Сказка как средство развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

Учебно-методический материал «Сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Наталья Хен
Учебно-методический материал «Сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Учебно-методический материал

по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Хен Н. В.

«Сказка, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Для чего нужны нам сказки?

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить…

Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности и период, когда ребенок быстро и жадно познает окружающий мир, впитывает огромное количество впечатлений. Именно в этот период активно начинают овладевать средством человеческого общения – речью. Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию окружающего его мира природы, вещей, человеческих отношений.

Ограниченность речевого общения отрицательно влияют на формирование личности ребенка, вызывают психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип общения.

ПРИЧИНЫ НИЗКОГО РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ:

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Компьютер широко вошел в жизнь ребенка дошкольного возраста. Дети мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению книг и прослушиванию произведений детской художественной литературы. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютер заменили собой живое речевое общение.

развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки и театрализованной деятельностью.

• Продолжать знакомить со сказками.

• Продолжить формировать фонематический слух, грамматический строй речи, связную речь.

• Обогащать словарь детей.

Развивать монологическую и диалогическую речь, творческие и театральные способности.

• Обучать детей использованию мимики, жестов, различным изменениям характеристик голоса для передачи настроения, характера и поведения героев, так же при описании картин, природы и т. п.

• Создать условия для развития речи детей средствами сказок и театрализованной деятельностью.

• Воспитывать личностные качества при выступлении на публику – раскрепощенность, эмоциональность, выразительность и т. д.

Дети старшей группы: участвуют в разных видах деятельности (познавательной, игровой, практической).

Воспитатель: организует деятельность детей

Музыкальный руководитель: организует музыкальное сопровождение театрализованных представлений, постановок.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: краткосрочный

Проект осуществлялся через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Этапы работы над проектом

I этап.Подготовительно — информационный:

Изучение методической литературы по теме проекта.

Подбор методической и художественной литературы, иллюстраций, картин, пословиц, поговорок.

Подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед.

II этап.Практический — познавательный:

Организация познавательной деятельности детей:

Провести цикл познавательных мероприятий. Создание мини – библиотеки по сказкам. Познавательная беседы «Сказки — добрые друзья», «Мои любимые сказки». Познавательные мероприятия. Отгадывание загадок о сказочных героях. Заучивание сказки «Репка» для постановки. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

Совместно с ребёнком нарисовать рисунок «Любимая сказка».

Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов-сказок, дидактические и сюжетно-ролевые игры, ситуативное общение.

Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

Показ инсценировки р. н. с. «Репка»;

Общение и речь детей станут более распространенной, эмоционально выразительной, грамотной. Дети будут правильно строить предложения, сочетая слова и используя окончания. На публике будут выступать смелей, используя возможности голоса, интонаций, мимики и жестов.

Содержание работы с детьми.

• Беседы «Сказки–добрые друзья», «Мои любимые сказки», «какие сказки вам читают дома»

• Чтение разных сказок

• Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

Пересказ прочитанных сказок.

• Самостоятельное составление сказок.

Рассказывание сказок собственного сочинения.

Читайте также:  Антацидные средства что делают

• Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.

• Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

• Загадки о сказках, героях сказок.

• Викторина по сказкам.

• Инсценировка сказки «Репка».

Организация развивающей предметно-пространственной среды

В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая рассматривается как система, стимулирующая речевое развитие ребенка, направляющая и интегрирующая детские виды деятельности в образовательных областях, способствующая общему развитию дошкольников

Для развития речи используется все пространство группы, которое в свою очередь разделяется на определенные зоны. Например, в игровой зоне активизируется речь детей в процессе самостоятельной деятельности, в процессе сюжетно-ролевых, режиссерских и других игр; в зоне развития речи обогащается и активизируется словарь в процессе ознакомления детей с художественной литературой (книжный уголок, библиотека); в театрально игровой деятельности развитие речи, общение происходит средствами различных видов театров.

Источник

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

В возрасте 5-6 лет речь детей должна быть сформирована полностью, они должны не только правильно строить предложения, но и правильно отвечать на вопросы и рассказывать о своих наблюдениях.

Детей с самого раннего возраста привлекает смысловая сторона языка. Они придумывают новые слова, сами того не замечая. Но не у всех детей к определенному возрасту достигается определенный уровень развития речи.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это также позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.

Дошкольники любят сочинять сказки, в которых действуют их любимые игрушки и сказочные персонажи. Детям старшего дошкольного возраста могут быть предложены самые разнообразные сюжеты сказочного характера: «Медведица учит медвежонка говорить»; «Приключения в магазине игрушек»; «Новогодние приключения деда Мороза»; «Моя любимая игрушка»; «Дюймовочка в гостях у кукол»; «Как медвежонок потерял сапожки» и т.д.

Овладение детьми навыками творческой продуктивной речевой деятельности способствует развитию фантазии и воображения ребенка; памяти и внимания, развитию восприятия; активизации и обогащению словарного запаса; при этом совершенствуется структура речи и произношение; усваиваются нормы построения предложения и целого текста, а также происходит активизация мыслительной и речевой деятельности детей.

Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку. В этом мне помогает настольный театр, игры-инсценировки, игры-драматизации, мини — спектакли. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

Инсценирование сказки также относится к завершающему этапу работы над сказками в детском саду. Спектакли по сказкам готовятся достаточно долго и проигрываются не один раз, например, для родителей и детей других групп. При этом маленькие актёры по своему желанию могут выбрать ту роль, в которой им комфортно. Дети становятся дружными, раскрепощёнными, уверенными в себе. В постановках решается важная проблема: детям предстоит идти в школу. Опыт публичных выступлений поможет им уверенно чувствовать себя при ответах у доски, они будут легко вступать в контакт со сверстниками. До постановки спектакля воспитанники группы выходят к ребятам младших групп, для которых будет показан спектакль. Они играют с ними в народные игры, инсценируют небольшие сказки. Маленькие зрители и актёры учатся общению. Дети приобретают опыт наставничества, ответственности и желание проявлять заботу о малышах.

Использованная литература:

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001

Источник

Сказка как средство развития речи дошкольников

Людмила Пискунова
Сказка как средство развития речи дошкольников

Читайте также:  Как вылечить эрозию двенадцатиперстной кишки народными средствами

Сказка как средство развития речи дошкольников

Для ребенка хорошо сформированная речь – это успех в обучении.

Важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания являются сказки.

Сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь.

В своей работе мы стараемся найти интересные, нетрадиционные приёмы для развития речи дошкольников.

Сказки мы не только читаем, но и дополняем, изменяем, рисуем, лепим, сочиняем и играем.

В работе по речевому развитию детей мы используем сказочный материал, вводя приемы и методы ТРИЗ. Главная задача ТРИЗ – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. Задания с элементами ТРИЗ помогают научить детей не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.

Детям нравится фантазировать. Продукт фантазии доставляет им радость и развивает воображение

Начинаем мы с метода совместных рассказываний,где мы используем такие игровые приемы как: «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение».

1. Игра «Расскажи сказку по-другому»

Детям очень нравится игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета.

Например: сказка «Колобок» от лица тропинки,проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый и т. д.

Дети с большим удовольствием перевоплощаются в героя сказки или предмет и начинают рассказывать.

Вот как дети рассказывали сказки:

Сказка «Курочка ряба» от имени курочки

Живу я у бабушки и дедушки. Однажды я снесла яичко золотое. Смотрю, обрадовались баба с дедой. Начали это яйцо, бить баба бьет, не разобьет, дед бьет, не разобьет. Вижу, бежит мышка хвостиком махнула яйцо задела, оно упало и разбилось. Заплакали дед с бабой, стало мне жалко,подошла и говорю: не плачь дед, не плачь баба, снесу вам яичко не золотое, а простое.

Сказка «Репка» от имени грядки

Пришел дед в огород, подошел ко мне, разрыл лунку, положил семечко, полил, и стала расти репка. Выросла репка большая — пребольшая, желтая, круглая, сладкая, гладкая.Пришел снова дед в огород посмотрел на репку и начал тянуть: тянет — потянет, не вытянул репку, позвал на помощь бабку. Пришла бабка тянуть репку. Бабка за дедку, дедка за репку тянут — потянут вытянуть не могут. Тут позвала бабка внучку. Прибежала внучка на помощь. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потянут вытянуть не могут. Смотрю, зовет внучка жучку на помощь репку тянуть. Тоже не вытянули, позвали на помощь кошку, не вытянули. Позвали мышку на помощь. Пришла мышка, все дружно встали друг за другом и вытянули репку. Вот и радости было.

2. «Салат из сказок» — герои из разных сказок встречаются, и получается новая сказка.

Ведущий читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи?

“.Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”. Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку. ”. (“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)

• “. Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала.А Иванушка говорит : “Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого и я снова стану братцем. ”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Крошечка – хаврошечка”)

3. Групповое придумывание сказки.

Дети садятся в круг. Первый сказочник (взрослый или ребенок) начинает сказку одной фразой. Следующие участники группы по очереди добавляют к сказанной фразе свою фразу, по смыслу подходящую к предыдущим и так далее. Каждый участник должен выступить в качестве сказочника не более 3 раз. Сказка должна иметь логический конец.

Это очень трудно, дети сначала не справлялись получалась путаница. И вот тогда в придумывании сказки на помощь приходит волшебная коробочка. Только каждое слово картинка на отдельном листочке. Необходимо по очереди вытягивать картинку и сочинять сказку. Например, первое слово «волк». Начинаем сказку: «Жил-был волк». Следующее слово «лес».Продолжаем сочинять: «Волк жил в лесу» и т. д.

Каждый участник принимает участие в сочинении сказки.

Читайте также:  Инновация как средство развития обще

4. «Сказка наизнанку» — вспоминаем хорошо знакомую сказку, «меняем» характер у героев (положительный на отрицательный, и наоборот, предлагаем рассказать, каким станет сюжет.

Используя этот метод, мы умышленно «переворачиваем» сказку: злых персонажей делаем добрыми, маленьких — большими, красивых — уродливыми, события меняем на противоположные. В итоге получается сказка либо совсем новая, либо частично — это зависит от того, будет ли принцип «выворачивания наизнанку» применен к одному или ко всем элементам истории.

Сказка «Колобок»

Вот, как переделали эту сказку наши дети.

Попросила баба деда испечь колобка. Колобок у деда получился большой-пребольшой, да еще и обжора. Дома у деда с бабой все съел и укатился в лес, чтобы чего-нибудь съесть. Кого встретит в лесу все от него убегали. Тут он встретил лису, а лиса была глупая, колобок обхитрил ее и съел.

5. Что было потом?

Сказка кончилась, а место для сочинения того, что было потом, — всегда найдется. Вот здесь предлагаю детям сочинить продолжение сказки. Сюжет сказки мы не меняем, а придумываем лишь продолжение истории, отталкиваясь от известных персонажей и событий.

Что было с лисой после того, как она проглотила колобка? Мои дети продолжил сказку.

Выплюнула лиса колобка, потому что он был не вкусный и не съедобный. Лиса с колобком помирились и пошли к бабушке и дедушке печь пирожки. Стали они жить долго и счастливо. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.

Что было после того, как вытащили репку? (вопрос для самых маленьких фантазеров) Сварили суп, кушали, пели и танцевали.

6. Придумываем и рисуем сказки.

Лист бумаги разделен на три части. В первой части листа дети рисуют место, где живет герой сказки; во второй – то, что с ним случилось, произошло; в третьей – рисунок, изображающий то, чем закончилась сказка.

7. Лепим сказки.

Коллективно лепили разных персонажей, а затем придумали сюжет сказки и обыграли ее. Сказка получилась интересная про двух друзей Серого Волчка и Медведя Косолапова, которые решили отправиться в дремучий лес и увидели странный дом на куриной ноге, как Баба Яга хотела их съесть, спасаясь от Бабы Яги они добежали до реки, где жил добрый змей. Он их спрятал. Так Баба Яга ни с чем вернулась домой. А наши герои отправились дальше в дубовую рощу, где жила семья колобков, попили чай с колобками, попрощались и отправились домой.

Эту сказку мы читали несколько раз. Дети просили, прочитайте нам еще нашу сказку.

8. Инсценируем сказки, путешествуем по сказкам

Знакомые сказки инсценируем с добавлением разных персонажей.

В результате такой работы дети могут связно пересказывать сказки; составлять небольшие рассказы; объединять события в последовательное повествование, стали хорошо ориентироваться в знакомых сказках; научились анализировать поведение и поступки героев сказок. Такая работа способствует расширению словарного запаса, помогает правильно строить диалоги, влияет на развитие связной, логической речи, фантазии детей.

«Что перепутал художник?» Дидактическая игра как средство развития речи Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях умение логически мыслить и делать.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:»Дидактическая игра как средство развития речи детей-«Кто (что) здесь лишнее?»(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы — развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» — заметила в свое время.

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector