Классный час как средство формирования личности

«Современный классный час как эффективное средство формирования личности современного школьника».
статья (9 класс) на тему

Формы проведения классных часов разнообразны6 лекции, беседы, встречи с интересными людьми и т.д.

Скачать:

Вложение Размер
sovremennyy_klassnyy_chas.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современный классный час

как эффективное средство формирования личности современного школьника

Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день.

Формы классных часов разнообразны: лекция, беседа диспут, викторина, конкурс, игра, конференция, заочное путешествие, праздник, акция, «мозговой штурм». Микрофон.

По мнению некоторых ученых, классный час выполняет следующие воспитательные функции:

  1. просветительную;
  2. ориентирующую;
  3. направляющую;
  4. формирующую.

Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников. Предметом классного часа может быть информация из различных областей знаний, явления социальной жизни, психологические проблемы детей.

Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к миру на основе моральных и духовных ценностей, в выработке нравственной оценки событий и явлений.

Направляющая функция классного часа предусматривает организацию деятельности воспитанников, воздействие на их поведение, чтобы знания перешли в убеждения.

Формирующая функция проявляется в выработке у учащихся навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает вести диалог, выстраивает аргументацию, отстаивать собственное мнение.

Тематика классных часов разнообразна. Классные часы могут посвящаться:

  • Морально-этическим проблемам;
  • Проблемам науки и познания;
  • Психологическим проблемам (значимым общественным событиям, праздничным датам);

Планируя воспитательную работу с учащимися, каждый классный руководитель должен опираться на ряд нормативных документов:

  1. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе на 2002-2005 годы»;
  2. Федеральная целевая программа «Дети России» на период с 2006 по 2010 годы.
  3. Типовое положение об образовательном учреждении;
  4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

Основная цель воспитания школьника – это социализация, т.е. включение его в общество, в человеческую культуру, формирование человека, адекватного треьбованиям данного общества, эпохи, тем социальным условиям, в которых он будет жить и работать.

По мнению ученых, процесс социализации имеет такие стадии:

  • Адаптация (ощущение себя частью народа, страны, края, семьи);
  • Индивидуализация (осознание себя личностью, открытие путей самопознания, саморазвития);
  • Интеграция («желание вписаться в контекст современного общества, развивать навыки общения).

Исходя из этого все классные часы условно можно сгруппировать по направлениям:

(объединяет классные часы патриотического, эстетического, историко-культурного содержания);

  • Развивающее «Личность» — включает в себя психологические, интеллектуальные классные часы.
  • Коммуникативное «Общение» — классные часы нравственного, психологического содержания.

Источник

Классный час как одна из главных форм воспитания в школе

Юлия Школьная
Классный час как одна из главных форм воспитания в школе

Классный час как одна из главных форм воспитания в школе

Форма – это внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение какого-либо содержания.

Форма воспитательной работы – это совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (композиционное построение воспитательного мероприятия).

Формы воспитательной работы – это динамическое явление. Существующая система форм воспитательной работы постоянно пополняется новыми, соответствующими изменяющимся общественным условиям школьной жизни.

Существуют разные подходы к классификации форм воспитания,в основе которых лежит тот или иной признак:

1)по количеству участников : массовые (школьный бал, групповые (классное собрание, индивидуальные (беседа);

2)по видам деятельности : познавательно-развивающие (викторина, развлекательные (дискотека, по направлениям воспитательной работы (профориентационные, физкультурно-оздоровительные и т. п. дела);

3)по результату: информационный обмен (устный журнал, выработка общего решения (собрание, общественно значимый продукт (акция милосердия).

Широко распространенной формой воспитательной работы является классный час (час классного руководителя).

Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Выделяют два основные вида классного часа: тематический и час общения по текущим делам в классе.

Классныйчас выполняет следующие функции:

1) просветительскую — дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.

2) ориентирующую — способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни.

Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы. Хотя Кл. час м. выполнять чисто ориентирующую функцию.

3) направляющую — призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

4) формирующую — формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения.

Типы классного часа:

• Нравственный классный час

1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;

2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;

3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;

4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать т. з и уважать чужую т. з., и др.) (нельзя проводить часто).

• Интеллектуально-познавательный классный час

1. Развивать познавательный интерес учащихся;

2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.

• Тематический классный час

1. Развивать кругозор учащихся;

2. способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей.

Информационный классный час

1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района;

2. Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения;

3. Формирование своего отношения к происходящему;

4. Развитие исследовательских умений.

Формы классного часа:

• Беседа (эстетическая, нравственная)

• Встречи с интересными людьми

• Викторины по различным областям знаний

Классный руководитель выбирает содержание и форму проведения классного часа исходя из:

• Возрастных и психологических особенностей школьников;

• Целей и задач, которые он ставит;

• Нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся.

При подготовке и проведении воспитательногомероприятия необходимо ориентироваться на следующую систему действий:

• Определить тему, сформулировать цель;

• Составить план (сценарий);

• Подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. п. по теме;

• Дать задание ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено планом);

• Определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.

Советы по проведению классного часа:

• От предметной информации к оценке информации;

• От общих оценок к развернутым суждениям;

• Внимание к выступлениям учащихся;

• Акцент на важных моментах;

• Размышления вместе с детьми;

• Совместный поиск решений проблемы;

• Учет психологических особенностей восприятия материала учащимися (слабое внимание смена деятельности/ муз. пауза/ физминутка/острый вопрос);

• Участие детей в составлении плана классных часов (четверть/полугодие/ год) Выбор из нескольких предложенных.

Анализ классного часа:

Он нужен воспитателю для определения задач индивидуальной работы с воспитанниками, выделения стратегических направлений работы с классом.

Выделяют две стороны анализа.

Первая – это совместный анализ учителя с воспитанниками. (рефлексия). Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся сопоставить намеченное и результат; причем, важна не констатация, а анализ деятельности, оценка вклада каждого; выделение положительных моментов в организации совместной деятельности.

Другая сторона – это педагогический анализ.

• Почему? Зачем? — Потребности, особенности, интересы

• Как? — Методы Формы работы. Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние учащихся. Удачи, трудности

• И что мы с этого имеем? — Результат, продолжение работы

Критерии эффективности классного часа :

• Личностная значимость для учащихся

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

• Комфортность, благоприятный психологический климат

Естественные стремления человечества, приведенные к самому простому общему знаменателю,могут быть выражены в двух словах: «Чтоб всем было хорошо» (Н. А. Добролюбов)

• Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников

Дети – это цветы жизни. Нельзя… требовать, чтобы все цветы одинаково пахли (В. М. Дорошевич)

• Обогащенность жизненного опыта учащихся

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живет.

Познай, где свет,

Поймешь, где тьма. (А. Блок)

• Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал.

Вовек не позабудется.

О вреде спиртных напитков

Цели и задачи: Предоставить школьникам информацию о вреде алкоголизма; формировать потребность в здоровом образе жизни.

Реквизит: игровые картинки.

1. Краткая информация.

3. Демонстрация рисунков.

5. Обсуждение рассказа с детьми.

6. Рисунки детей, их обсуждение.

7. Игра № 2, ее обсуждение.

Ход классного часа

Учитель: Здравствуйте! Все, наверное, знают стихи С. Я. Маршака «Хорошо», где речь идет о хорошем и плохом. В нашей жизни очень много хорошего, но к сожалению, также очень много и плохого. Вы, наверное, слышали, о вредных привычках и можете их перечислить?

Алкоголь; сигареты; наркотики.

Учитель: Правильно. Сегодня мы как раз поговорим об одной из этих вредных привычек. Об алкоголизме и его вреде. А чтобы урок прошел интересней, давайте проведем следующую игру-путешествие. Итак, начинаем.

Учитель: Ребята, представьте, что вы космонавты, получившие задание облететь несколько планет и описать жизнь инопланетян.

Итак, первая планета, вас радостно встречают инопланетяне, подзывают, как они живут, чем занимаются и что умеют делать.

Рисунок №1: Дети купаются в реке, играют в волейбол, светит солнце, зеленая полянка, прекрасный летний день.

Учитель: Главный девиз этой планеты — «Хотим быть здоровыми!»

Рассмотрите рисунок. Какие привычки у инопланетян на этой планете? Перечислите их. (Идет перечисление только хороших привычек.)

Учитель: Но, к сожалению, пришло время прощаться с хозяевами первой планеты, и космонавты летят на следующую.

Рисунок №2: Страшный город с умирающей природой, трубами заводов, везде разбросаны бутылки, окурки папирос, город населяют в основном больные люди.

Учитель: Рассмотрите внимательно следующий рисунок-планету. Что вы видите, нравится ли вам эта планета? Какие привычки у жителей этой планеты? Опишите их. (Описание внешнего вида планеты, привычек жителей.)

Рисунок №3: Планета, на поверхности который разбросаны бутылки, стаканы, из бутылок вылезает зеленый змий, он опутал всех жителей планеты.

Учитель: А про третью планету я вам немного расскажу.

На этой планете жил пьяница. И маленький космонавт, который высадился на этой планете, пробыл у пьяницы в гостях совсем недолго. Но было ему совсем невесело. Когда космонавт явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним армии бутылок пустых и полных.

— Что ты делаешь? — спросил маленький космонавт.

— Пью, — мрачно ответил пьяница.

— О чем забыть? — спросил маленький космонавт. Ему было очень жалко пьяницу.

— Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница и склонил голову.

— Отчего же тебе совестно? — спросил маленький космонавт, ему очень хотелось помочь бедняге.

— Совестно пить! — объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

И маленький космонавт полетел на Землю, растерянный и недоумевающий.

Учитель: Понравилась ли вам эта планета?

Учитель: А что бы вы могли посоветовать жителям этой планеты?

Дети: Бросить пить!

— Завести себе верных друзей!

Учитель: Правильно! Ведь когда человек начинает пить, он теряет не только здоровье, но и своих близких, друзей и родственников.

А сейчас давайте поговорим о нашей планете, о нашем доме.

Какой может стать наша планета, если люди не откажутся от вредных привычек и будут продолжать разрушать не только свое здоровье, но и здоровье окружающих?

А теперь нарисуйте нашу планету. Расскажите о ней, о её жителях и их привычках. (Дети рисуют.)

Учитель: Глядя на свои рисунки, вы можете рассказать о них.

Дети: Совсем не хочется не только болеть, но и жить на планете больных людей. А ведь если каждый из нас не будет заботиться о своем здоровье, то наша планета не будет здоровой.

— Здоровье — это не только наша сила, но и настроение, отношение к себе и другим людям, умение жить дружно и интересно.

Учитель: Из четырех планет вы можете выбрать одну, на которой вы бы хотели жить?

Дети: Нам очень понравилась первая планета. Но жить мы все-таки очень хотели бы на родной Земле и делать так, чтобы она ста-I и шилась красивее, чище и здоровей.

Учитель: Мы выяснили и убедились, что алкоголь действительно вреден для человека. Но вредные привычки — это не только употребление спиртных напитков. Существует множество других вредных пещей, которые могут помешать вам вырасти здоровыми, красивыми, умными, окруженными верными друзьями, близкими. Но не нужно забывать и о наших помощниках — хороших привычках. А вот чего больше — хорошего или плохого — мы можем выяснить с Помощью игры в воздушные шарики.

На доске вывешен рисунок с изображением двух воздушных шаров, внутри которых дети могут нарисовать то, что, по их мнению, приносит вред или пользу человеку.

Учитель: Вы молодцы! Из ваших рисунков видно, что хороших привычек гораздо больше, чем плохих. Я уверена, что никто из вас не хотел быоказаться на месте пьяницы с планеты № 3 или жителей второй планеты. Никто из нас не хочет оставаться одиноким, без друзей, или больным и жалким. В нашей жизни нет места алкоголю и вредным привычкам, потому что у нас в мире столько всего хорошего, доброго, чистого и светлого.

Влияние алкоголя на рост и развитие растений

Цели: Ознакомить школьников с информацией о вредном воздействии алкоголя на живые организмы, растения; наглядно продемонстрировать последствия воздействия алкоголя на растения.

Реквизит: Растения в горшочках, образцы спиртных напитков, зерна растений.

1. Вступительное слово учителя.

2. Сообщения школьников, проводивших предварительный опыт.

3. Обсуждение с учащимися результатов опыта.

Ход воспитательного дела

За три — четыре месяца до предполагаемой даты классного часа школьники делятся на 2 группы и проводят опытно-экспериментальную работу.

Опыт № 1. Влияние алкоголя на всходы побегов растений

Берут четыре цветочных горшка, наполняют их одной и той же землей и сажают в каждый горшок по гороховому зерну (или других бобовых, или косточке семечковых растений). Первый горшок поливают водой, второй пивом, третий виноградным вином и четвертый водкой. Через несколько дней гороховое зерно в первом горшке (которое поливают водой) начинает всходить и поднимать земляную покрышку. В остальных трех ничего не происходит. Поливка четырьмя различными жидкостями продолжается. Спустя некоторое время зерно, поливаемое водой, показывается наружу; поливаемое пивом начинает всходить; поливаемое виноградным мимом начинает набухать. Через две недели первое зерно дает уже миленькие листочки; остальные же зерна даже еще не показываются наружу. С 15-го дня все горшки поливают водой, и вскоре показываются наружу также второе и третье зерно, хотя и запоздалыми, и жалкими на вид. Четвертое, последнее, гороховое зерно, которое поливали водкой, совсем не показывается из земли, так как оно практически убито.

Опыт № 2. Влияние алкоголя на скорость проращивания растений

Берут несколько стеклянных плоских емкостей.Емкости заполняют по следующему принципу : в первой емкости — чистая вода, в последней — чистый спирт. Остальные емкости заполняются жидкостью с разной концентрацией алкоголя.Можно взять 4 емкости : вода, 33 % алкоголя, 66 % алкоголя, чистый спирт;или 6 емкостей: вода, 25 % алкоголя, 50% алкоголя, 75 % алкоголя, чистый спирт. Затем в каждую стеклянную емкость помещают по десять гороховых зерен так, чтобы они наполовину были погружены в жидкость.Через четыре дня начинают наблюдение за зернами: как они набухают, как прорастают, определяют длину и ветвистость корней, длину, силу побегов и т. д. Школьники должны убедиться, что в чистой воде прорастают все десять зерен, корни достигают наибольшей длины и ветвистости, побеги самые длинные и крепкие. Чем больше процент растворенного алкоголя в жидкости, тем дольше горошины прорастают, корни более короткие и тонкие, побеги чахлые. В более крепких растворах корни не обнаруживают наклонности ветвиться, побеги появляются гораздо позже. Через месяц в емкостях с крепкими растворами алкоголя гороховые зерна1 загнивают. Листья и плоды приносят гороховые зерна, находящиеся только в воде и в жидкости с небольшим количеством алкоголя. В остальных они засыхают, не успев дать листья.

Школьники ставят эти опыты, наблюдения записывают в отдельный дневник наблюдений, затем проводят анализ, делают выводы.

Ход классного часа:

Учитель: Ребята! Вы уже немало слышали о вредном воздействии алкоголя на человека, животных. Но опыт, проведенный с целью изучения вредного воздействия алкоголя на растения, полученные результаты — вот о чем сегодня мы и поговорим вместе. Ваши одноклассники проводили опыт в течение нескольких месяцев и сегодня представляют результаты опытно-экспериментальной работы.

Далее следуют выступления школьников с подробным рассказом об отдельных этапах проведенных опытов.

Учитель: Ребята! Давайте еще раз вспомним, какую проблему мы сегодня с вами обсуждаем?

— Что вы можете сказать об итогах проведенного опыта?

— Какое впечатление на вас произвели растения, политые алкогольными напитками?

— Какие выводы мы можем сделать на основе продемонстрированных опытов?

«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями Работа с родителями сейчас на первом месте, очень много проблем и вопросов встает в работе с детьми и родителями, не всегда получается.

Сотворчество как одна из форм работы с родителями (обмен опытом) В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования.

«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями» В настоящее время все больше педагогов выбирают, такую форму работы с родителями, как педагогическое информирование семьи через стенгазету.

«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями» Совместное творчество формирует хорошие доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка.

Журнал «Вестник ЗОЖ», как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУ В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений.

Детско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьей Детско – родительский клуб, как одна из форм взаимодействия с семьей. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство — этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогам приходится искать новые средства.

Тематические выставки — одна из форм работы с родителями. В статье 44 Закона об Образовании, впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. 1. Родители.

Источник

Читайте также:  Испытание индивидуальных средств защиты от рентгеновского излучения
Поделиться с друзьями
Adblock
detector