- Средства связи слов в словосочетании
- Виды связей в словосочетаниях материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Словосочетание
- Смысловая и грамматическая связь
- Признаки словосочетания
- Простые и сложные
- Глагольные, именные и наречные
- Типы подчинительной связи в словосочетаниях
- Неделимые словосочетания
- Синтаксический разбор словосочетания
Средства связи слов в словосочетании
СИНТАКСИС
Предмет синтаксиса. Система синтаксических единиц
Термин «синтаксис»употребляется в двух значениях: 1) это синтаксический строй языка, который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка; 2) это раздел грамматики, который изучает синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц.
Предметом синтаксиса являются слово в его отношениях и связях с другими словами в речи, правила образования из слов более крупных единиц, обеспечивающих речевое общение.
Синтаксические единицы – это конструкции, элементы которых объединены синтаксическими связями и отношениями.
В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Так, в предложении
В зимний вечер по задворкам Разухабистой гурьбой По сугробам, по пригоркам Мы идем, бредем домой (С. Есенин) — 15 слов, но 11 словоформ, так как предлоги являются элементом формы слова.
Из словоформ строятся словосочетания: осенний день, приехать на занятия, хорошо отдохнуть.
Также словоформа используется в качестве строительного материала и в составе предложения, когда она его распространяет или когда предложение состоит из одного знаменательного слова в определенной форме: За окном льет сильный дождь. Вот и сентябрь. Вечереет.
Из словоформ и словосочетаний строятся простые предложения: С половины ночи начинал моросить теплый дождь (К. Паустовский). В составе предложения словоформы выступают как члены предложения (или являются частью их).
Из простых предложений строятся сложные предложения, которые различаются степенью смысловой и грамматической спаянности их предикативных частей.
Ср.: Ветер дул с суши, и у берега вода была спокойна. Ветер дул с суши – у берега вода была спокойна. Если ветер дул с суши, у берега вода была спокойна.
Из простых и сложных предложений строится сложное синтаксическое целое. Эта единица большая, чем отдельное предложение, она имеет свои законы построения: Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело, звезды то мигали слабым светом, то исчезали. Отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землей. Тело мое ему ответило легкой, веселой дрожью. Я проворно встал (И.С. Тургенев). — В этом сложном синтаксическом целом простые и сложные предложенияобъединены общей микротемой («Утро»),связаны с помощью глагольных форм прошедшего времени и совершенного (чаще), несовершенного вида, объединяющей интонации.Закономерности построения сложного синтаксического целого – предмет изучения синтаксиса текста.
Таким образом, синтаксическими единицами являются словосочетание, предложение (простое и сложное), сложное синтаксическое целое.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Словосочетание как синтаксическая единица
Словосочетание– это непредикативное, смысловое и грамматическое соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи, которое служит для расчлененного обозначения явления действительности. В словосочетании имеется грамматически господствующее слово – главный компонент и грамматически подчиненное слово – зависимый компонент: осенний день, занятия по математике, очень тяжело.
К числу словосочетаний не относятся:
1) пары слов, образуемые подлежащим и сказуемым, так как между ними возникают предикативные отношения, характерные только для предложений: Остров на море лежит, град на острове стоит (А.С. Пушкин).
4) группы однородных членов, которые соединяются по принципу равноправной синтаксической связи: Русский народ смышлён и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному(В.Г. Белинский).
3) конструкции, связанные так называемыми полупредикативными отношениями, т.е. обособленный оборот и слово, к которому он относится: Не жаль мне лет, растраченных напрасно… (С. Есенин). …И журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком (С. Есенин).
Средства связи слов в словосочетании
К ним относятся: формы слов, предлоги, порядок слов.
1) Словосочетания формируются на основе взаимодействия лексико-грамматических свойств сочетающихся слов, поэтому наиболее важным средством выражения синтаксических отношений между компонентами словосочетания является форма слова. Все изменяемые зависимые слова оформляют связь с главным словом с помощью окончания: четвертый курс, увлечение спортом, прочитать книгу.
Если зависимое слово является неизменяемым, то оно присоединяется к главному по смыслу: учить долго, читать лежа, очень плохо.
2) Вместе со словоформой средством связи компонентов в словосочетании являются предлоги, которые уточняют значение падежных форм: лекарство от боли, отдых за границей, рассказать проуспехи.
3) Порядок слов в словосочетаниях имеет в основном устойчивый характер: слушать лекцию (действие + объект действия), желтая листва (признак + носитель этого признака).
Типы словосочетаний
1. По структуре в зависимости от количества составляющих компонентов словосочетания делятся на простые (двучленные) и сложные (многочленные).
Простые словосочетаниячаще всего состоят из двух знаменательных слов, одно из которых является главным, другое — зависимым: загородная прогулка, недостаточно прочный, быстро читать, кататься на велосипеде.
Но не обязательно простые словосочетания бывают только двусловными. Также к ним относятся:
— словосочетания, в составе которых имеются аналитические (сложные) формы слова: самая веселая компания, буду говорить откровенно;
— словосочетания, в которых зависимый компонент представляет собой синтаксическое или фразеологическое единство (т.е. несвободное словосочетание): девушка шестнадцати лет, человек низкого роста, бежать сломя голову. Семантически такие словосочетания равноценны двусловным: шестнадцатилетняя девушка, низкорослый человек, бежать быстро;
Сложные словосочетания состоят более чем из двух знаменательных слов. Они представляют собой различную комбинацию простых словосочетаний или слова и простого словосочетания: красивое платье в горошек = красивое платье + платье в горошек; вкусное на вид яблоко = вкусное на вид + вкусное яблоко.
2. В зависимости от степени семантической спаянности компонентов словосочетания делятся на свободные и несвободные (цельные).
Синтаксически свободные словосочетания характеризуются тем, что каждый их компонент имеет свое самостоятельное лексическое значение и выполняет в предложении роль отдельного члена предложения: Враньене ведетв добро (пословица).
Несвободные словосочетания характеризуются тем, что в своем составе имеют слова семантически недостаточные или с утраченным лексическим значением. В предложении они не расчленяются и выполняют функцию одного члена предложения: Много этой холодной и пахучей черемухибыло в Вознесенье (К. Паустовский). Между тем три экипажа подкатили уже к дому Ноздрева (Н.В. Гоголь).
3.В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, различаются следующие лексико-грамматические типы словосочетаний.
— Именные словосочетания. В роли главного слова употребляются имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения:
полезное дело, пятый этаж; покорный судьбе, очень приятный; три дисциплины; мы с друзьями.
— Глагольные словосочетания. В роли главного слова употребляются как спрягаемые, так и неспрягаемые формы глагола: искать покоя, читать книгу, печатать на компьютере, купаться в море, почерневший от пыли.
— Адвербиальные словосочетания –с наречием в роли главного слова: очень весело, далеко впереди, откуда-то из темноты.
Источник
Виды связей в словосочетаниях
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_svyazey_v_slovosochetaniyah.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды связей в словосочетаниях
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием. Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу.
В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Согласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова.
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Управление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово.
- писать (что?) книгу;
- щелкать (чем?) зубами;
- три (чего?) гриба;
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму);
- прилагательное + местоимение (никому не нужный);
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора);
- наречие + существительное (грустно до слез);
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя);
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Примыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.
В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы: инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.
- наука наблюдать
- позволил высказаться
- намерен отдохнуть
- читать быстро
- поворот направо
- стриженная по-мальчишески
- спартански строгий
- разговаривал улыбаясь
- летел кувырком
- пойду бегом
- взгляд искоса
- прыгать выше
- чуть севернее
- краска индиго
- цвет хаки
- час пик.
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос. В роли главного слова могут выступать разные части речи, а в роли зависимого – только те части речи и формы, которые являются неизменяемыми: наречие, деепричастие в роли наречия, инфинитив, форма сравнительной степени прилагательного: читать вслух, трудиться не переставая, попросим спеть, девушки постарше.
Бывает трудно определить тип связи слов в словосочетаниях существительное + существительное, где зависимое слово отвечает на вопрос какой? Например : умница дочка, город Москва, лист берёзы, дом у дороги.
Попробуйте изменить главное слово, употребив его в форме множественного числа или косвенного падежа, например, родительного.
- Если зависимое существительное при этом изменяется, то есть согласуется с главным словом в числе и падеже (умницы дочки, города Москвы), то тип связи слов в этом словосочетании — согласование.
- Если зависимое существительное не изменяется, то есть не согласуется с главным словом в числе и падеже (листа берёзы, дома у дороги), то тип связи в этом словосочетании — управление.
Иногда род, число и падеж существительных, связанных с помощью управления, совпадают, поэтому в таких случаях можно спутать управление с согласованием, например : у директора колледжа.
Чтобы определить тип связи слов в данном словосочетании, нужно изменить форму главного слова.
- Если зависимое слово изменяется вслед за главным, то это словосочетание с согласованием: у красавицы артистки — красавице артистке.
- Если зависимое слово не изменяется, то это словосочетание с управлением: у директора колледжа — директору колледжа.
Некоторые наречия, образованные от существительных и других частей речи, можно спутать с соответствующими частями речи и допустить ошибку в определении типа связи, например : поехать летом — восхищаться летом, сварить вкрутую — в крутую передрягу.
Для определения типа связи в такой ситуации необходимо правильно определить часть речи, которой является сомнительное слово. Если сомнительное слово написано слитно с бывшим предлогом или через дефис, то это наречие: вкрутую, вдаль, навстречу, по-старому. Если слово без предлога или написано раздельно с предлогом, попробуйте задать к сомнительному слову падежный вопрос: поехать чем? летом.
Вопрос очевидно неуместен, значит, это наречие, тип связи — примыкание. Восхищаться чем? летом.
Вопрос уместен, значит, это существительное, тип связи — управление.
В случае, когда зависимое слово отвечает на вопрос какой? и является прилагательным, тип связи слов — согласование: в передрягу какую? крутую.
Иногда трудно установить, какое слово в словосочетании является главным, а какое – зависимым, например : слегка грустный, люблю поесть.
В словосочетаниях прилагательное + наречие главным словом всегда является прилагательное, а зависимым – наречие, которое обозначает признак признака.
В словосочетаниях глагол в форме наклонения + инфинитив главным словом всегда является глагол, а зависимым – инфинитив.
Тип связи слов в обоих словосочетаниях – примыкание, потому что зависимое слово является неизменяемым.
Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым не является подчинительной. Поэтому грамматическая основа предложения не считается словосочетанием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка представляет десять вариантов самостоятельной работы для учащихся 8 класса на определение типов связи в словосочетании, а также отработку навыков разграничения словосочетаний о.
Данная работа предназначена для проверки знаний учащихся 11 классов по теме «Виды связи в словосочетаниях» при подготовке к ЕГЭ (задание В3) и проверяет умение учеников ориентироваться в данной теме. .
Материал поможет ученику отработать навык определения вида связи в словосочетании.
Урок русского языка в 8 классе «Виды связи в словосочетаниях» (программаМ.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского).
Работа представлена в нескольких вариантах.
Данную таблицу можно использовать при изучении темы «Синтаксические связи слов в словосочетаниях».
Проверочная работа (самостоятельная) по теме «Виды связи в словосочетании» для учащихся 8 кл.
Источник
Словосочетание
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:
слово | словосочетание |
---|---|
стол | обеденный стол письменный стол |
лист | лавровый лист лист малины |
гулять | гулять в парке гулять с друзьями |
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:
гулять (с кем?) с друзьями.
Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:
золотая монета – монета из золота,
меховой воротник – воротник из меха,
бритвенный станок – станок для бритья.
Не являются словосочетаниями:
- Подлежащее и сказуемое:
Любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу:
Слово с предлогом:
у окна, возле дома.
Члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения):
(какой?) уставший и (какой?) сонный.
Устойчивые выражения (фразеологизмы):
Сложные грамматические формы:
будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом:
. ветка, сломанная ветром.
Смысловая и грамматическая связь
Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:
Смысловая связь | Примеры |
---|---|
предмет и его признак | засохший цветок цветок (какой?) засохший |
действие и предмет | лететь к солнцу лететь (к чему?) к солнцу |
действие и его признак | заинтересованно разглядывать разглядывать (как?) заинтересованно |
признак и его степень | по-весеннему свежий свежий (как?) по-весеннему |
Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:
домашние тапочки, тапочки (какие?) домашн ие;
ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезви ю.
Признаки словосочетания
Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:
- Состав словосочетания — два и более самостоятельных слова.
- Смысловое единство этих слов.
- Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.
Простые и сложные
Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть — вода, зависимая — чистая.
По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:
мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.
Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:
гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.
Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:
папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.
Глагольные, именные и наречные
По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:
глагольные | главным словом является глагол | бегать по траве, листать книгу, решать задачу |
---|---|---|
именные | главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение | свежая краска, очень скучный, пять уроков, кто-то знакомый |
наречные | главным словом является наречие | навстречу мечте, рядом с домом |
Типы подчинительной связи в словосочетаниях
Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.
Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко — зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.
При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:
большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).
Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:
- имена прилагательные: надувной шарик;
- местоимения-прилагательные: наши друзья;
- причастия: просмотренный фильм;
- порядковые числительные: второй год.
Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:
прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.).
Главное слово прочитать требует поставить зависимые от него слова — книга, журнал, страница, в винительный падеж.
При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:
прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).
Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании
грамматическая связь передаётся с помощью окончания -у и предлога по.
Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):
учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно.
При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.
Неделимые словосочетания
Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:
сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой.
Синтаксический разбор словосочетания
Порядок разбора словосочетания:
- Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
- Определить, какой частью речи является главное слово.
- Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
- Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
- Определить вид словосочетания по главному слову.
- Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – × .
Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.
В словосочетании засохший лист главное слово — лист. Лист (какой?) засохший. Засохший — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания -ий. Вид словосочетания по главному слову — именное. Тип подчинительной связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).
Источник
Adblockdetector