Меню

Финансовое управление как главный распорядитель бюджетных средств



newinspire

Функции главного распорядителя и распорядителей бюджетных средств

Раскроем функции главного распорядителя и распорядителей бюджетных средств .

Главный распорядитель средств федерального бюджета является органом государственной власти РФ, имеющим право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ или средств местного бюджета является органом власти субъекта РФ или органом власти местного самоуправления или бюджетного учреждения, имеющим право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств субъекта РФ или средств местного бюджета в соответствии с ведомственной классификацией.

Главный распорядитель бюджетных средств выполняет следующие функции :

• определяет задания по представлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

• утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

• вносит изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, использующего бюджет;

• составляет бюджетную роспись по статьям расходов;

• распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств;

• осуществляет контроль за распорядителями и получателями бюджетных средств по вопросам целевого использования бюджетных средств, своевременным их возвратом и представлением отчетности об использовании бюджетных средств;

• осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием собственности государственными и муниципальными унитарными предприятиями;

• готовит и представляет органу, использующему соответствующий бюджет, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов и отчет о выполнении задания по предоставленным государственным или муниципальным услугам.

Распорядители бюджетных средств являются органами государственной власти или местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по их подведомственным получателям.

Распорядители бюджетных средств выполняют функции :

• составляют бюджетную роспись;

• распределяют лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляют их в органы, исполняющие бюджет;

• определяют задания по представлению государственных или муниципальных услуг для получения бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

• утверждают сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

• осуществляют контроль за исполнением бюджетов подведомственными получателями бюджетных средств.

Источник

Статья 158. Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств

1. Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями ;
9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания ;
10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
11) подпункт утратил силу с 4 августа 2013 года — Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ ;
12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;
12.1) отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств ;
13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

2. Распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
1) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;
2) распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
3) вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;
3.1) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
4) в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

Читайте также:  Что такое изобразительно выразительные средства в литературе 5 класс

3. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:
1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;
2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств .

4. Пункт утратил силу с 1 января 2008 года — Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ.

5. Пункт утратил силу с 1 января 2008 года — Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ.

6. Пункт утратил силу с 1 января 2008 года — Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ.

7. Пункт утратил силу с 1 января 2008 года — Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ.

8. Пункт утратил силу с 1 января 2008 года — Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ.

9. Пункт утратил силу с 1 января 2008 года — Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ.

10. Пункт утратил силу с 1 января 2008 года — Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ.

11. Пункт утратил силу с 1 января 2008 года — Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ.

Комментарий к статье 158 БК РФ

1 — 2. Пункт 1 комментируемой статьи определяет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (главного распорядителя средств соответствующего бюджета), под которым согласно ст. 6 Кодекса понимается ОГВ (государственный орган), орган управления ГВБФ, ОМСУ, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Кодекса перечни главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов ГВБФ, местного бюджета должны устанавливаться в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о соответствующем бюджете, т.е. федеральными законами о федеральном бюджете, о бюджетах федеральных ГВБФ, законами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, о бюджетах территориальных ГВБФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах.

Следует отметить, что наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, включены в число главных распорядителей бюджетных средств в соответствии с изменениями, внесенными Законом 2003 г. N 158-ФЗ.

Как отмечалось в пояснительной записке к проекту указанного Закона, практика финансирования указанных учреждений как главных распорядителей федерального бюджета имеет многолетнюю традицию, позволяет развивать их автономию и проводить самостоятельную научно-образовательную и культурную политику, привлекать, наряду с бюджетным финансированием, значительные внебюджетные средства для развития. Сохранение таких государственных бюджетных учреждений, как Российская академия наук, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Государственный Эрмитаж, Государственный академический Большой театр, в качестве главных распорядителей средств федерального бюджета позволит сохранить за ними статус объектов федерального значения, послужит основой для создания эффективного управления, позволит сохранить и приумножить уникальную научную, образовательную и культурную школы этих учреждений, без чего невозможно функционирование их как признанных международных научных, образовательных и культурных центров.

В Бюджетном послании Президента РФ на 2007 г. в качестве одной из задач бюджетной политики на 2007 г., а также в среднесрочной перспективе указывалось на необходимость дальнейшего расширения самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств прежде всего путем разработки и внедрения методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины. По мнению авторов проекта Закона 2007 г. N 63-ФЗ, изложившего комментируемую статью в новой редакции, законодательное закрепление бюджетных полномочий главных распорядителей бюджетных средств в полной мере отвечает данной поставленной задаче, а также создает необходимые предпосылки для развития бюджетирования, ориентированного на результаты (БОР).

Перечень бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, установленный в п. 1 комментируемой статьи, не является исчерпывающим. Согласно подп. 13 п. 1 комментируемой статьи главный распорядитель бюджетных средств осуществляет и иные бюджетные полномочия, установленные Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Читайте также:  Народные средства для чистки лимфатической системы

В пункте 2 комментируемой статьи определены бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств (распорядителя средств соответствующего бюджета), которым согласно определению, данному в ст. 6 Кодекса, является ОГВ (государственный орган), орган управления ГВБФ, ОМСУ, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В отличие от перечня бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, установленного в п. 1 комментируемой статьи, перечень бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств сформулирован как закрытый. Однако при этом в подп. 4 п. 2 комментируемой статьи установлено, что распорядитель бюджетных средств в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 152 Кодекса), особенности бюджетных полномочий главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств наряду с Кодексом устанавливаются:

для федеральных ОГВ и государственных органов — принятыми в соответствии с Кодексом нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;

для ОГВ субъектов РФ — принятыми в соответствии с Кодексом законами субъектов РФ. В установленных Кодексом и указанными законами субъектов РФ случаях особенности бюджетных полномочий таких участников бюджетного процесса могут быть установлены нормативными правовыми актами высших исполнительных ОГВ субъектов РФ;

для ОМСУ — принятыми в соответствии с Кодексом муниципальными правовыми актами представительных ОМСУ. В установленных Кодексом и указанными муниципальными правовыми актами случаях особенности бюджетных полномочий таких участников бюджетного процесса могут быть установлены муниципальными правовыми актами местных администраций.

3. Согласно ст. 1071 части второй ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны России, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 части первой ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. В указанной норме предусмотрено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, ОМСУ, а также юридические лица и граждане.

Пункт 3 комментируемой статьи наделяет полномочиями на выступление в суде от имени России, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к соответствующему публично-правовому образованию главных распорядителей средств соответственно федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования. Обязанности главных распорядителей средств соответствующего бюджета, представлявших в суде интересы соответствующих публично-правовых образований, установлены в п. п. 2 — 4 ст. 242.2 Кодекса.

Пленум ВАС России в п. 1 Постановления от 22 июня 2006 г. N 23 предписал арбитражным судам при принятии исковых заявлений, указанных в п. 3 комментируемой статьи (до внесения изменений Законом 2007 г. N 63-ФЗ соответствующая норма содержалась в п. 10 комментируемой статьи), исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании комментируемой статьи как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства. Если государственный (муниципальный) орган, бывший главным распорядителем бюджетных средств в момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей своих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), то в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладавший необходимыми полномочиями в момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (если полномочия не переданы иному органу) — соответствующий финансовый орган публично-правового образования.

В соответствии с п. 5 ст. 161 Кодекса бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. Однако там же установлено, что бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств. Данное положение основано на общей норме п. 2 ст. 120 части первой ГК РФ (в ред. от 3 ноября 2006 г.), согласно которой бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (о субсидиарной ответственности см. комментарий к ст. 115 Кодекса).

Читайте также:  Какие народные средства от болезней поджелудочной

Соответственно, п. 3 комментируемой статьи наделяет полномочиями на выступление в суде от имени России, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к соответствующему публично-правовому образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений, главных распорядителей средств соответствующего бюджета. Процедура исполнения судебных актов в случае удовлетворения судом заявления о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств соответствующего бюджета регламентирована положениями ст. ст. 242.3, 242.4 и 242.5 Кодекса.

Другой комментарий к статье 158 Бюджетного Кодекса РФ

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

— обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

— формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

— ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

— осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

— составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

— вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

— вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;

— определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;

— формирует государственные (муниципальные) задания;

— обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных БК РФ, условий, установленных при их предоставлении;

— организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;

— формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;

— осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Распорядитель бюджетных средств имеет право:

— осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета;

— распределять бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

— вносить предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;

— в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

В п. 3 ст. 158 БК РФ предусмотрено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:

— о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;

— предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Пункты 4 — 11 данной статьи утратили силу. Новеллой БК РФ являются ст. 160.1 и 160.2, которые регламентируют бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета и главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета.

Статьи 159 — 160. Утратили силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

Комментарии и консультации юристов по ст 158 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 158 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Источник

Adblock
detector