Инновационные технологии как средство формирования ууд

Выступление «Возможности инновационных педагогических технологий в формировании и развитии УУД»

ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ УУД.

Л.В.Федотова, учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №1», г. Шадринска

Мы живём в постоянно меняющемся мире, в век информационных технологий и высоких достижений. Сегодня общество запрашивает человека умеющего принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение всей жизни, готового к самостоятельным действиям. Неудивительно, что образовательное пространство должно совершенствоваться. На сегодняшний день важно не столько вооружить ученика большим объёмом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий.

В связи с тем, что введение ФГОС в образовательную систему требует от учителя предметных, метапредметных результатов актуальным становится внедрение в процесс обучения инновационных технологий, которые способствуют тому, чтобы сделать урок современным, деятельностным, развивающим.

Я считаю, что использование системно-деятельностного подхода к обучению обеспечивает не только деятельность, но и глубокое и прочное усвоение знаний, создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей. Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Нового Закона “Об образовании в Российской Федерации”.

«Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», эти слова Конфуция как нельзя лучше характеризуют системно-деятельностный подход в учебно-воспитательном процессе.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков, я использую методы и приёмы следующих современных образовательных базовых технологий системно-деятельностного подхода:

1. Технология проблемно-диалогического обучения .

2. Технология проектного обучения.

4. Технология развития критического мышления.

Более подробно об использовании данных технологий.

Технология проблемно-диалогического обучения

Создание на уроках проблемных ситуаций, формулирование проблемных вопросов активизирует мыслительную деятельность учащихся, настраивает на самостоятельное открытие новых знаний.

На смену монологу приходит диалог.

Я использую побуждающий диалог, который состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы, обеспечивает «открытие» путём проб и ошибок. В формировании проблемы нам помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки.

На этапе поиска решения я использую и подводящий диалог, выстраивая логическую цепочку к новому знанию.

В своей практике использую проблемные ситуации с удивлением и проблемные ситуации с затруднением.

На уроках русского языка применяю приём столкновения разных мнений учеников с помощью вопроса или ситуации, содержащих практическое задание «на ошибку». Для уроков математики в основном создаю проблемные ситуации с затруднением, таких как практическое задание не выполнимое вообще, задание не сходное с предыдущим. На уроках литературного чтения обсуждаем позиции учёных (критиков) и разные мнения детей с одновременным предъявлением противоречивых фактов.

Фрагмент урока с использованием приёма на столкновение разных мнений.
Русский язык, 2 класс.

Классу предъявляются слова с пропущенными буквами (ь и ъ).
Учитель: — Запишите слова, правильно подобрав букву. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску.)

Учитель: — Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились. Среди записанных слов есть те, которые записаны по-разному. Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора той или иной буквы.) Какой будет тема урока?
Ученики: — Правописание ь и ъ.

Результатом обучения с помощью технологии проблемно-диалогического обучения является развитие универсальных учебных действий:

регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;

познавательные универсальные действия:

общеучебные универсальные действия (формулировка проблемы, поиск информации, умение строить высказывание, смысловое чтение, моделирование, рефлексия деятельности);

логические универсальные действия ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, доказательство, подведение под понятие, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели);

коммуникативные : выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, использование критерий для обоснования своего суждения.

личностные : способность ребёнка к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.

2. Технология проектного обучения.

Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы.

Создавая проект, мы проходим несколько последовательных этапов:

· выбор темы проекта;

· выдвижение первоначальных идей;

· выбор лучшей идеи;

· планирование проектной деятельности;

· оценка и самооценка проекта.

Обучая школьников проектной деятельности, я использую методы наблюдения, демонстрации, самостоятельную работу с литературой, упражнения, а также метод мозговой атаки, информационной поддержки, информационной недостаточности, информационной избыточности, конкурсы творческих проектов, защита и оценка проектов, самопрезентация .

В современных учебниках по окружающему миру, в частности по УМК «Перспектива», в каждом разделе предполагается работа над проектом. По русскому языку я предлагаю детям поработать над проектом во время изучения разделов о частях речи, собирая информацию об определённой части речи, сочиняя стихи, сказки, придумывая различного рода задания, школьники учатся использовать различные источники информации, творчески подходить к презентации своего труда.

Формируемые универсальные учебные действия:

регулятивные УУД : определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации;

познавательные УУД : отбор необходимых источников информации, сопоставление и отбор информации, полученной из различных источников;

коммуникативные УУД: организация взаимодействия в группе (т.к. проекты могут быть и групповые), оформление своих мыслей в устной и письменной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее;

личностные УУД : в зависимости от выбранной темы.

3. Информационно-коммуникационные технологии

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Учитель просто обязан активно применять при обучении детей информационно-коммуникационные технологии . Считаю, что уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, мобильными, продуманными, особенно для младших школьников. Ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Мультимедийное сопровождение на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.

Читайте также:  Как пользоваться средством от накипи для кофемашины неспрессо

В своей работе я использую следующие направления применения ИКТ:

подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, электронные книги, обучающие аудио и видео материалы, личные презентации, электронные учебники и уроки с применением интерактивной доски, работа и создание разного рода тестов, кроссвордов в программах My test , Генератор кроссвордов );

создание собственного классного блога и персонального сайта для общения с коллегами, родителями и учащимися;

ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя;

составление отчётов, графиков, диаграмм;

участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;

изучение основ информатики и вычислительной техники;

поиск и использование информации из сети – интернет для подготовки уроков, проектных работ, практических работ по окружающему миру, для внеурочной и воспитательной работы;

проведение родительских собраний в разных формах;

виртуальные путешествия, посещения музеев;

тренажёры по предметам;

развивающие игры по предметам.

Формируемые универсальные учебные действия:

личностные УУД: критическое отношения к информации и избирательность её восприятия; уважения к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

регулятивные УУД: оценка условий, хода и результатов действий, выполняемых в информационной среде; использование результатов действия, размещенных в цифровой информационной среде, для выполнения оценки выполненного действия самим учеником, его товарищами и учителями, а также для их коррекции;

познавательные УУД: поиск информации; фиксация информации с целью дальнейшего использования записанного; структурирование знаний, построение моделей объектов и процессов;

коммуникативные УУД : создание сообщений, общение в цифровой среде.

Ещё хотелось бы рассказать об одной технологии, используемой мной с недавнего времени, но уже достаточно эффективно.

4. Технология развития критического мышления н аправлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали и достаточно часто используются мной на уроках. Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации); стадии осмысления содержания (получение новой информации) и стадии рефлексии (осмысление, рождение нового знания). Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.

На стадии вызова достаточно часто я использую следующий приём. Фрагмент урока окружающего мира в 1 классе «Живая и неживая природа».

Прием «Верные и неверные утверждения» (работа проводится в парах)

Учитель: — Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» На каждой парте лежит листочек, на нем кружочки-бусинки. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом ответы и раскрашиваете бусинку в зеленый цвет, если вы верите, или в красный, если не верите.

1.Растения, животные, человек – это живая природа.

2. Солнце, камни, вода – это неживая природа.

3.Живая и неживая природа не связаны между собой.

— Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали.

На стадии осмысления приём «Плюс – минус — интересно».

Учитель: — Работа в группах. Лидер возьмёт карточку с названием формы земной поверхности, о которой и нужно будет заполнить таблицу .

Источник

Использование современных образовательных технологий деятельностного типа как средство формирования УУД обучающихся
статья на тему

Современные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям.

Скачать:

Вложение Размер
statya_ispolz._sovr._obraz._tehnologiy.docx 36.39 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий

деятельностного типа как средство формирования

Современные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда. Целью моей деятельности в этом направлении стало обновление и совершенствование образовательного процесса через применение современных педагогических технологий, в том числе и ИКТ. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: изучить и обобщить опыт эффективного использования педагогических технологий в своей педагогической деятельности; формировать у учащихся ключевые компетенции; овладеть приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ; создать комфортные условия для учащихся через использование методов, безопасных для их психологического здоровья. В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, всё чаще встречаются семьи, когда между родителями и ребенком устанавливается дистанция. Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни. Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности. Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить его мыслить, привить ему навыки практических действий. Исходя из этого, организацию учебной деятельности учащихся я строю на основе системно-деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа: ИКТ-технологию, проблемно-диалогическую, игровую, технологию организации проектной деятельности, здоровьесберегающую технологию. В качестве стратегических задач образования Российской Федерации Национальная инициатива «Наша новая школа» определяет модернизацию и инновационное развитие. Основанием инновационных процессов в образовании являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Процесс организации обучения с использованием ИКТ позволяет:

— сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счёт новизны и необычности такой формы обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счёт использования мультимедийных возможностей современных компьютеров; — эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся; — свободно осуществлять поиск необходимого учебного материала в удалённых базах данных, благодаря использованию телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у обучающихся потребности в поисковых действиях; — индивидуализировать процесс обучения за счёт наличия разноуровневых заданий, за счёт погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

— самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность, благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

— осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и.т.д.), развивая тем самым у обучающихся творческую активность.

При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. Именно наглядность служит опорой для развития творческого мышления, действия и речи ребёнка, что является результатом качественного обучения. Использование презентаций на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС в современной образовательной школе. Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи. Урок-презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным. Современный урок чтения невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Организую на уроках литературного чтения, развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее. На уроках закрепления часто использую цифровые образовательные ресурсы по русскому языку и литературе, электронные тренажеры, с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. Выполняя домашнее задание к урокам, учащиеся используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение работать с различными источниками информации. Сегодня одним из самых удобных современных способов поиска и передачи информации является Интернет. Ресурсы сети Интернет я использую как для поиска дополнительного материала к урокам и презентациям, так и для самообразования и повышения своей квалификации.

Деятельностный подход к обучению предполагает: • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Для стимулирования деятельности учащихся на уроке использую следующие приёмы:

1. Чёткая, конкретная формулировка цели урока и постановка цели различных этапов урока. Например, при опросе учащихся у доски активизации внимания класса способствует целевая установка учителя. Ребята знают, что надо прокомментировать, оценить ответ, задать вопросы отвечающему.

2. Организация обратной связи на каждом этапе урока.

3. Решение дидактической задачи организационного этапа урока, т.е. настрой учащихся на активную работу.

4. Применение различных форм устной работы.

5. Постановка учебной проблемы. С учётом возрастных особенностей обучающихся создаю ситуации, вызывающие удивление, в среднем – вызывающие затруднения. Так, например, «удивительные задания» на урок нам приносят «Нуль» – находчивый, умный, любознательный, «Царица математики»; различные геометрические фигуры. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечиваю через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала.

6. Организация дифференцированного и индивидуального подхода. В индивидуальной работе с учеником опираюсь на его зону ближайшего развития, т.е. школьнику предлагаю такие задачи, которые на данном этапе развития он не может решить самостоятельно, но в сотрудничестве с учителем, при совместном поиске ученик чувствует себя соавтором, у него раскрываются потенциальные возможности и воспитывается вера в собственные силы.

7. Создание проблемных ситуаций. Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому нахожу, конструирую полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекаю школьников к их обсуждению и решению.

8. Создание ситуации успеха. Одним из эффективных способов формирования и сохранения положительной мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, подчеркиваю даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Деятельностный подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников способствует оптимальному сочетанию фундаментальных и практических знаний, развитию мышления, социальной адаптации и успешности личности обучающегося. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии, ц ель которых – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневных жизненных условиях. Безусловно, на состояние здоровья детей оказывает существенное влияние отрицательная экологическая обстановка в районах проживания, что существенно повышает их заболеваемость и снижает эффективность образовательного процесса. Однако, актуальность данной проблемы непосредственно связана и с нарастающей интенсификацией учебного процесса. В связи с этим задачей учителя является сохранение здоровья детей в условиях интенсивного предметного обучения, нормирование учебной нагрузки и других видов деятельности в соответствии с возрастными особенностями детского организма. Правильно составленное расписание – один из факторов снятия утомляемости учащихся. В расписании первыми уроками проставляются устные предметы, в середине недели – четверг – разгрузочный день. В этот день у детей планируется только один письменный предмет, а также предметы музыки, изобразительного искусства, технологии, физкультуры. Систематически контролирую утомляемость детей на уроке, используя постоянную смену видов деятельности. Совместно с детьми стараемся создать благоприятный психологический климат в учебном процессе, поскольку атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха обеспечивают снятие стрессообразующих факторов, перегрузок, способствуют познавательному развитию детей. Одним из необходимых условий здоровье сбережения является оптимизация двигательного режима ученика, что позволяет снять состояние усталости на уроке, ослабить психологическую напряжённость и просто дать возможность ребёнку подвигаться. Физ.минутки обязательно включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения. Особое внимание уделяется физ.минуткам на уроках письма, во время которых проводится массаж рук.

Наиболее кардинальным изменением современного образования является разработка технологии проблемного обучения , которое позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия знаний». Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени. Она готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что при построении проблемно-диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Общеизвестно, что основными образовательными целями учебного процесса являются: знания – понимаемая и воспроизводимая информация; умения – применяемые на практике знания; навыки – автоматизированные действия. Все этапы учебного процесса, кроме введения знаний, организуются с помощью заданий – отдельных поручений учителя. Подготовка этих этапов урока сводится к выбору ряда заданий из имеющихся в учебниках и дополнительных источниках и не представляет большой трудности. Этап введения знаний – наиболее сложный и творческий процесс. Если в традиционной системе обучения постановка проблемы сводилась к сообщению темы урока учителем, предварительным написанием его на доске, а поиск решения – это сообщение готового знания, то в современной школе предпочтение отдают проблемному введению материала, использованию поискового и исследовательского методов обучения, т.к. эти методы обеспечивают добывание знаний учащихся в результате собственного творческого познавательного труда, развивают самостоятельность в учебной деятельности. Постановка учебной проблемы идёт через создание проблемной ситуации и организации выхода из неё. В качестве наиболее характерных для педагогической практики выделяют следующие типы проблемных ситуаций:

— проблемные ситуации возникают чаще всего тогда, когда обучающиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;

— проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа; — проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучающихся знаний для его теоретического обоснования; — проблемные ситуации возникают в случаях, если обучающиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, т.е. в случае осознания обучающимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта. Существуют три основные метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников затруднение. Это могут быть противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения или столкновение разных мнений учеников, а также противоречие между житейским представлением ребёнка и научным фактом. Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. При побуждающем диалоге возможно появление неточных или неверных формулировок учебной проблемы. Нельзя реагировать на них отрицательной оценкой, нужно побудить репликами: «Кто думает иначе? Кто ещё хочет сказать?» к переформулированию.

Подводящий к теме диалог.

Он не требует создания проблемной ситуации, а представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые пошагово приводят детей к формулированию темы урока. Все звенья этой цепочки опираются на уже пройденный материал, а последнее (обобщающее) позволяет ученикам сформулировать тему урока. Сообщение темы с мотивирующим приёмом. Учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением «яркого пятна», захватывающего внимание обучающихся: сказка, легенда, случай из жизни, шутка, эксперимент и т.д. В ходе использования данной технологии учащиеся становятся самостоятельными исследователями. Польза от такой работы неоспорима. Они: — находясь в поиске по решению поставленной проблемы, научились самостоятельно и охотно приобретать знания, используя материал учебника и дополнительных источников;

— научились пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач; — став исследователями, научились вести сбор информации, наблюдать, строить гипотезы, делать выводы и обобщения; — работая в парах или в группе, приобрели коммуникативные умения. Таким образом, метод проблемно-диалогического обучения способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъективность ученика в образовательном процессе. Следовательно, проблемное изучение может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса и, несомненно, как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся.

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector