Меню

Аллергия болезнь 21 века проект



Научно-исследовательская работа «Аллергия и аллергены»

Автор: Гриценко Алина Сергеевна

Место работы/учебы (аффилиация): Краснодарский край, Северский район, пгт Афипский, МАОУ лицей поселка городского типа Афипского муниципального образования Северский район, 11 Б класс

Научный руководитель: Бударина Ирина Викторовна

В наше время мы сталкиваемся с влиянием самых разных факторов окружающей нас среды. Многие из них могут негативно влиять на наше здоровье. Мы можем сказать, что состояние здоровья учеников МАОУ лицей пгт Афипского зависит от множества факторов: наследственности, особенностей образа жизни (в том числе от питания, физических нагрузок, стрессов, наличия или отсутствия вредных привычек), а также качества медицинских услуг. Однако состояние здоровья зависит и от уровня загрязнения окружающей среды. Аллергия относится к тем редким заболеваниям, причиной которой являются именно факторы окружающей среды (аллергены). Смеси веществ, которые сами по себе не имеют аллергических свойств, а могут способствовать возникновению аллергии, а также оказывать влияние на аллергическое заболевание. Многочисленные исследования доказывают, что загрязнение воздуха является существенным фактором, способствующим возникновению аллергии. В помещении самым важными аллергенными факторами являются табачный дым, пыль, которые способствуют возникновению заболеваний дыхательных путей и кожных заболеваний. Всё это может вызвать такое заболевание, как аллергия.

Актуальность исследования: Аллергия стала глобальной медико-социальной проблемой. Повсеместно регистрируется рост заболеваемости (до 40% больных), каждый третий житель планеты страдает аллергическим ринитом и каждый десятый — бронхиальной астмой

Цель исследования: Выявить зависимость аллергических реакций от влияния различных факторов внешней среды.

Проблема: Причины возникновения аллергических реакций и распространённость аллергии среди учащихся лицея.

Задачи исследования:

  • На основе изучения литературы по теме исследования определить причины возникновения и особенности проявления аллергических реакций;
  • Выявить распространённость аллергических реакций среди учащихся 11 класса (по результатам опроса);
  • Познакомиться с практическими методами профилактики аллергических реакций;
  • Сформулировать выводы на основе результатов исследования.

Гипотеза: На развитие аллергии влияют в равной степени как внутренние факторы (наследственные), так и внешние экологические факторы.

Методы исследования: Теоретический анализ литературы, анкетирование, наблюдение, классификация.

Источник

«Аллергия – болезнь XXI века»

Доклад посвящен изучению аллергических заболеваний и их влиянию на организм человека. Работа состоит из введения, основного содержания, практической части и заключения. Тема доклада актуальна и имеет большое практическое значение, т.к. в настоящее время эти болезни поражают до 20—40% населения. Помимо возрастания количества таких людей усиливается тяжесть проявления аллергических заболеваний. Задача докладчика состоит в том, чтобы привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме – соблюдению основных правил профилактики аллергии и бережному отношению к своему здоровью. На основании своих исследований автор приводит примеры об отрицательном воздействии пыли, не качественных продуктов питания, продуктов, вызывающих аллергию; о необходимости знаний и применении детьми в быту правил пользования средствами бытовой химии, правилами обращения с растениями и животными. Работа отличается структурной четкостью и последовательностью изложения. Автор умеет определять объект, предмет, цель и задачи исследования, самостоятельно и логично проводит сравнение и обобщает результаты исследования. Доклад может быть использован на уроках биологии и на внеклассных мероприятиях.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_shil_rodion.doc 197 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

XXIV Городская научно-практическая конференция

«Аллергия – болезнь XXI века »

Выполнил: Шиль Родион, ученик 11 «а» класса

Руководитель: Хобракова Норсон Владимировна

2017

I. Теоретическая часть

1.1Понятие аллергия. Типы аллергии……………………………………………………..4стр.

1.2 Причины возникновения аллергии и симптомы……………………………………. 6стр.

II. Практическая часть

2.2Результаты исследований и их обсуждение………………………………………….10стр.

Список использованной литературы …………………………………………………..13стр.

В России, по официальной статистике, аллергическим заболеваниям подвержены от 10 до 15% населения (в зависимости от региона), в разных странах свидетельствуют о том, что в настоящее время эти болезни поражают до 20—40% населения. Помимо возрастания количества таких людей усиливается тяжесть проявления аллергических заболеваний. Поэтому актуальность данной проблемы очень высока.

Выбор нашей темы обусловлен тем, что человек каждый день находясь в быту, на работе, в школе, на отдыхе постоянно взаимодействует с многочисленными и различными природными и социальными объектами и явлениями, составляющими условия жизни, без которых он не может существовать. Эти явления и объекты вызывают аллергию у людей с повышенной чувствительностью организма.

Цель: Ознакомиться с особенностями аллергических заболеваний, факторами, влияющих на их развитие, основных принципов протекания аллергических реакций, способов лечения и их влиянием на организм человека.

Гипотеза: аллергия является болезньюXXI века.

  1. Изучить типы и причины возникновения аллергии.
  2. Выяснить, какое влияние оказывают аллергические заболевания на здоровье человека.
  3. Выяснить, число детей и взрослых, подверженных этому заболеванию.
  4. Провести социологический опрос среди учащихся нашей школы с целью выяснения знаний учащихся об аллергических заболеваниях и их влиянии на здоровье человека.
  5. Проанализировать собранные результаты и сделать выводы по проделанной работе.
  6. Выяснить пути решения данной проблемы.

Объект исследования: аллергические заболевания

Предмет исследования: влияние аллергических заболеваний на организм человека.

Методы исследования: Аналитический, практический.

I. Теоретическая часть

1.1 Понятие аллергия. Типы аллергии.

Понятие «аллергия» ввел в медицину в 1906 году Клеменс фон Пирке для обозначения измененной реакции организма. Оно происходит от двух греческих слов: «аллос» — другой, иной и «эргон» — действие, которые вместе буквально обозначают – «иное действие». В современной медицине аллергия — это необычная чувствительность к различным компонентам окружающей среды (аллергенам), которые у большинства людей не вызывают болезненных реакций.

Аллерген- это вещества, которые при попадании в организм вызывают реакцию со стороны иммунной системы, сопровождающуюся выработкой специфических антител (иммуноглобулины класса Е)

Аллергены делятся на два типа:

1) Экзоаллергены — попадают в организм извне.

Экзогенные аллергены могут быть неинфекционного происхождения (бытовая пыль, шерсть животных, лекарственные препараты, пыльца растений, продукты питания и т. д.) либо инфекционного происхождения (бактерии, вирусы и т. д.). Попадая в организм различными путями, экзогенные аллергены могут вызвать поражение различных органов и систем.

Экзогенные неинфекционные аллергены делятся на следующие группы:

Пыльцевые аллергены — это аллергены растительного происхождения, представляющие собой пыльцу ветроопыляемых растений. Аллергенность пыльцы обусловлена белками, входящими в ее состав.

Пищевые аллергены — ими, в принципе, могут быть любые продукты, однако в аллергологии принято выделять так называемые облигатные (лат. obligatus— «обязательный») аллергены, которые провоцируют реакцию чаще всего.

Облигатные аллергены 1-й группы: кофе, какао, шоколад, цитрусовые, клубника, земляника, куриные яйца, мясо курицы, мед, рыба, икра, крабы, раки.

Облигатные аллергены 2-й группы: молоко, морковь, свекла, томаты, гречневая крупа.

Бытовые аллергены — это аллергены домашней пыли, пера подушки и библиотечной пыли. Аллергены домашней пыли очень разнообразны по своему составу, поскольку в нее входят вещества животного, растительного происхождения, продукты жизнедеятельности грибов, насекомых, бактерий, а также клещи.

Эпидермальные аллергены — могут входить в состав домашней пыли и иметь самостоятельное значение в развитии аллергических заболеваний. К ним относятся: перхоть человека, лошади, свиньи; шерсть собаки, кошки, кролика, морской свинки, мыши, овцы, козы и других животных.

Инсектные аллергены — это аллергены насекомых, которые находятся в их слюне, яде и теле. Аллергическая реакция возникает при ужалении перепончатокрылыми, укусах двукрылых и клопов, при контакте с выделениями и частями тел чешуйчатокрылых.

Лекарственные аллергены — это химические, ферментные препараты и продукты грибкового синтеза. Аллергическую реакцию может вызвать практически любой препарат. Так, аллергические осложнения при применении кодеина составляют 1,5 %, аспирина — 1,9 %, сульфаниламидов — 6,7 %, пенициллина — до 16 %3. Нередки аллергические осложнения, возникающие в ответ на введение новокаина, витамина В, и многих других лекарств. ( Пенициллин чаще других медикаментов служит причиной тяжелых аллергических реакций, причем доза, вызывающая реакцию, может быть очень небольшой)

Промышленные аллергены — это химические и биологические загрязнители окружающей среды. Среди химических веществ известны такие аллергены: металлы и их соли, пестициды, синтетические полимеры, минеральное масло, никель, хром, мышьяк, деготь, дубильные вещества, азо-нафтоловые и прочие красители, лаки и т.д.. В парикмахерских и косметических кабинетах аллергенами могут оказаться красители для волос; в фотолабораториях — метол, гидрохинон, соединения брома. Они вызывают профессиональные аллергические заболевания.

Физические аллергены — тепло, холод, механическое раздражение. Считают, что во многих случаях под действием этих факторов в организме образуются определенные вещества, которые и становятся аллергенами.

Экзогенные инфекционные аллергены объединяют нижеследующие группы.
Бактериальные аллергены — ими могут быть различные составные части бактериальной клетки. Поскольку структура бактериальной клетки сложна и до сих пор неизвестно, какие вещества являются преимущественно аллергенами, то аллергенность отдельных компонентов бактерий может различаться у разных больных.

Вирусные аллергены — аллергены вирусов вызывают аллергию замедленного и немедленного типов.

Грибковые аллергены — в мире известно огромное количество видов грибов, которые способны сенсибилизировать организм человека, наиболее опасный из которых — плесень.

Аллергены гельминтов — это аллергены аскарид, эхинококка, трихинелл. Наиболее аллергенны продукты их личинок по сравнению со взрослой особью.

2)Эндоаллергены-образуютсяв самом организме.

Эндогенные аллергены бывают двух видов — естественные и приобретенные.

К естественным эндоаллергенам относятся некоторые белки нормальных тканей (мозг, тестикулум, хрусталик).

Приобретенные эндоаллергены — это белки организма, у которых появляются чужеродные (аллергические) свойства при ожогах, лучевой болезни и других патологических процессах, а также при соединении с бактериальными токсинами, лекарствами. В норме иммунная система четко отслеживает «своих» и «чужаков», но при аллергической реакции на видоизменившиеся белки действие защитных механизмов направлено против собственных тканей. Если повреждающее действие этих механизмов на ткани становится достаточно выраженным, процесс переходит в аутоаллергическую болезнь. К числу таких заболеваний относятся некоторые виды гемолитической анемии, миастения (тяжелая мышечная слабость), ревматоидный артрит, гломерулонефрит.

Причины возникновения аллергии.

Почему же у одних людей формируется нормальный, адекватный иммунный ответ, который защищает организм от внешних неприятностей, а у других – неадекватный, или аллергическая реакция? В настоящее время выделяется несколько основных причин аллергии, способных привести к развитию аллергического заболевания .

1.Наследственность. Доказано, что предрасположенность к аллергии может передаваться от родителей к детям, причем, чаще всего, эти гены передаются именно по материнской линии. Было замечено, что у детей с аллергией в 20-70% случаев (в зависимости от заболевания ребенка) мать страдает аллергическими заболеваниями и в 12-40% случаев – аллергик – отец. Если оба родителя страдают аллергией, то вероятность еѐ проявления у детей достигает 80%.

2.Частые инфекционные заболевания, особенно в детском возрасте создают предпосылки для развития аллергии в будущем.

3.Чрезмерно стерильные условия быта. Как это не странно звучит, но чрезмерно стерильные условия проживания, редкий контакт с инфекционными возбудителями создают предпосылки к сдвигу иммунных реакций в сторону аллергического воспаления. Именно поэтому аллергия чаще встречается у жителей городов, чем в сельской местности и в семьях, в которых только один ребенок. Этот факт также объясняет большую распространенность аллергии среди населения с более высоким социальным уровнем.

4.Экологические факторы. «Прогресс» современной цивилизации привел к тому, что человек с самых первых дней жизни начинает контактировать с разнообразными и многочисленными агрессивными аэрозолями и химическими веществами. Пищевые продукты содержат биологически активные вещества, антибиотики, гормоны и т.д. Идет постоянное воздействие электромагнитного излучения различного спектра. Такое воздействие не проходит бесследно и рост аллергической патологии это только подтверждает.

5.Заболевания внутренних органов. Иногда толчок к развитию аллергии дает сбой в работе внутренних органов, например желудочно-кишечного тракта, печени, эндокринной, нервной системы и т.д.

Распространенность аллергических заболеваний в мире с каждым днем приобретает всё новые обороты. По прогнозам ВОЗ, к 2050 году от различных аллергозов (болезни, в основе развития которых лежит повреждение тканей, вызванное иммунными реакциями с экзогенными аллергенами) будет страдать большая часть населения планеты, при этом аллергеном может выступать почти любое вещество.

Уже сейчас каждые 10 лет распространенность аллергических заболеваний увеличивается в 2-3 раза. В мире ежегодно регистрируется до 1 млн. впервые выявленных случаев атопического дерматита (АД). При этом АД часто сочетается с другими аллергическими заболеваниями — бронхиальной астмой (БА) в 34% случаев, аллергическим ринитом — в 25%, поллинозом — у 8%.

Все симптомы аллергии можно условно разделить на общие и местные. Первые из них встречаются далеко не у каждого пациента, и их наличие без местной симптоматики не может натолкнуть врача на мысль об аллергии. И наоборот, не в каждом случае аллергии будут отмечаться общие симптомы.

Общая симптоматика носит системный характер и чаще всего возникает при достаточно выраженном процессе или даже при осложнениях. К таким признакам относятся:

  • Общая слабость;
  • Повышение температуры тела;
  • Бледность кожи;
  • Повышенная возбудимость нервной системы или ее заторможенность;
  • Эпизоды падения артериального давления;
  • Нарушения сознания.

Местные симптомы при аллергии затрагивают работу не только кожи, но и дыхательной и пищеварительной систем, а также органов зрения.

Аллергия в целом отрицательно влияет на организм и его дееспособность — повышается утомляемость и раздражительность, снижается работоспособность иммунной системы. Последствия аллергии заключаются в развитии аллергических реакций в такие болезни как гемолитическая анемия, сывороточная болезнь, экзема, бронхиальная астма , отит, хронический бронхит, хронический ринит и мн. др. Причиной возникновения таких последствий аллергии зачастую является несвоевременная диагностика аллергических реакций и их некорректное лечение. Так, «заглушение» пищевой аллергии у ребенка лекарствами может привести к возникновению такого хронического заболевания как атопический дерматит .

Во избежание подобных последствий аллергии необходимы своевременное обращение к врачу и корректная терапия аллергической реакции. Следует сказать, что отрицательные последствия аллергии часто вызваны тем, что больные или родители больных детей занимаются самолечением и, в основном, симптоматическим, — снимая проявления аллергии, но не выявляя ее основную причину.

Самое серьезное осложнение – затруднение дыхание, развивающееся до анафилактического шока с судорогами, потерей сознания, опасным снижением артериального давления. Анафилактический шок возникает после введения некоторых препаратов, из-за укусов насекомых и присутствия раздражающего фактора в пище.

Еще одно, более тяжелое последствие аллергии – это анафилактический шок. Это заболевание возникает реже, но оно очень опасно и развивается быстрыми темпами. Последствия аллергии сложно предусмотреть. Эта болезнь всегда застает врасплох, и если иммунная система функционирует нормально, человек быстро выздоравливает. Но бывает и так, что симптомы слишком быстро усиливаются и тут необходимо быстро принять антигистаминные препараты. В эту группу входит «Димедрол», «Супрастин», «Тавегил». Эти лекарства всегда должны быть в домашней аптечке, но их приём осуществляют только после консультации со специалистом, который назначит необходимое лечение, это и позволяет избегать последствий аллергии.

Мероприятий, обладающих доказанной способность предотвращать развитие аллергии в настоящее время не разработано. Ряд авторов рекомендует исключение коровьего молока детям до 12 месяцев в случаях, если есть аллергические заболевания в семье. Специалисты Всемирной организации здравоохранения указывают на позитивное влияние в этом плане длительного (не менее 6-8 месяцев) грудного вскармливания ребенка.

Особенности прикорма – куриные яйца можно вводить с 1 года, только с 3-х лет можно впервые дать попробовать орехи, рыбу.

В целом стоит вести здоровый образ жизни, стараться употреблять натуральные продукты (а не нечто со сроком хранения 10 лет), регулярно обследоваться у врача и своевременно лечить сопутствующие заболевания.

Цель: Ознакомиться с особенностями аллергических заболеваний, факторами, влияющих на их развитие, основных принципов протекания аллергических реакций, способов лечения и их влиянием на организм человека.

1.Выяснить знания учащихся об аллергических заболеваниях и их влиянии на здоровье человека.

2.Выяснить количество детей и взрослых, подверженных аллергическим заболеваниям.

С этой целью мы провели анкетирование среди учащихся 6,7,9,11классов. В анкетировании приняли участие 346 человек учащихся и 30 преподавателей. Данные опроса занесены в таблицу №1( приложение1 )

Аллергические заболевания наблюдаются у 95 детей(28%).Самой распространенной является пищевая аллергия 28 человек(29%),меньше всего встречается эпидермальная аллергия 9 (22%).Ярко выраженными симптомами при аллергии являются: зуд, сыпь 46(47%),ринит 19(20%).Последствия аллергии проявляются в виде бронхиальной астмы у 9 человек(10%).

У большинства опрошенных (54-57%) детей первые признаки этого заболевания наблюдаются в школьном возрасте.

49% учащихся утверждают, что у них в роду нет аллергиков, есть аллергия у 43% и 8%,к сожалению, не владеют информацией о своих родных.

Из родителей учащихся больше всего болеют мамы(78-85%).У них наблюдается аллергия на пыль(39-42%),пищевые продукты(19-20%) и бытовую химию(19-20%).

К сожалению,44% учащихся не владеют информацией об аллергии, а 37% — имеют представления и знания о профилактике данного заболевания. Радует тот факт, что информация о здоровье в той или иной степени интересует опрошенных ребят.

При обнаружении аллергии 48(51%) детей обратились за консультацией к врачу.

Как показывает опрос, основным методом лечения является медикаментозная терапия (30-63%),в редких случаях был применен иммунотропный метод(1-2%).

Отрадно отметить, что лечение от аллергии дало положительный результат у 28 (58%) учащихся, результаты остались без изменений(19-40%).

Следуют рекомендациям врача и принимают препараты от аллергии 32(34%)человека, 9человек(9%) только в случае необходимости. Употребление данных препаратов не вызывают никаких побочных изменений отмечают 32(74%)человека, у 3(7%) детей появляется усталость, сонливость.

Дети, не страдающие аллергией, поддерживают чистоту в доме (105-42%), а 109(43%) не предпринимают никаких мер по профилактике.

Был проведен опрос среди детей-аллергиков. В нем приняло участие 9 учащихся 9 классов. Данные опроса занесены в таблицу №2,3 ( приложение2 )

По результатам исследования было выявлено:

Аллергические проявления в раннем детстве стали возникать у 5(55%) учащихся. Чаще встречается пищевая аллергия у 6 (66%) и пыльцевая 5(55%) детей. Основным методом при определении аллергии врачи используют скарификационный метод. Лечение назначают медикаментозное.33% детей с бронхиальной астмой,22% появилась крапивница — последствия аллергии. У 6(66%) детей в роду были аллергики.

Был проведен опрос среди преподавателей.

В опросе приняли участие – 30 учителей.

1.Аллергические заболевания наблюдаются у 13(40%) человек.

2.Пищевая аллергия -7(53%)

4 . Пыльцевая аллергия — 1(8%)
5.На холод – 1(8%)
6.На лекарства -1(8%)

У большинства учителей наблюдается пищевая аллергия, меньше всего на пыльцевую аллергию, на лекарства и холод.

1. Наиболее частые проявления в виде сыпи и зуда и у 17(4%) учеников уже диагностируется астма.

2. Среди детей, страдающих аллергическими проявлениями одинаковое количество детей (34 и 66%) обращались и не обращались к специалистам.

3. У 39% аллергические проявления наблюдались уже к первому году жизни, в школьном возрасте 61% .

4.54% детей имеют родителей аллергиков, а это значит, что они могут ее унаследовать (40% вероятность). Так же возможна передача наследственной аллергии и через поколения, например от бабушки к внуку или от тети к племянникам. Доказано, что если один из родителей страдает аллергией, то вероятность того, что аллергия будет у ребенка 30%, в случае, если оба родителя страдают аллергией, то вероятность возрастает в два раза до 60%.

5.На вопрос о лечении 30% уже принимают лекарства, 10% соблюдают диету и 53% следят за чистотой в доме.

6.67% учеников не принимают никаких мер для профилактики аллергических заболеваний, а следовательно тоже находятся в группе риска, причина может заключаться в том, что ученик просто ничего не знает об этом заболевании, т.к. оно его пока « не коснулось».

Источник

Читайте также:  Аллергические реакции препараты для его снятия
Adblock
detector