Меню

Пропаганда здорового образа жизни в трудовом коллективе



Пропаганда здорового образа жизни в трудовом коллективе

МКОУ «Лиманская средняя

о бщеобразовательная школа №1″

Пропаганда здорового образа жизни

Пропаганда здорового образа жизни — одно из стратегических направлений гигиенического обучения и воспитания.

Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний). В здоровый образ жизни включают разные составляющие, но большинство из них считаются базовыми:

  • воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
  • окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
  • отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
  • питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
  • движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учетом возрастных и физиологических особенностей;
  • формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;
  • гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
  • закаливание.

Стартом здорового образа жизни является ежедневная гигиена, закаливающие процедуры, режим, физическая активность, в общем, все то, что в большинстве своем родители так или иначе стремятся реализовать в своей семье. Проблема начинается тогда, когда мама с папой не дают маленькому человеку достойного примера.

В процессе социализации малыша, ребенок сталкивается с общегосударственными нормами, которые нацелены на формирование у учащихся здорового образа жизни. В обязательном порядке каждый встречается с необходимостью физических упражнений, посещением специальных занятий, учится тому, что гигиена есть норма в обществе и прочее.

Первый и главный пример для ребенка — родители

Первым и главным примером все равно являются родители. Невероятно сложно и несправедливо заставлять ребенка делать что-то, что ему не хочется, однако практически не приходится прикладывать усилия, если все происходит естественно.

Любой родитель знает, насколько легко малыш может запомнить и использовать что-то «плохое», например некультурные слова. Этот принцип актуален и здесь. Просто каждый день сами не забывайте сделать зарядку, почистить зубы и прочее, а еще периодически предлагайте своему чаду присоединится.

Почему необходимо донести до учащихся важность ЗОЖ

Стартует формирование здорового образа жизни в семье и продолжается уже в учебных заведениях. Не все дети посещают детский сад в силу тех или иных причин, однако уже в школу подавляющее большинство просто обязано ходить. Здесь-то на формирование ценностей ребенка начинает влиять еще и коллектив вместе с учителями.

С достаточно раннего возраста стоит активно использовать принципы охраны здоровья, чтобы они стали привычками. Позже эти знания и умения будут одним из необходимых элементов общей культуры человека. Для общества формирование таких привычек крайне важно, поскольку позволяет формировать позитивное отношение к ЗОЖ у подавляющего большинства людей.

Если ребенок не научится отличать здоровое от нездорового, то в будущем это грозит серьезными проблемами с качеством жизни и даже с ее продолжительностью. Разве кто-то будет спорить, что систематическая невнимательность к потребностям организма в правильном питании, физических нагрузках, отдыхе сказывается на всех сферах жизни? Формирование здорового образа жизни у учащихся должно быть организованной, целенаправленной системой, только тогда возможно получить действительно результат, который будет приносить пользу.

Пропаганда ЗОЖ: методы и средства

Формирование здорового образа жизни включает в себя разнообразные методы и средства, например отдельные дисциплины, также это могут быть кружковые занятия, дискуссии, лекции, викторины. Кроме этого используется печатная пропаганда: брошюры, статьи, лозунги, листовки, книги и прочее.

Однако ограничиваться только этим по-своему тоже ошибочно. Здесь необходима система, которая объединит:
1) повышение работоспособности за счет улучшения условий труда;
2) наличие физических нагрузок, минимизация пассивного отдыха, неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя), аутотренинги, ежедневное рациональное питание, соблюдение гигиены, создание благоприятных условий в собственной семье;
3) адекватные межличностные отношения;
4) развитие культуры общения и поведения, сохранение окружающей среды;
5) сознательное отношение к здоровью, наличие общих медицинских знаний, умений в отношении первой помощи и прочее.

Как видно не ограничивается формирование здорового образа жизни средствами физической культуры. Это комплексное понятие и необходимо в популярной форме донести до ребенка, что хорошо себя чувствовать, радоваться общению с окружающими, получать удовольствие от нахождения на природе возможно без алкоголя, сигареты. Ведь существует столько всего интересного, увлекательного, но наслаждаться всем этим можно лишь, если у тебя крепкое здоровье, адекватные взгляды на жизнь.

Начинается пропаганда здорового образа жизни в детском саду, однако родители должны понимать, что их поведение является примером для малышей. Уже позже в школе фокус постепенно будет смещаться на мнения и отношения коллектива. Крайне важно начинать формировать ЗОЖ как можно раньше, чтобы в будущем человек был здоровым, крепким и счастливым.

Источник

Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных направлений гигиенического обучения и воспитания населения

Дата публикации: 16.02.2017 2017-02-16

Статья просмотрена: 19129 раз

Библиографическое описание:

Абдурашитова, Ш. А. Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных направлений гигиенического обучения и воспитания населения / Ш. А. Абдурашитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 128-131. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39497/ (дата обращения: 22.04.2021).

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Для построения профилактических программ важно понимать на какую категорию населения направлено воздействие, каковы его временные рамки, осуществляется ли это воздействие на саму личность или на окружающую ее среду и в какой форме это происходит.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, пропаганда, профилактика

Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно.

Высшее благо медицины — здоровье, говорили древние греки. Однако традиционно, современные медики, занимаясь лечением многих болезней, мало уделяют внимание учению о здоровье, при этом отсутствуют научно обоснованные формы и принципы изучения здорового человека, индивидуальных его особенностей и резервов. Вряд ли можно достичь оптимального, стабильного здоровья чрезмерным увеличением числа медицинского персонала, расширением сети специализированных больниц, безграничным ростом лекарственных препаратов [1].

Здоровье человека — это не только отсутствие болезней и благополучие. Это в большой степени наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры. Санитарное просвещение — это важное направление в профилактической медицине. Гигиеническая культура рассматривается как один из важных ресурсов здоровья [3].

Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний). В здоровый образ жизни включают разные составляющие, но большинство из них считаются базовыми:

‒ воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

‒ окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

‒ отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;

‒ питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

‒ движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учетом возрастных и физиологических особенностей;

‒ формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;

‒ гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены;

Поскольку основные факторы, определяющие состояние здоровья населения, связанные с образом жизни и окружающей среды, для того чтобы снизить распространенность негативных факторов риска и уменьшить их влияние на человека, необходимо формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими знаниями, создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью, вырабатывать умения и навыки здорового образа жизни и предупреждения заболеваний. При пропаганде здорового образа жизни используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды. Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Он включает лекции, беседы, дискуссии, конференции, викторины. Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, листовки, памятки, стенные газеты, буклеты, брошюры и т. п. Комбинированной метод — метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

Здоровье ценилось с древних времён. Человеку нужно было выживать: добывать себе пищу, обеспечивать себя жильём и одеждой, отбиваться от врагов.

Большое значение закаливанию и физической культуре уделялось в Древней Греции, а спартанское воспитание стало символом аскетического воспитания, отличной физической и духовной подготовки. Именно в Греции зародились Олимпийские игры, названные так в честь горы Олимп, где, по древнегреческим преданиям, жили боги.

В Древнем Риме воины славились силой, выносливостью, отвагой, что достигалось тренировками. Однако, завоевав полмира, древние римляне забыли о воздержании, перестали разбавлять вино водой, и стали устраивать многодневные пирушки. Началось нравственное разложение с последующим разрушением империи.

Под пропагандой здорового образа жизни понимают широкий спектр деятельности — от просветительских и выездных программ работы с населением до использования средств массовой информации — деятельности, направленной на то, чтобы люди ответственнее относились к своему здоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения и укрепления.

Важный метод укрепления здоровья населения — это обучение населения здоровому образу жизни, пропаганда и информирование их о той важной роли, которую каждый человек играет в сохранении собственного здоровья и благополучия общества [2]. Поэтому пропаганда формирования здорового образа жизни населения требует создания массированной информационно-пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств, с широким использованием средств массовой информации — печати, радио, телевидения и др.

Основы по привитию навыков здорового образа жизни закладываются в детском и подростковом возрасте. Поэтому пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков необходимо уделять особое внимание и осуществлять целенаправленное просвещение как детей, так и их родителей. Учебные заведения, являясь интеллектуальными, культурными, образовательными центрами, играют важную роль в формировании здоровья участников образовательного процесса, в обучении и воспитании навыков здорового образа жизни, в увеличении трудового потенциала общества в целом.

Особое место в пропаганде здорового образа жизни среди подрастающего поколения и пожилых людей принадлежит работникам социальной сферы, а их основной задачей является правильный выбор форм и направлений данной работы. Пропаганда осуществляется по следующим направлениям:

‒ индивидуальная работа с подопечными;

‒ организация групповых встреч в коллективах;

‒ пропаганда здорового образа жизни при переписке и компьютерном общении;

‒ публикация информации о здоровом образе жизни в печати и другие формы.

Пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков должна носить профилактический характер: предлагать альтернативу, возможность выбора своего места в жизни; заинтересовать разнообразными увлечениями. Важно, чтобы подростки поняли, что в реальной жизни есть очень много увлекательного и интересного. Это — занятие спортом, увлечение музыкой и т. д. Работа должна вестись в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями. Наиболее приемлемые формы работы — беседы, книжные выставки, просмотры, обзоры, уроки здоровья и др.

Средства массовой информации в пропаганде здорового образа жизни должны убедительно показывать значение физической культуры и спорта в воспитании населения, профилактике болезней, продлении активного долголетия, борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями и способствовать:

‒ повышению у людей интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры;

‒ популяризации самостоятельных занятий с широким использованием природных факторов;

‒ формированию в массовом сознании понимания жизненной необходимости здорового образа жизни.

Здоровье молодого поколения сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей. В связи с этим определены основные задачи и цели проводимых мероприятий: многоуровневый подход к организации профилактических мероприятий, изменение образа жизни, разработка и реализация образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации к укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих.

Таким образом, пропаганда и формирование здорового образа жизни включает:

‒ создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии и возможностях снижения всех негативных факторов на здоровье;

‒ привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Обязательным условием эффективности этой работы являются ее целенаправленность, плановость и непрерывность проведения. Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Как видим, пропаганда здорового образа жизни — очень важная и ответственная социально-педагогическая задача.

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды; позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Как показывают большинство рекомендаций, для построения профилактических программ важно понимать, на какую категорию населения направлено воздействие, каковы его временные рамки, осуществляется ли это воздействие на саму личность или на окружающую ее среду и в какой форме это происходит. Учитывая все эти факторы можно определить основные направления профилактических работ [1].

  1. Иргашев Ш. Б.. “Медицинская валеология”. Ташкент, 2012. — 335 с.
  2. Ибадуллаева Х. Т. “Основы валеологии”. Учебное пособие, Ташкент, 2010. — 124 с.
  3. Филиппов П. И. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни / П. И. Филиппов, В. П. Филиппова. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. — 288 с.

Источник

Роль врача в пропаганде здорового образа жизни

«Врач должен быть примером

в пропаганде здорового образа жизни»

«Внешний вид и поведение врача должны соответствовать представлению граждан о здоровом образе жизни»

Образ жизниэто характеристика поведения конкретного человека, определённой группы людей или всего населения страны.

Образ жизни характеризуют такие понятия, как:

· уровень жизни (обеспеченность человека материальными благами) ;

· стиль жизни (индивидуальные особенности поведения) ;

· уклад жизни (национально-общественный порядок жизни, быта, культуры).

Образ жизни человека бывает здоровый и не здоровый . Соблюдать здоровый образ всей жизни очень трудная задача. Людей, соблюдающих здоровый образ жизни от момента рождения и до смерти, скорее всего, очень мало. Здесь необходимо придерживаться золотой середины, а то можно дойти до такого аскетизма, что испортите себе и всем близким жизнь.

Эта недостижимо сложная задача зависит от многих факторов :

· традиций и обстановки в семье;

· состояния окружающей среды обитания.

Здоровый образ жизниэто поведение человека в течение жизни, которое даёт возможность оставить наиболее качественное потомство, трудиться с наибольшей эффективностью, минимизировать количество и тяжесть болезней, сохранить активное долголетие.

Здоровый образ жизни человека характеризуется :

· сознательным созданием условий труда, способствующих сохранению здоровья и максимально высокой работоспособности;

· активным участием в культурных мероприятиях, ежедневной достаточной физической активностью, уменьшением пассивных форм отдыха, тренировкой психических способностей;

· отказом от вредных привычек (переедания, употребления наркотиков, включая алкоголь и курение, всех видов маний) ;

· рациональным, сбалансированным питанием (4-5 раз в сутки в небольших количествах, с максимальным разнообразием продуктов) ;

· соблюдением правил личной и общественной гигиены;

· формированием доброжелательных межличностных отношений в трудовых коллективах, к больным и инвалидам;

· хорошими жилищно-бытовыми условиями;

· деятельностью, направленной на восстановление физических сил и повышение устойчивости психики;

· бережным отношением к окружающей среде, высокой культурой поведения в течение всей жизни;

· созданием и поддержанием крепких внутрисемейных связей, основанных на бескорыстной любви и уважении;

· сознательным участием в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнением врачебных предписаний, умением оказывать первую помощь, чтением популярной медицинской литературы и др. (положительная медицинская активность).

Наряду с наследственностью, состоянием окружающей среды здоровый образ жизни является важным фактором, влияющим на здоровье человека и продолжительность жизни:

· повышает трудовую активность;

· создает физический и психический комфорт организма;

· активизирует жизненную позицию, защитные силы организма;

· улучшает общее самочувствие;

· снижает частоту острых заболеваний и обострений хронических заболеваний;

· увеличивает продолжительность жизни.

Такой образ жизни должен реализовываться в совокупности со всеми основ­ными формами жизни :

Он является основой профилактики заболеваний.

Основной принцип формирования здорового образа жизни заключается в поддержке и повышении доступности того, что полезно для здоровья, и в ограничении или запрете того, что вредит здоровью.

Значительное место в формировании здорового образа жизни принадлежит медицинской активности.

Медицинская активность – это отношение к своему здоровью и здоровью других людей, основанное на взаимоотношении с системой здравоохранения государства.

· посещение медицинских учреждений, выполнение медицинских назначений, предписаний;

· поведение при профилактике, лечении, реабилитации;

· участие в охране и улучшении здоровья населения, заботу о здоровье других людей ;

· отказ от вредных привычек, традиций, обычаев, нарушающих здоровье человека .

Соблюдение перечисленных условий относится к положительной медицинской активности , а значит, является составной частью здорового образа жизни.

Несоблюдение перечисленных условий относится к отрицательной медицинской активности , а значит, является фактором риска для здоровья человека.

По этим понятиям судят о медицинской информированности и, прежде всего, соблюдении гигиенических норм не только индивидуума, его семьи, но и всей нации.

Поэтому для врача, как носителя всего нового и передового в области медицинской науки, пропаганда положительной медицинской активности является потребностью и необходимостью на весь период жизни.

Медицинская активность, как образ жизни, зависит от конкретной социально-экономической, политической обстановки.

Повышение уровня положительной медицинской активности и грамотности населения — важнейшая задача всего медицинского персонала.

Сохранение здоровья населения — очень трудная проблема. Как решить эту проблему каждый решает сам, но человек не должен забывать, что и отвечать за это решение он будет своим здоровьем и жизнью. Государственные структуры просто обязаны, если они заинтересованы в этом, принимать максимально возможные меры для пропаганды здорового образа жизни.

Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся рекомендованного поведения. Здесь важно указать, что от степени заинтересованности людей в собственном здоровье в большей степени зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни.

Роль медицинского сообщества является ведущей в этом комплексе мероприятий. Врач в глазах остальных граждан должен быть непререкаемым авторитетом и выглядеть здоровым человеком. Только тогда больной человек, обращаясь за медицинской помощью, может поверить ему. Врач, который курит, злоупотребляет алкогольными напитками, имеет лишний вес или наоборот истощён, плохо пахнет, имеет неопрятный внешний вид и вообще выглядит не здоровым человеком, не имеет морального права заниматься медицинской практикой. В таком виде он дискредитирует всё медицинское сообщество.

Для того чтобы советы врача звучали убедительно, врачу недостаточно только ориентироваться в теоретическом материале по здоровому образу жизни. Ему необходимо быть активным его сторонником. Именно на себе он может почувствовать все изменения, происходящие в организме, его бытовой и профессиональной деятельности под влиянием здорового образа жизни. Знание методик, что называется «изнутри», помогает врачу давать советы по реальному изменению образа жизни, а не только формально перечислять необходимые меры.

Изменение образа жизни требует от человека огромных волевых усилий, так как очень сложно сломать сложившиеся стереотипы в семье и обществе. В этом случае нужен не только совет, но и яркий пример, способный вдохновить и заразить самой идеей здорового образа жизни. Именно таким примером обязан являться врач.

Трудность в решении этой проблемы заключается в том, что в основе здорового образа жизни лежит определённая деятельность человека, которая для определённой части населения — трудновыполнимая задача. В отличие от деятельности в основе отрицательной медицинской активности лежит отдых .

Участие в формировании здорового образа жизни у граждан нашей страны является неотъемлемой составной частью профессиональной деятельности каждого медицинского работника, независимо от специальности и занимаемой должности.

В соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ пропаганда здорового образа жизни является обязанностью каждого медицинского работника. При этом должны использоваться методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды.

Источник

Читайте также:  Реферат по физкультуре здоровый образ жизни его составляющие
Adblock
detector