Проектная деятельность как средство достижения образовательных результатов

Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов в начальной школе.
статья на тему

Статья, в которой рассказывается, как проводить с ребятами раьботу по проектам

Скачать:

Вложение Размер
itogovaya_bushueva_ep.docx 32.1 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов в начальной школе.

Бушуева Евгения Павловна,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48

Формировние готовности младших школьников к проектной деятельности………………………………………………………………………….5

Организация проектной деятельности младших школьников……………………………………………………………………………8Заключение…………………………………………………………. ……………..12

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Младший школьный возраст — благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ведь это и есть врождённые исследовательские качества!

В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, — значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. Важно на раннем этапе обучения создать необходимые психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.

Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Это метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Многие учителя задают себе вопрос: «Почему у детей от класса к классу пропадает интерес к обучению?»

Ответ может быть таким: однообразие форм организации учебного процесса «убивает» познавательный интерес.

Одной из продуктивных форм организации учебной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной мотивации, может стать самостоятельная деятельность учащихся. Самостоятельность учащихся лежит в основе проектной деятельности. Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектная деятельность развивает познавательный интерес к различным областям знаний, учит формулировать проблему, осуществлять поиск, способствует развитию личности. Всё это является неотъемлемыми условиями формирования модели ученика – выпускника начальной школы, согласно ФГОС НОО.

Формировние готовности младших школьников к проектной деятельности

Проектная деятельность — актуальная современная парадигма образования. Проектная деятельность рассматривается и в связи с использованием метода проектов в образовательном процессе, и как деятельностное содержание, осваиваемое учащимися. Как показывает практика, в начальной школе, предпринимаются первые шаги в проектной деятельности. В современных условиях, по новым стандартам в школе имеются все необходимые условия для осуществления проектной деятельности с учащимися в любой дисциплине.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы или проблемной ситуации. Проходя стадию эксперимента в рамках ФГОС НОО в школе были подготовлены не только учителя, но и ученики. И сегодня ученик начальных классов, освоивший базовый уровень образования без труда использует учебные проекты для организации самостоятельного добывания знаний, для более эффективного их усвоения на предметных и метапредметных занятиях. К концу 4 класса у учащихся сформированы проектные умения на уровне минимальной сложности, учащийся готов самостоятельно работать над проектом.

Что значит, что учащийся готов самостоятельно работать над проектом?

Ученик готов осуществлять проектную деятельность, то есть он умеет производить проектные действия и операции в последовательности, соответствующей технологии проектирования. Кроме того, у него сформировано представление о том, когда можно осуществлять проектную деятельность, и имеется практический опыт использования проектирования для решения проблем.

Технология проектирования требует умения анализировать проблемную ситуацию. Проблемная ситуация определяет проблему и условия её существования. Результатом такого анализа является проблема для последующего проектирования, из которой потом вытекает цель проектирования. В самом общем виде цель проектирования – найти способ решения проблемы заданной в ситуации. Цель проектирования обусловливает и ожидаемый результат, способ решения проблемы. Умения находить необходимые действия и выстраивать из них цепочку ( систему) требуются для получения результата проектирования.

Готовность к проектной деятельности есть некая способность, которая проявляется, используется в момент необходимости её применить. Способности формируются в деятельности и в ней же проявляются (С.Л. Рубинштейн) Готовность к проектной деятельности как способность также должна формироваться в деятельности. Мы не научимся плавать, если нам только расскажут, как надо двигать руками и ногами, и не дадут возможности проделать это непосредственно в воде. Деятельностный подход в образовательном процессе предполагает организацию мотивированной и целенаправленной деятельности учащихся, в ходе которой осваиваются способы действий, операций, способы деятельности.

О деятельностном содержании образования впервые заговорил В.В. Давыдов. На деятельностном подходе построены все стандарты второго поколения. Способ деятельности, все элементы которого последовательно выполнены ребёнком , затем интериоризируются (Интериоризация – переход извне внутрь; формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности) и взращивается внутрь сознания ребёнка, составляя основу его способностей. Проектная деятельность формируется как способность к формулированию и разрешению проблем. Проблем самых разных: от личных, внутренних до масштабных социальных, затрагивающих интересы общества и человека, их рассматривающего.

Как формировать эту способность, готовность к проектной деятельности у младших школьников?

Здесь будет иметь место не только деятельностный процесс, но и деятельностное содержание образования. Известно, что при обучении проектированию, формированию проектной деятельности, проектной компетентности должны решаться следующие задачи:

  • поэтапное формирование необходимых отдельных проектных умений;
  • соединение их в технологически обусловленные последовательности;
  • формирование полного технологического комплекса умений в целостном проектировании, проектной деятельности.

Организация проектной деятельности младших школьников.

Определяя первоочередность формирования проектных умений надо сказать, что основным центральным элементом проектной технологии является построение схемы применения необходимых действий. В простейшем случае это последовательное выполнение действий, решающих проектируемую проблему.

Любое проектирование в основе своей содержит такие умственные действия, которые приводят к мысленному отбору и выстраиванию мероприятий, действий и операций в некую последовательность, позволяющую решить проектируемую проблему. В самом простом виде эти умственные действия можно увидеть в планировании. Можно утверждать, что планирование и есть элементарное проектирование, если в итоге план является планом решения некой проблемы. Именно поэтому первым этапом проектной деятельности является подготовка, а за ним планирование. Вместе с умением ставить цель умение планировать поможет составить цепочку элементов проектирования. Затем постановку проблемы с последующим целеполаганием и планированием – ещё более длинная цепочка последовательных элементов проектирования. Такое наращивание элементов проектирования с соблюдением технологической поэтапности позволяет постепенно подойти к выполнению полного цикла проектирования.

Используя характерную для этого возраста игровую деятельность, шаг за шагом, от задания к заданию, усложняя задачу специально организованной целенаправленной деятельности необходимо помочь младшим школьникам освоить планирование, целеполагание, проблематизацию, анализ условий существования проблемы с выделением возможных и необходимых действий в проблемном поле, а также элементарные рефлексивные и презентативные умения.

Для самостоятельной работы учащимся от урока к уроку выделяются все более сложные и законченные действия и операции, и даже этапы в полном цикле проектирования. Работа над заданием происходит в групповой форме – создается необходимость проговаривать произвольные мыслительные действия и операции. В процессе обучения происходит интериоризация осваиваемых действий, а затем и осознанное их применение – экстериоризация. Групповая форма работы способствует и выработке навыков группового взаимодействия, коммуникативных умений.

Работа по обучению проектной деятельности проводится со 2 класса с формирования умения планировать. Необходимость планировать встаёт перед учениками в определённой деятельности. Простые для младших школьников операции позволяют сосредоточить внимание на составление плана работы группы и его чёткого выполнения. Уже к концу 2 класса в заданиях постоянно ставится задача по планированию действий для разрешения простейших проблемных ситуаций. Такая работа позволяет проследить метапредметные и межпредметные связи. Самостоятельная активность школьников опирается на актуализацию знаний по всем предметам и их житейский опыт.

В начальной школе на начальном этапе проектирования детям можно предложить для решения следующие проблемы:

  • «Вода» — узнать больше о воде.
  • «Домашние животные» — как заботиться о них
  • «Здоровый образ жизни» — как узнать: соблюдаю ли я правила ЗОЖ
  • «Безопасный переход» — как переходить улицу.
  • «Фитодизайн» — как ухаживать за цветами класса

Проблемы могут быть представлены в игровых ситуациях: составить инструкцию по желанию сказочного героя, составить план – инструкцию ёлочной игрушки, составление плана для бригады по изготовлению мебели для куклы, составление маршрута школьного автобуса, макет детской площадки, создание линии по изготовлению ленивых вареников, маршрут от школы до детской поликлиники с безопасными переходами. Всё это – простейшее проектирование, в результате которого можно добиться формирования следующих УУД:

  • ориентация на самостоятельную поисковую работу, самоанализ, самооценку;
  • организация самостоятельной работы учащихся, творческих групп, стимуляция межпредметных действий, анализа достигнутых результатов и оценки их;
  • формирование личностных качеств школьника;
  • формирование умений самостоятельного планирования действий ученика и их последовательности;
  • формирование коммуникативных действий.

Проектная деятельность по своему содержанию позволяет достигнуть личностных и метапредметных планируемых результатов, таких как:

— умение определять состав действий и операций, составлять план по количеству и размещению деталей при изготовлении изделия, распределять работу в группе и выполнять работу в соответствии с планом;

— умение планировать работу группы с учётом времени и составлять оптимальный план и записывать его, используя условные и сокращённые обозначения;

— умение анализировать ситуацию, содержащую проблему и условие, формулировать проблему и цель, определять задачи, которые необходимо решать для достижения цели;

— умение формулировать ожидаемый результат, фиксировать проект в виде эскиза, карты- схемы, макета, буклета, таблицы, инструкции.

— умение представлять ход и результат проделанной работы.

Для усвоения деятельностного содержания образования – способов проектной деятельности – должна применяться рефлексия, так как «деятельность превращается в содержание образования только при одном условии: когда она становится предметом рефлексии в ситуации учения – обучения. Именно в системах рефлексивного мышления и рефлексивного сознания, представляющих собой совершенно особую форму мышления, деятельностные процессы превращаются в содержание» ( Громыко Ю.В. Метод В.В. Давыдова. Учебная книга для управленцев и педагогов. М., 2003г.)

Рефлексия одна из важнейших способностей, которая начинает складываться в младшем школьном возрасте. В любом задании проектной деятельности заложена необходимость выполнять в той или иной форме рефлексивные действия для усвоения способов действий.

На вопрос анкеты «Для чего нужна проектная деятельность на уроках?» один из воспитанников ответил: «На них мы готовимся ко взрослой жизни»

Результаты итоговых комплексных работ, проведённых в конце 4 класса, показывают, что ученики, в классах которых систематически обучали проектной деятельности планируемые результаты достигли прогнозируемых.

В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат, способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников, позволяет каждому ребенку стать активным участником процесса познания и преобразования окружающей действительности, формирует большое количество надпредметных умений (в современной трактовке УУД – универсальные учебные действия). Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Организуя проектную деятельность младших школьников, мы убеждаемся в правоте слов В.П. Вахтерова: «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания».

Я считаю, что роль проектной методики в обучении трудно переоценить. Она позволяет реализовать принципы проблемного и деятельностного обучения, помогает сформировать основные компетенции учащихся. Работа над проектами способствует развитию конструктивного критического мышления школьников, а также повышению мотивации к учению. Данная педагогическая технология развивает навыки самопрезентации и умение общаться, а значит — работает на социализацию личности ученика. Проектная деятельность — движущая сила развития у младших школьников творческих способностей и воспитания нравственной, трудовой, интеллектуальной, художественной и эстетической культуры.

Источник

Роль проектной деятельности в достижении современных образовательных результатов

Дата публикации: 18.02.2015 2015-02-18

Статья просмотрена: 4168 раз

Библиографическое описание:

Поляничева, Н. О. Роль проектной деятельности в достижении современных образовательных результатов / Н. О. Поляничева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 611-613. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15702/ (дата обращения: 24.04.2021).

Пересмотр знаний в сложившейся системе образования стал причиной того, что в последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование личности, готовой к саморазвитию.

Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых:

обучение деятельности — умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий;

формирование личностных качеств — нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности;

формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

Все эти цели и задачи успешно реализуются при деятельностном подходе в обучении, который лежит в основе ФГОС второго поколения. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации.

Исходя из этого, иной становятся задачи учителя — не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

Деятельностный метод обучения помогает конструктивно выполнить задачи образования 21 века, т. к. данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

— формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

— формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

— формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Главной задачей учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребность в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Деятельностный подход — это обучение, реализующее принцип деятельности, метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений «учитель — ученик».

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов. Перечислим основные из них:

1) Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности — означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности — предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип психологической комфортности — предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

5) Принцип вариативности — предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

6) Принцип творчества — означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей.

Особенностью нового образовательного стандарта является то, что учитель должен творчески подходить к процессу обучения и воспитания, при этом используя как можно больше на своих уроках существующую информационную базу. Поэтому одной из основных технологий, обеспечивающей системно — деятельностный подход к воспитанию и обучению, является метод проектов, который практически вбирает в себя элементы многих других современных технологий, например, обучение в сотрудничестве, проблемный метод обучения и др.

Метод проектов — это технология достижения требуемой дидактической цели через подробную проработку конкретного вопроса, которая в результате должна иметь какой-либо оформленный вид.

Данный метод был разработан для того, чтобы найти различные способы и пути активного самостоятельного развития мышления у ребенка с целью не просто обучить его запоминать и воспроизводить знания, получаемые им в школе, а уметь применять их на практике.

В целом, метод проектов является целенаправленной, полностью самостоятельной деятельностью обучающихся, но руководимой учителем, направленной на решение какой-либо исследовательской или социально значимой проблемы, а также на достижение конкретного результата в виде какого-либо идеального или материального продукта. Другими словами, результатом проекта ученика может стать идеальный продукт (выработанное после изучения информации умозаключение, вывод, какое-либо полученное знание) или материальный продукт (участие в какой-либо деятельности, сопровождаемое ведением записей в дневнике, альбом, рекламный проспект, выпуск газеты и пр.).

Хочется отметить, что само по себе обучение с помощью проектов активно воздействует на мотивационную сферу учащегося, что на сегодняшний момент достаточно актуально.

Работа над проектом позволяет находить решение к таким важным задачам, как:

— обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижение цели на протяжении всей работы);

— формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

— формирование умения анализировать (креативность и критическое мышление);

— формирование умения составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать информацию);

— формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы);

— организация проектной деятельности с целью формирования проектного мышления учащегося;

— мотивация детей на получение знаний;

— включенность всех учащихся в самостоятельную работу;

— самостоятельное «добывание» требуемых знаний из различных информационных источников (в том числе сети Интернет);

— развитие умения пользоваться полученными знаниями для разрешения новых познавательно-практических задач.

К важным положительным факторам проектной деятельности можно отнести:

1) повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака — самостоятельного выбора;

2) развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата;

3) формирование чувства ответственности происходит подсознательно — учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор.

Основные требования к использованию метода проектов:

— Наличие значимой в творческом, исследовательском плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование влияния антропогенной нагрузки на экосистему леса/пруда, изучение проблемы утилизации полимерных бытовых отходов, изучение вопросов энергоэффективности с последующей разработкой конкретных мер по экономии энергоресурсов и т. д.)

— Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о состоянии данной экосистемы, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий, проект закона об охране лесов в разных местностях, видеоклип и т. д.)

— Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

— Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Таким образом, грамотно организованная проектная деятельность обучающихся позволит реализовать главную цель современного образования — научить детей учиться.

1. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М: Просвещение, 2013 г. — 175 с.

2. Мяташ Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. Серия: Высшее профессиональное образование. М: Академия, 2014 г. — 160 с.

3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении для учителей и студентов педагогических вузов. Серия: Методическая библиотека.- М: АРКТИ, 2011 г. — 112 с.

Источник

Читайте также:  Антиангинальные средства это что такое
Поделиться с друзьями
Adblock
detector