Меню

Метафора как средство выразительности речи 5 класс



Урок по теме Метафора как средство выразительности речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок по теме Метафора как изобразительное средство

Скачать:

Вложение Размер
урок на тему Метафора как средство выразительности речи 20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе по теме « Метафора как средство выразительности речи»

Учитель Матвеева Татьяна Михайловна, учитель МБОУ «Сельменьгская общеобразовательная школа».

Цели 1)познакомить с метафорой как средством выразительности, учить применять метафору в

устной и письменной речи,

2) развивать речь, внимание, творческие способности,

3)воспитывать любовь к родному языку, стремление сохранить красоту и богатство родного

Оборудование – проектор, компьютер, экран.

Постановка целей урока.

Подготовка к восприятию новой темы.

Ребята, на дворе у нас зима, но и осень не менее красивое время года. Вы согласны со мной? Многие поэты, художники восхищались этим временем года, а у великого русского поэта А.с. Пушкина осень была любимым временем года.

Давайте послушаем стихотворение и попытаемся представить картину, нарисованную автором.

В темный лес, дремучий

Сколько свежих шишек

У зеленых сосен

Сколько алых ягод

У лесной рябинки

Прямо на тропинке.

И среди бруснички

На зеленой кочке

В аленьком платочке.

На лесной полянке,

В красном сарафане.

И листок березы

Вьется и летает

Над колючей елкой.

Беседа по стихотворению.

-Какую картину вы представили?

-А какие строки из стихотворения вам помогли представить эту картину? Подчеркните эти выражения.

(гриб-грибочек в аленьком платочке, осинка в красном сарафане, листок, как золотая пчелка, ветер закружил.)

А в прямом или переносном значении автор употребил эти слова?

-Ребята, нас окружает мир явлений, звуков, красок, очертаний. Всему мы придумываем имена. Названия. Но человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить, уловить сходство предметов и явлений. И это позволяет ему познавать мир.

Давайте вспомним, какие слова мы используем для сравнения?

(будто, словно, как, наподобие, похоже).

Эти слова мы называем сравнительными.

Давайте подберем сравнения к словам

Работа над новым понятием.

Сейчас мы посмотрим слайды, на которых изображены красоты нашего родного северного края. Хотелось бы услышать, какое впечатление они на вас произвели.

Обсуждение после просмотра.

-Подберите сравнения к тому, что вы видите.

(Река как зеркало, свет как паутина, листва как сарафан и т. д.)

-А можно сравнивать без союзов?

(зеркало реки, паутина света и т.д.)

Давайте прочитаем еще одно стихотворение и выясним, что и с чем сравнивает поэт Орлов в своем стихотворении.

В жару растенья никнут,

Бегут от солнца в тень.

Одна лишь чушка-тыква

На солнце целый день

Лежит рядочком с брюквой.

И кажется: вот-вот от счастья громко хрюкнет

И хвостиком махнет.

Все ли слова вам понятны в стихотворении?

Почему поэт сравнивает тыкву с чушкой?(по форме: обе большие, круглые, обе любят погреться на солнышке, у обеих хвостики-завитки).

Ребята, обратите внимание, что автор в своем сравнении не употребил сравнительных слов. Почему он скрывает сравнительные слова? (Чтобы образ получился более достоверным).

А в прямом или переносном значении употребляются эти сравнения?(В переносном).

Итак, выражение «тыква-чушка» является метафорой. Давайте самостоятельно дадим определение этому термину.

Метафора- выражение в переносном значении. Когда одно понятие уподобляется другому. Сравнивается, но без сравнительных союзов.

Метафора – скрытое сравнение.

  1. Скажите, любите ли вы загадки? Я думаю, что любите. Сейчас я попрошу вас отгадать мою загадку.

Там лежит росинка

-Какие слова вам помогли отгадать загадку?

-Что в загадке названо «белой корзинкой»? Почему лепестки названы корзинкой?

-Почему серединка названа солнцем?

— А давайте придумаем про ромашку свою загадку. На что еще похожа ромашка?

(Вариант «Белые перышки облепили солнышко»).

Каждой группе дан листок, на котором записано слово. Попробуйте об этом предмете придумать загадку. Назовите метафору в вашей загадке.

Защищает работу один человек от группы.

  1. Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой «Ива»

Возле речки у обрыва

Плачет ива, плачет ива.

— О чем говорится в отрывке?Ива – это живой или неживой предмет? А как говорится о иве?(как о живом).

Такой прием называется олицетворением. Попробуйте сами дать определение.

Олицетворение – разновидность метафоры, когда неживой предмет уподобляется живому.

Закрепление полученных знаний.

  1. Давайте вернемся к стихотворению, с которого мы начали наш урок, и попробуем определить метафоры и олицетворения.

5.Сегодня на уроке мы с вами познакомились с двумя новыми понятиями – метафорой и олицетворением. А вопрос у меня следующий: какую роль эти понятия играют в нашей речи? (делают речь красивее, образнее, «рисуют», помогают представить образы.)

Любите ли рассматривать картины? Сегодня на уроке вы сами превратитесь в художников, но не в обычных, а художников слова. Вы нарисуете картину словами. Настоящие художники подмечают то, чему простые люди не придают значения, умеют слышать природу, чувствовать ее.

Работа художника начинается с настроения. Подумайте, какое настроение вызывает у вас предложенная картина, какие мысли, чувства у вас возникают? Ваши мысли, чувства, впечатления вы оформите в таблицу. Используйте метафор, олицетворении, сравнения для выражения ваших впечатлений.

Источник

Конспект урока по теме “Метафора как средство выразительности речи”

– познакомить с метафорой с целью подготовки учащихся к восприятию художественного стиля речи;

– рассмотреть основные свойства и функции метафоры на примере загадок русского УНТ;

– дать понятие «метафора»;

– формировать умение использовать и применять знания о загадках по данной теме;

– развивать умение анализировать готовые и составлять собственные загадки;

– формировать умение отличать загадку от других фраз на основе метафоры;

– воспитывать культуру умственного труда;

– воспитывать интерес к слову;

– развивать образное мышление и основы эстетического вкуса.

1. Раздаточный материал с загадками.

2. Определение «Метафора».

3. Иллюстрации к загадкам.

I. Организационный момент.(1 мин)

II. Вступительное слово учителя. Целеполагание. (4 мин)

III. Объяснение нового материала на основе наблюдения над языковым материалом. (10 мин)

IV. Метафора – вид уподобления одного предмета другому на основе сходства. (27 мин)

1. Анализ загадок, основанных на метафоре. (15 мин)

2. Составление собственных загадок, основанных на метафоре. (12 мин)

V. Подведение итогов. Выставление и комментирование оценок. (2 мин)

VI. Объяснение д/з. (1 мин)

I. Организационный момент.

II. Сегодня на уроке мы продолжим работу, связанную с изучением стилей речи. Благодаря учебнику «Русская речь», мы познакомились с разговорным стилем и стилем научной литературы. В рамках этого большого раздела нам предстоит познакомиться с самым ярким и выразительным стилем речи – с художественным. Сегодня мы будем готовиться к восприятию художественного стиля речи. В центре нашего внимания будут находиться давно знакомые, привычные нам понятия, но, посмотрев на них сегодня с другой стороны, вы поймете, сколько скрытых возможностей они таят в себе…

Сейчас вы, наверное, думаете, что я говорю какими-то загадками?

И вы в чем-то правы: загадки сегодня сыграют не последнюю роль в нашем разговоре.

– А что нам известно о загадках? (Загадка относится к УНТ, она отражает особенности мышления народа, мировосприятия наших предков, древних славян; загадка похожа на «тайный» язык.)

– Действительно, загадка – это иносказательное изображение какого-нибудь предмета или явления, которое нужно отгадать, узнать.

Загадка рассчитана на сообразительность, нестандартность мышления. Не случайно в далекой древности загадка была не только развлечением, но и испытанием, ценой отгадки могла стать жизнь.

III. Задумывались ли вы, как устроена загадка?

– Перед вами несколько фраз. Найдите загадку среди них и объясните, чем она отличается от всех остальных.

1. Новая метла по-новому метет. (Пословица)

2. Бытовой предмет для уборки мусора на длинной палке. (Научное описание)

3. Главный инструмент дворника, хорошая, нужная вещь.

4. Скручена, связана, на кол посажена. (Загадка)

(Учащиеся без труда находят и доказывают: загадкой является фраза №4, т.к. она обладает признаками загадки, которые мы называли выше: в иносказательной манере дается описание метлы.)

– Существует загадка о загадке: «Без лица в личине». Попробуйте прокомментировать ее (ребята отвечают: в основе загадки всегда лежит уподобление одного другому. Это уподобление связано с выделением в предметах схожих черт, особенностей. Загадываемый предмет «как бы надевает «личину» (т.е. маску), но при этом не утрачивает основных свойств. Личины могут быть разными, поэтому у нескольких загадок может быть одна отгадка.).

IV. Подобное уподобление предметов на основе их сходства называется в стилистике метафорой. Таким образом, метафора – это основной прием формирования загадки, т.к. представляет собой перенос наименования с одного предмета на другой на основании какого-либо сходства между ними. (Появляется наглядный материал. Определение метафоры записывают в тетради.)

Так, например, метафора «увидела» сходство зерен овса и сережек. Отсюда загадка …? (отвечают)

Или другое сходство: метафора «сочла» небо похожим на шатер. Загадка? (отвечают)

Загадываемый предмет не называется, а полностью заменяется метафорой, т.е. уподоблением. Поэтому, чтобы разгадать загадку, надо понять метафору, т.е. основу этого уподобления.

Попробуем определить, по какому признаку создается метафора в загадках, как создается образ загадываемого предмета.

Работаем с раздаточным материалом.

1. Черный конь скачет в огонь.

2. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

3. Прилетел капитан – всех людей напитал.

4. Стоят столбы точеные, головки золоченые.

5. Скатерть бела, весь свет одела.

Записываются в тетрадь метафоры:

1. метафора «черный конь – кочерга», уподобление этих предметов создается по цвету и действию;

2. метафора «краюшка хлеба – месяц», уподобление создается по форме;

3. метафора «капитан – половник», уподобление по функции;

4. «столбы – колосья», «головки – зерна», уподобление по форме;

5. «скатерть – снег», уподобление по функции.

Однако хитрость загадки состоит в том, чтобы затруднить уподобление, сделать метафору сложной, порою даже парадоксальной. Например:

6. Утка в море, хвост на заборе.

7. Без рук, без ног, а рисовать умеет.

8. В одном бочонке – два сорта вина.

6. «утка с хвостом – ковш»;

7. «калека – мороз»;

8. «бочонок с разными винами – яйцо»)

НО: в любой загадке должны быть названы качества, присущие загаданному предмету, – иначе загадка теряет смысл.

В выборе этих качеств проявляются определенные традиции.

Какие предметы чаще всего уподобляются друг другу? (Предметы быта чаще всего становятся похожими на животных, человека, другие предметы и наоборот)

Например, загадка № 9, 10, 11, 12.

9. Три братца пошли купаться: два купаются, третий на берегу валяется. Искупались, вышли, на третьем повисли.

10. Есть на свете конь – всему свету не сдержать.

11. Белая кошка лезет в окошко.

12. Глаза бычьи, а сама – с кулак.

9. «три братца – ведра и коромысло»;

12. «бык – лягушка»)

Анализируя загадки, мы постарались увидеть, как они устроены, что лежит в их основе. Сделаем вывод: как строится загадка? (Загадка строится на метафоре, в ее основе лежит уподобление разных предметов друг другу по принципу общих, сходных свойств)

Попробуем и мы свои силы. Придумаем загадку свою, собственную.

Чтобы было легче, а загадка получилась бы яркой, подумаем, с чего следует начать? (Придумать метафору, т.е. подобрать предметы, которые обладают схожими свойствами, и уподобить их друг другу)

(Составляют письменно в тетрадях.)

– Приведите примеры своих загадок. (Зачитывают вслух и дают объяснение метафор.)

– Молодцы! С заданием справились.

V. Подведем итоги нашего урока.

– С каким средством достижения особой выразительности речи мы сегодня познакомились? (С метафорой. Метафора – это уподобление предметов на основе их сходства)

– На примере какого языкового материала мы рассматривали действие метафоры? (На примере загадок)

– Почему загадки были и остаются любимыми в древности и в наше время и взрослыми, и детьми? (Потому что благодаря загадкам мы учимся образно мыслить, развиваем воображение и эстетический вкус; загадка дает возможность посмотреть на окружающие привычные с детства предметы и явления с удивительной стороны; загадка открывает безграничные возможности слова и языка в целом.)

– Любите загадки! Загадывайте их всем! Создавайте их сами!

VI. Д/з: придумать метафору для слова «заря» и составить с ней загадку.

Источник

Образность русской речи: метафора (5 класс)

Урок 9. Образность русской речи: метафора

активизировать имеющиеся у учащихся знания о средствах выразительности речи;

организовать деятельность учащихся по узнаванию метафор в поэтическом тексте;

показать красоту и выразительные возможности этого тропа;

организовать творческую деятельность по созданию учениками метафоры.

Актуализация знаний учащихся.

Прочитайте и отгадайте загадки (упр. 37).

Слово учителя. Что такое загадка?

Слово загадать означает «задумать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения». Загадка всегда имеет скрытый смысл. Загаданные предметы описываются другими, имеющими некоторое сходство с теми, о которых умалчивается. Поэтому нередко для обозначения загаданного предмета нередко используется метафора. Но не только. В загадках часто встречаются и другие языковые выразительные средства: эпитеты, сравнения, олицетворения.

Выполнение упр. 38.

Какие образы использованы в каждой из загадок для того, чтобы намекнуть на загаданное слово?

Как каждая из загадок «засекречивает» задуманный предмет?

С помощью каких языковых выразительных средств это происходит?

Работа с текстом учебника. Стр. 41-42. Метафора.

Прочитайте текст и отметьте на полях с помощью значков:

«?» – «не понял, есть вопросы»

Сформулируйте и запишите определение метафоры.

Рождение метафоры. Работа в парах.

Образец: Зеленая листва, как огонь, на деревьях шевелится. – Зеленый огонь шевелится на деревьях.

За окном слышался звук дождя, как будто тихая мелодия (Слышалась мелодия дождя).

Осень роняет желтые, как золото, листья. (Осень роняет золото листьев).

Золотые листья, как слезы, падают на землю. (Листья золотыми слезами падают на землю).

Ручей своим движением напоминает бегущего человека. (Ручей весело бежит).

Обсудите в парах, выполняя упр. 39, какой признак в каждом случае положен в основу переносного значения: форма, цвет, положение, внутренние свойства предметов и явлений, их ощущения, восприятие, оценка, функции и действия.

Работа в тетради. Упр. 40.

Запишите те словосочетания, в которых прилагательное потреблено в метафорическом значении.

Работа с текстом упр. 43.

Как вы понимаете словосочетания мировосприятие человека, эмоционально-оценочная окраска слова, оценочное значение, неотъемлемая часть?

Как переносное значение слова ласточка доказывает нежное отношение русских к этой птице?

О чем говорят русские пословицы и поговорки, посвященные ласточке?

Имеет ли слово ласточка в английском языке такое же переносное значение, как в русском? Какая птица воспринимается англичанами с нежностью?

Какое переносное значение имеет слово утка в английском и русском языках?

Работа с текстом. Диалог культур. (стр. 46)

Расскажите об особенностях значения слов собака, орел, гусь в разных языках.

Сообщение «Переносные наименования животных и растений и особенности их употребления в речи»

Номер материала: ДБ-488510

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Эффективные средства лечения атопического дерматита
Adblock
detector