Проектная деятельность как средство развития самостоятельности дошкольников

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)

Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника. Гораздо важнее научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда перестают быть пустым, когда человек вырабатывает к ним своё, эмоционально-ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска.

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_proektnoy_deyatelnosti_v_formirovanii_poznavatelnoy_samostoyatelnosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 21.32 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Кунавина Л.Ю.

МКДОУ «Детский сад №9» комбинированного вида, г. Богданович, Свердловская область; воспитатель первой квалификационной категории.

«Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными знаниями».

Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника. Гораздо важнее научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда перестают быть пустым, когда человек вырабатывает к ним своё, эмоционально-ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска.

В психолого-педагогической литературе самостоятельность обычно понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны.

А.И. Герцен писал: «Истины, установленные наукой, не становятся сами по себе достоянием развивающегося ума ученика. Для их побуждения требуется упорная самостоятельная умственная работа. Разумная система воспитания должна предоставлять ученику возможность самодеятельности».

Современный детский сад уделяет все больше внимания социальному развитию своих воспитанников. На смену традиционному знание — центричному образованию, приходят новые подходы, направленные на развитие субъективности, самостоятельности, творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной самостоятельной познавательной деятельности. Меняются функции педагога. Он не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Осуществлению этих задач в полной мере способствует проектная деятельность детей как одна из современных технологий организации психолого-педагогической работы в ДОУ.

Метод проектов отражает основные идеи современной, личностно-ориентированной педагогики, идеи сотрудничества, партнёрских отношений между педагогом и воспитанником, между детьми, между детьми и родителями, между педагогом и родителями воспитанников.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Очень важно научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда перестают быть пустым, когда человек вырабатывает к ним своё, эмоционально-ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность дошкольников индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени.

Каждая тема проекта – это то, что мы узнаем. Сам проект – это то, что мы делаем (продукт). Темы проектов могут быть различными, но более успешен будет тот проект, который предложен детьми и основан на их интересах.

Зачем нужны проекты?

— помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

— помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

-способствуют развитию творческих способностей детей;

— способствуют умению наблюдать;

— способствуют умению слушать;

-способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

— способствуют развитию мышления;

— помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

— развивают внимание, память, речь.

Метод проектов обеспечивает возможность:

— не только передавать воспитанникам сумму знаний, но и развивать способность приобретать их самостоятельно разными путями. Уметь пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач; помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает творческий потенциал;

— работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т. д.); Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором и экспертом деятельности;

— овладевать исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезу, делать выводы и заключения;

— в детском коллективе заметно повышается статус детей, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков», мечтателей;

— позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые боятся высказывать свое мнение;

— позволяет максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать внутренний мир своего ребенка, взрослые и дети становятся ближе друг другу.

Начиная работу над проектом, используем разные виды мотивации. Наиболее эффективными из них оказались следующие:

— игровые проблемные ситуации, где от лица игрового персонажа детям предлагается решить какую либо проблему. Такие «провакационные» ситуации помогают педагогу выяснить степень осознанности действий ребенка, ставят ребенка в позицию «обучающего», активизируют имеющийся у детей опыт;

— оформление выставок детских творческих работ в рамках детского сада, на городских выставках;

— необходимость «выпуска» иллюстрированной книги, газеты опровергающей традиционные взгляды на тот или иной объект, также « близко к сердцу».

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка.

В практической деятельности используются разные виды проектов, они классифицируются по разным признакам. По целевой установке (доминирующей деятельности):

  • исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, в нем дети играют конкретных персонажей. Приемлем для маленьких детей);
  • информационно-практико-ориентированные: в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы ( создаем цветочные кашпо или выращиваем цветы).
  • творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

В ФГОС дошкольного образования говорится, что одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей предполагается взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. В воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Наши наблюдения показывают, что совместная деятельность детей, педагогов и родителей над познавательными проектами способствовали формированию сплоченности, содружеству между детьми, заинтересованного взаимодействия со взрослыми, основанное на интересе к совершению детьми маленьких личных открытий непознанного, переводе неясных знаний в ясные и конкретные.

Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться, искать решение проблем вместе с родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим — это залог успеха!

В старших группах детского сада большой популярностью пользуются детско-родительские информационно — исследовательские проекты. Информационное исследование предполагает поиск и извлечение интересующей ребенка информации из разных источников, получение ответа на интересующий его вопрос. Первый же успешный опыт самостоятельного поиска и определения ответа на интересующие вопросы побуждает детей продолжить работу с информацией. Недостающие знания можно найти с помощью проведенного эксперимента, рассматривания альбомов с иллюстрациями, обращения за помощью к родителям.

Детские познавательно-исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и предполагают активное участие семьи. Большая работа была проведена в детском саду при реализации комплексного познавательного проекта « Цветы нашего детского сада». Реализация этого проекта показала, что интеграция разных видов детской деятельности при сборе информации по данной теме способствовала обогащению, уточнению и закреплению знаний детей о разных цветах, способах ухода за ними, строения цветка, роли цветов в жизни человека. Воспитатели отмечают, что эти знания дети продолжали дополнять, использовать в своих играх. Эта тема отражалась в их рисунках, конструировании, лепке, аппликациях.

Большое место в детском саду отводится детским творческим проектам. Творческие проекты обычно осуществляются коллективно. Так, в этом учебном году c успехом прошел в детском саду конкурс семейных творческих проектов «Фантазии осени». Родители проявили себя в этом конкурсе с неожиданной стороны. Оказалось, что многие из них любят и могут творить чудеса. Точно феи из сказки, мамы могут использовать самые обычные овощи и фрукты для реализации своих творческих фантазий. Огурец превратить в кактус. Обыкновенную картошку в карету. Дети смогли с изумлением увидеть необычное в обыденном. Разнообразие и обилие фруктово – овощных фантазий вдохновляли детей к творчеству. По итогам конкурса, где все стали победителями рутины, уныния, обыденности, значительно возрос авторитет взрослых.

Несомненно, положительными моментами использования проектной деятельности стало то, что в процессе исследовательской работы у детей стала проявляться культура мышления, появилось умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезы, умение задавать вопросы, сформировались классификационные умения, навыки исследовательского поведения, появилось умения выдвигать идеи.

Таким образом, метод проектов может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ, способствуя развитию личности, мотивации и способностей детей, что является одним из требований ФГОС дошкольного образования.

Проектная деятельность побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса.

Проектная деятельность подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума, что является одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей (ФГОС дошкольного образования).

Преодолевая трудности вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способности сомневаться, искать ответ на сложный вопрос, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых — создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.

Проектная деятельность формирует у дошкольников умение планировать, развивает познавательную самостоятельность и творческую активность.

  1. В.Н.Журавлёва. Проектная деятельность старших дошкольников.- Волгоград: Учитель, 2015 г.
  2. Л.С. Киселёва, Т.А.Данилина. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. — М.: АРКТИ, 2014 г.
  3. Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. Организация проектной деятельности в детском саду.- М: Мозаика-Синтез, 2014 г.
  4. Управление дошкольным образовательным учреждением- № 4 — 2004г.
  5. ФГОС дошкольного образования.

Источник

Поддержка детской инициативы и самостоятельности средствами проектной деятельности

ольга егорова
Поддержка детской инициативы и самостоятельности средствами проектной деятельности

Поддержка детской инициативы и самостоятельности через проектную деятельность.

В своей практике пришла к выводу, что дошкольники могут правильно ответить в ситуациях, которые ранее были хорошо им знакомы. А при незнакомых (нестандартных) ситуациях дети не могли дать определенный ответ, не позволяли найти причину в тех или иных противоречивых ситуациях, не могли экспериментировать, синтезировать полученные знания, коммуникативные навыки развиты были слабо, познавательные способности проявлялись в меньшей степени. Это обусловлено тем, что дети привыкли идти по заранее заданному пути, следствием которого было подавление интереса и снижение активности ребенка.

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.

Короткова Н. А. и Нежнова П. Г. вводят такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста — игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно, и динамичнее развитие личности.

Самостоятельность ребенка — это осуществление самим ребенком какой-то

деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность — это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Поэтому инициатива – это внутреннее побуждение к чему-то новому невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.

Таким образом, можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению (Агеев В. В., 2008).

А по мнению, Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процесса, становится инструментом саморазвития детей. В основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение.

Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном

пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности.

Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Ребенок в ходе занятий проблемного обучения получает свободу, способен отходить от усвоенных стандартов. А это очень и очень значимо для современного будущего ученика и человека, способного самостоятельно мыслить и давать оценку действиям.

Одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности

дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка обязательно включает в себя познавательный

компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил педагог. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.

По сути, мы — воспитатели, являемся руководителями этой деятельности,

источником информации и экспертами, но при этом выступаем как помощники и партнёры.

В современной практике выделяют несколько этапов освоения проектной деятельности.

Первый этап-средний дошкольный возраст.

Проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне.

Активная роль принадлежит взрослому.

Особенности проектной деятельности. Внимательное отношение к потребностям детей к их интересам, помогает достаточно легко определить проблему» заказываемую детьми» Таким образом ребенок среднего дошкольного возраста явно или неявно становиться заказчиком проекта, а осуществление происходит на подражательном уровне.

Проектной деятельностью может быть даже подготовка к утреннику если к его подготовке привлечь детей. Дети не всегда хотят играть выбранных нами

персонажей, но это не устраивает нас взрослых. Но, коллеги, сегодня это

необходимое условие – учитывать интересы и инициативы детей. И так, превращаем подготовку к утреннику в творческий проект. Как это сделать?

Выбираем песни для утренника. В преддверии праздника слушать и наполнять слуховую память различными песнями,стихами которые будут создавать настроение. Потом можно будет организовать обсуждение, – какие песни больше всего понравились. Дети сами предложат понравившиеся варианты песен. Таким образом, выбор будет представлен даже малышам.

Выбираем стихи вместе. Если ребенку нравится стихотворение, то и его

заучивание пройдёт легко, и он реализует своё право на проявление

самостоятельности. Выбираем игры.Незадолго до праздника нужно знакомить детей с разнообразными играми и играть в них везде: в группе, на прогулке и даже дома с родителями. И когда в «детском игровом арсенале» детей много знакомых игр они сами предложат те игры, в которые они хотят сыграть на утреннике. Выбираем роль и костюм. Часто ли мы задаем детям вопрос «Кем ты хочешь быть на празднике?» и в соответствии с его желаниями подбираем роль, костюм? А ведь праздники мы организуем именно для детей, а не для взрослых. Но для рождения идеи нужна «почва». Ее и создают взрослые. Книги, сказки, картинки, мультфильмы…

Можно провести целую неделю или месяц когда будут читаться любимые сказки, обсуждаться, рисоваться, разыгрываться по ролям. Все это поможет определиться детям с выбором (нужно чтобы инициатива исходила от детей).

Попытаемся написать сценарий. Старшие дети могут предпринять попытку

придумать несколько сюжетов для праздника. Идеи подарков, предложить варианты привлечения родителей к подготовке.

Творческая подготовка поможет сделать праздник ещё более значимым.

Совершенно очевидно, что подобная деятельность по подготовке к празднику – это настоящий творческий проект, в котором дети черпают новые знания, проявляют инициативу и пытаются сделать собственный самостоятельный выбор. И очень важно, чтобы мы взрослые предоставляли детям такую возможность – быть участниками и инициаторами своего развития.

На старший дошкольный возраст приходится 2 этапа.

Проектная деятельность переходит на развивающий уровень. Взрослый не только генерирует идеи,но и подключается к реализации идей детей.

Проектная деятельность достигает творческого уровня. Роль взрослого-развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.

(алгоритм на слайд)

Все проекты в нашей группе возникают стихийно, у нас нет чёткого плана, что в мае мы будем реализовывать один проект, а в январе другой, так как дети, выдвигая гипотезы сами запускают проекты.

Успешно организовать проектную деятельность помогает грамотное комплексно-тематическое планирование (принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Где серия занятий объединена основной темой. Например, тематическая неделя «Зимушка-зима» подтолкнула нас к созданию одноименного проекта. Дети с интересом рисовали на снегу, изготавливали ледяные лакомства.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у

ребенка чувство гордости за полученный результат.

ФГОС ДО отмечает, что воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.Поэтому я тесно организую свою работу с родителями воспитанников: строится она на основе сотрудничества. Организуемая работа с семьей позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно, нацеливает родителей на необходимость поддержания в ребенке самостоятельности, инициативности, любознательности. Родители вместе с детьми с увлечением изготавливают книжки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии, участвуют в проектной и продуктивной деятельности. Презентуя продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.) взрослые поддерживают чувство гордости ребенка за свой труд и удовлетворение его своими результатами. Не так часто, как хотелось бы, но родители выступают в роли со организаторов, соучастников проектов.

Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Исходя из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе.

Источник

Читайте также:  Рисование как средство развития цветовосприятия
Поделиться с друзьями
Adblock
detector