера — это область возникновения и функционирования взаимосвязей людей друг с другом.

Социальная сфера понимается в двух смыслах — широком и узком — и в зависимости от этого охватывает разные объемы социального пространства.

Социальная сфера общества в широком значении — это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В этом случае сюда включаются магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание (ЖЭКи и химчистки), общественное питание (столовые и рестораны), здравоохранение, связь (телефон, почта, телеграф), а также учреждения досуга и развлечения (парки культуры, стадионы). В этом значении социальная сфера охватывает почти все слои и классы — от богатых и средних до бедных. Социальная сфера в узком значении подразумевает только социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения (включая и социальное страхование) как местного, так и федерального подчинения.

Социальная система состоит из социальных групп, социальных связей, социальных институтов, социальных норм, ценностей социальной культуры.

Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям.

Информационные технологии упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг.

Свойства информационных технологий:

1. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.

2. Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества.

3. Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов.

Формирование в стране информационного общества неразрывно связано с образованием в данном обществе. В истории человечества было, по крайней мере, две революции по улучшению качества и расширению доступности образования. Две предыдущие революции одновременно расширили возможности образования как системы, добавив новые средства и изменив ее структуру. информационная технология социальный

Именно специалисты социальной сферы должны первыми реагировать на данные изменения в обществе. Социальные педагоги и социальные работники как специалисты различных социальных служб дополняют и развивают многоплановую деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, общественных организаций, взаимодействуют с ними, выполняя интегративную функцию во взаимосвязи государственно-общественных структур с семьей, личностью. Появление таких специальностей как «социальная педагогика» и «социальная работа» позволяет решить несколько взаимосвязанных задач: формирование мировоззрения, адекватного данному этапу социального и экономического развития нашей страны и мира в целом, осознание каждым человеком своего места в жизни, включая профессиональное самоопределение; осуществление социальной адаптации, основанной на способности к принятию решений в условиях неопределенности; выработку коммуникативных навыков и умений строить свои отношения с различными социальными структурами. Социальному педагогу приходится работать с самыми разнообразными категориями населения: детьми, инвалидами, пожилыми людьми, что предъявляет к его профессиональной подготовке высокие требования. Существенную помощь при этом могут оказать современные информационные технологии, без которых ему сегодня просто не обойтись. И чем раньше «подружатся» социальный педагог и компьютер, тем эффективнее будет его педагогическая деятельность.

Умение применять в своей деятельности современные информационные технологии становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и специалиста социальной сферы.

Информационные технологии вошли во все сферы нашей жизни. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения, участвует во всех видах человеческой деятельности, незаменим для социальной сферы.

Функционирование и развитие социальной сферы невозможно без обмена информацией. Внедрение современных компьютерных информационных технологий в социальную сферу определяется усложнением социально-экономических процессов в обществе, все большей их зависимостью от информации и организованных информационных потоков, невозможностью в современных условиях решать социальные, экономические, управленческие и иные задачи при обработке информации вручную. Автоматизированная обработка, хранение и распространение социальной информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств позволяет повысить качество социальной информации, ее точность, объективность, оперативность и, как следствие этого, возможность принятия эффективных и своевременных управленческих решений. Появление, развитие и функционирование информационных технологий сопровождается процессом информатизации, который представляет собой «организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

Читайте также:  Какие технические средства используются при калибровке средств измерений

Анализируя роль и значение информационных технологий для современного этапа развития общества, можно сделать вполне обоснованные выводы о том, что эта роль является стратегически важной, а значение этих технологий в ближайшем будущем будет быстро возрастать. Именно этим технологиям принадлежит сегодня определяющая роль в области технологического развития государства. Аргументами для этих выводов является ряд уникальных свойств информационных технологий, которые и выдвигают их на приоритетное место по отношению к производственным и социальным технологиям.

1. Оносова Н.П. Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере

2. Михайлов В.А., Михайлов С.В. Место и роль новых информационных технологий в современном социально-экономическом развитии

3. Ядов Г.Б. Информация и общество// Вокруг света. — 2004. — № 2.

Источник

Применение информационных технологий в социальной сфере

Рубрика: Информационные технологии

Дата публикации: 23.05.2015 2015-05-23

Статья просмотрена: 15146 раз

Библиографическое описание:

Григорьева, Д. Р. Применение информационных технологий в социальной сфере / Д. Р. Григорьева, А. С. Попченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 177-179. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19119/ (дата обращения: 25.04.2021).

В настоящее время одной из проблем современного мира является совершенствования социальной системы. Эта проблема актуальна, поскольку без эффективного функционирования этой системы стабильность и прогресс не имеют места в социальной среде.

Применение информационных технологий в социальной сфере — это наиболее эффективный метод решения этой проблемы. Эти технологии обладают эластичностью, ликвидностью и приспосабливаемостью к воздействиям внешней среды. В ходе модернизации социальной среды информационные технологии представляют собой основной фундамент общества, так как с их помощью можно улучшить и автоматизировать процессы обработки данных информации, которые в последние годы занимают значимое место в жизненном процессе человеческого общества.

Настало такое время, когда человек без современных технологий уже не может обойтись ни дня и даже просто выйти из дома, так как в повседневной жизни люди получают большое количество информации за один день, которую записывают и носят с собой в телефонах, ноутбуках и т. п.

Информационные технологии представляют перед грядущим поколением множество перспектив, например таких как: широкое применение знаний, различных данных и материалов. Людям приходится адаптироваться в усовершенствованной социальной среде. Её потенциальность и тенденцию саморазвития в основном представляют с помощью двух факторов — это информация и научные знания.

Введению информационных технологий в образование, например в формировании общего образовательного участка, увеличивается нужда людей в коммуникации, и приобретении доступа к общим невещественным резервам, осознании и обработке немалого количества информации, этому способствуют объединенные мировые информационные системы.

Современное общество называют информационным, так как большая часть населения занимается разработкой, сохранением, обработкой, реализацией информации и знаний.

Информационное общество — это высокоразвитое общество, использующее информационные технологии, с улучшенными инфраструктурами, которые способствуют производству информационных ресурсов и обеспечивают доступ к информации.

В ХХ века (середина 60-х годов) в Японии возник сам термин «информационное общество», на котором была основана работа специализированной группы по научным, техническим и экономическим анализам. Эта группа создавалась правительством страны «восходящего солнца» для того, чтобы выработать методы усовершенствования экономики в Японии. Спецгруппа, сформулировавшая и предложившая это название, истолковала, что оно даёт точное определение социума, в разнообразии которого распространяется информация высшего качества, и имеются все надлежащие средства для ее сохранения, перераспределения и реализации. [1] Люди и организации, заинтересованные какой-либо информацией, могут требовать получения для себя сведений. Эти сведения распространяются очень легко, а главное быстро и каждый может получить их в удобной для себя форме. Пользоваться информационными услугами сейчас может каждый, так как их стоимость невысока и доступна.

Информационные технологии в социальной среде на сегодняшний день предоставляют:

1) сбор, накопление событий и статистической информации об общественных связях и развитии, социальном составе населения, возможности социальной инфраструктуры, результативности предоставляемых мер общественной охраны, классах и слоях населения нуждающихся в особом внимании;

2) сохранение данных в таком виде, который предоставлял бы легкое и быстрое нахождение, своевременное обновление и предъявление данных по мере надобности;

3) сопоставление показателей действительных социальных процессов с показательными образцами общественного воспроизведения населения, учитывая скорость их преобразований;

4) взаимодействие общегосударственных, общеотраслевых и областных составов исследований развития деятельности социальной среды; эффективное, своевременное и полное предоставление данных и информации в положенном виде управляющим различных уровней. [2]

Роль элемента и функции информационного общества играют информационные технологии. Функция в основном направлена на хранение, оптимизацию, стабилизирование и усовершенствование системы регулирования общества новых сетей. Долгое время с помощью традиций и обычаев, культурных образцов и норм, на основе правил и предписаний передавались из поколения в поколение информация и знания. На данный момент мы предоставляем эту работу технологиям. Они ранжируют большое количество информации на всемирном, областном и местном уровнях, а также имеют огромное значение в формировании техники и её структуры, в увеличении значения прогресса и динамично охватывают огромные области социальной, политической и культурной жизни, в том числе домашний быт, развлечения и досуг. [3]

Читайте также:  Театр как средство обучения

В современном мире всю жизнедеятельность человечества невозможно представить без использования компьютерной техники. Эти технологии стали продуктивны во всех жизненных процессах человека. Человеческое общество неизбежно входит в информационную эру. Вес информационной экономики постоянно увеличивается. Особенно к значительным проблемам относится прогресс и введение новейших информационных технологий во все области общественной жизни людей.

Усовершенствование компьютерных технологий позволило человеку подойти к всемирной проблеме информатизации, связанной с интеграционными процессами, которые быстро возрастают и проникают во все сферы жизнедеятельности. [4]

На данный момент информационные технологии группируют по нескольким показателям:

1. По способам построения компьютерной сети:

а) Локальные (несколько компьютеров связаны между собой);

б) Многоуровневые (сети разных уровней подчинены друг другу);

в) Распределенные (сети автоматизированных банков данных, например, банковские, налоговые и др. службы).

2. По виду технологии обработки информации (в программном аспекте):

а) Текстовая обработка;

б) Электронные таблицы;

в) Автоматизированные банки данных;

г) Обработка графической информации;

д) Мультимедийные системы;

е) Другие системы (экспертные, системы программирования, интегрированные пакеты).

3. По типу пользовательского интерфейса (т. е. с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам):

а) С командным интерфейсом — пользователь подает команды компьютеру, а тот выполняет их и выдает результат пользователю. Командный интерфейс реализуется в виде пакетной технологии и технологии командной строки.

б) С WIMP-интерфейсом (Window — окно, Image — картинка, Menu — меню, Pointer — указатель) — ведение диалога с пользователем с помощью графических образов — меню, окон, других элементов. Примером информационных технологий с WIMP интерфейсом является операционная система MS Windows.

в) С SILK-интерфейсом (Speech — речь, Image — картинка, Language — язык, Knowledge — знание). Он наиболее приближен к обычной, человеческой форме общения. В рамках этого интерфейса идет «разговор» человека и компьютера. Разновидности SILK — интерфейс на основе речевой (команды подаются голосом путем произнесения специальных зарезервированных слов — команд) и биометрической технологии (для управления компьютером используется выражение лица человека, направление его взгляда, размер зрачка, рисунок радужной оболочки глаз, отпечатки пальцев и другая уникальная информация). Изображения считываются с цифровой видеокамеры, а затем с помощью специальных программ распознавания образов из этого изображения выделяются команды.

4. По области управления социально-экономическим процессом:

— управления производством и т. д. [5]

На сегодняшний день обнаруживается направление к соединению разных видов информационных технологий в целую компьютерно-технологическую совокупность, которой присвоили термин интегрированной системы. Значимую роль в ней играют средства телекоммуникации, которые обеспечивают не только чрезмерно обширный технологический потенциал автоматизирования административной деятельности, но и являются фундаментом основания самых различных общесетевых разновидностей информационных технологий.

Телекоммуникационные технологии обеспечивают электродистанционное предоставление информации на базисных сетях и новейших технических методах коммуникации.

Важную тенденцию в их прогрессе составляют: процессы соединения местных, региональных и всемирных компьютерных сетей. Эти процессы оказывают значительное влияние на объёмы экономического развития, деятельность организаций и фирм. Это объединение происходит благодаря распространению технологии сети Интернет как наиболее удобного средства взаимодействия различных информационных систем.

Современный период развития современного общества характеризует процесс информатизации. Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. [6, с.190]

Развитие мировой науки показало, что в настоящее время человечество живёт в период так называемого информационного взрыва, когда объём знаний, накапливаемый цивилизацией в ходе своего развития, удваивается каждые 10 лет, а по некоторым оценкам, уже в самое ближайшее время это удвоение будет происходить каждые 5 лет. Это означает, что становится невозможным за относительно короткий период обучения ознакомить обучаемого даже с малой частью информации, необходимой ему в процессе будущей деятельности.

Разумеется, образование в постиндустриальном обществе и не может ставить своей целью только чистую передачу некоторого объёма информации. Для решения определенных проблем, испытываемых организацией при переходе к новой информационной системе управления или введении оной в эксплуатацию, уже разработана методика преодоления, позволяющая сравнительно легко осуществлять внедрение ИТ.

Сейчас общество остро нуждается в специалистах, способных постоянно обновлять свои знания и самостоятельно овладевать новыми навыками, а также умеющих не только искать, но и создавать новые рабочие места в условиях динамичного рынка труда.

1. Интернет-ресурс: http://propozitiv.ru/news/informacionnoe-obshhestvo.html

2. Интернет-ресурс:http://federalbook.ru/files/SVAYZ/saderzhanie/Tom %2010/VI/ Chechenov.pdf

3. Интернет-ресурс: http://tsput.ru/res/informat/Uchebnik/lk1.htm

4. Интернет-ресурс:http://wiki.uspi.ru/index.php/Роль_и_место_информационных_ технологий_в_современной_социальной_сфере

5. Интернет-ресурс: http://chaliev.ru/ise/lections-comp-tech-zo.php

6. Романова Ю. Д. Информатика и информационные технологии.- М: Эксмо, 2008 г. — 592 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector