Меню

Основы здорового образа жизни лекция для студентов



Лекция на тему: «Основы здорового образа жизни студента»

«Основы здорового образа жизни студента»

Введение

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармо­ничное развитие личности. Оно является важн ейшей предпо­сылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни — это образ жизни, основан­ный на принцип ах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позво­лять до глубокой старости сохранять нравственное, психиче­ское и физическое здоровье.

Охрана собственного здоровья — это непосредственная обя­з анность каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружаю­щих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным обра­зом жизни уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходи­мо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физ­культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — сло­вом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Бее стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия — производственно-трудовом, социально-экономическом, по­литическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учеб­ном — в конечном счете, определяются уровнем здоровья.

Существуют различные подходы к определению понятия «здоро­вье», которые можно классифицировать следующим образом:

1) здоровье — это отсутствие болезней;

2) «здоровье» и «норма» — понятия тождественные;

3) здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант.

Общее для этих определений в том, что здоровье понимается как нечто противо­положное болезни, отличное от нее, как синоним нормы.

Поэтому понятие «здоровье» можно определить следующим обра­зом: здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, соци­альных и биологических функций.

Какие содержательные характеристики используются при рассмотрении здоровья? Наиболее широкое распространение в настоящее время получил функциональный подход. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, в частности, выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека, семьи, общества социальным последствием болезней человека.

В связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие «практически здоровый человек», поскольку возможны патологические изменения, которые существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Однако при этом чаще всего не учиты­вается, какую цену организм платит за сохранение работоспособности. В ряде случаев цена может быть настолько высокой, что грозит серьез­ными последствиями здоровью и работоспособности в будущем, по­скольку изменения в организме до определенного уровня могут не сказываться на субъективных ощущениях и даже не отражаться на функции того или иного органа и системы. Поэтому качественные и количественные характеристики как здоровья, так и болезни имеют до­вольно широкий диапазон толкования. В пределах его различия в степени выраженности здоровья определяются по многим критериям-признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации и др.

Происхождение болезни имеет два источника: состояние человеческого организма, т.е. «внутреннее основание» и внешние причины, на него воздействующие. Следовательно, для предупреждения болезней — повышения жизнеустойчивости организма есть два способа: или удаление внешних причин, или оздоровление, укрепление организма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать эти внешние причины. Первый способ мало надежен, поскольку человеку, живущему в обществе, практически невозможно устранить все внешние факторы болезни.

Второй способ более результативен. Он заключается в том, чтобы по мере возможности избегать поводов, провоцирующих болезни, и в то же время закалять свой организм, приучать его приспосабливаться к внешним влияниям, чтобы снизить чувствительность к действию не­благоприятных факторов. Поэтому способность к адаптации — один из важнейших критериев здоровья.

2. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности

Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качествен­ных» характеристик, которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудо­вой активности, степень миграционной подвижности людей, приобще­ние их к современным достижениям культуры, науки, искусства, тех­ники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха. В то же время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудо­вой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для про­филактики и укрепления здоровья.

Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производитель­ность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. В условиях перехода к преимущественно интен­сивному типу развития производства здоровье наряду с другими каче­ственными характеристиками приобретает роль ведущего фактора экономического роста. Не случайно доля лиц, участвующих в общест­венном производстве, достигает своего максимального значения в воз­растных группах 30-39 и 40-49 лет. С 50 лет наблюдается снижение трудовой активности, в котором ведущую роль занимает фактор здо­ровья.

Уровень здоровья и физического развития — одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей оценивается возможность участия человека в определенных сферах тру­довой деятельности. Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизиологического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности.

Читайте также:  Настойка скорая помощь по зож

Ускорение ритма жизни и усложнение современного производства с высоким уровнем его механизации и автоматизации определяет зна­чительные нагрузки на организм, повышается значение таких качеств личности, как быстрота реакции, скорость принятия решения, собран­ность, сосредоточенность, внимательность, которые в большей мере определяются всем комплексом показателей здоровья людей.

Потребность в здоровье носит всеобщей характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом. Внимание к собствен­ному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности — все это показатели общей культуры человека.

Критериями социально-этической зрелости общества, уровня его гуманизации служат масштаб заботы государства о «фонде» здоровья своих граждан, реальные достижения в этой области. Гуманистическое направление охраны и укрепления здоровья общества всегда возлагает на личность ответственность не только за свое валеологическое пове­дение перед обществом, коллективом, близкими людьми, но и за отно­шение к своему собственному здоровью как социальной ценности.

3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье

Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявля­ется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образова­ния, воспитания.

Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, со­провождающих ее переживаний. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жиз­недеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие — для занятий физическими упражнениями, третьи — на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.

Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет ре­альную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятель­ности, типов поведения. Обладая определенной автономностью и цен­ностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышле­ния. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.

Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности явля­ется ее стиль жизни. Это поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и вклю­чающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни при­обретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и целена­правленные волевые акты самовоздействия. Этот уровень саморегуля­ции становится возможен при развитости иерархии мотивов личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направлен­ностью интересов и ценностных ориентации, обобщенных социальных установок.

Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевремен­ный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной рабо­ты во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время ус­тановлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студен­тов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24—30%, на режим питания — 10—16%, на режим двигательной актив­ности — 15—30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболе­ваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5—6 лет обу­чения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Так, по данным обследования 4000 студентов МГУ (Б.И. Новиков) зафиксировано ухудшение состояния их здоровья за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов I курса за 100%, то на II курсе оно снизилось в среднем до 91,9%, на III — до 83,1, на IV курсе — до 75,8%.

Эти факты позволяют сделать вывод, что практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохра­нение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам.

4. Здоровый образ жизни студента

В последние годы активизировалось внимание к здорово­му образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последую­щим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представ­лять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адап­тивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросре­ду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывает­ся психофизиологический потенциал личности, актуализируется про­цесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть обще­культурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особен­ностей поведения, способности построить себя как личность в соответ­ствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

Читайте также:  Что такое популяризация здорового образа жизни

Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целе­сообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в. коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказываю­щий развивающее воздействие на личность.

Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упоря­доченность, используя некоторые устойчивые структурные компонен­ты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, ре­гулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается фи­зическими упражнениями, использует закаливающие процедуры. Ус­тойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности: после учебной недели один выходной день посвящается общению с друзьями, другой — домашним делам, третий — занятиям физической культурой.

Эти характеристики здорового образа жизни устойчивы по отноше­нию к постоянно меняющимся, многочисленным воздействиям окру­жения человека. Они образуют своего рода барьеры, ограждающие его от необходимости все время реагировать на многообразие существую­щих вокруг суждений, мнений, оценок, требований. Внутри этих гра­ниц студент волен регулировать свои действия, опробовать новые об­разцы поведения. С одной стороны, устойчивые и повторяющиеся компоненты жизнедеятельности обращены к личности, связаны с ее индивидуальными предпочтениями, с другой — они не являются ее изобретением, а складываются и приобретают культурное значение в процессе общения людей, в ходе их повседневной практики.

Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для раз­вития самой личности. Между реальным образом жизни и порождае­мой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, система отношений в нем. Важно не только то, как студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценоч­ное и нормативное понятие.

Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориента­ции студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимают­ся студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с цен­ностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония по­знавательных (научные и житейские знания), психологических (фор­мирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), со­циально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэто­му в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью об­щественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориента­ции, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности.

Для студента с высоким уровнем развития личности характерно не только стремление познать себя, но желание и умение изменять себя, микросреду, в которой он находится. Путем активного самоизменения и формируется личностью ее образ жизни. Самосознание, вбирая в себя опыт достижений личности в различных видах деятельности, проверяя физические и психические качества через внешние виды де­ятельности, общение, формирует полное представление студента о себе. Одновременно с этим в структуру самосознания включаются идеалы, нормы и ценности, общественные по своей сути. Они присва­иваются личностью, становятся ее собственными идеалами, ценностя­ми, нормами, частью ядра личности — ее самосознания.

5. Влияние окружающей среды на здоровье

В настоящее время накоплен обширный научный матери­ал, доказывающий непосредственное воздействие целого ряда факто­ров окружающей среды (климат, погода, экологическая обстановка) на здоровье человека.

На основе обширного материала биометрология (наука, занимаю­щаяся изучением зависимости самочувствия от погоды) разработала своеобразный «календарь» болезней, характерных для средних геогра­фических широт северного полушария. Так, зимой грипп и простуд­ные заболевания встречаются чаще, чем летом, однако, если стоит сухая зима, болеют меньше; если погода с резкими колебаниями тем­пературы, то сила ее воздействия сравнивается с уроном здоровью, на­носимым эпидемиями. Воспалением легких чаще болеют в январе; пик язвенных кровотечений приходится на февраль; ревматизм обостряет­ся в апреле. Для зимы и лета характерны кожные заболевания.

«Сезонно» работают и эндокринные железы: зимой основной обмен понижен из-за ослабления их деятельности; весной и осенью по­вышен, что сказывается на неустойчивости настроения.

На самочувствие оказывает влияние и изменение электромагнит­ного поля. В магнитоактивные дни обостряются сердечно-сосудистые заболевания, усиливаются нервные расстройства, повышается раздра­жительность, наблюдается быстрая утомляемость, ухудшается сон.

Установлено, что всплески солнечной активности разогревают внешние слои атмосферы Земли, меняют их плотность и химический состав, мощные потоки заряженных частиц и излучений вторгаются в атмосферу. От этого меняется и сама погода, и реакция на ее измене­ния у человека.

Экологическая обстановка также влияет на здоровье человека. На­рушение экологического равновесия или так называемые экологичес­кие ножницы опасны срывом механизма адаптации человека. Орга­низм отвечает различными расстройствами на вредные воздействия физических излучений; профессиональными заболеваниями на непод­готовленность к новым профессиям; нервно-психической неустойчи­востью на информационные перегрузки и перенаселенность, чрезмер­ный шум в городах; аллергическими реакциями на изменение хими­ческого состава окружающей среды.

Способность приспосабливаться к отрицательным воздействиям различна у людей с разным уровнем здоровья, физической подготов­ленностью. Адаптационные особенности человека зависят от типа его нервной системы. Слабый тип (меланхолический) приспосабливается труднее и часто подвержен серьезным срывам. Сильный, подвижный тип (сангвинистический) психологически легче приспосабливается к новым условиям.

В то же время, как показали специальные исследования, у людей с более высоким уровнем физической подготовленности ус­тойчивость организма значительно выше, чем у лиц с низкой общей физической подготовленностью.

Читайте также:  Тематические вечера здоровый образ жизни

6. Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья, его самооценка

Отношение к здоровью обусловлено объективными обсто­ятельствами, в том числе воспитанием и обучением. Оно проявляется в действиях и поступках, мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. Дифференцируя отношение к здоровью на адекватное (разумное) и неадекватное (беспечное), мы тем самым условно выделяем два диа­метрально противоположных типа поведения человека по отношению к факторам, способствующим или угрожающим здоровью людей.

Критерием меры адекватности отношения к здоровью в поведении может служить степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативным требова­ниям медицины, санитарии, гигиены. В высказываниях мнений и суж­дений оно выступает как уровень осведомленности и компетентности индивида. Отношение к здоровью включает в себя и самооценку чело­веком своего физического и психического состояния, которая являет­ся своего рода индикатором и регулятором его поведения. Самооценка физического и психического состояния выступает в качестве реально­го показателя здоровья людей, так как обнаружена довольно высокая ступень (70—80% случаев) ее соответствия объективной характерис­тике здоровья.

Каждый человек хочет быть здоровым. Однако даже в ситуации бо­лезни люди нередко ведут себя неадекватно своему состоянию, не го­воря уж о том, что в случае отсутствия болезни они далеко не всегда соблюдают санитарно-гигиенические требования. Очевидно, причина несоответствия между потребностью в здоровье и ее действительной повседневной реализацией человеком заключается в том, что здоровье обычно воспринимается людьми как нечто безусловно данное, как сам собой разумеющийся факт, потребность в котором хотя и осознается, но подобно кислороду, ощущается лишь в ситуации его дефицита. Чем адекватнее отношение человека к здоровью, тем интенсивнее забота о нем. Так, о необходимости большей заботы о своем здоровье высказа­лось 25,9% лиц с хорошей самооценкой, 36,8% — с удовлетворитель­ной и 58,8% — с плохой. Среди причин, побуждающих заботиться о здоровье, первое место занимает «ухудшение здоровья» — 24,4%, вто­рое — «осознание необходимости этого» — 17,4%, а затем следуют дру­гие факторы.

В повседневной жизни забота о здоровье ассоциируется прежде всего с медициной, лечебными учреждениями и врачебной помощью. Отмечено, что лица с хорошей самооценкой здоровья в случае болезни чаще обращаются к врачу (44,2%), чем с плохой (28,6%). Наиболее бес­печны в этом отношении лица с удовлетворительной самооценкой здо­ровья, они не прибегают к врачебной помощи в 33% случаев, зато чаще используют помощь лекарственных средств — 22,3%, в то время как лица с хорошей самооценкой реже — в 13,7% случаев.

Чем объяснить более низкую потребность обращения к врачу в слу­чае болезни людей, имеющих плохую самооценку здоровья? Прежде всего неорганизованностью их жизнедеятельности. Косвенно это под­тверждается тем, что среди таких лиц преобладают те, кто не делает утреннюю гимнастику, не совершает вечерних прогулок, не приобщен к занятиям спортом, не соблюдает режим питания.

Различия, обусловленные самооценкой здоровья, наблюдаются и в образе жизни респондентов. Среди тех, кто оценивает свое здоровье как хорошее, в два раза больше регулярно выполняющих утреннюю гимнастику — 15,4%, чем среди удовлетворительно оценивающих его — 7,1% и почти в три раза больше, чем в группе с плохой самооцен­кой — 5,5%. Соответственно в этих группах соотношение занимаю­щихся спортом: 15,8, 8,9, 3,5%.

Одной из главных причин этих различий являются факторы мотивационного порядка, в частности осознание человеком меры своей от­ветственности за сохранность и укрепление здоровья. Так, если лица с хорошей самооценкой здоровья в 52,5% случаев считают, что «состо­яние здоровья человека прежде всего зависит от него самого», то лица с удовлетворительной и плохой самооценкой — соответственно в 35,5 и 37,3%.

В соответствии с этим имеет смысл выделить два типа ориентации (отношений) к здоровью. Первый — в охране здоровья ориентирован прежде всего на усилия самого человека, или условно «на себя». Вто­рой — преимущественно «вовне», когда усилиям человека отводится второстепенная роль. К первому типу относятся, в основном, лица с хорошей самооценкой здоровья; они являются преимущественно интериалами, которых характеризует склонность приписывать ответственность за результат своей деятельности собственным усилиям и спо­собностям. Ко второму типу относятся лица преимущественно с пло­хой и удовлетворительной самооценкой здоровья, экстериалы, припи­сывающие ответственность за результаты своей деятельности внеш­ним силам и обстоятельствам. Следовательно, характер заботы чело­века о здоровье связан с его личностными свойствами. Отсюда следу­ет, что воспитание адекватного отношения к здоровью неразрывно связано с формированием личности в целом и предполагает различия в содержании, средствах и методах целенаправленных воздействий.

Заключение

Важный элемент здорового образа жизни — личная гигиена. Он включает в себя рациональный суточный режим, уход за те­лом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивиду­альные различия людей н е позволяют рекомендовать один вари­ант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов дея­тельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну — основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истоще­ние нервной системы, ослабление защитных сил орган из ма, сни­жение работоспособности, ухудшение самочувствия.

Список литературы

1. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И.Ильинича. М.: Гардарики, 2005.

Источник

Adblock
detector