Меню

Художественная литература как средство формирования социально нравственного



Консультация для педагогов. «Художественная литература как средство формирования социально — нравственного поведения дошкольников».
консультация на тему

Консультация для педагогов.

«Художественная литература как средство формирования социально — нравственного поведения дошкольников».

Умение правильно воспринимать литературное произведение не приходит к ребёнку само собой, его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. Важно у детей формировать способность слушать произведение и находить в нём мораль.

Формы работы по воспитанию социально-нравственного поведения посредством художественной литературы:

1.Чтение художественных произведений.

2.Беседа по прочитанному.

4.Дискуссия по прочитанному.

6.Выставки книг, творческих работ, рисунков к прочитанному.

8.Праздники и развлечения.

9.Придумывание сказок, рассказов.

Используя художественную литературу, мы обязательно обращаем особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям. Это позволяет педагогу проводить работу по воспитанию социально-нравственного поведения детей целенаправленно и комплексно. При этом используется повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Так как у ребёнка мало жизненного опыта он не всегда может увидеть главное в содержании литературного произведения, поэтому нужно провести этическую беседу о прочитанном. Также нецелесообразно ставить перед детьми много вопросов — это будет мешать им осознать главную идею художественного произведения, снизит впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у детей интерес к поступкам, поведению героев, их переживаниям, их внутреннему миру. Чувства ребёнка необходимо укреплять, развивать. Поэтому педагог подбирает близкие по содержанию художественные произведения. На занятии со старшими дошкольниками целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребёнок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высоко — художественными и содержали глубокую мысль.

Критерии отбора книг для чтения:

— Идейная направленность книги (например, моральный облик героя);

— Высокий художественный уровень, литературная ценность ( критерием художественности является единство содержания произведения и его формы);

— Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей (при отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт);

— Занимательность сюжета, простота и ясность композиции;

Источник

Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
консультация на тему

Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественная литература. Дошкольный возраст — сензитивный период,под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.

Скачать:

Вложение Размер
Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств 17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Социально- нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. За последние несколько лет в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Материальные ценности преобладают над духовными и мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношению к своим близким должны оставаться неизменными.

В ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Дошкольный возраст – сензитивный период, т. е. наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. У них формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им.

Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Решая задачи развития морально-нравственных качеств, важно использовать как классическую русскую, так и современную литературу. Эти произведения задевают душу ребёнка, у него зарождается сопереживание, сочувствие герою.

Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу.

Поэтому при отборе книг должны учитываться:

— идейная направленность книги (например, моральный облик героя);

— высокое художественное мастерство, литературная ценность;

— доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей;

— сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

— конкретные педагогические задачи.

Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании литературного произведения. Поэтому Л.М. Гурович, В.И. Логинова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, С.В. Петерина указывают на важность проведения беседы о прочитанном. Готовясь к беседе, педагог должен продумать, какую сторону нравственного поведения он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подобрать вопросы.

Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему; они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.

Например, рассказы В. Сухомлинского «Камень», «Красногрудые снегири», способствуют воспитанию чувства любви и гордости к родной стране

Воспитать бережное отношение к природе, к животным. Заботиться о них и защищать от уничтожения помогут такие художественные произведения как: Э. Шим «Не смей», М. Пришвина «Ребята и утята», К. Паустовского «Кот-варюга», Н. Носова «Живая шляпа», Л. Толстого «Птичка», Н. Сладкова «Разноцветная земля», М. Пришвина «Лесные хоромы», И. С. Тургенева «Воробей», З. Александровой «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили».

В формировании умений заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь помогут рассказы Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы», Т. А. Шорыгиной «Три дочери», Л. Воронковой «Ссора с бабушкой», В. Сухомлинского «Если бы у меня был ковёр-самолёт», «А сердце тебе ничего не приказало?»

Произведения В. Осеевой «Просто старушка», «Хорошее», Е. Пермяк «Чужая калитка», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Маршака «Если вы вежливы», А. Барто «Любочка» способствуют формированию элементарного уважения к окружающим, умению спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.

Формировать у ребенка чувство гордости. Дать представление о своих достоинствах и недостатках. Способствовать процессу саморазвития личности помогут рассказы Н. Носова «Заплатка»; Е. Пермяк «Первая рыбка»; В. Осеевой «Сыновья».

Развивать способность самостоятельно преодолевать свои недостатки, испытать чувство стыда — рассказы Н. Носова «Огурцы»; В.Осеевой «Почему»; К. Ушинского «Играющие собаки»; Я. Тайц «По ягоды»; Л. Толстого «Косточка».

Детские рассказы Л. Толстого «Котенок» и «Лгун», Б. Житкова «На льдине» помогут понять свою зависимость от окружающих людей и обстановки. Сформировать чувство долга и ответственности перед другими и самим собой.

Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка, так чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою, то система работы по приобщению детей к художественной литературе, будет способствовать социально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умение жить в обществе людей, проявлять чуткость к окружающим, отзывчивость на доброе и неприязнь ко злу формируется с детства. Если упущены детские годы, восполнить упущенное будет трудно, а порой и .

Большое преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств – в его эмоциональной оценке действительности. Художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развива.

Консультации для воспитателей «Художественная литература, как средство воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста&raquo.

Велика роль занятий по чтению художественной литературы. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художе.

Предлагаемый перспективный план представляет интеграцию детской деятельности на основе ознакомления с произведениями художественной литературы. Интегративный подход напрвлен на формирование нрав.

Тема самообразования: Мультфильм, как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.Цель: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессион.

Самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно.

Источник

Консультация: «Художественная литература — средство формирования социально-нравственного поведения детей»
консультация (старшая группа) на тему

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к осмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы бытия и общения, сообразно с основополагающими принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Одной из задач формирование личности дошкольника является воспитание культуры поведения. К средствам воспитания культуры поведения следует относить развивающую среду, игру, художественную литературу.

Скачать:

Вложение Размер
hudozhestvennaya_literatura_-_sredstvo_formirovaniya_sotsialno-nravstvennogo_povedeniya_detey.docx 18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Художественная литература — средство формирования социально-нравственного поведения детей»

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к осмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы бытия и общения, сообразно с основополагающими принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Одной из задач формирование личности дошкольника является воспитание культуры поведения. К средствам воспитания культуры поведения следует относить развивающую среду, игру, художественную литературу.

Эффективность литературных источников с точки зрения их педагогического влияния была подмечена давно. Так, Гете отмечал, что чтение книг имеет целью научения и поучение, иначе говоря – обогащение ума и сердца сокровищами, собранными гением человечества. Попадая под власть печатного слова, ребёнок приучается мыслить : а Дидро утверждал, что люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Слушая произведения, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание. Но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что- то хорошее, поморгает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребёнка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психик человека : воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей. Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное воздействие литературного произведения на ребёнка зависит, прежде всего, то его художественной ценности. В. Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы, он говорил, что художественное произведение должно затрагивать душу ребёнка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие горю.

Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог, как на занятиях, так и вне их. Это позволит педагогу проводить работу по воспитанию культуры поведения детей целенаправленно и комплексно. При этом необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли.

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьёвой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других. Ими разработано несколько критерий :

-идейная направленность книги (например, моральный облик героя) ;

— высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;

— доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

— сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

— конкретные педагогические задачи.

Ребёнок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги. Поэтому Л. М. Гурович, В. И. Логинова, М. М. Алексееиа, В. И. Яшина указывают на важность проведения этической беседы о прочитанном. Готовясь к беседе, педагог должен продумать какой аспект культурного поведения он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этими подобрать вопросы. Например, воспитатель, прочитал детям «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака и желая дать представления о скромности, задаёт вопрос : «Дети, почему парень вскочил на площадку трамвая?» — «Потому, что он спешил домой» — отвечает ребёнок. Неправильный вопрос вызвал неправильный ответ, отвлёк внимание детей от главного в этом произведении. Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Вопросы эти должны помочь ребёнку разобраться в образе, высказать своё отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.

Чувства ребёнка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например, рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик» . В обоих рассказах описываются душевные перешивания мальчиков, связанные с тем, сто по их вине в одном случае собака, в другом – котёнок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. На занятии целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребёнок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также сверстников. Учитывая, что дети уже знакомы с рассказом Н. Носова «Карасик» и, следовательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержание вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему» меняется. Теперь воспитатель выясняет умение детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления; кроме того, ставится конкретная цель : закрепить возникшие у детей чувства и представления о том, что переносить свою вину на другого – это несправедливо, нечестно. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.

Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношении между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые ети могут использовать как образцы для подражания.

Источник

Читайте также:  Эффективное средство при хронической молочнице
Adblock
detector