Меню

Социологическое понятие здоровый образ жизни



Социология: Энциклопедия (2003)
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — социологическое понятие, характеризующее: а) степень реализации потенциала конкретного общества (индивида, социальной группы) в обеспечении здоровья; б) степень социального благополучия как единства уровня и качества жизни ; в) степень эффективности функционирования социальной организации в ее отнесении к ценности здоровья.

В более широком смысле идея З.О.Ж. представляет собой концепцию социальной политики, основанную на признании высокой социальной значимости здоровья, ответственности за его сохранение со стороны государства , индивида , социальной группы и общества в целом и утверждающую необходимость принятия конкретных мер и действий, направленных на создание безопасной и благоприятной среды обитания.

Актуализация проблематики З.О.Ж. связана с: 1) возрастанием и изменением характера нагрузок, которые испытывает человек , его биологическая природа в связи с усложнением общественной жизни, изменением ее ритма, резким возрастанием межличностных контактов, которые провоцируют негативные сдвиги в состоянии здоровья, приводят к изменению характера заболеваний и преобладанию в их числе «болезней цивилизации» — сердечно-сосудистых и онкологических; 2) обеспокоенностью государств и граждан по поводу состояния здоровья и увеличения рисков — техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера; 3) признанием междисциплинарного статуса указанных проблем и критикой в этой связи традиционно доминирующей биомедицинской парадигмы мышления со стороны социологии, психологии, социальной антропологии и других наук, связанных с человековедением.

Ограниченность биомедицинских моделей объясняется их преимущественной ориентацией на изучение негативных критериев здоровья и образа жизни ; применение методов и процедур, измеряющих характеристики физического пространства, исследование поведения индивидов (социальных групп) вне связи с социальной структурой и ее отдельными элементами — социальной стратификацией , нормами , ценностями и др. Биомедицинские модели оставляют без внимания ряд проблем, связанных с влиянием на здоровье и образ жизни культуры, социальной организации общества, личностного выбора.

При проведении социологических исследований, направленных на изучение проблем, связанных со З.О.Ж., выбор концептуальной модели осуществляется, как правило, в рамках деятельностного подхода. Дальнейшие интерпретативные процедуры связаны не только с определением понятий, эксплицирующих понятие «З.О.Ж.» (например, таких как «здоровье», «образ жизни», «уровень жизни» , «качество жизни» , «стиль жизни» , «социальное благополучие», «условия жизни» и т.д.), но и выбором понятийных индикаторов, позволяющих разработать методику замера, наиболее емким из которых является индикатор «отношение к здоровью».

Источник

Здоровый образ жизни как категория социологии культуры

На правах рукописи

Чесебиева Сусанна Темировна

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

КАК КАТЕГОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

22.00.06 социология культуры

Автореферат диссертации

на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Майкоп 2011

Работа выполнена на кафедре философии и социологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Майкопский государственный технологический университет».

Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор Бондаренко Галина Ивановна

Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор

Бондаренко Ольга Васильевна

кандидат социологических наук, доцент

Кириченко Сергей Николаевич

Ведущая организация: Ставропольский государственный

университет

Защита состоится 1 июля 2011 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.001.05 при Адыгейском государственном университете по адресу: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Адыгейского государственного университета.

Автореферат размещен на сайте: http://www.adygnet.ru/

Автореферат разослан 1 июня 2011 года.

диссертационного совета С.А. Ляушева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Процессы, происходящие в современном российском обществе, обострили проблемы сохранения, развития здоровья человека и формирования здорового образа жизни. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) как условие и предпосылка социальной активности человека, полноты выражения его духовных и физических сил предполагает целенаправленное формирование его сознания и поведения, соответствующих требованиям здоровья.

Механизм социальных воздействий на образ жизни студентов с ослабленным здоровьем заключается в использовании физической культуры для формирования умений и навыков оздоровительной деятельности, воспитания активного личностного отношения к здоровью, мотивации его сохранения и развития. Занятия физической культурой способны коренным образом изменить отношение студентов к собственной личности, жизни и, восстанавливая социальные связи и взаимодействия, улучшая физическое и социальное самочувствие, способствовать их интеграции в социум.

Таким образом, в сфере помощи студентам с ослабленным здоровьем в физкультурно-оздоровительной деятельности нами выявлен ряд противоречий:

— между наличием у студентов с ослабленным здоровьем специфичных социальных потребностей и проблем и недостаточным вниманием к ним в воспитательной практике вузов как к особой группе воспитанников;

Читайте также:  Оформление стенгазеты мы за здоровый образ жизни

— между наличием у физкультурно-оздоровительной деятельности богатых социализирующих потенциалов и недостаточным их использованием в процессе организации учебных занятий по физической культуре, а также внеучебной двигательной активности студентов;

— между разработанностью теоретических основ физического воспитания студентов в вузе, наличием исследований, посвященных использованию двигательной активности для оптимизации процесса социального становления личности и недостаточной изученностью вопроса помощи студентам с ослабленным здоровьем в физкультурно-оздоровительной деятельности.

Существующее противоречие между ведущей ценностью здоровья и отсутствием мотивированной потребности его сохранения и развития у студентов с ослабленным здоровьем свидетельствует о необходимости дальнейших научных исследований здорового образа жизни данной группы молодёжи и разработки методологии обучения их основам ЗОЖ. Всё вышесказанное определяет актуальность данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение научной литературы, относящейся к теме исследования, позволяет выделить несколько групп работ.

Первую составляют те работы, которые посвящены здоровью как социальному феномену. Различные теоретико-методологические основания анализа здоровья предлагаются в трудах: Н.М. Амосова,1 Г.П. Апанасенко,2 Р.П. Баевского,3 И.И. Брехмана,4 Э.Н. Вайнера,5 В.П. Казначеева,6 Л.А. Попова7 и др.

Вторую – фундаментальные труды по социологической теории образа и качества жизни: В.А. Бромлея,8 А.П. Бутенко,9 С.И. Попова,10 О. Тоффлера,11 и др.

Третья группа работ посвящена изучению здорового образа жизни: Ю.П. Лисицына,12 А.Д. Степанова,13 И.В. Журавлевой,14 Э.Н. Казина,15 В.П. Казначеева,16 Н.В. Панкратова.17

Акцент на различных сторонах понятия «здоровья», на его многогранности ставят такие авторы, как: Н.М. Амосов,18 Н.П. Абаскалова,19 Ю.П. Лисицын,20 Л.Г. Матрос,21 A.M. Изуткин22 и др.

Важными для определения категории «здоровый образ жизни» являются трактовки таких авторов, как: И.В. Бестужев-Лада,23 А.П. Бутенко,24 В.И. Толстых25. Философский подход к понятию «здоровый образ жизни» представлен в работах В.Ж. Келле,26 М.Я. Ковальзон,27 и др.

Попытку дать комплексное определение понятию «здоровье» и «здоровый образ жизни» предприняли А.Д. Степанов28 и A.M. Изуткин.29

Наиболее распространенным является медико-биологический подход к изучению понятия ЗОЖ, о чем свидетельствует большое количество публикаций Н.М. Амосова,30 Ю.П. Лисицына,31 А.Г. Щедриной32 и др.

В последние годы активизировались научные исследования, касающиеся проблемы здоровья людей в системе воспитания (Л.Г. Татарникова,33 Г.К. Зайцев,34 В.П. Казначеев,35 Р.И. Айзман,36 Г.А. Кураев37 и др.

Современная теория формирования физической культуры личности представлена в работах В.К. Бальсевича,38 Н.Н. Визитея,39 Л.И. Лубышевой.40

Однако, в целом проблемы мотивации сохранения здоровья, формирования ценностного отношения к здоровью и факторам ЗОЖ остаются недостаточно изученными в современной научной литературе. Особенно это касается проблем студенческой молодёжи с ослабленным здоровьем. В настоящее время эти проблемы лишь выносятся на обсуждение в материалах научных конференций и в литературе появляются единичные исследования, посвященные отдельным факторам развития здоровья данной группы молодёжи. Причём, в социологии культуры такие научные разработки отсутствуют.

Многогранность проблемы здорового образа жизни, представленная в работах философов, педагогов, социологов говорит об отсутствии единого целостного подхода к пониманию здорового образа жизни, культуры здоровья.

Также остаются неизученными особенности формирования той культуры здоровья подрастающего поколения, которая отвечает современным требованиям сохранения и укрепления жизненных сил организма. Не в полной мере выявлены те противоречия, которые препятствуют эффективной организации формирования культуры здоровья.

Объектом исследования является процесс формирования здорового образа жизни в физкультурно-оздоровительной деятельности у студентов, находящаяся на стадии формирования образа жизни, в том числе здорового.

Предметом исследования выступают особенности, возможности и перспективы развития и сохранения здорового образа жизни у студентов с ослабленным здоровьем как фактора культуры.

Гипотеза исследования заключается в следующих взаимосвязанных предположениях: Здоровый образ жизни представляет собой один из тех ценностных ориентиров, которые наиболее активно развиваются на современном этапе развития общества.

Цель диссертационной работы выявление основных противоречий формирования культуры здоровья студентов с ослабленным здоровьем и пути их разрешения на современном этапе модернизации российского общего среднего образования.

Достижение поставленной цели осуществлялось через постановку и решение следующих исследовательских задач:

— уточнить социокультурный аспект содержания понятия «здоровье», рассмотреть сущность и содержание здорового образа жизни и его компонентов;

Читайте также:  Здоровый образ жизни для воспитанников детских домов

— исследовать факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни среди студентов, роль и значение занятий физической культурой (ФК) в формировании культуры здоровья студентов с ослабленным здоровьем;

— определить место здоровья в системе жизненных ценностей студентов;

— выявить методом опроса особенности производства и усвоения ценностей здоровья как фактор социальной организации культурного процесса, место ФК в нем;

— исследовать влияние субъективных и объективных факторов на формирование мотиваций и установок на здоровый образ жизни и культуры здоровья студентов с ослабленным здоровьем;

— на основании теоретического и эмпирического исследования разработать методологию занятий ФК в целях формирования культуры здоровья у студентов с ослабленным здоровьем.

Научная новизна исследования заключается в разработке модели мотивации ЗОЖ у студентов с ослабленным здоровьем и методических основ по ее осуществлению. Элементы научного вклада заключаются в следующем:

— уточнены и теоретически обоснованы определения «здоровье» и «здорового образа жизни», а также дополнен перечень факторов ЗОЖ;

— предложен методологический подход в исследовании воздействия детерминант ЗОЖ на интеграцию в социум студентов с ослабленным здоровьем;

— разработана и апробирована модель мотивации ЗОЖ у студентов с ослабленным здоровьем средствами физической культуры;

— предложены методические рекомендации по использованию модели мотивации ЗОЖ у студентов с ослабленным здоровьем.

Положения, выносимые на защиты:

  1. Студенческая молодежь демонстрирует нетребовательное отношение к собственному здоровью, которое выражается в низком уровне и несформированной потребности заботы о нем.
  2. Ни учебные заведения, ни семья, ни здравоохранение не входят в перечень ведущих факторов, влияющих как на формирование ориентаций на здоровый образ жизни, так и самого здорового образа жизни.
  3. В ценностном сознании студентов не сформировано отношение к здоровью как к главной ценности, от которой зависит полноценная жизнь человека. Поэтому забота о здоровье воспринимается на уровне потребностей самосохранения, не затрагивая уровень социогенных и высших потребностей человека.
  4. Значимыми факторами в конструировании социальных представлений о здоровье и здоровом человеке выступают гендер и возраст респондента.
  5. Профилактическую работу со студентами по формированию здорового образа жизни необходимо планировать не только с учетом возрастных, психофизиологических, типологических, половых и других особенностей человека, но и с учетом социокультурной специфики его социализации.

Теоретико-методологической основой исследования являются идеи и концепции классиков социологической мысли, труды современных ученых, посвященные проблемам здоровья, здорового образа жизни, семьи, образования, здравоохранения.

Методологическую основу диссертации составили принципы социологического анализа, а также аксиологического, системного и институционального подходов. Аксиологический подход позволил рассмотреть здоровье как ценность и ценность здоровья, определить его место в системе жизненных ценностей студенческой молодежи. Системный подход дал возможность раскрыть целостность феномена здорового образа жизни, выявить взаимосвязи между его структурными компонентами, рассмотреть здоровый образ жизни как часть образа жизни.

Институциональный подход позволил рассмотреть семью, образование и здравоохранение как главные социальные институты общества, раскрыть их роль и функции в жизнедеятельности общества и личности, в формировании ориентаций на здоровый образ жизни, культуру здоровья.

В исследовании применялась общесоциологическая методология и социологические методы анализа эмпирических данных, в частности, группировка, факторный анализ и типологический анализ

Базируются они на положениях диалектико-материалистического учения о человеке как сложном объекте познания и целостной системе методологии разработки понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» (Н.А. Амосов и др.). При разработке теории и технологии формирования здорового образа жизни подростков мы опирались на концепцию И.И. Брехмана о здоровье как основополагающем компоненте человеческой личности, принцип доминанты и принцип свободы выбора, определяющие внутреннюю мотивацию человека (А.Е. Личко), теорию валеологического образования (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, А.Г. Щедрина и др.).

Выделяются основные закономерности формирования культуры здоровья, рассматриваются ориентации субъектов образовательного процесса на здоровый образ жизни.

Анализируются те противоречия, которые осложняют процесс формирования культуры здоровья подрастающего поколения.

Также был использован междисциплинарный подход, который позволил автору определиться с категориальным аппаратом, так как в силу недостаточной изученности проблемы культуры здоровья в отечественной науке, и, прежде всего, в социологии, не в полной мере разработаны не только подходы к изучению данной проблемы, но и соответствующий категориальный аппарат.

Для проверки исходных положений нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, сравнение, обобщение, моделирование, опытно-экспериментальная работа, наблюдение (посредством специально разработанных матриц), опросные методы (анкетирование, интервьюирование, беседа), метод независимых характеристик, анализ документации, методика исследования типичных способов выхода из трудных жизненных ситуаций.

Читайте также:  Здоровый образ жизни сбросить вес

Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют материалы социологического исследования, проведенного соискателем в течении 2005–2010 гг. Методами сбора первичной информации выступили: анализ документов, контент-анализ, анкетный опрос, экспертный опрос.

Способ организации выборки для анкетного опроса (выборочная совокупность – 1411 респондентов) – многоступенчатая, квотная. Выборка репрезентативна. В качестве экспертов по проблеме противоречий формирования культуры здоровья выступили: 50 преподавателей, 50 родителей, 5 представителей органов власти. Применялся метод глубинного интервью.

Контент-анализ проведен по индивидуальным студенческим санитарным картам, учебных планов по курсу «Физическая культура», включающих разделы, посвященные здоровью и способам его сохранения. Использовались данные анкетирования студентов с ослабленным здоровьем, проведённого в Майкопском государственном технологическом университете (выборка составила 546 человек).

В работе использованы труды российских и зарубежных ученых по теории общественного здоровья и здорового образа жизни, работы в области валеологии, медицины, социологии, психологии и педагогики; данные исследования, проведенного Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Численный состав экспериментальной группы составил 72 человека, контрольной — 65 человек.

Информационной базой исследования послужили:

— статистические материалы Министерства здравоохранения и социального развития РФ;

— статистические данные медицинских осмотров студентов вузов г. Майкопа;

— данные студентов с ослабленным здоровьем, полученные в вузах г. Майкопа;

— результаты эксперимента по мотивации здорового образа жизни студентов с ослабленным здоровьем средствами физической культуры.

Научно-практическая значимость работы. Результаты как теоретических, так и эмпирических исследований, представленные в диссертационной работе, могут быть использованы:

— для дальнейшей разработки теоретических и практических основ концепции здорового образа жизни и решения методологических проблем ее конкретно-социологического исследования, в частности культуры здоровья для студентов с ослабленным здоровьем;

— в качестве научного материала для дальнейшей разработки теоретических проблем формирования здорового образа жизни студентам с ослабленным здоровьем в физкультурно-оздоровительной деятельности;

— разработанный и апробированный инструментарий прикладного социологического исследования конкретные методы, формы, средства здорового образа жизни может быть востребован при проведении исследований по аналогичной или смежной тематике;

— практические выводы и методические разработки могут быть использованы для разработки программ по формированию здорового образа жизни и культуры здоровья студенческой молодёжи на коллективно-групповом и индивидуальном уровнях, а также в преподавании следующих курсов: «Социология культуры», «Социология образования», «Социология спорта».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 7 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется степень ее разработанности, формулируются объект и предмет исследования, его цель и задачи, методологическая база диссертации, эмпирические основы работы, излагаются научная новизна, результаты диссертации, их теоретическое и практическое значение, даны сведения об апробации диссертации.

Первая глава «Здоровый образ жизни (ЗОЖ) условие социальной активности человека» посвящена теоретическому анализу основ категории «здоровый образ жизни (ЗОЖ)», изучению его структурно – функциональных особенностей, обозначается роль физической культуры в формировании культуры здоровья студентов с ослабленным здоровьем.

В первом параграфе «Социокультурный аспект ЗОЖ: понятие и составляющие» дается понятие о социокультурном аспекте ЗОЖ и доказывается, что ЗОЖ имеет не только медико-демографические, экономические качественно-количественные характеристики, но и философский, культурологический, социологический аспекты.

Феномен здоровья в силу своей универсальности оказывается предметом исследования медиков, социологов, философов, педагогов, экономистов.

В основу методологических разработок в данной работе понятия «здоровье» положена концепция И.И. Брехмана о здоровье как основополагающем компоненте человеческой личности41.

Проблема в том, что данные исследования фактически не получают дальнейшего развития. Работы в области экономики здравоохранения посвящены, как правило, экономическому обоснованию применения лекарственных препаратов, ценообразованию на медицинские услуги, оценкам затрат на лечение и профилактику заболеваний и т.п. Эти исследования, в основном, носят узкоспециальный характер и не учитывают стоимость общественного здоровья в масштабах страны и отдельных регионов и экономический ущерб, обусловленный недопроизводством ВВП из-за снижения уровня здоровья.

Источник

Adblock
detector