Определи какое художественное средство использовано для выражения авторского отношения

Урок по литературному чтению для 1 класса «Художественное описание. Средства выражения авторского отношения к описываемому».

Выбранный для просмотра документ moya_fizminutka_dlya_1_klassa.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Повторяй движения за нами …

До новых встреч …

Выбранный для просмотра документ Открытый урок литературного чтения.docx

Открытый урок литературного чтения

Средства выражения авторского отношения к описываемому».

Цель: создать условия для развития умений анализировать средства, используемые автором для выражения своего отношения к описываемому.

Предметные УУД: осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера; понимание изобразительной природы художественного текста.

Регулятивные УУД: способность ставить учебные задачи, планировать и оценивать свою деятельность, работать со словарем.

Коммуникативные УУД: умение строить монологические высказывания, участвовать в диалоге.

Познавательные УУД: умение понимать фактическое содержание текста; умение ориентироваться в тексте через поиск ответов на вопросы к нему.

Личностные УУД : проявлять эмоциональное переживание художественного текста.

I этап. Организационный момент.

Сегодня нам автор поможет

Лучше героя понять.

И усилий немало приложит,

Чтоб ярче его показать.

II этап. Пятиминутка чтения. Дыхательная гимнастика.

Правую руку положите на грудь. Вдох-выдох (3 раза)

Надуваем шар (ш-ш-ш), спускаем шар (с-с-с).

Ло – ло – ло – на улице тепло.

Ать – ать – ать – мы пойдем … (гулять)

Ащ – ащ – ащ – мы наденем плащ.

Су – су- су – было холодно в лесу.

— Произносим чистоговорку по памяти, остаются только слоги.

III этап. Анализ прочитанного рассказа.

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей).

— О ком вы прочитали дома рассказ? (о воробье)

— Кто автор рассказа? (М.Горький)

— Вы узнали название рассказа? (Воробьишко).

— Как зовут главного героя? Назовите остальных героев рассказа?

Главные герои произведения М.Горького

— Какие особенности в разговоре воробьев вы услышали? Послушайте чириканье воробья.

— Что означают данные слова и высказывания?

Чересчур черна, чебурахнешься, чив-чив, чадо.

— Выполните задание ( www . cm . ru с.46 задание 1 электр. учебник)

— Как автор относится к герою Воробьишке?

— А почему автор не назвал рассказ «Воробей»?

— А нравится тебе мечта Пудика?

— Выберите качества, которые по вашему мнению, подходят Пудику и докажите.

Слова для справок: умный, несмышлёный, неопытный,

упрямый, вежливый, хвастливый, самоуверенный,

горделивый, воспитанный, любознательный.

IV этап. Первичное чтение рассказа.

— Прочитайте название рассказа.

— Кто автор этого произведения?

— Как вы думаете, о чем может быть этот рассказ?

— В России есть такие необычные места «Воробьевы горы» в Москве, «Заячий остров» в Санкт-Петербурге. (показ фото)

V этап. Вторичное чтение. Анализ текста.

— Правы ли вы были, что озеро названо в честь воробьев? А почему так названо?

— На какие две части можно разделить рассказ? (что слышал и видел автор)

— Прочитайте ту часть, в которой автор рассказывает о том, что слышал про Воробьиное озеро.

— Каким он его представлял? Что автора удивляло?

— Прочитайте вторую часть. Каким же оно по размерам в действительности?

— Что автора поразило, глядя на озеро?

— Как вы думаете, каждому дано увидеть эту красоту? (человеку, умеющему наблюдать, фантазировать)

У меня получилось…

Как настоящий читатель я смог…

V этап. Подведение итогов урока.

— Мы прочитали научные или художественные тексты?

— Прочитайте дома еще раз этот рассказ о Воробьином озере и нарисуйте острова-корабли с парусами-березами, как вы их представляете.

Выбранный для просмотра документ литературное чтение 1 класс.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Художественное описание Литературное чтение 1 класс

Сегодня нам автор поможет Лучше героя понять. И усилий немало приложит, Чтоб ярче его показать.

Ло – ло – ло – на улице тепло. Ать – ать – ать – мы пойдем … Ащ – ащ – ащ – мы наденем . Су – су- су – было холодно в лесу.

Ло – ло – ло – … Ать – ать – ать – … Ащ – ащ – ащ – … Су – су- су – …

Читайте также:  Как снизить высокий пульс при высоком давлении народные средства

Главные герои произведения М.Горького «Воробьишко»

Чересчур черна, чебурахнешься, чив-чив, чадо.

умный несмышлёный неопытный упрямый вежливый хвастливый самоуверенный горделивый воспитанный любознательный

Воробьевы горы (г.Москва)

Заячий остров (г.Санкт-Петербург)

У меня получилось… Мне понравилось… Как настоящий читатель я смог…

Выбранный для просмотра документ физминутка 2.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Физминутка Звери вышли на зарядку

Номер материала: 172022090741

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

25 средств художественной выразительности

Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи.

Впервые понятие риторические фигуры, фигуры речи, появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей, обогащающих язык.

Средства выразительности речи разделены по языковому уровню на:

Использование фонетики традиционно для поэзии. В стихотворении часто преобладают музыкальные звуки, придающие поэтической речи особую напевность. В рисунке стиха для усиления используют ударение, ритм и рифму, сочетания звуков.

Виды средств выразительности

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.

А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:

Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.

Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.

Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

Тропы

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».

Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.

Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.

Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Читайте также:  Чем лечить кашель у теленка народными средствами

Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.

Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

Повтор В начале, конце, на стыке предложений Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

Антитеза Противопоставление. Часто используются антонимы. Волос длинный – ум короткий
Градация Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления Тлеть, гореть, пылать, взрываться
Оксюморон Соединение противоречий Живой труп, честный вор.
Инверсия Изменения порядка слов Пришел он поздно (Он поздно пришел).
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
Эллипсис Пропуск подразумевающегося слова За шапку и в дверь (схватился, вышел).
Парцелляция Разделение единого по смыслу предложения на отдельные И думаю я снова. О тебе.
Многосоюзие Соединение через повторяющиеся союзы И я, и ты, и все мы вместе
Бессоюзие Исключение союзов Ты, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. Используются для усиления чувств Какое лето!

Слушай, страна!

Умолчание Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексика Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Тест «Средства художественной выразительности»

Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.

Прочитайте следующий отрывок:

«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?

Ответ на тест дан в конце статьи.

Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.

Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.

Ответ на тест

К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.

А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.

Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.

Источник

Урок по литературному чтению для 1 класса «Художественное описание. Средства выражения авторского отношения к описываемому».

Выбранный для просмотра документ moya_fizminutka_dlya_1_klassa.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Повторяй движения за нами …

До новых встреч …

Выбранный для просмотра документ Открытый урок литературного чтения.docx

Открытый урок литературного чтения

Средства выражения авторского отношения к описываемому».

Цель: создать условия для развития умений анализировать средства, используемые автором для выражения своего отношения к описываемому.

Предметные УУД: осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера; понимание изобразительной природы художественного текста.

Регулятивные УУД: способность ставить учебные задачи, планировать и оценивать свою деятельность, работать со словарем.

Коммуникативные УУД: умение строить монологические высказывания, участвовать в диалоге.

Познавательные УУД: умение понимать фактическое содержание текста; умение ориентироваться в тексте через поиск ответов на вопросы к нему.

Личностные УУД : проявлять эмоциональное переживание художественного текста.

I этап. Организационный момент.

Сегодня нам автор поможет

Лучше героя понять.

И усилий немало приложит,

Чтоб ярче его показать.

II этап. Пятиминутка чтения. Дыхательная гимнастика.

Правую руку положите на грудь. Вдох-выдох (3 раза)

Надуваем шар (ш-ш-ш), спускаем шар (с-с-с).

Ло – ло – ло – на улице тепло.

Ать – ать – ать – мы пойдем … (гулять)

Ащ – ащ – ащ – мы наденем плащ.

Су – су- су – было холодно в лесу.

— Произносим чистоговорку по памяти, остаются только слоги.

III этап. Анализ прочитанного рассказа.

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей).

— О ком вы прочитали дома рассказ? (о воробье)

— Кто автор рассказа? (М.Горький)

— Вы узнали название рассказа? (Воробьишко).

— Как зовут главного героя? Назовите остальных героев рассказа?

Главные герои произведения М.Горького

— Какие особенности в разговоре воробьев вы услышали? Послушайте чириканье воробья.

— Что означают данные слова и высказывания?

Чересчур черна, чебурахнешься, чив-чив, чадо.

— Выполните задание ( www . cm . ru с.46 задание 1 электр. учебник)

— Как автор относится к герою Воробьишке?

— А почему автор не назвал рассказ «Воробей»?

— А нравится тебе мечта Пудика?

— Выберите качества, которые по вашему мнению, подходят Пудику и докажите.

Слова для справок: умный, несмышлёный, неопытный,

упрямый, вежливый, хвастливый, самоуверенный,

горделивый, воспитанный, любознательный.

IV этап. Первичное чтение рассказа.

— Прочитайте название рассказа.

— Кто автор этого произведения?

— Как вы думаете, о чем может быть этот рассказ?

— В России есть такие необычные места «Воробьевы горы» в Москве, «Заячий остров» в Санкт-Петербурге. (показ фото)

V этап. Вторичное чтение. Анализ текста.

— Правы ли вы были, что озеро названо в честь воробьев? А почему так названо?

— На какие две части можно разделить рассказ? (что слышал и видел автор)

— Прочитайте ту часть, в которой автор рассказывает о том, что слышал про Воробьиное озеро.

— Каким он его представлял? Что автора удивляло?

— Прочитайте вторую часть. Каким же оно по размерам в действительности?

— Что автора поразило, глядя на озеро?

— Как вы думаете, каждому дано увидеть эту красоту? (человеку, умеющему наблюдать, фантазировать)

У меня получилось…

Как настоящий читатель я смог…

V этап. Подведение итогов урока.

— Мы прочитали научные или художественные тексты?

— Прочитайте дома еще раз этот рассказ о Воробьином озере и нарисуйте острова-корабли с парусами-березами, как вы их представляете.

Выбранный для просмотра документ литературное чтение 1 класс.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Художественное описание Литературное чтение 1 класс

Сегодня нам автор поможет Лучше героя понять. И усилий немало приложит, Чтоб ярче его показать.

Ло – ло – ло – на улице тепло. Ать – ать – ать – мы пойдем … Ащ – ащ – ащ – мы наденем . Су – су- су – было холодно в лесу.

Ло – ло – ло – … Ать – ать – ать – … Ащ – ащ – ащ – … Су – су- су – …

Главные герои произведения М.Горького «Воробьишко»

Чересчур черна, чебурахнешься, чив-чив, чадо.

умный несмышлёный неопытный упрямый вежливый хвастливый самоуверенный горделивый воспитанный любознательный

Воробьевы горы (г.Москва)

Заячий остров (г.Санкт-Петербург)

У меня получилось… Мне понравилось… Как настоящий читатель я смог…

Выбранный для просмотра документ физминутка 2.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Физминутка Звери вышли на зарядку

Номер материала: 172022090741

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector