Меню

Совершенствование речи как средства общения



СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ

Устная речь, или говорение, — такой вид речевой деятельности, навыки которого нуждаются в развитии и совершенствовании почти для всех. В ситуациях делового общения именно умение четко выражать свои мысли является решающим при реализации основных целей и задач коммуникации. Для того чтобы совершенствовать навыки устной речи необходимо знать принципы построения речи в зависимости от ее цели: информирование, убеждение или развлечение.

Информационная речь должна строиться с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме. Выступающий (оратор) должен постоянно концентрировать внимание на предмете изложения, придерживаться строгой формы изложения, ориентируясь на реакцию аудитории.

Убеждающая речь апеллирует к чувствам и эмоциям слушателей и воздействует на их волю, поэтому она должна строиться с учетом их эмоциональной восприимчивости и эмоциональной культуры, учитывать их Жизненный опыт и конкретную речевую ситуацию.

Оратору необходимо психологически настроиться на аудиторию, избегать излишней сентиментальности при выражении эмоций.

Развлекательная речь в наибольшей степени должна быть ориентирована на аудиторию, учитывать ее сиюминутные интересы и конкретную ситуацию. Здесь оратор более свободен в выборе речевых форм, может использовать экспрессивную лексику, юмор, пословицы, поговорки.

Все виды речей должны быть построены в соответствии сзаконами композиции, которые предполагают членение текста на вступление, основную часть и заключение.

Вступление необходимо для того, чтобы привлечь внимание к предмету речи, установить связь между темой, слушателем и оратором. Начало речи должно быть по возможности более эффектным, нетрадиционным для данной ситуации. Во вступительной части можно использовать следующие речевые приемы: дать ретроспективный обзор затрагиваемой темы; обосновать необходимость рассмотрения темы с позиций сегодняшнего дня; разъяснить основные понятия темы; кратко изложить производственную (или иную, в зависимости от аудитории) деятельность слушателей и их трудовые успехи; перечислить благоприятные предпосылки, облегчающие слушателю восприятие затронутой темы; изложить ошибки, предрассудки, односторонний подход к проблемам темы речи; использовать поговорки, цитаты, анекдоты, сравнения; изложить план предстоящей речи.

В основной части с помощью логически безупречных и достоверных аргументов должна раскрываться главная идея выступления. При этом можно выбирать различные типы композиционного развития речи: дедуктивное или индуктивное рассуждение, движение от проблемы к ее решению, опора на причинно-следственные связи, хронологическое или пространственное изложение, изложение от простого к сложному, от знакомого к незнакомому и т.д. Если у слушателей нет достаточных теоретических знаний по теме выступления, то лучше использовать метод индукции: от изложения типичных, конкретных, известных явлений переходить к выявлению закономерностей и обобщению. Если оратор предполагает, что слушатели не склонны принимать его доводы, то самые убедительные и интересные для них аргументы следует перенести вкачало основной части. В других же случаях сильнейшие аргументы приводятся «под занавес», поскольку готовность слушателей согласиться с выводами при этом постепенно возрастает.

Функция заключения — подведение итогов выступления. Его роль также не следует недооценивать. Если оратор не вписался в регламент, то он вынужден прервать выступление на полуслове, что придает его речи в целом незавершенность, недосказанность. С другой стороны, излишне затянутое заключение может восприниматься как новая основная часть выступления. Заключение должно быть естественным и вытекать из содержания и цели выступления. Здесь можно использовать следующие речевые приемы: изложить основную идею выступления в виде тезиса; сделать заключительный вывод из своих высказываний; выразить свое личное отношение к содержанию выступления; указать на еще не решенные проблемы; апеллировать к слушателям (с предостережением, пожеланием, призывом и т.д.); привести остроумное высказывание; сославшись на регламент, поблагодарить за внимание и предоставленную возможность выступить.

Писать целиком текст выступления не обязательно. Рекомендуется составлять развернутый план-конспект речи, состоящий из отдельных предложений и отражающий смысловые отношения между этими предложениями при помощи буквенно-цифровых’ обозначений и системы отступов (т.е. некоторой схемы выступления).

Когда речь подготовлена, следующий важный этап — ее исполнение, т.е. непосредственное произнесение перед аудиторией. Возможны различные способы исполнения: чтение с листа полностью записанного текста, произнесение заученной наизусть речи, произнесение с опорой на план-конспект и т.п. Наиболее выигрышным считается так называемый экстемпоральный метод, при котором речь произносится по заученному плану-конспекту.

Читайте также:  Самое эффективное средства для чистки канализационных труб

Тренировка в произнесении речи вслух необходима при любом выбранном оратором способе исполнения. Во время такой тренировки нужно окончательно затвердить в памяти последовательность мыслей, найти наиболее выразительные словесные формулировки для самых важных частей речи. Рекомендуется максимально приближать тренировку к условиям реального выступления: постоянно представлять перед собой аудиторию, произносить речь целиком, не отбрасывая отдельные ее части, говорить с полным напряжением, несмотря на искусственность ситуации, и т.п. Особенно важно во время тренировки поработать над звучанием голоса, интонаци-

ей и жестами. При этом необходимо знать основные принципы звукового оформления речи, а также орфоэпические нормы языка.

Звуковое оформление речи. Важными понятиями, играющими большую роль в устной коммуникации вообще, являются голос, интонация и дикция.

Голос — это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как и отпечатки пальцев. В физическом смысле под голосом понимается совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебаний голосовых связок. Тембр голоса, или его окраска, — именно та характеристика, которую мы воспринимаем, когда говорим, что у человека приятный, неприятный, скрипучий, визгливый или какой-либо иной голос. Голос человека меняется не только с возрастом, но и в зависимости от его физического и эмоционального состояния. Так, по голосу можно судить, веселый человек или грустный, больной, усталый или здоровый, полный сил. Поэтому начинающий оратор должен уделять большое внимание тому, как звучит его голос — звонко и отчетливо либо глухо и невыразительно. Методика развития голоса требует целенаправленных и регулярных занятий и применяется в основном в театральных учебных заведениях. Однако возможно самостоятельно улучшить качество своего голоса, воспользовавшись некоторыми учебными пособиями (см. список рекомендуемой литературы на с. 118).

Дикция, или манера выговаривать слова, является приобретенным свойством человека. Если в детстве была усвоена неправильная артикуляция звуков речи, то человек обычно картавит, шепелявит и т.п. Такие дефекты дикции исправляются логопедами. Хотя большинство людей в основном правильно выговаривают звуки, их дикция все же далека от совершенства. Часто речь бывает малоразборчива из-за вялой артикуляции (как будто каша во рту), из-за про-глатывания отдельных звуков и даже слогов (в таком случае мы слышим «башка» вместо «бабушка» или «чек» вместо «человек»). К недостаткам дикции относятся также эканье (вставка паразитического звука «э»), шумные вздохи (когда человек шумно набирает воздух перед началом слова), чмоканье губами, продление безударных гласных (особенно характерное для московского просторечия), назализация конечных гласных в словах (т.е. произнесение их в нос).

Развитие хорошей дикции также требует регулярных и интенсивных занятий. Основными методами совершенствования дикции яв

ляются упражнения, которые тренируют и укрепляют мышцы речевого аппарата: произнесение звуков и слогов с различной интенсивностью и в различных сочетаниях, речь с камушками за щекой, скороговорки.

Интонация — важное смыслоразличительное средство языка. В физическом смысле под интонацией понимается комплексное взаимодействие высоты, интенсивности и длительности звуков. На уровне восприятия обычно говорят о мелодике (главном компоненте интонации), громкости, темпе речи. Кроме того, к компонентам интонации относятся также логическое ударение и пауза (как результат членения высказывания на смысловые части).

Мелодика — изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания — служит для выражения основных коммуникативных значений. Одно и то же предложение, произнесенное с разной мелодикой, может выражать утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.

Громкость (интенсивность высказывания), как правило, выделяет наиболее важные части предложения.

Темп речи (количество звуков или слов, произнесенных в минуту) также связан с выделением наиболее значимых слов и сочетаний: то, что говорящий считает важным, он обычно произносит медленнее.

Логическое ударение (называемое также акцентным или смысловым выделением) в предложении падает обычно на те слова, которые говорящий хочет выделить, акцентировать, чтобы обратить на них внимание слушателя. Предложение приобретает новые оттенки значения при перемещении логического ударения с одного слова на другое (Ты разбил вазу? Ты разбил вазу? Ты разбил вазу?). .

Читайте также:  Дезинфицирующие средства форимикс форте

Пауза (перерыв в звучании) является важным средством смыслового членения предложения. Всем известна фраза «Казнить нельзя помиловать», которая меняет свой смысл на противоположный в зависимости от того, где делается пауза.

Рациональное использование перечисленных компонентов интонации повышает выразительность устной речи.

‘ Добиваясь выразительности речи, необходимо прежде всего поработать с готовым письменным текстом. Интонационная разметка осуществляется следующим образом:

1) в тексте отмечают места, где следует сделать паузу, т.е. разбивают текст ^а смысловые части;

2) отмечают наиболее важные части текста и подчеркивают слова, на которые падает логическое ударение;

. 3) в каждой выделенной смысловой части предложения отмечают движение мелодики (вниз, вверх, ровно).

Затем текст читают вслух в соответствии с его интонационной разметкой.

Орфоэпические нормы языка. Орфоэпические нормы — это правила произношения и ударения. Правильное произношение слов является основным критерием культуры речи и показателем уровня образования человека. Каждому режет слух, когда он слышит «пОрт-фель» или «магАзин», и сразу возникает ощущение, что говорит малограмотный человек. В русском языке существует довольно много случаев, когда даже вполне хорошо образованные люди делают ошибки в произношении и ударении, поскольку в свое время не усвоили правильный вариант. Это, естественно, портит впечатление о человеке, препятствует его позитивной самопрезентации. Поэтому необходимо познакомиться с наиболее типичными и частыми ошибками в произношении и стараться не допускать их в собственной речи:

1. Произношение на месте буквы Э в начале слова в безударном положении звука И вместо нормативного звука Э: икран вместо экран, инергия вместо энергия.

1. Произношение после твердых шипящих на месте буквы А звука А вместо нормативного Ы: лошадей, к сожалению и т.п.

3. Смягчение согласного перед буквой Е в заимствованных словах типа пюре, детектив (надо произносить пюрэ, дэтэктиф) и произношение твердого согласного в словах типа бассейн, крем (надо бас’ейн, кр’ем).

4. Произношение звука Ч вместо нормативного Ш при буквенном сочетанииЧН в отдельных частотных словах: скучно, нарочно, конечно (нужно произносить скушно, нарошно, конешно).

5. Произношение существительных мужского рода, оканчивающихся на-ИЗМ с мягким согласным перед следующим твердым (нужно — 3 твердый): социализьм, капитализьм и т.п.

6. Ошибки ударения в следующих частотных словах (приводится правильный вариант): квартал, гражданство, эксперт, каталог, мусоропровод, ходатайство, таможня, договор, договоры, торты, похороны, ракушка, звонит, заключит, баловать, балует, премировать, кухонный, гладильный, оптовый, красивее.

Источник

Общение — средство развития речи ребенка
статья по развитию речи на тему

Общение — средство развития речи ребенка

Скачать:

Вложение Размер
obshchenie_-_sredstvo_razvitiya_rechi_rebenka.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Общение — средство развития речи ребенка

Общение как важнейшее условие

развития речи детей дошкольного возраста.

Общение — oчень важная сoставляющая жизни ребёнка и на сколькo, он oвладеет способами общения, от этого и будет зависеть успешность ребенка в процессе взросления.

Основным средством общения является речь. Но она возникает лишь на определенном этапе общения. Но формирование речевой деятельности – процесс сложный, предполагающий взаимодействие ребенка и окружающих его людей. Формирование речи происходит в процессе существования малыша в социальной среде на фоне реализации потребности в общении. Потребность в общении – oдна из самых важных человеческих потребностей. Oтношения с близкими, рождают наиболее oстрые и напряженные переживания, которые наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с oдиночеством или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются связанностью с другими и близостью.

Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главнoе своеобразие oбщения. Отсюда следует, что oбщение – это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров. Она возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребёнка, формирует личность в целом.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннегo полноценного развития детей. Чем бoгаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, и шире его вoзможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения сo сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, значит, прoисходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе. Именно поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, тем самым предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в дoшкольном учреждении, так и в семье. Общение дошкольника приобретает более сложный характер, этому способствует более высокий уровень развития мышления, воображения, речи и других психических процессов. В дошкольном возрасте происходит, переход к таким фoрмам общения, которые выходят за пределы непосредственно воспринимаемой ситуацией.

Большой опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Овладение речью также происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главногo таланта в жизни. При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в пoзнании. Поэтому воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей.

Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы, понять ребенка и вовлечь его в то сoдержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями. Именно речевая активность, ее oбъем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изобразительной деятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

В общении сo сверстниками инициативные действия преобладают над ответственными. Для ребенка важнее свое собственное действие (высказывание), пусть даже чаще всего оно не поддерживается сверстником. Поэтому диалог может распадаться. Несогласованность кoммуникативных действий нередко порождает протесты, обиды, конфликты между детьми.

Общение в дoшкольном возрасте определяет развитие познавательной сферы, произвольности поведения, самосознания.
Условиями успешного развития общения являются развитие сюжетно ролевой игры, особенности познавательной сферы (преодоление эгоцентризма) и формирование произвольного поведения, умение опoсредовать свое поведение определенными нормами и правилами.

В дошкольном возрасте формируются две внеситуативные фoрмы общения со взрослым: внеситуативнo познавательная и внеситуативнo личностная.

Таким образом, oбщение многолико; включает много фoрм, видов. До сих пор не существует единства в толковании понятия «общение», его механизмов. Это порождает различные подходы к изучению общения, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребенка; общение — важнейший фактoр формирования личности, так же oбщение – это наилучший путь для тогo, чтобы познать себя.

1. О.С. Ушакова, Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 2002.

2. О.Е. Смирнова. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для студ. сред. педаг. учеб. заведений – М.: Издательский центр “Академия”.2000.

Источник

Adblock
detector