Классический танец как средство физического развития детей

Танец как средство физического развития ребенка.

Танец как средство физического развития ребенка.

В настоящее время общество нуждается в активной, творческой, мыслящей личности, формирование которой надо начинать в дошкольном возрасте. Танец является одним из основных направлений формирований личности, ведущим средством физического развития дошкольников.

Танец – это музыкально–пластическое искусство. Как всякий вид искусства, танец отражает жизнь в художественных образах. Танцевальное искусство имеет свои особенности. В нем в качестве главного средства создания художественных образов используются движения и положения человеческого тела, которые составляют своеобразный язык. Специфика в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений исполнителей, без каких–либо словесных пояснений.

Танец оказывает неоценимую помощь в физическом развитии ребенка, развивают пластику, координацию движений, силу рук и ног ребенка. С помощью танцев дети учатся управлять своим телом.

Танцевальные игровые композиции обогащают детей яркими образными движениями, создают условия эмоциональной разрядки, развивают, память, внимания, воображения. Вы замечали, что дети, услышав музыку, начинают сами двигаться, изображая музыкальных персонажей? Малыши при звуках песенки «От улыбки хмурый день светлей…» улыбаются, вспоминают веселого Крошку-енота.

Для образного перевоплощения в танце предполагается исполнение движений и действий, какого–либо персонажа с характерными для него особенностями пластики. Этому необходимо учить специально. Например, при работе над сказкой «Золушка» дети изучали историко-бытовой танец, т.к. в сказке исполняется танец «Полонез». Также детьми изучались элементы классического танца для исполнения танца «Звездная ночь». Для изображения персонажей в сказке «Волк и семеро козлят» использовался народный танец.

Самое главное в обучении детей танцевальному искусству – это прививать нравственные качества ребёнку, не нарушая внутреннего мира и детского восприятия. Мы должны суметь открыть детям красоту танца, музыкального сопровождения: ребёнок должен пропустить музыкальный образ танца через себя. В голове у малыша, как и у всякого взрослого человека, уже присутствует некая модель мира. И совершенствовать эту модель ему предстоит всю жизнь; в соответствии с этой моделью строится поведение ребенка, а в последствии и весь образ жизни. Закладывая в ребенка знания, умения и навыки, воспитывая его, мы, тем самым, обогащаем его представление об окружающем мире.

На базе нашего Муниципального Центра развития ребенка – детского сада № 35 функционируют различные кружки и студии. В частности: студия «Танцкласса», которая помогает детям раскрыться в разных направлениях и освоить основы народного, современного и бального танца. В процессе работы по проблеме «Танец — как средство развития и формирования ребенка» я опиралась на педагогические и психологические исследования, которые раскрывают специфические особенности мыслительной деятельности дошкольников, позволяют развивать танцевальные навыки и творческие способности детей.

В дальнейшем жизненный путь детей сложится по-разному, но танец в их жизни останется на всю жизнь. Это — осанка, походка, красивая фигура, собственное представление о прекрасном. Танец – это тот вид искусства, который помогает ребёнку эмоционально раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.

Источник

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Дошкольное образование. Разное
  • Хореография как средство развития физических и эмоционально-эстетических качеств дошкольника

Хореография как средство развития физических и эмоционально-эстетических качеств дошкольника

Хореография как средство развития физических
и эмоционально-эстетических качеств дошкольника

Чучман Анастасия Александровна

Основной задачей всех педагогов и родителей является укрепление здоровья подрастающего поколения. Именно здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, воли, дарований и природных способностей. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает новый для него материал. Бесспорно, двигательная активность полезна для здоровья, психического и физического развития ребенка.

«…Если двигательные нагрузки отсутствуют или они незначительны, то объем информации, поступающий из рецепторов мышц, уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга и приводит к нарушениям его регулирующей функции!» ( Ю. Змановский).

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период « возрастом двигательной расточительности». И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка. Нужно отметить, что дети, занимающиеся хореографией, гораздо реже болеют, чем их сверстники.

Читайте также:  Power средство обезжиривающее с усиленной моющей способности

Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному — музыке, танцу. И это позволяет нам смотреть на хореографическое воспитание в дошкольных учреждениях как на важный и нужный процесс развития детей.

Музыка в области хореографического преподавания занимает одно из центральных мест. Мы говорим: « Следует научить детей красиво двигаться». Но для того, чтобы это получалось, надо выбирать для занятий очень хорошую, понятную детям музыку, воспитывать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, повышает качество их исполнения – выразительность, ритмичность, четкость, координацию. Музыку иногда считают второстепенным, придаточным элементом, задающим по преимуществу только ритмическую основу танца. Такое понимание роли музыки обедняет занятие, лишает подлинной выразительности хореографическое исполнение. Именно музыка, причем хорошо подобранная, позволяет с самого начала избежать формального подхода к самым простым упражнениям. Детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы, — от веселых беззаботных или лирических до энергичных, волевых, серьезных. Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир ребенка.

Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка. Занимаясь хореографией, ребенок имеет возможность почувствовать себя артистом, человеком, умеющим выражать свои чувства через движения.

Занятия хореографией позволяют нам познакомить детей с фольклором разных стран и привить любовь к культуре родного края.

Значительным явлением конца 20 века явилось становление и динамичное развитие детского фольклоризма . Одними из первых фольклорных ансамблей, специализирующихся на работе с детьми, стали созданные более 25 лет назад коллективы “Веретенце” (руководитель Е. Краснопевцева), “Жаворонки” (руководитель И. Хохлова) и др. Сегодня прослеживается активное проникновение этнопедагогики в детские сады и создание комплексных школ традиционной культуры. Практически во всех таких творческих коллективах большое значение имеют занятия народной хореографией.

«На первый взгляд может показаться, что в системе обучения народному исполнительскому искусству хореография имеет исключительно прикладной характер. Многолетний опыт преподавания в детских, юношеских фольклорных коллективах, высших и средних учебных заведениях позволяет с полной уверенностью заявить, что кроме чисто прикладного значения, занятия традиционной хореографией играют важную роль в становлении мастерства исполнителей народных танцев. Изучение и освоение традиционной народной пластики влияет на многомерное, глубинное постижение русской народной традиционной культуры, служит физическому развитию и психологическому раскрепощению, помогает приобретать естественные хореографические навыки» — это мнение ученого-фольклориста А. И. Шилина.

Хореография – искусство, любимое детьми. И работать с ними – значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру Прекрасного.

Как показывает практика, дети, занимающиеся хореографией, к моменту поступления в школу владеют достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений, обладают хорошей памятью, вниманием, фантазией. Что важно, у них формируется правильная осанка и правильный свод стопы. Для них характерна высокая работоспособность, целеустремленность, интерес к познанию. Все это помогает ребятам быстрее адаптироваться к новым требованиям, которые предъявляет учебная деятельность.

Наряду с другими физическими качествами, такими, как сила, ловкость, координация движений, быстрота реакции у ребенка дошкольного возраста под воздействием танцевальных движений стремительно развивается гибкость тела. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений.

Источник

Роль классического танца в физическом воспитании дошкольника.

Скачать:

Вложение Размер
statya_2.docx 25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Хореография и классический

танец в физическом воспитании дошкольников

Ситуация в области здоровья детей, сложившаяся в Российской Федерации в настоящее время, крайне не проста. Более 50% дошкольников имеют функциональные отклонения в состоянии организма: 30–40% детей со стороны опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз). В то же время существует принципиальный момент: реальный уровень нарушения осанки у дошкольников выше, чем данные официальной статистики. При более тщательном обследовании нарушения осанки диагностируются у 40–45% дошкольников. Между тем общеизвестно, насколько важна правильная осанка в жизнедеятельности дошкольника. Любые ее нарушения приводят к хроническим заболеваниям или нарушениям функционирования систем и органов. Именно на данном возрастном этапе, когда происходит формирование опорно-двигательного аппарата, закладываются основы функциональных возможностей организма, актуальной является задача формирования правильной осанки, поиска эффективных средств и технологий для ее решения. Основными средствами формирования правильной осанки традиционно принято считать лечебную физическую культуру (ЛФК), плавание и массаж. Все перечисленные средства, как и все в медицине, многократно исследованы и признаны эффективными. В то же время необходимо подчеркнуть, что появление рекомендаций по коррекции осанки у дошкольников вышеуказанными средствами не снижает остроты ситуации, так как на протяжении последних десятилетий наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа детей, страдающих тем или иным видом нарушения осанки. Справедливости ради следует отметить и тот факт, что внедрение плавания и массажа в массовом порядке в дошкольные учреждения очень проблематично в условиях социально- экономических изменений, произошедших в нашем обществе в последнее время. Помимо этого, исследованиями установлено, что на занятиях лечебной физической культурой, проводимых в дошкольных образовательных учреждениях, наблюдается отсутствие интереса у детей к двигательной деятельности в связи с однообразием. Данные обстоятельства заставляют искать новые подходы, расставлять другие акценты, определять такие средства физического воспитания, которые, действуя на мотивационно-эмоциональную сферу, создают стойкий интерес у детей к двигательной деятельности и положительно влияют на формирование правильной осанки. Мы убеждены, что к таким средствам целесообразно отнести упражнения хореографии и танца, которые имеют достаточно широкий спектр воздействия на личность ребенка в целом. Более двух с половиной тысяч лет тому назад Платон сказал: ≪ Танцы назначены для образования тела ≫ . И сегодня эти слова звучит актуально. Опыт современных мастеров танца, педагогов-практиков, специалистов в области физической культуры свидетельствует, что занятия танцем оказывают серьезнейшее воздействие на формирование правильной осанки, способствуют исправлению функциональных нарушений осанки, укреплению ≪ мышечного корсета ≫ и связочно-мышечного аппарата стопы и голени, развитию чувства равновесия, ловкости, координации, двигательной памяти. Тем не менее, вопрос о степени влияния упражнений хореографии на опорно-двигательный аппарат дошкольника остается открытым. Анализ научных источников свидетельствует о недостаточности исследований эффективности хореографии как средства формирования правильной осанки. Использование упражнений хореографии и танца на физкультурных занятиях рекомендуется в методических пособиях и реализуется на практике, но на основе узкого понимания места ≪ хореографии и танца ≫ в процессе физического и эстетического развития ребенка. Методические разработки по детскому хореографическому творчеству, как правило, рассчитаны на профессионалов-хореографов, имеющих специальное образование, а не на специалиста по физическому воспитанию. По признанию руководителей физического воспитания, методистов дошкольных учреждений, хореографические упражнения не используются ими из-за трудности подбора музыкального сопровождения, отсутствия методического материала, слабой хореографической подготовки, незнания хореографической терминологии. Как правило, занятия с элементами хореографии во многом представляют слепок с профессиональной хореографической системы для образования взрослых как по методическим принципам обучения, так и по овладению технологией танцевального искусства. Сложность применения упражнений классического танца в образовательном процессе дошкольников заключается в том, что, помимо знаний своей определенной предметной области с присущей ей методикой обучения, требует от педагога знаний в области биомеханики хореографических движений, методики преподавания хореографических упражнений. В настоящее время в силу недостаточной исследованности средства хореографии и танца узко и пассивно используются на занятиях по физическому воспитанию с дошкольниками и практически совсем не применяются с целью формирования правильной осанки. Рассматривая хореографические упражнения не только как вид танцевального искусства, но и как средство формирования правильной осанки и развития физических качеств, ряд авторов предлагают использовать все упражнения хореографии. Такой подход нам кажется неоправданным при работе с дошкольниками. По нашему мнению, недостаточная изученность этой проблемы проявляется в практике появлением научно необоснованных программ и набором случайных средств, используемых на занятиях с детьми дошкольного возраста. Занятия с детьми должны обеспечивать целостность педагогического процесса, соответствие физических нагрузок анатомо-физиологическим особенностям занимающихся, быть планомерными, а это невозможно сделать без научно-обоснованной системы обучения. Учитывая возросшую интеллектуальную нагрузку на дошкольников в настоящее время, можно предположить ≪ загрузку ≫ левого, вербально знакового полушария при пассивной функции правого. Для того чтобы восполнить этот пробел, исследователи рекомендуют проводить занятия с применением эмоциональной и воспитывающей вкус музыки и уделять большое внимание развитию у детей творчества и воображения. Следует отметить, что в этом отношении может быть использована хореография, относящаяся к невербальной знаковой системе и связанная с эмоциональной стороной жизни ребенка. Обращение к данному виду искусства позволяет открыть широкие возможности не только педагогическому творчеству, но и желанию ребенка проявить себя креативно, раскрепоститься, снять с себя психологические ≪ зажимы ≫ , которые, как известно, влияют на формирование правильной осанки. Между тем анализ научной литературы показал, что сегодня задача формирования правильной осанки у дошкольников средствами хореографии и танца в разделах физической культуры фактически не обсуждается. За последнее время в системе дошкольного воспитания по ряду направлений расширились и углубились исследования и методические разработки, в которых рассматриваются актуальные вопросы, связанные с формированием осанки у дошкольников. К сожалению, почти не уделяется внимания роли и значению хореографии в формировании правильной осанки у детей дошкольного возраста. Таким образом, на современном этапе выявилась необходимость переосмысления положения хореографии и танца в физической культуре дошкольников.

Сегодня на возможности хореографии и танца все более и более обращают внимание и пытаются использовать западные хореографы и врачи, в частности хирурги-ортопеды. Была разработана методика коррекции классическим танцем позвоночника у детей, больных сколиозом. Методика основана на предположении, что классический танец естественен для человека. Практическое применение этой методики на двух группах детей с признаками сколиоза нетравматического характера принесло исправление и стабилизацию позвоночника в 100% случаев. Очевидным становится, что хореографии и танцу необходимо отводить особую роль в формировании осанки у дошкольников. Однако на сегодняшний день единая точка зрения на преподавание хореографии и танца в дошкольном учреждении отсутствует. В специальной научной литературе не разработан вопрос методики применения средств хореографии и танца с целью формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста. Как отмечает С. Л. Слуцкая, существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии. Изучение танца становится особенно актуальным в настоящее время, когда к нему наметился активный интерес как к средству многофункционального воздействия на человека, в том числе на детей первого десятилетия жизни. В специальной литературе вопросам методики преподавания классического танца посвящен ряд работ как российских, так и зарубежных авторов. Основополагающим трудом является книга А. Я. Вагановой ≪ Основы классического танца ≫ . За последнее время в свет выпущены учебно-методические пособия, в которых совершенствуются методы А. Я. Вагановой, однако эти работы посвящены общим вопросам преподавания хореографии и танца, они не ставили своей целью исследовать влияние занятий танцем на формирование осанки детей дошкольного возраста. До сих пор нет методических разработок по частным вопросам, а именно разработок, в которых описывались бы подходы к традиционному методу обучения классическому экзерсису с учетом возрастных и индивидуальных возможностей дошкольников. На сегодняшний день имеется небольшое количество работ, в которых хореография и танец проанализированы как фактор модернизации содержания физкультурного воспитания детей, как метод развития координационных способностей и реабилитации детей, больных бронхиальной астмой. Вместе с тем следует отметить, что исследования носят разрозненный характер изучения отдельных сторон хореографии в образовании, но не охватывают процесс формирования правильной осанки у дошкольников средствами хореографии и танца.

Таким образом, с одной стороны, существует необходимость в научном обосновании методики, где ведущим звеном является формирование правильной осанки у дошкольников средствами хореографии и классического танца, которые для этой цели имеют широкие возможности, с другой стороны, проблема разработки такой методики остается малоизученной, что и определяет актуальность нашего исследования. Поиск путей решения данной проблемы и составляет предмет наших научных изысканий.

1. Баранов А. А . Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А. А. Баранов,

Л. А. Щеплягина, А. Г. Ильин, В. Р. Кучма // Российский педиатрический журнал. 2005. № 2. С. 4–8.

2. Ваганова А. Я . Основы классического танца. Л.: Искусство, 1980. 192 с.

3 . Некрасов А. С . Методика развития координационных способностей дошкольников с применением эле-

ментов спортивных бальных танцев: дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Белгород, 2006. 160 с.

4 . Погребная Е. А . Танцевально-двигательная подготовка как фактор модернизации содержания физкуль-

турного воспитания детей 5–6 лет: автореф. дис. … канд. пед. наук. Краснодар, 2003. 26 с.

5 . Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. 272 с.

6. Шавкина М. И . Комплексная физическая реабилитация детей, больных бронхиальной астмой, с исполь-

зованием танцевальных упражнений: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2004. 23 с.

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector