Меню

Профилактическая работа с подростками по здоровому образу жизни



План мероприятий по профилактике здорового образа жизни
методическая разработка на тему

Большое внимание в школе уделяется профилактике зорового образа жизни. Ежегодно разрабатывается план мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни.

Скачать:

Вложение Размер
zdorove.docx 26.11 КБ

Предварительный просмотр:

мероприятий по профилактике здорового образа жизни

Всероссийский открытый урок

«Здоровые дети — в здоровой семье»

Викторина «Азбука здоровья»

Уроки здоровья «Хотим, чтобы стало модным – здоровым быть и свободным!».

День здоровья «Путешествие в мир природы».

Интерактивная игра «Учится быть здоровым телом и душой»

Выпуск листовок о мерах личной профилактики ОРВИ и гриппа.

Беседы с родителями о необходимости вакцинации против гриппа, мерах личной и общественной профилактики, необходимости своевременного обращения за медицинской помощью и вреде самолечения их детей.

Городской спортивно-оздоровительный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»

«Мы за здоровый образ жизни»

Всероссийская акция «Мы выбираем спорт как альтернативу пагубным привычкам»

Уроки здоровья и безопасности. «Если Вам угрожает опасность!».

Проведение рейдов «Школьная форма должна быть в «форме»

Уроки здоровья и безопасности. Классные часы «Пиротехника — от забавы до беды!».

Соревнования по волейболу и пионерболу на приз Деда Мороза .

Месячник оборонно-спортивной работы «Священный долг- Отчизну защищать» (по отдельному плану)

Всемирный день здоровья.

КТД «Школа – территория здоровья»

(по отдельному плану).

Единые уроки здоровья.

Уроки права, здоровья и безопасности «Здоровым быть — Родине служить!».

Родительское собрание «Роль родителей в профилактике правонарушений и формировании здорового образа жизни у детей».

Походы и экскурсии « Лето на пять с плюсом».

проведения профилактической операции «Здоровье»

в МОБУ СОШ № 8 с 10.10 по 10.11.2013г.

Классные часы «Наркотики: между жизнью и смертью»

Танцевальные перемены «Делай как мы, делай вместе с нами, делай лучше нас!»

Зам. директора по ВР

Выставка. Радуга Радости с «бабочками- здравницами»

«Уроки здоровья школы Дядюшки Зная»

Конкурсная программа «Здоровым быть здорово!»

Целевые экскурсии в лес «Здоровье от самой природы»

Акция «ЗОЖ – это модно!» Конкурс электронных презентаций

Оформление стенда «Здоровый образ жизни»

Ответственные за программу «Здоровье»

Книжная выставка «Здоровым быть здорово!»

проведения спортивных состязаний в рамках акции

«Спорт — альтернатива пагубным привычкам!»

От школьных рекордов к олимпийским вершинам

Турнир по пионерболу

Спортивное многоборье (личное первенство)

Веселые старты «Мы олимпийцы»

Соревнования по дартсу «Самый меткий»

Турнир по мини-футболу

Турнир по баскетболу

Полоса препятствий «Домой»

о проведении школьного этапа Всероссийской акции

«Спорт – альтернатива пагубным привычкам»

В период с 01.11по 30.11. 2013 года в рамках акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» в школе проведено 12 спортивных соревнований между учащимися 1- 11классов, в которых приняло участие 467 человек. Проведена дружеская встреча команд юношей по волейболу школы № 2 и школы № 8. Наша команда стала победителем этой игры.

«Веселая эстафета» 1-е классы: 1 место 1а класс

«Спортивная эстафета» 2-е классы: 1 место – 2а класс

«Мы – олимпийцы» 3-е классы: 1 место 3а класс

«Веселые старты» 4-е классы: 1место – 4б класс.

«Спортивная эстафета» 2-е классы: 1 место – 2а класс

Турнир по пионерболу 5-6 классы. Мальчики: 1 место — 5а класс;

девочки:1 место– 6б класс.

Соревнования по баскетболу между 6-ми классами: 1 место – 6б класс.

«От школьных рекордов к олимпийским вершинам» 7-е классы: 1место – 7б класс.

«Президентские состязания» 8-9-е классы:1место – 8 класс.

Соревнования по дартсу между учениками 4-х классов: 1 место — Свищев Данил (4а кл), 2 место- Савицкий Денис (4а кл), 3 место- Гаврилова Алина (4б кл).

Президентские состязания. Юноши: 1 место Казаков Дима (9а кл), 2 место Герасимов Паша (9б кл), 3 место — Ображей Владимир (8 кл).

Девушки: 1 место Луговская Кристина (9б кл), 2 место – Грязнова Настя (8 кл), 3 место- Носатова Настя (8 кл).

Турнир по пионерболу с элементами волейбола — лучший игрок Усенко Ирина (7а кл).

В дружеской встрече между командами школ № 2 и № 8 по волейболу лучшим игроком признан Ульянов Алексей (10 кл).

«Богатырские потехи» между юношами 10-11 классов: 1 место – Кольченко Евгений (11 кл), 2 место — Ермолаев Александр (11 кл), 3 место – Кушнаренко Виталий (11 кл).

Проведена дружеская встреча команд юношей по волейболу школы № 2 и школы № 8. Наша команда стала победителем этой игры.

По установившейся традиции 27 ноября прошла зарядка, в которой приняли участие не только учащиеся, но и педагоги.

В рамках акции проведен 21 олимпийский урок. Лекторская группа провела 16 бесед с презентациями «История олимпийских игр», 11 викторин «Олимпийские рекорды», в которых приняло участие 175 ребят. Победителями викторины стали учащиеся 1а, 2б.

Все классы приняли активное участие в творческих конкурсах.В школе оформлена выставка работ учащихся. Победителями школьного этапа стали:

  • конкурс литературных работ: Добрев Петр (1а), Боголюб Иулиания (4а), Рощина Кристина (4а), Осипова Кристина (4б), Тимошенко Елена (9б).
  • конкурс рисунков: Бычковская Ульяна (1а), Шорохова Виталина (1б), Парфенов Степан (1б), Дябденко Софья (1б), Райлян Роман (4б), Ефременко Руслан (4а), Осипова Кристина (4б), Швец Савелий (4а).
  • конкурс буклетов: Колесникова Антонина (3в), Боголюб Иулиания (4а), Носатова Анастасия (8).
  • конкурс листовок: Шуршиков Алексей (4а), коллективная работа 2а класса.
  • конкурс плакатов: Головина Ирина, Очкалова Татьяна (9а).

Работы – победители школьного этапа направлены для участия в муниципальном конкурсе.

Ученики 3в класса выступили перед ребятами начальной школы с агитбригадой «Здоровые люди», призывая всех заниматься спортом и соблюдать режим школьника.

Волонтерская команда 8 класса «Бросок» в рамках акции провела ряд мероприятий: выступление агитбригады «Снова и снова скажем народу: «Зависимость может украсть свободу!»; распространение листовок «Только здоровые привычки», анкетирование «Твое отношение к наркотикам».

На городской конкурс отправлена исследовательская работа Носатовой Анастасии «Привычкам вредным – НЕТ! А спорту скажем – ДА!».

В школьной библиотеке оформлена выставка литературы под девизом «Быть здоровым – это модно».

В рекреации школы оформлен стенд «Здоровье как стиль жизни».

Вся информация о проводимых мероприятиях в рамках акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» размещена на сайте школы, Дневнике.ру и стенде «Быстрее, выше, сильнее».

Источник

Профилактика здорового образа жизни
методическая разработка

Статья, о представлении здорового образа жизни в молодежной среде

Скачать:

Вложение Размер
predstavlenie_o_zdorovom_obraze_zhizni_v_podrostkovoy_molodezhnoy_srede.docx 112.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Представление о здоровом образе жизни в подростковой (молодежной) среде

Жулябина Ирина Петровна

Социальный педагог ГБОУ № 188

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Проблема сохранения и укрепления здоровья населения становится крайне актуальной на современном этапе развития общества. На фоне высоких темпов депопуляции населения, кризиса ценностных ориентаций, низкого уровня знаний про основы здорового образа жизни, нерациональной организации режима двигательной активности, слабой мотивации к занятиям физической культурой и негативной динамики употребления табака, алкоголя и наркотических веществ, проблема сохранения и укрепление здоровья подростков приобретает все большую актуальность [3, 5, 7].

Бурное развитие науки и техники, высокие требования к подготовке будущих специалистов вызвали осложнения учебных программ, их интенсификацию, увеличили число раздражителей, которые постоянно влияют на организм подростков.

Вместе с этим, проблеме повышения качества жизни, уровня здоровья и теоретико-методологическим основам формирования здорового образа жизни у подростков посвятили свои исследования многие ученые [8, 12]. В своих исследованиях ученые рассматривают общетеоретические вопросы формирования здорового образа жизни у разных групп населения, социальную ценность здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья. Вопросы формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи на здоровый образ жизни исследовались во многих работах [8, 16, 24, 28, 35].

Таким образом, учитывая насущную проблему и научно-практические потребности в ее решении, а также учет состояния обоснованности этой социально-воспитательной проблемы, представляется довольно аргументированной потребность в ее дальнейшей разработке. Вышеназванные обстоятельства позволили определиться с направлением исследования, которое состоит в оценке осведомленности подростков о факторах здорового образа жизни, а также мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Цель исследования – изучение уровня осведомленности подростков о здоровом образе жизни.

Объект исследования – формирование здорового образа жизни у подростков.

Предмет исследования – осведомленность подростков о факторах здорового образа жизни.

Гипотеза исследования. Предполагается, что современные подростки обладают низкой осведомленностью о здоровом образе жизни, а также низкой физической подготовленностью.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать современное состояние проблемы формирования здорового образа жизни у подростков.

2. Оценить уровень осведомленности подростков о здоровом образе жизни.

3. Оценить уровень физической и функциональной подготовленности подростков.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.

2. Социологический опрос (анкетирование).

3. Педагогическое тестирование: оценка уровня здоровья и физической подготовленности подростков.

4. Методы математической статистики.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ

1.1. Теоретические основы формирования ценностей здорового образа жизни у подростков

Сегодня общепризнанным является тот факт, что здоровье и благополучие населения являются ключевыми факторами экономического и социального развития любой страны. Перспективы развития и существования государства в значительной степени зависят от того, как происходит процесс воспроизводства основ производительных сил, а именно людских ресурсов. Молодежь является залогом, резервом и двигателем развития стран, их настоящего и будущего [40].

Здоровье формируется в результате взаимодействия определенных внешних и внутренних факторов. Признаками индивидуального здоровья являются: специфическая и неспецифическая резистентность к действию стрессорных факторов; показатели роста и развития; уровень физического и функционального состояния организма; наличие хронических заболеваний или дефектов развития; уровень моральных и волевых установок.

Понятие здоровья является ключевым, поскольку именно оно является и конечной целью здоровьесберегающей деятельности, и определяющей предпосылкой любой человеческой деятельности в целом. Состояние здоровья является одним из решающих факторов формирования личности молодого человека.

Так как именно оно определяет выбор будущей деятельности, возможность всестороннего развития личности, ее социального утверждения. Более того, состояние здоровья также влияет на общую подготовленность человека, его духовное и физическое развитие, будущие достижения в сфере профессиональной деятельности [11, 15, 17].

Осложнение социально-экономической ситуации и кризисные явления в обществе стали причиной снижения активности молодежи, замедления ее физического и психического развития, отклонений в социальном поведении. В результате этого, проблема сохранения здоровья личности становится особенно актуальной, что подтверждает официальная статистика и результаты эпидемиологических исследований, согласно которым состояние здоровья населения страны значительно хуже, чем в индустриально развитых странах. Вышеизложенное актуализирует проблему сохранения и укрепления здоровья подростков, определение стратегии развития образования, с позиций формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) [14].

Забота о здоровье и его укрепление является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его жизнедеятельности.

Здоровье является целостным, многомерным динамическим состоянием, которое развивается в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции [2, 8, 18].

Важнейшее значение в общей культуре отводится культуре здоровья как общечеловеческой ценности. Культура здоровья личности обуславливается жизненными приоритетами человека (наличием позитивных целей и ценностей); вдумчивым и осмысленным отношением к своему здоровью, рациональной организацией здорового образа жизни, который позволяет управлять состоянием человека исходя из его индивидуальных особенностей организма, а также реализовывать программы самореализации.

Формирование культуры здоровья личности реализуется в системе образования и тесно связано с методологией обучения основам здорового образа жизни [27].

В то же время реальная система образования зачастую приводит к ухудшению состояния здоровья детей и молодежи.

Интенсификация учебного процесса, увлечение компьютерными играми, недостаток возможностей для занятий физической культурой и спортом – главные причины гиподинамии подростков и студентов.

Кроме того, большинство руководителей и педагогов образовательных учреждений слабо владеют специальными знаниями и умениями диагностики состояния здоровья, организации физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях.

Индивидуальное здоровье человека является системообразующим фактором, которое нужно оценивать в динамике и практико-ориентированном здоровом образе жизни. При этом критерии состояния здоровья следует рассматривать с позиции повышения или сохранения его количественного и качественного потенциала как при относительно высоком уровне здоровья, так и при наличии каких-либо отклонений, физических дефектов, тех или иных заболеваний.

Здоровый образ жизни представляет собой определенную деятельность личности или группы людей, которая направлена на сохранение и улучшение, укрепление здоровья.

На сегодняшний день единого толкования понятия «здоровый образ жизни» нет, но суть его заключается в одном — сохранении здоровья человека.

Здоровый образ жизни это:

1) рациональный индивидуальный режим жизни, способствующий здоровью (психическая активность, здоровое питание, надлежащее духовное режим, личная гигиена, отказ от курения и злоупотребления алкоголем);

2) активное участие в формировании социальных отношений, способствующих сохранению и развития личности;

3) гигиеническое рациональное поведение с учетом требований окружающей среды;

4) сознательное участие в организации условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;

5) разумное отношение к мероприятиям по охране здоровья при заболевании [29].

Выполнение представленных составляющих ЗОЖ для подростков имеет практический смысл, поскольку не требует дополнительных материальных затрат и времени.

Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья, вследствие соблюдения которого, повышается трудовая активность, создается физический и душевный комфорт, активизируется жизненная позиция, защитные силы организма, укрепляется общее состояние, снижается частота заболеваний и обострений хронических заболеваний [9, 28].

Существует два направления формирования здорового образа жизни: первое – это создание и развитие положительных для здоровья условий; второе – редукция негативных факторов риска для здоровья.

Формирование здорового образа жизни на сегодня должно стать комплексной, системной и целенаправленной деятельностью ученых, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, семьи, других социальных институтов, которые будут непосредственно направлены или косвенно касаться формирования, сохранения, укрепления, восстановления здоровья молодого поколения [1, 17].

Под понятием «ценности здорового образа жизни» мы понимаем системное и динамическое психическое образование личности на основе эмоционально-ценностой сферы, совокупности знаний о здоровье, которые обязательно реализуются в заведомо выбранном образе жизни [29].

Данные научных исследований свидетельствуют о том, что формирование навыков ЗОЖ у подростков должно осуществляться по пяти основным направлениям:

  1. нормативно-правовым (создание в повседневной жизни и обучении подростков для формирования у них навыков здоровьесберегающего поведения),
  2. организационно-педагогическим (связанным с координацией усилий учителей и руководящего состава ЗОЖ по обеспечению образования и воспитания подростков в сфере здоровьесберегающей поведения),
  3. научно-методическим (обеспечивается построением образовательных программ таким образом, чтобы изменить отношение подростков к своему здоровью),
  4. психолого-педагогическим (изучение ценностных установок подростков в сфере здоровьесберегающего поведения и связано с оказанием помощи им в преодолении внутренних противоречий при оценке здоровья в системе ценностных ориентаций);
  5. оздоровительно-физкультурным (обеспечивает жесткую регламентацию поведения подростков в процессе занятий физическими упражнениями, повышение положительной мотивации к занятиям и насыщенности межличностных контактов).

При формировании ЗОЖ необходимо учитывать такие компоненты [34]:

  1. потребностно-мотивационный, отражающий потребности, мотивы, интересы и желание, направленные на здоровый образ жизни;
  2. содержательный, направленный на овладение необходимой системой знаний,
  3. деятельностный, предполагающий умение подростков самостоятельно решать задачи физического воспитания;
  4. творческий, характеризующийся умением моделировать ЗОЖ;
  5. рефлексивный, обуславливающий сознательную деятельность.

Специалисты [28, 29, 34] отмечают, что стратегической целью образования должно быть создание среды, которая будет способствовать физическому и нравственному воспитанию молодежи, поддержанию и укреплению их уровня здоровья, воспитанию культуры здоровья, формированию навыков здорового образа жизни, которые будут снижать негативное действие внешних и внутренних факторов среды, а также повышать стрессоустойчивость молодежи.

1.2. Факторы, влияющие на формирование у подростков ценностей здорового образа жизни и мотивации к двигательной активности

Перестройка системы образования поставила перед школой задачу коренного и всестороннего улучшения базовой подготовки и физического воспитания будущих специалистов [24].

Изменение целевой направленности физического воспитания, суть которого сводится к формированию физической культуры личности, требует улучшения качества обучения, разработки новых педагогических и организационных основ, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение и воспитания, формирования у подростков ценностей здорового образа жизни, мотивации к здоровьесберегающей деятельности [14, 19].

Однако наиболее важным мотивом для решения основных задач в сфере двигательной активности является укрепления здоровья. Мотивами для этого может быть: обеспечение потребности в движении; получение дополнительных знаний, умений и навыков; улучшение работоспособности и двигательных качеств; расширение своих физических возможностей для улучшения качества жизни [4, 5].

Среди компонентов, которые необходимо учитывать при формировании здорового образа жизни выделяют потребностно-мотивационный (потребности, мотивы, интересы и желания, направленные на ЗОЖ) [10, 12, 16]. На формирование вышеуказанного компонента влияет ряд факторов и условий:

  • убеждения, потребности, мотивы, интересы обладают направляющей и побуждающей силой к активности. Поскольку потребности и интересы тесно связаны с эмоциями, большое значение имеют психологический комфорт и позитивный настрой, на основе которых формируется положительное отношение к занятиям физическими упражнениями.
  • важной задачей современной системы образования встала задача формирования умений самостоятельного получения знаний и творческого их применения. В то же время творческая деятельность лучшим образом осуществляется в благоприятной психологической обстановке. Систематическое подкрепление любой цели предметом и положительными эмоциями приводит к формированию самостоятельного мотива, иначе говоря, происходит «сдвиг» мотива на цель;
  • снятие оценки и временных ограничений, демократический стиль общения, ситуация выбора, личностная значимость;
  • воспитание потребности в занятиях физической культурой командными методами невозможно, поскольку это противоречит естественному сопротивлению принуждению, поэтому нужно руководствоваться настоящим интересом к занятиям;
  • для поддержания интереса к занятиям физическими упражнениями должны использоваться задачи оптимальной сложности, поскольку чрезмерно легкие и трудные задачи подавляют активность в достижении результатов деятельности;
  • использование проблемных задач наилучшим образом соответствуют особенностям интеллекта в студенческом возрасте;
  • эффективное использование соревновательной деятельности на занятиях физической культурой для положительного влияния на мотивационно-ценностное отношение школьника. Данный подход позволяет активизировать их деятельность в овладении двигательными умениями, навыками и в развитии физических качеств. Однако соревновательные упражнения, тесты должны быть доступными, выполняться без негативных эмоций, в комфортных условиях и стимулировать, таким образом, желание к физическому совершенствованию;
  • необходимо учитывать преимущества подростков в выборе вида физкультурно-спортивной деятельности;
  • слабое физическое развитие и недостаточная двигательная подготовленность могут объясняться недостаточной мотивацией, которая не является возбуждающим фактором к физическому совершенствованию.
  • с ростом уровня знаний, физических качеств, двигательных умений и навыков увеличивается потребность в занятиях, формируется положительная мотивация. А это, в свою очередь, осуществляется в ходе непрерывных, систематических занятий.

1.3. Характеристика здоровьесберегающих технологий у подростков

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, которая направлена на сохранение и упрочение здоровья участников образовательного процесса, на формирование здорового образа жизни воспитанников и всего коллектива, на создание здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения. Данная деятельность направлена на создание оптимальных условий для сохранения, укрепления и формирования здоровья всех участников образовательного процесса в образовательном учреждении. Эта система состоит из методов, приемов, способов решения задач здоровьесбережения [38].

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение возможности школьнику сохранить здоровье за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни [9].

Главной задачей учителя физической культуры является не только качественное преподавание и передача школьникам необходимых знаний, умений и навыков своего предмета, но и содействие сохранению здоровья, активному пропагандированию здорового образа жизни среди школьников, формирование физически и духовно здоровых граждан государства.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н.К. Смирнов:

1. «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

3. Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья [38].

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1) технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

2) технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности подростков;

3) разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

В современной школе существует понятие культуры здорового образа жизни личности, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Главной задачей учителя физической культуры является не только качественное преподавание и передача школьникам необходимых знаний, умений и навыков своего предмета, но и содействие сохранению здоровья, активному пропагандированию здорового образа жизни среди подростков, формирование физически и духовно здоровых граждан государства [24, 26, 43, 44].

Важным звеном физической культуры является целенаправленное формирование здорового образа жизни, который основан на фундаментальных знаниях о здоровье, убеждениях и мотивации, а также устойчивом стереотипе систематически заниматься своим здоровьем; привитии навыков организации режима дня и повседневной физической активности.

Настоящая культура физической деятельности упорядочивает поведение человека, способствует воспитанию чувства ответственности, дисциплинированности личность. Исходя из этого, систематическая двигательная активность является базисом культуры здоровья личности, ее фундаментальным компонентом.

Известно, что повышение уровня здоровья связано, прежде всего, не только с развитием медицины, но и с сознательной умственной работой самого школьника по восстановлению и развитию жизненных ресурсов [32, 33].

Здоровьесберегающая деятельность школы может быть организована с помощью таких форм и методов, как:

− дни и недели здоровья;

− спортивные школьные праздники;

− участие в районных спортивных соревнованиях;

− беседы о здоровье с учащимися и их родителями;

− оформление классных и школьных «Уголков здоровья» и др.

В школах и высших учебных заведениях в учебный процесс внедрены здоровьесберегающие образовательные технологии.

Данное направление включает психолого-педагогические технологии, программы, методы, обеспечивающие воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих сохранению, укреплению здоровья, представление о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. В связи с этим остаются важными вопросы оздоровления организма, иммуномодуляции, правильного развития и функционирования систем.

Двигательная активность является одним из важнейших факторов формирования общей культуры общества, где здоровье школьника является не только медицинской, но и экономической и социальной проблемой. Показатели двигательной активности формируют фундамент здоровьеформирующего воспитания подростков [35, 37, 38].

Уровни физической и функциональной подготовленности являются основными критериями оценки эффективности двигательной активности, где физическая подготовленность занимает особое важное место [44, 45].

Вопрос физической подготовленности в контексте здоровья позволяет сформировать взгляд на культуру общества, уровень мотивации подростков к различным формам двигательной активности, заинтересовать в пропаганде здорового образа жизни.

Выводы по первой главе

Сохранение и укрепление здоровья нации зависит во многом от отношения каждого индивидуума к своему здоровью. Формирование рационального отношения к здоровому образу жизни, пропаганда здорового образа жизни является важными приоритетами государственной политики. Проблема здоровья молодежи приобретает особую остроту в условиях сложной современной действительности, так как постоянные стрессовые, социальные, экологические и психические загрузки оказывают негативное влияние на здоровье населения. Основой решения проблемы формирования и сохранение здоровья школьника есть такая организация учебной деятельности в школе, в которой создается личная установка каждого школьника на здоровье, уверенность в себе и своих возможностях.

Одной из важнейших задач физического воспитания в школе является формирование у подростков устойчивого интереса и мотивации к физическому самосовершенствованию как основного фактора их качественной жизнедеятельности.

Несмотря на многочисленное количество исследований, направленных на изучение и повышение мотивации подростков на здоровый образ жизни и к занятиям физической культурой и спортом, отмечается отсутствие согласованности между теорией и практикой. Теоретический анализ современных литературных источников показал, что физическое воспитание отражает уровень целенаправленного использования физических упражнений с целью укрепления здоровья и гармонического развития личности.

Согласно современным концепциям занятия физическим воспитанием и спортом оказывают тренирующее воздействие на подростка: повышаются умственная и физическая работоспособность, уровень развития двигательных качеств, формируются и совершенствуются жизненно важные двигательные умения и навыки.

Анализ научных исследований свидетельствует о значительном интересе ученых к решению проблемы, касающейся формированию здорового образа жизни у подростков. Однако в практическом отношении данная проблема требует дальнейшего изучения осведомленности подростков о здоровом образе жизни, современных направлениях и тенденциях внедрения здоровьеформирующих технологий в процесс физического воспитания студенческой молодежи. Полученные результаты побудили нас к оценке представлений подростков о здоровом образе жизни, а также их физической подготовленности, как необходимой составляющей здорового образа жизни.

ГЛАВА II. ОЦЕНКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

2.1. Методы и организация исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.

2. Социологический опрос (анкетирование).

3. Педагогическое тестирование: оценка уровня здоровья и физической подготовленности подростков.

4.Методы математической статистики.

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы

Анализируя отечественную научно-методическую литературу в соответствии с темой и задачами исследования, особое внимание было сосредоточено на изучении проблемы формирования здорового образа жизни у подростков. Было проанализировано 45 работ, включая современную периодику, научно-методические пособия по проблеме исследования, авторефераты диссертационных работ. В результате теоретического анализа и обобщения литературных данных, была сформулирована цель работы, объект, предмет исследования, выбраны методы исследования и контингент исследуемых.

2. Социологический опрос (анкетирование)

Анкетирование проводилось с участием подростков. В анкетировании принимало участие 30 подростков (15 девочек и 15 мальчиков), средний возраст респондентов составил от 13,5±0,21 лет. Среди них был произведен опрос относительно представлений об основных составляющих здорового образа жизни по специально разработанной анкете, представленной ниже.

Исследование анонимное, анкеты подписывать не надо. Внимательно прочитайте вопрос и ответы. Выберите наиболее устраивающий Вас вариант ответа и обведите его номер. На некоторые вопросы можно выбрать несколько вариантов ответов.

1. Часто ли Вы болеете инфекционными заболеваниями?
а) Да
б) Нет

в) Не знаю
2. Проводите ли Вы профилактику простудных заболеваний?
а) Да
б) Нет
3. Какие элементы здорового образа жизни Вы используете для укрепления здоровья?

б) Приём витаминов

в) Правильное питание и зарядку

д) Всё выше перечисленное

е) Ничего из выше перечисленного
4. Ведёте ли Вы здоровый образ жизни?
а) да
б) нет
в) стараюсь вести
5. Проходите ли Вы ежегодный медицинский осмотр в целях профилактики заболеваний?
а) да
б) нет

в) стараюсь проходить
6. Считаете ли Вы инфекционные заболевания опасными для Вашего здоровья?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить

7. Из каких источников Вы получаете информацию о здоровом образе жизни?

а) на учебных занятиях

б) из средств массовой информации

в) через интернет

г) из специальной литературы

д) не получаю
8. Считаете ли Вы необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?

а) считаю, что это необходимо

б) считаю, что это важно, но не главное в жизни

в) эта проблема меня не волнует
9. Отмечали ли Вы, что здоровый образ жизни способствует у вас хорошему самочувствию?

10. Хотели бы Вы получать информацию о здоровом образе жизни?

в) затрудняюсь ответить

11. Отдаете ли вы предпочтение активному образу жизни и занятиям физическими упражнениями?

а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить

12. «Считаете ли Вы, что занятия физической культурой и спортом играют важную роль в укреплении здоровья»?

а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить

3. Педагогическое тестирование

Педагогическое тестирование проводилось с целью оценки функционального состояния и физической подготовленности подростков, что является важным показателем, отражающим здоровье и приверженность здоровому образу жизни.

Оценка функционального состояния системы внешнего дыхания подростков проводилась с помощью жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и дыхательных проб.

Функциональная проба Штанге определяла максимально возможное время задержки дыхания после глубокого вдоха. Функциональная проба Генчи определяла максимально возможное время задержки дыхания на выдохе. Оценка жизненной емкости легких проводилась с помощью спирометрии. Для оценки функционального состояния кардиореспираторной системы проводился расчет индекса Скибинского (формула 2.1) и индекса Руффье (формула 2.2).

индекс Скибинского = ЖЕЛ/100×проба Штанге, с / ЧСС (2.1)

Результаты оценивались по следующей шкале: менее 5 — очень плохо; 5-10 — неудовлетворительно; 10-30 — удовлетворительно; 30-60 — хорошо; 60 и более — очень хорошо.

Индекс Руффье (ИР) использовался для оценки функционального состояния сердечнососудистой системы и физической работоспособности по формуле 2.2.

где ИР — индекс физической работоспособности или индекс Руфье-Диксона, усл.ед.;

ЧСС 1 – величина ЧСС в состоянии относительного покоя за 15 с, уд/мин;

ЧСС 2 – величина ЧСС в первые 15 с после 30 приседаний за 45 с, уд/мин;

ЧСС 3 – величина ЧСС в последние 15 с первой минуты восстановления после дозированной физической нагрузки, уд/мин.

Результаты оценки физической работоспособности по индексу Руффье у подростков проводились по следующей шкале: отличная – до 0,5; хорошая – 0,5-5, удовлетворительная – 6-10, слабая – 11-15, очень плохая – свыше 15.

На основании результатов выполнения различных двигательных тестов были определены уровни развития силы, быстроты, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости, силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса.

• Для определения уровня развития быстроты выполнялся бег на дистанции 30 м. Результатом тестирования является время преодоления дистанции с точностью до десятой доли секунды.

• Для определения уровня развития ловкости использовали челночный бег 4 по 9 м. Результатом тестирования является время преодоления дистанции с точностью до десятой доли секунды.

• Гибкость оценивалась с помощью наклона туловища вперед из положения сидя.

• Для определения скоростно-силовых качеств использовали прыжок в длину с места. Результатом тестирования является дальность прыжка в сантиметрах в лучшей из двух попыток.

• Оценка силовой выносливости мышц спины осуществлялась из положения лежа на животе на кушетке так, чтобы верхняя часть туловища до гребней подвздошных костей находилась на весу, руки на поясе. Школьник выполняет разгибание туловища и удерживает статическое положение. Определяют время (в секундах) удержания туловища.

• Для оценки силовой выносливости мышц живота применялся тест, описанный далее. Школьника сажали на пол с полусогнутыми в тазобедренном и коленном суставах ногами и туловищем, отклоненным назад на 60 градусов; руки согнуты в локтях и расположены под затылком. Определяют время (в секундах) удержания.

5. Методы математической статистики

Для обработки результатов исследования по оценке функционального состояния и физической подготовленности подростков применялись основные статистические характеристики выборки:

— среднее арифметическое значение выборки (x);

— стандартное отклонение (S);

— ошибка среднего арифметического (m).

Математико-статистическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью пакетов прикладных программ «Statistica 8.0» (StatSoft, США) и электронных таблиц «Excel 2010» (Microsoft, США).

Методология педагогического исследования проводилась в 4 этапа.

На первом этапе исследования было изучено научно-методическую литературу отечественных авторов по проблеме здорового образа жизни у подростков. На данном этапе осуществлялся выбор объекта, предмета исследования, формулировка целей, задач, разработана программа педагогического эксперимента, методология исследования и рабочая гипотеза. Были использованы общенаучные исследовательский приемы: анализ, синтез, обобщение, сравнение.

На втором этапе был проведен социологический опрос 30 подростков (15 девочек и 15 мальчиков), средний возраст респондентов составил от 13,5±0,21 лет.. Среди них был произведен опрос по разработанной автором работы анкете. Проведена исходная оценка данных.

На третьем этапе был проведен анализ функциональной и физической подготовленности подростков. Проведена обработка полученных данных.

На четвертом этапе были систематизированы и проанализированы результаты экспериментальной работы, обобщены основные экспериментальные данные в теоретическом и практическом аспектах, сделаны выводы о реализации задач исследования, сформулированы практические рекомендации, подготовка работы к защите.

2.2. Оценка представлений подростков о здоровом образе жизни

Анализ ответов респондентов на первый вопрос представлен на рисунке 2.1. При детальном анализе ответов респондентов на вопрос «Часто ли Вы болеете инфекционными заболеваниями?» было показано, что 80% часто болеют, 10% — нет, 10% — не знают.

Таким образом, у большинства подростков данной возрастной категории существует достаточно высокая частота заболеваемости инфекционными заболеваниями.

Рис. 2.1. Анализ ответов респондентов на вопрос «Часто ли Вы болеете инфекционными заболеваниями?»

Анализ ответов респондентов на второй вопрос представлен на рисунке 2.2. При детальном анализе ответов подростков на вопрос «Проводите ли Вы профилактику простудных заболеваний?» было показано, что 80% подростков не проводят никаких мероприятий по профилактике и лишь 20% проводят.

Рис. 2.2. Анализ ответов респондентов на вопрос «Проводите ли Вы профилактику простудных заболеваний?»

Среди опрошенных относительно приверженности определенным элементам здорового образа жизни (рис. 2.3) ответы распределились таким образом: закаливание – 10%, прием витаминов – 50%, правильное питание и здоровый образ жизни – 20%, все вышеперечисленное – 10%, ничего из вышеперечисленного – 10%.

Рис. 2.3. Анализ ответов респондентов на вопрос « Какие элементы здорового образа жизни Вы используете для укрепления здоровья»?

Анализ ответов респондентов на четвертый вопрос анкеты представлен на рисунке 2.4. Заслуживают внимания ответы на вопрос « Ведёте ли Вы здоровый образ жизни»?, которые показали, что 80% респондентов не ведут его и лишь 10% — ведут.

Рис. 2.4. Анализ ответов респондентов на вопрос « Ведёте ли Вы здоровый образ жизни»?

При детальном анализе ответов подростков на вопрос «Проходите ли Вы ежегодный медицинский осмотр в целях профилактики?» было выявлено, что 80% его не проходят и лишь 10% подростков – проходят, 10% — стараются проходить. Анализ ответов респондентов на этот вопрос представлен на рисунке 2.5.

Рис. 2.5. Анализ ответов респондентов на вопрос «Проходите ли Вы ежегодный медицинский осмотр в целях профилактики заболеваний»?

Анализ ответов респондентов на шестой вопрос представлен на рисунке 2.6. При детальном анализе ответов респондентов на вопрос «Считаете ли Вы инфекционные заболевания опасными для Вашего здоровья» было показано, что 80% респондентов считают их опасными, 10% — не считают опасными и еще 10% — затрудняются с ответом.

Таким образом, у большинства подростков данной возрастной категории существует достаточная осведомленность об опасности вышеперечисленных инфекционных заболеваний, однако у них вовсе отсутствует приверженность к ведению здорового образа жизни.

Рис. 2.6. Анализ ответов респондентов на вопрос «Считаете ли Вы инфекционные заболевания опасными для Вашего здоровья»?

Ответы подростков относительно получения информации о здоровом образе жизни на рис. 2.7.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что почти половина опрошенных респондентов получают необходимую информацию через интернет: 20% — на учебных занятиях, 30% — из средств массовой информации, 10% — из специальной литературы, 30% — через интернет; 10% — не получают.

На вопрос «Считаете ли Вы необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни»? 40% подростков ответили, что считают это необходимым, 20% — необходимым, но не главным в жизни; 40% — вообще не главным.

Рис. 2.7. Анализ ответов респондентов на вопрос «Из каких источников Вы получаете информацию о здоровом образе жизни»?

Анализ ответов респондентов относительно этого вопроса представлен на рисунке 2.8.

Рис. 2.8. Анализ ответов респондентов на вопрос «Считаете ли Вы необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни»?

При детальном анализе ответов подростков на вопрос «Отмечали ли Вы, что здоровый образ жизни способствует у вас хорошему самочувствию?», результаты которого представлены на рисунке 2.9., было выявлено, что у 70% респондентов здоровый образ жизни не способствует хорошему самочувствию; у 20% — способствует; у 10% — не знают.

Рис. 2.9. Анализ ответов респондентов на вопрос «Отмечали ли Вы, что здоровый образ жизни способствует у вас хорошему самочувствию»?

На вопрос «Хотели бы Вы получать информацию о здоровом образе жизни»? 60% подростков ответили «Да», 30% – «Нет», 10% — затрудняются ответить. Анализ ответов респондентов относительно этого вопроса представлен на рисунке 2.10.

Рис. 2.10. Анализ ответов респондентов на вопрос «Хотели бы Вы получать информацию о здоровом образе жизни»?

Результаты ответа на вопрос «Отдаете ли вы предпочтение активному образу жизни и занятиям физическими упражнениями»? представлены на рисунке 2.11.

Рис. 2.11. Анализ ответов респондентов на вопрос «Отдаете ли вы предпочтение активному образу жизни и занятиям физическими упражнениями»?

Отдают предпочтение занятиям физическими упражнениями только лишь 20% респондентов (6 человек), подавляющее большинство (70%) – не предпочитает активный образ жизни.

Результаты ответа на вопрос «Считаете ли Вы, что занятия физической культурой и спортом играют важную роль в укреплении здоровья»? представлены на рисунке 2.12.

Результаты ответа на вопрос 2.12 свидетельствуют о том, что большинство подростков все-таки считает занятия физической культурой важным компонентом здорового образа жизни, однако предпочтений к занятиям физической культурой и спортом у них не выявлено.

Рис. 2.12. Анализ ответов респондентов на вопрос «Считаете ли Вы, что занятия физической культурой и спортом играют важную роль в укреплении здоровья»?

Низкая осведомленность и приверженность здоровому образу жизни стала основанием для оценки уровня функциональной и физической подготовленности подростков.

2.3. Оценка уровня физического здоровья и физической подготовленности подростков

Результаты оценки функционального состояния дыхательной системы и сердечнососудистой у подростков представлены в таблице 2.1.

Полученные результаты позволяют оценить устойчивость организма подростков к смешанной гиперкапнии и гипоксии и отразить общее состояние системы транспорта кислорода во время задержки дыхания на фазе глубокого вдоха или выдоха.

Сравнение показателей функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной системы у подростков

Показатель, ед. измерения

Жизненная емкость легких, мл

Индекс Скибинского, усл. ед.

Индекс Руффье, усл.ед.

Снижение относительно нормы показателей дыхательных проб и жизненной емкости легких свидетельствует о меньшей резистентности дыхательного центра к гипоксии и сниженных адаптационных возможностях системы внешнего дыхания у подростков данной возрастной группы.

Сниженные значения жизненной емкости легких свидетельствуют о слабом развитии дыхательных мышц у подростков и школьниц и низкой подвижности грудной клетки, что требует целенаправленного влияния на увеличение функциональных резервов системы внешнего дыхания с помощью физической культуры. Это же подтверждается достаточно низкими значениями индекса Скибинского.

Средний показатель индекса Скибинского расценивается как удовлетворительный, что свидетельствуют о недостаточности функциональных возможностей органов дыхания и кровообращения, а следовательно, и о снижении устойчивости к развитию гипоксических состояний у подростков.

Детальная оценка результатов индекса Руффье у подростков представлена на рисунке 2.13.

Рис. 2.13. Значения физической работоспособности по индексу Руффье у подростков

Как видно из результатов, представленных на рисунке 2.13, у всего лишь 10% девочек и 12% мальчиков наблюдалась хорошая физическая работоспособность, у 62% и 64% соответственно – удовлетворительная, у 28% и 24% – слабая.

Результаты оценки физической подготовленности подростков представлены в таблице 2.2. Как видно из результатов таблицы 2.2, у обследуемых подростков отмечались сниженные силовые возможности мышц спины и живота.

Средние результаты силовой выносливости мышц спины у девочек составили 25,12±1,99, у мальчиков – 29,22±1,89; силовой выносливости мышц брюшного пресса — 23,12±1,25 с и 26,92±1,35 с соответственно.

Показатели физической подготовленности у подростков

Показатель, ед. измерения

«Челночный бег» 4 × 9 м, с

Прыжок в длину с

Наклон туловища из положения сидя, см

Показатели, характеризующие скоростные способности и ловкость также отставали от нормативных значений.

Выводы по второй главе

Таким образом, результаты проведенного опроса относительно осведомленности подростков о здоровом образе жизни, не может остаться без внимания педагогов современных образовательных учреждений. При детальном анализе ответов респондентов на первый вопрос «Часто ли Вы болеете инфекционными заболеваниями?» было показано, что 80% подростков (24 человека) часто болеют. Однако 80% подростков (24 человека) не проводят никаких мероприятий по профилактике заболеваний и только лишь 20% (6 человек) — проводят.

Анализ ответов респондентов на вопрос «Какие элементы здорового образа жизни вы используете для профилактики инфекционных заболеваний»? показал, что большинство подростков (50 %, 15 человек) предпочитают прием витаминов в качестве профилактики и только лишь 20% (6 человек) предпочитают здоровый образ жизни.

80% опрошенных респондентов не ведут здоровый образ, что требует проведения просветительских мероприятий по пропаганде здорового образа жизни среди молодежи, более того такое же количество подростков не проходят ежегодный медицинский осмотр в целях профилактики и лишь 10% подростков – проходят.

80% опрошенных респондентов считают инфекционные заболевания опасными для здоровья.

Анализ ответов респондентов на вопрос «Из каких источников Вы получаете информацию о здоровом образе жизни»? свидетельствуют о том, что почти половина опрошенных респондентов (12 человек) получают необходимую информацию через интернет.

С необходимостью придерживаться принципов здорового образа жизни согласились 40% подростков (12 человек), а для 40% — это вообще не является главным.

У 70% респондентов (21 школьник) здоровый образ жизни не предотвращает возникновение инфекционных заболеваний; а у 20% — предотвращает.

Позитивным моментом является то, что 60% подростков хотели бы получать информацию о профилактике инфекционных заболеваний и только 30% – не хотели бы.

Отдают предпочтение занятиям физическими упражнениями только лишь 20% респондентов (6 человек), подавляющее большинство (70%) – не предпочитает активный образ жизни.

70% подростков (21 человек) согласились с тем, что занятия физической культурой и спортом играют важную роль в укреплении здоровья, а 20% — не согласились.

Проведенный опрос свидетельствует о необходимости разработки специальных мероприятий по повышению осведомленности подростков относительно важности ведения здорового образа жизни, а также занятий спортом. В подтверждение этому были данные физической и функциональной подготовленности подростков.

Их уровень функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной системы характеризовался сниженными резервами респираторной системы, удовлетворительными результатами индекса Скибинского и Руффье. У 10% девочек и 12% подростков наблюдалась хорошая физическая работоспособность, у 62% и 64% соответственно – удовлетворительная, у 28% и 24% – слабая.

Данные физической подготовленности подростков характеризовались сниженными силовыми возможностями мышц спины, живота, а также гибкости, скорости и ловкости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Здоровый образ жизни подразумевает строгое соблюдение правил личной гигиены, высокую приверженность к занятиям физической культурой и спортом, игнорирование вредных привычек и сознательно негативное отношение к ним. Формирование здорового образа жизни человека происходит под влиянием многих социальных, биологических и экологических факторов, где ведущую роль играет семья, компания друзей, средства массовой информации, учреждения образования. Проблема формирования ориентации на здоровый образ жизни является очень актуальным вопросом, что обусловлено тенденцией снижения уровня здоровья молодежи, а также гиподинамией в условиях современного образовательного процесса.

Основой решения проблемы формирования и сохранение здоровья школьника есть такая организация учебной деятельности в школе, в которой создается личная установка каждого школьника на здоровье, уверенность в себе и своих возможностях.

Одной из важнейших задач физического воспитания в школе является формирование у подростков устойчивого интереса и мотивации к физическому самосовершенствованию как основного фактора их качественной жизнедеятельности. Несмотря на многочисленное количество исследований, направленных на изучение и повышение мотивации подростков на здоровый образ жизни и к занятиям физической культурой и спортом, отмечается отсутствие согласованности между теорией и практикой. Теоретический анализ современных литературных источников показал, что физическое воспитание отражает уровень целенаправленного использования физических упражнений с целью укрепления здоровья и гармонического развития личности.

2. Результаты проведенного опроса подростков вызывают обеспокоенность о том, что лишь немногая часть из них отдает предпочтение активному образу жизни и занятиям физическими упражнениями, что крайне необходимо для укрепления здоровья.

Настораживает тот факт, что большая часть подростков не проводят никаких мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, не придерживаются правил здорового образа жизни, не занимаются спортом и не следуют принципам рационального питания, что негативно влияет на состояние здоровья современной молодежи и повышает их восприимчивость к различным заболеваниям.

Во время детального анализа ответов респондентов было выявлено, что они очень часто болеют инфекционными заболеваниями, однако не отдают предпочтение соблюдению здорового образа жизни и не считают его важным фактором профилактики инфекционных заболеваний.

Это требует повышенного внимания со стороны педагогов современных образовательных учреждений, так как лишь небольшая часть подростков получают информацию о здоровом образе жизни на учебных занятиях, однако больше половины опрошенных респондентов хотели бы получать информацию о профилактике инфекционных заболеваний.

3. На основании полученных результатов оценки функционального и физического состояния подростков было выявлено, что у подростков наблюдались сниженные относительно нормы показатели дыхательных проб, индекса Скибинского, жизненной емкости легких, индекса Руффье, что свидетельствуют о сниженных адаптационных возможностях кардиореспираторной системы. Результаты тестирования их физической подготовленности также показали низкие результаты оценки всех исследуемых качеств: гибкости, скорости, ловкости, скоростно-силовых качеств и выносливости.

Таким образом, в данной работе была подтверждена гипотеза о том, что современная молодежь обладает низкой осведомленностью и приверженностью к соблюдению здорового образа жизни.

Данное обстоятельство требует разработки целенаправленных мероприятий по повышению мотивации на здоровый образ жизни и занятий физической активностью. Необходимо побуждать население к физически активному образу жизни, повышать доступности этих видов оздоровления, доносить актуальную и ценную информацию о здоровом образе жизни с помощью средств массовой информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдель Крим. Формирование осанки подростков средствами физического воспитания: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. наук по физ. воспитанию и спорту: спец. 24.00.02 «Физическая культура, физическое воспитание разных групп населения». – Ровно, 2015. – 24 с.
  2. Алеева Ю.В., Н.В. Попова. Педагогические условия формирования мотивации подростков к занятию физической культурой // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 2. – С. 7-10.
  3. Амосова Ю.Е. Формирование ценностей здорового образа жизни у подростков педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки // Вестник ЧГПУ, 2009. – № 9. – С. 16–28.
  4. Андреева Е. В. Система ценностных ориентаций как основа формирования рекреационной культуры подростков // Теория и методика физической культуры. – Алматы, 2015. – № 2. – С. 51–59.
  5. Ахмерова С.Г. Здоровый образ жизни и его формирование в процессе обучения // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 2017. – № 2. – С. 37-40.
  6. Батрымбетова, С.А. Здоровье и социально–гигиеническая характеристика современного студента / С.А. Батрыибетова // Гуманитарные методы исследования в медицине: состояние и перспективы. – Саратов, 2007. – С. 165–179.
  7. Белова Т.Ю. Комплексный подход в формировании мотивационноценностных ориентаций в учебно-тренировочном процессе подростков специализации «Легкая атлетика» в техническом вузе // Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой: в 2 т. – Томск: ТГПУ, 2017. — Т. 1. — С. 21-25.
  8. Болотин А.Э., Селюкин Д.Б. Структура и содержание педагогической концепции физического воспитания подростков на основе ценностей здорового образа жизни // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». – 2015. – № 7. – С. 32-34.
  9. Боярская Л. А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы: учеб. пособие / [науч. ред. В. Н. Люберцев] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 120 с.
  10. Буйнов Л. Г. О мотивации к здоровому образу жизни подростков педагогического университета // Молодой ученый. – 2015. – № 6. – С. 730–732.
  11. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студентов вузов / А.А. Васильков. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 381 с.
  12. Воронов М. В., Токман А.А., Карпов В.В. Модель формирования у подростков мотивации к сохранению и укреплению здоровья // Вестник Костромского государственного университета им. НА Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. – 2016. – Т. 22. – №. 1. – С. 229-233.
  13. Воронов Н.А., Аршинова Н.Г., Емельянова Л.В. Физическая культура и личность // Роль инноваций в трансформации современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 104-106.
  14. Гафиатулина, Н.Х. Специфика отношения учащейся молодежи России к здоровью в социокультурном контексте: автореф. дис. . канд. социолог. наук / Гафиатулина Н.Х. – Ростов–н/Д., 2007. – 24 с.
  15. Гиря А.В., Фисунова Н.В. Ориентация на здоровый образ жизни как основа воспитательного процесса в современной школе // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 20 сент. 2015 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 3 (5). – С. 328–330.
  16. Грохова А. П. Влияние рекреативной культуры на формирование здорового образа жизни будущих инженеров-педагогов в процессе профессиональной подготовки // Физическое воспитание подростков. – 2012. – № 6. – С. 52–56
  17. Давыдов В. Ю., Коваленко Т. Г., Краснова Г. О. Оздоровительный фитнесс для детей и взрослых на специальных мячах. – Волгоград: [б. и.], 2014. – 86 с.
  18. Зайцева Т.Н. Сколиоз у детей: новые подходы к лечению // Актуальные вопросы современной медицины: материалы II Международной конференции Прикаспийских государств. – 2017. – С. 52–54.
  19. Захарина Е. А. Формирование мотивации к двигательной активности в процессе физического воспитания подростков высших учебных заведений: автореф. дис. … канд. наук по физ. воспитанию и спорту : 24.00.02; НУФВСУ. – Киев, 2008. – 22 с.
  20. Земба Е. А. Факторы здорового образа жизни // Молодая спортивная наука: материалы Междунар. науч.-практ. конф., (Минск, 8-10 апреля 2014 г.). – Минск: БГУФК, 2015. – Ч. 2. – С. 112-114.
  21. Зысманов Б. М. Педагогические условия формирования здорового образа жизни подростков в образовательном пространстве: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 «Общая педагогика, история педагогики и образования», «Теория и методика профессионального образования»; Смол. гос. ун-т. – Смоленск, 2006. – 20 с.
  22. Иванов В.Д., Матина З.И. Формирование навыков здорового образа жизни у младших подростков // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3. — № 1. — С. 79-89.
  23. Кажен С.Ж. Формирование основ здорового образа жизни у учащихся в рамках урочной и неурочной деятельности по физической культуре // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1213-1215.
  24. Кашуба, В. А. Скрининг показателей физического здоровья подростков в процессе физического воспитания // Теория и методика физической культуры. – 2016. – № 4. – С. 65-74.
  25. Козина, Г. Ю. Физкультурно–оздоровительная деятельность как социальный фактор формирования здоровья современной студенческой молодежи: автореф. дис. . канд. социолог. наук / Козина Г.Ю. – Пенза, 2007. – 24 с.
  26. Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Балышева Н.В. Причины снижения интереса подростков к занятиям физической культурой и спортом // Физическое воспитание подростков. — 2016. – № 1. – С. 22–30.
  27. Марков В.В. Основи здорового образа жизни и профилактикаболезней. — М.: Академия, 2011. – 320 с.
  28. Павлина И. П. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни подростков средствами физического воспитания (в системе дополнительного образования) // Материалы Международной научно-практической конференции «Воспитательная работа в современном вузе» (23 октября 2014 г.). – 2017. – С. 260-267.
  29. Паначев, В.Д. Исследование факторов ЗОЖ подростков // Социологические исследования. — 2016. – № 11. – С. 12-15.
  30. Перевозникова, Н.И. Роль физической культуры и спорта в вузе / Н.И. Перевозникова // Материалы V Междунар. науч.–практич. конф. «Физическая культура и здоровье студентов вузов» 23 янв. 2009 г. Санкт-Петербург, Россия. – СПб.: СПбГУП, 2009. – С. 58–59.
  31. Петрушин В. И. Валеология: учебное пособие / В. И. Петрушин, Н. В. Петрушина – М. : Гардарики, 2003. – 432 с.

Пивоварова, И. В. Здоровый образ жизни в системе ценностей современной молодежи / И. В. Пивоварова, Е. Ю. Мелкова // Здоровый образ жизни российской молодежи. – 2014. – С. 93–94

Соловьев М.Г. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / М.Г. Соловьев. Ставрополь, СГУ, 2016. – 111 с.

Источник

Читайте также:  Стратегия формирования здорового образа жизни населения до 2025 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector