Меню

Конструирование как средство математического развития дошкольников



развитие математических представлений младших дошкольников
статья (конструирование, ручной труд, младшая группа) по теме

Данная статья поможет педагогам групп раннего возраста понять «природу» формирования математических представлений в прцессе конструирования.Определить этапы построения работы при формировании элементарных математических представлений младших дошкольников.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Темой данной статьи является развитие математических представлений у младших дошкольников в процессе конструирования.

Конструктивная деятельность важна в общем умственном развитии ребенка, т.к. способствует становлению наглядного моделирования, развивает способность воспринимать такие внешние свойства предметного мира, как форма, пространственные и размерные отношения, понимать некоторые существенные зависимости структуры предмета и его функции, т.е. позволяет выстраивать логическую цепочку, делать умозаключения, выводы, что важно для формирования математического развития и в целом умственного развития детей.

Конструирование наряду с другими видами деятельности, подготавливает почву для развития математических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Оно является практической деятельностью и отвечает интересам и потребностям дошкольников, поэтому при целенаправленной организации конструирование может носить подлинно развивающий характер и влиять на развитие детей младшего дошкольного возраста, в т.ч. и на развитие математических представлений.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка. Математическое содержание связано с различными разделами программы, среди которых логично выступает такой вид продуктивной деятельности, как конструирование. Оно представляет дошкольникам такой жизненный материал, в котором ребенок глубже осмысливает математические знания и понимает их практическую значимость.

Однако в практической работе детских образовательных учреждений педагогам не всегда удаётся полностью использовать конструирование для развития математических представлений. Если конструирование и используется ,то для решения узкого круга задач: для построек будущей игры(кроватка, домик, скамеечка). Потенциал конструирования как средства развития математических представлений используется недостаточно. Математическое развитие является одной из составляющих задач дошкольного образования. По мнению исследователей, конструирование способствует развитию познавательной активности младших дошкольников, учит выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.

Математические представления- представления об окружающем с точки зрения математики, включает в себя представления о таких свойствах и признаках как форма, величина пространственные и временные отношения и другие характеристики. В процессе освоения математических представлений формируются такие качества как любознательность, самостоятельность, умение ориентироваться в пространстве групповой комнаты и на плоскости (пола, стола).

По мнению авторов (З.В.Лиштван, А.Н. Давидчук) конструктивная деятельность важна тем, что способствует восприятию таких свойств внешнего мира, как форма, пространственные и размерные отношения, учит понимать некоторые функции предмета, что в целом важно для формирования математических представлений дошкольника.

Изучая развитие математических представлений младших дошкольников было выявлено, что у дошкольников наблюдается более высокий уровень развития представлений о форме и размере предметов (7,5 баллов из12),что соответствует среднему уровню, чем представлений об ориентировке в пространстве и во времени (в среднем от6,5 до7,3 баллов)что является показателем уровня ниже среднего. Детям младшего дошкольного возраста легче осуществлять деятельность на сенсорной основе, на основе восприятия (находить нужную фигуру по показу), чем на мыслительной основе. Об этом свидетельствуют и проблемы с вербализацией действий. Уровень по этому показателю варьируется от 1,3 до1,4 баллов из 3-х максимально возможных. В соответствии с выделенными особенностями освоения математических представлений в младшем дошкольном возрасте была определена цель формирующей части исследования. Конструирование из строительных материалов может стать средством развития математических представлений.

Исходя из подходов к формирующей работе, выделенных в констатирующем эксперименте, была спланирована последовательность формирования математических представлений с помощью конструирования. Можно выделить 3 основных блока:

  1. Игры и игровые задания, направленные на развитие представлений о форме и размере предмета сначала по показу, затем использованием вербальных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Игры и игровые задания, направленные на развитие умения располагать фигуры в пространстве у детей младшего дошкольного возраста.
  3. Игры и игровые задания, направленные на развитие умения соблюдать последовательность при строительстве задуманной постройки или по образцу у детей младшего дошкольного возраста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙРАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППОВОМ ПОМЕЩЕНИИ. ЦЕНТР МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.ПЛАН-ПР.

Доктор биологических наук Б. М. Медников высказал интересную мысль: «Что бы ни говорили, математика – одна из самых простых наук. Сложен в математике лишь её язык. Но овладев им, каждый может уверенно.

Перспективное планирование по методической теме:«Использование игровых технологий в процессе формированияматематических представлений младших дошкольников&raquo.

Представлена разработка дидактических игр с универсальным конструктором Г.В. Урадовских, направленных на формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшей и средней группы.

Опыт работы по теме «Сказка как средство формирования математических представлений младших дошкольников»Воспитателя I квалификационной категории Макута Ольги Александровны.

В материале представлена презентация и фотоматериал выступления на районном методическом объединении 19 февраля 2020 года.

Источник

Конструирование — эффективное средство развития математических способностей у дошкольников

Пичугина Светлана Леонидовна
Конструирование — эффективное средство развития математических способностей у дошкольников

ИНФОРМАЦИЯ: «МАТЕМАТИКА – КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Проблема развития математических способностей детей является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы успешности в дальнейшем освоении точных наук закладываются в дошкольном детстве. Эффективным средством развития математических способностей у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности. Конструирование выступает способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.

Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.

Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений,так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко для детей дошкольного возраста. Оно основано на действенном развитии, а в формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями, моделями и т. д).

С помощью конструктора можно составлять и решать задачи. Когда решение задачи превращается в интересную и увлекательную игру, то и процесс познания и усвоения материала становится легким. Составляя задачи, дети могут сделать объемные фигуры, чтобы рассказать свою интересную историю. Умение составлять задачу пригодится детям в школе, а если они поймут, что этот процесс интересен, то в школе они будут делать это с легкостью.

Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью.

При использовании конструктора, дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, поскольку эмоционально вовлечены в деятельность.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

LEGO-конструирование-как средство развития детских способностей LEGO -конструирование- как средство развития детских способностей. Дошкольный возраст — яркая неповторимая, неповторимая страница в жизни.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» — одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

«Танграм» для развития математических способностей дошкольников Математика дома: «ТАНГРАМ» Танграм – интересное занятие для детей и взрослых. Эта игра развивает комбинаторные способности,.

Источник

Конструирование и моделирование как средство формирования элементарных математических представлений

Алла Ананич
Конструирование и моделирование как средство формирования элементарных математических представлений

Слайд 1 Тема «Конструирование и моделирование как средство формирования элементарных математических представление у детей дошкольного возраста». Подготовил воспитатель МБДОУ детского сада №61 общеразвивающего вида Ананич Алла Сергеевна.

В формировании элементарных математических представлений дошкольников очень эффективно использовать такие формы работы, как конструирование и моделирование. Единство математики, конструирования и моделирования создает благоприятные условия для поиска связей и отношений между предметами, явлениями, их свойствами и качествами. Математические представления лучше осмысливаются детьми, закрепляются через конструирование и моделирование, т. к. применяются в продуктивной деятельности.

Слайд 2 Моделирование – наглядно-практический метод обучения.

В основе метода моделированиялежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

Под детским конструированиемпринято подразумевать:

создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов (техническое конструирование);

изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного материала, из бросового материала (художественное конструирование).

В процессе конструктивной деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитателем модель предмета из готовых деталей.

В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению. Это наиболее соответствует процессу математического развития дошкольников.

Слайд 3 Основные формы конструирования :

Конструирование по образцу

Конструирование по модели

Конструирования по условиями

Конструирования по простейшим чертежами и наглядными схемам

Конструирование по теме

Конструирование по замыслу

• Каркасное конструирование

Слайд 4 В дошкольном обучении применяются разные виды моделей.

Прежде всего – предметные;

Второй вид — предметно-схематическая модель;

Третий вид — графические модели.

Сегодня остановлюсь на втором виде — предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.

Слайд5 Моделирование -процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

МОДУЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР С ПОДВИЖНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ

С помощью этого конструктора у детей развивается память, речь, воображения, эмоции, терпения, настойчивость, творческий потенциал личности ребенка, а так же приемы мыслительной деятельности. После как дети закончили свои постройки, обыгрываем их используя мелкие игрушки.

Комплект предназначен для создания объемных поделок из элементов

конструктора посредством подвижного крепления деталей.

С помощью МОДУЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА С ПОДВИЖНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИпровожу с воспитанниками такие виды игр: «Найди кирпичик, как у меня», «Повтори картинку», «Один много».

Слайд 7 МАГНИТНЫЙ 3D КОНСТРУКТОР «MAGFORMERS»

Этот конструктор пользуется огромной популярностью у детей.

Главный принцип Магформерс – развитие творческих способностей ребенка через трансформацию плоских фигур в объемные. Визуализируя превращение двухмерной раскладки в объемную модель, ребенок учится планировать, тренирует пространственное воображение и логическое мышление, развивает творческие способности.

Результат — любые фантазии ребенка с легкостью воплощаются в жизнь с помощью конструктора Magformers!

С помощью МАГНИТНЫОГО 3D КОНСТРУКТОРА «MAGFORMERS»

я провожу с воспитанниками такие виды игр как: «Собери такую же фигуру», «Собери по схеме», «Назови и построй». Это игра способствует развитию воображения, стимулирует творческие способности.

Слайд 8 МЯГКИЙ РАЗВИВАЮЩИЙ КОНСТРУКТОР

В процессе деятельности с элементами – модулями дети знакомятся с формой, величиной, количеством, весом. С помощью данного средства создаётся та комфортная обстановка, в которой ребёнку хорошо и интересно жить! Тем белее мягкий модуль отвечает всем требованиям охраны жизни и здоровья детей.

С помощью МЯГКОГО РАЗВИВАЮЩЕГО КОНСТРУКТОРАя провожу с воспитанниками такие виды игр как: «Раздели на части», «Орнамент под диктовку»,

Слайд 9 ЛЕГО КОНСТРУКТОР

LEGO – конструирование можно считать средством развития познавательных способностей у дошкольников,при условии: проведения предварительной работы с детьми; создания соответствующей предметно-пространственной образовательной среды; включения LEGO — конструирования в различные виды деятельности.

Благодаря играм ЛЕГО КОНСТРУКТОРА удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, в игровой форме прививается у детей знания из области математики, развитие памяти, мышления, творческих способностей способствуют общему математическому развитию детей дошкольного возраста. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди — его родители и педагог.

С помощью ЛЕГО КОНСТРУКТОРАпровожу такие виды игр как: «Счетная лесенка», «Разноцветные дорожки», «У кого выше», «Составь узор» и т. п.

Слайд 10 -12 РАЗНЫЕ ВИДЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ

Конструирование стимулирует развитие мелкой и крупной моторики,

пространственного воображения, логического мышления, выработку

навыков общения и взаимодействия в группе.

С помощью РАЗЛИЧНЫХ ВИД КОНСТРУИРОВАНИЯпровожу такие виды игр: «Собери модель по памяти», «Запомни и выложи ряд», «Что изменилось?», «Разложи по цвету», «Чего не стало?», «Построй длинную (короткую) дорожку!».

Конструируя ребенок учится не только различать внешние качества предмета, но и форму, величину, строение; у него развиваются познавательные и практические действия, пространственная ориентировка. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали. А затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).

Источник

Читайте также:  Что такое диффузное изменение поджелудочной железы лечение народными средствами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector