Меню

Какие средства выразительности использует автор в описании пейзажа кавказский пленник



Роль пейзажа в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

Данная научная работа по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» поможет учителю и ученикам глубже понять роль пейзажа в художественном произведении.

Просмотр содержимого документа
«Роль пейзажа в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»»

Муниципальная научно-практическая конференция

научного общества учащихся Миасского городского округа

«Интеллектуалы XXI века»

Пейзаж в рассказеЛ.Н.Толстого

Автор: Павлова Мария,

6 класс, МАОУ «СОШ №10»,

Глебова Галина Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

2. Актуальность работы

3. Предмет исследования

IV.Список использованной литературы

Пейзаж (фр. lepaysage от lepays – страна, местность) – изображение картин природы в художественном произведении.

Одни учёные предлагают различать три уровня пейзажа в художественном произведении: пейзажная деталь, пейзажная картина, пейзажное произведение.

Пейзажной деталью называется «образная деталь, заключающая в себе информацию, эмоциональное содержание, эстетическую оценку и позицию автора».

Пейзажная картина (собственно пейзаж) сама является предметом описания, воссоздания.

Вопрос о существовании пейзажного произведения, то есть пейзажа как самостоятельного литературного жанра, является спорным. Часть исследователей утверждает, что «пейзаж является самостоятельным жанром не только в живописи, но и в поэзии. Другие считают, что литературный пейзаж, в отличие от живописного, не выделяется в самостоятельную жанровую форму, подчинен художественному тексту, «входит в качестве составного элемента в произведения различных прозаических и стихотворных жанровых форм».

Некоторыеучёные различают «условный пейзаж» и «психологический пейзаж».

Мировоззрение древнего человека исключает возможность эстетического восприятия природы, но не исключает возможности её литературного изображения. Поэтому для фольклора и литературы раннего периода характерны такие описания природы, которые получают название «внепейзажные образы природы» (условный пейзаж). Например, в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» читаем:

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела,

А й по той ли по дорожке прямоезжою

Да й пехотою никто да не прохаживал…

В русской литературе, начиная с 18 века, почти нет произведений, в которых отсутствовал бы психологический пейзаж. Писатели стремились включать его в свои произведения, чтобы познакомить читателя с местом действия, создать определённую атмосферу, полнее раскрыть характер, чувства, мысли, переживания героя.

Например, в рассказе Г.Скребицкого «Колючая семейка» читаем:

«По всей вырубке пахнет земляникой, и мёдом от белых мохнатых цветов, и горячей смолой от высоких сосен. Кажется, будто где-то в лесу развели костёр и варят на нём душистое земляничное варенье.

А как весело посвистывают в кустах птицы, как звонко стрекочут в траве кузнечики, как хорошо кругом — прямо целый день не выходил бы из леса

Работа над данной темой поможет мне и моим одноклассникам не только понять, что такое пейзаж и почему редкое произведение обходится без него, но и глубже проникнуть в замысел автора.

Пейзаж в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Пейзаж в «Кавказском пленнике» нетолько служит фоном, на котором развиваются события, описанные в рассказе, но, следуя авторскому замыслу, глубже раскрывает состояние героя, характеризует его мысли, чувства, переживания.

В данной научной работе использованы методы изучения научной литературы по данной проблеме, сопоставления; самостоятельное исследование рассказа; анализ, классификация, обобщение материала,статистический метод.

Выявить зависимость между пейзажем и поступками героя в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Изучить научные статьи по данной теме, разработанные Головиной Еленой Викторовной, Толовой Галиной Николаевной.

Найти в тексте рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» пейзажные зарисовки.

Сделать анализ художественных средств, используемых Л.Н.Толстым при создании пейзажа.

Определить их значение в данном произведении.

Выстроить параллель «пейзаж-герой-действие».

Метафора (в пер. с греч.— перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. Иногда говорят, что метафора – это скрытое сравнение.

Пейзаж (фр. lepaysage от lepays – страна, местность) – изображение картин природы в художественном произведении.

Сравнение — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета.

Троп (от др.-греч. — оборот) — риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Тропы широко используются в литературных произведениях, ораторском искусстве и в повседневной речи.

Эпитет слово или целое выражение, которое в тексте приобретает новое значение или смысловой оттенок, выделяя неповторимые признаки объекта (чаще с необычной точки зрения).

Экспозиция (лат. expositio — выставление напоказ, изложение)частьпроизведения, которая предшествует началу сюжета.

Завязка — это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты.

Кульминация (латинское слово «culmen» означает в переводе «вершина,

высшая точка») — это момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению.

Развязка- окончание действия или завершение конфликта между персонажами в эпическом или драматическом произведении.

Пейзажная деталь — средство создания образа, с помощью которого создается колорит обстановки.Также это «образная деталь, заключающая в себе информацию, эмоциональное содержание, эстетическую оценку и позицию автора».

Пейзажная картина — (собственно пейзаж) сама является предметом описания, воссоздания.

Жанр — род произведений в области какого-либо искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

Рассказ — художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.

Былина— русская народная эпическая песня о богатырях.

Деталь художественная — одно из средств создания образа, которое помогает представить воплощенный характер, картину, предмет, действие, переживание в их своеобразии и неповторимости.

Пейзаж может представлять собой статическое или динамическое описание. Статическое описание не входит во временное развитие действия. Динамическое описание включено в событие и не приостанавливает действие, а способствует развитию сюжета.

В первой части рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» пейзаж статичен, во второй, когда герой начинает искать путь домой, пейзаж наполняется цветом, смысловыми эпитетами и сравнениями.

Из экспозиции мы узнаём, что на Кавказе идёт война. На каждом шагу русским солдатам и офицерам грозит опасность: «По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы». Главному герою, Жилину, предстоит дорога домой. До следующей пограничной крепости 25 вёрст, «Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, и укрыться негде. Голая степь: ни деревца, ни кустика по дороге».

Данный пейзаж похож на «сухое»перчисление конкретных предметов местности. Имена существительные «пыль, жара, солнце», отрицания – «ни деревца, ни кустика» и единственный эпитет «голая степь» усиливаютощущение тяжести пути и подводят героя к мысли: «А не уехать ли одному, без солдат?»

Выбор сделан, но это путь в плен. Для русского офицера – позор. Может быть, поэтому писатель не даёт возможности герою «примечать дорогу, куда его везут»(«Голова у Жилина разбита, кровь запеклась над глазами», и видит перед собой он только «здоровенную татарскую спину да шею жилистую»). Пейзажная зарисовка не меняется, она представлена лишьименами существительными«гора», «река», «дорога», «лощина»Ехали они долго на гору, переехали вброд реку, выехали на дорогу и поехали лощиной»).

Читайте также:  Как отмыть средство от вшей

Стало смеркаться, когда пленного Жилина привозят в татарскую деревню (стан врага). Недаром Толстой выбрал именно это время суток:оно характеризует состояние героя как «безотрадное, безнадежное».

В начале второй части рамки пейзажа ещё не расширяются (из щели сарая Жилин видит дорогу, идущую под гору, саклю, два дерева), нет ни одного тропа, отражающего состояние героя.

Но как только Жилин задумывается о побеге, как только начинает высматривать, выпытывать, «как ему бежать», появляется первая объёмная пейзажная зарисовка. Она напоминает план местности, даже предполагается конкретный масштаб («на полдни за сарай лощина»): точка обзора- гора, с неё видны «лощина», «аул другой в низочке», «другая гора ещё круче», «ещё гора», «лес синеется, ещё горы — всё выше и выше»,«а выше всех, белые, как сахар, горы, одна снеговая выше других шапкой стоит». Панорама величественна и одновременно страшит невозможностью спастись. Повторы «горы, горы», прилагательные впростой сравнительной степени «выше, круче», сравнения «как сахар», «шапкой стоит», цветовой глагол «синеет»подчёркивают тоску героя по родной стороне. Пейзаж оживляется возможностью побега: «промеж двух гор синеется ровное место»«там точно, в этой долине должна быть наша крепость». Однако повтор «далеко-далеко»,сравнение «точно дым стелется», закат, окрасивший белые горы в алыйцвет, долину – в огненный, потемневший лес не только олицетворяют порыв к свободе, волю к победе, энергию героя, но и предвещают тяжёлый, трудный путь домой.

«Темно, звезды высоко стоят на небе; над горой молодой месяц закраснелся, кверху рожками заходит.В лощинах туман, как молоко белеется». Побег предпринимается в начале ночи, на это указывает эпитет «молодой месяц». Опрокинутый «кверху рожками», он предвещает ясную безоблачную погоду. В лощинах, куда стремятся беглецы, «туман, как молоко, белеется».Туман настолько густой, что автор сравнивает его с молоком. Это надежда на спасение. Белый цвет вызывает положительные ассоциации, демонстрирует окончательное решение и снятие препятствий.В темноте, тумане пленникам «идти легко», а звёзды указывают путь домой.

Красный цвет говорит о порыве, желании добиться цели, но глагол «закраснелся», означающий начало действия, предрекает неудачу.

Герои начинают плутать, дорога приводит их в лес (в легендах и мифах земледельческих, кочевых,степных народов лес — это неупорядоченная дикая природа, таинственная и угрожающая).Олень, увиденный ими в лесу, предвещает скорый рассвет. О близком наспулении утра говорят и спускающиеся «высожары». И туман, густой, утренний, уже не помощник, а препятствие: «…ничего не видать перед собой, и звёзды уже чуть видны».

Перед вторым побегом Л.Н.Толстой вновь добавляет в описание природы красный цвет: «зарево красное загорелось». Но этот цвет не только говорит о трудности пути, глагол «загорелось», включённый Л.Н.Толстым в предложение, точнее передаёт нетерпение героя, порыв, волю к победе. Теперь Жилину легче, он знает дорогу, точно распределяет время пути: «до месяца надо лощину пройти, до лесу добраться», «прямиком идти вёрст восемь». Чёткий план: «речка» — «лощина»-«лес», подгоняющий беглеца месяц не дают герою остановиться. Слово «свет», которое 9 раз используется Л.Н.Толстымв разных грамматических формах (прилагательное в простой сравнительной степени «светлее», усиленное повтором «светлее, светлее», цветовые глаголы «посветлело», «засветились», сравнение «бело, светло, совсем как днём»), символизирует полную свободу и снятие препятствий.Природа торопит героя, помогает ему во время побега: «Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается».

Ночь пути вымотала Жилина. «Уж стал месяц бледнеть. Роса пала, близко к свету», через 30 шагов кончился лес, совсем светло стало, и видит герой – «близёхонько под горой, огни горят, тухнут, дым стелется, и люди у костров». Эпитет «близёхонько» с уменьшительно-ласкательным суффиксом передаёт радость, нетерпение, жгучее желание побыстрее оказаться среди своих. Горят огни, «дым стелется», но это уже конец трудного пути: «…Жилин собрался с последней силой, подхватил рукой колодку, бежит к казакам, а сам себя не помнит, крестится и кричит:

Источник

Научная работа «Пейзаж в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Выбранный для просмотра документ Научная работа М.Павлова 6 класс Кавказский пленник.docx

Муниципальная научно-практическая конференция

научного общества учащихся Миасского городского округа

«Интеллектуалы XXI века»

Пейзаж в рассказе Л.Н.Толстого

Автор: Павлова Мария,

6 класс, МАОУ «СОШ №10»,

Глебова Галина Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

2. Актуальность работы

3. Предмет исследования

IV .Список использованной литературы

Пейзаж (фр. le paysage от le pays – страна, местность) – изображение картин природы в художественном произведении.

Одни учёные предлагают различать три уровня пейзажа в художественном произведении: пейзажная деталь, пейзажная картина, пейзажное произведение.

Пейзажной деталью называется «образная деталь, заключающая в себе информацию, эмоциональное содержание, эстетическую оценку и позицию автора».

Пейзажная картина (собственно пейзаж) сама является предметом описания, воссоздания.

Вопрос о существовании пейзажного произведения , то есть пейзажа как самостоятельного литературного жанра, является спорным. Часть исследователей утверждает, что «пейзаж является самостоятельным жанром не только в живописи, но и в поэзии. Другие считают, что литературный пейзаж, в отличие от живописного, не выделяется в самостоятельную жанровую форму, подчинен художественному тексту, «входит в качестве составного элемента в произведения различных прозаических и стихотворных жанровых форм».

Некоторые учёные различают «условный пейзаж» и «психологический пейзаж».

Мировоззрение древнего человека исключает возможность эстетического восприятия природы, но не исключает возможности её литературного изображения. Поэтому для фольклора и литературы раннего периода характерны такие описания природы, которые получают название « внепейзажные образы природы» ( условный пейзаж ). Например, в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» читаем:

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела,

А й по той ли по дорожке прямоезжою

Да й пехотою никто да не прохаживал…

В русской литературе, начиная с 18 века, почти нет произведений, в которых отсутствовал бы психологический пейзаж . Писатели стремились включать его в свои произведения, чтобы познакомить читателя с местом действия, создать определённую атмосферу, полнее раскрыть характер, чувства, мысли, переживания героя.

Например, в рассказе Г.Скребицкого «Колючая семейка» читаем:

«По всей вырубке пахнет земляникой , и мёдом от белых мохнатых цветов, и горячей смолой от высоких сосен. Кажется, будто где-то в лесу развели костёр и варят на нём душистое земляничное варенье.

Читайте также:  Средство для мытья волос для лежачих больных

А как весело посвистывают в кустах птицы , как звонко стрекочут в траве кузнечики, как хорошо кругом — прямо целый день не выходил бы из леса

Работа над данной темой поможет мне и моим одноклассникам не только понять, что такое пейзаж и почему редкое произведение обходится без него, но и глубже проникнуть в замысел автора.

Пейзаж в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Пейзаж в «Кавказском пленнике» не только служит фоном, на котором развиваются события, описанные в рассказе, но, следуя авторскому замыслу, глубже раскрывает состояние героя, характеризует его мысли, чувства, переживания.

В данной научной работе использованы методы изучения научной литературы по данной проблеме, сопоставления; самостоятельное исследование рассказа; анализ, классификация, обобщение материала, статистический метод.

Выявить зависимость между пейзажем и поступками героя в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Изучить научные статьи по данной теме, разработанные Головиной Еленой Викторовной, Толовой Галиной Николаевной.

Найти в тексте рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» пейзажные зарисовки.

Сделать анализ художественных средств, используемых Л.Н.Толстым при создании пейзажа.

Определить их значение в данном произведении.

Выстроить параллель «пейзаж-герой-действие».

Метафора (в пер. с греч.— перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. Иногда говорят, что метафора – это скрытое сравнение.

Пейзаж (фр. le paysage от le pays – страна, местность) – изображение картин природы в художественном произведении.

Сравнение — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета.

Троп (от др.-греч. — оборот) — риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Тропы широко используются в литературных произведениях, ораторском искусстве и в повседневной речи.

Эпитет слово или целое выражение, которое в тексте приобретает новое значение или смысловой оттенок, выделяя неповторимые признаки объекта (чаще с необычной точки зрения).

Экспозиция ( лат. expositio — выставление напоказ, изложение) часть произведения, которая предшествует началу сюжета.

Завязка — это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт ( «завязывает» ) конфликты.

Кульминация ( латинское слово « culmen » означает в переводе вершина ,

высшая точка ) — это момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению.

Развязка- окончание действия или завершение конфликта между персонажами в эпическом или драматическом произведении.

Пейзаж может представлять собой статическое или динамическое описание. Статическое описание не входит во временное развитие действия. Динамическое описание включено в событие и не приостанавливает действие, а способствует развитию сюжета.

В первой части рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» пейзаж статичен, во второй, когда герой начинает искать путь домой, пейзаж наполняется цветом, смысловыми эпитетами и сравнениями.

Из экспозиции мы узнаём, что на Кавказе идёт война. На каждом шагу русским солдатам и офицерам грозит опасность: «По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы». Главному герою, Жилину, предстоит дорога домой. До следующей пограничной крепости 25 вёрст, «Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, и укрыться негде. Голая степь: ни деревца, ни кустика по дороге».

Данный пейзаж похож на «сухое» перчисление конкретных предметов местности. Имена существительные «пыль, жара, солнце» , отрицания – «ни деревца, ни кустика» и единственный эпитет «голая степь» усиливают ощущение тяжести пути и подводят героя к мысли : «А не уехать ли одному, без солдат?»

Выбор сделан, но это путь в плен. Для русского офицера – позор. Может быть, поэтому писатель не даёт возможности герою «примечать дорогу, куда его везут» («Голова у Жилина разбита, кровь запеклась над глазами», и видит перед собой он только «здоровенную татарскую спину да шею жилистую» ). Пейзажная зарисовка не меняется, она представлена лишь именами существительными «гора», «река», «дорога», «лощина»Ехали они долго на гору, переехали вброд реку, выехали на дорогу и поехали лощиной »).

Стало смеркаться, когда пленного Жилина привозят в татарскую деревню (стан врага). Недаром Толстой выбрал именно это время суток: оно характеризует состояние героя как «безотрадное, безнадежное».

В начале второй части рамки пейзажа ещё не расширяются (из щели сарая Жилин видит дорогу, идущую под гору, саклю, два дерева), нет ни одного тропа, отражающего состояние героя.

Но как только Жилин задумывается о побеге, как только начинает высматривать, выпытывать, «как ему бежать», появляется первая объёмная пейзажная зарисовка. Она напоминает план местности, даже предполагается конкретный масштаб («на полдни за сарай лощина»): точка обзора — гора, с неё видны «лощина», «аул другой в низочке», «другая гора ещё круче», «ещё гора», «лес синеется, ещё горы — всё выше и выше»,«а выше всех, белые, как сахар, горы, одна снеговая выше других шапкой стоит» . Панорама величественна и одновременно страшит невозможностью спастись. Повторы « горы, горы », прилагательные в простой сравнительной степени «выше, круче», сравнения «как сахар» , «шапкой стоит» , цветовой глагол «синеет» подчёркивают тоску героя по родной стороне. Пейзаж оживляется возможностью побега: «промеж двух гор синеется ровное место»«там точно, в этой долине должна быть наша крепость» . Однако повтор «далеко-далеко», сравнение «точно дым стелется», закат, окрасивший белые горы в алый цвет, долину – в огненный, потемневший лес не только олицетворяют порыв к свободе, волю к победе, энергию героя, но и предвещают тяжёлый, трудный путь домой.

«Темно, звезды высоко стоят на небе; над горой молодой месяц закраснелся, кверху рожками заходит. В лощинах туман, как молоко белеется». Побег предпринимается в начале ночи, на это указывает эпитет «молодой месяц». Опрокинутый «кверху рожками», он предвещает ясную безоблачную погоду. В лощинах, куда стремятся беглецы, «туман, как молоко, белеется». Туман настолько густой, что автор сравнивает его с молоком. Это надежда на спасение . Белый цвет вызывает положительные ассоциации , демонстрирует окончательное решение и снятие препятствий. В темноте, тумане пленникам «идти легко», а звёзды указывают путь домой.

Красный цвет говорит о порыве, желании добиться цели, но глагол « закраснелся», означающий начало действия , предрекает неудачу.

Герои начинают плутать, дорога приводит их в лес (в легендах и мифах земледельческих, кочевых, степных народов лес — это неупорядоченная дикая природа, таинственная и угрожающая). Олень, увиденный ими в лесу, предвещает скорый рассвет. О близком наспулении утра говорят и спускающиеся «высожары». И туман, густой, утренний, уже не помощник, а препятствие: «…ничего не видать перед собой, и звёзды уже чуть видны».

Читайте также:  Средства индивидуальной защиты для статья

Перед вторым побегом Л.Н.Толстой вновь добавляет в описание природы красный цвет: «зарево красное загорелось». Но этот цвет не только говорит о трудности пути, глагол «загорелось», включённый Л.Н.Толстым в предложение, точнее передаёт нетерпение героя, порыв, волю к победе. Теперь Жилину легче, он знает дорогу, точно распределяет время пути: « до месяца надо лощину пройти, до лесу добраться », « прямиком идти вёрст восемь ». Чёткий план: « речка » — « лощина » — « лес », подгоняющий беглеца месяц не дают герою остановиться. Слово «свет», которое 9 раз используется Л.Н.Толстым в разных грамматических формах ( прилагательное в простой сравнительной степени « светлее », усиленное повтором « светлее, светлее », цветовые глаголы « посветлело », « засветилис ь», сравнение « бело, светло , совсем как днём» ), символизирует полную свободу и снятие препятствий. Природа торопит героя, помогает ему во время побега : «Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается».

Ночь пути вымотала Жилина. «Уж стал месяц бледнеть. Роса пала, близко к свету», через 30 шагов кончился лес, совсем светло стало, и видит герой – «близёхонько под горой, огни горят, тухнут, дым стелется, и люди у костров». Эпитет «близёхонько» с уменьшительно-ласкательным суффиксом передаёт радость, нетерпение, жгучее желание побыстрее оказаться среди своих. Горят огни, «дым стелется», но это уже конец трудного пути: «…Жилин собрался с последней силой, подхватил рукой колодку, бежит к казакам, а сам себя не помнит, крестится и кричит:

-Брацы! Брацы! Брацы!»

1. Пейзаж — важный компонент рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Это и фон, на котором развивается действие, и источник разнообразных переживаний для читателя.

2. В начале рассказа пейзаж статичен, сухо-конкретен, представлен именами существительными. Единственный эпитет «голая степь» подготавливает завязку произведения.

3. С развитием действия пейзаж в рассказе насыщается цветовыми эпитетами, глаголами, сравнениями.

Первый (неудачный) побег

Второй (удачный) побег

становится светло, бело 57%
стало светло

долина, как в огне, загорелась 33%

туман, как молоко, белеется 33%

бело, светло, совсем как днем,. 33%

4. Изменяется цветовая палитра пейзажа. Белый и синий цвета указывают на решительность героя, говорят о его стремлении к свободе. Наличие белого цвета увеличивается от эпизода «Мечта о побеге» к эпизоду «Удачный побег».

5. Чёрный – символ горя, предвестник неудачи, красный и его оттенки, предупреждающие об опасности, отсутствуют в последней пейзажной зарисовке, которая насыщается «светом». Здесь «свет» — полная свобода для открывающихся возможностей и снятие препятствий по дороге к дому.

Таким образом, пейзаж в «Кавказском пленнике» отражает настроение героя, предупреждает или предвосхищает события. Следовательно, наша гипотеза доказана .

Головина Е.В. Функции пейзажных описаний в художественном произведении // Молодой учёный.-2017.- №3.- с.649-651

Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н.Ярцева. М.: Сов. Энциклопедия, 1990. – 685с

Толова Г.Н. Пейзаж в литературе и искусстве. Пермь: Издательство ПГПИ, 1993. – 52с.

Толстой Л.Н. Повести и рассказы. Томск: Издательство Томского университета, 1980.- 544с.

Пейзажи в рассказе «Кавказский пленник»

1.«Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, и укрыться негде. Голая степь: ни деревца, ни кустика по дороге».

2. « Ехали они долго с горы на гору, переехали вброд реку, выехали на дорогу и поехали лощиной. Хотел Жилин примечать дорогу, куда его везут,— да глаза замазаны кровью, а повернуться нельзя. Стало смеркаться. Переехали еще речку, стали подниматься по каменной горе, запахло дымом, забрехали собаки. Приехали в аул».

3. « Видна ему из щелки дорога — под гору идет, направо сакля татарская, два дерева подле нее».

4. «На полдни, за горой, лощина, табун ходит, и аул другой в низочке виден. От аула другая гора — еще круче, а за той горой еще гора. Промеж гор лес синеется, а там еще горы всё выше и выше поднимаются. А выше всех — белые, как сахар, горы стоят под снегом. И одна снеговая гора выше других шапкой стоит. На восход и на закат — всё такие же горы; кое-где аулы дымятся в ущельях. «Ну,— думает,— это все ихняя сторона». Стал смотреть в русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом. На речке, как куклы маленькие, видно,— бабы сидят, полоскают. За аулом, пониже, гора, и через нее еще две горы, по ним лес; а промеж двух гор синеется ровное место, а на ровном месте, далеко-далеко, точно дым стелется. Стал Жилин вспоминать, когда он в крепости дома жил, где солнце всходило и где заходило. Видит: так точно, в этой долине должна быть наша крепость. Туда, промеж этих двух гор, и бежать надо.

Стало солнышко закатываться. Стали снеговые горы из белых — алые; в черных горах потемнело; из лощин пар поднялся, и самая та долина, где крепость наша должна быть, как в огне загорелась от заката. Стал Жилин вглядываться,— маячит что-то в долине, точно дым из труб. И так и думается ему, что это самое — крепость русская».

5.«Темно, звезды высоко стоят на небе; над горой молодой месяц закраснелся, кверху рожками заходит. В лощинах туман, как молоко белеется».

6.« Перекрестился Жилин, подхватил рукой замок на колодке, чтобы не бренчал, пошел по дороге,— ногу волочит, а сам все на зарево поглядывает, где месяц встает. Дорогу он узнал. Прямиком идти верст восемь. Только бы до лесу дойти прежде, чем месяц совсем выйдет. Перешел он речку,— побелел уже свет за горой. Пошел лощиной, идет, сам поглядывает: не видать еще месяца. Уж зарево посветлело и с одной стороны лощины все светлее, светлее становится. Ползет под гору тень, все к нему приближается.

Идет Жилин, все тени держится. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор,— бело, светло совсем, как днем. На деревах все листочки видны. Тихо, светло по горам, как вымерло все. Только слышно — внизу речка журчит».

7.« Уж стал месяц бледнеть, роса пала, близко к свету, а Жилин до края леса не дошел. «Ну,— думает,— еще тридцать шагов пройду, сверну в лес и сяду». Прошел тридцать шагов, видит — лес кончается. Вышел на край — совсем светло, как на ладонке перед ним степь и крепость, и налево, близехонько под горой, огни горят, тухнут, дым стелется и люди у костров».

Источник

Adblock
detector