Лабораторная работа как средство обучения

Как писать лабораторные работы

Написание лабораторных работ появилась в России 100 лет назад. На сегодняшний день эта форма обучения наиболее эффективна и интересна, потому как дает возможность наблюдать изучаемый процесс изнутри. В статье рассматривается алгоритм написания и выполнения лабораторных в ВУЗе.

Что такое лабораторная работа

Лабораторная работа – это одна из форм изучения материала, нашедшая широкое применение в современной методике обучения. В зависимости от количества участников в эксперименте занятия подразделяются на групповые, звеньевые и индивидуальные. В ходе выполнения исследований необходимо следовать заданному алгоритму выполнения экспериментов, иначе можно не зафиксировать прохождения интересующего процесса или исказить результат. Лабораторная имеет примерно одинаковую структуру и подразделяется на следующие блоки:

Купить дипломную работу

методика и порядок выполнения.

Основными задачами выполнения являются:

приобретение опыта в решении различных задач экспериментальным путем;

практические знания изменений вещества в наблюдаемом процессе;

получение опыта использования оборудования на практике;

приобретение навыка обработки, анализирования и осмысления полученных в ходе исследования результатов.

Функции лабораторной работы, как формы обучения

Основные функции подразделяются на следующие категории:

познавательные – активизируют познавательные процессы, благодаря наглядности наблюдаемого эксперимента (или ряда экспериментов) и фиксированию изменений вещества в ходе выполняемого опыта;

развивающие – характеризуются приобретением опыта экспериментальным путем в совокупности с приобретением практического опыта подбора и использования оборудования для экспериментов;

воспитательные – определяют поведение студента в ходе эксперимента, его навыки общения внутри группы,, а также наличие коммуникации с руководителем;

мотивационно-стимулирующие – активно подключает учащихся к исследовательской деятельности и приобретению новой информации;

рефлексивные – развивает умения контролировать свои действия, исправлять ошибки, оценивать результаты и вносить коррективы;

диагностические – позволяет преподавателю выявить особенности учащегося, как личности, определить уровень усвоения знаний.

Чем отличаются лабораторные работы от практических работ

Как не странно, но цели у лабораторных и практических существенно отличаются, также как и поставленные задачи, а потому они отражаются в учебном плане отдельно друг от друга.

Целью практических является формирование учебных (для подготовки к дальнейшим дисциплинам) и профессиональных (для подготовки к производственной деятельности) навыков, выполняющих следующие задачи:

изучение и анализ документации;

анализ производственных ситуаций и решение задач на предприятии;

расчет различных показателей связанных с производством;

изучение работы и функционирования производственного оборудования;

ознакомление с производством и разработка технологических карт;

опыт работы на производственной технике и ее обслуживание;

проверка различных изделий и веществ на производстве.

Лабораторная работа преследует сразу несколько целей:

экспериментальное подтверждение изученного материала, закрепление навыка применения формул;

ознакомление с методическими рекомендациями проведения экспериментальных исследований.

В зависимости от целей определяется содержание, в котором раскрывается:

наблюдение и установка закономерностей в наблюдаемых процессах;

изучение измерительных приборов, их характеристик, а также испытание данных приборов на практике;

получение и исследование новых (полученных в ходе эксперимента) веществ и их свойств;

изучение и установление вещества, его качественных характеристик, свойств и взаимоотношений с другими веществами.

Виды лабораторных работ

Все лабораторные подразделяются на следующие виды:

исследовательские – специфичны долгим наблюдением за каким-либо объектом (рост растения, развитие животного, распад металла под воздействием определенных факторов). В таких работах применяются достаточно простые опыты;

иллюстративные – основное внимание нацелено на градацию цвета исследуемого объекта или вещества;

наблюдательные – проводятся с целью закрепления полученной теории и получения навыков использования измерительных приборов;

фронтальные – это работы, проводимые всеми студентами одновременно. Каждый самостоятельно проводит опыты;

обобщающие – проводятся с целью закрепления изученного ранее материал;

бригадно-лабораторные – проводятся в небольших группах обучающихся. Иначе называют коллективным;

проблемные – в ходе выполнения должна решится проблема. поставленная вначале работы.

Наблюдательная лабораторная работа

Такой вид исследования способствует закреплению полученных ранее теоретических знаний. Подразделяются на две характерные категории.

Качественного характера, преследуют несколько целей:

создание наиболее верного представления о наблюдаемом процессе, изученном в теории;

получения навыка использования приборов на практике;

подготовка к выполнению наиболее сложных работ.

Они воспроизводят точную демонстрацию ранее показанных или описанных опытов. Такая наглядность позволяет лучше освоить пройденную тему или понять более сложный в теории процесс.

Количественного характера, преследуют другие цели:

получение студентами навыков использования измерительных приборов;

закрепление различных способов измерения физических величин.

Исследовательская лабораторная работа

Исследовательские наблюдения являются одними из наиболее распространенных, так как этот вид применяют на практике педагоги всех образовательных учреждений. В этой методике преследуются следующие цели:

устанавливают закономерности, которые до начала выполнения были неизвестны;

постановка студента на место исследователя;

обучение студентов методике эксперимента в получении новых знаний.

Фронтальная лабораторная работа

Имеет соревновательный характер, так как вся группа выполняет одно и тоже. Каждый студент может достичь результата, применяя свой способ исследования независимо от действий основной группы.

Коллективная лабораторная работа

Коллективная представляет собой разделение всех студентов на небольшие группы. Каждая группа выполняет определенное задание по проведению тех или иных экспериментов. После выполнения лидер группы сдает отчет преподавателю.

Методические указания к выполнению лабораторных работ

Лабораторные исследования разделяются на три основных структурных элемента:

Источник

Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Дата публикации: 07.03.2018

Статья просмотрена: 3732 раза

Библиографическое описание:

Маковкина, Л. Н. Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе / Л. Н. Маковкина, Е. И. Сорокина, Д. В. Сыроежкина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 46-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13819/ (дата обращения: 24.04.2021).

Читайте также:  Основные особенности земли как основного средства производства

В статье рассмотрены практические методы обучения, которые используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний.

Ключевые слова: практическая работа, лаборатория, метод обучения.

В системе работы по восприятию и усвоению нового материала студентами широкое применение находит метод лабораторно-практических работ. Свое название он получил от лат. laborare, что значит работать. На большую роль лабораторно-практических работ в познании указывали многие выдающиеся ученые: М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев и др.

Лабораторно-практическая работа — это такой метод обучения, при котором студенты под руководством преподавателя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.

Проведение лабораторно-практических работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы:

  1. постановку темы занятий и определение задач лабораторно-практической работы;
  2. определение порядка лабораторно-практической работы или отдельных ее этапов;

3. непосредственное выполнение лабораторно-практической работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности;

4. подведение итогов лабораторно-практической работы и формулирование основных выводов.

Под лабораторной работой чаще всего понимается учебное занятие, в рамках которого осуществляется тот или иной научный эксперимент, направленный на получение результатов, имеющих значение с точки зрения успешного освоения студентами учебной программы.

В процессе лабораторной работы студент:

– изучает практический ход тех или иных процессов, исследует явления в рамках заданной темы — применяя методы, освоенные на лекциях;

– сопоставляет результаты полученной работы с теоретическими концепциями;

– осуществляет интерпретацию итогов лабораторной работы, оценивает применимость полученных данных на практике, в качестве источника научного знания.

В ряде случаев студентам требуется провести защиту своей лабораторной работы, в рамках которой некоторой аудитории слушателей представляются подробности проведения исследования, а также доказательства правомерности выводов, к которым пришел учащийся. Часто защита лабораторной работы осуществляется в порядке индивидуального взаимодействия студента с преподавателем. В этом случае по итогам исследования учащийся формирует отчет (по установленной или разработанной самостоятельно форме), который направляется на проверку.

Следует отметить, что успешное выполнение лабораторной работы, как правило, является важным критерием успешной сдачи экзаменов студентом. Преподаватель рассматривает возможность выставления высоких оценок учащимся только в том случае, если они сумеют предоставить до сдачи экзаменов практические результаты применения знаний, полученных на лекциях.

Практическая работа — это задание для студента, которое должно быть выполнено по теме, определенной преподавателем. Предполагается также использование рекомендованной им литературы при подготовке к практической работе и плана изучения материала. Рассматриваемое задание в ряде случаев включает дополнительную поверку знаний студента — посредством тестирования или, например, написания контрольной работы.

Главная цель проведения практической работы заключается в выработке у студента практических умений, связанных с обобщением и интерпретацией тех или иных научных материалов. Кроме того, ожидается, что результаты практических занятий будут впоследствии использоваться учащимися для освоения новых тем.

Задача преподавателя, содействующего подготовке студентов к мероприятиям, о которых идет речь, заключается в составлении последовательного алгоритма освоения учащимися необходимых знаний, а также в подборе методов объективной оценки соответствующих знаний. В данном случае возможен индивидуальный подход, когда проверка умений студента осуществляется тем способом, который наиболее комфортен для учащегося с точки зрения изложения информации для преподавателя. Для одних студентов более удобна письменная форма проверки знаний, другим — устная. Преподаватель может учитывать предпочтения тех и других.

В ходе проведения практического занятия задача преподавателя — понять текущий уровень знаний учащихся, выявить ошибки, характеризующие понимание темы с их стороны, и способствовать исправлению недочетов в освоении знаний — с тем, чтобы уже на экзамене студент изложил понимание темы более корректно.

Главное отличие практической работы от лабораторной заключается в целях их проведения. Так, типичная практическая работа инициируется преподавателем в основном для проверки объема знаний, лабораторная — для оценки способностей учащихся применять полученные знания на практике, в ходе эксперимента.

Различия между работами, о которых идет речь, прослеживается также на уровне методов проверки знаний учащихся. В случае с практическими работами это устный или письменный опрос, тестирование. При лабораторных мероприятиях инструментом проверки знаний студента может быть процедура защиты результатов исследования.

Следует отметить, что лабораторная и практическая работы имеют ряд общих признаков. Таких как, например:

  1. выполнение в соответствии с планом, рекомендованным преподавателем, а также с использованием заданного перечня литературных источников;
  2. направленность на выявление текущего уровня знаний учащегося.

Изложенное показывает, что лабораторно-практические работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у студентов глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем.

Метод этот воспитывает добросовестность в выводах, трезвость мысли. Лабораторно-практические работы способствуют ознакомлению студентов с научными основами современного производства, выработке навыков обращения с реактивами, приборами и инструментами, создавая предпосылки для технического обучения. Одной из целей образования является развитие у студентов преобразующего мышления и творческих способностей, реализовать которые можно, используя метод проектов, где студенты включаются в творческую деятельность.

  1. Интегральная диагностика межличностных отношений в среде переменного состава образовательных учреждений ФСИН России как средство улучшения воспитательной работы: Практические рекомендации / Шатохина Л. В. — Рязань:Академия ФСИН России, 2014. — 21 с.: ISBN 978–5-7743–0633–6
  2. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: Учебное пособие/Симонов В. П. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 320 с.: 60×90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978–5-9558–0336–4, 500 экз.
  3. Педагогика и психология/Кудряшева Л. А. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 160 с.: 84×108 1/32. — (Краткий курс) (Обложка) ISBN 978–5-9558–0444–6, 500 экз
Читайте также:  Что такое доходность размещения средств в банке

Источник

Статья на тему: «Метод лабораторной работы как средство формирования универсальных учебных действий учащихся в процессе работы с текстовой информацией на уроках литературы»

Метод лабораторной работы как средство формирования

универсальных учебных действий учащихся в процессе работы

с текстовой информацией на уроках литературы

В научно-методической литературе лабораторная работа определяется одновременно как метод, форма и средство обучения. В нашей статье мы рассматриваем лабораторную работу в качестве метапредметного метода организации на лабораторном уроке учебного взаимодействия учителя и учащихся, состоящего в проведении экспериментов, наблюдений, анализа.

Обучающе-развивающий эффект лабораторной работы заключается в активном освоении учащимися не только содержания предметной области, но и содержания познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий , проявляющемся в мобилизации учениками творческих сил, в выработке умений сотрудничать в ходе групповой деятельности, подходить к изучаемому объекту с различных исследовательских позиций, анализировать закономерности, обобщать результаты, делать выводы. В процессе выполнения лабораторных заданий ученики накапливают факты, устанавливают связи явлений, открывают новые для них ситуации, объясняют причины явлений и т.п. Воспитательное значение применения данного метода обнаруживается в познавательной активности школьников, их самостоятельности, ответственности за итоги исследования. Учитель создаёт условия для самореализации школьников и получает богатую информацию о степени их теоретической подготовленности, умении применять знания на практике.

Учащиеся выполняют лабораторные задания на основе текстового материала самостоятельно или в группе, в соответствии с поставленной учителем познавательной задачей на этапе объяснения нового материала, но чаще в процессе его усвоения и закрепления .

Применение метода лабораторной работы предполагает следующие этапы :

постановка учителем целей работы;

самостоятельное исследование изучаемого материала учащимися;

коллективное обсуждение результатов;

установление их связей с ранее изученным. [4]

Выполняя лабораторное задание, учащиеся исследуют материал, записывают результаты наблюдения в виде таблиц, схем, письменных ответов, ключевых слов и т.д. Учитель оказывает консультативную помощь, следит за продуктивностью работы учеников. Сложность применения метода лабораторной работы на этом этапе заключается в том, чтобы организовать деятельность всех учащихся, в том числе тех, кто не готов к самостоятельному труду, не мотивирован на изучение предмета.

Этап коллективного обсуждения результатов также очень сложен. Учитель заранее не знает, к чему пришли ученики, насколько соответствуют их выводы ожидаемому результату. Поэтому от учителя требуется глубокое знание содержания изучаемого материала и готовность к импровизации.

Лабораторная работа по естественно-научным предметам (химии, физике, биологии) является привычной в школе. На уроках литературы термин «лабораторная работа» звучит редко, однако многие традиционные виды работ проводятся как лабораторные: языковой анализ, изложение, сочинение, сопоставительный анализ, нахождение закономерностей, моделирование ситуаций и др. Например, изучая средства художественной выразительности, школьники анализируют специально подобранный текстовый материал, получают инструкцию, в которой определены задачи анализа, письменно оформляют результаты наблюдений, затем делают обобщающий вывод.

Приёмы метода лабораторной работы, используемые на уроках литературы, тоже традиционны. Одним из наиболее распространённых является наблюдение . Оно состоит «в организации планомерного, целенаправленного восприятия учащимися изучаемых явлений, фактов». [4] Наблюдение организуется по определенному плану, вопросы и задания учителя дают направление наблюдения.

Наблюдение бывает индуктивным : в его процессе накапливаются факты, выделяются признаки явления, предмета, они обобщаются, делается вывод. Наблюдение может быть дедуктивным : до наблюдения формируется гипотеза, а в процессе наблюдения накапливаются факты, подтверждающие или отвергающие гипотезу, затем следует вывод. Наблюдение может иметь самостоятельный характер, но может быть и начальной ступенью более сложной деятельности.

Материалом для наблюдения может стать исследование стиля произведения (например, сказового стиля Н.С. Лескова), его идейного содержания (например, стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»), художественного своеобразия произведения (например, художественного пространства стихотворения А. Блока «Ночь. Улица…»). [5]

Наряду с наблюдением и в комплексе с ним в ходе лабораторной работы активно применяются приёмы сопоставления (выявление в ходе сопоставления разных текстов стилевых особенностей заданного произведения, например сопоставление стихотворений А. Ахматовой «Двадцать первое…» и А. Блока «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…»), изучения (вопросно–ответная система рассмотрения проблемы, например, опираясь на текст, предположить, что произошло бы с Мцыри, если бы он не умер), оценки (выяснение художественного и идейного значения произведения, например выявление роли звукописи в лирике А.А. Фета) и некоторые другие.

Сложным приёмом метода лабораторной работы на уроках литературы является лабораторный (лингвистический) эксперимент , исходным материалом которого служит текст, а конечным — его деформированный вариант. Главная цель приёма — обоснование отбора языковых средств в предложенном тексте, установление внутренних взаимосвязей между отобранными для данного текста языковыми средствами. Лингвистический эксперимент может быть аналитическим (от целого текста к его компонентам) и синтетическим (от единиц языка к тексту). При изучении языка художественных произведений в школе применяется, как правило, эксперимент аналитического характера. Эксперимент синтетического характера с успехом может применяться на уроках русского языка в процессе конструирования.

По коммуникативности — некоммуникативности деформированного текста лингвистический эксперимент может быть положительным или отрицательным . Отрицательный эксперимент как нельзя лучше очерчивает границы проявления рассматриваемого языкового явления и тем самым вскрывает его специфику. Так, например, попытки заменить в словосочетании «облить презрением» то первое, то второе слово дают одну возможную замену: «обдать презрением». Все остальные замены представляют собой отрицательный материал: «опрыскать презрением», «облить гневом», «облить презрением» и т.д. Такое экспериментирование вскрывает фразеологическую сущность словосочетания «облить презрением». [3]

Широкое и сознательное использование этого приёма на уроках литературы требует глубокого понимания сущности эксперимента, интеграции языковых и литературоведческих понятий (например, имя прилагательное – эпитет), знания различных видов лингвистического эксперимента. Назовём некоторые из них:

Читайте также:  Как восстановить жидкость в коленях народные средства

Устранение языкового явления из текста

Задание: устранить все прилагательные в функции определения из текста отрывка рассказа И. Тургенева «Бежин луг»; сравнить первичный и вторичный тексты.

Был прекрасный июльский день, один их тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром; она разливается кротким румянцем.

Был день, один их тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого утра небо ясно, заря не пылает пожаром; она разливается румянцем.

Сравнение первичного и вторичного текстов позволяет учащимся сделать следующие выводы: вторичный текст лишён качественных характеристик явлений; он не даёт представление о том, каковы художественные детали по цвету, по форме, потерял свою образность, индивидуальность.

2. Замена языкового элемента синонимичными

Задание: заменить в тексте рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» слово «идёт» словом «шагает», а слово «шагает» словом «идёт».

Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

Через базарную площадь шагает полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели с узелком в руке. За ним идёт рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

Сравнение текстов позволяет сделать вывод о преимуществах первичного текста, в котором сначала даётся нейтральный глагол «идёт» по отношению к лицу высокого чина, затем используется синонимичный ему глагол «шагает» по отношению к рыжему городовому с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником, способствует созданию комического эффекта.

3. Развертывание (распространение) текста

Задание: «развернуть» первую строку начала стихотворения М.Ю. Лермонтова.

И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды.

И мне, и тебе, и каждому из нас и скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды.

Сопоставление текстов позволяет сделать вывод: развертывание вскрывает обобщенный характер первого безличного предложения. Неверно было бы чувства, выраженные в этом стихотворении, относить к личности автора.

4. Свёртывание текста

Задание: «свернуть» последнее словосочетание в отрывке текста В. Катаева «Хуторок в степи», сопоставить тексты.

Гроза ушла далеко в море, где по синему горизонту судорожно бегали молнии и слышалось рычание грома.

Гроза ушла далеко в море, где по синему горизонту судорожно бегали молнии и слышалось рычание.

Сравнение текстов приводит учащихся к выводу, что слово «рычанье» в тексте становится метафорой в рамках словосочетания.

5 . Перестановка слов и других языковых единиц.

Задание: переставить слова в первой строке басни И. Крылова «Волк и ягнёнок», сравнить данный и полученный текст.

Ягнёнок в жаркий день

Зашёл к ручью напиться.

Зашёл к ручью напиться

Ягнёнок в жаркий день.

Делаем вывод: вынесение на первое место глагола акцентирует действие. Таков ли замысел автора? [3]

Содержанием лабораторных заданий должен быть материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящий перед учеником учебно-научные и творческие задачи, обеспечивающий новое или более глубокое рассмотрение языковых и литературных явлений, известных и неизвестных учащимся, «погружение» в содержание изучаемого произведения.

Лабораторные задания могут выполняться весь урок или два урока, часть урока, они могут являться домашним заданием. Задания могут включать следующие этапы исследования :

— наблюдение и изучение фактов и явлений;

— выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;

— построение плана исследования;

— выяснение связей изучаемого явления с другими;

— решение лингвистической или литературоведческой задачи;

— обобщение результатов и формулировка вывода. [1]

В практике работы учителей литературы используется немало заданий, по своему характеру вполне приемлемых для лабораторного исследования художественного текста. Приведём некоторые примеры.

М. Горький. «Старуха Изергиль» . Роль пейзажа

в романтическом произведении

Прочитайте вступительную часть рассказа. Докажите, что пейзаж передаёт особое настроение рассказчика; использование различных словесных средств позволяет выразить своё чувство и передать его читателю. [6]

Поэтическое новаторство В.В. Маяковского

На конкретном материале проследите ту внутреннюю творческую логику, которая диктовала В. Маяковскому создание новой поэтической системы во имя нового содержания. Определите, с какой целью используются данные средства. Подтвердите приведенные положения примерами из стихотворений В. Маяковского. [6]

М. Горький. «На дне». Роль Луки в пьесе

Одиннадцатиклассницы Ольга и Ирина, готовясь к уроку литературы по пьесе М. Горького «На дне», начали спорить. Ольга утверждала, что Лука необходим людям, потому что помогает обитателям ночлежки: выслушивает их, утешает, успокаивает. Ирина возражала ей, называя Луку обманщиком, который дарит людям несбыточную надежду на счастье, сочиняет небылицы, тем самым причиняет обитателям вред. Кто же, по-вашему, Лука? Аргументируйте свою точку зрения с помощью текста. [2]

М. Булгаков. «Собачье сердце». Идейное содержание повести

Как поступил бы профессор Преображенский, если бы «новый» Клим Чугункин после операции унаследовал лучшие черты характера Шарика? Почему? [2]

Самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы в ходе лабораторной работы создаёт ситуацию, при которой знания приобретают особую значимость, при этом лучше усваиваются и запоминаются. Ученик видит смысл в действиях, соотнося их с результатом, осознаёт приобретённый опыт, что является залогом его осмысленного обращения к собственному опыту в последующем и самостоятельности в любом виде деятельности.

Игнатова Е.Н. Метапредметный подход на уроках литературы [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://infourok.ru/metapredmetniy-podhod-na-urokah-literaturi-948449.html

Кириченко З.М. Творческое задание на уроке: основные признаки и структура (на примере заданий по литературе) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/statiatv orchieskoiezadaniienaurokieosnovnyiepriznakiistrukturanaprimieriezadaniipolitieraturie

Кочинева О.К. Лингвистический эксперимент на уроках русского языка и литературы. Совершенствование методов обучения русскому языку / Сборник статей. – М., 1981, стр. 67-72.

Лихачев Б.Т. Педагогика / Курс лекций. – М., 1993, стр. 440-469.

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector