Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников самообразование воспитателя

План самообразования «Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников»

Яна Филимонова
План самообразования «Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад общеразвивающего вида №6 «Олененок»

План по самообразованию педагога

Филимоновой Яны Сергеевны

«Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников»

2017-2018 учебный год

Первый год работы по теме

Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников»

Актуальность темы: В последнее время проблема ухудшения здоровья населения в целом и, в частности, детей, стала национальной. Подписанное Президентом Российской Федерации в 2002 году Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» подтверждает беспокойство государства за будущее страны. Проблема раннего формирования культуры здоровья сегодня актуальна, как на укрепление здоровья подрастающего поколения.

Так же одной из главных задач в ФГОС является укрепление физического и психического здоровья детей.

Цель: мотивация к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма.

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Сформировать образовательную среду, формирующую здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность;

3. Снизить показатель заболеваемости;

4. Формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоро-вью.

5. Привлечение родителей к организации оздоровительной работы с детьми.

6. Создать систему преемственности семьи и детского сада.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения учебной и научно-методической литературы;

2. Получить опыт по формированию ЗОЖ у детей и взрослых.

3. Сформировать образовательную среду для ЗОЖ

4. Оформить информационный материал для родителей о пропаганде ЗОЖ;

5. Подготовить и провести мероприятие совместное с родителями и детьми (мастер-класс «Изготовление нестандартного массажного оборудования», спортивное мероприятие «Мама, папа, я- спортивная семья!»)

Диагностика уровня физического развития.

Выявление часто болею-щих детей, выявление физической подготовленности и двигательных навыков.

Сбор данных о согласии (несогласии) с прививкой»Совигрипп». Консультация для вос-питателей «Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей ЗОЖ» Изучение методической литературы и интернет- ресурсов по теме «ЗОЖ в развитии дошкольников».

Составление плана работы.

Октябрь Система эффективного закаливания:

— освоения техник самомассажа, гимнастики;

— игры направленные на снятие эмоциональной нагрузи Папка-передвижка

» Спортивная семья- это модно! «

Родительское собрание Составление плана родительского собрания Подготовка наглядной информации.

Подготовка материала по ознакомлению детей с техникой самомассажа.

Подготовка к родительскому собранию

Ноябрь. Беседа по теме «Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов».

Знакомство со спортивным инвентарём с помощью ИКТ

Беседа на тему» формирование представлений о том, что вредно, что полезно» Анкетирование на выявление аллергии у детей на лекарственные травы (ромашку).

Утепление окон группы и спальни. Подготовка к занятиям и беседам, приготовить презентацию.

— изготовление мас-сажных дорожек для профилактики плоско-стопия

Декабрь. Применение психопрофилактических средств и методов.

— психологическая разгрузка Привлечение к сотрудничеству родителей (приобретение сухой ромашки в пакетиках); изготовлении «Уголка уединения»

Папка-передвижка «На лыжи всей семьёй!» Беседа по об-мену опытом Разработка фонотеки для релаксации.

Обогащение предметно- развивающей среды группы, оформление уголка уединения

Январь. Физическая культура на улице

Помощь педагогу в изготовлении на участке горки из снега.

Беседа о зимних видах спорта.

Дид. игра «Что можно, а что нельзя» Привлечение родителей к постройкам из снега на участке группы.

Фото- конкурс «Выходные с пользой для здоровья» Фотографирование детей на улице.

Подготовка сертификатов для фото-конкурса.

Спортивные упражне-ния на развитие двига-тельного аппарата. Мастер-класс по изготовлению массажных ковриков для ног.

Индивид. беседы о преемственности ДОО и семьи. Подготовка к НОД, разработка конспекта, подготовка материала для мастер-класса.

Март. Беседа «Почему нельзя смотреть много мультиков?»

Игры для формирования правильной осанки,

Вместе с родителями оборудовать в группе мини-музей » Нестандартное оборудование для укрепления здоровья» (поделки, фотографии). Совместное оформление мини- музея, фото- альбома и обогащение уголка спорта в группе.

Анализ, обсуждение. Фотографирование,

Апрель. Занятие по развитию речи на тему «Собери лесную аптечку» с использованием ИКТ.

НОД по трудовой деятельности мытьё кукольной посуды «Чистота- залог здоровья!» Папка- передвижка на тему » Здоровый отдых в Родном Крае» Подготовка конспекта по развитию речи, под-готовка слайдов.

Разработка конспекта на тему: » Чистота- залог здоровья

Май — подвижные игры на улице

Привлечение ро-дителей участво-вать в проведении подвижных игр на прогулке, в рамках «Недели семьи» Анализ рабо-ты по теме самообразо-вания.

Отчёт на педсовете с презентаци-ей. Подготовка отчёта по теме самообразования.

Выступление на педсо-вете по проделанной работе. Рефлексия.

— Пополнение пространственно-развивающей среды (массажные дорожки для бодрящей гимнастики, уголок уединения, фото- альбом)

— Мастер-класс для родителей по изготовлению массажных ковриков для ног.

— Спортивное мероприятие «Мама, папа, я- спортивная семья»

Вывод. Таким образом, при правильном подходе к организации формированию навыков здо-рового образа жизни воспитанников реализуется укрепление физического, соматического, психологического здоровья ребенка и снижается рост заболеваемости.

Читайте также:  Стенд гармошка здоровый образ жизни

1. Изучение методической литературы по данной проблеме

• Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.

• Береснёва, З. И. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш». М. Твор-ческий Центр Сфера, 2005г. — 31с.

• Борисова Е. Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с до-школьниками.Волгоград: Панорама;Москва: Глобус, 2007. — 112с.

• Лазарев М. Л. Здравствуй!:предшкольная подготовка:— М: Мнемозина, 2007.- 279с.

• Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. — М. :Просвещение. -1999.-221с.

• Терновская, С. А. Теплякова, Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. — 2005. — №4. — С. 61-65.

• Яковлева Т. С. Здоровье обеспечивающие технологии воспитания в детском саду, — М., Школьная пресса, 2007 г. -136с.

2. Поиск материалов в интернете

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования музыкальных игр Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги ищут новые приемы сохранения и укрепления.

Формирование культуры здорового образа жизни у детей «Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье- важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка – это.

Формирование экологической культуры и здорового образа жизни у воспитанников старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО Мурыгина И. В., воспитатель.

Отчет о работе «Формирование здорового образа жизни» Укрепление и сохранение здоровья — важная задача всех дошкольных учреждений. Кто из нас не знает о причинах значимости этой задачи. Согласимся.

Подвижные игры на формирование здорового образа жизни Игра «Иммунитет» Выбирается водящий, который играет роль «Вируса». 2-3 детям раздается «иммунитет» в виде чеснока, лимона и лука. По сигналу,.

Обобщение опыта работы по формированию здорового образа жизни у воспитанников ДОУ В детском саду созданы определенные условия для физического развития и оздоровления детей. Создана необходимая макро и микро среда. В детском.

Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников «Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников» Составила: Воспитатель Тюкавкина Виктория Викторовна.

Презентация «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» Презентация «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» Костюгова Наталья Владимировна 1СЛАЙД: В наши дни, проблема сохранения.

Просветительская работа по формированию здорового образа жизни воспитанников Введение На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление «Физическое развитие», включающее.

Источник

Самообразование «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»
статья (младшая группа) на тему

«Здоровье — это вершина, которую каждый должен покорить сам» ( восточная мудрость.)

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Скачать:

Вложение Размер
samoobrazovanie.docx 24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников»

«Здоровье — это вершина, которую каждый должен покорить сам» ( восточная мудрость.)

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью.

Для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка, необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, обеспечить достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности — в образовательную. А это в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Мы, педагоги, должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него Поэтому, особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

1. Занятия физкультурой, прогулки

2. Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий

для полноценного сна .

3. Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать

4. Бережное отношение к окружающей среде, к природе.

5. Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение медицинских рекомендаций.

6. Формирование понятия «не вреди себе сам».

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. Когда я задавала им вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают — нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать причины угрозы здоровью со стороны внешней среды: холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях: есть мороженое, мочить ноги и т. д.

Изучая методический материал по теме самообразования, я пришла к выводу, что для воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни необходимо наличие четырех условий. Гигиенически организованная социальная среда нахождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении является:

Первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.

Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям. Дело в том, что многие потребности связаны с привычками. Например, человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности, не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит.

Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях – занятиях по ОБЖ.

Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.

Поэтому, выбрав тему самообразования «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников», я поставила перед собой следующую цель и задачи.

Цель: Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Задачи: 1. Сформировать у детей адекватное представление о строении собственного тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле.

2. Научить » слушать» и «слышать» свой организм.

3. Осознать ценность своей и ценность жизни другого человека.

4. Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом

5. Привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные

для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.

6. Развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека,

умение сочувствовать, сопереживать чужой боли

7. Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами.

8. Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.

Работу я проводила в течение года по следующим направлениям:

  1. Работа с детьми.
  2. Взаимодействие со специалистами.
  3. Работа с родителями.
  4. Взаимодействие с руководством ДОУ.

Использованы методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

Формы работы: утренняя гимнастика (ежедневно); физкультурные занятия; музыкально – ритмические занятия; прогулки с включением подвижных игр; пальчиковая гимнастика (во время режимных моментов); зрительная, дыхательная гимнастика на занятиях; оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно); физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях); употребление кислородных коктейлей; спортивные досуги, развлечения, праздники; беседы, консультации.

Работа с детьми проводилась по следующим направлениям:

1. Проводились развивающие занятия на темы: «Полезная и вредная пища», «Строение тела»,

«Какими бывают люди?», «Почему ты растешь?», «Зачем нужна еда?», «Что охраняет наш

глаз?», «Зачем нам нужен нос?», «Мои верные помощники».

2. Дидактические игры: « Что такое дружба?», «Услышь меня», «Покажи части тела», «Разложи по

порядку», «Витаминные домики», «Вода — наша помощница», «Вода это хорошо или плохо?»

«Как надо заботиться о своем младшем друге?», «От грядки до обеденного стола

3. Индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно- гигиенических навыков, строению

своего тела, знанию витаминов.

  1. Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, зарядка после сна, физкультминутки, прогулка, ходьба по массажным коврикам; полоскание горла холодной кипяченой водой; мытье рук прохладной водой; облегченная форма одежды; соблюдение режима проветривания; применение луково–чесночной терапии;

Взаимодействие со специалистами.

На протяжении всего года медицинские работники совместно с воспитателями следили за состоянием здоровья детей, приглашались на родительские собрания для своевременного информирования родителей о профилактике заболеваний, об охране здорового образа жизни, проводили беседы с детьми на тему здоровья. Психолог в индивидуальных беседах с детьми также разъясняла важность и пользу здорового образа жизни.

Работа с родителями осуществлялась с помощью:

индивидуальных консультаций на тему здорового образа жизни: гигиена полости рта, профилактика ОРЗ, необходимость зарядки по утрам, дневного сна (так как почти все дети не приучены дома, спать днем, необходимость здоровой пищи), необходимость соблюдения режима дня в выходные и праздничные дни

Итог работы по теме самообразования

В целом, по моим наблюдениям дети к концу учебного года стали бережнее относиться к своему здоровью, лучше следить за культурно- гигиеническими навыками, стали делать друг другу замечания в неправильном поведении или отношении к чему-либо. Более тщательно стали соблюдать режим дня, некоторые стали дома делать утреннюю гимнастику. Также ребята улучшили показатели в гибкости, быстроте бега, параметрах на физкультурных занятиях. Прогулки стали более интересными: ребята стали задавать много вопросов о том, как устроены деревья, цветы, чем питаются насекомые, о погоде, стали проводить больше опытов, чтобы узнать о каком-либо явлении. К концу года ребята лучше изучили строение тела, они без труда могут показать расположение основных органов в теле человека, а также рассказать об их функциях. Развивающие занятия с детьми по ОБЖ, социальному миру расширили представления детей по данной теме

В дальнейшем я планирую продолжать такие занятия, но больше внимания, на мой взгляд, необходимо уделить работе с родителями, которые очень часто ссылаются на сильную занятость и порой не хотят замечать проблемы в жизни и здоровье своего ребенка. А чтобы работа с родителями проходила более плодотворно, необходимо более тесное взаимодействие со специалистами. Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев

Источник

Поделиться с друзьями
Adblock
detector