Меню

Обж 9 класс здоровье как основа здорового образа жизни



Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровье человека — это личная и общественная ценность, которая влияет на уровень духовного, физического и социального благополучия личности, общества и государства.

В большинстве болезней и различных несчастий виновата не природа, не общество, а сам человек (так называемый человеческий фактор).

Чаще всего несчастья случаются с человеком из-за безответственного отношения к своему здоровью, пренебрежительного отношения к нормам здорового образа жизни и правилам безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Для того чтобы сохранить свое здоровье, прежде всего нужны собственные усилия, постоянные и немалые. Нужны знания основных норм здорового образа жизни и твердая установка соблюдать их в повседневной жизни. Нужна продуманная система личного поведения, которая способствует формированию общей культуры в области безопасности жизнедеятельности, охватывает организацию всей вашей жизни и обеспечивает рациональное сочетание умственной и физической нагрузки, труда и отдыха, рациональное питание, активный отдых. Все это в целом и составляет вашу индивидуальную систему здорового образа жизни. Здоровый образ жизни можно характеризовать как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, которая обеспечивает ему духовное, физическое и социальное благополучие, а также снижает факторы риска последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

Здоровый образ жизни способствует формированию у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Отметим, что каждый человек индивидуален и неповторим. Человек индивидуален по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям. Следовательно, система его жизненных установок и реализация замыслов носят индивидуальный характер.

Основные составляющие здорового образа жизни носят общий характер, поэтому каждый человек, ориентируясь на них, строит свою, только ему необходимую систему здорового образа жизни с учетом своих индивидуальных особенностей. Естественно, любая перестройка своего поведения всегда требует определенных усилий, но это не должно быть фанатичным следованием каким-то сверхжестким установкам здорового образа жизни. Все должно делаться на грани удовольствия. Приятного от затраченных усилий должно быть ровно столько, чтобы они не показались напрасными.

Источник

7.2. Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровье человека — это личная и общественная ценность, которая влияет на уровень духовного, физического и социального благополучия личности, общества и государства.

В большинстве болезней и различных несчастий виновата не природа, не общество, а сам человек (так называемый человеческий фактор).

Чаще всего несчастья случаются с человеком из-за безответственного отношения к своему здоровью, пренебрежительного отношения к нормам здорового образа жизни и правилам безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Для того чтобы сохранить свое здоровье, прежде всего нужны собственные усилия, постоянные и немалые. Нужны знания основных норм здорового образа жизни и твердая установка соблюдать их в повседневной жизни. Нужна продуманная система личного поведения, которая способствует формированию общей культуры в области безопасности жизнедеятельности, охватывает организацию всей вашей жизни и обеспечивает рациональное сочетание умственной и физической нагрузки, труда и отдыха, рациональное питание, активный отдых. Все это в целом и составляет вашу индивидуальную систему здорового образа жизни. Здоровый образ жизни можно характеризовать как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, которая обеспечивает ему духовное, физическое и социальное благополучие, а также снижает факторы риска последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

Здоровый образ жизни способствует формированию у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Отметим, что каждый человек индивидуален и неповторим. Человек индивидуален по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям. Следовательно, система его жизненных установок и реализация замыслов носят индивидуальный характер.

Основные составляющие здорового образа жизни носят общий характер, поэтому каждый человек, ориентируясь на них, строит свою, только ему необходимую систему здорового образа жизни с учетом своих индивидуальных особенностей. Естественно, любая перестройка своего поведения всегда требует определенных усилий, но это не должно быть фанатичным следованием каким-то сверхжестким установкам здорового образа жизни. Все должно делаться на грани удовольствия. Приятного от затраченных усилий должно быть ровно столько, чтобы они не показались напрасными.

Это должен знать каждый

Основные составляющие здорового образа жизни, способствующие формированию духовного, физического и социального благополучия Для формирования духовного благополучия необходимо:

  • научиться прежде всего жить с собой в согласии и управлять своими эмоциями, адекватно реагировать на стрессовые нагрузки:
  • сформировать психологическую уравновешенность и сохранить ее в любых жизненных ситуациях;
  • иметь четко сформулированную цель жизни, выработать у себя положительное отношение к жизни, ставить перед собой достижимые задачи;
  • не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;
  • развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;
  • воспринимать каждый день как маленькую жизнь;
  • научиться каждый день получать от жизни хоть маленькие радости;
  • стремиться быть хозяином своей жизни, радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех;
  • постоянно совершенствовать свой образ жизни, создавая свою индивидуальную систему здорового образа жизни;
  • выработать у себя отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков и курению табака.
Читайте также:  Протоколы заседаний поста зож

Для формирования физического благополучия необходимо:

  • выработать в себе постоянную привычку к занятиям физической культурой и спортом с учетом своих возможностей и потребностей. Тренированные люди меньше подвержены стрессу, лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они лучше спят, сон у них крепче, их организм легче сопротивляется болезням. Физическая тренированность придает человеку уверенности в себе, улучшает внешний облик, повышает умственную и физическую работоспособность. Люди, постоянно занимающиеся физической культурой и спортом, свободно ориентируются в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, они имеют больше шансов выйти из опасной ситуации;
  • выработать в себе привычку к систематическому выполнению закаливающих процедур. У закаленных людей вырабатывается устойчивость к низким температурам, теплообразование в организме происходит более интенсивно, а это уменьшает вероятность развития инфекционных болезней. Закаливание способствует повышению активности и мощности всех защитных сил организма. Закаливание формирует у человека силу воли;
  • выработать наиболее приемлемый режим дня, в котором рациональное сочетание: труд и отдых, физическая и умственная нагрузка, занятия физической культурой и спортом, режим питания и сна;
  • придерживаться системы рационального питания 1 . Пища обеспечивает организм человека всеми питательными веществами, которые требуются для выработки энергии. Необходимо отметить, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в определенной степени обладают все пищевые продукты, но не существует и какой-то идеальной пищи. Вероятно, важно не только то, что мы едим, а то, сколько едим, когда едим и в каких сочетаниях съедаем те или иные продукты;
  • выработать привычку в соблюдении правил личной гигиены. Их должен соблюдать ежедневно каждый человек, учитывая при этом свои индивидуальные особенности (возраст, профессиональную деятельность), условия окружающей среды и свои возможности;
  • выработать привычку к самоконтролю за своим состоянием (самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, определение появления переутомления, меры его профилактики);
  • выработать умение в оказании первой медицинской помощи и самопомощи при неотложных состояниях.

Занятия дома на спортивном тренажере

Для формирования социального благополучия необходимо:

  • уметь жить в согласии с окружающими вас людьми (сверстниками, родными и близкими и со взрослыми — знакомыми и незнакомыми), находить с ними компромиссы в спорных вопросах, спокойно разрешать возникающие конфликтные ситуации;
  • формировать умение предвидеть возникновение опасной ситуации в процессе жизнедеятельности;
  • анализировать складывающуюся обстановку и находить наиболее безопасный выход из опасной ситуации;
  • стремиться постоянно изучать необходимые правовые акты в области безопасности жизнедеятельности и соблюдать их требования в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • воспитывать в себе наиболее значимые человеческие качества — ответственность, исполнительность и силу воли;
  • постоянно воспитывать в себе потребность в сохранении окружающей природной среды и личного здоровья как индивидуальной, так и общественной ценности;
  • формировать чувство ответственности за обеспечение личной безопасности и безопасности общества и государства

Мы перечислили вам наиболее общие составляющие, соблюдение которых способствует формированию духовного, физического и социального благополучия.

Ваше индивидуальное здоровье более чем на 50% зависит от вашего образа мышления и поведения.

Решение о том, какой образ жизни более привлекателен, будете принимать вы сами. Готовых рецептов для каждого нет. Наше пожелание вам: каждое решение в жизни принимать обдуманно и осмысленно, четко уяснив, зачем это вам надо и к чему оно приведет.

Мы надеемся, что вы будете строить свой образ жизни обдуманно и взвешенно.

Вопросы

  1. Почему здоровый образ жизни является индивидуальной системой поведения человека?
  2. Какое значение имеет здоровый образ жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности?
  3. Какие факторы поведения человека оказывают влияние на формирование его духовного благополучия?
  4. Какие факторы способствуют формированию физического благополучия человека?
  5. Какой образ поведения человека обеспечивает формирование его социального благополучия?

Задание

Разработайте примерный план своего поведения в повседневной жизни для укрепления и сохранения своего здоровья.

1 Рациональное питание — разнообразное питание с учетом своих особенностей (наследственных, возрастных), а также физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей природной среды.

Источник

Урок ОБЖ Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни 9 класс
план-конспект урока по обж (9 класс) на тему

Урок ОБЖ Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни для 9 класса составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

Вложение Размер
urok_zozh.doc 72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

учитель ОБЖ МОУ «СОШ №11 с углубленным

изучением отдельных предметов»

Лягина Татьяна Станиславовна

Цель: сформировать понимание, что только от самого человека зависит здоровый (или нездоровый) образ жизни.

  • сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие»;
  • обсудить проблему укрепления здоровья людей и продления их активной жизнедеятельности;
  • способствовать воспитанию убеждения, что только сам человек определяет свой здоровый (или нездоровый) образ жизни;
  • способствовать формированию здорового образа жизни;
  • развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения;
  • развивать навыки индивидуальной работы и в группах;
  • отработать навыки публичного выступления.

Тип урока: объяснение нового материала

Дидактическое оснащение: компьютер, доска, учебники, тетради, листки бумаги для ответов

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

1. Понятие «здоровье»

2. Понятие «здоровый образ жизни»

3. Факторы здорового образа жизни

4. Составляющие здорового образа жизни

5. Значение здорового образа жизни

«Добыть и сохранить здоровье может только сам человек.»
Н.М.Амосов

1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель тему урока не называет и говорит о том, что сегодня “Урок желаний”. Ученики из анкеты, которая лежит на парте, должны выбрать четыре желания, которые, по их мнению, являются ценными на сегодняшний день и расположить их в убывающем порядке.

Цель анкетирования: Выявить приоритет жизненных ценностей у обучаемых.

ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМАЯ РАБОТА (ДОЛЖНОСТЬ)

Беседа с учащимися: Какие жизненные ценности выбрали и в какой последовательности расположили?

Что нужно из жизненных ценностей поставить на первое место?

Учитель. В мире существует более 1000 неизлечимых заболеваний. Некоторые заболевания редкие и встречаются единичный случай, на 10000-20000 тыс. человек, некоторые встречаются чаще в виде инфекционных заболеваний, например: СПИД, лихорадка Эбола и т.д.

Если человек отдал приоритет деньгам, недвижимости, но он неизлечимо болен (парализован), сможет ли он воспользоваться своим богатством, и насладиться жизнью?

Учитель. Человек имеет великолепное образование, высокооплачиваемую работу или должность, но он болеет 300 дней в году. Кому нужен такой специалист? Некоторые из вас на первое место выбрали семью, но представьте, что в семье тяжело больной человек, за которым необходим ежеминутный, ежечасный уход. Счастлив ли данный человек, данная семья?

Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!»

Как вы думаете какова тема нашего урока?

— (выслушиваю ответы учеников). Верно, сегодня мы с вами поговорим о здоровье и здоровом образе человека. Откройте тетради, запишите число и тему урока: Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

2. ПРОБЛЕМНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

-Мы говорим, что человек здоров, а что же такое здоровье?

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит пользу обществу. Он может успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Полноценной жизни обязательно сопутствует успех.

Здоровье – это важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к счастью человека

В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье- это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия , а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровый образ жизни способствует формированию у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности. Человек индивидуален по своим наследственным качествам, стремлениям и возможностям.

Далее обратить внимание учащихся на то, что основные составляющие здорового образа жизни носят общий характер, поэтому каждый человек, ориентируясь на них, строит свою систему здорового образа жизни с учетом индивидуальных особенностей.

Обсудить с учащимися основные направления поведения человека для формирования духовного благополучия:

  • научиться жить с собой в согласии и управлять своими эмоциями, адекватно реагировать на стрессовые нагрузки;
  • сформировать психологическую уравновешенность и сохранять ее в любых жизненных ситуациях;
  • иметь четко сформулированную цель жизни, выработать у себя положительное отношение к жизни, ставить перед собой достижимые задачи;
  • не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;
  • развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;
  • воспринимать каждый день как маленькую жизнь;
  • научиться каждый день получать от жизни хоть маленькие радости;
  • стремиться быть хозяином своей жизни, радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех;
  • постоянно совершенствовать свой образ жизни, создавая свою индивидуальную систему здорового образа жизни;
  • выработать у себя отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков и курению табака.

Обсудить с учащимися основные направления формирования физического благополучия:

  • выработать в себе постоянную привычку к занятиям физической культурой и спортом с учетом своих возможностей и потребностей;
  • выработать в себе привычку к систематическому выполнению закаливающих процедур;
  • выработать наиболее приемлемый режим дня, в котором рационально сочетаются труд и отдых, физическая и умственная нагрузка, занятия физической культурой и спортом, соблюдается режим питания и сна;
  • придерживаться системы рационального питания;
  • выработать привычку соблюдения правил личной гигиены;
  • выработать привычку к самоконтролю за своим состоянием (самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, определение появления переутомления, меры его профилактики);
  • выработать умение оказания первой медицинской помощи и самопомощи при неотложных состояниях.

Обсудить с учащимися основные направления обеспечения социального благополучия:

  • уметь жить в согласии с окружающими людьми;
  • формировать умение предвидеть возникновение опасной ситуации в процессе жизнедеятельности;
  • анализировать складывающуюся обстановку и находить наиболее безопасный выход из опасной ситуации;
  • стремиться постоянно изучать необходимые правовые акты в области безопасности жизнедеятельности и соблюдать их требования в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • воспитывать в себе наиболее значимые человеческие качества — ответственность, исполнительность и силу воли;
  • постоянно воспитывать в себе потребность в сохранении окружающей природной среды и личного здоровья — как индивидуальной, так и общественной ценности;
  • формировать чувство ответственности за обеспечение личной безопасности и безопасности общества и государства.

Физминутка : Упражнения для снятия зрительного утомления

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

3. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Существуют и другие определения «здоровья», но все они содержат следующие постоянные критерии, по которым оценивается здоровье:

— нормальная работа организма;

— равновесие организма в системе «природа-человек» ( нормальное состояние организма: температура тела, формула крови и т.д)

— полное физическое, духовное , умственное и социальное благополучие;

— способность приспосабливаться к изменениям в окружающей среде;

-способность полноценно учиться, трудиться и и общаться с людьми;

— стремиться к творчеству.

Таково сегодня понимание сути идеального здоровья.

Главным критерием здоровья нации является — продолжительность жизни населения. Если в государстве преобладает смертность над рождаемостью, то говорят о том, что нация вымирает, а вместе с нацией “умирает” государство. Рассмотрим продолжительность жизни населения отображенную на плакате.

ЕВРОПА — 74.9 лет.

КАНАДА — 76.0 лет.

РОССИЯ — 57.7 лет (мужчины).

ЯПОНИЯ — 87.5 лет.

ИСЛАНДИЯ — 80.0 лет.

Национальный центр статистики США опубликовал причины, которые уменьшают продолжительность жизни населения:

-заболевания сердечно — сосудистой системы – 17.5 лет жизни,

-раковые заболевания — 2.5 года,

-отсутствие здорового образа жизни – 22.5 года.

Проблема сохранения и укрепления здоровья населения страны сегодня актуальна и глобальна. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. В этом возрасте формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой, военный потенциал страны. Поэтому знание основ здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к своему здоровью – наиболее верный путь решения проблемы здоровья всего населения. Здоровье закладывается в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказывается в дальнейшем на состоянии здоровья взрослого человека. Здоровье человека зависит от целого комплекса определенных факторов: наследственности; окружающей среды – природной и социальной; уровня культуры; образа жизни индивида, его привычек и пристрастий.

Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов,

20% — от действия окружающей среды,

10% — от деятельности системы здравоохранения,

50% — зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Здоровый образ жизни – это оптимальная организация своей жизнедеятельности изо дня в день; это поведение человека, обеспечивающее его собственное здоровье и здоровье окружающих людей.

В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:

  • отказ от вредных привычек;
  • оптимальный двигательный режим;
  • рациональное питание;
  • закаливание;
  • личная гигиена;
  • положительные эмоции;
  • высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.

4. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ

Игра “Депутаты государственной думы”

Класс делится на три группы.

Учитель. Вы депутаты Государственной Думы. Перед вами встала острая проблема увеличить продолжительность жизни в России. У вас в руках мощные рычаги законодательной власти и практически отсутствуют финансовые ограничения.

Первая группа депутатов разрабатывает и внедряет мероприятия и законы по пропаганде здорового образа жизни, вторая группа депутатов — внедрением ЗОЖ в учебные образовательные учреждения, третья группа внедрение ЗОЖ в промышленные и торговые предприятия.

Группа готовит лидера для защиты проекта.

Выступление лидеров групп. Обсуждение выступление лидеров групп.

  1. Почему здоровый образ жизни является индивидуальной системой поведения человека?
  2. Какое значение имеет здоровый образ жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности?
  3. Какие факторы поведения человека оказывают влияние на формирование его духовного благополучия?
  4. Какие факторы способствуют формированию физического благополучия человека?
  5. Какой образ поведения человека обеспечивает формирование его социального благополучия?

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Изучите § 7.2 учебника.
  2. Разработайте примерный план своего поведения в повседневной жизни для укрепления и сохранения своего здоровья.
  1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?
  2. Возникли ли и на каком этапе урока, затруднения?
  3. Где могут найти применения полученные знания?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования экологически здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования.

Программа формирования экологически здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования.

Раздаётся каждому ученику на уроке.

. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс.

Здоровьесберегающая программа «За здоровбем — к природе» муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов».

Цель курса «Ступени здоровья» — формирование осознанного отношения обучающихся к сохранению и укреплению своего здоровья путем популяризации здорового образа жизни и самовоспитания.

Формирование у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни является приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Источник

Adblock
detector