Что такое анализ целевого расходования средств

Использование целевого финансирования организации

Большинство компаний финансируют свои проекты самостоятельно. Однако в некоторых случаях средства поступают из иных источников. Они подлежат особому порядку учета.

Что представляет собой целевое финансирование?

целевое финансирование (ЦФ) – это получение денежных средств от государства на определенные цели. Главная особенность этого мероприятия заключается в том, что полученные деньги нужно использовать строго по заявленному назначению. Обязательно составление строгой отчетности. Также требуется оформить и утвердить смету. Финансирование направляется на следующие проекты:

  • Содержание учреждений для детского и юношеского развития.
  • Культурно-просветительские мероприятия.
  • Подготовку кадрового состава.
  • Научно-исследовательскую деятельность.
  • Капитальные вложения.
  • Возведение жилых зданий.
  • Устранение убытков.

Обычно государство направляет деньги на общественные проекты. Средства выделяются на конкретную цель.

Формы государственной помощи

Составляющие целевого финансирования указаны в пункте 1 статье 251 НК РФ:

  • Субсидии и бюджетные ассигнования.
  • Гранты на реализацию образовательных, культурных, научных, экологических программ, мероприятий, связанных с искусством.

Вопрос: Как отражается в учете некоммерческой организации (НКО) продажа объекта основных средств (ОС), который был приобретен за счет средств целевого финансирования и использовался для ведения уставной деятельности?
Продажная цена объекта ОС составляет 600 000 руб., в том числе НДС 100 000 руб. Первоначальная стоимость объекта ОС составляет 650 000 руб. На дату продажи по объекту ОС начислен износ в сумме 160 000 руб.
Для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления.
Посмотреть ответ

  • Инвестиции, которые выдаются по результатам инвестиционных конкурсов.
  • Деньги, выдаваемые из фондов поддержки научных и инновационных работ.
  • Пожертвования.
  • ВАЖНО! Финансирование может обеспечиваться не только за счет денежных средств, но и за счет имущества.

    Учет госфинансирования устанавливается ПБУ 13/200. Данный нормативный акт выделяет эти виды государственной помощи:

    • Субвенции – бюджетные деньги, выдаваемые на безвозмездной основе. То есть компания не должна их возвращать. Средства предоставляются на реализацию конкретных целевых расходов.
    • Субсидии – бюджетные деньги, выдаваемые на основе долевого финансирования трат.
    • Бюджетные кредиты, которые выдаются или в форме денег, или в форме имущества (земля, природные ресурсы). Они не включают в себя налоговые кредиты и отсрочки по выплате задолженностей.

    В бухучете нужно отражать следующие направления трат, покрываемых целевым финансированием:

    • Капитальные траты на приобретение или строительство основных средств компании.
    • Покрытие текущих трат (к ним может относиться покупка материально-производственных запасов, выплата зарплат).
    • Компенсация уже понесенных трат, включающих убытки.
    • Немедленная денежная поддержка компании в форме чрезвычайной помощи.

    ВАЖНО! За расходом государственных средств строго следят контролирующие структуры. Указывать средства в бухучете нужно только в том случае, если компания точно их получит. Подтверждением получения является бюджетная роспись, соответствующие уведомления. Также организация должна быть уверена в том, что деньги будут направлены на утвержденные цели. Подтверждающие это документы: договоры, публичные решения, проектно-сметные бумаги, утвержденные руководителем.

    ВНИМАНИЕ! Целевое финансирование не включает в себя различные льготы, участие государственных структур в капитале компании.

    Бухгалтерский учет

    Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.

    Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:

    • ДТ86 КТ08. Направление денег на покупку ОС и нематериальных активов.
    • ДТ86 КТ10. Направление денег на покупку материальных активов.
    • ДТ86 КТ70. Направление денег на выплату зарплат.
    • ДТ86 КТ60. Направление средств на погашение долгов перед поставщиками.
    • ДТ86 КТ51,76. Возврат денег, которые не были истрачены.
    • ДТ51 КТ86. Получение средств от государства.
    • ДТ76 КТ86. Получение средств за счет бюджетного финансирования.
    • ДТ60,76 КТ51. Применение средств, полученных безвозмездно, на покрытие текущих расходов.
    • ДТ86 КТ98-2. Отражение средств, полученных на безвозмездной основе.
    Читайте также:  Моющая средства фейри 5 литров

    Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:

    • 86.1. Получение денег из бюджетных источников.
    • 86.2. Получение денег из прочих источников.

    Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.

    Примеры

    Производственная структура получила от государства на безвозмездной основе средства на приобретение оборудования. В бухучете отражаются следующие проводки:

    • ДТ60 КТ51. Оплата основного средства. Деньги направляются поставщику.
    • ДТ08-4 КТ60. Поступление ОС на производство.
    • ДТ01 КТ08-4. ОС введено в эксплуатацию.
    • ДТ86 КТ98-2. Отражение целевого направления денег в составе доходов следующих периодов.
    • ДТ20, 23, 25-26, 29,44 КТ02. Начисление амортизации.
    • ДТ98-2 КТ91-1. Включение доходов следующих периодов в объеме рассчитанной амортизации в состав прочих доходов.

    Рассмотрим другой пример с НКО. Некоммерческое образование получило средства на организацию благотворительного мероприятия. При этом будут использованы следующие проводки:

    • ДТ20 КТ60,76. Было проведено благотворительное мероприятие за счет государственных средств.
    • ДТ20, 26 КТ10. Расход материалов.
    • ДТ20,26 КТ70, 69. Начисление зарплат и страховых взносов.
    • ДТ60, 76 КТ51. Оплата услуг исполнителя, подрядчика, поставщика.
    • ДТ69 КТ51. Направление страховых взносов в фонды.
    • ДТ70 КТ50. Выдача зарплата.
    • ДТ86 КТ20, 26. Траты списаны за счет средств ЦФ.

    Последняя проводка используется только после того, как оплачены текущие расходы. По каждой проводке нужно отразить точную сумму операции, а также первичные документы.

    Составление отчета о целевом применении средств

    Отчет о целевом применении отображает данные об остатке денег ЦФ на начало и завершение отчетного периода, поступлении средств и их применении. Сведения нужно фиксировать за принятый на предприятии отчетный период, а также за период предыдущего периода.

    Отчет составляется НКО. Его нужно оформлять и коммерческим предприятиям в том случае, если средства поступили в отчетном периоде.

    Налогообложение

    При налогообложении прибыли средства ЦФ не будут учтены. Данное правило указано в пункте 1 статьи 251 НК РФ. Касается это только тех поступлений, которые прописаны в статье 251 НК РФ. Вопрос с субсидиями не столь однозначен. В законе указано, что все будет зависеть от цели выдачи субсидий. Подробнее нюансы налогообложения средств изложены в письме Минфина РФ от 30.05. 2011 г. №03-07-11/151. В частности, субсидии не указываются в составе доходов только в том случае, если они выданы на реализацию государственного задания.

    Источник

    Анализ целевого использования бюджетных средств на примере Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Мордовия

    Рубрика: Экономика и управление

    Дата публикации: 04.04.2016 2016-04-04

    Статья просмотрена: 1384 раза

    Библиографическое описание:

    Авдонина, А. Г. Анализ целевого использования бюджетных средств на примере Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Мордовия / А. Г. Авдонина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 739-742. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27953/ (дата обращения: 25.04.2021).

    Целевое использование бюджетных средств один из самых актуальных вопросов на сегодняшний день для казенных учреждений, основным документом для которых является бюджетный кодекс Российской Федерации. Для них самый значимый принцип бюджетной системы — это принцип адресного и целевого характера бюджетных средств, который в соответствии со ст. 38 БК РФ предполагает, что «бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования». Иными словами, целевое использование бюджетных средств представляет собой использование бюджетных средств, которые были получены на определенные цели, регламентируемые федеральным законом о федеральном бюджете, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях либо иным правовым основанием их получения на очередной финансовый год [12].

    Читайте также:  Как появился язык как средство общения

    Отметим, что под казенными учреждениями, в соответствии со ст. 6 БК РФ, понимаются государственные (муниципальные) учреждения, которые осуществляют оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. К таким учреждениям в частности относятся: МВД, ФСБ, налоговая служба, специализированные больницы и т. п. В данном случае, нас интересует инспекция федеральной налоговой службы.

    В определении «казенных учреждений» было сказано, что «финансовое обеспечение их деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы». Отсюда возникает вопрос, что собственно представляет собой бюджетная смета? В ст. 6 БК РФ бюджетная смета трактуется как «документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения». Таким образом, бюджетная смета вводит для казенного учреждения жесткое ограничение на принятие бюджетных обязательств и осуществление расходов по их оплате пределами доведенных лимитов бюджетных обязательств [7].

    Ст. 6 БК РФ трактует лимит бюджетных обязательств, как «объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде)».

    Таким образом, анализируя целевое использование бюджетных средств, необходимо провести анализ того, каким образом были использованы лимиты бюджетных обязательств.

    Проведем анализ целевого использования бюджетных средств на примере Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Мордовия за 2014–2015 гг. (таблица 1).

    Итак, прежде всего, обратимся к лимитам бюджетных обязательств. По данным таблицы 1 наглядно видно, что в 2015 г. на содержание Инспекции поступило лимитов бюджетных обязательств в сумме 43813,02 тыс. руб., что на 30,83 тыс. руб. меньше, чем в 2014 г..

    Расхождение объясняется, прежде всего, тем, что различны виды расходов в рассматриваемых периодах. В частности, можно отметить, что некоторые из них присутствуя в 2014 г., в 2015 г. отсутствуют и наоборот.

    Так, например, в 2014 г. Инспекции были выделены лимиты бюджетных обязательств в размере 8,24 тыс. руб. в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014–2019 годы)», которые были израсходованы на оплату услуг по организации и проведению обучающих тренингов.

    В том же году были открыты лимиты на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих в рамках программы «Обеспечение функционирования и развитие налоговой системы Российской Федерации», государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Отсутствие данного вида расходов в следующем году объясняется тем, что необходимое количество государственных гражданских служащих прошли переподготовку ранее.

    Сводные данные об исполнении бюджета за 2014–2015гг., тыс. руб.

    Наименование направления расходования средств бюджета

    КБК

    ЛБО

    Изменение

    Исполнено

    раздела

    подраздела

    целевой статьи

    вида расходов

    2014г.

    2015г.

    2014г.

    2015г.

    ФЦП«Развитие единой государственной системы регистрации прав икадастрового учета недвижимости (2014–2019 годы)»

    Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

    Расходы на выплаты по оплате труда работников территориальных органов

    Фонд оплаты труда и страховые взносы

    Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда

    Расходы на обеспечение функций государственных органов, вт.ч. территориальных органов

    Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда

    Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий

    Прочая закупка товаров, работ, услуг для государственных нужд

    Уплата налога на имущество организации и земельного налога

    Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей

    Государственный заказ на профессиональную переподготовку иповышение квалификации государственных служащих врамках подпрограммы

    Прочая закупка товаров, работ, услуг для государственных нужд

    Ежемесячные компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим втрудовых отношениях на условиях найма сорганизациями…

    Читайте также:  Лучшее средство для мытья рук слесарям

    Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда

    Рассматривая лимиты бюджетных обязательств на 2015 г., можно заметить, что в отличие от 2014 г. присутствует сумма по целевой статье 3940019 «Расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов» виду расходов 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда». Это объясняется тем, что изменились виды целевой статьи на выплату персоналу, за исключением фонда оплаты труда. Так, в 2014 году на эти расходы было отнесено по целевой статье 3940012 «Расходы на выплаты по оплате труда работников территориальных органов» виду расходов 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда» 70,59 тыс. руб., а в 2015 г. эта целевая статья была изменена на 3940019 «Расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов» вид расходов 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда» и сумма по ней составила 258,36 тыс. руб.. Выделенные средства в полном размере были потрачены на командировочные расходы.

    В рамках того же вида расходов было выделено и по статье 3943969 «Ежемесячные компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями» в размере 2,56 тыс. руб. Выделенные средства были потрачены на компенсации сотрудникам (работникам), находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет в полном размере.

    Анализируя сводные данные об исполнении бюджета за 2014–2015 гг., можно заметить уменьшение выделенных лимитов бюджетных обязательств по целевой статье 3940012 «Расходы на выплаты по оплате труда работников территориальных органов» на 8,2 %. Это, прежде всего, связано с уменьшением вида расходов 121 «Фонд оплаты труда и страховые взносы» и 122 «Иные выплаты персоналу, за исключение фонда оплаты труда» соответственно на 3149,86 тыс. руб. и 37,33 тыс. руб. Стоит отметить, что одной из причин является сокращение численности работников Инспекции.

    Рассматривая статью 3940019 «Расходы на обеспечение функций государственных органов», можно отметить, что, несмотря на уменьшение в целом лимитов бюджетных обязательств в 2015 году, по ней наблюдается увеличение на 63,5 %. Преимущественно это произошло за счет увеличения по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», которое составило 2901,90 тыс. руб.

    В частности, такое большое изменение объясняется тем, что в 2015 г. Инспекцией был осуществлен текущий ремонт операционного зала, который был приведен в соответствии с фирменным стилем налоговой службы. Таким образом, это привело к увеличению такого вида расходов, как 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» на 1807,93 тыс. руб.

    Кроме того, увеличение связано с приобретением новой мебели, соответствующей фирменному стилю операционного зала, что привело соответственно к увеличению стоимости основных средств.

    Таким образом, проанализировав сводные данные об исполнении бюджета за 2014–2015 гг. Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Мордовия, отметим, что лимиты бюджетных обязательств были исполнены в полном размере в соответствии с их целевым назначением.

    Учет сумм лимитов бюджетных обязательств по счетам 050101000 «Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года», 050105000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» отражались в журнале по прочим операциям ф. 0504064.

    Аналитический учет лимитов бюджетных обязательств отражался в Карточке учета лимитов бюджетных обязательств ф. 0504062, остатки и обороты на Карточке соответствовали остаткам и оборотам на счетах Главной книги.

    Принятые Инспекцией бюджетные обязательства в бюджетном учете отражались полностью и своевременно в пределах доведенных лимитов, на основании договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, расчетно-платежных ведомостей, сводов удержаний из заработной платы и начислений во внебюджетные фонды, а также приказов о командировании.

    Источник

    Поделиться с друзьями
    Adblock
    detector