Будь зубастым
Для многих из нас самый страшный врач — стоматолог. Поэтому стараемся оттянуть встречу с ним до последнего. Ну а потом расплачиваемся — теряем практически здоровые зубы. И так до тех пор, пока все не выпадут и болеть будет нечему. А между тем состояние зубов и просто их наличие во многом определяют качество жизни человека. О том, как сохранить зубы целыми и невредимыми, корреспонденту ЗОЖ Александру Игнатьеву рассказал главный стоматолог Минздрава РФ, президент Стоматологической ассоциации России, академик РАМН, профессор Валерий Константинович Леонтьев.
Если глаза лезут на лоб
Пожалуй, ни одно из заболеваний не имеет такого количества народных рецептов для лечения, как зубы. Но, к сожалению, без профессиональной помощи исцелить, скажем, кариес какими бы то ни было народными средствами невозможно. Они лишь могут стать дополнением к профессиональному лечению. Тем не менее, когда от зубной боли хочется побегать по потолку, а до ближайшего стоматолога — три дня на оленях, временно помогают проверенные веками средства.
Очистите зубчик чеснока, разрежьте его вдоль, половинку приложите срезом к десне в том месте, где болит зуб, на 1-2 минуты. Фитонциды чеснока помимо бактерицидного окажут еще и местное анестезическое воздействие. Жечь будет неимоверно, возможно, даже слезет верхний слой слизистой, но не пугайтесь, она очень быстро восстановится.
Смочите ватку в коньяке, водке и приложите к больному зубу на 5-10 минут.
Можно полоскать больной зуб насыщенным раствором соли, которая подавляет микробы.
Неплохо справятся с зубной болью обезболивающие средства (подойдут баралгин, нурофен).
Грелку прикладывать не надо, тепло способствует ранению воспаления. А уж если распухнет щека, то нужно немедленно ехать к стоматологу, иначе воспаление может перекинуться на другие органы — мозг, шею и так далее. От стоматологических заболеваний в России ежегодно умирает до 300 человек. Прежде всего из-за боязни идти к врачу.
Но даже если боль отпустит, лечить зубы надо обязательно, так как их состояние во многом определяет качество жизни человека.
При заболевании десен и зубов появляется неприятный запах изо рта. Если у человека плохие протезы или недостает зубов, нарушается процесс самоочищения полости рта. Человек очень долго жует, брызжет слюной, изо рта выпадает пища. Более того, трудно выговорить определенные слова и предложения. А это очень важно для людей, которым много приходится общаться, — педагогов, врачей.
В здоровых деснах — здоровые зубы!
Чтобы не было проблем с зубами, одержать победу над кариесом, как утверждает реклама, недостаточно: надо, чтобы не только зубы, но и десны были здоровыми! Пародонтит (воспаление десен) может развиться уже в 20-летнем возрасте, а после 50 лет от него вообще никто не застрахован! По статистике, от этой напасти страдает 90% населения. При этой болезни шейки зубов оголяются, начинают отставать от десен, зубы расшатываются и выпадают. И не только больные, но и совершенно здоровые. Да ко всему прочему еще этот дурной запах изо рта.
Зуб (наверняка вы это замечали) имеет определенную подвижность, потому что связан с костной тканью не намертво, а держится при помощи специальной связки. Именно благодаря этому зуб нормально функционирует и может адаптироваться к изменениям нагрузки при жевании пищи. Но в результате воздействия микробов десны воспаляются, связка разрушается, и зуб выпадает. В принципе, микробы живут во рту у всех людей. Беда не в самих микробах, а в их количестве. Поэтому суть профилактики и лечения зубов сводится к уменьшению колонии микробов во рту.
Да здравствует рот без забот!
Профилактика заболеваний зубов очень проста: не забывайте их чистить два раза в день — утром и вечером, а после еды полощите рот. Этого правила в той или иной мере придерживаются, наверное, все. Но вот хорошо ли вы чистите зубы? Есть специальные недорогие таблетки «Динал», которые попробуйте пожевать после чистки зубов. Если увидите на зубах окрашенные участки, это и будет тот налет, который не вычистили. Значит, процедуру нужно повторить. Пользуйтесь пастами, содержащими фтор, который служит ядом для микробов.
Не стоит без причины приобретать пасты, в состав которых входят дезинфицирующие вещества: гексометазон или триклозан (такие пасты — лечебные; назначать их должен врач), так как при долгом применении они вызывают дисбактериоз полости рта.
Если ротовая полость в порядке, годятся, в принципе, любые пасты (кроме вышеперечисленных). Но если появляются хоть малейшие признаки воспаления десен, переходите на специальные пасты («Пародонтол», «Пародонтакс», «Лесной бальзам»).
Очень важный момент: сладкое блюдо не должно быть последним во время приема пищи, особенно перед сном. Съели кусок торта — почистите зубы. Если нарушили это правило, что бывает совершенно естественно, прополощите рот или съешьте что-то твердое, например, яблоко.
Очистительный поток слюны тоже важен для здоровья десен и зубов. Если возникает сухость во рту, пейте в течение дня воду, зеленый чай. Полезно жевать семена петрушки или укропа, которые благотворно действуют на слюноотделение.
При некоторых формах пародонтита по согласованию с врачом советую делать массаж десен. Немного зубной пасты или оливкового масла нанесите на подушечку указательного пальца и промассируйте всю поверхность десен.
Некоторые упражнения для лицевых мускулов усилят циркуляцию крови в мышцах лица. Например, надуйте щеки и сделайте 10-20 глубоких вдохов и выдохов через нос. Широко раскройте рот и высуньте язык насколько можете. Сделайте так 5-10 раз. Подергайте пальцами нос вперед-назад.
К сожалению, из рациона современного человека стали исчезать такие полезные для десен овощи, как брюква и репа, даже морковь в сыром, не тертом, виде употребляется нынче редко. Смело бросьте вызов этой нездоровой тенденции — при каждом удобном случае жуйте грубую и твердую растительную пищу, с аппетитом грызите яблоки, лучше всего — антоновку.
Под визг и скрежет бормашины.
Мы уже сейчас имеем такую стоматологию, которая позволяет лечить зубы без боли. А всего-то нужно сделать укол в десну (ампула стоит около 30 рублей). Стоматолог просто обязан лечить пациентов без страданий.
Кстати, собираясь нанести визит зубному врачу, постарайтесь придерживаться нескольких правил:
• В день посещения стоматолога не ешьте пряностей и копченостей.
• За несколько часов до часа «икс» встречи почистите зубы обычной пастой (например «Невская косметика») без ароматических добавок.
• Если вы курите, воздержитесь от сигарет хотя бы за 2 часа до осмотра.
• Перед тем как зайти в кабинет, не жуйте жевательную резинку. Опытный стоматолог уже по запаху изо рта сможет оценить состояние ротовой полости и зубов.
• Дамам не стоит пользоваться косметикой (особенно губной помадой).
Граждане, будьте великодушны, уважайте труд стоматологов. К 45 годам большинство из них теряют свое здоровье, и в первую очередь зрение, затем страдает дыхательная система, так как каждый день врач общается примерно с 20 пациентами, и у каждого своя микрофлора рта. От неудобной позы у стоматолога появляются болезни позвоночника.
А в народе до сих пор бытует шутка: «Это как же надо не любить людей, чтобы пойти в стоматологи!».
Рецепты от наших читателей
Наш читатель из Хабаровского края А. Реверз в своём письме «Как я спас зубы» в ЗОЖ (№17 за 2004 год) рассказал, как ему удается сохранять оставшиеся зубы.
С 1970 года — мне было тогда 44 года — у меня начали болеть десны. Кровоточили. Начал лечить их у зубных врачей. Времени тратил много, а улучшения — никакого. Постепенно зубы расшатывались, и их приходилось выдергивать один за другим.
К 1995 году осталось у меня всего 4 зуба — 2 сверху и 2 снизу, а между зубами — мосты. Мне сделали протезы, и эти 4 зуба держали протезы. Но вот наконец заболели и эти 4 зуба. Нижние — еще можно было терпеть, а верхние так сильно, что просто невмоготу. Надо идти к зубному, снять мосты и выдернуть зубы. Но дальше-то что?! Ужас!
И решил я попробовать. Взял мелкую соль «Экстра», хорошо натер зубной щеткой с солью все десны, чистыми руками сделал массаж десен — верхние десны сверху вниз, а нижние — снизу вверх, как бы отдаивал, так, чтобы вышла сукровица из десен. Хорошо помассировал. Затем развел 2 таблетки гидроперита (Н2О2 между прочим. — Ред.) на полстакана воды и полоскал рот минут 40.
На другой день зубы еще болели, но уже меньше. Я повторил процедуры. И на третий день все было уже отлично! Если бы я этот способ знал раньше, хотя бы в 1970-м! Но зато теперь — как только немного начинают болеть зубы, я сразу же проделываю эти три процедуры:
1. Чищу десны мелкой солью или крепким соленым раствором;
2. Делаю массаж десен, чтобы вышла сукровица; 3. Делаю (заранее) раствор: 2 таблетки гидроперита на 1/2 стакана воды и полощу рот не менее 20 минут.
Антонина Толстенко поделилась в ЗОЖ (№2 за 1997 год) своим опытом применения рецепта Бориса Болотова, как бороться с зубной болью.
Нужно полоскать рот смесью двух водочных настоек: корней аира и прополиса. Для их приготовления на 0,5 л водки нужно 0,5 стакана корней аира. Настойку прополиса готовить так: в четверть стакана водки бросьте 10 г прополиса в виде мелких стружек. Все тщательно перемешайте. Обе настойки хранятся отдельно и смешиваются только при употреблении: 1 ст. ложку настойки аира и 10-20 капель настойки прополиса смешайте и полощите рот 1-3 минуты, а потом выплюньте.
Юлия Исаева рассказала в ЗОЖ (№24 за 2002 год), что у ее сослуживца опухали и кровоточили десны. Его мать посоветовала ему жевать подорожник, когда захочется, но не менее трех раз в день. Жвачку нужно было не глотать, а выплевывать. Дня через три у сослуживца перестали шататься зубы, а десны кровоточить. Он был так рад, что все рассказал о своем исцелении.
Читательница Р.Ф. Болтовская сообщила в ЗОЖ (№2 за 1999 год), что у нее «смолоду все зубы целы, потому что всю жизнь ест прокрученный на мясорубке хрен с помидорами и делает аппликации на зубы из этой кашицы».
Источник
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по формированию ЗОЖ «Здоровье зубов»
Людмила Кирова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по формированию ЗОЖ «Здоровье зубов»
Тема: «Здоровье зубов»
Цель: формирование умения заботиться о своем здоровье, приобщение детей к ЗОЖ.
1. Познакомить с функциями и особенностями строения зубов.
2. Учить правильно заботиться и ухаживать за зубами.
3. Развивать мышление, внимание, память.
4. Обогатить словарный запас новыми словами по теме НОД.
5. Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью, потребность быть здоровым.
Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Работа над словарем: эмаль, челюсть, кариес, зубная нить, зубочистки.
Методы и приёмы обучения
1. Наглядный метод — наблюдение распознающего характера, показ образца и способа действий, использование ТСО.
2. Словесный метод — объяснение, рассказ, чтение художественной литературы, вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности.
3. Игровой метод – игры, создание проблемно-игровой ситуации.
4. Практический метод – элементарные опыты, упражнение.
Предварительная работа: беседы о ЗОЖ, разучивание стихотворения Г. Флейшера «Чистим зубы», пословиц о здоровье, дидактические игры «Валеология», «Малыши-крепыши», «Пирамида здоровья», организация выставки «Здоровый образ жизни в моей семье», рассматривание энциклопедий о человеке и др.
Материалы и оборудование: зеркала по количеству детей, дидактическая игра «Собери картинку», дидактическая игра «Найди правильный ответ», алгоритм чистки зубов, макет челюстей с зубами, ноутбук, интерактивная доска и др.
Планируемые результаты: принимает активное участие в деятельности, знает строение и функции зубов, понимает, насколько важно иметь здоровые зубы, имеет представление о здоровом образе жизни, делает выводы, умозаключения, проявляет эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками.
Ход НОД
1. Вводная часть
Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Здравствуйте! (Дети и педагог приветствуют друг друга). Подумайте и скажите, какое слово спрятано в слове «здравствуйте» (здравие, здоровье). Сегодня мы продолжаем говорить о нашем здоровье, о том, как сохранить свое здоровье.
Звучит фрагмент песни «От улыбки».
В этой песне есть такие слова «От улыбки станет всем светлей». Как вы думаете, от какой улыбки становится светлей? Какую улыбку можно назвать красивой? (со здоровыми красивыми зубами). А вы хотите узнать, что нужно делать, чтобы иметь здоровые белые зубы? Тогда вперёд, к новым знаниям!
2. Основная часть
• Функции и особенности строения зубов – элементарная познавательно — исследовательская деятельность
У вас на столах лежат зеркала. Возьмите зеркало в руки, рассмотрите свои зубки. Будьте аккуратны при работе с зеркалом. Определите, все ли зубы имеют одинаковую форму? (Ответы детей).
Зуб – это живой орган. Зубы имеют разную форму. Зубы во рту располагаются на специальных подставочках – челюстях. У каждого зуба, как у дерева, есть корень.
Рассмотрите цвет зубов, о чём это говорит? Правильно, дети. Здоровые зубы белого цвета. Сверху каждый зуб покрыт эмалью. Эмаль — это защитная оболочка, которая предохраняет наши зубы от разрушения. Если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, на ней появляются трещины или дырочки — это кариес. Больные зубы вредят всему организму. Повторим вместе и запомним новые слова.
Пощупайте язычком свои зубы и десны, что вы почувствовали? Какие они? (Ответы детей — гладкие, твердые, острые). Ребята, а теперь попробуйте сказать свое имя, не касаясь языком передних зубов. Сделайте вывод. Ребята, отложите в сторону зеркала.
Давайте определим, зачем человеку нужны зубы. (Ответы детей).
Воспитатель подводит итог:
• зубы участвуют в формировании речи, образовании многих звуков;
• зубы являются частью улыбки, играют важную эстетическую роль в жизни человека;
• пережевывание пищи зубами очень важно для нормального процесса пищеварения.
А теперь все вместе встали,
Руки дружно вверх подняли.
Руки в стороны, вперёд,
А теперь наоборот.
И друг другу улыбнулись.
Тихо сели и опять
Будем дело продолжать.
• Гигиена зубов
Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Михалкова «Как у нашей Любы»
Как у нашей Любы
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
-Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?
Ребята, как вы думаете, кто может помочь Любе? Ответы детей (доктор, стоматолог).
Раздаётся стук в дверь, входит приглашённый родитель детский врач-стоматолог.
Рассказ доктора о гигиене зубов.
Зуб – это живой орган. Поэтому, чтобы зубы были здоровыми и крепкими, за ними необходимо ухаживать. Чистить зубы нужно специальными пастами личной зубной щёткой, использовать ополаскиватель. Зубные щётки нужно хранить в специально отведённом месте. Щётку нужно выбирать с ровной и мягкой щетиной. Регулярно мыть её. Менять раз в 3 – 4 месяца. Очень важно правильно использовать зубную нить, зубочистки и жевательную резинку. А теперь давайте поучимся правильно чистить зубы.
• Практикум «Почистим зубы правильно» (под руководством стоматолога с использованием алгоритма).
1. Зубная щётка располагается вдоль линий дёсен. Движения зубной щётки – сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
2. Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движения зубной щётки — снизу вверх.
3. Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения щётки – вперёд назад.
4. Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
5. Не забудьте почистить язык.
Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру, а уважаемый доктор проверит, правильно ли мы выполняем игровые задания. За правильный ответ вы получите небольшой сюрприз.
• Игра на интерактивной доске «Найди верный ответ»
Воспитатель поощряет детей за правильные ответы наклейками –фишками. Привлекает детей к самооценке, анализу ответов других детей. Молодцы, ребята! А теперь разделитесь на пары и попробуйте собрать картинку. Работайте дружно, помогайте друг другу.
• Игра «Разрезные картинки»
Приглашенный гость прощается с детьми, дарит каждому ребёнку карточку-алгоритм «Чистим зубы правильно». Дети благодарят гостя.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Ребята, вам понравилась наша встреча с доктором? Что вы узнали нового? А что вам запомнилось больше всего? Напомните, пожалуйста, сколько раз в день необходимо чистить зубы? Какая пища для зубов полезна?
Ребята, а как вы думаете, вам пригодятся полученные знания? Где пригодятся? Полученные знания помогут вам быть здоровыми? (Ответы детей)
В заключении воспитатель предлагает детям рассказать ранее разученное стихотворение Григория Флейшера.
Чистим зубы дважды в сутки,
Чистим долго: три минутки,
Щёткой чистой, не лохматой,
Пастой вкусной, ароматной.
Чистим щёткой вверх и вниз –
Ну, микробы, берегись!
1. Акимова Г. Е. Расту, играю, развиваюсь. –Екатеринбург: иУ-Фактория, 2004.
2. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. – М. :ТЦ Сфера, 2008.
3. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. –Волгоград: Учитель, 2009.
4. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. – М. : Сфера, 2010.
5. Широкова Г. А. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Конспект занятия по формированию ЗОЖ «Спорт и здоровье» Конспект занятия «Спорт и здоровье» Цель:формирование здорового образа жизни у воспитанников. • закреплять и расширять знания детей о здоровом.
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Береги здоровье» Старший дошкольный возраст. Интеграция: «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Художественный труд». Цель: Создание условий для развития.
Конспект НОД для воспитанников старшего дошкольного возраста «Где прячется здоровье» (презентация) Мир, в котором мы живем, полон опасностей, постоянно угрожающих здоровью, жизни нас и наших детей. Подобные события возникают, как правило,.
Конспект НОД по физической культуре «Здоровье — это важно!» для детей старшего дошкольного возраста НОД «Здоровье – это важно!» для детей старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ в старшей группе «Что мы знаем о здоровье» Занятие проводится в форме игры «Что? Где? Когда?». Программное содержание: закрепить представления о правилах ухода за телом, о значении.
Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ в старшей группе «Забочусь о своём здоровье» Тип занятия: из серии «Забочусь о своем здоровье». Тема: «Сердце — неутомимый мотор». Цель: продолжать укреплять и сохранять здоровье детей,.
Конспект занятия по формированию ЗОЖ в старшей группе «Мы здоровье сбережем!» «Мы здоровье сбережем!» Задачи. 1. Формировать представление детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни. Прививать.
Презентация проекта по формированию основ ЗОЖ у детей раннего дошкольного возраста «Наше здоровье» Краткосрочный практико-ориентированный проект «Наше здоровье» Участники проекта: Воспитатели группы раннего возраста Горулева Е. Н., Невская.
Конспект открытого занятия по формированию ЗОЖ в старшей группе «Где прячется здоровье?» Открытое занятие по формированию ЗОЖ в старшей группе №9 «Фантазёры» «Где прячется здоровье?» Подготовила: Воспитатель Волкова Юлия Александровна.
Педагогический проект по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста Детский сад — территория Содержание Паспорт проекта Актуальность реализации проекта Основное содержание проекта План-график реализации проекта Ресурсы Перспективы.
Источник