Сказки как средств развития связной речи дошкольников

Сказка как средство развития связной речи у дошкольников
консультация по развитию речи по теме

Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить.

Скачать:

Вложение Размер
rol_skazki_v_razvitii_svyaznoy_rechi_doshkolnika.docx 32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка как средство развития связной речи у дошкольников

Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

«Сказки могут помочь воспитать ум,
дать ключи для того, чтобы войти в действительность
новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир
и одарить его воображение». Д. Родари.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

«Интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства — регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение» , Жан Пиаже.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.

Сказкотерапия по развитию связной речи преследует такие цели:

  • создание коммуникативной направленности речевых высказываний
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи
  • развитие диалогической и монологической речи
  • приобщение детей к истокам народной культуры.

Формы организации занятий: пересказывание, сочинение сказок, составление творческих рассказов, придумывание небылиц, рассуждение.

Перед прочтением сказок проводится подготовительная работа, цель которой– организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

В качестве вспомогательного средства, при обучении детей дошкольного возраста сказкотерапией навыкам связной речи, можно назвать использование моделирования плана высказывания.

Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

«Проживая сказку» , дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша

Источник

«Сказки, как средство развития связной речи дошкольника»
статья по художественной литературе (средняя группа)

С развитием связной речи у детей дошкольного возраста развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности при работе с детьми в ДОО и использование традиционных и нетрадиционных методов, приемов существенно влияют на разностороннее развитие личности детей. Развитие связной речи дошкольника, обучение его с помощью русской народной сказки – это раскрепощение.

Скачать:

Вложение Размер
pomazova_v.yu_._st._skazka_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx 24.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказки, как средство развития связной речи дошкольника»

Помазова Валентина Юрьевна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок»

В современном мире книгу заменил компьютер, интернет (средства технического прогресса), в то время когда особенно остро стоит вопрос развития связной речи у детей дошкольного возраста. Педагоги — психологи утверждают, что дошкольный возраст — сензитивный период, является самым благоприятным для развития речи, формирования культуры речевого общения детей дошкольного возраста. Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались известные педагоги, ученые как Л.С. Выготский, Е.И. Тихеева, А.С. Леонтьев, О.И. Соловьева. Е.И. Тихеева, являясь основоположником методики развития речи, считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи – означает владеть орудием умственного развития человека. Анна Михайловна Леушина, предлагала вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того, чтобы, опираясь на них, развивать то, что уже имеется в детской речи. На практике оказалось все намного сложнее, так как развитие речи детей дошкольного возраста является трудоемким образовательным процессом, который требует определенной системы, терпения со стороны педагогов, подбора наиболее действенных методов, приемов обучения. А учитывая то, что ребенок практически целый день находится в дошкольной образовательной организации, то главным ответственным лицом является педагог — воспитатель.

Я считаю, что одним из действенных средств развития связной речи является сказка, это совершенно необходимый этап в развитии детской речи. Сказочно — фольклорный мир представляет собой систему, наиболее оптимальную для восприятия, понимания ее детьми, она полностью соответствует возрастным особенностям и их потребностям. Опираясь на мой педагогический опыт работы в МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 18 «Теремок», я выяснила с помощью анкетирования и индивидуальных опросов родителей (законных представителей), что в семье практически нет времени читают детям сказки, родители занимаются своими делами, дети смотрят телевизором, играют на планшете, сотовом телефоне. Проводя с гаджетами все свободное временя, дети дошкольного возраста насыщаются ненужной информацией, от того становятся гиперактивными, неусидчивыми, не умеют договариваться друг с другом, мало общаются со сверстниками. А нехватка речевого общения со сверстниками и взрослыми ведет к тому, что дети плохо говорят, имеют минимальный скудный словарный запас. Взрослое поколение понимает огромную значимость речи, которая помогает детям дошкольного возраста познавать окружающий мир, делиться своими знаниями, рассказывать о своих переживаниях, при этом дошкольники, имеющие в своем активном словаре скудный запас лишены такой возможности.

С развитием связной речи у детей дошкольного возраста развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности при работе с детьми в ДОО и использование традиционных и нетрадиционных методов, приемов существенно влияют на разностороннее развитие личности детей. Развитие связной речи дошкольника, обучение его с помощью русской народной сказки – это раскрепощение.

Согласитесь, когда дети сидят, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. И когда их заставляем просто слушать, то здесь нет активности «они послушали, но это не значит, что услышали». А когда дети играют в сказку, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки они что – то возьмут для себя, начнут по новому смотреть на окружающий мир, жить в гармонии с ним, передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимики. А перед педагогом стоит задача — простроить работу по взаимодействию с семьями воспитанников по изучению русских народных, зарубежных сказок на основе диалога взаимного доверия и понимания. Именно это способствует развитию личности детей дошкольного возраста и является важнейшим условием успешной педагогической деятельности по развитию связной речи.

Сказка – удивительное явление, это народного творчества. Простая, незамысловатая внешне, сказка интересна, как дошкольнику, так и взрослому. В мир сказок дети вступают в самом раннем детстве, как только начинают говорить. Однажды придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей дошкольного возраста, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству.

Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт детей.

Русская народная (зарубежная) сказка развивает образность мышления, выразительность связной речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками сказочных персонажей, ритмической напевностью, диалогами.

Русская народная сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит детей с красотой родной природы, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, дети учатся звукам родной речи, её мелодике. Чем старше дети, тем больше они чувствуют красоту и точность исконно русской речи, проникаются её поэзией, дети не только постигают русский язык, но и постепенно приобщаются к народной мудрости. В русской народной (зарубежной) сказке заключена мудрость народа, она учит детей сопереживать, различать добро и зло, помогать друзьям, расширяет жизненный опыт детей, готовя их к будущей самостоятельной жизни в социуме.

Само слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое.

Крупнейший исследователь, собиратель сказки Александр Исаакович Никифоров дал следующее определение:

« Сказки — это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением ».

«Сказки — это блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст их родителей».

Воспитательно — образовательный процесс проходит при взаимодействии с родителями (законными представителями), которые являются субъектами образовательного процесса и активно участвуют в развитии связной речи детей.

В связи с этим, я бы рекомендовала:

— чтение русских народных (зарубежных) сказок с меняющимся голосом и интонацией;

-совместные развивающие игры по теме «Сказка»;

-совместное изготовление книжек – малышек для пополнения книжной полки (группой библиотечки);

-дни без гаджета (не пользоваться телевизором, сотовым телефоном, компьютеров без надобности);

-инсценировка (драматизация) сказки родителями с детьми.

Развитие речи в совместно образовательной деятельности с использованием сказки обеспечивает комплексное воздействие на речевую сферу детей, помогает им обогащать активный словарный запас.

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение» Джанни. Родари .

Пересказывая (рассказывая) сказки у детей формируется грамматически правильная связная речь, богатая сложными предложениями, с разнообразной лексикой:

— глаголами (определяя действия);

— прилагательными (характеризуя персонажей);

— наречиями. Это способствует осмыслению выразительных деталей текста, слиянию образных и логических компонентов.

Современная методика развития речи включает в себя различные приемы совершенствования всех сторон речевой культуры детей дошкольного возраста.

Существует также известная классификация сказок по их содержанию:

Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про Ивана – дурака, Емеля.

Сказки о животных. Здесь главные персонажи — это животные (лиса, волк, медведь, заяц и. ). Животные взаимодействуют, каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например «умный кот», «хитрая лисица», «медведь косолапый».

Социально-бытовые сказки — иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитрее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки — сатирические, в них много юмора и каламбура.

Чрезвычайно важно создавать благоприятные условия для развития связной речи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста.

Профессиональное использование различных педагогических средств, методов, приемов, и умелое их сочетание способны не только развивать речь детей, но и обеспечить гармоничное воспитание в соответствии с современными требованиями.

Современная методика развития речи содержит разнообразные приемы совершенствования всех сторон речи дошкольников. Их можно использовать при знакомстве детей со сказками. Рассмотрим некоторые из них:

Чтение вслух и рассказывание сказок – им принадлежит главенствующая роль в ознакомлении детей со сказками во всех возрастных группах.

Моделирование сказок. Использование геометрических, форм, схематичного изображения, как стимульный материал для составления сюжетов сказок например «Три поросенка», «Волк и семеро козлят» —

Использование мнемотехники для детей дошкольного возраста становится актуальным, так как схемы и мнемотаблицы в значительной степени облегчает детям процесс овладение грамоты выстроенной речи, кроме того, наличие зрительного «плана + схема» делают сказки четкими, связными и последовательными.

Ритмизация (простукивание, прохлопывание ритма, отражающего особенности движения – быстрый, моросящий дождик, настроение героев – «идет грустный медвежонок», «скачет веселый зайка»)

Психогимнастика — выразительная передача в мимике, движениях эмоциональных состояний (этюды «Горе», «Радость».

Музыкальное сопровождение (фрагменты известных классических произведений: А.И. Хачатурян «Танец с саблями», П.И. Чайковский «Вальс цветов»)

Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия в воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Словесная режиссерская игра – упражнение детей в звуковом оформлении связного высказывания (разная сила голоса, темпа и ритма речи), использование в речи образных выражений, сказочных повторов, а так же лексических средств (прилагательных, наречия) для определения свои эмоций, чувств от прослушивания сказки, музыки.

Словесное рисование — точное определение словами состояний героев («петушок обиделся»), изображение их позы, мимики, жестов не раскрытых в контексте литературного произведения (глаза у мышат радостные, они улыбаются, пляшут).

Драматизация – «это игра детей в рассказанное или прочитанное произведение» Р.И. Жуковская.

«Сказки нужны детям как воздух, потому что через сказки – умные, мудрые с невероятными и обычными событиями фантастическими и обычными героями, дети постигают правду жизни. Сказки крисстализуют душу ребенка и очищают душу взрослого» Шалва Александрович Аманашвили.

Источник

Консультация для воспитателей «Сказка как средство развития речи дошкольников»

Юлия Сорокина
Консультация для воспитателей «Сказка как средство развития речи дошкольников»

Сказка как средство развития речи у дошкольников

Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

«Сказки могут помочь воспитать ум,

дать ключи для того, чтобы войти в действительность

новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир

и одарить его воображение». Д. Родари.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. «Интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства — регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение», Жан Пиаже.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются учителями-логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

Сказкотерапия по развитию связной речипреследует такие цели:

— создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

— совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

развитие диалогической и монологической речи;

— приобщение детей к истокам народной культуры.

Занятия по сказкамстроятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку.

Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. В качестве вспомогательного средства, при обучении детей дошкольного возраста сказкотерапией навыкам связной речи, можно назвать использование моделирования плана высказывания.

Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Консультация для педагогов «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников» «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников» подготовила: воспитатель первой категории Захарова В. В.

Консультация для воспитателей «Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников» Консультация для воспитателей Народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольников Традиционно литература используется как.

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности у педагогов по теме: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития.

Консультация для воспитателей «Речь воспитателя как средство развития речи детей» Речь воспитателя как средство развития речи детей Развивающий потенциал речевой среды в ДОУ целиком зависит от качества речи воспитателя.

Консультация для воспитателей «Речь воспитателя как средство развития речи детей» Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 96» г. Нижний Новгород Суркова О. А. Консультация для воспитателей «Речь воспитателя как средство.

Консультация для воспитателей «Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников» Консультации для воспитателей. Подготовила Фоменко Людмила Ивановна, воспитатель д\с N10 г. Алексеевки Белгородской области. Твердят:.

Консультация для воспитателей «Театрализованная игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Особенности театрализованной игры в развитии детей В.

Презентация «Сказка как средство развития связной речи дошкольников» во второй младшей группе Текст к презентации «Сказка как средство развития связной речи у дошкольников» Вторая младшая группа. 2 слайд. Главная цель моей работы.

Сибирская сказка как средство развития образной речи старших дошкольников Жамбалова Г. Д. воспитатель МДОУ «Берёзка», с. Хоринск, Республика Бурятия Сибирская сказка как средство развития образной речи старших.

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Сказка как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,.

Источник

Читайте также:  Что такое вид средств в платежном поручении
Поделиться с друзьями
Adblock
detector