Проектная деятельность как средство повышения эффективности учебной деятельности

« Проектная деятельность учащихся , как средство эффективности обучения.»
методическая разработка на тему

« Проектная деятельность учащихся , как средство эффективности обучения.»

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie.docx 26.41 КБ

Предварительный просмотр:

« Проектная деятельность учащихся , как средство эффективности обучения.»

В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве , развитие критического мышления. Метод проектов как образовательная технология, ориентирован на формирование опыта творческой деятельности учащихся .

Ни для кого не секрет, что школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки и раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. А учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Поэтому проектная деятельность в начальных классах – это в основном творческие проекты .

Творческие проекты – в отличие от исследовательских предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Результатом могут быть: поделки (игрушки, книги, рисунки, плакаты, сочинение, видеофильм, открытки, макеты, фильм и т.д.); мероприятия (спектакли, игра, праздник, экспедиция, викторины и т. д.);

Ещё одной особенностью организации проектной деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети . Задачи учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно , в группе или самому, максимально используя свои возможности ; это деятельность, позволяющая проявить себя , попробовать свои силы, приложить свои знания , принести пользу и показать публично достигнутый результат .

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее решить множество задач по развитию и воспитанию личности учащихся.

У меня накопился некоторый опыт, которым хотелось бы поделиться со своими коллегами.

Работа над проектами дает хорошие результаты: учебный материал усваивается легко, дети заинтересованы в получении новых знаний. 1 – 2 класс – это простые, в 3 – 4 классах учащиеся будут выполняют более сложные проекты. Это могут быть практико — ориентированные, творческие, информационные с исследовательской, поисковой, творческой или прикладной деятельностью. В 4 классе по сравнению с предыдущими этапами обучения увеличивается сложность учебно-исследовательских задач, ведется работа над умением делать осознанные и развернутые рассуждения, обобщение и выводы.

Проекты могут быть выполнинены как в бумажном виде, так и с использованием компьютерных технологий. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей.

Темы детских проектных работ обычно выбирают из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Творческие проекты, информационные проекты:

Приведу несколько примеров проектов, которые мы выполняли вместе с ребятами.

  1. С целью знакомства учащихся друг с другом в первый день в школе выполняем Проект «Бейджик» ( индивидуальный).
  2. Проект «Я умею» (индивидуальный) – дети рассказывают о том, что они уже умеют придя в школу. Цель: повышение самооценки и учебной мотивации.

Проекты с элементами поисково – исследовательской деятельности.

  1. Проект «Моя малая родина» . Дети рассказывают о своей малой родине (проводят небольшое исследование с помощью родителей о том месте, где они родились, росли). Это Рязань и Рязанская обл., поэтому проекту было дано продолжение: исследовать район, сфотографировать какой – либо объект, изучить его историю.
  2. Проект «Моя семья»

Урок Окружающего мира «Моя семья» не может не подтолкнуть к созданию проекта «Генеалогическое древо семьи» . Дети с помощью родителей проводят небольшое исследование в области биографии, совместно создают проект. Объект исследования – учащиеся и их семьи. Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что его результаты составляют основу для решения таких актуальных задач практики непрерывного образования педагога, как повышение самооценки ребёнка в семье, воспитание чувства гордости за своих предков.

  1. Проект « По страницам детских журналов ». Сначала на уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с разнообразием детских журналов, каждый ученик готовит проект «Мой любимый журнал». Затем я предложила ребятам попробовать себя в роли автора журнала, дизайнера и создать обложку своего журнала. Кто-то разработал только обложку, кто-то увлекся и создал несколько страниц своего журнала.
  2. Проект « Волшебная сказка ». На уроках литературного чтения мы читали волшебные сказки, определяли признаки волшебной сказки, затем пробовали сочинять свои волшебные сказки
  1. Проект « Будь природе другом ». Это серия экологических проектов, в процессе которых учащиеся учатся выяснять, как деятельность человека влияет на окружающую среду. Это письма о том, как можно помочь животным зимой, рассказ о своих добрых делах по отношению к природе.
  2. В продолжении темы «Времена года», Проект « В гости к зиме ». Это индивидуальные проекты, в процессе которого на уроках мы знакомимся с сезонными изменениями в природе.

Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с различными источниками информации. Они стали проявлять инициативу, учатся мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация.

Учебная деятельность не должна строиться исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, а главное, при обработке навыков и умений его практического применения, этот метод, по моему мнению, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных.

Таким образом, работа над проектом позволяет сделать следующие выводы: 1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству , развивая свою личность.

2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации , формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.

4. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счёт обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.

5. повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности.

Работа над проектами дает хорошие результаты: учебный материал усваивается легко, дети заинтересованы в получении новых знаний, т.о. п овышается мотивация учащихся к учению.

Я буду продолжать начатую работу, буду искать новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе. Надеюсь, представленный материал показался вам полезным и породил новые идеи для новых проектных работ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данные рекомендации содержат описание работы над общешкольным проектом «Красный день календаря». Реализация данного проекта позволяет решить одну из главных задач воспитания младших школьников –.

Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед .

Включение школьников в учебные исследования создаёт благоприятные условия для преобразования внутренних потенций в реальное интеллектуальное творчество, приобретения исследовательских навыков, востреб.

Материал содержит информацию о методе проектов как дидактическом средстве, позволяющем формироватьучебные навыки и компетенции младших школьников.

Каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность. Воспитание экологической культуры младших школьников во взаимодейст.

Я убеждена, что в проектную деятельность необходимо включать школьников с 1 класса, постепенно. Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с у.

Источник

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
статья по английскому языку

Скачать:

Вложение Размер
uchebno-issledovatelskaya_i_proektnaya_deyatelnost.docx 28.78 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Отрадненская ООШ»

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности»

Выполнила: Куликова Е.Н

учитель английского языка

В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. В мире, где общество находится на стадии перехода к информационному типу, где информация становится «фундаментальным социальным фактором», радикально меняется место образования в структуре общественной жизни. С изменением общества меняются и подходы к пониманию образования. Сегодня образованный человек – это не столько человек «с дипломом», это прежде всего человек с сформированным мировоззрением, подготовленный к жизни в сложном, постоянно развивающимся обществе, способный справляться с поставленными задачами и проблемами современной культуры. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе обучения, которые помогут приобрести ему все необходимые для этого навыки. Но что делать, если все условия созданы, а вовлечь учеников в учебный процесс и повысить их успеваемость не получается? Тогда перед учителем встает задача сформировать и развить у учащегося положительную мотивацию к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. В зависимости от источника возбуждения различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Л.М.Фридман, российский советский психолог , педагог , математик , крупный специалист в области педагогической и математической психологии, доктор психологических наук, так характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними». Считается, что внутренняя мотивация гораздо сильнее и эффективнее внешней, ведь она возникает, когда ученики тянутся к знаниям из любопытства, ради удовольствия, потому что данный предмет или действие вызывают у них неподдельный интерес. В этом случае ребенку не требуются внешние побуждения: родительские напоминания и уговоры, учительские уговоры и убеждения. Одним из наиболее успешных методов повышения внутренней мотивации к учебному процессу и получению необходимых навыков является вовлеченность учащихся в учебно – исследовательскую и проектную деятельность.

Учебно – исследовательская и проектная деятельность представляет собой деятельность, направленную на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, на создание продукта, имеющего значимость для других.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы ученики смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

Существует ряд отличий между учебно – исследовательской и проектной деятельностью.

Проект как форма организации учебной деятельности – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Он должен завершиться осязаемым практическим результатом, например, спектаклем, картиной, книгой и т.д. Проект может создаваться при помощи различных методов (репродуктивного, эвристического, исследовательского…)

— мини – проект – может быть реализован в течение одного урока;

— краткосрочный проект – 2-3 урока + свободное время

— среднесрочный проект – 1 неделя- месяц

-долгосрочный проект – ½ года-год и более

Исследование как форма организации работы учащихся предполагает проведение определённой работы по поиску информации, её обобщению, постановке эксперимента, анализа полученных результатов, представление этих результатов заинтересованным в исследовании лицам, и рефлексии по поводу проведённой работы. Метод применяется только один – исследовательский.

Кроме того, проект и исследование различаются степенью социальной значимости. При выполнении проекта ученик должен поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни. Исследование предполагает деятельность ученика, важную не только для него, но и для ученического и даже научного коллектива.

То есть проект, как форма организации деятельности школьника отличается от исследования наличием разнообразных приёмов и методов обучения. В то же время проектная деятельность как метод обучения отличается от исследовательского метода степенью самостоятельности целеполагания учащегося.

Цели, задачи и принципы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности:

Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно:

формирование универсальных учебных действий учащихся через :

— освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;

— аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным действиям, целеустремлённость, готовность преодолевать трудности;

— освоение научной картины мира, понимания роли и значения науки в жизни общества, значимости исследовательской и инновационной деятельности;

— развитие коммуникативной компетентности;

овладение обучающимися практико-ориентированной деятельностью при помощи:

— основных этапов, характерных для исследовательской и проектной деятельности;

— методов исследования и определения конкретного результата;

развитие творческих способностей учащихся на основе:

— предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания,

— владения приёмами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решения различного рода задач;

— общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, представителей учреждений дополнительного и профессионального образования, исходя из видов учебно- исследовательской и проектной деятельности.

Задачи направлены на создание условий, методическое обеспечение и педагогическое сопровождение, исходя из целей освоения Программы:

∙ в отношении обучающихся:

— обучение целеполаганию, планированию и контролю;

— овладение приёмами работы с информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация, реферирование);

— обучение методам творческого решения проектных задач;

— формирование умений представления результатов деятельности;

— формирование конструктивного отношения к работе, планирование своей деятельности;

∙ в отношении учителя:

— применение педагогических приёмов, обеспечивающих самостоятельность обучающегося в процессе работы, и контроль за соблюдением этапов деятельности;

— поддержка научного уровня, ориентированности на результат и инновационной направленности исследований и проектных работ;

— обучение приёмам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска и работы с информацией; разработка банка заданий, проблем и тем для обеспечения многообразия видов деятельности;

— владение методами организации учебного и проектного сотрудничества, повышение индивидуальной деятельности отдельных учащихся и работы группы в целом;

— осуществление мониторинга по формированию универсальных учебных действий обучающихся в рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся используются следующие принципы организации:

— доступности – занятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это зачастую вызывает трудности. Но понятие «трудности» имеет отношение к конкретному ученику, а не к конкретному учебному материалу: что для одного ученика сложно и непонятно, для другого просто и доступно;

— естественности – тема исследования, за которую берётся ученик, не должна быть надуманной учителем. Она должна быть интересной и реально выполнимой. Естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без постоянной помощи руководителя;

— наглядности или экспериментальности – в исследовательской деятельности человек познаёт свойства веществ и явлений, экспериментирует с теми предметами, материалами, которые он изучает в качестве исследователя;

— культуросообразности – это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи. Этот принцип можно считать принципом творческой исследовательской деятельности, когда обучающийся привносит в работу что-то своё, неповторимое, пронизанное своим мироощущением и мировосприятием;

осмысленности – знания, полученные в ходе исследования (проекта), должны осознаваться и осмысливаться учеником. Цель, задачи, проблема, гипотеза исследования должны быть сформулированы не взрослым, а быть своеобразным инсайтом ученика;

— самостоятельности – ученик может выполнить свою исследовательскую (проектную) работу только в том случае, если она необходима ему, и основана на собственном опыте. Выбор собственной предметной деятельности в той или иной области позволяют самостоятельно анализировать результаты, проводить рефлексию. Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, уровень сотрудничества в решении той или иной проблемы.

Итоги учебно – исследовательской и проектной деятельности:

Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Подытоживая все вышесказанное хочется сказать, что учебно – исследовательская и проектная деятельность является методом обучения, полностью отвечающим современной жизни, так как позволяет сделать процесс обучения ярким, увлекательным, захватывающим. В ходе проектной деятельности ученики не просто получают знания, они приобретают навык, позволяющим им самостоятельно получать эти знания. В ходе данной деятельности учащиеся развивают умения работы в команде, выполнять разные роли и обязанности, обмениваться информацией. Метод проектов помогает детям почувствовать себя успешными и самостоятельными, что не только повышает мотивацию к изучению дисциплины, но и успеваемость в целом.

Источник

Читайте также:  Карточки это какое средство обучения
Поделиться с друзьями
Adblock
detector