Пропаганда здорового образа жизни в работе клубных учреждений
Здоровье населения, особенно подрастающего поколения, является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Актуальность данной проблемы заключается в том, что на сегодняшний момент здоровье детского населения РФ оценивается как критическое. Исходя из этого, основными направлениями обеспечения национальной безопасности в сфере здоровья нации сегодня являются усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентация на сохранение здоровья человека, совершенствование в качестве основы жизнедеятельности общества института семьи, охраны материнства, отцовства и детства. Осознается важность создания мотиваций и условий для здорового образа жизни (ЗОЖ). Под пропагандой ЗОЖ понимается широкий спектр деятельности, направленной на то, чтобы люди ответственное относились к своему здоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения и укрепления. И здесь большую роль могут оказать клубные учреждения, у которых имеется значительный опыт в области воспитательного воздействия на население, особенно на детей и подростков. Активную поддержку на правительственном уровне пропаганда ЗОЖ получает в советский период истории нашей страны. Она была неотъемлемой частью коммунистического воспитания и «массовым фактором повышения производительности труда и борьбы с профессиональными вредностями производства». Кроме того, пропаганда физкультуры становится в это время одним из мощнейших инструментов, направленных на развитие массового спорта и повышения обороноспособности страны. В это дело подключались множество организаций различных ведомств, в т. ч. и клубные учреждения [37].
Важной составляющей пропаганды ЗОЖ являлась антиалкогольная пропаганда, усилившаяся в годы «перестройки». Под влиянием постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» стали проводиться безалкогольные праздники и обряды. Развитие получили клубы трезвости, организованные при клубах, домах и дворцах культуры, красных уголках цехов предприятий. Пропаганде здорового образа жизни способствовали и физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые клубными учреждениями, проводились культурно-спортивные праздники, тематические вечера, спортивные викторины, походы
выходного дня и другие спортивные состязания. Весьма распространенными были соревнования «Всей семьей — на лыжи», «Папа, мама и я — спор-
тивная семья. В кризисные 1990-е годы из-за недостатка финансирования прекратили действовать при клубных учреждениях многие оздоровительные центры, комнаты психологической разгрузки и здоровья. Забылись распространенные раньше среди любителей физической культуры мероприятия «Поезд здоровья», «Всей бригадой на стадион» [35].
Здесь можно выделить не только материальный фактор, но и нежелание людей участвовать в мероприятиях, когда-то насаждавшихся руководством.
Сказался и недостаток свободного времени из-за двойной занятости части населения, увеличение числа люмпенов. Только в конце 1990-х годов можно было говорить о возрождении массовой спортивно-физкультурной работы. В начале XXI в. Начался процесс восстановления в клубных учреждениях упраздненных коллективов физической культуры и штатных физкультурных работников. В пропаганде здорового образа жизни вновь стали использоваться кино и видео средства. Например, во многих клубных учреждениях краснодарского края для школьников проводились кинолектории по борьбе с пьянством, курением и наркоманией. [11, с. 90].
В современное время деятельность учреждений культуры по пропаганде здорового образа жизни имеют специфический характер, обремененный современной действительностью. Большую роль занимает работа по формированию ЗОЖ у подростков и молодежи. В условиях ослабления воспитательной функции семьи и общеобразовательных учреждений, коммерциализации инфраструктуры досуга, распространения средствами массовой информации низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, подростки и юноши нередко поиску выхода из сложных жизненных ситуаций предпочитают употребление психоактивных веществ. 9 июня 2010 года был принят указ Президента Российской Федерации Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации . На территории Краснодарского края была введена работа по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма с обучающимися «Антинарко». Предусматривалось: организация досуга детей и подростков, создание клубов по интересам, кружков и объединений, расширение сети детских и подростковых клубов при учреждениях культуры. Спортивные любительские объединения стали весьма распространенными и среди людей с ограниченными возможностями.
Следовательно, можно сделать вывод понимание государством социальной значимости данной проблемы предопределило разработку государственных и краевых программ по Формированию здорового образа жизни у населения. Социально культурные учреждения приняли упор на проведение разнообразных мероприятий по формированию здорового образа, это и театрализованные представления, выступление лекторов, концерты, КВН, спортивно-массовые мероприятия, квесты. клубов есть свои преимущества перед другими организациями культуры и спорта в этой сфере деятельности. Они обусловлены широтой их функций, альтернативностью средств и методов воспитательного влияния на различные социальные группы. Здесь у населения есть возможность развивать самодеятельные начала, проявлять свою культурную активность. Особенно это актуально для детей и подростков, которые с учетом собственных интересов и способностей могут вступить в какое-либо клубное объединение, способствующее формированию здорового образа жизни.
1.3. Функции учреждений культуры по формированию здорового образа жизни подростков, на примере ЦКС Ленинградского района.
Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Функции подвергаются изменению во времени — от возникновения к становлению до полной зрелости. В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на:
1.постоянные, 2. основные, (присущие большинству социально-культурных институтов), 3. вспомогательные, 4. временные, (возникающие и исчезающие на определенных временных отрезках).
В качестве одного из главных оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой деятелями культуры и искусства на профессиональной и непрофессиональной основе, в его свободное или рабочее время. Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе, подчинена развитию и саморазвитию личности, ее социальному самоутверждению. [12, с. 42].
Социально-культурная деятельность является мощным средством
воздействия на личность, способствует формированию мотивов, ценностей,
установок, определяющих здоровый образ жизни. Также социально-культурная деятельность рассматривается, как самостоятельная система социализации, социального воспитания и образования. Культурно-досуговые технологии направлены на воспитание у подростков культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни. Они выступают как средство формирования у подростков личностно значимых и социально одобряемых качеств, способствующих деятельному, рациональному отношению их к своему свободному времени, освоению культурных ценностей, духовному обогащению, реализации педагогических отношений в процессе досугового взаимодействия и в процессе развития и сохранения здоровья. В социокультурной деятельности можно выделить следующие социализирующие функции формирования ориентации подростков на ЗОЖ средствами культурно-досуговой деятельности: социально-культурная, психологическая, синдикативная, профилактическая, адаптивная, коррекционная, ценностно-ориентационная, коммуникативная. [14, с. 69].
Рассмотрим каждую подробнее:
К социально-культурной функции будет относится — деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самореализации каждого подростка и крупы в сфере досуга. В данную функцию будет входить, вовлечения подростков в активные формы досуга: кружки, секции, клубные любительские объединения. Культурно-досуговая деятельность – составная часть социокультурной деятельности, помогает в решении многих социальных проблем своими разнообразными средствами, формами, методами. Социально культурная функция тесно связана с синдикативной функцией, как средством объединения людей. Подростки имеют склонность объединяться в большие и малые социальные группы как для выполнения совместной деятельности, так и просто для того, чтобы почувствовать себя частью какой-либо общности. Именно поэтому она важна на подсознательном уровне для каждого конкретного подростка. Что касается реализации этой функции в подростковой среде, то она активно осуществляется за счет создания различных общественных движений и объединений людей с общими интересами или целями, в ЦКС Ленинградского района данная функция прослеживается при организации работы клубного любительского объединения «Вектор+».
Психологическая и адаптивная функции в формировании здорового образа жизни в подростковой среде играют важную роль ведь специалист по работе с молодежью должен учитывать все особенности подросткового развития и находить подход к каждому несовершеннолетнему. К психологической и адаптивной функциям в КДД будут относится включение в свою деятельность такие методики, как тренинги, ролевых игр, дискуссий, индивидуальные беседы, проведения тестов.
Профилактическая функция в работе социально-культурных учреждений в работе с подростками, организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося поведения, влияет на формирование нравственно-правовой устойчивости, организует систему мер социального оздоровления.
Коррекционная функция — осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний социально-культурных учреждений, оказываемых на подростков в том числе и неформальной. Данная функция усиливает или фокусирует позитивные влияния и нейтрализует или переключает негативные влияния, осуществляет коррекцию самооценки подростков, при необходимости коррекцию статуса ребенка в коллективе, группе сверстников, помогает избавиться от привычек, наносящих ущерб здоровью.
Ценностно-ориентационная функция – включает в себя формирование умения и навыки, способности, самовоспитание, коммуникативные отношения, самоопределение в обществе. Устойчивое приобщение к ценностям адаптивной физической культуры является залогом здоровья, жизнеспособности, формирования здорового образа жизни.
Но для каждого отдельно взятого несовершеннолетнего имеют значение ценности индивидуального существования, которые включают познание самого себя, отношение к своему здоровью и поведению.
Коммуникативная функция – в учреждениях культуры данная функция реализуется через общение между субъектами, которое несет трансляцию социального опыта целых поколений, к данной функции относятся и работа по сохранению и развитию традиционной народной культуры малой Родины – Кубани. Это поддержка фольклорных коллективов, сбор фольклорно-этнографических материалов через общение с носителями культуры. Фольклор является действительным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания [20, с.39].
Следовательно, исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что для продуктивной работы социально-культурные учреждения по формированию здорового образа жизни подростков необходим комплексный подход с использованием различных функций социокультурной деятельности обеспечивающих реализацию механизма усвоения культуры. а именно Вовлечение подростков в продуктивное, творческое общение, основанное на законах формирования межличностных отношений, формирование мотивации личности подростка к познанию и творчеству, вовлечение подростка в социально-значимую для него деятельность, участие в тренингах, деловых играх, лекциях, ролевых играх, дискуссиях, Создание культурной среды, направленной на эффективное формирование ориентации подростков на здорового образа жизни.
Источник
Рабочая программа клуба «Дорогу ЗОЖ»
рабочая программа на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dorogu_zozh_.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Клуб «Дорогу ЗОЖ»
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Дорогу ЗОЖ» может рассматриваться как одна из ступеней по формированию культуры здоровья и неотъемлемая часть всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектировано с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Дорогу ЗОЖ» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей :
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
- Формирование:
- представлений о факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- навыков конструктивного общения;
- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- упражнениям сохранения зрения.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Дорогу ЗОЖ» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пангоды»
Общая характеристика курса.
Программа курса внеурочной деятельности “Дорогу ЗОЖ” направлена на комплексное и последовательное развитие у обучающихся начальных классов умений и навыков здорового образа жизни. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна и в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть, предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки. Весьма существенным фактором “школьного нездоровья” является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курени я, алкоголизма и наркомании. Важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла свое начало в начальных классах. Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в ее решении отводится школе. Ей доверено воспитание нового поколения россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит пони мающие свое предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Особое внимание в программе уделено воспитанию полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формированию установок на ведение здорового образа жизни, при этом, не делая акцента на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Дорогу ЗОЖ» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования школы.
Отличительная особенность программы по спортивно-оздоровительному направлению “Дорогу ЗОЖ» состоит в обучении на двух основных уровнях: 1 – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; 2 — поведенческий, позволяющий закрепить социально-одобряемые модели поведения.
Программа внеурочной деятельности «Дорогу ЗОЖ» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности, критерии оценки планируемых результатов освоения программы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Дорогу ЗОЖ» предназначена для обучающихся 2-х классов и рассчитана на один год обучения . Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 мин. Общий объем учебного времени – 34 часа в год .
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.
Формы проведения занятия
и виды деятельности
Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим
Источник