Как определить средство связи словосочетаний

Средства связи слов в словосочетании

СИНТАКСИС

Предмет синтаксиса. Система синтаксических единиц

Термин «синтаксис»употребляется в двух значениях: 1) это синтаксический строй языка, который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка; 2) это раздел грамматики, который изучает синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц.

Предметом синтаксиса являются слово в его отношениях и связях с другими словами в речи, правила образования из слов более крупных единиц, обеспечивающих речевое общение.

Синтаксические единицы – это конструкции, элементы которых объединены синтаксическими связями и отношениями.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Так, в предложении

В зимний вечер по задворкам Разухабистой гурьбой По сугробам, по пригоркам Мы идем, бредем домой (С. Есенин) — 15 слов, но 11 словоформ, так как предлоги являются элементом формы слова.

Из словоформ строятся словосочетания: осенний день, приехать на занятия, хорошо отдохнуть.

Также словоформа используется в качестве строительного материала и в составе предложения, когда она его распространяет или когда предложение состоит из одного знаменательного слова в определенной форме: За окном льет сильный дождь. Вот и сентябрь. Вечереет.

Из словоформ и словосочетаний строятся простые предложения: С половины ночи начинал моросить теплый дождь (К. Паустовский). В составе предложения словоформы выступают как члены предложения (или являются частью их).

Из простых предложений строятся сложные предложения, которые различаются степенью смысловой и грамматической спаянности их предикативных частей.

Ср.: Ветер дул с суши, и у берега вода была спокойна. Ветер дул с суши – у берега вода была спокойна. Если ветер дул с суши, у берега вода была спокойна.

Из простых и сложных предложений строится сложное синтаксическое целое. Эта единица большая, чем отдельное предложение, она имеет свои законы построения: Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело, звезды то мигали слабым светом, то исчезали. Отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землей. Тело мое ему ответило легкой, веселой дрожью. Я проворно встал (И.С. Тургенев). — В этом сложном синтаксическом целом простые и сложные предложенияобъединены общей микротемой («Утро»),связаны с помощью глагольных форм прошедшего времени и совершенного (чаще), несовершенного вида, объединяющей интонации.Закономерности построения сложного синтаксического целого – предмет изучения синтаксиса текста.

Таким образом, синтаксическими единицами являются словосочетание, предложение (простое и сложное), сложное синтаксическое целое.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Словосочетание как синтаксическая единица

Словосочетание– это непредикативное, смысловое и грамматическое соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи, которое служит для расчлененного обозначения явления действительности. В словосочетании имеется грамматически господствующее слово – главный компонент и грамматически подчиненное слово – зависимый компонент: осенний день, занятия по математике, очень тяжело.

К числу словосочетаний не относятся:

1) пары слов, образуемые подлежащим и сказуемым, так как между ними возникают предикативные отношения, характерные только для предложений: Остров на море лежит, град на острове стоит (А.С. Пушкин).

4) группы однородных членов, которые соединяются по принципу равноправной синтаксической связи: Русский народ смышлён и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному(В.Г. Белинский).

3) конструкции, связанные так называемыми полупредикативными отношениями, т.е. обособленный оборот и слово, к которому он относится: Не жаль мне лет, растраченных напрасно… (С. Есенин). …И журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком (С. Есенин).

Средства связи слов в словосочетании

К ним относятся: формы слов, предлоги, порядок слов.

1) Словосочетания формируются на основе взаимодействия лексико-грамматических свойств сочетающихся слов, поэтому наиболее важным средством выражения синтаксических отношений между компонентами словосочетания является форма слова. Все изменяемые зависимые слова оформляют связь с главным словом с помощью окончания: четвертый курс, увлечение спортом, прочитать книгу.

Если зависимое слово является неизменяемым, то оно присоединяется к главному по смыслу: учить долго, читать лежа, очень плохо.

2) Вместе со словоформой средством связи компонентов в словосочетании являются предлоги, которые уточняют значение падежных форм: лекарство от боли, отдых за границей, рассказать проуспехи.

3) Порядок слов в словосочетаниях имеет в основном устойчивый характер: слушать лекцию (действие + объект действия), желтая листва (признак + носитель этого признака).

Читайте также:  Лучшие средства для кожи лица корея

Типы словосочетаний

1. По структуре в зависимости от количества составляющих компонентов словосочетания делятся на простые (двучленные) и сложные (многочленные).

Простые словосочетаниячаще всего состоят из двух знаменательных слов, одно из которых является главным, другое — зависимым: загородная прогулка, недостаточно прочный, быстро читать, кататься на велосипеде.

Но не обязательно простые словосочетания бывают только двусловными. Также к ним относятся:

— словосочетания, в составе которых имеются аналитические (сложные) формы слова: самая веселая компания, буду говорить откровенно;

— словосочетания, в которых зависимый компонент представляет собой синтаксическое или фразеологическое единство (т.е. несвободное словосочетание): девушка шестнадцати лет, человек низкого роста, бежать сломя голову. Семантически такие словосочетания равноценны двусловным: шестнадцатилетняя девушка, низкорослый человек, бежать быстро;

Сложные словосочетания состоят более чем из двух знаменательных слов. Они представляют собой различную комбинацию простых словосочетаний или слова и простого словосочетания: красивое платье в горошек = красивое платье + платье в горошек; вкусное на вид яблоко = вкусное на вид + вкусное яблоко.

2. В зависимости от степени семантической спаянности компонентов словосочетания делятся на свободные и несвободные (цельные).

Синтаксически свободные словосочетания характеризуются тем, что каждый их компонент имеет свое самостоятельное лексическое значение и выполняет в предложении роль отдельного члена предложения: Враньене ведетв добро (пословица).

Несвободные словосочетания характеризуются тем, что в своем составе имеют слова семантически недостаточные или с утраченным лексическим значением. В предложении они не расчленяются и выполняют функцию одного члена предложения: Много этой холодной и пахучей черемухибыло в Вознесенье (К. Паустовский). Между тем три экипажа подкатили уже к дому Ноздрева (Н.В. Гоголь).

3.В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, различаются следующие лексико-грамматические типы словосочетаний.

— Именные словосочетания. В роли главного слова употребляются имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения:

полезное дело, пятый этаж; покорный судьбе, очень приятный; три дисциплины; мы с друзьями.

— Глагольные словосочетания. В роли главного слова употребляются как спрягаемые, так и неспрягаемые формы глагола: искать покоя, читать книгу, печатать на компьютере, купаться в море, почерневший от пыли.

— Адвербиальные словосочетания –с наречием в роли главного слова: очень весело, далеко впереди, откуда-то из темноты.

Источник

Виды связей в словосочетаниях
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Скачать:

Вложение Размер
vidy_svyazey_v_slovosochetaniyah.docx 26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Виды связей в словосочетаниях

В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием. Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу.

В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.

Согласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова.

При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.

Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.

  • желтые листья
  • пожелтевшие страницы,
  • третий звонок
  • моя сумка
  • чистая столовая
  • передовой рабочий
  • загорелый отдыхающий
  • диван-кровать.

Управление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово.

  • писать (что?) книгу;
  • щелкать (чем?) зубами;
  • три (чего?) гриба;
  • улыбаться (чему?) солнцу.

В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:

  • глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму);
  • прилагательное + местоимение (никому не нужный);
  • существительное + существительное (директор школы, покраска забора);
  • наречие + существительное (грустно до слез);
  • числительное + существительное (двое ребят, три медведя);
  • деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).

Примыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.

В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы: инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.

  • наука наблюдать
  • позволил высказаться
  • намерен отдохнуть
  • читать быстро
  • поворот направо
  • стриженная по-мальчишески
  • спартански строгий
  • разговаривал улыбаясь
  • летел кувырком
  • пойду бегом
  • взгляд искоса
  • прыгать выше
  • чуть севернее
  • краска индиго
  • цвет хаки
  • час пик.

Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос. В роли главного слова могут выступать разные части речи, а в роли зависимого – только те части речи и формы, которые являются неизменяемыми: наречие, деепричастие в роли наречия, инфинитив, форма сравнительной степени прилагательного: читать вслух, трудиться не переставая, попросим спеть, девушки постарше.

Бывает трудно определить тип связи слов в словосочетаниях существительное + существительное, где зависимое слово отвечает на вопрос какой? Например : умница дочка, город Москва, лист берёзы, дом у дороги.

Попробуйте изменить главное слово, употребив его в форме множественного числа или косвенного падежа, например, родительного.

  • Если зависимое существительное при этом изменяется, то есть согласуется с главным словом в числе и падеже (умницы дочки, города Москвы), то тип связи слов в этом словосочетании — согласование.
  • Если зависимое существительное не изменяется, то есть не согласуется с главным словом в числе и падеже (листа берёзы, дома у дороги), то тип связи в этом словосочетании — управление.

Иногда род, число и падеж существительных, связанных с помощью управления, совпадают, поэтому в таких случаях можно спутать управление с согласованием, например : у директора колледжа.

Чтобы определить тип связи слов в данном словосочетании, нужно изменить форму главного слова.

  • Если зависимое слово изменяется вслед за главным, то это словосочетание с согласованием: у красавицы артистки — красавице артистке.
  • Если зависимое слово не изменяется, то это словосочетание с управлением: у директора колледжа — директору колледжа.

Некоторые наречия, образованные от существительных и других частей речи, можно спутать с соответствующими частями речи и допустить ошибку в определении типа связи, например : поехать летом — восхищаться летом, сварить вкрутую — в крутую передрягу.

Для определения типа связи в такой ситуации необходимо правильно определить часть речи, которой является сомнительное слово. Если сомнительное слово написано слитно с бывшим предлогом или через дефис, то это наречие: вкрутую, вдаль, навстречу, по-старому. Если слово без предлога или написано раздельно с предлогом, попробуйте задать к сомнительному слову падежный вопрос: поехать чем? летом.

Вопрос очевидно неуместен, значит, это наречие, тип связи — примыкание. Восхищаться чем? летом.

Вопрос уместен, значит, это существительное, тип связи — управление.

В случае, когда зависимое слово отвечает на вопрос какой? и является прилагательным, тип связи слов — согласование: в передрягу какую? крутую.

Иногда трудно установить, какое слово в словосочетании является главным, а какое – зависимым, например : слегка грустный, люблю поесть.

В словосочетаниях прилагательное + наречие главным словом всегда является прилагательное, а зависимым – наречие, которое обозначает признак признака.

В словосочетаниях глагол в форме наклонения + инфинитив главным словом всегда является глагол, а зависимым – инфинитив.

Тип связи слов в обоих словосочетаниях – примыкание, потому что зависимое слово является неизменяемым.

Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым не является подчинительной. Поэтому грамматическая основа предложения не считается словосочетанием.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка представляет десять вариантов самостоятельной работы для учащихся 8 класса на определение типов связи в словосочетании, а также отработку навыков разграничения словосочетаний о.

Данная работа предназначена для проверки знаний учащихся 11 классов по теме «Виды связи в словосочетаниях» при подготовке к ЕГЭ (задание В3) и проверяет умение учеников ориентироваться в данной теме. .

Материал поможет ученику отработать навык определения вида связи в словосочетании.

Урок русского языка в 8 классе «Виды связи в словосочетаниях» (программаМ.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского).

Работа представлена в нескольких вариантах.

Данную таблицу можно использовать при изучении темы «Синтаксические связи слов в словосочетаниях».

Проверочная работа (самостоятельная) по теме «Виды связи в словосочетании» для учащихся 8 кл.

Источник

Словосочетание

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:

слово словосочетание
стол обеденный стол
письменный стол
лист лавровый лист
лист малины
гулять гулять в парке
гулять с друзьями

Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:

гулять (с кем?) с друзьями.

Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:

золотая монета – монета из золота,

меховой воротник – воротник из меха,

бритвенный станок – станок для бритья.

Не являются словосочетаниями:

    Подлежащее и сказуемое:

Любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу:

Слово с предлогом:

у окна, возле дома.

Члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения):

(какой?) уставший и (какой?) сонный.

Устойчивые выражения (фразеологизмы):

Сложные грамматические формы:

будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом:

. ветка, сломанная ветром.

Смысловая и грамматическая связь

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:

Смысловая связь Примеры
предмет и его признак засохший цветок
цветок
(какой?) засохший
действие и предмет лететь к солнцу
лететь
(к чему?) к солнцу
действие и его признак заинтересованно разглядывать
разглядывать
(как?) заинтересованно
признак и его степень по-весеннему свежий
свежий
(как?) по-весеннему

Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:

домашние тапочки, тапочки (какие?) домашн ие;

ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезви ю.

Признаки словосочетания

Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:

  1. Состав словосочетания — два и более самостоятельных слова.
  2. Смысловое единство этих слов.
  3. Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.

Простые и сложные

Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть — вода, зависимая — чистая.

По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:

мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.

Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:

гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.

Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:

папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.

Глагольные, именные и наречные

По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:

глагольные главным словом является глагол бегать по траве,
листать книгу,
решать задачу
именные главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение свежая краска,
очень скучный,
пять уроков,
кто-то знакомый
наречные главным словом является наречие навстречу мечте,
рядом с домом

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко — зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.

При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:

большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).

Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:

  • имена прилагательные: надувной шарик;
  • местоимения-прилагательные: наши друзья;
  • причастия: просмотренный фильм;
  • порядковые числительные: второй год.

Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:

прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.).

Главное слово прочитать требует поставить зависимые от него слова — книга, журнал, страница, в винительный падеж.

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:

прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).

Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании

грамматическая связь передаётся с помощью окончания -у и предлога по.

Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):

учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно.

При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.

Неделимые словосочетания

Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:

сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой.

Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора словосочетания:

  1. Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  2. Определить, какой частью речи является главное слово.
  3. Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
  4. Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
  5. Определить вид словосочетания по главному слову.
  6. Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – × .

Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.

В словосочетании засохший лист главное слово — лист. Лист (какой?) засохший. Засохший — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания -ий. Вид словосочетания по главному слову — именное. Тип подчинительной связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector