Меню

Определите какими средствами автор передает контрастность следующих сцен после бала



После бала:.

Определите, какими средствами автор передаёт контрастность следующих сцен:
Первая часть : Зала у предводителя;
хозяева бала, гости; варенька; полковник на балу; ИванВасильевич.
Вторая часть: Утренняя улица, площадь ; прохожие, солдаты; наказываесый солдат; полковник перед строем солдат; ИванВасильевич.
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА

Ответ:Ответ:Бал – чудесный, зала – прекрасная, буфет – великолепный, музыканты – знаменитые, мотив мазурки звучит беспрерывно.

Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее “сияющее, разрумянившееся лицо с ямочками и ласковые, милые глаза”.

Отец Вареньки – красивый, статный свежий с белыми усами, белыми бакенбардами с блестящими глазами, радостной улыбкой, широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.

Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженным умилением.

— Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой воспринимает “с восторженным умилением”? (Влюбленность, возвышенные чувства, близость любимой, молодость, красота) .

Во второй части рассказа краски темнеют: что-то большое, черное.

На доске записаны ключевые слова: в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке, Солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания.

Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

Источник

После бала:.

Определите, какими средствами автор передаёт контрастность следующих сцен:
Первая часть : Зала у предводителя;
хозяева бала, гости; варенька; полковник на балу; ИванВасильевич.
Вторая часть: Утренняя улица, площадь ; прохожие, солдаты; наказываесый солдат; полковник перед строем солдат; ИванВасильевич.
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА

Ответ:Ответ:Бал – чудесный, зала – прекрасная, буфет – великолепный, музыканты – знаменитые, мотив мазурки звучит беспрерывно.

Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее “сияющее, разрумянившееся лицо с ямочками и ласковые, милые глаза”.

Отец Вареньки – красивый, статный свежий с белыми усами, белыми бакенбардами с блестящими глазами, радостной улыбкой, широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.

Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженным умилением.

— Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой воспринимает “с восторженным умилением”? (Влюбленность, возвышенные чувства, близость любимой, молодость, красота) .

Во второй части рассказа краски темнеют: что-то большое, черное.

На доске записаны ключевые слова: в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке, Солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания.

Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

Источник

«После бала».
Определите, какими средствами автор передаёт контрастность следующих сцен:
Утренняя улица, площадь.
Прохожие, солдаты.
Наказываемый солдат.
Полковник перед строем солдат.
Иван Васильевич.

— Э, Одарка! — сказала веселая красавица, оборотившись к одной из девушек, — у тебя новые черевики! Ах, какие хорошие! И с золотом! Хорошо тебе, Одарка, у тебя есть такой человек, который все тебе покупает; а мне некому достать такие славные черевики.

— Не тужи, моя ненаглядная Океана! — подхватил кузнез, — я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит.

-Ты? — сказала, скоро и надменно поглядев на него, Оксана.— Посмотрю я, где ты достанешь черевики, которые бы я могла бы надеть на свою ногу. Разве принесешь те самые, которые носит царица.

— Видишь, каких захотела! — закричала со смехом девичья толпа.

— Да,— продолжала гордо красавица,— будьте все вы все свидетельницы: если кузнец Вакула принесет те самые черевички, которые носит царица, то вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж.

Девушки увели с собою капризную красавицу.

— Смейся, смейся! — говорил кузнец, выходя вслед за ними.— Я сам смеюсь над собою! думаю, и не могу вздумать, куда девался ум мой. Она меня не любит,— ну, бог с ней! будто только на всем свете одна Оксана. Слава богу, дивчат много хороших и без нее на селе. Да что Оксана? с нее никогда не будет доброй хозяйки; она только мастерица рядиться. Нет, полно, пора перестать дурачиться.

Но в самое то время, когда кузнец готовился быть решительным, какой-то злой дух проносил пред ним смеющийся образ Оксаны, говорившей насмешливо: «Достань, кузнец, царицыны черевики, выйду за тебя замуж!» Все в нем волновалось, и он думал только об одной Оксане.

Толпы колядующих, парубки особо, девушки особо, спешили из одной улицы в другую. Но кузнец шел и ничего не видал и не участвовал в тех веселостях, которые когда-то любил более всех.

Источник

После бала:.

Определите, какими средствами автор передаёт контрастность следующих сцен:
Первая часть : Зала у предводителя;
хозяева бала, гости; варенька; полковник на балу; ИванВасильевич.
Вторая часть: Утренняя улица, площадь ; прохожие, солдаты; наказываесый солдат; полковник перед строем солдат; ИванВасильевич.
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА)))

Ответ:Бал – чудесный, зала – прекрасная, буфет – великолепный, музыканты – знаменитые, мотив мазурки звучит беспрерывно.

Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее “сияющее, разрумянившееся лицо с ямочками и ласковые, милые глаза”.

Отец Вареньки – красивый, статный свежий с белыми усами, белыми бакенбардами с блестящими глазами, радостной улыбкой, широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.

Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженным умилением.

— Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой воспринимает “с восторженным умилением”? (Влюбленность, возвышенные чувства, близость любимой, молодость, красота) .

Во второй части рассказа краски темнеют: что-то большое, черное.

На доске записаны ключевые слова: в весеннем мокром тумане, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами, кузнец в засаленном полушубке, Солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, страшная картина наказания.

Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

Источник

Определите какими средствами автор передает контрастность следующих сцен после бала

Подробное решение Страница / Часть 2 124-142стр. по литературе для учащихся 7 класса, авторов Петровская Л.К. 2010

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.Какое впечатление произвёл на вас рассказ? О чём заставил задуматься?

Рассказ произвел очень сильное впечатление, вначале было интересно читать о том, как проходит бал, а о том, когда автор описывал сцену наказания татарина, становится не по себе, чувствуешь боль от жестокости происходящего. Рассказ заставил задуматься о тех диких временах, когда такая жестокость вообще была возможна.

2.О чём повествует рассказ? Каков его сюжет?

Рассказ повествует о случае, которому стал свидетелем Ивана Васильевич, сам рассказчик, когда он был молод. Он рассказал о том, как был на балу, где ухаживал за дочерью военного начальника. Автор подробно описывает бал и свои эмоции и ощущения. Однако после бала он сталкивается с жестокой реальностью, и добродушный полковник предстает перед ним с самой жестокой стороны. Увиденная картина избиения солдата, резкий контраст после бального веселого настроения навсегда изменяет жизнь и судьбу рассказчика.

3.Как Толстой строит рассказ, чтобы точнее и убедительнее донести до читателя свой замысел?

Понаблюдайте за особенностями композиции рассказа.

Почему автор не сам рассказывает эту историю, а передаёт повествование герою — Ивану Васильевичу?

Это происходит для того, чтобы передать идею глазами непосредственного свидетеля этих событий и на основе его восприятия помочь читателю глубже прочувствовать его душевное состояние.

Читайте также:  Какое хорошее средство для загара для светлой кожи

Почему в рассказе, помимо главных событий — бала и наказания солдата, — есть ещё «обрамление», то есть части, которые непосредственно не связаны с сюжетом, а представляют собой беседу уже пожилого Ивана Васильевича с молодёжью? О чём эта беседа?

Это «обрамление» служит определенной экспозицией и завязкой действия, которые объединяют эти две части. Иван Васильевич спорит с молодежью, что не только большое влияние на судьбу человека оказывает среда, он уверен, что в основном дело в случае.

Почему рассказ, большая часть которого посвящена описанию бала и любви Ивана Васильевича к Вареньке, назван «После бала»?

Скорее всего Толстой остановился именно на этом названии, так как события после бала — и есть истинное отражение действительности, правды жизни, а не то напускное, что обычно бывает на балах и других светских мероприятиях.

Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» состоит из двух резко противопоставленных частей: бал у предводителя и расправа с солдатом. Вторая сцена имеет особое значение для понимания смысла произведения, именно она дала название рассказу — «После бала».

Вы, конечно, почувствовали, что обе части рассказа резко противопоставлены. Понаблюдайте, какими сред-ствами автор передаёт контрастность этих сцен. Сопос-тавьте, как описаны:

в первой части бала

у предводителя хозяева бала:

«добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера», «добродушная, как и он, жена его в бархатном плюсовом платье, в бриллиантовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны»

гости

«все смотрели и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины…»

Варенька:

«Высокая, стройная, грациозная и величественная», «веселая улыбка у рта, прелестных блестящих глаз, милого, молодого существа»

«видел только высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, её сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза»

полковник на балу:

«Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки».

у полковника были старомодные сапоги — «обтянутые штрипками, — хорошие опойковые сапоги, но не модные … старинные, с четвероугольными носками и без каблуков». Эта «мелочь», как мне кажется, является еще одним подтверждением любви полковника к своей дочери, но и говорит о консервативности героя, его приверженности к «старым нормам» жизни.

Иван Васильевич:

«Был я в то время студентом в провинциальном университете. Не знаю, хорошо ли это, или дурно, но не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились. Был я очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый. Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями (коньки еще не были в моде), кутил с товарищами (в то время мы ничего, кроме шампанского, не пили; не было денег — ничего не пили, но не пили, как теперь, водку). Главное же мое удовольствие составляли вечера и балы. Танцевал я хорошо и был не безобразен.»

Во второй части

«Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою снег таял на дорогах, и со всех крыш капало. Жили Б. тогда на конце города, подле большого поля, на одном конце которого было гулянье, а на другом — девический институт. Я прошел наш пустынный переулок и вышел на большую улицу, где стали встречаться и пешеходы и ломовые с дровами на санях, достававших полозьями до мостовой. И лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, казавшиеся в тумане очень высокими, все было мне особенно мило и значительно.

Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то, другая, жесткая, нехорошая музыка.»

площадь прохожие:

«— Что это они делают? — спросил я у кузнеца, остановившегося рядом со мною.

— Татарина гоняют за побег, — сердито сказал кузнец, взглядывая в дальний конец рядов.»

«— О господи, — проговорил подле меня кузнец.»

солдаты:

«Пройдя шагов сто, я из-за тумана стал различать много черных людей. Очевидно, солдаты. «Верно, ученье», — подумал я и вместе с кузнецом в засаленном полушубке и фартуке, несшим что-то и шедшим передо мной, подошел ближе. Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались. Позади их стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию.»

наказываемый солдат:

«При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня солдат решительно выступил шаг вперед и, со свистом взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина. Татарин дернулся вперед, но унтер-офицеры удержали его, и такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той. Полковник шел подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу. Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Этобыло что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека».

полковник перед строем солдат:

«И не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.»

«Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат.

— Я тебе помажу, — услыхал я его гневный голос, — Будешь мазать? Будешь?

И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.

— Подать свежих шпицрутенов! — крикнул он, оглядываясь, и увидал меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся.»

Иван Васильевич:

«А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался домой и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидал опять все и вскочил. Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, — думал я про полковника. — Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня». Но сколько я ни думал, я не мог понять того, что знает полковник, и заснул только к вечеру, и то после того, как пошел к приятелю и напился с ним совсем пьян.

Читайте также:  Чем прижечь папилломы лекарственные средства

Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было — дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», — думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался — и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился.»

«Любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видаться с ней. И любовь так и сошла на нет.»

Выпишите эпитеты, которыми характеризуются герои, их действия и настроения в сцене бала, а затем — во второй части рассказа. В чём их различие? Какие цвета при этом преобладают в первой и во второй частях? Почему в первой части писатель широко использует определения, а во второй — глаголы и глагольные фор-мы? Прочитайте, например, предложение «Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу, наказываемый. » до слов «тянули его назад». Зачем автор так «перегрузил» предложение глагольными формами? Чего он достигает этим?

Сопоставьте «звуковое оформление» обеих частей.

С какой целью автор строит рассказ на основе противопоставления, или антитезы?

4.Как вы объясните восторженное, приподнятое настроение Ивана Васильевича на балу? Почему вы верите в искренность прекрасной, возвышенной его любви к Вареньке? Какое чувство испытывает он в сцене наказания солдата? Как это его характеризует?

Иван Васильевич жил жизнью, которой жили многие другие молодые люди той эпохи. Он не задумывался о каких-либо нравственных категориях, важных делах. Как и свойственно всем молодым людям — Иван Васильевич влюбился. Он полюбил девушку по имени Варенька, которая была дочерью полковника Б. Девушка была красива и не лишена внимания многих молодых людей. Однажды, Иван Васильевич очутился на балу у одного богатого камергера, который являлся губернским предводителем дворянства. На этом шикарном балу была и возлюбленная Ивана Васильевича. С которой он танцевал почти весь вечер. В этот момент Иван Васильевич чувствовал себя счастливым человеком. Он не знал? отвечает ли ему девушка взаимностью, но ее улыбка, взгляд делали его счастливым. Иван Васильевич был опьянен своим чувством, все вокруг ему казалось прекрасным.

После бала, находясь под впечатлением от этого шикарного действа, Иван Васильевич не может заснуть. И молодой человек принимает решение отправиться в дом к полковнику Б., чтобы еще раз увидеть свою любимую Вареньку. На пустыре, перед домом полковника, Иван Васильевич увидел, как солдаты вели другого солдата-татарина, который был привязан к прикладам. Этот солдат был наказан за побег и проходя сквозь строй, он подвергался жестоким ударам со стороны других солдат. Рядом с этим строем Иван Васильевич увидел отца своей любимой, который бил по лицу солдата, который, по мнению полковника, недостаточно сильно бил наказанного. Эта сцена заставила Ивана Васильевича задуматься: как может так жестоко поступать человек, который на балу был таким веселым, заботливым по отношению к дочери? Увиденное перед домом полковника повлияло на Ивана Васильевича. Он передумал быть военным. Эта картина даже охладила чувства Ивана Васильевича к Вареньке. Иван Васильевич понимал, что, наверное. полковник поступил так, как было нужно, как было принято. Но, должна быть и моральная сторона поступков. Бить беззащитного человека — это безнравственно. Таким образом, Лев Николаевич Толстой показал, что человек (в данном случае Иван Васильевич), не решается открыто высказать свой протест против происходящего, а то, что произошло, было порождением существующих в государстве порядков, беззакония. Но, внутри Ивана Васильевича бурлит протест против существующего строя, против законов и устоев, по которым живет современное ему общество.

5.Какое чувство у вас вызывает полковник на балу? Почему? Искренна ли его любовь к дочери? Как к нему относятся гости?

Почему же совершенно иное чувство вызывает он в сцене экзекуции, хотя автор в обеих сценах характеризует его одними и теми же эпитетами: «высокая статная фигура»? Как вы объясните его жестокость? Какие детали портрета и поведения полковника помогают понять привычность и будничность творимой им жестокости? Как вы считаете, лицемерил ли он на балу, а в сцене наказания проявил своё истинное лицо? Или у вас есть другое объяснение его контрастного поведения?

Внешность полковника довольно привлекательна на балу: «Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки».

Кульминацией вечера стал танец полковника со своей дочерью. Сколько любви, нежности и гордости за красавицу Вареньку было во взгляде полковника! Все гости любовались на эту красивую пару, радовались и умилялись их хорошим отношениям, любви отца к дочери.

Толстой заостряет наше внимание на одной существенной детали: у полковника были старомодные сапоги — «обтянутые штрипками, — хорошие опойковые сапоги, но не модные … старинные, с четвероугольными носками и без каблуков». Эта «мелочь», как мне кажется, является еще одним подтверждением любви полковника к своей дочери, но и говорит о консервативности героя, его приверженности к «старым нормам» жизни.

Так заканчивается бал в губернаторском доме и первый эпизод рассказа. Вторая часть произведения повествует об утре следующего дня. Оно резко контрастирует с первым эпизодом — проходя мимо, рассказчик становится свидетелем наказания беглого татарина.

Он видит, как на плацу выстроились солдаты. Сквозь этот строй ведут обнаженного по пояс человека. Каждый из солдат должен ударить татарина по спине что есть силы. За исполнением этой «процедуры» строго следит командир, которым оказывается полковник Б.

Насколько положительным был портрет этого героя в первой части, настолько страшным и отвратительным он стал во второй. Хладнокровно следить за мучениями живого человека и еще наказывать за то, что кто-то из солдат жалеет беднягу и смягчает удар!

Важно и то, что это наказание происходило в первый день Великого поста, когда особенно строго нужно следить за чистотой своих помыслов и своих поступков. Но полковник не задумывается об этом. Он получил приказ и с большим рвением выполняет его.

Мне кажется, в своей «работе» герой напоминает машину, которая просто делает то, на что ее запрограммировали. А как же его собственные мысли, собственная позиция? Ведь полковник способен испытывать добрые чувства – это нам показал писатель в эпизоде бала. И поэтому «утренний эпизод» их жизни этого героя становится еще более страшным. Человек подавляет, не использует свои искренние добрые эмоции, прячет все это в военный мундир, прикрывается чужим приказом.

На примере полковника Б. Толстой поднимает две важные проблемы: личной ответственности за свои поступки, нежелания жить «осознанной жизнью» и разрушающей роли государства, заставляющей уничтожать в человеке человека.

Утренний эпизод шокирующее подействовал на рассказчика Ивана Васильевича. Он не понимал, кто прав, а кто виноват в этой ситуации, но только чувствовал всей душой, что происходит что-то неправильное, в корне неверное.

Читайте также:  Как вывести сахар из крови народными средствами

6.Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая? Почему его «любовь пошла на убыль»? Почему он отказался вообще от государственной службы? Согласны ли вы с ним или в чём-то могли бы поспорить? Как, по вашему мнению, сложилась его судьба? Почему он не считал свою жизнь «счастливо прожитой»? А как её оценили его молодые собеседники?

Суровая реальность поразила юношу. Он не мог и не хотел поверить, что рядом с праздником существует боль, страдание, жестокость, несправедливость. Герой признается, что «любовь с этого дня пошла на убыль» , потому что образ Вареньки постоянно воскрешал в его памяти картину «полковника на площади» , и ему становилось как-то неловко и неприятно, он стал все реже и реже с нею видеться. Более того, он отказался от карьеры военного, как планировал раньше.

На всю жизнь запомнил эту ужасную картину Иван Васильевич. Другими глазами посмотрел он на окружающих людей – и на себя тоже. Не умея изменить или остановить зло, юноша отказался от своего участия в нем.

Собеседники так оценили его:

«Скажите лучше: сколько людей никуда не годились, кабы вас не было» — возможно Иван Васильевич большую часть жизни посвятил воспитанию добра в душах подрастающего поколения.

7.Обобщая прочитанное, составьте устную характеристику Ивана Васильевича (происхождение, образ жизни, привязанности, характер). Определите своё отношение к нему.

Как относится к Ивану Васильевичу Толстой? Автор и рассказчик — близкие по убеждениям люди? Или вы заметили различие между ними?

Иван Васильевич — один из главных героев этого произведения. Это человек, который отрицает, что для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия жизни людей: “Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае”. И в доказательство своих слов он приводит случай из пройденного им жизненного пути, рассказывает об одном дне, который полностью перевернул его жизнь.

События разворачиваются в 40-е годы XIX века. В то время он был студентом в провинциальном университете, жил, как свойственно молодости, учился и веселился. Был бойким малым, катался с гор с барышнями, кутил с товарищами. Но главное его удовольствие составляли вечера и балы, так как танцевал он хорошо и был не безобразен.

Мы видим счастье человека, причем это счастье настоящее. Сам Иван Васильевич так описывает свое душевное состояние в тот момент: “Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро”. Он обнимал в то время весь мир своей любовью и боялся только одного — чтобы что-нибудь не испортило его счастья. Таков главный герой рассказа на балу.

После увиденного утром наказания солдата, желание поступить на военную службу у Ивана Васильевича исчезло, он решил не только не поступать на службу, но и вообще нигде не служить, чтобы всегда быть в ладах со своей совестью. Герой меняется нравственно. Происходит как бы прозрение, появляется другой взгляд на мир.

На образе главного героя рассказа “После бала” Л. Н. Толстой показал пробуждение в человеке совести, чувства ответственности за ближнего и любви к нему. В этом рассказе особенно силен обличительный пафос по сравнению с другими произведениями писателя. В нем есть элементы притчи, а идея просветительства противопоставляется идее духовного совершенствования. Такой взгляд на жизнь характерен для поздних произведений писателя. На мой взгляд, этот рассказ очень хорошо раскрывает нам человеколюбие Толстого, его настоящее отношение к жизни.

8.Кто, по-вашему, прав в споре? Что является решающим в выборе жизненного пути: «случай», как утверждал Иван Васильевич, или «среда», как считают спорящие с ним молодые люди? А как думает сам автор? Какова идея рассказа?

Думаем, споре правы и та и другая сторона. И среда и случай может перевернуть в жизни человека многое. Но самое главное – моральный, нравственный его выбор. Так например Иван Васильевич, который полностью изменился после случая с полковником.

Внешне согласившись и примирившись с поступками полковника, с порядками того времени, Иван Васильевич не мог забыть это и простить. Совесть каждого человека подсказывает ему, как надобно поступать. Так получилось и с Иваном Васильевичем, что отразилось на всей его дальнейшей судьбе.

Основная идея Толстого такова: даже не решаясь восстать открыто, человек восстает внутренне против ужасных порядков, беззаконий и пережитков прошлого, не умерших и в настоящем. Человек должен сам делать свой нравственный выбор и нести моральную ответственность за происходящее вокруг него, не оправдывая свое примирение со злом, с обстоятельствами.

9.Почему Толстой в 1903 году обратился к событиям 1840-х годов? Вспомните, что вы знаете о том времени. Подумайте, что волновало писателя в начале XX века, что побудило его к написанию рассказа «После бала».

В основе рассказа лежат события, произошедшие со старшим братом Льва Толстого — Николаем. В ту пору Лев Николаевич, будучи студентом, жил в Казани вместе с братьями. Николай Николаевич был влюблён в Варвару Андреевну Корейш — дочь военного начальника Андрея Петровича Корейша и бывал у них в доме. Но после увиденного им избиения беглого солдата под руководством отца девушки, чувства влюблённого быстро охладели, и он отказался от намерения жениться.

Эта история прочно осела в памяти Толстого, и много лет спустя он описал её в своём произведении. Прежде чем рассказ получил своё окончательное название, он назывался «Дочь и отец», потом — «А вы говорите».

В образе Ивана Васильевича — героя рассказа «После бала» — Л. Н. Толстой показал нам типичного человека того времени, студента, можно сказать, обывателя, стоящего в стороне от больших дел, живущего скромно и ничем не отличающегося от других внешне. Вместе с тем за этой безликой фигурой стоит нечто большее: через характер Ивана Васильевича Толстой показывает отношение каждого честного и порядочного человека к тому, что творится в стране. Писатель гневно обличает в доступной и изящной форме пороки того времени, когда был написан рассказ, отождествляя их с прошлым.

Иван Васильевич-рассказчик предстает перед нами убеленным сединами многоопытным, прожившим немалую жизнь человеком, можно сказать, учителем молодежи, человеком, имевшим влияние на молодежь и вызывавший у нее уважение. Он принимается рассказывать о «делах давно минувших дней». Зачем Толстой вводит этот прием? Именно для того, чтобы показать сходство между прошлым и настоящим.

10.Какие моменты «После бала» отражены в иллюстрациях художников (с. 131, форзац II части 2 учебного пособия)? Почему выбраны именно эти моменты? Как они помогают понять главную мысль рассказа?

На стр. 131 отражен эпизод в котором отец Вареньки, полковник танцует с дочерью на балу, а на форзаце момент, когда наказывают солдата под бдительным присмотром полковника.

Думаем, что эти моменты выбраны для того, чтобы сопоставить образ полковника, увидеть резкий контраст, который оставляет неизгладимое впечатления, помогает передать и объяснить то огромное внутреннее потрясение, которое пережил молодой человек — свидетель обоих сцен. Автор заставляет каждого из на пристально взглянуть на окружающий мир, почувствовать свою ответственность за происходящее.

Источник

Adblock
detector