Меню

Какие художественные средства использует бунин в чистом понедельнике



Изобразительно-выразительные средства в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник»

В творческом наследии Ивана Бунина есть и проза, и стихотворения. Сам он справедливо считал себя в первую очередь поэтом и обижался, когда его называли прозаиком. Лучшие свои прозаические произведения он писал, как истинный поэт.

В рассказе «Чистый понедельник» чувства выходят на первый план, что сближает его со стихами. Если немного поработать над рифмами, то начало рассказа вполне можно переделать в лирическое стихотворное произведение:

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

Связаться с нами:

Темнел московский зимний день,
Неслись извозчичьи пролетки…

Это «перетекание» прозы в поэзию делает рассказ Бунина необыкновенно музыкальным.

Синтаксис писателя тоже имеет свои особенности. В «Чистом понедельнике» большие, на пол-листа, абзацы, которые состоят из двух-трех огромных предложений. Они не создают ощущения тяжеловесности, потому что в них присутствует какой-то своеобразный ритм, которому подчинены и изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи.

Невозможно пересказать сюжет, потому что без магии бунинских слов получится самая обыкновенная история. Просто Он и Она. Он рассказывает историю своей любви. Всего шесть страниц текста, достаточных, чтобы войти в историю литературы.

Рассказ называется «Чистый понедельник», конечно, не случайно. У требовательного художника случайностей не бывает. Но смысл названия открывается не сразу. Чистый понедельник – первый день Великого поста после масленицы. Православные строго постятся, чтобы очиститься от скверны, приготовиться к лучшей, светлой жизни. Накануне, в Прощеное воскресенье, герои отправляются не в ресторан, а Новодевичий монастырь, посещают могилы Эртеля и Чехова, пытаются отыскать дом Грибоедова.

На следующий день, в Чистый понедельник, не происходит никаких событий. Он и Она встречаются только поздно вечером. Евгений Яблоков пишет: «…в произведении, названном «Чистый понедельник», самого Чистого понедельника, в сущности, нет: его место в фабуле занимает пауза, длящаяся ровно сутки. а в слове «Чистый», помимо значения «святой», парадоксально акцентируется значение ничем не заполненный», «пустой», «отсутствующий».

Почему же и через два года разлуки герой вспоминает именно Чистый понедельник, а автор так называет рассказ?

В этот день девушка окончательно принимает важнейшее для себя решение: отойти от мирской суеты и стать монахиней. Чистота и святость, борющиеся с соблазнами земной жизни, побеждают. Все ненужное «незаметно, но заботливо» она отстраняет от себя, как шлейф вечернего платья. Решение было мучительным, ведь как испытание свыше была послана героине прекрасная любовь.

Композиция распадается на три части. Первая представляет героев, рассказывает об их взаимоотношениях и время препровождении. Вторая часть посвящена событиям Прощеного воскресенья и Чистого понедельника. Самая короткая, но емкая по содержанию третья часть завершает композицию.

Небольшой рассказ содержит в себе исчерпывающую информацию о героях.
Это достигается за счет тщательного отбора художественных средств, позволяющих создавать яркие, запоминающиеся характеры. Необходимую образную выразительность придают рассказу эпитеты, метафоры, сравнения. На «вытягивающемся рысаке» каждый вечер спешит герой к своей возлюбленной, становится ясно, с каким нетерпением ждет он встречи.

Тональность повествования со второй части меняется. Построенная на диалоге, она менее динамична, но крайне важна, так как в ней начинает проясняться идейное содержание рассказа, мы впервые узнаем о любви героини к старине, религиозным обрядам. Здесь же она признается в своем желании уйти в монастырь. Глаза ее при этом «ласковы и тихи», одежда выдержана в темных тонах. Глаза – одежда, пейзаж – все находится в полном соответствии с настроением героини.

Ощущение умиротворенности создают «мирный солнечный» вечер, тишина монастыря, нарушаемая колокольным звоном, «золотая эмаль» заката. Недаром через два года рассказчик помнит малейшие детали, которые приобретают значение символов. Одной из таких деталей – символов является звездный след на снегу от ботиков любимой девушки. Она идет, как бы рассыпая звезды, и свет этот повторится в сиянии свечей в руках монахинь, в одной из которых герой узнает свою возлюбленную.

Ночь после понедельника в композиции рассказа является кульминационной. Любовь достигает апогея, но разлука неотвратима: она твердо решила стать послушницей в монастыре.

Третья часть рассказана как бы другим человеком. Не удивительно: два года герой «… пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь, все больше и больше».

Потом понемногу оправился и стал жить «равнодушно, безнадежно». Но ангел-хранитель не забыл о нем. Словно предваряя его появление, повторяется такой же солнечный вечер, и так же мерцают свечи, и слышится пение церковного хора. Перед нами уже не легкомысленный молодой человек, а много перестрадавший, способный плакать от воспоминаний, стремящийся к храму. Он увидел среди монахинь свою любимую, и, хочется верить, взгляд ее темных глаз даст ему силы жить дальше достаточно…

Источник

Эпитеты и метафоры в рассказе чистый понедельник. СРОЧНО!

Эпитеты: серый зимний день; она была загадочна, непонятна для меня; красив почему-то южной, горячей красотой; красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот; старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским.

Метафоры: разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь; желтоволосую Русь я вообще не люблю. . пианино звучало началом «Лунной сонаты» — все повышаясь, звуча чем дальше, тем все томительнее, призывнее, в сомнамбулически-блаженной грусти. Полный месяц нырял в облаках над Кремлем. Дошел до Иверской, внутренность которой горячо пылала и сияла целыми кострами свечей.

Сильный и смелый Жилин не смирился и дважды бежал из плена. В этом ему помогли наблюдательность, смекалка и надежда на успех. Поскольку он мог надеяться только на себя, зная, что матушка не сможет дать за него выкуп, Жилин сразу же по ночам начал рыть подкоп из сарая. Днём он тоже не сидел сложа руки: делал игрушки из глины для детей, чинил бытовые приборы горцам и даже лечил их, чем завоевал уважение и даже некоторое доверие. Жилин под видом сбора лекарственных трав, уходил в окрестности аула и, изучая их, наметил план побега.

Первый побег не удался из-за Костылина, поранившего ноги, который вскрикнул и обнаружил себя и несущего его товарища, который благородно не бросил друга.

Но даже когда пойманных пленников в колодках бросили в яму, Жилин не оставил мысли о побеге. Подружившись с хозяйской дочерью Диной, Жилин сумел бежать во второй раз, потому что девочка помогла ему выбраться из ямы.

Костылин же, слабый и духом, и физически, в плену много спал, ныл и ждал, когда за него дадут выкуп. Он ни в чём не помогал Жилину и был виновником неудачного первого побега.

Читайте также:  Средства оллин для ухода за волосами

Жилин вел сея храбро, он не раз пытался бежать .Также живя в плену Жилин проявлял себя как порядочного человека. А Костылин ждал и надеялся на близких. что за него отдадут выкуп.

Источник

Мастер-класс «Использование приема цветового ассоцианизма для анализа рассказа И.Бунина «Чистый понедельник».

Мастер-класс « Использование приема цветового ассоцианизма для анализа рассказа И.Бунина «Чистый понедельник». ( слайд 1, 2)

( слайд 3, 4) «Благодарю Бога за то, что дал мне написать «Чистый понедельник».

— Почему такое название? (события происходят после последнего дня Масленицы, после Прощёного воскресенья, в первый день Великого поста)

— С какими еще словами сочетается слово «чистый»? (слайд 5)

— А теперь замените эти словосочетания одним прилагательным. (нравственный, духовный)

— Эти слова имеют отношение к человеку? Как мы назовем человека, который совмещает в себе добрую половину этих качеств? (слайд 6) (Духовный, нравственный)

— А что значит слово «понедельник»? (слайд 7)

Итак, Он и Она. Лирический герой пишет: « Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами». Бунин не дает им имена, тем самым подчеркивая типичность героев. Он живет у Красных ворот в Москве. (КРАСНЫЙ ЛИСТ). Каждый день Он возит ЕЕ на обеды в «Эрмитаж», «Яр», «Стрельну», «Метрополь», «Прагу», концерты, театры – туда, где интересно ему. Какого цвета эта вечерне-ночная жизнь, где много эмоций, чувств, удовольствия, наслаждений? (КРАСНЫЙ ЛИСТ).

Ему нравится модная в то время книга – «Огненный ангел» Валерия Брюсова. Огненный – это какой цвет? (АЛЫЙ ЛИСТ)

Его приводит в восторг громкое пение разудалых народных песен Федором Шаляпиным. Давайте представим себе русского доброго молодца. В рубаху какого цвета он будет одет? (КРАСНЫЙ ЛИСТ)

Героя волновало только одно: его возлюбленная часто бывала странно-задумчивой, отстраненной, загадочной. Она любила помолчать. Разрешала себя целовать, но по-настоящему близки они не были. «Странная любовь» — думал Герой. Один день был похож на другой. « И завтра и послезавтра будет все то же, думал я, — все та же мука и все то же счастье. Ну что ж — все-таки счастье, великое счастье!»

Герой был так счастлив в своей любви, настолько зациклен на обожании Героини, что даже не пытался понять перепады в ее настроении, противоречия в поведении.

А Она… любила сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты» Бетховена. Какого цвета «ЛУННАЯ» соната? (ГОЛУБОЙ ЛИСТ ИЛИ ЖЁЛТЫЙ).

Над ее диваном висел портрет босого Толстого. С чем ассоциируется Толстой? (философия, знание, мудрость) – СИНИЙ ЛИСТ.

Она часто посещала церкви и монастыри. И кстати, живет она напротив Храма Христа Спасителя. — БЕЛЫЙ ЛИСТ.

Наряду с этим она любила меха, золотые украшения, роскошь, богатство – ЖЕЛТЫЙ ЛИСТ. Героиня любила жизнь– ЗЕЛЁНЫЙ ЛИСТ. ЕЁ любимое платье – гранатового цвета – КРАСНЫЙ ЛИСТ.

— Посмотрите на портреты наших героев. Что вы можете о них сказать?

И вот в чистый понедельник – первый день Великого поста, когда все чистят дома от «духа масленицы», ходят в баню, чтобы вступить в Великий пост очищенным духовно и телесно Она, надев роскошное, изумительной красоты черное платье (ЧЕРНЫЙ ЛИСТ), сама везет ЕГО в на безумный театральный капустник, потом в трактир и вдруг… велит ему подняться к ней в квартиру и там впервые она дарит ему себя. Почему черное платье? (осознанное совершение греха. )

Наутро Героиня расстается с возлюбленным навсегда. Через две недели он получит письмо: «В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг. Пусть бог даст сил не отвечать мне — бесполезно длить и увеличивать нашу муку. ».

Для Него крушение любви – это трагедия, катастрофа, немыслимое страдание. Его душа смятенна, он не находит себе покоя, сердце кровоточит (СМЯТЬ ВСЕ КРАСНЫЕ ЛИСТЫ). Только после ухода возлюбленной он пытается выйти за свои рамки, пытается понять ее душу, ходит по монастырям, но поздно…

Характер героини противоречив. Она мечется между любовью и верой, она ищет правду. Для нее религиозность – это потребность души, ее чувство родины, старины… (СМЯТЬ ЕЕ ЛИСТЫ. ) Вот ее душа. Многоцветная, сложная, глубокая. А по законам физики совокупность всех цветов и есть какой цвет? – белый. (ДОСТАТЬ БЕЛЫЙ ЛИСТ). А что значит «белый»? Какой это лист? – Чистый. В последнем абзаце слово «белый» употреблено 4 раза.

Так почему же рассказ назван «Чистый понедельник»? Именно в этот день Она решается начать новую жизнь, жизнь с чистого листа, жизнь первозданную, нравственную, духовную. Идея рассказа – перерождение души. В этом произведении Бунин выразил свою надежду на то, что вскоре такой чистый понедельник наступит для всей России, она очистится от своих грехов и духовно возродится для новой, лучшей жизни.

Источник

Урок – размышление по рассказу И. А. Бунина «Чистый понедельник»

Автор — составитель: Иванова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ Лицей № 15 г. Химки

Презентация к уроку

Цели урока:

  1. научить анализировать поступки героев, исследовать характеры;
  2. показать особенность понимания Буниным любви;
  3. развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа;
  4. прививать любовь к художественному слову, воспитывать чувство патриотизма.

Оформление и сопровождение:

компьютерная презентация, музыкальный проигрыватель, «Лунная соната» Л. В. Бетховена.

Предварительное задание ученикам:

  1. индивидуальное задание — сообщение о «Чистом понедельнике», Масленице и Великом посте;
  2. индивидуальное задание — характеристика главного героя-повествователя (готовит ученик),
  3. индивидуальное задание — характеристика героини (готовит ученица).
  4. всем обучающимися даны вопросы для размышления:

— Каков смысл заглавия рассказа?

— Какие приметы реального времени 1912-1914 года мы находим в тексте для изображения Москвы? Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён?

— Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе?

— Как вы понимаете финал рассказа?

Технологии: информационно-образовательные (презентация), развития критического мышления (проблемные вопросы), проектной деятельности (индивидуальные задания), дебаты (обсуждение спорных вопросов), игровые (экскурсия).

Ход урока:

(Звучит «Лунная соната» Л. В. Бетховена) (Презентация слайд №1)

(Презентация слайд № 2)

И.А. Бунин оставил достаточно богатое литературное наследие. Он писал рассказы, повести, романы, был восхитительным поэтом. Но, пожалуй, известнейшим произведением Бунина является цикл «Темные аллеи». Каждый рассказ этого цикла посвящен теме любви. Это чувство для Бунина непостижимое, неистовое, пронзительное, счастливое и горестное в один и тот же миг. «Чистый понедельник» вошел в сборник «Тёмные аллеи».

Читайте также:  Как смывать краску народное средство

(Презентация слайд №3)

«Тёмные аллеи» — лучшая книга, по мнению Бунина, («Я написал лучшую свою книгу»), а «Чистый понедельник» — лучший рассказ, по мнению писателя и по всеобщему признанию.

(Презентация слайд № 4)

Рассказ «Чистый понедельник» написан в 1944 г., но переносит нас в Москву начала века, в 1912-1914 гг., в годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. более чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь желанием реставрировать будущее, обращаясь к прошлому.

Бунину шел 74 год, в мире бушевала Вторая мировая война, Россия попала под страшный удар вражеской армии, решалась судьба нашей Родины. Писатель очень переживал за Россию, всей душой был со своей страной. Состояние нестабильности, тревожности не могло не отразиться на творчестве Бунина. Именно в это время особенно остро встает перед писателем вопрос об истоках и сути русского национального характера, о загадке русской души, о тайнах национальной психологии.

Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века.

  1. Индивидуальное сообщение ученика о церковных праздниках: Масленице, Прощёном воскресенье, Чистом понедельнике.

(Презентация слайд № 5)

(Чистый понедельник первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.

Масленица — Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. Последний день масленичной недели — Прощёное воскресенье.

(Презентация слайд № 6)

Великий пост 7 недель перед Пасхой в течение, которого верующие, христиане, воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».

В «Чистый понедельник», как и в последующие 2 дня, практикуется очень строгий пост. По возможности, верующие стараются воздерживаться от пищи, усерднее молиться, бороться с греховными страстями. На Руси и ряде других православных народов существовал обычай в этот день чистить дом от «духа масленицы» и ходить в баню, то есть наводить физическую (телесную) чистоту. В крайнем случае, можно поесть, но не более одного раза (желательно вечером, после захода солнца), не вкушая при этом масла и варёной пищи. Например, можно немного утолить голод небольшим количеством чёрного хлеба с солью и водой или несладким чаем.

(Презентация слайд № 7)

Название «Чистый понедельник» происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. Литургически этот день начинается накануне вечером, в воскресенье, когда во всех православных храмах совершается чин вечерни, по окончании которого совершается церемония взаимного прощения. Все присутствующие в храме кланяются и просят друг у друга взаимного прощения. Таким образом, христиане начинают Великий пост с чистой совестью, с прощения и с новой христианской любовью.)

  1. Анализ текста. Беседа по вопросам.
  2. Символично ли название рассказа?

(Чистый понедельник — в православной традиции — своеобразная граница, рубеж между жизнью — суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.

Чистый понедельник — и переход, и начало: от светской, греховной жизни — в вечную, духовную. )

  1. Имена каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе (и не только русских)? Для чего автор вводит их в повествование?

(Презентация слайд № 8)

(A. Белый, B. Брюсов, Л. Андреев, Гуго фон Гофмансталь, Артур Шницлер, Тетмайер Казимеж, Ст. Пшибышевский – модных авторов того времени, символистов, поэтов декаданса и т.п.

В повествовании они появляются для того, чтобы показать круг интересов героев.

(Презентация слайд № 9)

Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова, который не интересен ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева. В аристократически утончённой и загадочной, в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н. Толстого «Воскресение».

Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.)

  1. Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?

(Презентация слайды № 10, 11)

(Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр, либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они погружены в реальную полубогемную жизнь. Но постепенно рядом с этой привычной и сладкой жизнью проявляется другая жизнь.)

  1. Индивидуальное сообщение ученика о герое.

(Презентация слайд № 12)

(Он молодой человек. Хорош собою, даже красив почему-то южной горячей красотой, даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке. Герой является и повествователем, который рассказывает историю своей любви к Ней. Его все устраивает в отношениях. Он не задумывается, к чему приведут эти отношения, можно сказать, что у него есть некая поверхностная оценка событий, он беззаботен, легкомыслен, открыт.

Он — счастливый, влюбленный. )

  1. Индивидуальное сообщение ученицы о героине.

(Презентация слайды № 13, 14,15. Звучит «Лунная соната»)

(Она — странная, загадочная, противоречивая. «Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши отношения: странная любовь».

Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота «смуглое янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови, черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный», «янтарный». В самом портрете некая таинственность, противоречивость, восточная красота. Почему восточная красота? Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью: «А у неё красота была, какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными родинками. «

Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны, «похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые: книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят». Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха. С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна.)

Читайте также:  Полиенифрит что это такое народные средства

(Презентация слайд № 16)

  1. Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе? Какие образы создаются с помощью этих средств?

(Эпитеты, метафоры, оксюморон, контраст)

  1. Попробуйте охарактеризовать взаимоотношения героев. Можно ли назвать это любовью? Почему?
  2. Проанализируйте путь героев вечером Прощёного воскресенья и в Чистый понедельник.

(Презентация слайды № 17,18,19,20,21,22)

В Прощёное воскресенье: Новодевичий монастырь – могилы Эртеля, Чехова – Ордынка, дом Грибоедова – Трактир Егорова в Охотном ряду (икона Богородицы Троеручицы)

(Презентация слайд № 23)

В Чистый понедельник: «капустник» Художественного театра.

  1. Объясните странный выбор маршрута героиней.

(Героиня полностью раскрывается, когда вдруг предлагает поехать на кладбище, и мы вместе с героем узнаем, что она часто ходит в кремлевские соборы, в монастыри, любит читать русские летописные сказания. В ее душе совпали тяга к божественному и ко всему богатству космоса, колебания и тоска по идеалу. Ей представляется, что только в монастырях и духовных песнопениях сохранилось «чувство родины, ее старины», духовность. Но нельзя сказать, что героиня не пытается найти смысл в окружающем ее мире- не случайно ведь так широк круг ее увлечений. Да, она полностью отдается чувству любви, и в своих чувствах она не сомневается, но она абсолютно уверена в том, земное счастье не то, что нужно ей.

Чистый понедельник — это самый первый день Великого поста. Более того, это наиболее строгий, наиболее «чистый» день поста, когда верующие стремятся держать себя и в телесной, и в духовной чистоте, отказываясь не только от пищи, но и от других жизненных удовольствий. И вот именно в этот день героиня бунинского рассказа, словно бы с каким-то дерзким вызовом, с каким-то даже цинизмом, делает всё наоборот: с удовольствием пьёт шампанское на «капустнике», разухабисто танцует «полечку Транблан», а потом впервые отдаётся своему поклоннику…)

  1. Объясните смысл финала рассказа. Обратите внимание на путь героя: Кремль, Архангельский собор – Ордынка, Грибоедовский переулок – Марфо-Мариинская обитель.

(Презентация слайды № 24,25,26)

(Последний эпизод рассказа можно назвать своеобразным эпилогом. Он повествует о событиях, произошедших спустя два года после расставания героев.
Шел 1914 год. Был почти канун Нового года. Рассказчик только пришел в себя после потери своей возлюбленной. Все это время он «пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться — равнодушно, безнадежно. ».
В такой же теплый солнечный вечер, какой был два года назад, герой вышел из дому и поехал в Кремль. Там, в Архангельском соборе, он долго стоял, прислушиваясь в святой тишине, замирая и благоговея перед святостью этого места, очищаясь, находя умиротворение и покой.
Затем, выйдя из собора, герой велел извозчику ехать на Ордынку. Это место было прочно связано с той роковой женщиной, любовь к которой оставила такой след в его душе. Там, вспоминая все моменты прошедшей любви, герой плакал, плакал и очищался, избавляясь от боли и тоски.

(Презентация слайды № 27, 28)
На Ордынке извозчик остановился у Марфо-Мариинской обители, где в это время пребывали великий князь и княгиня. Герой, дав дворнику рубль, прошел внутрь. За великой четой шли монахини. Одна из них взглянула на рассказчика своими темными глазами, как будто почувствовала что-то. Хотя писатель и не говорит открыто, что это была именно та женщина, мы понимаем, что это именно возлюбленная героя.
Рассказчик задает себе и нам риторический вопрос: «Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать мое присутствие?» Мы видим, что мистическая связь, установившееся между этими двумя людьми, не разрушилась до сих пор. Они чувствуют друг друга, потому что их чувство было истинным. Оно было таким, каким видит Бунин настоящую любовь, — роковым, инстинктивным, сильным, созидающим и разрушающим одновременно.
После этой финальной встречи в любовной истории героев была поставлена точка: «Я повернулся и тихо вышел из ворот». Все было кончено. Рассказчик убедился, что любовь больше невозможна – его возлюбленная отдана другому, высшему существу, она – вне досягаемости. История любви и страсти была закончена. Как, впрочем, и все истории любви у Бунина.)

  1. Можно ли себе представить героиню в ситуации мирского счастья?

(Скорее всего, это невозможно. В ее душе живет вечная потребность в душевной чистоте, жажда веры. И решение изменить жизнь приходит к ней именно в чистый понедельник, в первый день Великого поста.

Она с самого начала знала, что не сможет быть женой. Ей суждено быть вечной невестой, невестой Христа. Она нашла свою любовь, она выбрала свой путь. Можно подумать, что она ушла из дома, но на самом деле она ушла домой. И даже её земной возлюбленный простил ей это. Простил, хотя и не понял. Он не мог понять, что теперь «она может видеть в темноте», и «вышел из ворот» чужого монастыря.

Возможно, в этом произведении Бунин выразил свою надежду на то, что вскоре такой чистый понедельник наступит для всей России, она очистится от своих грехов и духовно возродится для новой, лучшей жизни.)

(Звучит «Лунная соната» Бетховена)

«Чистый понедельник» — это рассказ о любви, понимаемой как «неком высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю человеческую жизнь.

Героиня рассказа изображена на духовном распутье. Ho в итоге она все же принимает решение, то единственное, верное решение, которое, по Бунину, было предопределено и России — всей ее судьбой, всей ее историей. Путь покаяния, смирения и прощения. Еще и потому она отказалась от будущего, которое могло бы сложиться счастливо, потому решилась уйти от всего мирского, что невыносимо для нее исчезновение красоты, которое она ощущает повсюду.

В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного.

Следуя мысли писателя, природа любовного чувства такова, что оно несет и разрушение, и созидание. Любовь – это краткая вспышка, сильнейшая, сжигающая, много дающая, но и много забирающая.
Любовь не может длиться долго. Она исчезает, оставляя боль утраты, но и память, чувство, что прожил жизнь не зря. Любовь – это смысл жизни. По Бунину, только это чувство делает человеческую жизнь наполненной.
Это произведение и о любви, и о красоте, и о долге человека, и о России, и о ее судьбе. Наверное, поэтому он был самым любимым рассказом Бунина, лучшим, по его словам, из того, что им было написано, за создание которого он благодарил Бога.

Источник

Adblock
detector