Меню

Что такое пейзаж его средства выразительности



Консультация для педагогов «Пейзажная живопись»

Валентина Забелина
Консультация для педагогов «Пейзажная живопись»

Развиваем у детей доброту сердца, чуткость души, любовь ко всему прекрасному при рисовании пейзажной живописи

Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своего народа- одна из главных и трудных задач. Оказать помощь в её решении может художественное искусство, в частности один из самых его эмоциональных жанров – пейзажная живопись.

Пейзаж – это «портрет» природы. Пейзаж (от фр. paysage — местность, страна) — один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобрази-тельного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Пейзажем называется также сам объект такого изображения. Наряду с понятием «пейзаж» существует понятие «ландшафт» (нем. land — земля и schaft — вид) — общий вид, панорама какой-либо местности.

Художественный пейзаж – высшая ступень восприятия человеком природы. Художник – пейзажист располагает большими возможностями отбора, обобщения и выражения гармонии её естественной красоты языком живописи. В. Г.Белинский писал: «… ландшафт, созданный на полотне талантливым живописцем, лучше всяких живописных видов природы… в нём нет ничего случайного и лишнего, все части подчинены целому, всё направлено к одной цели, всё образует собою одно прекрасное, целостное и индивидуальное. Действительность прекрасна сама по себе, но прекрасна по своей сущности, по своим элементам, по своему содержанию, а не по форме. В этом отношении действительность есть чистое золото, но неочищенное,в куче руды и земли: наука и искусство очищает золото действительности, перетопляют его в изящные формы» В живописном пейзаже истинного мастера перед нами предстаёт природа. Как бы вновь сотворённая, высветленная и зазвучавшая в полную силу во всей своей целостности и гармонии. Ибо она одухотворена чувствами художника.

Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами её объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения, различаются и виды живописного пейзажа:

первозданный природный пейзаж – поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж);

море (морской пейзаж);

изменённая человеком природа – села и города (соответственно сельский и городской) с их ландшафтами;

конструкции мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы (индустриальный);

изображение какой – либо местности в определённую эпоху (исторический);

а также сказочный и фантастический пейзажи. Природа на полотнах художников предстаёт в разное время года и суток, в разную погоду. Она является источником эмоционального воздействия на человека, вызывая различные настроения.

Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта, портрета)иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой, многомерностью, многообъектностью. В ней предстаёт во взаимодействии богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур,цветовых взаимодействий: сезонных, климатических, временных. Помочь всё это передать и выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи:

Художник показывает красоту каждого мгновения, каждого состояния природы. Как помочь детям видеть всё это

помочь проникнуть смыслом и гармонией живописного пейзажа.

В средней группе мы (воспитатель, родители) впервые знакомим детей с пейзажем как жанром живописи.

* развивать у детей интерес к пейзажной живописи, желание её внимательно рассматривать, вызывать эмоциональный отклик на красоту и настроение пейзажной картины, радость и удовольствие от встречи с ней, помогать детям осмыслить свои чувства, отношение к воспринимаемому пейзажу;

* подводить детей к пониманию того, что художественная картина есть отражение реальной жизни природы, изображая которую художник выражает своё индивидуальное восприятие свои чувства, переживания. используя особый художественно – выразительный язык – средства выразительности живописи;

* познакомить с выразительными средствами живописи: цветом (колоритом) как средством передачи состояния природы, настроения, отражённого в пейзаже, рисунком, передающим характерные особенности формы, величины объектов природы, по которым мы их узнаём, композицией, т. е. построением картины, что включает выбор формата полотна в зависимости от идеи, замысла художника, построение планов (близко – далеко, выделение главного положением в рисунке;

* помогать детям увидеть художественный образ – единства содержания и средств выразительности живописи;

* на доступном уровне дать представление о пейзаже как особом жанре живописи и о некоторых его видах природном (естественном) пейзаже с ярко выраженными чертами сезона, городском и сельском, о некоторых средствах выразительности пейзажной живописи, обогатить словарь детей эмоционально окрашенной оценочной лексикой, искусствоведческими терминами, эпитетами и метафорами, образными выражениями, которые дети смогут использовать в своих суждениях;

* развивать у детей ощущение взаимосвязи живописных образов с образами других видов искусства по выраженному в них настроению;

Задачами (воспитателя, родителя) являются также накопления у детей опыта образного видения и восприятия окружающего нас мира природы, его эстетических проявлений, развитие наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, ассоциативного, образного мышления.

Чтобы подвести ребёнка к постижению красоты живописного пейзажа, надо вложить в эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребёнка, нашли взволнованный отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда поселятся в сердце ребёнка, сердце станет добрее, а глаза – зорче.

Консультация для педагогов «Проблема приобщения старших дошкольников к изобразительному искусству» роблема приобщения старших дошкольников к изобразительному искусству. Н. А. Курочкина утверждает, что развивать у детей доброту сердца,.

Красочный мир Тема: «Красочный мир» Цель: Познакомить детей с цветом, чтобы сориентировать их в окружающем мире. У детей необходимо развивать доброту.

Источник

Пейзаж. Характерные особенности пейзажа

Живопись (живо писать) — вид изобразительного искусст­ва — создание картин, наиболее полно и убедительно (живо) отражающих действительность. Язык, которым пользуется изобразительное искусство (изобразительно-выразительные средства), — система исторически сложившихся материальных средств и приемов создания художественного образа.

Основными средствами выразительности в живописи явля­ются:

· колорит — цветовая, живописная согласованность;

· рису­нок — изображение форм окружающего нас предметного мира, их характерных особенностей;

· композиция — организация кар­тины, составление, сочетание в ней элементов в единое целое, вычленение главного.

От композиции зависит общее впечатле­ние, последовательность, восприятия произведения.

Эти средства выразительности в любой художественной картине органично связаны, нерасторжимы, но в различных жанрах живописи они могут использоваться художником по-разному. Так, в пейзаже — в отличие от натюрморта, портре­та — иное измерение пространства, оно отличается многопла­новостью, многомерностью, многообъектностью, наличием ли­нейной и воздушной перспективы. В нём всегда предстает во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных чело­веком объектов, их форм, фактур, размеров, цветовых взаимо­отношений, сезонных, климатических, временных изменений.

Пейзажная картина — это всегда обобщение художником увиденного, выражение языком живописи настроения, оп­ределенной идеи.

Умение «понять» реальную форму и передать её в изображе­нии — задача рисунка. Под словом «рисунок» подразумевают разные понятия. В прямом смысле рисунком называют одно­цветное изображение, выполненное линией или штрихом гра­фическими материалами — карандашом, углем, сангиной, иногда кистью. Но мы будем говорить о рисунке как об одном из средств художественного изображения окружающего нас предметного мира. Художественное воспроизведение форм, разработка и воссоздание характеров и является задачей рисунка.

Рисунок отражает жизнь, полную движения, изменчиво­сти, передает характерное — в зависимости от пластики форм, объемности, освещенности, тяжести и устойчивости, движения, пространства. Художник изображает самое харак­терное, существенное, используя для этого способы и сред­ства изобразительности, разную технику, материалы, композиционное построение.

Как бы ни были сходны между собой, однотипны по форме предметы, растения, животные, всё же есть то, что при сопоставлении отличает их друг от друга, выражает их индивидуаль­ность. Как нет одинаковых людей, так не найти и абсолютно одинаковых деревьев, цветов, травинок, облаков и т. д. Формы, размеры их стволов, веток, листьев и крон необыкновенно разнообразны, но по характерным признакам мы различаем их как зимой, так и летом.Мы видим при изображении травы, которая бывает высокой или низкой, густой или редкой, пушистой или жёсткой. Поэтому художники по-разному изображают её — то сплошным пятном, то прорисовывая отдельные растения, по-разному прорабатывая формы, линии. Даже в вечернее небо имеет различные оттенки: в зените оно насыщенно голубое, ближе к горизонту — бледнеет, над горизонтом — бледно-голубое или белое, а утром и вечером приобретает вблизи солнца желтые, оранжевые, красные от­тенки и зеленые, синие, серо-синие, темные — в зените.

Основным средством выразительности живописного пейза­жа является цвет, точнее — колорит (от лат. color) — гармонич­ная живописная согласованность в картине, её цветовой строй. Колорит помогает художнику передать перспективу, простран­ство, состояние погоды, сезон, время дня, настроение автора, его чувства, отношение к изображаемому. Каждый предмет об­ладает основным, локальным цветом (без учета внешних влия­ний). Но в жизни цвет предмета: травы, дерева, неба, озера — постоянно меняется в зависимости от освещения. Поэтому ху­дожник пишет не основным, а постоянно меняющимся цве­том. Он видит, как воздействует цвет одного предмета на дру­гой, как взаимосвязаны цвета в природе. Видеть и писать в «цветовых отношениях» — основной способ живописного изо­бражения. При написании пейзажей художники учитывают цветовую палитру каждого времени года.Так, палитру начала и середины осени составляют краски с теплым основным тоном. Очень нарядны картины, постро­енные на контрастах синего и оранжевого, красного, желто­го; темные красно-коричневые, бордовые и фиолетовые цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму дополняют различные буро-зеленые оттенки.

Читайте также:  Как избавиться от слизи в организме человека народными средствами

Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, синевато-холодные, сверкающие тона льда, кон­трасты белого и черного. Розовато-лимонно-желтые холодные нежные цвета сочетаются с нейтральными серыми оттенками. Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому весенняя палитра состоит из мягких пас­тельных тонов: розового, абрикосового, кремового, голубого, светло-желтого, охристого.

Краски лета — сочные, яркие и радостные. В палитру лета входят травянисто-зеленые, алые, малиновые, синие, темно-желтые и оранжевые цвета с разнообразными сложными от­тенками. Кроме сезонных особенностей палитры, художники знают закономерности цветосочетаний времени суток: в утреннем пейзаже много светлых холодных и голубоватых оттенков, в полуденном контрастных, насыщенных светлых тёплых и тёмных холодных, в вечернем — тёмных тёплых, в ночном — очень тёмных холодных синеватых и зеленоватых тонов. В пас­мурную погоду господствуют серые, малонасыщенные цветосочетания.

Владея цветовой культурой, художники учитывают воздей­ствие цвета на человека. Цвет может радовать, вызывать раз­дражение, тревогу, чувство тоски, грусти, т. е. оказывать на нас эмоциональное воздействие. Успокаивают голубые, синие, зе­лёные тона, возбуждают — красные, пурпурные, оранжевые, жёлтые. Но воздействие цвета обуславливается и теми ассо­циациями, которые он приобрел в практической жизни. В жи­вописи колорит играет существенную роль. Выражение глав­ной идеи зависит от выбора художником доминирующего цвета и подчинения ему всех остальных. Именно тогда цвет несет особую эмоциональную нагрузку, передает настроение, состояние природы, вызывает различного рода ассоциации.

Источник

ЕГО ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ И СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пейзаж (от фр. рауsаgе — местность, страна) — один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобрази­тельного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Пейзажем называется также сам объект такого изображения. Наряду с по­нятием «пейзаж» существует понятие «ландшафт» (нем. land— земля и schaft— вид) — общий вид, панорама какой-либо местности.

Однако пейзаж — это не просто изображение общих свойств природы, естественных закономерностей: времени года, суток, погоды, входящих в образную, национальную и географическую характеристику страны, местности, указыва­ющих на специфику национальной жизни, уклада, но это — и выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определенной эпохи. В пейзажной живопи­си предстает духовная атмосфера времени, совокупность ее чувств и переживаний.

Однако следует отметить, что изображение природы часто используется художниками и в других жанрах живописи (порт­рете, жанровой, батальной, былинной живописи), служа опре­деленным фоном, который помогает глубже раскрыть идею, смысл, характер живописного образа. В этом случае пейзаж ут­рачивает свое самостоятельное значение.

Как жанр изобразительного искусства пейзаж имеет много­вековую историю. Изображение природы встречается в египет­ских фресках, относящихся ко 2 тыс. до н.э. Известны целые панно с плоскостным изображением деревьев и сидящих на них птиц, Нил с лотосами и плавающими в воде рыбами.

Дальнейшее развитие пейзаж получил в древнегреческих фресках, римских мозаиках, изображающих пышные сады, цветники с животными и птицами. В IV—V вв. этот жанр до­стиг расцвета в Азии, Китае и Японии. Художники выполняли пейзажи на шелке тушью, изображая туманные горы, водные пространства, сосны, бамбук и т.д. (символические мотивы, носящие глубокий философский смысл, олицетворяющие воз­вышенные душевные качества человека).

В средневековой Европе пейзаж встречается в иконах, ре­лигиозных миниатюрах (сюжеты разворачиваются на тонко проработанных пейзажных фонах).

В период великих географических открытий изменяется представление о пространстве, утверждается точка зрения на материальность мира, появляется масштабная соразмерность природы и человека, в это время был открыт закон линейной и воздушной перспективы, что дало возможность показать при­роду с ее далями. Природу стали пристально изучать. Вырабо­танное мастерами Высокого Возрождения гуманистическое миропонимание способствовало развитию и становлению пей­зажа во второй половине XVI в. и особенно в XVII в. в Европе, сначала в Италии, затем в Голландии. Если в Италии художни­ки создают героические, романтические пейзажи с изображе­нием руин античных зданий, причудливых по форме скал, пышных садов и долин, то пейзажи художников Голландии от­личаются реалистическим изображением тучных пастбищ на бескрайних равнинах, дюн, поросших скудной растительно­стью, ветряных мельниц, узких улочек городов.

В становление пейзажного жанра внесли вклад многие поколения художников разных стран и эпох. Каждый век приобретает новое видение, вдохновляется новыми идеями. Художники изображали те проявления природы, которые от­вечали их переживаниям и взглядам. На картинах XVII в. лежит печать гуманизма, рационализма, благоговейного от­ношения к природе. В искусстве Ренессанса чаще всего встречаются образы весенней расцветающей природы, в ба­рокко — мотивы осеннего увядания. Сентиментализм тяго­теет к картинам вечерних, сумеречных пейзажей, в класси­цизме чаще встречается торжественная, спокойная природа.

На полотнах художников XIX в. мы видим романтическую, бурную природу. В этот период влияние на пейзажную жи­вопись оказали художники Англии, сочетавшие реалисти­ческую передачу действительности с поэтическим ее воспри­ятием. Широкое распространение пейзажная живопись по­лучила во Франции. И в этом большую роль сыграли художники Барбизонской школы, произведения которых ли­рически воспроизводили картины родной природы: лесов, рек, лугов с пасущимися стадами, скромных деревушек. Барбизонцы стремились к реалистическому, правдоподобному изображению уголков своей родины, видели красоту приро­ды. В конце XIX в. во Франции пейзажисты были заняты поиском звучных колористических решений, способа пере­дачи своеобразия и изменчивости освещения на открытом воздухе — в зависимости от погоды, времени дня. Этим от­личаются пейзажи художников-импрессионистов (по назва­нию одной из картин Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». «Впечатление» по-французски — impression).

В России пейзаж как самостоятельный жанр живописи ут­вердился в XVIII в. До этого художники изображали только элементы пейзажей в иконописных композициях и книжных иллюстрациях. Первые живописцы работали в условной мане­ре. На рубеже XVIII—XIX вв. появились произведения, в кото­рых правдиво передавалась натура. Большим мастерством от­личаются пейзажи М. Н.Михеева, Ф.Я.Алексеева, изобра­жающие выдающиеся памятники архитектуры Москвы, Петербурга, Гатчины и Павловска. Новатором в области пей­зажа стал А. А. Иванов. Он первый передал в своих картинах великолепную воздушную перспективу средствами тона и цвета при различном состоянии дня.

Национальный русский пейзаж утверждался в жанровых работах А. Г. Венецианова и его учеников, которые изобра­жали крестьянскую жизнь на фоне поэтических картин сред­ней полосы России с ее лугами и полями спелой ржи. В творчестве А. К. Саврасова появляется новый мотив — ка­мерный лирический пейзаж, любовно и детально повествую­щий о красоте скромных уголков родной природы, утверж­дающий русскую национальную тему. Современники увидели в пейзажах А. К. Саврасова настоящую Россию с ее про­никающей в сердце красотой. Поиски средств передачи на­ционального пейзажа определили пути художников — певца средней полосы России Ф.А.Васильева, морских просто­ров — И. К.Айвазовского, создателя эпических полотен, по­священных русскому лесу — И. И. Шишкина.

Расцвет русской пейзажной живописи связан с именами И.И.Левитана, И. С. Остроухова, В.Д.Поленова, В.А.Серо­ва, А. М. Васнецова, К. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. Э. Бо­рисова-Мусатова, П. В. Кузнецова, Н.Н.Рериха, утверждав­ших в русском искусстве «пейзаж настроения», проникновен­ный лиризм мировосприятия и острое чувство современности.

Конец XIX — начало XX в. считают золотым веком русско­го пейзажа. Творчество художников XX в. очень разнообразно, как разнообразна и богата природа нашей Родины. Вспомним поэтические северные пейзажи А. А. Борисова, пейзажи Урала, Сибири Н. М. Ромадина, Б. Я. Ряузова; монументально-эпи­ческие пейзажи В. В. Мешкова, Б. В. Щербакова; индустриаль­ные пейзажи А. А.Дейнеки, В. Н.Яковлева, Г. Г. Нисского. Полны света, лирики, чистоты и ясности пейзажи средней по­лосы России художников Н. Э. Грабаря, К. Ф. Юона, С. В. Ге­расимова, мастера элегического настроения В. К. Бялыницкого-Бируля и др.

Природа бесконечно разнообразна. Существует великое множество пейзажных объектов, форм, и каждый их мотив не­повторим, уникален. В зависимости оттого, что является объ­ектом изображения, различают следующие виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж — леса, поля, луга, реки, озера, моря. Иногда его еще подразделяют на лесной пейзаж, морской пейзаж, горный пейзаж.

Читайте также:  Специальные технические средства индивидуально или коллективного пользования с детьми овз

Следующим видом пейзажа является измененная, преоб­разованная человеком природа: сельский пейзаж, отражаю­щий поэзию деревенского быта, его естественную связь с окружающей природой; городской пейзаж, изображающий организованную человеком пространственную среду — зда­ния, улицы, проспекты, площади, набережные, парки.

Иногда парковый пейзаж выделяют отдельно. Архитектурный пейзаж — ведута (от лат. videre — видеть) — близок к город­скому пейзажу, но здесь художник больше внимания обра­щает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. Индустриальный пейзаж показывает роль и значение человека — созидателя, строителя заводов, фабрик, плотин, электростанций, ажурных конструкций вокзалов и мостов, авто- и железнодорожных линий.

В последние десятилетия утверждается новый вид пейза­жа — космический или фантастический. В нем отражен мир, который человек уже увидел, и тот, который построен или на научных данных, или на воображении художника. Эти пейзажи показывают, как необычайно многообразна и ярка природа, как расширяются наши представления о Вселен­ной. Здесь реальность и фантастика идут вместе. Велики тай­ны и опасности, ожидающие посланцев Земли, поэтому кос­мические пейзажи часто тревожны и смятенны.

Интересным видом пейзажа является исторический пей­заж — изображение какой-либо местности в определенную эпоху, оживление в памяти давно минувшего и его эмоци­ональная оценка.

Природа на полотнах художников, создающих разные ви­ды пейзажей, предстает еще и в разное время года, суток, в разную погоду.

По своему настроению пейзажи могут быть созвучны жан­рам литературы, что позволяет отметить их лирический, роман­тический, эпический, драматический и героический характер.

Лирический пейзаж (обычно небольшой по размеру) экс­прессивен по настроению и отражает определенные чувства человека — восхищение, удовольствие, спокойствие, на­слаждение красотой поэтического уголка природы (И. Ост-роухов «Золотая осень», А.Саврасов «Грачи прилетели»).

Романтический пейзаж передает бунтарское начало, стремление подняться над обыденным, вызывает яркие, сильные, страстные чувства. Реальная природа переосмысли­вается в нем в соответствии с определенной мечтой. Это — буйство ветра, грозовые тучи, клубящиеся облака, тревожные закаты (И.Айвазовский «Волна»).

Эпический пейзаж передает величественные картины при­роды, полной внутренней силы, особой значимости и мону­ментальности, бесстрастного, повествовательного спокойст­вия (И.Шишкин «Лесные дали», А.Васнецов «Родина», Б. Щербаков «Проглянет день, как будто поневоле»).

Героический пейзаж — здесь природа предстает величест­венной, торжественной, часто недоступной человеку (высо­кие горы, могучие деревья, необозримая гладь океана). Иногда на фоне этого пейзажа изображаются герои и боги.

Драматический пейзаж — в этих картинах все предвещает бурю, грозу, вызывает ощущение тревоги, смятения, беспо­койства (И.Айвазовский «Девятый вал», Ф.Васильев «Бо­лото»).

По манере и технике выполнения можно отметить пейзажи обобщенные — лаконичные; детализированные — подробные и декоративные. Обобщенные, лаконичные — это пейзажи, в ко­торых художник передает природу в общих чертах, исключая конкретные детали; детализированные — очень конкретно вы­писаны отдельные объекты изображения: трава, цветы, части деревьев и кустов; декоративные — характеризуются яркостью, стилизованностью природных мотивов, плоскостностью изо­бражения.

Один и тот же пейзаж может быть охарактеризован разно­сторонне. Например, картина «Московский дворик» В. Поле­нова — это городской пейзаж, проникнутый тонким лиризмом, выписан очень подробно, детально. Или картина «Сказ об Урале» В. Мешкова — монументально-эпический пейзаж, изо­бражающий мощь суровой природы Урала, его характеризует обобщенность, сказочность. Это синтетическая композиция образа северной природы.

Художественные картины подчас воздействуют значитель­но сильнее, чем какое-либо интересное природное явление или объект. Они передают чувства и переживания языком ис­кусства. И дело не только в том, что изображено, но и как изо­бражено, насколько выразительно. Чтобы увидеть, что изо­бражено, не требуется никакой художественной культуры. Но почувствовать поэзию картины, музыку ее художествен но-об­разного содержания, проникнуть в смысл идеи можно, если понимаешь язык искусства, т. е. те выразительные средства изображения, которые использует художник, ибо только тогда произведение начинает действовать на нас в полную силу.

Живопись (живо писать) — вид изобразительного искусст­ва — создание картин, наиболее полно и убедительно (живо) отражающих действительность. Язык, которым пользуется изобразительное искусство (изобразительно-выразительные средства), — система исторически сложившихся материальных средств и приемов создания художественного образа.

Основными средствами выразительности в живописи явля­ются: колорит — цветовая, живописная согласованность; рису­нок — изображение форм окружающего нас предметного мира, их характерных особенностей; композиция — организация кар­тины, составление, сочетание в ней элементов в единое целое, вычленение главного. От композиции зависит общее впечатле­ние, последовательность восприятия произведения.

Эти средства выразительности в любой художественной картине органично связаны, нерасторжимы, но в различных жанрах живописи они могут использоваться художником по-разному. Так, в пейзаже — в отличие от натюрморта, портре­та — иное измерение пространства, оно отличается многопла­новостью, многомерностью, многообъектностью, наличием ли­нейной и воздушной перспективы. В нем всегда предстает во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных чело­веком объектов, их форм, фактур, размеров, цветовых взаимо­отношений, сезонных, климатических, временных изменений.

Пейзажная картина — это всегда обобщение художником увиденного, выражение языком живописи настроения, оп­ределенной идеи.

Умение «понять» реальную форму и передать ее в изображе­нии — задача рисунка. Под словом «рисунок» подразумевают разные понятия. В прямом смысле рисунком называют одно­цветное изображение, выполненное линией или штрихом гра­фическими материалами — карандашом, углем, сангиной, иногда кистью. Но мы будем говорить о рисунке как об одном из средств художественного изображения окружающего нас предметного мира. Художественное воспроизведение форм, разработка и воссоздание характеров и является задачей рисунка.

Рисунок отражает жизнь, полную движения, изменчиво­сти, передает характерное — в зависимости от пластики форм, объемности, освещенности, тяжести и устойчивости, движения, пространства. Художник изображает самое харак­терное, существенное, используя для этого способы и сред­ства изобразительности, разную технику, материалы, компо­зиционное построение.

Как бы ни были сходны между собой, однотипны по форме предметы, растения, животные, все же есть то, что при сопо­ставлении отличает их друг от друга, выражает их индивидуаль­ность. Как нет одинаковых людей, так не найти и абсолютно одинаковых деревьев, цветов, травинок, облаков и т. д. Формы, размеры их стволов, веток, листьев и крон необыкновенно раз­нообразны, но по характерным признакам мы различаем их как зимой, так и летом. Например, береза — белоствольна, стройна, имеет развесистую крону. Множество тонких веток под тяжестью листвы, плавно изгибаясь, опускается вниз, об­разуя красивые ниспадающие зеленые каскады и длинные ажурные гирлянды. А дуб — могуч, высок, кряжист. Толстые, угловатые, резко изгибающиеся ветви отходят от ствола почти под прямым углом, разделяясь на концах на множество коротких тонких веток. Листья создают пышную раскидистую крону. Но и среди берез иди дубов не встретить двух одинаковых: они могут быть молодыми или старыми, стройными или корявыми и т.д. Эти отличия наряду с типичными признаками подмечает художник. То же мы видим при изображении травы, которая бывает высокой или низкой, густой или редкой, пушистой или жесткой. Поэтому художники по-разному изображают ее — то сплошным пятном, то прорисовывая отдельные растения, по-разному прорабатывая формы, линии.

В пейзажах мы часто видим изображение воды: реки, озера, болота, пруды или лужицы. В спокойной воде, как в зеркале, отражаются окружающие предметы, однако цвет их менее интен­сивен. При ветре поверхность воды покрывается рябью и вол­нами. В волнующейся воде отражения прерывисты, изломаны.

Даже ясное голубое небо имеет различные оттенки: в зените оно насыщенно голубое, ближе к горизонту — бледнеет, над горизонтом — бледно-голубое или белое, а утром и вечером приобретает вблизи солнца желтые, оранжевые, красные от­тенки и зеленые, синие, серо-синие, темные — в зените.

Основным средством выразительности живописного пейза­жа является цвет, точнее — колорит (от лат. соlоr) — гармонич­ная живописная согласованность в картине, ее цветовой строй. Колорит помогает художнику передать перспективу, простран­ство, состояние погоды, сезон, время дня, настроение автора, его чувства, отношение к изображаемому. Каждый предмет об­ладает основным, локальным цветом (без учета внешних влия­ний). Но в жизни цвет предмета: травы, дерева, неба, озера — постоянно меняется в зависимости от освещения. Поэтому ху­дожник пишет не основным, а постоянно меняющимся цве­том. Он видит, как воздействует цвет одного предмета на дру­гой, как взаимосвязаны цвета в природе. Видеть и писать в «цветовых отношениях» — основной способ живописного изо­бражения. При написании пейзажей художники учитывают цветовую палитру каждого времени года.

Так, палитру начала и середины осени составляют краски с теплым основным тоном. Очень нарядны картины, постро­енные на контрастах синего и оранжевого, красного, желто­го; темные красно-коричневые, бордовые и фиолетовые цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму дополняют различные буро-зеленые оттенки.

Читайте также:  Какие есть средства самозащиты

Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, синевато-холодные, сверкающие тона льда, кон­трасты белого и черного. Розовато-лимонно-желтые холодные нежные цвета сочетаются с нейтральными серыми оттенками.

Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому весенняя палитра состоит из мягких пас­тельных тонов: розового, абрикосового, кремового, голубого, светло-желтого, охристого.

Краски лета сочные, яркие и радостные. В палитру лета входят травянисто-зеленые, алые, малиновые, синие, темно-желтые и оранжевые цвета с разнообразными сложными от­тенками.

Кроме сезонных особенностей палитры, художники знают закономерности цветосочетаний времени суток: в утреннем пейзаже много светлых холодных и голубоватых оттенков, в полуденном — контрастных, насыщенных светлых теплых и темных холодных, в вечернем — темных теплых, в ночном — очень темных холодных синеватых и зеленоватых тонов. В пас­мурную погоду господствуют серые, мало насыщенные цветосочетания.

Владея цветовой культурой, художники учитывают воздей­ствие цвета на человека. Цвет может радовать, вызывать раз­дражение, тревогу, чувство тоски, грусти, т. е. оказывать на нас эмоциональное воздействие. Успокаивают голубые, синие, зе­леные тона, возбуждают — красные, пурпурные, оранжевые, желтые. Но воздействие цвета обуславливается и теми ассо­циациями, которые он приобрел в практической жизни. В жи­вописи колорит играет существенную роль. Выражение глав­ной идеи зависит от выбора художником доминирующего цвета и подчинения ему всех остальных. Именно тогда цвет несет особую эмоциональную нагрузку, передает настроение, состояние природы, вызывает различного рода ассоциации.

Композиция (лат. соmpositio — составление, сочетание, соединение) — искусство сочинения, составления различных частей в единое целое, выделение главного. «Композиция — с одной стороны, творческий процесс создания произведения искусства, от замысла до его завершения, а с другой сторо­ны — своеобразный комплекс средств раскрытия содержа­ния картины, основанный на законах, правилах и приемах, служащих полному, целостному и выразительному решению замысла». Композиция упорядочивает изображение и орга­низует внимание зрителя.

Наиболее характерными и часто встречающимися компо­зиционными закономерностями являются целостность, сим­метрия и ритм. Целостность проявляется в построении про­изведения, его конструкции; симметрия — в равновесии левой и правой части картины; ритм — в повторяемости одного или нескольких элементов через определенные ин­тервалы. Для симметрии характерно относительное спокой­ствие, равновесие частей, ритм передает движение.

Не все закономерности, правила и свойства композиции доступны пониманию детей, но, как показывают исследова­ния, некоторые из них, благодаря целенаправленной пе­дагогической работе, дети осознают и используют в своей деятельности. Так, в композиции весьма существенным эле­ментом является определение границ изобразительной плос­кости форматом холста. Формат холста, который выбирает художник, — не случайность, а результат композиционных поисков. Прямоугольный горизонтальный формат создает ощущение протяженности, пространственности, иногда по­коя и тишины. Вертикальная выстроенность прямоугольного холста создает ощущение движения вверх или торжествен­ности, величия, возвышенности, приподнятости, стройно­сти. Квадратный формат полотна (квадрат — самая устой­чивая форма) создает ощущение стабильности, спокойствия, умиротворения.

В композиции пейзажа большое значение имеет изобра­жение перспективы (франц. perspective — вид, от лат. реrspicere — «ясно вижу»), которая подразделяется на воздуш­ную и линейную. В работе с детьми используют картины с прямой перспективой, предусматривающей одну неподвиж­ную точку схода на горизонте для всех линий, идущих в глу­бину. При этом величина и четкость очертаний форм объ­ектов уменьшается по мере удаления к горизонту.

Линейную перспективу характеризуют три основные со­ставляющие: горизонт, точка наблюдения и точка схода ли­ний к горизонту.

Линия горизонта — это линия, «отделяющая небо от земли», находящаяся на уровне глаз наблюдателя и видимая как прямая горизонтальная линия. Линия горизонта, распо­ложенная низко, сильно сокращает изображенную земную поверхность. Она помогает художнику выстроить планы — передний, средний, дальний — на двухмерном холсте со­здать иллюзию пространства. Элементы первого плана при низкой линии горизонта выглядят особенно монументально и величаво. Все предметы, находящиеся ниже линии гори­зонта, мы видим как бы сверху. При высокой линии гори­зонта земная поверхность широко развертывается перед зри- телем. Он видит, как элементы пейзажа, постепенно умень­шаясь, последовательно уходят вдаль. Все предметы выше линии горизонта зритель видит как бы снизу. Композиция с высоким горизонтом строится как многоплановая, поэтому в ней для передачи глубины пространства используется не резкое противопоставление предметных признаков, а посте­пенное их изменение от плана к плану.

В пейзажах передний план часто дается направленным вглубь в виде открытой местности, как «ввод в компози­цию». Это помогает направить внимание зрителя на глав­ный объект — композиционный центр пейзажа. Обычно его «сдвигают» несколько в сторону. Простор в панорам­ном, открытом пейзаже, развернутом по горизонтали, будет казаться неизмеримо большим, чем при наличии боковых преград в виде деревьев, зданий и других предметов.

Построение пространства и объемов в пейзаже связано и с воздушной перспективой, пространственными свойствами теплых и холодных цветов, светотеневой моделировкой фор­мы, передачей общего цветового тона полотна. Кажущиеся из­менения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства называются воздушной перспективой. Воздух — прозрачная среда. Но прозрачность его непостоянна, она меняется с увеличением пространства, т.е. толщиной воздушного слоя, с увеличением влажности, давле­ния, количества частиц пыли и пр. Обволакивая предмет, воз­дух меняет его внешний вид. Вместе с тем художник учитывает особенности зрительного восприятия. Все детали ближнего плана воспринимаются четко со многими подробностями и фактурой, а удаленные — обобщенно. Поэтому художник кон­туры ближних предметов выписывает резче, а удаленных — мягче. Первый план, как правило, более энергичен по цвету, контрастам, деталям, объемности предметов. В последующих планах эти характеристики предметов становятся менее выра­женными. Они смягчаются воздухом, освещением. Удаляясь от зрителя, предметы утрачивают объемность, их цвета становятся менее насыщенными и приобретают цвет воздушной дымки — голубой, молочно-белый, фиолетовый. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные — одноцветными.

Глубину пейзажного пространства художник строит так­же за счет передачи различного расположения предметов и объектов натуры: горы, лес, деревья, строения, частично за­крывая друг друга, изменяясь в размерах, четкости, цвете, будут строить глубину изображаемого сюжета. В результате одни предметы воспринимаются стоящими близко, дру­гие — далеко. Впечатление глубины пространства достига­ется и за счет перспективных изменений света и использо­вания эффективного освещения. Глубина в изображении строится иногда от сравнительно светлого первого плана до затемненного дальнего, или от насыщенного, плотного по тону первого плана до светлых, воздушных дальних планов. Знание закономерностей, правил и приемов композицион­ного построения пейзажного мотива позволяет художнику на плоском холсте создать образ реального пейзажа в его пространственности, многомерности, объемности и цвето­вой согласованности.

Одним из средств выразительности в живописи является и то, как художник накладывает цветовое пятно на полотно, т. е. техника живописи. Наибольшее распространение полу­чила живопись масляными красками. Она отличается богат­ством цветовых и технических возможностей, позволяет на­носить и прозрачные, просвечивающие слои красок, и гус­тые корпусные наслоения. Мазок масляной краской бывает и резко отчетлив, и совсем незаметен. Он может быть круп­ным и мелким, плоским и выпуклым. По-разному положен­ная краска дает различные зрительные эффекты и выглядит то блестящей, то матовой, то воздушной, то уплотненной, то бархатистой, подвижно-переливчивой, а то и плотной. Художник иногда использует всю палитру, а иногда ограни­чивается лишь некоторыми красками, умело извлекая из них своеобразные и сильные цветообразования. Фактура письма играет не последнюю роль в воздействии на зрителя. У каж­дого мастера вырабатывается присущий только ему почерк, особая манера письма, о которой мы говорим «левитанов-ская», «врубелевская». Многие живописцы писали очень гладко, неуловимыми переходами цвета в цвет. Гладкая кра­сочная поверхность особенно характерна для произведений старых мастеров и рассчитана на рассматривание с близкого расстояния. Встречается манера плотного обобщенного пись­ма. Такое корпусное письмо усиливает впечатление тяжести, суровости, непреклонности или придает образу динамичность. Художник Малявин наносил краски даже не кистью, а специ­альным ножиком-мастихином. И. Грабарь писал разноцвет­ными мазочками, «червячками», иногда точками. Сливаясь, эти пятнышки создают впечатление вибрации света и воз­духа. Художники пишут свои картины большими и мелкими, жесткими и мягкими кистями. Эти разные способы и при­емы живописной техники присущи тому или другому мас­теру, а иногда характерны и для целой эпохи.

Таким образом, для живописного пейзажа характерны свои средства выразительности, свой язык, и мы, чтобы по­мочь детям глубже понять тот или иной художественный об­раз, смысл произведения, его настроение, постараемся об­ратить внимание на некоторые из них.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector