Мимика как средство передачи информации

Роль мимики в передаче информации

Невербальная культура общения педагога

Вербальная культура общения педагога

Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизи­тельно 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного мате­риала зависит от совершенства речи педагога. Обучаемые очень чутки к рече­вым особенностям учителя. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная пате­тика в задушевной беседе воспринимается как фальшь и вызывает недоверие к говорящему. Поэтому педагогу необходимо уметь правильно владеть своим голосом.

Правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услы­шать, чтобы процесс слушания не вызывал у школьников значительного напря­жения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в мин.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами — логическими и психологическими. Без логических пауз речь безгра­мотна, без психологических — бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного. 6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может су­щественно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: устрашать, воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Невербальное общение — это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуаль­ный контакт и прикосновения.

Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% — не­вербальными средствами.

Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояния­ми и служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербаль­ные средства общения.

Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо лектора неподвижно — теряется до 10-15% информации.

Подвижность мимики обусловлена профессиональной необходимостью реагирования педагога на многообразие текущей деятельности, непредсказуе­мые обстоятельства, поведение окружающих людей, результаты совместной работы. Язык мимики зачастую выразительнее вербальных средств, он расши­ряет педагогический спектр влияний, дополняет речевой язык тончайшими нюансами информации о проживаемых эмоциях. Учащиеся говорят про педа­гога: «Она нас любит», или «Она нас не любит». На вопрос: «Почему вы так ду­маете?» можно услышать ответ: «Так видно же по лицу».

Позитивный мимический портрет педагога складывается из расположен­ности к обучающимся, ожидания доброго с их стороны, веры в их благородство, интереса к тому, что они делают и говорят.

Когда учащиеся характеризуют учителя словами «Он добрый, мы к нему всегда можем обратиться», «Он строгий», «Он красивый», то имеется в виду именно такой портрет педагога.

Исследования показали, что все люди, независимо от национальности культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Интересно отметить, что основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Невербальное общение — что это такое в психологии

Невербальный это «язык тела» в широком смысле: передача информации через жесты, запахи, вкус, голос, зрительные сигналы. Невербальные средства коммуникации способствуют созданию психологического контакта между партнерами, обогащают значения, передаваемые словами, отражают истолкование ситуации. Факторами, влияющими на невербальную сторону общения, выступают национальные особенности, состояние здоровья, профессиональный этикет, социальный статус, принадлежность к определенным возрастным группам.

Средства невербальной коммуникации

Невербальное общение что это такое в психологии

Невербальное общение – вид коммуникации без использования слов (посредством образов, интонации, жестов, мимики). Инструментом для воздействия на человека выступают:

  • взгляд;
  • межличностное пространство;
  • оптико-кинестические сигналы (мимика, внешний вид собеседника, пантомимика);
  • околоречевые факторы – голосовой диапазон, вокальные качества, тембр;
  • внеречевые (смех, речевой темп, паузы).

К сведению. Невербальные способы общения улучшают взаимопонимание людей, позволяют предугадать настрой, отношение собеседника к индивиду, спрогнозировать собственную модель общения.

Происхождение невербальных способов общения

Невербальный язык имеет два вида источника происхождения: биологическая эволюция и культура. Биологи установили, что мимика при проявлении эмоций, большинство жестов, телодвижений у людей врожденные и служат сигналом для обратной связи. Биологическую природу невербальной коммуникации подтверждают элементы, не контролируемые подсознательно:

  • побледнение или покраснение;
  • увеличение зрачков;
  • искривление губ;
  • моргание.

На основе намеренной и ненамеренной коммуникации выделяют 3 невербальных средства общения:

  1. Поведенческие факторы. Вызваны физиологической реакцией: потоотделение от волнения, дрожь в случае холода или страха.
  2. Ненамеренные средства. Связаны с привычками людей (почесывание виска, болтание ногами, прикусывание губы).
  3. Коммуникативные сигналы. Передают краткие сведения об объекте, событии или состоянии.

Существуют также универсальные известные всем сигналы, характерные для конкретной культуры. Яркими примерами выступают стиль поведения, форма одежды, условные знаки приветствия и прощания.

Общепринятые «знаки тела»

Коммуникации невербального общения

Невербальные средства общенияэто система знаков, дополняющая, усиливающая или заменяющая речь:

  1. Акулесика. Сообщения передаются посредством взглядов. Они зависят от частоты и длительности, интенсивности контакта (пристально или скользяще). Взгляд сокращает психологическую дистанцию или воспринимается как угроза.
  2. Кинесика. Сочетает взгляды, мимику, позы, жесты, движения социокультурного и физиологического происхождения.
  3. Тактильное поведение. Метод общения построен на прикосновениях (ритуальных, любовных, профессиональных, дружеских) для усиления или ослабления процессов связи.
  4. Хронемика. Использование времени при невербальном общении. Например, в США опоздание считается неуважением, а в Латинской Америке данная ситуация – обычное дело.
  5. Проксемика. Отношения строятся с учетом расстояний, территориальных расположений.
  6. Сенсорика. Отношение к индивиду основывается на восприятии органами чувств (ощущение звука, вкуса, тепла собеседника).
  7. Паравербальное общение определяется голосовым тембром, ритмом, интонацией при передаче информации.
Читайте также:  Какие есть средства интонации выразительности

Важно! Специалисты невербальной психологии объединяют перечисленные виды коммуникации в различные формы передачи информации: знаково-символические, оптико-кинетические, такесические и фонационные (звуковые).

Виды невербального общения

Жесты

К невербальным жестам относят выраженные движения головой, руками, пальцами, сопровождающие высказывания, размышления. При необходимости обратить внимание на предметы людям понадобится помощь указательной жестикуляции. Подчеркивающие жесты подкрепляют высказывания. Демонстративное движение кистью поясняет положение дел. Касания партнера способствуют установлению социального контакта или получению знака внимания, ослаблению значимости информации. Производится жестикуляция в произвольной и непроизвольной формах.

Позы должны следовать нормам этикета. Открытые позы сидящей девушки в Европе и Америке имеют нейтральные значение, в Японии считаются аморальными. Положение взрослых людей, сидя на корточках, в большинстве стран имеет неприличное определение, в Южной Америке и Африке многие народы отдыхают в подобной форме. Использование стула оценивается как агрессия.

Позы силы и слабости

Позы при публичном обращении или деловом разговоре должны выражать открытость: руки расцеплены, ноги не скрещены, спина прямая. Если чуть податься вперед, поза будет воспринята как заинтересованность понятной темой. Сутулость сообщает о неуверенности, широко расставленные ноги и руки позволяют судить о доминировании. Постукивание рукой или ногой – проявление скуки, отсутствия времени, нетерпения. Собеседник принял закрытую позу – это может значить, что человек не верит или плохо воспринимает информацию. Ноги повернуты к выходу, человек хочет уйти. Голова наклонена вперед, собеседник внимательно слушает, анализирует.

Мимика

Мимикой принято называть выразительное движение мышцами лица с целью проявления определенных чувств индивидуума. Виды мимики соответствуют функциям психики: умственные акты выражают мышцы вокруг глаз, околоротовые мышцы связаны с актами воли. Чувства подчеркивают общие мышцы лица, изменяющиеся в сознательной и непроизвольной формах.

Возможны разные формы мимических комплексов:

  1. Амимия заключается в отсутствии видимых мимических изменений.
  2. О напряжении могут говорить плотное закрытие рта, окаменелое состояние верхней части лица.
  3. Интерес легко распознать по легкому приподниманию или опусканию бровей, небольшому расширению и сужению век. Поле зрения увеличивается, фокусировка глаз обостряется.
  4. Улыбка может относиться к умиротворению или отвлечению от агрессивного поведения, используется при приветствии.

Мимика передает базовые эмоции (радость, грусть, гнев, удивление, отвращение), обеспеченные врожденными нейронными программами, а также ложную информацию.

Мимическое отображение эмоций

Дистанция

Нормы приближения двух людей определены в науке четырьмя промежутками:

  1. Интимный. Отрезок длиной 0…45 см считается оптимальным для общения близких людей.
  2. Персональный. Промежуток 45…120 см выдерживается при общении со знакомыми людьми.
  3. Социальный. Расстояние 120…400 см рекомендовано при официальных переговорах, беседе с чужими людьми.
  4. Публичный. На дистанции 400…750 см не считается грубостью обменяться парой фраз, данный промежуток соблюдается при выступлениях перед аудиторией.

Согласно учениям обществознания, для людей различных возрастов, половой принадлежности, социального статуса правила варьируются. Например, дети и старики держатся к собеседнику ближе, относительно подростков. Мужчины занимают отдаленные позиции, в отличие от женщин. Спокойный человек максимально приближается, неуравновешенный – держится дальше. Люди обращаются на большой дистанции к собеседникам выше статусом. Национальность также играет роль. Азиаты взаимодействуют на более коротких промежутках, чем европейцы, городские жители – ближе поселенцев малонаселенных пунктов.

Интонация

Просодика (тон голоса, тембр, сила звучания, паузы) регулирует поток речи, дополняет или замещает высказывания, выражает эмоциональное состояние. Важным является умение слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, выражающие чувства и мысли собеседника:

  • волнение проявляется низким тоном голоса, быстрой обрывистой речью;
  • энтузиазм выдают громкий голос, четкая уверенная речь;
  • усталость легко определить по низкому тону голоса, ослаблению интонации к концу предложения;
  • признаками высокомерия могут выступать медленная речь, ровная монотонная интонация;
  • неуверенность ощущают собеседники, допускающие ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель.

Голос содержит много информации о владельце. Опытные специалисты по голосу способны изучать возраст, место жительства, характер и темперамент хозяина. Люди, обладающие способностью резко менять высоту голоса, общительнее, увереннее и приятнее монотонных или неуверенных собеседников.

Одежда говорит о человеке

Одежда

При формировании образа человек примеряет роль в обществе, внутренние позиции. Ключевой характеристикой является не мода, а направление стиля, цветовая гамма. Экстраверты делают ставку на ярких сочных цветах. Интроверты выбирают темные тона, невзрачные, полутона, черные, постельные, бежевые, серые. Яркие и крупные украшения также могут являться средством проявления эгоцентризма и высокого статуса человека (или индивид сам желает того).

Особенности невербального общения

Невербальное общение – это ситуативное отражение личностных характеристик людей: настроя, эмоционального фона, отношения к окружающим и теме. Данная коммуникация непроизвольна и спонтанна, ее сложно разделить на отдельные элементы (позы, мимику, ольфактонику), в этом заключается ключевая особенность невербалики. Жесты, интонацию, взгляд трудно изучить или отредактировать, потребуются годы и десятилетия. Но даже обученные люди могут пойматься на лжи при несоответствии одной части коммуникации другой. Языку жестов доверяют больше, он воспринимается на уровне интуиции.

Читайте также:  Любимые средства по уходу за кожей

Открытая поза на переговорах

Невербалика – это важный элемент общения, несущий 60-80 % информации телом, только 20-40 % коммуникации реализуется словами. Стоит закрыть глаза и спрятать руки, если нужно скрыть неискренность, – такой вывод сделал один наблюдательный служащий английского суда.

Видео

Источник

Тема: «Мимика, жесты и движения тела при передачи информации»

Тема: «Мимика, жесты и движения тела при передачи информации».

Ребята наш классный час сегодня мы начнём с наблюдения над Вероникой. Молча смотрите и думайте, что делает Вероника и чем её действие закончится.

Что произошло, как мы это узнали? Как нам Вероника передала то, что с ней случилось? Что она для этого использовала?

Сегодня мы с вами будем говорить о таких способах передачи информации как жесты, мимика и движения тела. С научной точки зрения “жест — любой знак, производимый головой, рукой, телом и выражающий эмоции или сообщающий информацию”Сегодня мы научимся использовать положительные, жесты для успешного общения с другими людьми, и избавиться от жестов, несущих отрицательную, негативную окраску.

Ребята! А какие жесты мы с вами использовали уже сегодня на уроке?(встали с парты) Что означает этот жест?(приветствие) Какие ещё жесты приветствия вы знаете?

-Рукопожатие, махание рукой, обнимание

Какие ёщё жесты вы знаете? Что означает этот жест?(руки вверх, вниз, просящая ладонь, указательный палец в сторону, указательный палец к губам, кивок головой, прощание)

Кроме этих жестов есть ещё жесты агрессии.

Самый явный жест агрессии – это сжатые кулаки. Конечно, сжать кулаки можно по разным причинам, но если в сочетании со сжатыми кулаками у человека слегка наклонена голова, немигающий взгляд и учащенное дыхание – тогда лучше не делать резких движений. Потому что это не просто агрессия, а ярость. Если у человека наклонена вниз голова (соответственно, взгляд «исподлобья») – значит он явно не испытывает к Вам теплых чувств. Он готов соперничать с Вами и настроен решительно. Если при этом он ухмыляется – значит человек чувствует свое превосходство. Когда Вы злились, Вас просили когда-нибудь «сделать 10 глубоких вдохов»? Жесты агрессии распознать достаточно просто. Но если это у Вас не получается – знайте, когда Вы во время общения начинаете опасаться (а то и откровенно боятся) собеседника – он очень агрессивно жестикулирует

Дамские жесты заигрывания

Когда девушке понравился юноша– ее поведение меняется и в нем все чаще начинают проскальзывать жесты заигрывания. Нужны они, прежде всего, чтоб привлечь внимание противоположного пола, а если это удалось – заинтересовать мужчину в себе. Самые первые жесты заигрывания, которые «идут в бой» — это жесты прихорашивания. Сюда относится: поправление прически, сбивание несуществующих пылинок с одежды, поправление всяких пуговиц, запонок и подобные жесты.

Жесты-паразиты.
Иногда какой-то жест повторяется очень часто и не несет в себе никакой смысловой нагрузки. Эдакий «жест-паразит». Потирание носа, затылка. Подбородка, сосание волос… когда слишком часто поправляют очки. верчение какого-то предмета в руках… Если вы замечаете подобные жесты за собой – то давайте им отпор! Зачем перегружать свое выступление бессмысленными, не несущими информации движениями?
Опытный оратор умеет, как дирижер, управлять слушателями. Ничего не говоря, только через жесты, мимику, позу подавать аудитории сигналы «да» и «нет», сигналы «одобрения» и «неодобрения», вызывать нужные ему эмоции в зале…

Основные коммуникационные жесты и их происхождение Коммуникативные жесты интернациональны – для всего мира они одинаковы. Если человек сердится – у него сердитый взгляд. Когда человек счастлив – он улыбается или его лицо «светится». Кивок «да» почти во всем мире считается согласием, одобрением. Может также являться универсальным, изобретенным в детстве, жест покачивания головой для обозначения отрицания или несогласия. Вволю насосавшись молока, ребенок делает движение головой в стороны от материнской груди. Когда родители кормят ребенка, а он уже наелся, ребенок крутит головой из стороны в сторону. Этим он быстро приучается пользоваться этим жестом для выражения несогласия или отрицания.

Жест пожимания плечами очень универсальный и означает непонимания, незнания сути вопроса. Развернутые ладони, поднятые брови и поднятые плечи – вот компоненты, из которых состоит этот жест.

Жест “переплетенные пальцы”, особенно полураскрытыми ладонями к себе. Общепринятоетолкование всей группы “переплетенных” жестов – скрытая вражда, внутренне отрицательное отношение к собеседнику, разочарование и тому подобное

Жест “скрещенные на груди руки” (так называемая поза Наполеона) принято трактовать как барьер, попытку отгородиться от окружающих. Это тоже не совсем верно.

“Жест волейболиста” – поднятые перед грудью или лицом обе руки, развернутыеладонями к собеседнику, относится вроде бы к группе “жестов доброй воли” – в частности, по общепринятому толкованию раскрытые ладони, направленные ксобеседнику, означают всяческое миролюбие. Понятно, что это сложилось исторически – люди таким образом демонстрировали, что в руках нет оружия…

В то время, как какой-то жест может быть общепризнанным и иметь четкую интерпретацию у одной нации, у другого народа он может обозначать или ничего или, того хуже, иметь прямо противоположное значение.

«О’Кей» или «кружок» из пальцев
Значение «ОК» хорошо известно во всех англоязычных странах, а также в Европе и Азии, но в некоторых странах этот жест имеет другое значение и происхождение. Например, во Франции он означает «ноль» или «ничего», в Японии он значит «деньги.

Поднятый вверх большой палец
В Америке, Англии, Австралии и новой Зеландии поднятый вверх большой палец Обычно он используется при голосовании на дороге, в попытках поймать попутную машину.
В некоторых странах, например в Греции, этот жест означает «заткнись», поэтому можно представить себе положение американца, пытающегося поймать подобным жестом машину в греческом городе
Жест с поднятием большого пальца в сочетании с другими жестами используется как символ власти и превосходства, а также в ситуациях, когда кто-нибудь Вас хочет «раздавить пальцем».

Читайте также:  Самое эффективное средство от клещей для собак мелких пород

Греческие жесты и мимика

Греки знамениты как чемпионы жестов и мимики в Средиземном Море. Их руки, туловища и лица редко остаются невыразительными, поэтому иногда, по жестам и мимике, можно понять суть беседы даже находясь на расстоянии 50-и метров. Причем некоторые жесты имеют в Греции совсем непривычное для нас значение.

«Нет»

У греков, вместо нашего покачивания головой вправо и влево, существует совсем иной жест чтоб сказать «нет». Легкое запрокидывание головы с прикрытыми глазами и щелчком языка (слышится что-то вроде «цы») означает «нет». Порой это движение настолько быстрое, что не понятно, ответил ли человек или нет.

«Да»

Медленное покачивание головой сверху вниз, слегка прикрывая глаза.

«Иди сюда»

Покачивание рукой раскрытой ладонью вниз, как бы царапая воздух. Для негреков такой жест означает «до свидания» или «отойди на несколько шагов». Поэтому, чем дальше Вы отдаляетесь, тем более эмоциальным и быстрым становится жест.

«Я хочу что-то сказать»

Лёгкое касание или постукивание нижней губы указательным пальцем. Этот жест тут же может быть воспринят некоторыми иностранцами как «тише» или для русских «дай поцелуй». Обычно этот жест сопровождается жестом «иди сюда», и, всё вместе это означет «иди сюда, я хочу кое-что сказать «.

«Что Вы хотите / имеете в виду?»

С вопросительным выражением глаз грек покачивает головой вправо и влево несколько раз. Этот жест обычно означает, что он или не понял то, что Вы спросили, и просит, чтобы Вы повторили это, или спрашивает Вас, что Вы хотите.

«Большое спасибо, мой друг»

Если грек хочет Вас поблагодарить, то он кладёт правую руку на сердце и кивает головой

Японский язык базируется на иероглифах, основа для которых была позаимствована в своё время в Китае.

Знакомство
Как правило сопровождается стандартными поклонами стоя. На лице при этом играет стандартно-вежливая улыбка. Улыбаться во всю ширь и высь не требуется.

Махание рукой
1. Жест широко используется при приветствиях и прощаниях, причём машут японцы не как мы, а из стороны в сторону.
2. Выставленной перед грудью рукой делают два-три коротких маха в сторону адресата, ладонь при этом повернута к нему же ребром. Жест означает отрицание и отказ, а в общении, в частности, с иностранцами, может означать непонимание.

Приглашение
Общий вежливый жест, выглядит следующим образом: рукой делают приглашающее движение, ладонь при этом смотрит вверх. Обычно сопровождается лёгким поклоном

Требование уйти
В этом случае делают два-три маха кистью от себя, рука при этом вытянута в сторону того, кому адресован этот жест. Для усиления значения жест может выполняться обеими руками сразу.

Скрещивание перед лицом/грудью рук/пальцев в виде буквы Х

Жест является обиходным и обозначает отрицание или запрет

Наклон головы к плечу
Обиходный женский жест, чаще всего молодёжный, выражает несогласие, но несогласие робкое и неуверенное.

Указание на что-либо пальцем
Как и у нас, показывать на кого-либо в Японии пальцем – неприлично, но вот на неодушевлённые предметы – вполне можно.

Указание на себя
Указательный палец приставляется к носу, что может означать: «Вы меня зовёте/Ко мне обращаетесь?»

А сейчас с помощью жестов и мимики давайте попробуем изобразить состояние или просьбу человека.

· Разговор по телефону

· Человек встаёт с постели

· Человек стоит на дороге и ловит машину

Мимика — это сокращения многих лицевых мышц. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Каждое выражение — это сокращения многих лицевых мышц.

ГНЕВ: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, придавая глазам угрожающее или нахмуренное выражение, глаза блестят, раскрыты или прищурены, ноздри расширены губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назадлицо часто краснеет.

ПРЕЗРЕНИЕ: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова приподнята, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз, рот закрыт, уголки губ опущены, глаза тусклые и сужены.

СТРАДАНИЕ: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ несколько опущены, лицо застывшее.

СТРАХ: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза без блеска и расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами.

УДИВЛЕНИЕ: поднятые брови образуют горизонтальные морщины на лбу, глаза широко раскрыты, а приоткрытый рот имеет округленную форму.

РАДОСТЬ: губы искривлены, и их уголки оттянуты назад, рот закрыт, вокруг глаз мелкие морщинки, сами глаза блестят, прищурены или раскрыты, на лбу горизонтальные линии.

Задание: Всмотритесь в рисунки и по нескольким деталям выражений лиц попробуйте определить эмоциональное состояние человека.

А сейчас, ребята, давайте дорисуем кружочки, которые я вам раздала так, чтобы 1 рожица была весёлой, а 2 грустной т. е. с помощью мимики выразим весёлое и грустное настроение человека.

В заключении Кл. часа мне хочется пожелать вам, чтобы ваши личики были чаще весёлыми, чем грустными.

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector