Проектная деятельность как средство развития творческих способностей ребенка

Проектная деятельность как средство формирования творческих и познавательных способностей детей.
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Правильно организованная проектная деятельность даёт возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях,впечатлениях,способствует воспитанию любознательности, успешности ребёнка,самостоятельности.

Скачать:

Вложение Размер
Проектная деятельность 46 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство формирования творческих и познавательных способностей детей.

Проектная деятельность помогает развивать творческие способности детей, способствует умению слушать, общаться, анализировать, помогает увидеть проблему с разных сторон, развивает воображение, память, речь, укрепляет связи между родителями, детьми и педагогами.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать – я пойму». Ребёнок должен сам творить, изобретать. Для этого в детском саду необходимо создать условия для развития проектной деятельности, т. е. уголки экспериментирования, планирование на год, пополнение развивающей среды. Три составляющие проектной деятельности: 1) развитие у детей исследовательских умений и навыков,2) детская практика, 3)мониторинг исследовательской деятельности дошкольников. Правильно организованная проектная деятельность даёт возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательности, успешности ребёнка, самостоятельности.

На сегодняшний день возрастают требования к детям — первоклашкам. Новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребёнком. Необходимо формировать компетентную, социально адаптированную личность, способную ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Главным является, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к делу и формирование активной позиции у дошкольников. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможности для совершенствования. Дошкольнику необходимо самому добывать знания, у него должны быть развиты исследовательские навыки. Педагогу нужно сформировать умения, сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности. Педагоги ищут новые пути развития творческого воображения и мышления детей. Сегодня в дошкольной науке отстаивается взгляд на ребёнка, как на саморазвивающую систему, что определяет усилия взрослых не на обучение определённым знаниям, а направляет их педагогические умения на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию и является технология проектирования. Проектирование-это коллективная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Цель работы технологии — формирование творческой личности. Для достижения цели были определены задачи:

способствовать развитию творческого мышления, любознательности, познавательных интересов к окружающей действительности;

создать условия для свободного экспериментирования путём преобразования пространственной среды;

создать условия для формирования умения презентовать продукт своей творческой деятельности.

Метод проектов является одним из ведущих методов в организации образовательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС Д О.

Как педагогическая технология метод проектов это совокупность поисковых, проблемных, исследовательских методов, творческих по своей сути, т. е. в его основе лежит развитие познавательных интересов и познавательных действий ребёнка, через его включение в различные виды деятельности, охватывающие социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое, художественно – эстетическое, физическое. Дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач, проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Использование в детском саду метода проектов позволяет повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Познавательный интерес — это отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, которое характеризуется наличием интереса к поставленной задаче и её решением, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать на практике. Каждая ступень развития ребёнка имеет свои задачи познавательной деятельности.

2 младшая группа . Основная часть участия в проектах отводится родителям и педагогам. Например, творческие проекты «Масленица», «Зимние виды спорта», «Малыш и книга». В результате возникают детские праздники, конкурсы семейного дизайна.

Средняя группа . Дети принимают участие в исследовательских проектах «Огород на подоконнике», «Здоровое питание — здоровые дети», где сами экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде плакатов. Основными задачами по реализации проектов выступают: развитие познавательных способностей, умение наблюдать, описывать, систематизировать знания об окружающем мире, формируются элементарные представления и взаимосвязи в жизни, в природе.

Старший возраст . Создаётся проблемная ситуация. Структура проектной деятельности: постановка проблемы, целеполагание (что нужно сделать для решения этой проблемы), выдвижение гипотез (сбор данных), анализ полученных результатов, формулирование выводов.

Формы работы: 1)совместно с педагогом, 2)познавательные занятия с элементами экспериментирования, 3)опыты и фокусы, 4) долгосрочные наблюдения и эксперименты, 5) самостоятельная экспериментальная деятельность детей. Весь материал изучения разделён на части: живая природа, неживая природа, рукотворный мир, измерение.

Как можно фиксировать результат деятельности :

  1. устный рассказ об увиденном, 2)сравнение, классификация, 3)фото, 4) зарисовка, схемы, макеты.

Как оснастить уголок экспериментирования: подобрать разные виды бумаги, песок и землю, утиль — материал, энциклопедии, дневники, фотоальбомы. Детям нравятся проекты. Например, «Этот загадочный космос», «Новый год у ворот», «Наша Армия родная», «Моя мама». Продукты детской деятельности могут найти своё отражение в макетах «Арктика», «Скотный двор», «Звери леса» (аппликация, лепка, конструирование).

Каковы принципы развития творческих способностей детей :

принцип беглости мышления (мозговой штурм);

принцип сотрудничества (выполнение задания в паре, в группе);

принцип благоприятного климата (обязывает взрослого поддерживать благоприятную среду);

принцип неоцениваемой деятельности (право на ошибку).

Формирование интереса к исследованиям является главным фактором развития творческого потенциала личности. Предметно-развивающая среда, центры экспериментирования, оснащённость дидактическими играми, пособиями групповой комнаты вызывает интерес у детей. Необходимо разработать с детьми план безопасного поведения в уголке экспериментов. Разные формы детского экспериментирования можно использовать в разных видах деятельности: во время игр, на прогулке, в трудовой деятельности.

На первом этапе педагог ставит проблему, намечает пути её решения, а само решение осуществляется детьми. Важно научить детей самостоятельно находить и подбирать нужный материал, оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, то есть развивать собственную творческую активность. Для достижения этих задач можно использовать наводящие вопросы: «Что для этого тебе надо?» «Расскажи, что будешь делать?» «Где можно взять данный предмет?». Уважительное отношение к детским высказываниям развивает в детях чувство защищённости. Помощь в формулировании отражении в речи их действий и умозаключений, представление свободы выбора, перемещение в пространстве способствуют проявлению их творческой активности, самостоятельности, уверенности в себе.

На втором этапе обучения, педагог ставит проблему, а метод её решения дети ищут сами. Стоит задача научить детей разными способами находить решение проблемных задач.

На третьем этапе обучения, где постановка проблемы, отыскивание метода и разработка решения осуществляется детьми самостоятельно, приходится решать задачу как сделать, чтобы ребёнок старшего возраста смог самостоятельно пройти через все структурные компоненты проектной деятельности. Для этого можно использовать карточки – символы, подсказывающие способы деятельности: презентация, помощь родителей, использование дневниковых записей с графическим описанием опытов.

Четвёртый этап — презентация.

Проекты классифицируются: творческие, информационные, игровые, исследовательские.

По составу участников проекты бывают: индивидуальные, групповые, фронтальные.

По срокам реализации: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

1)выбор цели; 2)разработка проекта; 3)выполнение; 4) подведение итогов.

Источник

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся
статья по технологии на тему

Представление педагогического опыта учителя технологии

Скачать:

Вложение Размер
peredovoy_opyt.doc 66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

по теме «Проектная деятельность как средство развития творческих способностей обучающихся»

1. Условия возникновения, становления опыта.

В процессе своей работы я часто сталкиваюсь с проблемой низкой учебной и творческой активности учащихся. Причём снижение активности учащихся наблюдается со средних классов школы (7-8 класс). Большинство пятиклассников испытывают интерес к предмету, их легко вовлечь в процесс создания изделия, но в подростковом возрасте часть детей теряет интерес к учёбе. В этом возрасте их начинает больше интересовать общение со сверстниками, появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Большую роль играет перегрузка учебным материалом, несовершенство методов, приёмов и форм организации учебного процесса. Возникает проблема низкой мотивации детей к обучению. Учителю приходится прилагать много усилий, чтобы поддержать интерес к учёбе и творческой деятельности.

Метод проектов позволяет подбирать такие виды работ, которые были бы одинаково интересны ученикам с разным уровнем способностей.

2. Актуальность и перспективность опыта.

В своей работе я опираюсь на основные требования ФГОС подразумевающие:

овладение учащимися методами учебно–исследовательской и проектной деятельности;

осознание роли техники и технологии для прогрессивного развития общества;

развитие умений применять технологии на практике.

Метод проектов позволяет выполнить поставленную задачу, он направлен на активизацию познавательной самостоятельности учащихся, на развитие их творческого потенциала. При этом учащийся в своем исследовании может пройти путь, который уже давно известен. Но этот опыт приобретается им на уровне открытия и будет усваиваться учеником неформально, будет иметь личную для него значимость. Это и есть субъективное творчество, без которого не мыслим и сам метод проектов.

Проект — это метод обучения. Может применяться на уроке и во внеурочное время.

Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать системно-деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Метод творческих проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Он широко применялся и раньше во внеклассной, кружковой деятельности учащихся, в развитии технического творчества.

В целом в работе над творческим проектом учитель:

— помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

— сам является источником информации;

— координирует весь процесс;

— поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.

Кроме этого, групповая работа:
— даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
— обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
— воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
— предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;
— является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;
— позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.

Метод проектов завоевывает все большую популярность в школах, так как позволяет расширить горизонты в педагогической теории и практике, призывает к совместному творчеству учеников и учителей. На уроках технологии можно не только учить учащихся способам обработки ткани, вышивке и т.д., но и создавать вместе с ними законченные художественные образы.

Проектная деятельность обладает потенциальными возможностями в подготовке школьников к профессиональному самоопределению. На уроках технологии в процессе проектирования школьники изучают предмет, средства, действия, условия труда различных профессий. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности учеников, нацеленные на изготовление практически и социально значимых изделий.

3. Ведущая педагогическая идея.

Изучив современное состояние проблемы формирования и развития творческой активности, и проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что важную роль в процессе формирования учебной мотивации и творческой активности играет учитель, его желание действовать. Главный вопрос, стоящий передо мной, что я как учитель технологии могу сделать, чтобы у детей возник интерес к предмету?
На пути преодоления низкой творческой активности учащихся каждый педагог стоит сегодня перед необходимостью пересмотра методов, форм и стиля обучения. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать ее, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Наиболее эффективно эти проблемы решаются путем организации целостного учебного процесса с использованием в процессе обучения современных педагогических технологий.
Инновационный поиск новых средств обучения приводит к тому, что на уроках технологии необходимо применять проектные и информационные технологии, а также групповые, практико-ориентированные, проблемные методы обучения.
Кроме этого, для повышения уровня учебной мотивации педагогу необходимо создавать благоприятную общую обстановку и приятное эмоциональное сопровождение (похвала, поощрение), создавать условия, которые способствуют возникновению интереса к предмету, а также приучать учеников к самостоятельной работе. Резервами становления мотивации в среднем школьном возрасте является интерес к совместным коллективным формам работы, к использованию результатов работы в социально-значимых видах деятельности.

4. Теоретическая база опыта.

Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы , лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Разработанный ещё в первой половине XX века метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. В России метод проектов был известен ещё в 1905 году , но в 1931 г. метод проектов был отменён и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми.

Главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций , под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

Поисковые (исследовательские) умения;

Умения и навыки работы в сотрудничестве;

Менеджерские умения и навыки;

Презентационные умения и навыки.

5. Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в выборе новых объектов и видов творческой деятельности учащихся. В программе учтены психофизиологические и личностные особенности учащихся. В целях повышения учебной мотивации обучающихся в программу включено изучение дополнительных видов рукоделия.

6. Технология опыта.

А) Постановка цели и задач.

Цель: анализ собственного педагогического опыта по проблеме формирования учебной мотивации учащихся при обучении технологии посредством применения проектных и информационных технологий.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи :
1) изучить и проанализировать основные теоретические подходы к проблеме формирования учебной мотивации учащихся;
2) изучить опыт коллег по данной проблеме;
3) подобрать диагностические процедуры, направленные на изучение учебной мотивации учащихся;
4) провести диагностику уровня учебной мотивации учащихся 5-8 классов и проанализировать полученные результаты;
5) отобрать и апробировать педагогические приемы, методы и средства, направленные на повышение уровня учебной мотивации учащихся;
6) проанализировать результаты собственной деятельности, выявить недостатки, спланировать коррекционную работу.

Б) Содержание учебно-воспитательной работы.

Метод проектов рассматривается как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества. Главной целью выполнения учащимися творческого проекта, которую ставит учитель, является контроль знаний и умений учащихся, а также содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях. Проекты могут быть индивидуальные, групповые и коллективные. При выполнении групповых и коллективных проектов учитель распределяет обязанности между учащимися и определяет ответственность каждого за выполнение проекта в целом.

Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе оценок вклада каждого из исполнителей.

Творческий проект – это комплексная работа. В структуру творческого проекта входят следующие составные части:

Творческая работа (изделие)

Защита творческого проекта

Пояснительная записка имеет три основных этапа выполнения работы:

Содержание этапов может меняться в зависимости от темы проекта и содержать следующие разделы:

Обоснование возникшей проблемы и потребности;

Обоснование параметров и ограничений;

История и современность;

Анализ идей и проработка базового варианта;

Материалы, инструменты и оборудование;

Правила безопасной работы;

Экономическое и экологическое обоснование;

Важной частью творческого проекта является оценочный лист, который заполняется и учителем и учащимся. Учащиеся сами могут оценить свою работу, поставить оценку, а в дальнейшем сравнить с оценкой учителя. Это позволяет диагностировать завышенную или заниженную самооценку учащегося.

В) Формы и методы работы, их оптимальный выбор.

Методическую основу курса составляют следующие методы обучения:

Анализ конкретных ситуаций;

Создание проблемных ситуаций;

Элементы наблюдения, самонаблюдения;

Элементы социально-психологического тренинга;

Рефлексивный анализ и самооценка.

Г) Организация образовательного процесса, способы включения детей в разные виды деятельности.

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Проектная методика отличается особой формой организации коммуникативно-познавательной деятельности обучаемых в виде проектов. Выполняя проекты, дети учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по технологии и другим предметам, приобретают новые знания и умения.

Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах, в парах. Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение. Мой опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если организован процесс распределения учебных задании. Такими являются уроки-исследования по материаловедению и машиноведению.

В своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание реализации здоровьесберегающих образовательных технологий: обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для их физического и душевного здоровья, воспитание культуры здоровья. Занятия по технологии рассчитаны, как правило, на два урока, а значит, появляется риск переутомления учащихся, снижения внимания. Поэтому на уроках постоянно провожу физкультминутки и гимнастику для глаз, чередую виды деятельности и формы работы учащихся, уделяю внимание соблюдению во время проведения уроков и внеклассных мероприятий правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

Д) Связь результатов с целями и задачами:

На уровне учителя:

— повышение уровня профессиональной компетентности;
— анализ собственного педагогического опыта, результативности деятельности и выявление недостатков;
— планирование перспектив собственной профессиональной деятельности.
На уровне ученика:
— повышение уровня учебной мотивации к изучению технологии;
— качественное освоение образовательного стандарта по технологии;
— активизация творческой активности (внеурочной деятельности по предмету).

Данный опыт показал, что у учащихся 5 – 7 классов сохраняется достаточно устойчивый познавательный интерес и творческая активность. Если пятиклассники выполняют свои работы по принципу «так получилось», но с большим желанием, то ученики 7 классов представляют высокое качество творческих работ. Анализ оценок за проектные работы показывает стабильно высокие результаты.

8. Адресная направленность.

Данный опыт могут использовать учителя технологии при организации проектной деятельности в целях повышения творческой активности учащихся.

Источник

Читайте также:  Чем снять воспаление колена народными средствами
Поделиться с друзьями
Adblock
detector