- Изучение музыкального фольклора как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников
- Библиографическое описание:
- Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников консультация
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение музыкального фольклора как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников
Дата публикации: 18.07.2015 2015-07-18
Статья просмотрена: 3383 раза
Библиографическое описание:
Демина, Г. Д. Изучение музыкального фольклора как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников / Г. Д. Демина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 457-459. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21241/ (дата обращения: 24.04.2021).
В последнее время обращение к народным истокам, фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания не только преподавателей школ, но и педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Истоки этого творчества уходят своими корнями в далекую древность. Многочисленные жанры фольклора — предания, былины, сказки, песни и так далее повторялись, переходя из уст в уста, из поколения в поколение. Не случайно во всех странах мира народному творчеству отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранение и укрепление национальной культуры.
Русский фольклор — кладезь народной мудрости: пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, русские народные песни, заклички, календарные песни — всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора — повернуться лицом к народной музыке. Приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Детские впечатления неизгладимы. Именно фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, развивает его образное мышление. Благодаря мышлению ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
В течение многих веков народные песенки, прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро сопровождают малышей, привлекая их внимание, успокаивают, веселят, поучая малышей и приобщая их к высокой моральной культуре своего народа. Ребенок с раннего возраста активно откликается на фольклор и его роль в воспитании детей трудно переоценить.
С детства у нас в доме звучали русские народные песни, частушки, колыбельные песни. Русская народная музыка очень меня волновала, интересовала и вдохновила на работу с детьми по ознакомлению с русским народным творчеством. Кроме того, русская песня обладает огромной художественно — воспитательной ценностью. С большим удовольствием дети поют песни «У ворот сосна зеленая», «А я по лугу», «Во кузнице», «Как у наших у ворот», «Здорово, у ворот Егорова». Пение напевных песен, удлиняя выдох и углубляя вдох, активизирует главную дыхательную мышцу — диафрагму и вырабатывает при этом постепенное расходование воздуха. Таким образом, напевные народные песни являются певческим материалом, который необходимо использовать для выработки нужных качеств певческого дыхания.
Познакомить детей с фольклором решила, отправившись вместе с детьми в город «Фольклорград». Дети встретились с веселыми матрешками с улицы «Песенной», на улицу «Частушечную» нас пригласили братья Заволокины, а с тараторками, пословицами и небылицами дети познакомились у «Федорки на затворках». Наш фольклорный ансамбль «Воскресение» под управлением А. В. Горбатовской встретил детей на «Затейной улице». На улице «Загадок» нас ожидал чудесный мешочек с музыкальными инструментами, звучание которых мы должны были отгадать. И наконец, все оказались на «Широкой» улице, где со всех концов города собирался народ, кто с песнями, кто с танцами, кто с частушками и начинали танцевать русский зажигательный танец «Кадриль». В конце праздника дети поиграли, отведали вкусных пирогов с ароматным чаем и отправились домой в детский сад. Такие встречи просто незабываемы, и легче и доступнее запоминаются, носят воспитательный характер.
В нашем детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры, приобщение детей к истокам русской национальной культуры является одним из главных направлений общего художественно — эстетического воспитания дошкольника. Воспитывать любовь к русскому народному искусству и с его помощью развивать музыкальные способности дошкольников — такую задачу поставила перед собой и я.
Для этой цели приобрела аудиокассеты с записями профессиональных народных ансамблей. Для более интересного общения и изучения данной темы, решила собрать материал об устном и музыкальном фольклоре, о прикладном искусстве, о народном быте, о народных костюмах, играх, о народном творчестве Белгородской области, ее обычаях и традициях, духовно- нравственное воспитание. Все это пригодилось в дальнейшей моей работе. Опираясь на методические разработки, собственные знания, программу «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» составила свою систему работы в данном направлении. В этом году мой проект «Наши традиции» участвовал в ярмарке инновационных педагогических технологий и был признан лучшим.
Организовала фольклорную студию «Сударушка», отобрала репертуар, классифицировала народные игры по музыкальному фольклору. Так возникла идея оформить «Горницу». Здесь в «избе» сложили печь, сделали деревянные лавки и столы, постелили самотканые половики. Для окон сшила занавески и украсила их вышивкой в народном стиле. Многочисленные полотенца и салфетки украшают убранство горницы. В «избе» теперь есть чугунок, самовар, пряха, патефон, настоящий сундук, старинные утюги, ухват, «красный угол» с иконой Иисуса Христа, полки с деревянной посудой, глиняной, лапти, плетеные корзинки, лоскутное одеяло, русские народные костюмы и многое другое. Раньше все эти вещи бережно хранились у местных жителей, которые, узнав о создании музея-горницы, с удовольствием передали предметы старины в детский сад. Детям интересно было увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно, при этом напевая напевные русские народные песни. Дошкольники от каждой новой встречи получали радость и удовольствие.
Произведения устного и музыкального фольклора имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они способствуют развитию образного мышления, обогащают речь дошкольников, развивают музыкальный слух, формируют художественный вкус ребенка, воспитывают любовь к русскому народному творчеству, всесторонне развивает личность ребенка.
На занятиях кружка и музыкальных занятиях дети знакомятся с движениями русской пляски. Хороводным, топающим, переменным шагом, шагом с притопом, распашонкой, самоварчиком, ковырялочкой, присядкой и другими элементами русской народной пляски. После того, как дети освоили танцевальные движения, стала включать их в пляски «Русская зима», «Самовар», «Кадриль», «Семечки» и другие.
Кроме плясок, мы разучиваем игры с пением, хороводы, и потешки с движением. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывает у них желание двигаться. Эти игры и потешки дети переносят в свободные игры. Так были инсценированы потешки «Ладушки — ладошки», «Пирог», «Барашеньки — крутороженьки», «Петушок проказник», а в дальнейшем они же использовались на обрядовых праздниках. Дети это делают с большим удовольствием.
Использование в повседневной жизни потешек, приговорок, закличек раскрывают возможности детского голоса. Сила голоса, его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность помогает дошкольнику легче справиться с поставленными перед ним задачами. Здесь ведется работа над точным интонирование с музыкальным сопровождением и без него. Развиваются первоначальные творческие проявления детей в пении, умение находить ласковые интонации в пении.
Цель считалок, дразнилок, частушек — использование их в игровой деятельности, развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логические ударения в музыкальных фразах все это позволяет более эмоционально и выразительно исполнять ту или иную песню.
Различные виды народных игр широко используются нашими педагогами ДОУ в продуктивной деятельности, при оздоровительных мероприятиях, при закаливании и т. д.
Особенно детям нравится играть на музыкальных инструментах. Мне повезло, что в нашем детском саду есть необходимые музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотки, румба, бубенцы, бубны), которые используются постоянно. Мы также сами изготовили народные инструменты для исполнения в оркестре и для пения частушек — ложки — веер, коробочки, колотушку, стиральные доски, приобрели свистульки. Пришла также мысль разнообразить и увеличить количество музыкальных инструментов инструментами — самоделками.
Хочется сказать, что вся работа по ознакомлению детей народным творчеством пронизана любовью и радостью к русскому народу.
Итогом работы с русским фольклором явились наши праздники: «Русская матрешки», «Ситцевая ярмарка». На празднике были использованы сюрпризные моменты, характерные для русской ярмарки: карусель, поводырь с медведем. При постановке танцев были использованы народные мелодии, русские народные движения.
Знакомя детей с музыкальным фольклором и проводя повседневные занятия мы, убедились, что совместная деятельность детей и взрослых приводит к более успешному усвоению материала. Стараюсь включать в репертуар совместное пение детей и взрослых, по мере усвоения включаю двухголосное пение. Таким образом, все праздники проводятся на основе фольклорного материала. Так, впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей родного края.
Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой вселенной душа русского народа, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, именуемых святками. Петь русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры, это значит сохранять традиции и обычаи наших предков. Так было всегда, даже в далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им добра и хлебов обильных, когда устраивали игрища и забавы.
Русская песня, русское поэтическое слово становится близким детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, любви к своей малой Родине, т. е. к Белгородчине. А это значит, что фольклор является незаменимым в музыкальном воспитании дошкольника, он воспитывает любовь к родному краю, дает первые представления о культуре русского народа в целом.
Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Дети участвуют в конкурсах и занимают призовые места. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, о народном быте, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыкальному фольклору, к занятиям в кружке. Ребята лучше, чем раньше поют русские народные песни, быстро узнают знакомые мелодии, движения их стали более раскованы, более выразительными, а это значит — развилась музыкальная память, слух, чувство ритма. Родители обратили внимание, что дома ребята с удовольствием поют и играют на детских музыкальных инструментах.
Можно с уверенностью сказать, что музыкальный фольклор является средством развития музыкальных творческих способностей дошкольников.
1. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством /Т. А. Бударина. –Санкт-Петербург: «Детство-Пресс»,2004.-226с.
2. Веретенников, И. И. Народное музыкальное творчество Белгородского края / И. И. Веретенников. — Белгород, 1996. — 216 с.
3. Жиров, М. С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. / М. С. Жиров.– Белгород, 2003–310 с.
4. Лямина Л. А. Народные игры в детском саду. Творческий центр Сфера,Москва 2009.
5. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа Учебно-методическое пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998.-304с.
6. Кичигин, В. П. Доброречье.- Белгород.,1992.-102с.
7. Тихонова, М. В. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада / М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова — Санкт Петербург: Детство-Пресс,2000.-200с.
8. Усова, А. П. Знакомство с народным творчеством. — Москва,1998.
Источник
Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников
консультация
Выступление на педагогической конференции 2019г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников.
В дошкольном детстве закладываются основы духовного развития, эстетического сознания, художественной культуры. Вот почему особое значение имеют содержание и формы детской деятельности и их обогащение. Материал, предлагаемый детям, должен будить их фантазию и воображение, вызывать эмоциональный отклик и побуждать к творческой активности. Таким материалом для дошкольников может быть русский фольклор.
Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.
Использование фольклора позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях, поэтому фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в доброту, красоту нашего мира.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Ребенок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал.
Меня, как музыкального руководителя, больше интересует детский музыкальный фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей.
Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.
С музыкальным фольклором дети знакомятся в повседневной жизни, на музыкальных и других занятиях, развлечениях, утренниках и народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства,
тревоги –словом, обеспечивает эмоционально –психическое благополучие.
Наиболее распространенным и доступным средством является песня. Народная песня одно из ярких произведений музыкального фольклора входит в жизнь ребенка как основа русской музыкальной культуры. Песни призваны помочь интересней преподнести детям сказку, ярче иллюстрировать действия ее героев, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту и творческой активности. Ребенок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально.
С русскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Солнышко», «Сорока –сорока» и т. д. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность.
Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Особое место занимает «материнская поэзия»: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких – все это прекрасный материал, используемый нами на музыкальных занятиях.
Знакомя детей с жанром колыбельной песни, мы вовлекаем ребенка в игру, связанную с убаюкиванием любимой куклы, но одновременно с этим стремимся к достижению напевности при исполнении песни, поощряем песнетворчество дошкольников. Колыбельные песни несут в себе народную мудрость и красоту – это частица фольклора.
Работая с малышами над музыкально – ритмическими движениями мы постоянно обращаемся к русским народным мелодиям:
«Из – под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я, выйду ль я», «Ах ты , береза», «Коробейники» и т.д. Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения.
Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д.
В работе с детьми средней, старшей и подготовительной групп, я использую другие фольклорные жанры – песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т.д. – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто
где – то напевают, а поют обрядовые песни целиком.
Решая проблему развития творческой активности каждого ребенка, следует учитывать, что она на всех этапах его развития в процессе освоения музыкально – фольклорного творчества выражается в трех формах: подражание; исполнение по просьбе взрослых необходимых действий; самостоятельные действия. Они предполагают сформированность определенных знаний, умений и навыков.
Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности воспитателей ДОУ.
При обращении к истокам русской культуры неизбежно затрагивается земледельческий календарный фольклор и календарные обрядовые праздники. Совсем необязательно посвящать детей в глубинный магический смысл древних обрядов или разъяснять им более позднее наслоение церковно – христианского значения определенных календарных дат. Фольклорные праздники, с которыми знакомятся дети, — это яркая образная игра, где обыденное превращается в сказочное, где действие сопровождается нарядными костюмами, скороговорками, закличками, считалками, столь близкими детскому восприятию.
Результатом моей деятельности, как музыкального руководителя, является проведение календарных и фольклорных праздников. В зимних праздниках дети знакомятся с доступными их возрасту колядками и играют в народные игры, проявляют творческую фантазию в инсценировании песен. Интересно проходят «Рождественские святки», где приглашаем гостей – хор ветеранов «Углегорочки». Вместе с детьми гости водят хороводы, поют песни, играют в народные игры.
Праздник Масленица проводим основную часть в группе, а потом идём на улицу с традиционным угощение блинами и чаем.
Весенние праздники продолжают «Сороки» (прилет птиц), «Встреча Весны», «Благовещение», «Пасха». Здесь происходит знакомство дошкольников с весенними закличками, хороводными песнями, приметами весны. Дети вспоминают, какие птицы прилетают весной, т. е. осуществляется интеграция с другими образовательными областями (экология, знакомство с художественной литературой и др.)
Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего.
Таким образом, когда дети поют песни, участвуют в народных танцах, водят хороводы, играют на народных музыкальных инструментах, играют в народные игры — у них формируется исполнительская и творческая активность.
Основываясь на своём опыте, можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.
Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.
В апреле месяце воспитанники детского сада корпуса 3 приняли участие в театральном конкурсе. Это был мой первый опыт, и он удался. Дети заняли 1 место среди 9 детских садов г.Свободного. За основу музыкального спектакля мы взяли русскую народную сказку «Летучий корабль». Ну, а что у нас получилось, можно посмотреть на экране.
Видео сказки (фрагмент)
Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский фольклор — это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для де.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов. Занятия, в которых используется фольклор, име.
Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей с овз. Воспитание детей на традициях русской культуры -одно из главных направлений обновления содержания педагогического процес.
Консультация на тему: «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность подстерегающая наше общество сегодня — не в экономических реформах, не в смене политической систе.
Русский народный фольклор — это кладезь народной мудрости! Пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, заклички, русские народные песни, календарные песни, кол.
Источник