Меню

Как называется изобразительное средство использованное в гранит оделася нева



Роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного совершенства поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»
статья по русскому языку (9 класс) по теме

Статья содержит методические рекомендации к работе над выразительными средствами языка при изучении поэмы «Медный всадник». В частности, таких тем: «Образ Петербурга в поэме», «Проблема народного бунта», «Образ Медного всадника».

Скачать:

Вложение Размер
doklad_mednyy_vsadnik.docx 37.96 КБ

Предварительный просмотр:

На уроках русского языка и литературы школьники учатся находить в произведениях образные средства языка – метафоры, эпитеты, сравнения и другие. Они придают наглядность изображению тех или иных предметов и явлений. Художественная литература, в частности лирические произведения – это образец использования средств выразительности, важнейший источник выразительности речи. Учащиеся должны научиться не только находить, вычленять образные средства в тексте, но и понимать их роль. Читательские умения формируются постепенно, путем многочисленных упражнений, в соответствии с возможностями возраста учащихся. Немалую роль здесь играет знакомство с теорией словесности. При этом надо помнить, что теория – инструмент проникновения в произведение, а не самоцель.

В овладении выразительными средствами языка велика роль учителя. Его речь должна быть образцом для учащихся. Она должна быть наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием. Учитель сам должен во–первых, владеть теми понятиями, которым он учит детей, во-вторых, знать специфику художественного образа.

Всякий художественный образ — это результат творчества писателя , который отбирает необходимые языковые средства и организует их в текст для выражения своей мысли. Поэт или писатель словами изображает картину жизни , как художник рисует красками на полотне. Но слова в художественном произведении приобретают более широкий и глубокий смысл, чем в лексике, так как здесь становятся значимыми все стороны языка. Изображенная картина жизни несет в себе мысль и чувство автора : она эстетически значима, обращена к нашим чувствам. И если школьники будут знать свойства художественного образа, они, встретив метафору или сравнение, направят свое внимание на то, как работает художественное средство, как оно помогает увидеть образ и понять мысль автора, то есть понять смысл текста.

Рассмотрим роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного совершенства поэмы А. С.Пушкина «Медный всадник. Поэма – жанр, стоящий на грани эпоса и лирики. Сюжетная линия в поэме перебивается авторскими, или лирическими отступлениями, в которых выражаются чувства поэта, его отношение к героям и событиям.

Работа над выразительными средствами языка можно проводить на таких этапах изучения поэмы.

Работа над выразительными средствами

Образ Петербурга в поэме

Отработка и развитие понятий метафоры, сравнения, эпитетов, анафоры, метонимии, звукописи, антитезы.

Проблема народного бунта в поэме

Роль сравнений в создании образа наводнения

Проблема власти и народа. Образ Медного всадника. Отношение автора к Петру Первому.

Роль тропов в создании образа Петра I.

1.Образ Петербурга в поэме.

ЭПИТЕТ — художественное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления.
МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства предметов или явлений.

МЕТОНИМИЯ – употребление названия одного предмета вместо названия другого на основе внешней или внутренней связи меду ними.

СРАВНЕНИЕ — форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений.
АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – троп, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию приписываются качества или действия, свойственные человеку.

ПЕРИФРАЗА – троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

АНАФОРА – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале стиха, строфы, прозаического отрывка.

В конспекте урока есть этап — слово учителя. Это очень важный этап, так как слово учителя должно настроить на определенную атмосферу, на восприятие текста, нацелить на задание, заинтересовать учащихся. Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. Поэтому учитель, идя на урок, должен продумать свое слово, подобрать информацию, цитаты, иллюстрации.

Ребята, сегодня мы начнем знакомство с удивительной поэмой А.С.Пушкина. Это история о Петербурге, о трагедии маленького человека, о великом Петре Первом, который построил великий город. Пушкин любил Петербург. Гимном этой любви стала поэма «Медный всадник». В ней мы встречаем чудесное описание Петербурга, полное восхищения и преклонения перед городом. Поэма А.С.Пушкина, написанная в болдинскую осень 1833 года, является вершинным произведением в ряду поэм, да и во всем поэтическом его творчестве. «Медный всадник» есть вещь общедоступная, произведение европейское. Он изобилует совершенствами всех родов, начиная от своего величавого начала до последней неслыханно грандиозной сцены: когда гигант на бронзовом коне скачет за несчастным юношей, потрясая мостовую копытами металлической лошади, и в бледном сиянии луны простирает вперед свою грозную руку!» Это цитата из книги А.В.Дружинина «А.С.Пушкин и последнее издание его сочинений» 1865 г. А В.Г.Белинский писал: «Нам хотелось бы сказать что-нибудь о стихах «Медного всадника», о их упругости, силе, энергии, величавости; но это выше сил наших: только такими же стихами, а не нашею бедною прозой можно хвалить их».

А.С.Пушкин дал своему произведению определение «петербургская повесть», обращая внимание на то, что будет вести эпическое повествование. Но, несмотря на это, за изображаемыми событиями появляется еще один герой – Автор. Мы слышим его голос, понимаем его мысли и чувства. Это лирическая стихия поэмы.

Подготовленный ученик читает Вступление.

Перед нами великолепная панорама. Невозможно не испытать восторга, глядя на нее. Нева, мосты, соборы, Петропавловская крепость – все это создает ощущение великолепия, вечности, прочности.

— Какое словосочетание в авторской оценке Петербурга можно считать ключевым? («Петра творенье»)

— Какие интонация преобладают в этой части поэмы? (Торжественная возвышенная)
Учащиеся получают задания:

1 группа . Провести исследование фрагмента «Люблю тебя, Петра творенье…», выписать тропы, создающие образ города, проследить, как средства выразительности помогают достичь торжественности слога, сделать вывод.

Эпитеты: «воинственную живость»; «строгий, стройный вид»; «прозрачный сумрак, блеск безлунный»; «однообразную красивость…» (Учащимся предлагается обратить внимание на особенность эпитетов. Они неожиданные и рождают еще одно выразительное средство – оксюморон .( Оксюморон — соединение понятий, противоречащих друг другу).

Анафора: «Люблю тебя, Петра творенье; люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье…»; «люблю зимы твоей жестокой недвижный воздух и мороз…»; «люблю воинственную живость потешных Марсовых полей…»; «люблю, военная столица, твоей твердыни дым и гром…». Звучит как рефрен, усиливая чувство лирического героя.

Метафоры: «не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса» (поэтическая картина белых ночей); «сиянье шапок этих медных», «юный град…вознесся пышно, горделиво…»

Метонимия: «сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам и запируем на просторе», «говор балов», шипенье бокалов»

Олицетворения: «взломав свой синий лёд, Нева к морям его несёт и, чуя вешни дни, ликует»… Одушевляют Петербург, делают его живым: «задумчивых ночей», «спящие громады»

Парафраз или перифраза: «Петра творенье», «военная столица»

Звукопись (аллитерация): шум, говор, шипенье. Помогают услышать сцену застолья друзей в любимом городе.

Вывод. Пушкин создает город как прекрасное творение гения, «Петра творенье». Город, в котором мирно уживаются сумрак и свет, строгость и яркость, неподвижность и стремительное движение. Образ Петербурга возвышенный, прекрасный. Этому способствует и лексика высокого стиля: творенье, державное теченье, лампада, громады.

2 группа . Анализируя Вступление, составить цветовую гамму отрывка.

Вывод. Цветовая палитра здесь радостная: «темно-зеленые сады», «золотые небеса», «девичьи лица ярче роз», «пунша пламень голубой», «сиянье шапок медных», «синий лед».

3 группа . Сравнить описание Петербурга во Вступлении и изображением петербургской жизни в главной части поэмы. Как меняется настроение, звучание стиха, цветовая гамма?

Вывод . В главной части поэмы мы видим город ветхих домиков, бедных людей, беззащитных перед стихией: «Над омрачённым Петроградом дышал ноябрь осенним хладом”, “ Нева металась”, “Нева всю ночь рвалася к морю против бури”. Часто повторяется эпитет «ужасный» (ужасная пора, ужасный день). Здесь не встречаем ярких красок: «ночная мгла», «бледные тучи», «в темной вышине», «окрестная мгла», «бледная луна».

Таким образом, анализ выразительных средств помогает сделать вывод о двух ликах Петербурга в поэме «Медный всадник». Уместно вспомнить понятие антитезы. На этом художественном приеме построена вся поэма.

(Антитеза – художественный прием, основанный на противопоставлении понятий, мыслей, образов).

2. Образ наводнения как символ народного бунта в поэме .

Слово учителя. Не все так благополучно в Петербурге. Людям удалось победить природу! Удалось усмирить Неву и загнать ее в гранитные берега. Однако она бунтует против учиненного над ней насилия. Над городом витает угроза стихийного бедствия, наводнения. Нева готовится к броску на город, она стонет, мечется, страдает. В поэме наводнение – символ народного бунта.

Пушкин сего государственным и историческим мышлением пришел к выводу о бесплодности народного бунта в современных ему условиях. Эта точка зрения поэта нашла отражение в изображении наводнения, которое рисуется как стихия, народное бедствие. Большую роль в создании образа наводнения играют сравнения.

Чтобы выяснить роль сравнений, учащимся предлагается исследовать отрывки, в которых сравнения используются для описания наводнения, прокомментировать их в каждом конкретном случае. Домашнее задание: выписать отрывки, в которых изображается наводнение.

Отобранный материал оформляется в таблицу.

Примеры сравнений в тексте

Анализ отрывка. Роль сравнения.

1. Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной .

Сравнение с больным человеком указывает на то, что стихия находится пока на первой стадии своего развития: она еще в рамках ( постель ). Использование здесь олицетворения и эпитета беспокойной усиливает впечатление, возникает предчувствие беды. Автор придаёт реке свойства живого существа.

2. Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь ,
На город кинулась.

В этом отрывке мы видим два сравнения, как бы два этапа эпизода: река готова вырваться из берегов, ее сдерживающих, второй сопоставляет ее с остервенившимся зверем, атакующим свою добычу. Сравнения подчёркивают характер наводнения на данный момент, его мощь.

3. Осада! приступ! злые волны,
Как воры , лезут в окна.

Нева уже сопоставляется с вором, причём наглым и жадным. Оно подчеркивает главную черту стихии – ее направленность. Волна идёт прямо, не останавливаясь ни перед чем, смывая всё на своём пути, подчеркивается беспощадный характер наводнения.

из возмущенной глубины

вставали волны там и злились

Подчёркивает глобальный размер стихии, что усиливается с помощью гиперболы (словно горы ), олицетворения (вставали волны там и злились ), эпитета (из возмущенной глубины). Наводнение достигло своего пика.

Но вот, насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась,
Своим любуясь возмущеньем
И покидая с небреженьем
Свою добычу. Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой.
И, грабежом отягощенны,
Боясь погони, утомленны,
Спешат разбойники домой,
Добычу на пути роняя.

Развернутое сравнение. Целый текст, в котором подробно описаны последствия нападения шайки беспощадных разбойников на мирное село. В нашем случае – нападение стихии на город.

Примеры в таблице расположены в хронологической последовательности развития наводнения. У нас возникло предположение, что на примере только сравнений мы можем проследить разные этапы стихии. Попробуем доказать справедливость этого утверждения.

Итак, первый этап находит отражение в следующем отрывке:

Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной .

Сравнение — изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления с другим. В данном случае оно выражается сравнительным оборотом с союзом как . Река сравнивается с больным человеком, который мечется от безысходности в связи с тяжёлой болезнью. Создается яркий выразительный образ. Сравнение с больным человеком указывает на, наш взгляд, на то, что стихия находится пока на первой стадии своего развития: она еще в рамках ( постель ). Использование здесь олицетворения и эпитета беспокойной усиливает впечатление, возникает предчувствие беды. Автор придаёт реке свойства живого существа, и Нева предстаёт перед нами, действительно, мощной и беспощадной.

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь ,
На город кинулась, —

Знаменует собой второй этап в развитии событий.

Здесь стихия уже не больной, она вырывается из рамок постели . В этом отрывке мы видим два сравнения. Одно выражено формой творительного падежа существительного ( котлом клокоча и клубясь), второе – опять сравнительным оборотом с союзом «как» ( как зверь остервенясь ). Внутри этого эпизода содержатся два этапа. Второй обозначен первым сравнением: река готова вырваться из берегов, ее сдерживающих, второй сопоставляет ее с остервенившимся зверем, атакующим свою добычу. Сравнения подчёркивают характер наводнения на данный момент, его мощь. Усилению выразительности опять способствует олицетворение, окончательно переводящее наводнение в разряд живых существ, способных чувствовать, испытывать сильные эмоции. С помощью звукописи, здесь аллитерации, мы можем даже услышать движение воды, ощутить нарастание её силы, это впечатление создаёт повторение звуков [к], [л], [кл], [з].

В следующем эпизоде

Осада! приступ! злые волны, как воры , лезут в окна, —

Нева уже сопоставляется с вором, причём наглым и жадным. Это сравнение выражено сравнительным оборотом с союзом «как». Оно подчеркивает главную черту стихии – ее направленность. Волна идёт прямо, не останавливаясь ни перед чем, смывая всё на своём пути. Внутри этого средства выразительности скрываются ещё три, усиливающих роль сравнения: олицетворение (как воры, лезут в окна ), эпитет ( злые волны), риторические восклицания ( Осада! приступ!). С помощью эпитета злые подчеркивается беспощадный характер наводнения, а риторические восклицания показывают реакцию людей, точнее их страх перед величественной природой, которой они не в силах противостоять. Это четвертый этап в развитии наводнения – река начала затоплять дома.

Проанализируем последнее краткое сравнение:

Словно горы , из возмущенной глубины вставали волны там и злились.

Волны сравниваются с величественными горами. Это сравнение выражается сравнительным оборотом с союзом «словно». Оно подчёркивает глобальный размер стихии, что усиливается с помощью гиперболы (словно горы ), олицетворения (вставали волны там и злились ), эпитета (из возмущенной глубины). Если говорить об этапах развития наводнения, то оно достигло своего пика.

Особый тип сравнения представляют развернутые сравнения, с помощью которых могут быть построены целые тексты. В пушкинской поэме нами было найдено единственное развёрнутое сравнение, оно же последнее, которое использует поэт для описания наводнения:

Но вот, насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась,
Своим любуясь возмущеньем
И покидая с небреженьем
Свою добычу. Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой.
И, грабежом отягощенны,
Боясь погони, утомленны,
Спешат разбойники домой,
Добычу на пути роняя.

Как мы видим, это действительно целый текст, в котором подробно описаны последствия нападения шайки беспощадных разбойников на мирное село. Взяв свою добычу, они бегут обратно домой со всем награбленным. Этот эпизод даёт нам понять, что разбушевавшаяся Нева успокоилась и вернулась к своему спокойному состоянию. Пушкин с его государственным и историческим мышлением пришел к выводу о бесплодности народного бунта в современных ему условиях.

Итак, проанализировав все сравнения в описании наводнения, мы можем сделать вывод: с помощью сравнения как средства художественной выразительности Пушкин показывает последовательно разные стадии наводнения.

Сравнения используются Пушкиным с целью усиления изобразительности и образности текста, создания яркого, выразительного образа наводнения и выделения, подчеркивания существенных признаков стихии, а именно: масштабности, беспощадности и разрушительности.

3. Образ Петра I в поэме «Медный всадник».

1. Исследовать отрывок «Полтавский бой» из поэмы А.С.Пушкина «Полтава». Как представляется образ Петра через эпитеты, сравнения, метафоры? Какова цветовая гамма отрывка?

2. Петр Первый во Вступлении к поэме и Медный всадник как символ государственной власти. Записать все упоминания о Петре в тексте поэмы. Сделать вывод об отношении Пушкина к царю.

Выступления учащихся с результатами наблюдений.

1. В поэме «Полтава» Пушкин изображает живого Петра, используя метафоры («его глаза сияют», эпитеты(«лик его ужасен», «он прекрасен», «и горд, и ясен…взор его», сравнения («он весь как Божия гроза», «могущ и радостен, как бой»). В описании Полтавского боя преобладает красный цвет, образ огня: «горит восток зарею новой», «дым багровый», «огнь окопов», «поле…пылает», «в огне под градом раскаленным». Учащиеся должны прийти к выводу, что все выразительные средства решают задачу прославить Петра как великого полководца, олицетворение величия и славы.

2. Во Вступлении поэмы «Медный всадник» имя Петра дважды заменено местоимением он («стоял он, дум великих полн», «и думал он: отсель грозить мы будем шведу»). Автор отказывает в имени своему герою. Больше упоминаний о Петре живом нет, есть только памятник – Медный всадник. Учащиеся отмечают двойственное отношение к Петру, которое проявляется и в том, как он назван в поэме. С одной стороны, это «мощный властелин судьбы», державец полумира», «строитель чудотворный», с другой, «кумир на бронзовом коне», «горделивый истукан», «грозный царь».

— Как называется такой троп? (Перифраза, описательный оборот)

«Почему Пушкин избегает называть царя по имени?» — спрашиваем ребят. (Нет имени – нет человека. Но есть статуя, истукан).

Определите значение слов «кумир», «властелин», «истукан»

по словарю В.И.Даля (предварительное индивидуальное задание).

(Властитель, властелин – владелец, владетель, кто держит власть, право и

силу над чем, кто повелевает, управляет, владеет.

Истукан (истюкать, изсечь тюкая) – статуя, изваянный образ,

изображение, болван, идол, кумир, языческий божок круглой работы)

Итак, сравнивая образы Петра в поэмах «Полтава» и «Медный всадник», десятиклассники приходят к выводу о том, что произошло некое переосмысление темы Петра Первого в сознании поэта. В поэме Петр представлен так же противоречиво, как и созданный им Петербург.

Данный анализ может стать основой для исследовательской работы «Образ Петра Первого в литературе, живописи, архитектуре».

При работе над выразительными средствами поэмы можно проанализировать эпитеты в следующем отрывке:

И место, где потоп играл,…

И львов, площадь, и того,

Кто неподвижно возвышался

Во мраке медною главой,

Того, чьей волей роковой

Под морем город основался…

Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

— почему в поэме часто встречается эпитет «ужасный»: «ужасный день», «ужасная пора», «ужасен он в окрестной мгле»?

— какое значение имеет эпитет «роковой» (по отношению к воле Петра)?

— Почему всадник медный, узда железная? (Работа со словарем Даля. Слово железный, наряду со значением «стойкий», «твердый», имеет значение «немилосердный», «бездушный»). Железная узда – символ неволи, насилия.

Все эти эпитеты связаны с оценкой деятельности Петра. В отрывке соединяются хвала и порицание.

Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных интеллектуальных и духовных качеств. Думаю, что уроки литературы должны способствовать этому. Исследуя текст, мы развиваем не только навыки работы с текстом, но и воспитываем вкус к слову, развиваем речь учащихся, умение вести дискуссию, доказывать свою мысль. Учитель, его слово помогает освоить богатства языка, заинтересовать учащихся, вовлечь в исследовательскую работу. Речь учителя – основное орудие педагогического воздействия. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам национальной культуры.

МОБУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа № 2

имени Александра Васильевича Чихирева»

Областная педагогическая мастерская

«Основные средства выразительности в речи учителя на уроках изучения лирики в связи с требованиями ГИА и ЕГЭ»

Роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного совершенства поэмы

А.С.Пушкина «Медный всадник»

Подготовила учитель русского языка и литературы

Источник

Читайте также:  Средство для чистки нержавеющей стали от ржавчины

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector